Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет
Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.
Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:
- Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
- Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
- Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
- Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.
К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.
Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.
- Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
- Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
- В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.
Статистика:
Итак, поделюсь результатами своего опроса, которые, к сожалению, подтвердили тревожную статистику.
Первым, что мы проясним, кто же такой «подозрительный» человек в представлении наших чад. Уточню, что эта статистика актуальна, как для детей дошкольников, так и для младших школьников. Опасный человек – это преступник, одетый в черную одежду, часто выглядит как бомж, он прячется, на лице у него маска, ведет себя очень хитро, имеет «острые» глаза и пистолет. Так ответят вам 95% детей из 100%. А вот добрая тетя или дядя, которые попросят донести до остановки или машины покупки, котенка, пакет – 98% детей назвали абсолютно безопасными. Также помогать нужно пожилым людям, которые могут обратиться за помощью. При этом возраст «пожилого человека» в представлении 100% детей – 40-45 лет. 100% ребят ответили, что пойдут с незнакомым человеком, если он обратится к ним по имени. Также доверие у наших отпрысков вызывают соседи, знакомые родителей и даже продавец из магазина.
На вопрос о том, куда же побегут дети в случае опасности: 100% ответ был – в подъезд дома, лифт. При этом, если незнакомец возьмет их за руку и поведет куда-либо – 99% ребят сказали, что постесняются кричать «Помогите!»
Не входить в лифт с незнакомцами
Научите ребенка, что лифт следует ждать, прислонившись спиной к стене, чтобы видеть все выходы. Если рядом стоит чужой или малознакомый человек, малыш должен придумать любой повод, чтобы не входить в лифт вместе с ним. Лучшие варианты — проверить почтовый ящик, или сделать вид, что он что-то забыл. Если незнакомец настойчиво предлагает войти вместе в лифт, ребенок должен вежливо ответить: «Родители позволяют мне ездить в лифте только самому или с нашими соседями»
Скажите ребенку, что если незнакомец пытается затащить его силой или закрыть рот, критически важно бороться, кричать и кусаться, пока на помощь не придут взрослые
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
“Мы по-прежнему дружим”: Деревянко прокомментировал разрыв с женой
Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания
Чего делать не нужно
Напоследок расскажем, как делать не нужно:
- Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
- Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
- Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
- Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
- Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
- Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
- Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
- Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
- Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
- Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.
Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил
Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни
Правила жизни человека
Делай до тех пор, пока не доделаешь до конца
Правда жизни заключается в том, что те из нас, кто всегда доводит начатое до конца, преуспевают во многих жизненных сферах. Часто приходится слышать подобные вопросы от детей и не только: “Сколько мне ещё нужно это делать?”, “Как долго я ещё буду этому учиться?”, “Как долго мне ещё убирать свою комнату?” и т.д.
Лучшим ответом на такие вопросы является: “Так долго, пока не закончишь”. Это может быть один час, это может быть 10 часов. Но конец приходит тогда и только тогда, когда работа сделана.
Оказывается, что настойчивость действительно имеет значение. Поэтому сделайте всё возможное, чтобы закончить начатое дело. И когда в определённый момент вы подумаете, что всё, уже больше не можете, остановитесь на минуту, подумайте хорошо, и предпримите ещё одну попытку завершить начатое.
Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) в своей книге “Гении и аутсайдеры” очень доходчиво раскрывает такой подход к жизни. В одной из глав он рассуждает о том, почему некоторым людям математика даётся лучше, чем другим.
В итоге он пришёл к тому, что всё дело в нашем отношении к математике. Неудивительно, что те, кто сдаются и говорят: “Я не могу это сделать. Мне нужно, чтобы кто-то показал, как это делается”, добиваются гораздо более низких результатов по сравнению с теми, кто говорит: “Пока у меня это не получается. Надо попробовать другой подход”.
Гладуэлл развивает эту тему, описывая тест TIMSS, который проводится каждые четыре года и в рамках которого международная группа преподавателей тестирует математические способности школьников по всему миру.
Перед сдачей самого теста ученики заполняют анкету, содержащую всевозможные вопросы, касающиеся, к примеру, уровня образования их родителей, личности их друзей и т.д.
Это утомительно, но того требует анкета. В ней так много вопросов, что у многих учеников не хватает терпения и 10 – 20 вопросов зачастую оказываются без ответов. Среднее число ответов варьируется от страны к стране.
Но интересен тот факт, что количество вопросов, на которые получены ответы, чётко коррелирует с числом правильных ответов во время тестирования. Иными словами, те, кто упорствовал и всё же ответил на все вопросы анкеты, тот намного лучше справился и с тестированием.
Вывод один – если вы делаете вещи до тех пор, пока они не будут сделаны, вы не только хорошо сдадите экзамен по математике, но и преуспеете в жизни.
Хорошо быть важным, но важнее быть хорошим
Быть хорошим ничего не стоит. Не быть хорошим стоит дорого. Есть много различных интерпретаций этого совета, но всё, как правило, сводится к уважению к людям.
Опять же в ритме современной жизни, мы настолько увлечены бесконечными делами, что часто просто “забываем быть хорошими”. Для людей предыдущего поколения это звучит дико, но это суровая реальность для многих из нас сегодня.
Неосознанно мы передаём такое же видение мира нашим детям, а потом удивляемся, сколько вокруг насилия.
Почему мы этому удивляемся? Судя по всему, люди забыли, как важно быть хорошим, и это касается абсолютно любой сферы жизни. Школьные системы и другие организации, особенно в европейских странах, сегодня обязаны иметь “кодекс поведения” и “политику поведения в отношении издевательств”
Откуда всё это взялось? Забывая быть хорошими, мы тем самым отравляем психологическое пространство вокруг себя.
Особенно чётко тенденция прослеживается в американских и европейских школах. Одно из исследований американских специалистов показало, что около 60 процентов учеников испытывают на себе издевательства со стороны сверстников.
Однако, в рамках того же исследования, учителя, работающие с этими детьми, говорили лишь о 16 процентах “запуганных учеников”. Это серьёзное расхождение в цифрах говорит о том, что учителя мало знают о том, что происходит на самом деле.
Ещё одна интересная статистика говорит, что каждые 7 секунд в мире запугивается ребёнок, причём подчеркивается, что до 30 процентов детей школьного возраста принимают участие в запугивании или сами становятся жертвами хулиганов.
Более того, согласно всё тем же исследованиям, 60 процентов из тех детей, кто в 6-9 классах занимался подобными действиями, к 24 годам имели, как минимум, одну судимость.
Что же происходит? Мы забываем быть хорошими. Мы настолько увлечены и гонимся за тем, чтобы быть важными, популярными и впереди всех, что перестаём быть хорошими.
А такая “забывчивость” имеет долгосрочные негативные последствия для всех вовлечённых сторон.
Воспитание новорождённого. С чего начать?
Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.
Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители
И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.
Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно
Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.
Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.
Как научить ребенка защищать свои границы
Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:
- приготовить простое блюдо;
- оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
- самостоятельно помыться;
- следить за своим расписанием и планировать день;
- самостоятельно встать и собраться в школу.
Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.
Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:
1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
Опытные психологи о воспитании детей
Получайте новые статьи раз в неделю:
- на эл. почту
2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.
Правила счастливой жизни
Не ищите любви на вечеринках, лучше сходите в библиотеку
Возможно, это не тот совет, который вам доводилось слышать от своей матери, но на самом деле он имеет место быть в самых неожиданных местах, причём актуален не только для книголюбов.
Раньше в западном мире, а также в некоторых современных незападных культурах, к институту брака относились очень строго, люди создавали семьи только с теми, кого принимала их семья, и с теми, кто соответствовал их социальному статусу.
Создававшие семьи пары происходили из схожих культур и обладали аналогичными системами ценностей. И знаете что? В большинстве случаев институт брака работал.
А сейчас со всеми новомодными понятиями романтики и свободы, и с соответствующими выборами, которые следуют из этого, мы оказываемся в современном мире сложных и космополитических браков, которые вряд ли можно назвать традиционными.
Таким образом, у нас есть свобода выбора, и люди больше не вынуждены делать то, что диктует культура, общество или религия. По большей части это хорошо, но есть одно НО.
В этой продвинутой современной системе существует проблема. Мы зашли настолько далеко, что уже забыли, что такое система ценностей. И это беда.
Один из способов борьбы с этой новой системой полного свободного выбора, сюрпризов и различных способов мышления – это поиск людей со схожими интересами и ценностями. Поэтому ищите партнёра там, где интересно вам, будь то теннисный клуб, церковь, библиотека или спортзал.
Что делать, если преследует незнакомец
Кате 12 лет. Как обычно, в обед она возвращалась домой из школы. И заметила, что кто-то идет за ней по пятам. Она оглянулась и увидела мужчину в темной куртке с капюшоном, который скрывал его лицо. Катя ускорила шаг — мужчина не отставал. Она поспешила домой, чтобы укрыться от преследования, но это оказалось непросто. Мужчина зашел за ней в подъезд. Но, заметив камеру видеонаблюдения, быстро вышел. В тот же день Катина мама разместила в местных интернет-сообществах информацию о произошедшем и обратилась в полицию.
Наталья:
— Катя повела себя абсолютно неправильно. Во-первых, она не должна была оглядываться и убеждаться, что ей не показалось. Как только у человека возникает подозрение, что его преследуют, он должен быстро идти в безопасное место. Это может быть магазин, банк, поликлиника, школа, остановка транспорта, где много людей, или оживленная детская площадка. Там ребенок может позвонить родителям, чтобы вместе решить, как действовать, или обратиться за помощью к безопасному взрослому: маме с малышом, продавцу, охраннику.
Незнакомец у подъезда: что делать ребенку? 20 правил безопасности от «Лизы Алерт»
Во-вторых, Катя зря зашла в подъезд. Нам кажется, что наш дом — самое безопасное место. Однако нападения нередко случаются именно в подъездах, ведь там нет прохожих, способных защитить. Кате повезло, что преступник заметил камеру и ушел.
А вот Катина мама была права
Важно оповестить о происшествии как можно больше людей. Возможно, кто-то сможет рассказать о подобных случаях, добавить деталей в описание преступника
А кто-то просто будет вести себя осторожнее и предупредит об опасности своих детей.
Полиция, к сожалению, в этой ситуации бессильна: пока преступление не совершено, никакой ответственности преследователь не несет. Однако заявление написать все равно стоит. Если какие-то случаи нападения в этом районе уже были, это может помочь в расследовании.
Правило 2.Уборка — это игра, в которой участвуют все
В счастливых семьях уборка — это не задача мамы, а игра, в которой участвуют дети и взрослые
Важно, чтобы в семье все умели убирать сами, а дети знали маленькие правила, которые взрослым кажутся очевидными:
- что нужно мыть влажной тряпкой, а что сухой;
- каков порядок уборки, например, сначала пылесосим, а потом вытираем пыль;
- куда сливать воду после мытья полов;
- как складывать футболки в шкафу.
При этом нужно сразу учить ребенка делать всё качественно: пусть это будет небольшое задание, но от и до детское, чтобы взрослые не переделывали: сначала это убрать игрушки и разложить их по нужным коробочкам, а потом — наводить порядок в квартире.
Пусть ребенок станет веселым грузовиком, который сначала загружает игрушки в багажное отделение, а потом развозит их по отделениям почты. Играйте в это вместе с ребенком, поддерживайте его, подскажите, если он что-то упустил, но не выходите за рамки игры: если ребенок — грузовик, так к нему и обращайтесь. И пусть всем от этого будет весело.
Дети, которые научились убирать свою комнату из удовольствия, будут лучше подготовлены ко взрослой жизни. А еще уборка по субботам может стать семейной традицией: взрослые и дети вместе наводят порядок под любимую музыку, а потом пьют чай с тортом на чистой кухне.
Правило «свои-чужие»
Вместо того чтобы повторять ребёнку «не бери у незнакомых людей сладости» или «не разговаривай с незнакомцами», объясните ему правило «свои-чужие».
- Свои – родители, бабушка, дедушка, братья, сёстры. Вы сами определяете этот круг. Бабушки, дедушки входят в круг «свои», если они принимают участие в воспитании ребёнка. А если ребёнок видит их раз в год или видит только бабушку и дедушку с маминой стороны, потому что родители расстались, но не видится с бабушкой и дедушкой с папиной стороны, то они не входят в этот круг.
- Чужие – соседи, учителя, родители одноклассников, друзья друзей.
Очень важно объяснить ребёнку, что любое действие со стороны чужого человека согласовывается с родителем. Например, знакомый мальчик подходит к вашему ребёнку и говорит ему: «Пойдём ко мне, поиграем у меня»
В этом случае первое действие ребёнка – позвонить родителю и согласовать дальнейшие действия с мамой/папой.
Как сформировать связь с малышом?
Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо
И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?
Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны
На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.
Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.
Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.
Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.
И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.