Как справиться с гиперактивным ребенком

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Возрастные особенности СДВГ

Диагноз СДВГ редко выставляется при первом визите ребенка к специалисту. В большинстве случаев врач выбирает выжидательную тактику: в течение нескольких месяцев оценивается выраженность и постоянство симптомов. Врач должен также верно оценить уровень активности ребенка: должный для его возраста или патологический.

В большинстве случаев поводом для обращения к специалисту становится новый этап в жизни малыша: посещение детского сада или школы. Наиболее ярко СДВГ проявляется в 4-5 и 7 лет. Однако средний возраст постановки диагноза составляет 8-10 лет.

Даже при своевременно начатом лечении симптомы заболевания сохраняются у 50-80% подростков

Важной особенностью в этом возрасте является уменьшение гиперактивности или даже ее полное исчезновение. Однако импульсивность и нарушения внимания не ослабевают, а усиливаются

В школе снижается успеваемость, а также возникают трудности в межличностном общении. Отмечается, что такие подростки более склонны к употреблению психоактивных веществ и совершению противоправных нарушений.

У взрослых проявления СДВГ сохраняются примерно в 50% случаев. Поэтому заболевание может приобретать длительное течение и многолетний характер.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок – это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Признаки СДВГ у детей

Как можно заподозрить СДВГ у своего ребенка?

Ребенок легко отвлекается. Многие родители жалуются на то, что малыш практически никогда не заканчивает начатое дело и быстро переключается на что-то другое.

Снижена концентрация внимания. Ребенок может по несколько раз перечитывать две строки в книге, но суть понять ему будет очень сложно.

Импульсивность. Детям с СДВГ тяжело контролировать свое поведение и эмоции, нарушение правил и запретов — частая ситуация. Практически всегда для детей с СДВГ свойственны перепады настроения.

Трудно выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких задач. Ребенок быстро забывает, о чем его попросили.

Чрезмерная двигательная активность. Движения, как правило, хаотичные, резкие, бесцельные

Ребенку трудно усидеть на одном месте как дома, так и на занятиях в школе или детском саду.

Иногда это, напротив, очень спокойные дети, однако их внимание трудно сконцентрировать на чем-то. Про таких ребят говорят «витает в облаках».

Безусловно, тот или иной признак можно найти практически у каждого ребенка. Но при данном расстройстве у детей наблюдается их комбинация, наличие сразу нескольких признаков. Также важным критерием является возраст: диагноз СДВГ можно поставить только после 5–7 лет

До этого момента в силу незрелости нервной системы (и конкретно префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за самоконтроль, внимание и мотивацию) практически все дети в той или иной мере имеют данные признаки

Помимо этого, существуют диагностические критерии DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition), на которые должны ориентироваться врачи при постановке диагноза.

Лечение гиперактивности у детей

Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.

Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:

  1. Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей. Близких родственников учат, как правильно структурировать свои действия и помогать ребенку скорректировать поведение. Помимо решения основной проблемы, психотерапия дает детям и родителям поддержку и мотивацию.

  2. Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.

  3. Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.

  4. Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.

Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.

Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.

При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.

Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей

Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Теории развития СДВГ

В настоящее время ученым не удалось выделить точные причины формирования СДВГ. Поэтому рассматривается несколько теорий развития болезни:

нейробиологическая концепция. У детей с диагнозом СДВГ во время исследований обнаруживаются нарушения строения и функционирования структур головного мозга

Кроме того, важное значение в развитии повреждения играют генетическая предрасположенность и гипоксическое повреждение ЦНС во внутриутробном периоде;
нейромедиаторная концепция. Лабораторная диагностика выявляет у детей с СДВГ нарушения в работе нейромедиаторных систем: дофаминовой, серотониновой и норадреналиновой;
генетическая концепция

СДВГ считается полигенным расстройством, поэтому его развитие детерминировано большим количеством генов;
нейропсихологическая концепция. Считается, что развитие гиперактивности связано с незрелостью лобных структур головного мозга. В связи с этим нарушается управленческая функция префронтальной области (поведенческое торможение и самоконтроль);
теория влияния пищевых факторов. Несбалансированное питание способно приводить к нарушениям обменных процессов в организме. Как следствие, нарушается функциональность структур ЦНС;
неблагоприятные факторы внешней среды. К повреждению структур головного мозга могут приводить воздействие свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и т. д. При этом интоксикация может влиять как во время беременности, так и после рождения.

Дидактические материалы

Коррекцинно-развивающие упражнения и игры для гиперактивных детей развивают память, снимают мышечное и эмоциональное напряжение, вырабатывают навыки самоуправления и общения. Основные требования к их организации:

поэтапность: сначала проводить игры только на внимание, затем — на память и т. д.;
в игре может участвовать любое количество людей;
нельзя давать малышу переутомляться, нужно уметь вовремя переключать внимание на что-то другое;
контроль со стороны взрослого должен быть постоянным.

Для дошкольников (профилактика)

Раз, два, три — говори!

Взрослый задаёт простейшие вопросы (Как тебя зовут? Какого цвета солнце? Какое животное мяукает?). Отвечать на них можно только после того, как будет произнесена команда: «Раз, два, три — говори!».

Снеговик

Задача — изобразить снеговика: развести руки в стороны, надуть щёки, напрячь всё тело. Ведущий играет роль солнца: ходит вокруг снеговика, гладит его и обнимает. От этого тот тает: постепенно расслабляется, медленно опускаясь на пол. Игра хорошо снимает мышечные зажимы.

Шарик

Задача — изобразить воздушный шарик. Ведущий играет роль насоса: делает вид, что он накачивает шарик воздухом. От этого тот «раздувается». Затем взрослый неожиданно громко хлопает в ладоши, и шарик резко «сдувается».

Для гиперактивных дошкольников полезными также окажутся такие игры и упражнения, как «Это лишнее», «Лови — не лови», «Найди отличия», «Дрессированная муха», «Дотронься до цвета/предмета».

Для младших школьников

Волшебный клубок

Упражнение для тренировки саморегуляции. Задача — медленно наматывать на руку клубок ярких ниток и чувствовать, как тебя наполняет спокойствие и умиротворение. Задание считается выполненным, когда прекращаются навязчивые движения и становится возможным усидеть на одном месте в течение нескольких минут.

Художники

Для игры потребуется несколько участников. Взрослый рисует на большом полотне или доске произвольные линии. Каждый подходит и дорисовывает что-то своё. Все при этом должны помнить основную задачу — в итоге должна получиться законченная картина. Смысл в том, что гиперактивному ребёнку будет чрезвычайно сложно усидеть на месте и спокойно дожидаться своей очереди.

Кричу — шепчу — молчу

Отличное упражнение для выработки навыка дисциплины. У взрослого — три кнопки ладони, вырезанных из разноцветного картона. Если он поднимает красную, все могут бегать, шуметь, кричать. Если жёлтую — все замедляют скорость и снижают громкость голоса. Если синюю — все замирают на месте и молчат.

Гиперактивным младшим школьникам также полезно предлагать такие игры и упражнения, как «Слушай хлопки», «Волны», «Шалтай-Болтай», «Давайте поздороваемся», «Сиамские близнецы», «Игры за партами», «Разговор с руками».

Совет восьмой — контролируйте время

Дети с СДВГ совсем «не дружат» со временем. Это чувство у них развито очень плохо. Предупреждайте о том, что нужно закончить какое-то занятия немного заранее и несколько раз.

Фраза о том, что игру надо закончить до прихода с работы папы, не скажет ребенку ни о чем. В итоге, когда придется убирать игрушки, он окажется к этому не готов. То же с уроками, заданиями, сборами на прогулку или занятия. Предупредите более конкретно — за 10 минут, потом — за 3 минуты до того момента, когда действие действительно должно быть закончено.
С некоторыми детьми неплохо работает игра в таймеры. В определенное время таймер зазвонит. Только используйте систему театральных звонков — первый, второй и третий.

Совет пятый — учитывайте особенность вашего ребенка

Несомненно, нельзя подстроить всю жизнь под свое — даже самое любимое — чадо. Дети с гиперактивностью плохо переносят большие скопления людей, нарушения режима, вынужденное бездействие (например, в очереди или транспорте). Однако совсем избежать таких условий нельзя. В этом случае не нервничайте и не заводитесь, просто продумайте все заранее.

  1. Возможно, в магазин можно выбраться на выходных, оставив ребенка с кем-то из родственников.
  2. В самолет или автобус взять побольше игрушек, которые отвлекут и помогут спокойно провести время. Старайтесь выбирать проверенные варианты.
  3. Может быть, стоит на время отложить посещение детских мероприятий или быть готовыми к тому, что придется уйти с представления пораньше. Берегите ребенка от переутомления!

Совет первый — режим

Уж сколько говорят про этот распорядок дня — как будто это панацея какая-то! Действительно, привычный режим очень важен для детей. А для гиперактивного ребенка — вдвойне.

Привычный уклад, сон, отдых, занятия и прогулка должны происходить в одно и то же время.

Постепенно организм ребенка сам станет настраиваться на нужный вид деятельности, а значит активному энерджайзеру будет значительно проще гасить возбуждение и справляться с переизбытком эмоций.

Введите в обиход семейные традиции и ритуалы. Например, утро может начинаться с одной и той же песенки на музыкальном центре, ласковых объятий под привычный стишок, вечером — в одно и то же время и в строгой последовательности начинаются гигиенические процедуры, стакан кефира, сказка перед сном.

Все новое и непривычное вызывает у ребенка перевозбуждение нервной системы. В ответ на это он ведет себя неадекватно — кричит, бегает, суетится. Не изменяйте правилам. Ритуал очень важен для детей с СДВГ. Если в ванну пора в 9 вечера, значит, так тому и быть, придется строить и ваши дела с учетом детского режима.

Совет третий — используйте способы расслабления и успокаивания

Нервная система у гиперактивных детей довольно слабая. С чрезмерным возбуждением она не справляется. Ищите подходящие способы ее расслабления:

  1. Вода — великий лекарь для неустойчивой психики. Запишитесь в бассейн. Не обязательно посещать секцию, можно ходить просто поплавать и поиграть вместе с родителями. Дайте возможность ребенку дома играть с водой — с игрушками в ванне, корабликами в тазу.
  2. Занятия с песком, глиной, пластилином также успокаивают и приводят в порядок нервную систему. Пересыпание мелкого песка, лепка снимают напряжение, агрессию, развивают воображение. Если боитесь испачкать новый ковер, играть можно на кухне или в ванной. Купите детский кинетический песок (к нему часто прилагаются небольшая песочница или клеенчатый коврик).

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Первыми на гиперактивность ребенка укажут посторонние: на общей площадке во дворе, в детском саду. Гиперактивный ребенок более подвижный, неусидчивый, он не умеет ждать своей очереди на качели, он не желает долго слушать воспитателя. Как результат, родителям поступают жалобы на поведение их ребенка.

Но важно помнить, что в дошкольном возрасте ребенок должен быть активным, а те проблемы, которые он доставляет посторонним должны искореняться воспитанием. Ребенку нужно объяснить, как нужно вести себя: слушаться, делиться, уважать, ждать, не кричать и не драться без причины

В противном случае огрехи в воспитании будут приняты за отклонения в здоровье, в частности за СДВГ.

Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности

Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.

Диагностические критерии DSM-5

Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:

  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.

Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.

СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:

не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
не может удерживать внимание на играх, задачах;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности.

СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:

  • постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
  • уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в неуместных ситуациях;
  • при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
  • очень много говорит, речь торопливая.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:

  • симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
  • симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
  • симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.

Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.

Опрос и осмотр

В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:

  • когда начались первые проявления заболевания;
  • какие симптомы появились у ребенка;
  • как развивались симптомы заболевания.

Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:

  • особенности поведения ребенка, внешний вид;
  • оценка состояния черепно-мозговых нервов;
  • оценка двигательной активности.

Данные анамнеза

Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:

  • токсикозы у матери во время беременности;
  • риск прерывания беременности;
  • хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • патологические роды и родовые травмы;
  • фебрильные судороги;
  • менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
  • наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.

Объективные методы обследования

В качестве объективных методов исследования используются:

  • электроэнцефалография;
  • ЭХО-ЭГ;
  • нейросонография;
  • компьютерная томография;
  • допплерография.

Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.

Нейропсихологическое исследование

Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.

Психологический анализ

Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще

В чем проявляется недуг?

Признаки гиперактивности у детей могут возникать уже с самого раннего возраста. Как понять родителям, что ребенку нужна помощь? В дошкольном возрасте должно настораживать, что малыш не может сосредоточенно заниматься определенным делом

У таких детей обычно внимание рассеянно. Родитель видит, что ребенок не может играть в игры, требующие от него повышенной степени концентрации

Дешевые проститутки Улан Удэ – это отличный способ получить максимум удовольствия по доступной цене. В Екатеринбурге можно найти проституток, которые удовлетворят все ваши сексуальные желания. Индивидуалки Вологды – идеальный выбор для гарантированного наслаждения. Шлюхи в Белгороде предложат вам различные услуги для удовлетворения своих клиентов. Доверьтесь проверенным проституткам Бийска и насладитесь незабываемым анальным опытом. Проверенные проститутки Твери: конфиденциальность и безопасность гарантированы. Найти проституток Хабаровска – ваше сокровенное желание, которое будет исполнено безупречно. Найти проституток Петрозаводска – легкое удовольствие для всех.

Признаки гиперактивного ребенка довольно быстро притягивают внимание взрослых. Однако описанные симптомы не свидетельствуют о больших запасах энергии

При синдроме во многих случаях наблюдается присутствие беспокойных движений. Субъект становится слишком вспыльчивым, у него диагностируют вычурность моторики.

Когда гиперактивный ребенок, признаки этого явления могут быть следующими:

  • сон беспокойный, с нарушениями;
  • нередко ребенок плачет;
  • наблюдается высокая степень подвижности, возбужденности;
  • имеется чувствительность к раздражителям извне, например, к яркому свету, шуму.

Другие статьи

Алилов Абдул Алилович

ортопед, травматолог

Болезнь Пертеса у детей

Болезнь Легга-Кальве-Пертеса или, по-другому, остеохондропатия тазобедренного сустава возникает в детском возрасте из-за наруше…

11 января 2024

Магдиева Эльмира Гаджибуттаевна

гастроэнтеролог, инфекционист, педиатр

Мононуклеоз у детей: симптомы, диагностика и лечение

Мононуклеоз, также известный как железистая лихорадка, – это инфекционное заболевание, вызываемое вирусом Эпштейна-Барра (ВЭБ),…

22 декабря 2023

Гаджиева Зарият Джалалутдиновна

офтальмолог

Определение остроты зрения у ребёнка до 1 года

Один из важнейших моментов в жизни для каждой мамы — первый зрительный контакт со своим ребенком.

20 декабря 2023

Магомедова Зюльмира Минкаиловна

гастроэнтеролог, детский гастроэнтеролог, педиатр

Лечение ОРВИ и гриппа у детей

В последнее время наблюдается очень много случаев заболеваний ОРВИ и гриппа у детей. Они переносят это очень тяжело.

17 ноября 2023

Признаки гиперактивности

Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.

Невнимательность у ребенка проявляется следующим образом:

  • проблемы с концентрацией, легко отвлекается, не может выполнять до конца ни игровые, ни учебные задания;

  • не обращает внимания на детали, постоянно делает ошибки и описки;

  • не слушает то, что говорят;

  • имеет трудности с выполнением инструкций;

  • есть проблемы с организацией и планированием;

  • избегает и не любит задачи, которые требуют внимания и концентрации;

  • постоянно теряет карандаши, игрушки и другие предметы;

  • забывает о важных делах, например, домашних заданиях.

При импульсивности и гиперактивности у ребенка признаки будут следующими:

  • не сидит на месте, дергается, извивается;

  • не может спокойно вести себя в классе во время урока или при других важных обстоятельствах;

  • хватается за несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое;

  • находится в постоянном движении;

  • бегает и лазает в неуместных местах;

  • не может тихо играть и отдыхать;

  • чрезмерно разговорчив и шумлив, часто перебивает;

  • не умеет ждать;

  • прерывает действия других людей, вторгается в личное пространство вмешиваться в разговоры, нарушает игры других детей;

  • действует без раздумий;

  • не способен сдерживать сильные эмоции, подвержен частым вспышкам гнева и истерикам.

Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с расстройством внимания и гиперактивностью, кажется, никогда не отдыхают. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что практически невозможно для них, то постукивают ногой, барабанят пальцами, вертят головой и так далее. Импульсивность детей с СДВГ приводит к проблемам с самоконтролем. Выполнять такие просьбы как «потерпи» и «подожди немного» для них намного труднее, чем для других детей.

Существуют три основных типа СДВГ:

  • с преобладанием дефицита внимания: характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности;

  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности: характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости;

  • смешанный тип, который представляет из себя сочетание первых двух и встречается статистически чаще других.

Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребенка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более. Поведение такого ребенка не должно соответствовать поведению большинства детей в их возрастной группе. Например, все трехлетние дети имеют короткие интервалы внимания и порой могут быть очень энергичными

Также важно помнить, что все дети разные. Тот факт, что один ребенок более оживлен, чем его брат, не означает, что у него расстройство

Симптомы должны проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Если они наблюдаются только в определенных обстоятельствах (к примеру, только в школе), то вряд ли это болезнь. Если же признаки гиперактивности у детей наблюдаются часто и в любых ситуациях — дома, в школе и во время игры, то самое время насторожиться.

Действенная терапия

Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование специальных лекарственных средств.

Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.

Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.

Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.

Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители – воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как воспитывать ребенка правильно?

Гиперактивность у детей школьного возраста

Настоящие проблемы у гиперактивного ребенка могут начаться на уроках

Будучи не в состоянии долго концентрировать внимание, такие дети часто отвлекаются, невнимательно слушают учителя

Гиперактивный ребенок всегда очень спешит, он выполняет задание, не дочитав его, отвечает на вопрос, не дослушав. При  этом уровень интеллекта у гиперактивных детей часто выше среднего: они быстро генерируют идеи, легко схватывают материал, но и легко его забывают. И, если внеклассное поведение можно выправить должным воспитанием, то именно интеллектуальные монотонные задания гиперактивному ребенку даются тяжело.

Прежде чем делать заключения о неусидчивости и гиперактивности ребенка, родители и учителя должны учесть и другие факторы:

  • возможно, ребенку попросту скучно, так как он умнее сверстников и подаваемый материал для него слишком легок и не интересен;
  • у ребенка могут быть проблемы со слухом или зрением, как результат он не видит записи на доске и плохо слышит учителя, в связи с чем и теряет интерес к происходящему.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий