Как научиться искусству запрещать ребенку, не запрещая?

8 советов психолога для установления запретов

Если вы хотите научить ребенка правильно реагировать на столь важное слово «нельзя», попробуйте следовать нескольким несложным советам. Они помогут установить разумные запреты, в то же время не ограничивая детскую активность

Не следует злоупотреблять словом «нельзя». Есть риск, что ребенок станет воспринимать его как сопутствующий фон, не обращая на него особого внимания. Кроме того, запомнить все родительские запреты попросту невозможно. Мы уже говорили, что запрещать следует только то, что опасно для жизни или оскорбительно для окружающих.
Постоянное одергивание все же нежелательно, лучше создать вокруг малыша безопасную среду, благодаря которой вы сможете избежать большинства запретов. Уберите повыше острые, хрупкие предметы, установите заглушки на розетки, уберите от окон стулья и столы и т.д.
Обязательно согласуйте свои действия с домочадцами. У матери, отца, бабушек и дедушек должен быть единый перечень запретов. Это нужно для того, чтобы малыш не столкнулся с противоречиями. Например, мама запрещает долго сидеть перед телевизором, а любимая бабушка разрешает.
Кстати, обсуждение списка запретов полезно и тем, что вы сможете убрать «вредные» ограничения, которые препятствуют естественной детской любознательности. У вас есть стиральная машина? Почему бы не разрешить крохе пачкаться на улице, исследуя глубину луж. Также у вас появится возможность договориться с супругом, чтобы он не оставлял важные документы или ключи от машины на столе.
Будьте последовательны в деле запретов. Если вчера вы говорили «нельзя», когда ребенок раскидывал игрушки по комнате, то и сегодня не разрешайте поступать так же, даже если вам хочется не воспитывать маленького «неряху», а посмотреть сериал или поговорить по телефону.
Ребенок подрастает, совершенствуются его умения, а значит, родителям нужно корректировать запреты в соответствии с возрастом. Так, четырехлетний малыш уже может орудовать не очень острыми ножницами, помогать маме в приготовлении обеда.
Постарайтесь исключить из речи частицу «не». Психологи уверены, что дети вообще ее не слышат или даже воспринимают такой запрет как руководство к действию

К примеру, вместо обидного «не будь жадиной» скажите «а давай-ка поделимся с твоим братиком».
Очень важно дать детям альтернативу нежелательного поведения. Мы уже писали, что рисовать можно в раскрасках, а не обязательно в книгах со сказками

А кукольное лицо больше подходит для раскрашивания, чем детская мордашка.

Итак, слово «нельзя» является действенным инструментом в родительских руках. Однако только разумное количество ограничений способствует детскому развитию.

Поэтому сократите перечень запретов до минимума, не бойтесь объяснять ребенку их причины и обязательно предлагайте достойную альтернативу запрещаемому поведению. Лишь в этом случае вы воспитаете у малыша не упрямство и желание поступать назло, а понимание и послушание.

Почему нельзя запрещать маленькому ребёнку пачкаться: весомые аргументы

Существуют весомые аргументы, которые доказывают, что запрещать маленькому ребёнку пачкаться не следует.

Не мешайте маленькому ребёнку познавать окружающий мир

В возрасте двух-трёх лет малыши «мыслят руками»

Каждый новый предмет, который попадает в их поле зрения, детям важно пощупать и тщательно рассмотреть. Таким образом малыши знакомятся с окружающим миром. На улице им интересно погрузить руки в траву, песок или грязь

На улице им интересно погрузить руки в траву, песок или грязь.

Камешки на дне лужи — интересный объект для маленького исследователя

За столом, перед тем как попробовать новый продукт, им обязательно нужно его потрогать. Когда ребёнок видит первый раз краски, ему интересно рисовать ни кисточкой, а пальцами.

Для развития мозга и мелкой моторики рук маленьким детям необходимо контактировать с красками именно руками

Все эти действия — нормальное явление и своеобразный путь экспериментирования. Запретить ребёнку познавать окружающий мир только по причине, что он может испачкаться — означает лишить его возможности развивать своё мышление. Только «наигравшись» с реальными предметами, малыш сможет перейти к абстрактному мышлению, в основе которого лежат такие понятия, как рассуждение и умозаключение.

Ребёнок должен иметь возможность играть полноценно

Все интересные и подвижные детские игры на свежем воздухе связаны с риском испачкаться. Например, игры в песочнице и чистая детская одежда — понятия несовместимые. Дети погружаются в любую игру очень глубоко и не в состоянии в этот момент думать о каких-то других вещах, в том числе о возможности испачкаться. Требовать от ребёнка следить за чистотой одежды во время игры — бессмысленно и непродуктивно.

Дети просто физически не могут одновременно играть и думать о чистоте одежды, а мозг развивается именно в игре, она в приоритете

Если ребёнка регулярно ругать за испачканную на улице одежду, то у него может появиться страх перед прогулками. В такой ситуации малыш не сможет полноценно играть с другими детьми и будет вынужден постоянно себя контролировать. Запрещая ребёнку на улице пачкаться, родители, по сути, лишают его частички детства.

Каждый ребёнок индивидуален

Степень аккуратности ребёнка зависит не только от возраста и воспитания, но также от индивидуальных особенностей. Бывает так, что ребёнка с самого раннего детства приучают к порядку и чистоплотности, а он вырастает неряшливым человеком. И полностью изменить такую ситуацию родители не в состоянии. Идеальных людей не бывает, поэтому любите ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками.

То, что ребёнок испачкался, никак не характеризует его как личность, более того, стоит тревожиться как раз родителям, чьи дети патологически боятся испачкаться

Воспитывать избыточную аккуратность в ребёнке вредно

Очень часто чрезмерный контроль над детьми заканчивается обратным эффектом. Слишком сильный упор на чистоту и опрятность может сделать из ребёнка грязнулю и неряху. Для ребёнка опрятность станет «обременяющей обязанностью», которая будет у него ассоциироваться с негативными эмоциями. Ребёнок должен захотеть быть опрятным. Добиться этого можно только при помощи тактики и терпения.

Приучить ребёнка к аккуратности при помощи угроз невозможно

Что можно и нужно запрещать ребенку: 8 полезных запретов

Много запретов — это плохо!

Хотелось бы сразу предупредить родителей, что дети очень быстро привыкают к слову «нельзя!». Если вы постоянно будете запрещать ребенку то одно, то другое – он просто перестанет реагировать на запреты. Слишком много «нельзя» приводит к мысли «что все можно». А у особо впечатлительных детей даже может возникнуть фобия – ребенок будет бояться, что-то сделать «не так». Такие дети вырастают инфантильными и безынициативными.

Детские психологи рекомендуют запрещать только то, что ребенок категорически не должен делать ни при каких обстоятельствах.

Что нужно запрещать ребенку?

  1. Без разрешения убегать от мамы.
  2. Уходить с незнакомыми людьми, что бы они не сулили – прокатить на красивой машине, подарить интересную игрушку, показать собачку и т. д.
  3. Драться и обижать других детей, животных, пожилых людей, инвалидов и т. д. Этот запрет требует детального разъяснения — почему нельзя? Впрочем, как и все другие запреты. Психологи рекомендуют завести домашнего питомца, которого ребенок будет оберегать, за которым ему придется ухаживать.
  4. Залезать на подоконник, играть на проезжей части, пытаться что-либо запихнуть в розетку, приближаться к огню, брать из аптечки таблетки и т. д. Родители должны проводить с ребенком в игровой форме небольшие уроки по ОБЖ, показывать ему соответствующие фильмы и в обязательном порядке разъяснять к каким последствиям могут привести те или иные действия. Полезные советы как научить детей основам безопасности, вы найдете в ряде статей на нашем сайте в разделе Безопасность. Там вы найдете, например, какие нужно соблюдать правила безопасности во время прогулки в лесу.
  5. Брать чужие вещи без спроса. Родители должны объяснить ребенку, что нельзя в супермаркете брать все подряд, нельзя в песочнице присваивать чужие игрушки, в детском саду одевать чужую, понравившуюся одежду и т. д. Ни в коем случае не надо ругать малыша, ему нужно спокойно и детально разъяснить – почему это плохо.
  6. Быть невежливым. Нужно с детства научить ребенка говорить: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д.
  7. Кричать, требовать и закатывать истерики, если ему отказали в просьбе что-либо купить или дать. Объясните ребенку, почему криком и слезами он ничего не изменит. Каждый отказ – подробно аргументируйте.
  8. Бросать фантики, бумажки на улице, сбрасывать с балкона любые вещи и игрушки. Сбрасывая вещи с высоты, можно нанести вред здоровью других людей. Покажите ребенку улицу весной, когда из-под снега начинает оттаивать мусор, наверняка эта неприглядная картина убедит малыша, что фантики нужно выбрасывать в урну.

Ожидание и реальность

У всех детских психологов есть готовые объяснения про границы и то, как их правильно расставлять – настойчиво, но мягко объяснять малышу, что пора выключить мультик (время этого он выберет сам, когда захочет) и заняться, наконец, уроками. И не дай бог кричать на него и шантажировать! И вот, мол, после всего этого ребёнок обязательно послушается, поскольку нуждается в границах и авторитетном родителе.
Что же бывает в жизни в ответ на напоминание о необходимости подмести пол? А начинается нудёж и торг «ну ещё полчасика, ну хотя бы 10 минут!», стенания по поводу того, что мама вечно пристаёт, в то время как ему вовсе не хочется убираться. Или показав коробку конфет отпрыску, мама сразу же предлагает не съедать всё и сразу, а оставить и на завтра. Но через каждые 5 минут от чада слышатся уговоры дать ещё одну, потом последнюю, потом самую последнюю. А если мама заартачится, то мигом превратится в злую и жадную.
Обычно все переговоры на подобные темы затягиваются до нудного спора, лишь портящего настроение и отношения. Попытаться сократить число этих ненужных споров можно с помощью описываемых ниже 6 советов о том, как правильно запрещать, позволяющих спокойно разрешить конфликт без раздувания скандала.

Запрещать ребенку через игру

Взрослый мир по большей части представляет собой совокупность правил, границ и принципов. Взрослые люди — родители — живут, общаются, занимаются воспитанием, опираясь на них. Часто дети не воспринимают запреты и не слушаются старших по той причине, что их мир представляет собой чувственную сферу потребностей и желаний, где слова «можно», «нельзя», «должен», «не должен» предстают не интересными и не важными, потому что они лишены эмоций и ограничивают активность. По этой причине, когда родители пытаются воззвать к разуму маленького ребенка, пытаясь запретить ему что-то или объяснить, чаще всего их приемы не работают или работают, но на короткое время.

Добиться желаемого можно, если взаимодействовать с ребенком с помощью языка, который он хорошо понимает. В раннем и дошкольном возрасте — это игра. Вместо того чтобы прямо требовать прекратить какое-то действие, лучше завлечь его в интересную игру. Например, вместо указаний «немедленно перестань приставать к сестре и собери игрушки», лучше сказать детям: «давайте поиграем, будто вы — игрушковозы и выполняете задание «чистый город». Кто первый очистит свою территорию от игрушек, получит сладкий приз. Папа будет главнокомандующим судьей»

Такое предложение обязательно привлечет внимание ребенка, разбудит в нем соревновательный дух, а родитель, ничего не запрещая, добьется чистоты в комнате

Жадничать

Не запрещайте ребенку жадничать. Он имеет полное право самостоятельно распоряжаться своими вещами. В большинстве, случаев если ребенок не делится игрушками, он получает критику в свой адрес. Родители говорят: «Не нужно жадничать, дай поиграть машинкой Пете». А ведь это то же самое, что сказать взрослому человеку: «Опять ты жадничаешь? Дай покататься на своей новой машине Коле». Вам же не приходит в голову просить вещи у незнакомых людей. Поэтому не принуждайте ребенка делиться тем, что ему нужно. Но постарайтесь научить его предлагать что-то взамен, иначе он вырастет эгоистом. Пусть он скажет Пете, что сам будет играть машинкой, а ему может дать трактор.

Частые причины непослушания ребёнка

Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 год, 3 года, 7 лет, 11 — 13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии детей происходят перемены, в результате чего поведение может меняться в худшую сторону.

Чрезмерное количество запретов. При многочисленных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтобы понять, насколько много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.

Непоследовательность. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок, но не понимает, почему и за что его наказывают.

Несоответствие слов и действий. Иногда дети ведут себя неправильно, поскольку родители обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания родителей и относится к ним несерьёзно.

Различные требования домочадцев. Подобная причина возможна, когда в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отцом предъявляется суровые требования к подростку, мама же, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.

Неуважение родителей. Ребёнок растёт, однако родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность

Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты.

Невнимание. Нередко дети ведут себя неправильно лишь для того, чтобы привлечь к себе родительское внимание. Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует

Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует.

Маленькие дети от природы любопытны, поэтому нередко стараются выяснить, что произойдёт, если нарушить то или иное правило. Это также нужно учитывать.

Способ №5: Интересуемся мнением

Этот способ поможет мамам и папам воспитать настоящего спорщика (в хорошем смысле!). С детьми необходимо не просто общаться, но ещё и как можно чаще спрашивать их мнение по любому вопросу.

Многих детей называют почемучками, но что, если и родители такими станут? Например: «Почему ты думаешь, что Красная Шапочка не должна была идти через лес? Почему диких животных нельзя держать дома? Какой супергерой самый сильный и почему?» Так вы не только научите ребёнка поддерживать дискуссии, но и поддержите его умение находить и выражать свою точку зрения, искать ответы на интересные ему вопросы и сохранять любознательность и гибкость ума.

Как правильно запрещать

Не запрещать слишком много

Можно запрещать ребёнку играть в компьютер, пользоваться смартфоном, общаться с нежелательными друзьями или
гулять
без взрослых. Но следует помнить, что такие запреты только разжигают желание. Будучи совершеннолетним, ребёнок с
лихвой обеспечит себе всё то, чего был лишён в детстве.

Если же речь идёт о действительно рискованных вещах — алкоголе, курении или запрещённых веществах, — надо не
запрещать, а учить, как противостоять искушению и эффективно отвечать тем, кто предлагает попробовать всё это.

Запрещая ребёнку, запрещать и себе

Нарушая запреты, дети иногда просто копируют поведение взрослых, которые говорят одно, а делают другое.
Фундаментом
воспитания как раз является родительский пример. Если папа запрещает смотреть мультики больше 30 минут, а сам не
отрывается от телевизора, ребёнок будет бунтовать — открыто или тайно. Дети гораздо лучше воспринимают форму «мы
этого не делаем», чем «тебе нельзя».

Мнение родителей должно быть единым

Когда вы устанавливаете правила для ребёнка, важно, чтобы все члены семьи были в курсе о них. Обсудите с родными, как и что вы будете запрещать

У ребёнка должно сложиться чёткое представление о том, чего делать нельзя и почему. То есть нельзя, чтобы мама запрещала безгранично поедать сладости, а папа разрешал. В таком случае запрет перестанет иметь силу. Если придерживаться единого мнения в запретах, у ребёнка не будет возможности манипулировать родителями.

Избегать запретов на эмоциях

Всегда стоит помнить, что запреты должны быть правилами, а никак не произволом или выплеском эмоций. Например,
ребёнок увлечённо играет, покрывая всю квартиру игрушками: здесь у него космостанция, там база инопланетян, а
тут
стоянка кораблей. Родитель может любоваться плодами воображения малыша и давать только один запрет: оставлять
все
игрушки на полу на ночь, не убрав их на место. Но в какой-то день родитель приходит с работы уставшим и
наступает на
какую-то игрушку. Тут сразу же начинаются крики и обвинения в сторону ребёнка, что вокруг бардак, все игрушки
надо
собрать немедленно и вообще ему можно играть только в одном углу своей комнаты. Это не запрет, это —
эмоциональный
всплеск.

Родителям следует научиться справляться с раздражением без ребёнка

Затем, успокоившись, подумать, что именно надо запретить, зачем это нужно, насколько это важно для членов семьи и ребёнка, и только потом вводить новое правило. Договориться с ребёнком о порядке без криков и истерик вполне реально

Скачивайте наш подробный чек-лист, из которого вы узнаете, как сделать так, чтобы маленький ребёнок полюбил уборку и сам предлагал помощь по дому.

О том, как уменьшить количество детских ссор в семье и какую роль играет мама в детской мотивации, смотрите в этом видео:

Доступно объяснять запрет

Маленькие дети не могут понять некоторых правил. Поэтому следует несколько раз дать упрощённые объяснения и
удерживать от опасных вещей силой. Например, ребёнок не понимает, почему нельзя играть с розеткой в стене. Можно
объяснить, что в розетке есть электричество — такой своеобразный огонь, который делает очень больно. С возрастом
малыш сам всё поймёт. В дальнейшем следует просто кратко напоминать, что «так мы не делаем».

Отказывайте, предлагая при этом альтернативу

Протеста и других негативных эмоций можно избежать, если при отказах использовать альтернативу. То есть родитель не просто говорит «нет», а предлагает что-то не менее интересное. К примеру, если ребёнок просит конфету, попробуйте предложить другую вкусность: яблоко, банан или апельсин, объяснив, что фрукты тоже сладкие и вкусные, но при этом более полезные, потому что не портят зубы и в них много витаминов.

Не давайте ложных надежд

Иногда родители используют при отказе фразу «Не сейчас». Но если не сейчас, значит, когда-нибудь? Если не сдерживать обещания, у малыша возникнут проблемы с доверием. Лучше давать конкретную информацию, чтобы ребёнок понимал, когда наступит долгожданное «сейчас». Например, можно сказать: «Не сейчас. Я подарю тебе этот конструктор на Новый год».

Не отменяйте свой запрет

Запрет разбрасывать игрушки по квартире означает, что и сегодня, и завтра, и всегда вам придётся запрещать ребёнку разбрасывать игрушки по квартире. Запреты не должны быть неожиданными и непоследовательными. Следить за постоянным выполнением запрета — ответственная работа. Но если вы что-то запретили малышу сегодня, а завтра забыли об этом, ваши запреты быстро обесценятся и ребёнок не будет придавать им какого-либо значения. Лучше продумать заранее, что вы готовы запрещать на постоянной основе. Главное, чтобы малыш понял, что нельзя — значит нельзя.

Запрещаем правильно

В самом раннем детстве, когда малыш только начинает ползать или ходить, он встречается с сопротивлением окружающих. «Хочу» маленького человечка наталкивается на «нельзя» взрослого. Формируется мысль, что не все будет дозволено. И чтобы ребенок приобрел хороший, правильный опыт, запрещаем правильно.

Обязательно произносим вслух обоснование. Родитель четко понимает, почему запрещает. И доносит эту мысль до ребенка. Нельзя кусать маму, потому что больно. Нельзя трогать раскаленный утюг, потому что обожжешь ручку.

Родители и находящиеся рядом близкие действуют сообща. Если с мамой и папой нельзя, а с бабушкой можно, то в голове у крохи будет путаница. Взрослые никак не договорятся по конкретному вопросу – малыш растет двуличным. С ранних лет он учится манипулировать и подстраиваться под обстоятельства. Лучше уступить второй половинке, чем мешать нравственному воспитанию чада.

Озвученный одним из родителей запрет не отменяется другим. «Разрешающая» сторона всегда будет в почете. Но ее авторитет страдает. Если при маме нельзя, а при папе можно, то будет можно всегда.

Запрет – необходимость. Что-то делать объективно запрещено. Не из-за папиного плохого настроения. А из-за угрожающей опасности или неприемлемости в социуме, семье.

Запрет постоянен. Неверно сегодня разрешить, а завтра запретить. Четкого понимания при таком подходе не сформируешь.

Запреты «растут» вместе с ребенком. В два года переходим дорогу с мамой за ручку. В восемь с этой задачей справляемся самостоятельно.

«Нельзя» не противоречит естественным потребностям крохи. Что плохого в том, что малыш становится на коленки в чистых штанишках и роет песок голыми руками. Юный исследователь по-другому не может.

Сформулируйте 5-7 запретов. Недопустимы вещи и ситуации:

  • опасные для жизни и здоровья крохи и окружающих;
  • неприемлемые с точки зрения этики и морали;
  • запрещенные в семейном кругу.

Нельзя плевать специально в лицо чужой тете. Это прямое нарушение моральных законов. Попустительство со стороны родителей недопустимо. Но ничего страшного не случится, если малыш попробует на зуб резиновый вантуз. Вряд ли у него в будущем сформируется такая привычка.

Психологи советуют как можно реже употреблять слова «нет» и «нельзя». Если их часто произносить, малыш перестанет воспринимать. Не рекомендуется использовать конструкции типа «не делай», «не трогай», «не ходи туда» и т.п. Логическое ударение падает на последние слова. Частица «не» не слышна. Получается, родитель заставляет действовать, призывает к действию.

Что же говорить:

  • «Это делать опасно! Ты обожжешься, поранишься!» В некоторых ситуациях для формирования чувства опасности дайте попробовать малышу запретное. Пусть притронется пальчиком к горячей чашке. Продемонстрируйте страх перед оживленной дорогой. Возьмите кроху на руки и отойдите подальше от края.

  • «Мы так не делаем, потому что…». «Так не принято!» Так создаются поведенческие модели.

  • «Я не разрешаю!» У взрослого имеется право разрешать и запрещать. В семье существуют законы поведения. Фразу необходимо произносить и приходящим в дом детям.

Старайтесь избегать отрицательных частиц. Эффективнее запрещать «добрым словом».

Родители – первые люди, которых видит кроха, любит и уважает. От взрослых людей малыш воспринимает нормы, правила, требования и законы. Как мама с папой себя ведут, как они доносят до чада запреты, так ребенок их и воспринимает. Слушает, понимает, формируется как полноценная личность.

Эмоциональный всплеск

На физиологическую зависимость наслаивается психологическая. Будем честны: мы шантажируем детей конфетами и награждаем шоколадными медалями, а на каждый день рождения едим торт. И даже обычная прогулка в парке возле дома нередко заканчивается покупкой мармеладок или мороженого. В таких условиях неизбежно формируется психологический «якорь»: все самые яркие, интересные события, а также хорошее настроение и позитивные эмоции начинают ассоциироваться у малыша со сладостями. Удивляться тут нечему: они в его жизни всегда идут в паре. Однобокое восприятие­ ­де­сер­тов­ позже переносится во взрослую жизнь. Именно поэтому, когда вам становится плохо или хочется позитивных ощущений, вы покупаете себе дюжину эклеров. Если у ребенка сформируется такое же зависимое пищевое поведение, ему будет очень сложно научиться радовать себя по-другому. А настроение должно повышаться не от очередной порции сахара, а от того, что рядом — близкие люди, с которыми можно обменяться мнениями, поговорить, поспорить и пошутить.

Как правильно использовать слово нельзя в воспитании детей

Слова – это воздействие на поведение и мысли. Применять их необходимо разумно. Есть несколько правил, которые помогут правильно использовать слово нельзя в воспитании ребенка.

Так как дошкольник негативно реагирует на запреты, необходимо не просто запрещать, а объяснять, почему родители придерживаются этой позиции. Чем меньше малыш, тем проще должно выглядеть объяснение.   Однако в некоторых случаях все равно придется учиться на собственном опыте. Например, ребенок не поймет, что такое горячо, не коснувшись горячей кружки. Родителям стоит объяснять детям последствия их действий. Делать это следует в положительном ключе. Взрослые при этом должны вести себя спокойно и мудро. Конечно, бывают ситуации, когда требуется резкий окрик «стой», но использовать его необходимо только в случаях, реально представляющих опасность

Объяснять ребенку что-либо важно в то время, когда он находится в спокойном эмоциональном состоянии, так он лучше усваивает информацию. 

Используйте в речи как можно реже слова с частицей «не». Наша психика устроена интересным образом

Мозг, в том числе ребенка, не воспринимает отрицательную частицу, то есть, говоря «не делай», на самом деле мы даем команду делать, то есть приставку «не» ребенок практически не слышит.  

Особенно опасно, если в вашей речи присутствует очень много негативных слов – они становятся просто фоном, на который малыш уже не реагирует. Вместо того, чтобы говорить, что делать нельзя, следует объяснить, как необходимо поступить. Ребенок хочет сделать больно животному? Объясните, что собака все чувствует, что с ней надо обращаться бережно, кормить. 

Вместо запрещающего слова лучше дать ребенку право выбирать, какие действия совершать. Это одновременно приучает к самостоятельности.  Используйте слово нельзя как можно реже. Его следует заменить другими словами, имеющими более конкретное значение Если малыш бежит в сторону дороги, мама может сказать ему «стой, там машины»

 Необходимо не просто запрещать, а обратить внимание на опасность, то есть ребенок должен знать, почему совершать это действие не рекомендуется. При попытке совершить что-то неправильное, малыша можно отвлечь на другое действие В день психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не чаще трех раз, иначе малыш перестанет на него реагировать.  Определите для себя и ребенка запреты, которые должны действовать обязательно

Они должны иметь действительно весомые причины: опасная дорога, окна, бездомные животные, электрические розетки и т. д.  

К подобным вещам запреты должны действовать всегда. Взрослым необходимо договориться между собой, к чему не допускать ребенка. В некоторых семьях бывает так, что мама говорит нет, а бабушка разрешает. Получаются разногласия, которые приводят к тому, что малыш перестает слушаться, а в итоге риск несчастных случаев повышается.

Для того чтобы реже произносить запрещающее слово с негативной окраской, следует как можно лучше обезопасить квартиру и убрать вещи, которые ребенку трогать не следует. Конечно, невозможно оградить ребенка от неприятностей полностью, но это и не нужно.

Общение с дошкольником и школьником в положительном эмоциональном состоянии, объясняя, что можно делать вместо запретов, принесет гораздо больше результатов, а ребенок будет расти спокойным и уверенным в себе.

Зная, как сказать ребенку нельзя, родители смогут гораздо эффективнее им управлять, но при этом воспитывая личность, не боящуюся запретов, а сильную и независимую.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий