Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

Мой ребенок говорит не все «буквы»

С такой жалобой часто приходится сталкиваться специалистам, консультирующим родителей по поводу нарушения произношения звуков у ребенка. Специалисты разделяют понятия «звук» и «буква». Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и говорим. И тогда правильнее сказать, что родителей настораживает неправильное произношение или отсутствие в речи ребенка тех или иных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (вне слова) гласных и согласных звуков — а, у, и, о, м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.

При этом многие дети ещё недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой речи ребенка этого возраста является ее смягченность — ребенок произносит «лёзетька» — вместо «ложечка», «нёська» — вместо «ножка». Кроме того, ребёнок заменяет в словах «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Такие ошибки и замены произнесения звуков специалисты называют физиологическими, то есть проходящими, свойственными всем детям раннего возраста, а нарушение произношения у ребенка раннего возраста — физиологическим косноязычием.

Наиболее характерными показателями такого косноязычия являются:

— отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками — «лосядка» — вместо «лошадка», «косетька» — вместо «кошечка»;

— отсутствие звука «Р» («каова» — вместо «корова», «от» — вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» (« лак» — вместо «рак», « лямаска» — вместо «ромашка», «вак» — вместо «рак», «йыба» — вместо « рыба»).

— Нарушение произнесения звука «Л» — его смягчение («кальбаса » — вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» — вместо « стул»).

— Замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» — вместо «капля», «дусь» — вместо «гусь»).

— Замены звонких звуков глухими («сайка» — вместо «зайка»).

Особенности произношения детей младшего возраста зависят от структуры слов — один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Объясняется это тем, что детям трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо выпускается, либо произносится искаженно.

Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, — «ампитура» — вместо «температура», «кавотка» — вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, — «пыселос» — вместо «пылесос», «чедоман» — вместо «чемодан». Однако при нормальном развитии речи ребенка к 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений либо исчезает полностью, либо их число значительно уменьшается.

Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков, у ребенка раннего возраста может выявляться неправильное, ненормативное произнесение ряда звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с,з), — когда родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто

Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много

Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

Невролог

Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения

Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию

Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.

Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии

Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г

10 мес.).

Нейропсихолог

Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение)

Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

В полугодовалом возрасте

Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life

Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком?

Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму

Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин

В этот период невролог на осмотре смотрит на умения ребенка. В полгода малыш должен уметь переворачиваться на спину и на живот, поднимать голову, опираться на локотки.

Ребёнок начинает признавать родителей, выделять их среди остальных людей. Реакция на посторонних совершенно непредсказуема: от улыбки до сильного плача.

В полгода кроха способна совершать нехитрые манипуляции с игрушками, например, перекладывать предмет из одной руки в другую. Телодвижения приобретают точность и уверенность. Эмоциональные реакции становятся менее однообразны, ребенок начинает пытаться повторять несложные сочетания звуков.

После полугода окружность головы увеличивается на один см. Появляются попытки принять сидячее положение тела, пусть даже при помощи взрослых.

График обязательного посещения невролога

Чтобы всесторонне оценить темпы развития малыша, родители должны посетить детского невролога в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год. Кроме того, консультации невролога в этот период нужны для решения вопроса о начале и графике прививок. С года до трех лет ребенка надо приводить на осмотр раз в полгода. До 6 лет следует показываться неврологу хотя бы раз в год. Это при условии, что в целом у ребенка все хорошо. Осмотр врачом обычно проводится по плану: общее состояние (самочувствие, сон, аппетит), оценка нервной возбудимости, двигательной активности и эмоций младенца. Далее проверка зрения, слуха, осязания, изучение рефлексов и мышечного тонуса

Врач обращает внимание и на психоэмоциональное состояние мамы ребенка — зачастую проблемы со здоровьем малыша возникают из-за слишком неспокойных родителей

Основания для внепланового визита

Можно и нужно обратиться к врачу, если ребенок легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, плохо ест, плохо набирает вес, обильно срыгивает, испытывает судороги, вообще часто и сильно плачет без видимых причин. Дрожание конечностей и подбородка у малыша в период новорожденности и раннего возраста также может быть признаком проблем с нервной системой. Иногда, правда, подобные явления характерны и для совершенно здоровых деток. Поэтому этот вопрос должен решать только специалист.

Родителям следует помнить, что первые три года жизни ребёнка являются самыми важными в успешном формировании нервной системы ребёнка. В это время активно развиваются структуры головного мозга, закладываются основы крупной и мелкой моторики, совершенствуются психоневрологические функции. Не стоит занимать пассивную выжидательную позицию, если неврологические отклонения у ребёнка обнаружены — в этом случае можно упустить драгоценное время сенситивного (особо чувствительного) возраста, когда многое поправимо.

Кризис трех лет

Следующий «критический» период, в который ребенку нужна консультация невролога, — это возраст 3 года. К этому моменту у многих детей возникают различные невротические состояния — появляются страхи, навязчивые непроизвольные движения (вздохи, моргание глазами, покашливания, без простудного заболевания), нарушения сна, головные боли. Многие из этих проблем являются следствием неправильного общения с ребенком родителей, и невролог может помочь это выявить.

Готовимся к школе

В 4–5 лет частыми причинами обращения к неврологу становятся энурез, нарушения речевого развития и координации

Крайне важно устранить их до того момента, как ребенок пойдет в школу. Ведь в школьном периоде его «поджидают» другие невротические расстройства, связанные в первую очередь с возросшими нагрузками. Если пренебречь советами детского невролога, то у ребенка могут возникнуть трудности с усвоением необходимого объема информации

Если пренебречь советами детского невролога, то у ребенка могут возникнуть трудности с усвоением необходимого объема информации

И дело не в том, что ребенок глуп, а просто у детей с неврологическими проблемами быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из-за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят. Такие дети требуют уже педагогической коррекции, а иногда коррекции детского психолога. Поэтому вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящих к смене школы или надомному обучению

Поэтому вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящих к смене школы или надомному обучению.

Внимательное отношение к развитию ребенка, его жалобам, поведению, сну, особенностям речи и своевременное посещение детского невролога дадут возможность максимально эффективно выявить и решить проблемы, возникающие на жизненном пути маленького человека.

Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.

Почему важно своевременно обратиться к детскому неврологу

Организм детей существенно отличается от взрослого, процессы становления и формирования нервной системы у ребенка начинаются в утробе матери, но в последующем, в определенные периоды формируются новые нейронные связи, что означает дополнительные нагрузки при таких процессах.

В современном мире, несмотря на быстрое развитие медицины, проблема родовых травм остается актуальной. Более того, адекватных статистических данных по проценту рождаемости детей с неврологическими отклонениями просто нет, так как о них предпочитают умалчивать. В процессе родов акушеры и гинекологи ведут деятельность, которая может негативно сказаться на здоровье ребенка, а именно, используют специфические препараты, ускоряющие/замедляющие естественный процесс родоразрешения. Из-за некомпетентного подхода к своим обязанностям детишки рождаются с асфиксией, которая крайне негативно влияет на клетки головного мозга и нервную систему в целом.

После рождения процесс осмотра новорожденного достаточно поверхностен, так как для полноценного осмотра необходимо куда больше времени, чем предусматривается. Кроме того, врач-педиатр, зачастую, не имеет полноценного понимания симптоматических явлений, провоцируемых нарушениями центральной и периферийной частями нервной системы. По этой причине, многие проблемы с момента рождения ребенка остаются без внимания.

Следует понимать, что большинство проблем решаются куда проще в первые годы жизни, нежели в более взрослом возрасте, и именно поэтому на прием детского невролога (невропатолога), очень часто, приходят отчаявшиеся родители с больными детьми.

Во избежание тяжелых, затяжных патологий нервной системы, первое посещение детского невролога желательно провести после достижения новорожденным одного месяца жизни. Это позволит выявить проблему на ранней стадии и обеспечить последующее полноценное устранение патологий.

Врач в обязательном порядке проведет опрос родителей. Цель опроса – сбор информации для постановки точного диагноза. Как правило, список вопросов включает следующие:

  • Какой у малыша аппетит?;
  • Как протекала беременность и роды, производился ли прием препаратов в процессе вынашивания?
  • Часто ли малыш плачет, какие обстоятельства при этом?
  • Характер набора веса;
  • Частота срыгиваний;
  • Наличие/отсутствие инфекций и патологий;
  • Как протекает сон и т.д.

Что проверяет невролог у детей? Детский невролог проводит комплексную оценку по нескольким пунктам:

  • Диагностика наличия/отсутствия рефлексов, а также проводит оценку выраженности;
  • Оценка тонуса мышц;
  • Оценка физического развития ребенка;

В этой статье:

С первых мгновений жизни новорожденный сталкивается со множеством медицинских манипуляций. Даже здорового малыша не обходит стороной эта участь – с рождения за ним постоянно наблюдают, измеряют параметры тела, изучают развитие органов и систем. Врачи в 1 месяц жизни ребенка стараются выявить все патологии в детском организме: врожденные пороки развития и начинающиеся болезни. Многие проблемы, диагностированные на начальной стадии, легче поддаются лечению.

Покинув стены роддома, новорожденный попадает под пристальное внимание педиатра и участковой медсестры на дому. Первое обследование ребенка в 1 месяц пройдет в детской поликлинике

Педиатр не только осмотрит маленького пациента, но и расскажет молодым родителям, каких врачей нужно проходить в 1 месяц новорожденным.

Нарушение памяти и внимания

А.М.: Причины вашего беспокойства понятны, поэтому прежде чем определить эффективные методы решения вопроса в данной ситуации, для начала обсудите с педиатром, какие причины могут привести к преждевременному пробуждению вашего малыша: прорезывание зубов, проблемы со стулом, потребность в дополнительном приеме смеси. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то пробуждение в утренние часы является нормой.

Сон – это сложная структура, он состоит из циклов, которые меняются в течение ночи, цикл состоит из фаз. В возрасте 4-х месяцев головной мозг и цикл «сон-бодрствование» еще не сформированы, поэтому раннее пробуждение малыша – это его особенность. Она со временем поменяется, для этого требуется немного подождать.

U-mama: А что делать, если ребенок НЕ просыпается? Не просыпается, когда хочет в туалет (и утром мокрые простыни, а пару раз и не только мокрые). Не просыпается, когда его будят. При соблюдении режима сна/бодрствования бывают эпизоды, когда просто падает и засыпает. Иногда может спать 20 часов, 24, 30 часов, да-да полтора суток спит и НЕ просыпается…

Все остальное время бодр, весел, полон энергии, любознателен, прекрасная память, легко учится (не отлично, для «отлично» не хватает добротно выполненных домашек), участковым неврологом защитан в здоровые.

Необходимо заметить: сон длительностью до 30 часов – сомнителен. В таком случае есть смысл провести полисомнографию и проконсультироваться у врача-сомнолога.

U-mama: Ребенок, 2 года 9 мес., не засыпает один, перед сном держится за руку, может поскрести запястье мне, ночью во сне разговаривает, смеется, иногда плачет, может в полудреме попросить подержаться за ручку.Последние месяца два засыпает в 10-11 часов вечера (раньше в 9 уже отбой), днем спит час-полтора. Утром просыпается около 8-ми. Неврологических диагнозов нет. Нужно ли повторное обследование на неврологию?

А.М.: Если ребенок развивается в соответствии с возрастом, то в данной ситуации можно говорить о так называемых навязчивых состояниях, которые характерны для многих детей. Они, как правило, проходят самостоятельно, с возрастом.

Сноговорение, когда ребенок разговаривает в состоянии сна, – это вариант парасомнии, состояние тоже физиологическое, не требует дообследования. Также в этом возрасте у детей характерны ночные страхи.Попробуйте определить причину беспокойства малыша во сне. Это может быть стресс дома, в саду, перенесенное ОРВИ и другие причины, установить которые поможет специалист.

А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, внимания у ребенка. В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом – педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать речевое развитие. Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение «очага поражения» и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции

Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным  ограничение просмотра мультфильмов

U-mama: Сын 12 лет не хочет учиться. Проблем с запоминанием нет, быстро учит стихи. Но там, где надо прикладывать усилия — математика, история (даты, определения) и т.п. — проблемы. По математике может решать задание, разобрав со мной принцип решения, выучив правило. На следующий день в подобном же задании делает ошибки.

Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус – на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.

Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.

Гиперактивность

U-mama: Аналогичная серия вопросов про гиперактивность. Где грань между темпераментом ребенка и неврологической проблемой?

А.С.: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ – прим. автора) во всей Европе лечится только у психиатров. Но менталитет нашего человека не позволяет всем идти к психиатру, поэтому мы придумали аналог: гипердинамические расстройства детства (ГРД – прим. автора). Диагноз наш, региональный, под него попадают наиболее легкие формы СДВГ, и он позволяет применять современные виды лечения тех или иных состояний современными препаратами. Есть очень четкий критерий, по которому можно определить, здоров ли ребенок. Если дома он деспот, а в школе нравится всем, то это здоровый ребенок. Если он дома лапочка, а в школе он всех на уши ставит – это здоровый ребенок. И только если и дома, и в школе этот ребенок – «исчадие ада», то это ребенок с СДВГ (по классификации психиатров), или ГРД (по неврологической классификации). Доказано, что это хроническое заболевание, требующее лечения.

U-mama: А если не лечить?

А.С.: Аффективное поведение при нулевой продуктивности – то, что мы можем получить. И это состояние может перетекать, например, в инфантилизм тридцатилетних людей – моменты псевдозадач и псевдомероприятий, вытекающих в пустое топтание на месте. В каждом возрасте есть свои признаки СДВГ или ГРД, и в каждом случае это по-своему ведется – где психотерапевтами, где психиатрами, где неврологическими вмешательствами.

U-mama: Как часто встречаются дети с таким диагнозом?

А.С.: Эта проблема есть, но она не столь значима. Самые «продвинутые» в этой области американцы, потом идут французы, австрийцы и испанцы. У нас под этот диагноз попадают 15-20% детей.

Симптомы для обращения к детскому неврологу:

При появлении тревожных симптомов, ребенка нужно срочно показать детскому неврологу не дожидаясь очередной даты планового осмотра. Вот некоторые симптомы, появление которых должно насторожить внимательных родителей:

Неврологические симптомы у детей до года:

Поверхностный сон, повышенная возбудимость – ребенок с трудом засыпает, часто просыпается, беспокойно себя ведет, вздрагивает  Тремор – ручки и подбородок ребенка мелко дрожат, особенно в состоянии покоя Срыгивание – частые и обильные срыгивания между кормлениями являются поводом для осмотра невролога Набухший пульсирующий родничок – этот симптом может сигнализировать о повышенном внутричерепном давлении Ребенок поджимает пальчики при опоре на стопу, опоре на носочки  Ребенок ударился головой – сотрясение головного мозга может проявиться только на третьи сутки

Именно поэтому крайне важно вовремя показать ребенка неврологу при малейшем подозрении на травму Отставание в моторном развитии

Неврологические симптомы у детей 1-17 лет:

Нарушения сна Заикание, тики Задержка речевого и моторного развития Энурез – недержание мочи Обмороки, головная боль или головокружение Гиперактивность, неусидчивость, кратковременное рассеянное внимание «Морская болезнь» – плохая переносимость транспорта Нарушения зрения, в том числе и проходящие Частые носовые кровотечения Черепно-мозговые травмы

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей

Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка

Тая, 24 года 10.10.2016

Добрый день.

Моему ребенку 1 месяц. Плановое обследование еще не проходили. Беременность у меня была первая, родила без проблем. Но в данный момент тревожит плохой сон и частый плач – днем и ночью. Еще малыш часто срыгивает (я читала, что это плохо). Иногда мне кажется, что у сына дрожит подбородок (пишут, что это тоже очень плохо).

Хочу обратиться в вашу клинику, но думаю, что надо как-то подготовиться. Что смотрит невролог у ребенка в 1 месяц? И нужны ли какие-то особые приготовления к процедуре осмотра.

Какие могут еще быть назначены диагностические исследования при таких симптомах как у нас (плохой сон, плач, частые срыгивания)? Насколько серьезным может быть наше положение?

Добрый день.

При осмотре месячного младенца обращает внимание на следующие признаки:

·

общее состояние ребенка (активность, реакция на окружающих);

·

тонус мышц и его симметричность;

·

состояние и окраска кожных покровов;

·

состояние головы (размеры родничков, напряженность кожных покровов над ними);

·

уровень развития (в 1 месяц малыш уже может ненадолго концентрировать взгляд на ярком медленно движущемся предмете, а также реагировать на громкие звуки; особо «продвинутые» детки могут даже улыбаться);

·

наличие и симметричность основных рефлексов.

Особой подготовки к осмотру ребенка в 1 месяц у не требуется. Общее правило: осматривать малыша лучше всего через полтора часа после кормления (особенно это актуально в вашем случае, поскольку вы жалуетесь на частые срыгивания).

Однако следует учитывать, что перед осмотром невролог проводит опрос, к которому также необходима определенная подготовка (расспросите бабушек и дедушек малыша о развитии его родителей (как свидетельствует наш опыт, далеко не всегда папы и мамы малыша могут поведать подробности о собственном младенчестве)). Также будут полезны сведения о наличии/отсутствии неврологических заболеваний у всех ближайших родственников.

Кроме того, вы должны будете рассказать о течении беременности и родов, о режиме дня (сколько раз в сутки кушает малыш), об изменениях роста и веса, а также подробно описать все волнующие вас симптомы (как часто бывают срыгивания, через сколько минут после еды, как часто плачет малыш, успокаивается ли после кормления и т.п.).

После осмотра в вашем случае может быть назначено такое абсолютно безвредное для малыша обследование, как , которое обладает высокой диагностической точностью и позволяет своевременно распознавать тяжелые нарушения.

Более подробно о тревожащих вас симптомах вы можете прочитать в нашей статье « ».

Регулярное посещение поликлиники – это обязательные мероприятия для мамы и новорожденного. Развитие ребенка в первые месяцы жизни продвигается такими темпами, что без постоянного наблюдения не обойтись. Осмотр педиатра помогает выявить заболевания, если они есть, на ранней стадии. Проверяется наличие наследственных недугов, риска возникновения патологий. Если ребенок здоров, врач определяет уровень развития крохи, проводит параметрические измерения, назначает анализы.

Дальнейший плановый осмотр (диспансеризация) направлен на наблюдение за динамикой развития ребенка, проведение необходимой вакцинации и оздоровительных программ. Младенцев до 1 месяца педиатр посещает на дому (минимум 3 раза). Такие осмотры называют патронажем. Желательно, чтобы до месяца ребенка осмотрел ортопед, ЛОР, невролог, хирург, окулист. Когда малышу исполняется 1 месяц, маме пора отправляться с ним на первый медосмотр в поликлинику.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий