Как развить самостоятельность у ребенка?

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

5. Позволить ошибаться и поддерживать

Переживать за ребенка — естественно. Не каждый родитель сможет молча наблюдать, как сын изучает карбюратор, а дочь переливает кипяток. Однако, если постоянно показывать свои тревоги, мы рискуем переборщить и дать ребенку ложное послание — что не доверяем и считаем, что он не справится.

Больше уверенности! Можно не только доверять ребенку, но и поощрять его за порыв сделать что-то сложное самостоятельно. Если ребенок вызвался помочь собрать кухонный гарнитур — дайте ему право на ошибку, особенно, если он делает это впервые.

Нашу личность формируют наши действия, а фразы вроде «Ну что ты же натворил!» или «Руки не оттуда растут!» точно не помогут стать увереннее и повзрослеть. Наоборот, ключ к успеху — в поддержке: «Я вижу, как ты стараешься. Попробуй перевернуть инструкцию» или «Что-то уже получается. Хочешь продолжим вместе?».

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами, если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Какие качества следует развивать в ребенке

Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:

  • Необходимость совершать какие-либо усилия.
  • Возможность неверных действий или ошибочных решений.
  • Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
  • Потребность переделывать неудачные варианты.

  • терпение;
  • сила воли;
  • ответственность;
  • смелость;
  • способность осознанно ставить цель.

В данном случае речь не идет о каких-то специальных тренировках, которые вначале должны развить соответствующие черты характера, а уж затем позволят перейти к воспитанию самостоятельности.

Осознанное поведение мамы, отца и других родственников, их поддержка начинаний маленького человека, своевременная, но разумная помощь и обучение – все это является ситуацией, в которой необходимые черты личности успешно развиваются. Но родители должны демонстрировать подобные качества и в себе. Если у мамы не хватает терпения, и она выхватывает у ребенка ботинок со словами: «Ну что ты возишься!» ни о какой самостоятельности говорить уже не приходится.

Игры для самостоятельности

Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:

  1. «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, накрыть импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
  2. «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери выбрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
  3. «Быстро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра учит оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.

Воспитание самостоятельности ребенка

Недостаток обязанностей у малыша грозит:

  • Внутренней неуверенностью (малыш решит, что родители не могут доверить ему дела);
  • Требовательностью (ребёнок видит, как мама всё делает и просит делать ещё больше);
  • Вероятностью развития депрессии, переживаний, повышенной тревожности;
  • Нетерпимостью к неприятным, но необходимым усилиям.

Все его ошибки становятся большой движущей силой.

Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом

Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед

Что означает для ребенка самостоятельность?

Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:

  • умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
  • решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
  • свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
  • строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.

Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:

  • инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
  • планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
  • целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
  • ответственность – означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
  • самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
  • социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
  • творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.

Не делать за ребенка то, что он может сделать сам

Нельзя приучить ребенка к самостоятельности, если делать все за него. И ситуации «мы опаздываем», «ты делаешь неправильно», «ты все испортишь» не являются оправданием. Вопреки известному утверждению, люди учатся только на своих ошибках. Разрешите ребенку набраться своего опыта.

Продумайте, как вы можете минимизировать риски того, что кажется вам опасным или того, что заставляет вас нервничать. Например, оставляйте дополнительное время на сборы.

В то же время позвольте ребенку ощутить ответственность за личные промахи. Ведь только так мы учимся, становимся ответственными и дисциплинированными.

Как относиться к ошибкам малыша?

Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко

Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно

Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.

Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.

Если малыш взялся мыть пол и пролил воду из ведра, не старайтесь сгладить произошедшую ситуацию, научите кроху, как надо действовать осторожно. Похвалите ребенка, если все у него получилось хорошо

Привлекайте детей к домашним делам, совместно с ними убирайте, мойте, протирайте пыль, поливайте цветы.

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Интегрируем в жизнь малыша семейные традиции

В 3 – 4 года малыш уже активно проявляет свою самостоятельность — и именно сейчас полезно приобщать ребенка к коллективным действиям, чтобы направить его энергию в мирное русло.

Семейные традиции нужны нам для того, чтобы почувствовать близость и любовь, ощутить преемственность поколений, выразить благодарность каждому члену семьи, создать особое пространство общения, в котором все друг другу рады. Кто-то вместе ходит освящать куличи, кто-то возлагает цветы к Вечному огню в своем городе, кто-то собирает всю семью на день рождения…

Многие из действий, которые радовали нас в детстве, теряют свой смысл, когда мы вырастаем, но для своих детей мы вдыхаем новую жизнь в воспоминания и начинаем повторять то, что когда-то для нас делали наши родители.

Лучший способ дать малышу этот важный опыт — сделать его полноценным участником процесса. Можно начинать с самого раннего возраста: уже в 3,5 – 4 года маленький помощник может вместе с вами наряжать елку или месить свой собственный кусочек теста.

Как сделать самую простую открытку? Для этого проекта вам понадобится крафт-бумага (та, в которую когда-то заворачивали покупки, а теперь активно используют для творчества), пальчиковые краски и нарядные рамки. Вот три варианта, а вы можете придумать что-то свое, не ограничивая фантазию.

Ладошки. Отпечаток ладошки на красивой бумаге. Этот фокус могут проделать даже самые маленькие (главное — сразу же постараться объяснить малышу, что краски не стоит пробовать на вкус, и следить, чтобы он этого не делал). Выдавите немного краски на гладкую доску или тарелку и равномерно размажьте по поверхности. До того, как начать делать изображение в подарок, дайте юному художнику просто поиграть с красками. Затем прижмите ладошку малыша сначала к поверхности с краской, а потом к крафт-бумаге, «прокатав» ее так, чтобы «запечатлеть» все пальчики. Возможно, идеальный отпечаток получится со второго или третьего раза, поэтому запаситесь терпением и получите удовольствие от процесса. Выберите самый красивый отпечаток и вставьте его в рамочку! Имениннику будет очень приятно!

«Букет в подарок». Нарисуйте на плотной бумаге зеленые стебли, а потом покажите малышу, как нужно приложить пальчик в краске к «холсту», чтобы получился лепесток

Меняйте краски — пусть букет будет разноцветным! Очень важно, чтобы малыш видел, как вы оформляете готовую «картину», и дарил ее вместе с вами! Он будет горд тем, что взрослые радуются его творчеству. Если вдруг получилось так, что его работе не нашлось места на стенке у именинника, сделайте дома еще одну и повесьте у себя

Детям важно, чтобы плоды их творчества стояли или висели на видном месте: так они чувствуют, что их ценят и гордятся ими.

«Салют для бабушки». Возьмите карандаш с круглым ластиком на конце и покажите ребенку, как можно опустить «стерку» в краску, а потом отпечатать, приложив к бумаге. Если поставить рядом много отпечатков одного цвета, то получается салют! Предложите малышу поменять цвет, чтобы на листе появилось несколько ярких вспышек фейерверка.

Какие еще радости мы можем придумать для своих детей?

  • Совместное украшение елки перед Новым годом;
  • Наблюдение салюта вечером 9 Мая;
  • Праздник встречи весны со спуском на воду бумажных корабликов;
  • Приготовление блинов на Масленицу;
  • Создание поздравительных стенгазет ко дню рождения папы;
  • Выпечка специального, самого любимого торта ко дню рождения именинника, заказавшего это лакомство.

Приучение ребенка к порядку

Безусловно, ситуация, с которой сталкивается каждый родитель, воспитывая своего сына или дочь самостоятельной личностью, требует усилий, сложна и постоянно изменяется с ростом и взрослением ребенка. То, что сегодня для малыша было радостной игрой, завтра может показаться скучной обязанностью. Например: младенец одиннадцати месяцев может увлеченно складывать различные предметы в коробочку, а пятилетнего малыша заставить сложить свои игрушки в ящик удается не всегда. Освоив «складывание», маленький человек начинает относиться к этому как к рутинному процессу. Он стремится открывать новые горизонты и не хочет отвлекаться на неинтересные дела. Регулярность, повторяемость действий для ребенка очень тяжелое испытание.

Необходимые для поддержания порядка действия должны стать привычкой, не требующей раздумий и сомнений. Здесь может помочь несколько правил:

  1. Приучение к порядку должно начаться как можно раньше. Не нужно откладывать это «на потом», дескать, подрастет – научим, а пока он еще мал. Если требуемая упорядоченность действий естественна для ребенка, то не потребуется ломка стереотипов и привычек.
  2. Родители должны быть последовательны в своих требованиях. Вариант: сегодня укладываемся спать вовремя, а завтра смотрим по телевизору интересный фильм поздно вечером,- недопустим.
  3. В процессе выработки необходимых привычек малыша нужно хвалить и поощрять. Если что-то не выходит, что моральная поддержка взрослых должна выглядеть как: «У тебя все получится, ты молодец, стараешься».
  4. Необходимо объяснять маленькому члену семьи, зачем вводятся те или иные правила. Осознание своей полезности очень помогает ребенку прилагать нужные усилия.
  5. Другие члены семьи должны подчиняться тем же правилам, которые предлагаются ребенку. Если малыш должен убирать свои вещи в шкаф, а мама бросает свою блузку на видном месте, то приучение к порядку затянется надолго.

Синдром «выученной беспомощности»

У детей, которым не позволяют проявлять самостоятельность, может сформироваться синдром «выученной беспомощности». Его причиной становится чрезмерная опека родителей, которые игнорируют желания чада сделать что-то самостоятельно – ведь зачастую это слишком долго и сложно! В итоге малыш на подсознании усваивает: «Что бы я ни делал, всё бесполезно» или «зачем напрягаться? Сейчас папа с мамой придут и все решат, все сделают!» Ребенок утрачивает смысл что-либо предпринимать и бороться с обстоятельствами – ведь его усилия ни к чему не приводят. О взрослении в такой ситуации не может быть и речи!

Чем опасно:

Негативные последствия подобного воспитания огромны – у ребенка развивается эмоциональная неустойчивость, робость, равнодушие и замкнутость. Он беспричинно испытывает ощущение вины, склонен к пессимизму и низкой самооценке, отличается отсутствием креативности и низким уровнем притязаний. Несомненно, что человек с такими качествами не может стать счастливым и добиться успеха в жизни.

Боремся с «плохими» словами

Почему ваш ребенок копирует «нехорошие слова» и агрессию — и что с этим делать? Одни дети после первого же объяснения перестают повторять чужие действия, а другие, наоборот, усваивают их довольно прочно. Что делать родителям, которые наблюдают эту практику у своего чада?

Малыш, повторяющий за другими неприличные слова и жесты, вызывает понятное беспокойство

Если к нему так легко «липнет» плохое, не встанет ли он на кривую дорогу? Как быть, если ребенок произнесет грубое слово в автобусе или в гостях? Что, если воспитатели по его поведению начнут делать выводы об отношениях и общении в семье? Чтобы справиться с этим беспокойством, важно понять, почему дети охотно копируют плохие поступки своих сверстников или взрослых.

Откуда берется желание произносить «плохие» слова

Если говорить отстраненно, то повторение действий другого — это база, на которой строится обучение и воспитание ребенка. Можно смело утверждать, что развитая способность схватывать внешний образ и воспроизводить его не является чем-то негативным, наоборот — это сильная сторона ребенка, на которую он опирается при обучении. Скорее, острый момент заключается в том, что малыш выбирает для копирования не одобряемое обществом поведение — например, повторяет за взрослыми бранные слова. 

Причин может быть несколько.

  • Такое поведение может быть «просьбой» о внимании. Малыш обнаруживает, что есть ключевое слово, услышав которое мама тут же отвлекается от своих дел и сосредотачивается на нем. Сам факт внимания так важен, что его «знак» (ругается мама или хвалит) уже не имеет большого значения. Если смысл копирования заключается в поиске внимания, то совместная игра, прогулка, домашние занятия или простые «обнимашки» могут многое изменить.
  • Желание копировать кого-то «плохого» может быть ролевым экспериментом, исследованием. Эта потребность чаще всего встречается у детей постарше — тех, кто уже отпраздновал свое пятилетие. Ребенку хочется поиграть в злодея, попробовать себя в роли кого-то плохого, потому что это интересно, это другая сторона привычного мира. В таком копировании нет ничего страшного. В игре дети примеряют разные роли, чтобы выстроить свою, уникальную. Если родители сильно беспокоятся из-за ролевого выбора ребенка, то они могут вместе с ним развить игру с целью показать последствия тех или иных злодейских поступков. В случае если ребенок не только наслаждается ролями злодеев, но и в реальной жизни проявляет агрессию (пытается причинить боль исподтишка, провоцирует сверстников на ссоры, нападает на младших по возрасту, мучит животных), нужно обратиться к детскому психологу, чтобы найти причины этого нарушения поведения.
  • Ребенок пытается компенсировать свои трудности через присвоение черт человека, который, как ему кажется, с такими сложностями не знаком. Если кроха боязлив, он может пытаться копировать агрессивного сверстника. Но обычно эти «пробы» проигрываются в безопасной обстановке — например, с младшими по возрасту или с мамой. То есть в ситуации реальной угрозы малыш не может применить «чужую» смелость и задиристость.

Если ваш малыш приносит из сада или с улицы манеры и слова, которые вас шокируют, терпеливо разберитесь, для чего ему это нужно. Благодаря терпению и ласке можно многое решить и предотвратить.

Приучение ребенка к порядку

Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, чадо совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка. Постель заправляется только после многократных напоминаний, тарелка после еды сиротливо остается стоять на столе, вещи живописно разбросаны по всей комнате… Находятся даже дети, которые, уже учась в школе, зубы чистят только по просьбе и родители, которые собирают портфель для любимого дитятки вплоть до средней школы.

Где и что было пропущено и, главное, как со всем этим справиться, если уже дошли до жизни такой? Этот вопрос требует отдельного разговора, и о нем мы поговорим позже. Сначала информация для родителей малышей, которых еще вполне возможно приучить к самостоятельному труду.

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

Освоить планирование дел и времени

Купите доску, мел и часы. Помогите ребенку составить первое расписание или план на день, а потом предложите ему самостоятельно вычеркивать выполненные дела (ставить галочки) или редактировать планы. Можно не просто составлять расписание, а оформлять что-то графиками, таблицами, списками.

Познакомьте ребенка с таймером. Предложите воспользоваться таким упражнением из тайм-менеджмента: в течение 15–20–30 минут человек, не отвлекаясь, занимается одним делом, пока не прозвенит таймер. Затем 5–10-минутный перерыв и снова работа – пока задача не будет выполнена. Этот прием можно использовать при выполнении домашнего задания.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат. Подростки стремятся к первому, но избегают второго

Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Как прививать самостоятельность

Ребёнок сможет развиваться гармонично и постепенно становиться самостоятельным, если его родители будут следовать несложным советам:

Начните с режима дня. Он не только дисциплинирует, но и тренирует ответственность. Сначала напоминайте чаду о времени и действиях. Потом ребёнок всё запомнит и научится сам планировать свой день.
Определите обязанности, которые ребёнок должен самостоятельно выполнять. Это может быть забота о питомце, вынос мусора, мытьё посуды, подметание пола.
Хвалите за достижения, даже небольшие, промежуточные. Это позволит малышу понять, что его ценят, что его старания не напрасны, что есть стимул делать что-то вновь.
Интересуйтесь мнением чада, учитывайте его потребности и желания. Ребёнок должен ощущать себя важным, нужным и значимым.
Давайте возможность самостоятельно выбирать: одежду, хобби, еду, обязанности, аксессуары для дома и так далее. Ребёнок должен учиться делать собственный выбор.
Помогайте, когда чадо просит

Важно не делать всё за него, а именно помогать: подсказывать, поддерживать, направлять в нужное русло.
Советуйтесь. Можно спрашивать, что лучше приготовить на ужин, как одеться, что купить.
Предоставляйте свободное время – не менее 1-2 часов в сутки

В этот период ребёнок может заниматься тем, чем хочет.
Сложные задачи разбивайте на небольшие. Так, если предстоит генеральная уборка, можно разделить её на этапы: раскладывание вещей по местам, обработка ковров пылесосом, мытьё полов, протирание пыли, чистка сантехники.
Показывайте пример: не уходите от решения проблем, ищите выходы из сложных ситуаций, не показывайте свою несостоятельность или беспомощность.
Предлагайте новые интересные задачи, вдохновляйте на достижения. Это поможет не бояться трудностей и неизвестных ситуаций, учиться адаптироваться к новым условиям.
Чётко формулируйте цели и обозначайте желаемые результаты. Ребёнок должен понимать, что и ради чего он делает.
Неудачи – это нормально! Не стоит придавать им большое значение, ведь любая ошибка – это опыт и повод попробовать снова. Да, можно мягко сказать, что малыш сделал что-то не так, даже дать совет. Но не ругайте, не напоминайте об оплошности.
Поддерживайте. Ребёнок должен знать, что он не один, а если что-то не получится, ему помогут и не осудят.
Все запреты объясняйте
Нужно говорить не просто «Нельзя!», а «Не нужно делать этого, потому что…».
Проявляйте внимание. Интересуйтесь делами, планами и мыслями, всегда внимательно выслушивайте чадо
Так вы поймёте, чего ребёнок хочет, боится, опасается или не приемлет. И это поможет своевременно выявлять проблемы и двигаться в нужном направлении.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников – помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада – весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно

Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая – это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие. Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное – не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция – когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай.

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий