Как реагировать и бороться с капризами ребенка до года

Родитель требует невозможного

Такое случается, когда родитель сам не знает возрастных способностей малыша и требует от него вещей, до которых он еще не дозрел. К примеру, мама хочет забрать ребенка домой с детской площадки, где тот увлеченно играет. И делает это достаточно резко, не понимая, что малыш в силу возраста просто не умеет быстро переключаться с одной деятельности на другую. Но мама требует немедленного беспрекословного подчинения и начинает злиться на ребенка, потому что тот не слушается и ведет себя «плохо».  

Екатерина Доманькова

– Родителям часто не хватает терпения и времени, буквально нескольких спокойных терпеливых минут. Просто подождать, спокойно объяснив, что пришло время делать что-то другое, не всегда просто. Надо искать аргументы, включить фантазию. В реальном мире это не всегда получается. Но я стараюсь и всегда вижу положительный результат.

Чего не нужно делать

Мы рассказали о том, что можно делать родителям в том или ином случае.

Теперь необходимо поговорить о том, чего не стоит делать, чтобы не ухудшить ситуацию.

  • Не ругайте. Ответная словесная агрессивность только ухудшат положение. Желательно спокойно, ровным тоном объяснить капризничающему малышу, что так вести себя нельзя.
  • Не запрещайте плакать. Ребёнок имеет право выражать собственные эмоции, даже негативные, даже гнев и злость. Табу на слёзы лишь заставит малыша замкнуться в себе.
  • Не наказывайте физически. Шлепки по попе, оплеухи, подзатыльники не помогут справиться с капризами. Напротив, только ухудшат детско-родительские отношения.
  • Не шантажируйте. Если вы будете манипулировать ребёнком, говоря о том, что любите его, только когда он послушный, то скоро дождётесь того, что и он в ответ начнёт манипулировать вами.
  • Не потакайте. Иногда проще уступить плачущему малыша, чем понять причину его капризов. Однако тем самым вы оказываете ребёнку и самому себе медвежью услугу. Он поймёт, что слёзы и крики – отличный способ достижения цели.

Психологи советуют родителям спокойнее реагировать на детские капризы

Если есть возможность, то лучше переключить внимание малыша на другой объект. Не получается? Тогда нужно объяснить ему, что понимаете его желание, но сейчас, в эту минуту, не можете его выполнить.

Обратите же на меня внимание!

Нередко истерикой малыш пытается добиться родительского внимания. Особенно часто это происходит, если родители в течение всей недели почти не видят ребенка, а на выходных хотят отдохнуть и расслабиться от тяжелых рабочих будней. Вот тут-то чадо и напоминает о себе! В этом случае попытайтесь хотя бы в выходные проводить с ним больше времени. И совсем не обязательно каждый раз «выходить в свет». Можно просто поиграть, почитать любимую книжку, обнявшись на диване, прогуляться по соседнему парку. А, может быть, вам захочется создать в ближайшие выходные грандиозный семейный коллаж на листе ватмана – из журнальных картинок, собственных фотографий – и дополнить всю эту красоту, например, необыкновенными пластилиновыми барельефами.

Слезы тщетности

Существует такое понятие, как слезы тщетности. Это своего рода инструмент, который позволяет ребенку справляться с осознанием и принятием того, что невозможно изменить, с запретами и границами.

Согласитесь, что все разрешать и позволять ребенку просто невозможно, да и не правильно. Малыш должен с раннего возраста знать и понимать, что есть вещи, которые делать нельзя.

Слезы тщетности как раз и помогают малышу принять это. А ваше дело понять это и быть в этот момент рядом. Какое-то время истерика будет продолжаться, но со временем начнет стихать, перейдет в тихий плач, затем останутся только всхлипывания и, наконец, все прекратится.

Профилактика истерик

Если вы задумываетесь о том, как отучить ребёнка в два-три года от истерик и от капризов, то стоит заняться профилактикой: развитием эмоционального интеллекта у малыша.

Эмоциональный интеллект — это базовый навык, который помогает договариваться, находить новых друзей, устанавливать крепкие взаимоотношения. От развития этого навыка зависит не только будущее ребёнка, но его настоящее: как быстро ему удаётся возвращать гармоничное состояние «здесь и сейчас».  

Как родители могут влиять на развитие эмоционального интеллекта? 

1. Называть эмоции ребёнка.

Когда ребёнок злится, грустит, испытывает фрустрацию или другие сложные эмоции, ему сложно понять, что с ним происходит

Поэтому так важно обозначать эмоцию, называть её. А не просто говорить, что малыш «капризный. Профилактикой является называние любой эмоции, которую ребёнок проижвает сам или видит у кого-то

Это научит ребёнка узнавать эмоции и справляться с ними. Например, выражать свои эмоции словами, а не криками и валянием на полу

Профилактикой является называние любой эмоции, которую ребёнок проижвает сам или видит у кого-то. Это научит ребёнка узнавать эмоции и справляться с ними. Например, выражать свои эмоции словами, а не криками и валянием на полу.

Называть детские эмоции можно даже тогда, когда малышу ещё нет года.

2. И свои эмоции тоже.

Вспомните, как вы сами ведёте себя, когда рассержены? Кричите, швыряете на пол посуду, топаете ногами? Родитель даёт пример выражения эмоций, поэтому мамам и папам стоит в первую очередь начать работу в сфере эмоционального интеллекта с себя. 

Идеальный вариант — если вы рассердились, то обозначить это словами: «Я сейчас очень зла!» Если уже успели покричать, то объясните ребёнку произошедшее постфактум: «Моя любимая ваза разбилась. Я расстроилась, рассердилась и закричала».

Когда родитель сам себе запрещает злиться и грустить, то даёт ребёнку ложную модель поведения. Например, в случае, если ребёнок ведёт себя неприемлемо, а мама улыбается — малыш не получает адекватную обратную связь.

3. Исключить все варианты насилия над ребёнком и над другими членами семьи.

Шлепки и подзатыльники тоже считаются. Даже если ребёнок в два-три года в запале злости и негодования ударил маму, а мама в ответ толкает или даёт подзатыльник — она, по факту, легализует насилие. Ребёнок «впитывает» действия родителей и повторяет их, поэтому если мама «дерётся», то малышу сложно будет объяснить, почему это запрещено ему. Так отучить от истерик не получится.

4. Проявлять эмпатию, когда ребёнок испытывает любые эмоции.

Если он радуется, порадуйтесь с ним и объясните ситуацию: «Ты радуешься, потому что мы идём гулять в парк, и я тоже очень рада!» Можно обсудить с ребёнком его капризы в ситуации из прошлого. «Помнишь, как ты уронил формочку с песком? Ты выглядел очень расстроенным. Что ты тогда чувствовал?»

5. Обсуждайте поведение персонажей в книгах.

Например: «Как ты думаешь, почему Конни толкнула свою подругу Юлию? Наверное, Конни очень обиделась на Юлию. Но теперь Юлия не хочет играть с Конни. Что же девочке делать?». Можно обсудить, как мог бы повести себя герой, или вспомнить, как сам ребёнок вёл себя в похожих обстоятельствах.

6. Учите малыша выражать эмоции без ущерба для других людей и для окружающей среды.

Можно говорить так: «Твоя злость сейчас очень-очень сильная! Давай вместе потопаем ногами или побьём подушку. Ух, как ты злишься!»

7. Читайте книги, посвящённые эмоциям.

Такие книги есть и детские, их можно читать вместе с малышами; и взрослые, они предназначены для родителей.

Список книг об эмоциональном интеллекте для взрослых

  • Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».
  • Джон Готтман, Джоан Деклер. «Эмоциональный интеллект ребёнка
  • Эмбер и Энди Анковски. «Что у него в голове?».
  • Юлия Борисовна Гиппенрейтер. «Общаться с ребёнком: как?».
  • Симонов Павел Васильевич. «Эмоциональный мозг». 
  • Джоанна Фабер, Джули Адэр Кинг. «Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали. Руководство по выживанию с детьми от 2 до 7 лет».

Список книг об эмоциональном интеллекте для детей

В три года: 

Русе Лагеркранц, Эва Эриксон. «Моя счастливая жизнь» (изд-во «КомпасГид»).

«Энциклопедия для самых маленьких. Эмоции» (изд-во «Русское слово»).

«Мои эмоции. Главная книга малыша» (изд-во Clever).

В 4 года:

Ю. Б. Гиппенрейтер. «Психологические игры и занятия с детьми».

В 5 лет:

Оскар Бренифье. «Что такое чувства?».

Рабочие тетради для школьников:

Наталья Ремиш. «Это мои эмоции» (изд-во «Поляндрия»).

Виктория Шиманская. «Где живут эмоции» (изд-во МИФ).

Почему ребенок перед сном капризничает?

Проблемы с животиком, характерные для детей первых месяцев жизни, обостряются к вечеру.

Повод обращения к гастроэнтерологу есть, если вы видите, что:

  • ребенок поджимает ножки к животу;

  • взвизгивает или надрывно плачет;

  • выгибается при кормлении;

  • у ребенка «бурлит» в животике;

  • ребенок обильно срыгивает;

  • у ребенка отсутствует стул;

  • стул, наоборот, слишком частый и жидкий;

  • в кале наблюдается слизь, зеленоватые или кровавые прожилки, непереваренные комочки.

Врач назначит необходимые обследования и подберет для малыша ферментативные препараты, улучшающие усвоение молока или смеси и уменьшающие газообразование в желудке, и вечерние капризы прекратятся.

Если родители задают педиатру вопрос: почему ребенок 5 месяцев капризничает — врачи обычно сразу ссылаются на зубы. Действительно, примерно в этом возрасте у малышей начинается обильное слюноотделение, они тянут в рот погремушки или собственные ручки, при этом дети раздражительны и беспокойны, а их десны при осмотре выглядят рыхлыми и красными. Часто с момента начала «зубных» капризов до прорезывания первых зубов проходит шесть-восемь недель — это острый период, в течение которого зубы движутся внутри десны, причиняя беспокойство ребенку и оправдывая его вечерние капризы. Для снижения болевых ощущений врачи рекомендуют использовать гели с местным анестезирующим эффектом или жаропонижающие средства в сиропе или свечах.

Капризы детей до 1 года

Родителям важно понимать, как происходит психологическое развитие крохи в таком возрасте

Кризис новорожденности

Наблюдается в период от самого рождения до двухмесячного возраста малыша. Этот этап в развитии играет очень важную роль. Если такой кризис проявляется вовремя, это считается нормальным. Малыш на приближение взрослых должен реагировать, а общаясь с мамой, издавать различные звуки и улыбаться. Основной признак этого кризиса – это потеря веса.

Младенческий возраст

Начинается в двухмесячном возрасте и длится до одного года. В этот период общение ребенка с окружающими происходит с помощью эмоций

Очень важно, чтобы родители и другие родственники уделяли как можно больше внимания общению с малышом. В этот период многие дети уже могут произносить свои первые слова и познают мир. Когда кроха в этом возрасте плачет или лепечет, это значит, что он стремится наладить контакт с родителями

Кризис пройдет тогда, когда у ребенка сформируется самостоятельная полноценная речь

Когда кроха в этом возрасте плачет или лепечет, это значит, что он стремится наладить контакт с родителями. Кризис пройдет тогда, когда у ребенка сформируется самостоятельная полноценная речь.

На основе этих особенностей психологии детей, выясним, есть ли неприятные причины и последствия этих кризисов.

Капризы как ответ на родительские запреты

Уложить ребенка спать в положенное время, отвести его в секцию или кружок — все это для нас, взрослых, является проявлением заботы о своем ребенке. Для ребенка — это ограничения его свободы, проверка на уязвимость привязанности к родителям. Если раньше мама удовлетворяла все потребности ребенка по одному только зову, и, даже несмотря на его недовольство, могла незаметно подчинить своей воле, то с 2-3 лет ситуация меняется. В ответ на родительские запреты ребенок испытывает дискомфорт, его привязанность с родителями, по мнению известного психолога и педагога Людмилы Петрановской, переводит их в разряд тех, кто не понимает его. Как следствие ребенок не слушает родителей — взрослые начинают сердиться, продолжать настаивать на своем. Все это приводит к скандалу и борьбе с капризами.

Истерики детей

Такие неприятные явления как истерика у малыша могут наблюдаться в тех случаях, когда родители выбирают авторитарный стиль воспитания и часто ставят запреты перед ребенком. Однако родители должны понимать, что у малыша есть естественный интерес. Ведь в течении года он был »взаперти» в своем манеже или коляске. Каждый день он видел одно и тоже, а теперь он уже может ползать и изучать все больше и больше вещей. Он с каждым днем расширяет свой кругозор, для него все ново и интересно. И хотя многие вещи вокруг могут для него быть жизненно опасными, сам малыш этого не знает и не понимает. И так как он не знает что такое опасность, он не только смотрит, но и хочет трогать тот или иной предмет, почувствовать какой вкус у него и тому подобное. И тут-то, родители с ужасом и криками набрасываются на ребенка и грубо отбирают предмет из его рук. Такая реакция родителей не только не понятна для малыша, но и вызывает ответную реакцию в виде капризов и истерии. Ведь он не имеет другого инструмента, кроме крика и плача для выражения своего недовольства и возмущения.

Такая реакция, или как родители часто ошибочно называют ее »истерика», не что иное, как призыв разрешить ему удовлетворить свою естественную потребность: познать окружающий мир. Когда малыш уже увидел, что вокруг него есть столько нового, успокоить его при помощи старых игрушек или же возвращением в манеж немыслимо.

Конечно, безопасность ребенка важнейшая вещь и поэтому, по мере взросления малыша, нужно продумать как безопасным способом удовлетворить естественную потребность своей крохи в познании мира. Для этого уберите с доступных для малыша мест все те предметы, которые могут навредить ему. Пускай вокруг него будут лишь те предметы, которые малыш может потрогать, попробовать на вкус, не нанеся вреда для себя. Небольшая переделка в квартире подарит вашему малышу искреннюю радость и море удовольствий и вы забудете о капризах или истерии малыша.

Самой распространенной проблемой и капризом у детей – это каприз вечернего сна. Ребенку уже пора спать, а он хочет есть, пить, играть или же смотреть мультики. Тут криками делу не поможешь. Отличным решением будет выработка специальных »ритуалов», которые будут сигналом для ребенка о том, что уже приближается время сна: например, просмотр программы »спокойной ночи, малыши» и тому подобное. И еще, отличным способом является за час до сна убрать все активные игрушки и прекратить активные игры ребенка.

Как проявляется

Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить

И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности

Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:

  • громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
  • резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
  • живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
  • требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.

Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).

Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:

  • любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
  • чрезмерная активность, непоседливость;
  • сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
  • назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
  • отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.

Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).

Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.

Советы специалистов

Когда поведение ребенка начинает тревожить не только окружающих, но и родителей, нужно начинать искать пути исправления ситуации:

  • Прежде всего, не стоит постоянно его ругать и воспитывать. Это не принесет положительных результатов. Весть о том, что он хуже своих друзей не прибавит ему положительных эмоций.
  • Не нужно предъявлять завышенных требований. Ребенок будет постоянно думать, как не разочаровать родителей, и это создаст стрессовую ситуацию, которая может ввести его в полный ступор.
  • Нужно следить за правильностью распорядка дня чада. Постоянное сидение за компьютером, или чрезмерное переутомление могут привести к его раздражительности и неадекватным поступкам.
  • Следует научить отпрыска с самого раннего возраста правильно выражать свои мысли и чувства. Лучше это делать на собственном примере, когда капризному ребенку 2 года. Делать это в дальнейшем, когда он немного подрастет, будет намного труднее.

Соблюдать эти принципы непросто. Родители должны собрать все силы и запастись успокоительными средствами. После того как удастся выдержать первый этап, и истерика перестанет быть орудием для достижения маленьким человеком своих желаний и целей, в доме установится тишина.

Как бороться, например, с катанием по полу или пинанием окружающих предметов? Оставить без внимания такое поведение нельзя, ведь малыш не осознает всей опасности своего поведения и может получить травму. Поэтому стоит посадить его в мягкий и полый манеж и уйти. Истерика без зрителей долго не продлится.

Для того чтобы изменить поведение ребенка, необходимо расширить его круг общения со сверстниками. Стоит отдать малыша в детский сад, где негативное поведение ребенка вряд ли оценят новые друзья. Если делать все правильно и планомерно, то можно заставить маленького сорванца полностью пересмотреть свое поведение.

Originally posted 2018-04-07 16:40:38.

Чего не нужно делать

Мы рассказали о том, что можно делать родителям в том или ином случае.

Теперь необходимо поговорить о том, чего не стоит делать, чтобы не ухудшить ситуацию.

  • Не ругайте. Ответная словесная агрессивность только ухудшат положение. Желательно спокойно, ровным тоном объяснить капризничающему малышу, что так вести себя нельзя.
  • Не запрещайте плакать. Ребёнок имеет право выражать собственные эмоции, даже негативные, даже гнев и злость. Табу на слёзы лишь заставит малыша замкнуться в себе.
  • Не наказывайте физически. Шлепки по попе, оплеухи, подзатыльники не помогут справиться с капризами. Напротив, только ухудшат детско-родительские отношения.
  • Не шантажируйте. Если вы будете манипулировать ребёнком, говоря о том, что любите его, только когда он послушный, то скоро дождётесь того, что и он в ответ начнёт манипулировать вами.
  • Не потакайте. Иногда проще уступить плачущему малыша, чем понять причину его капризов. Однако тем самым вы оказываете ребёнку и самому себе медвежью услугу. Он поймёт, что слёзы и крики – отличный способ достижения цели.

Психологи советуют родителям спокойнее реагировать на детские капризы

Если есть возможность, то лучше переключить внимание малыша на другой объект. Не получается? Тогда нужно объяснить ему, что понимаете его желание, но сейчас, в эту минуту, не можете его выполнить.

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Какие причины делают ребенка капризным?

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния карапуза. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

Физиологический дисбаланс

В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно “переполнение” психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Семейный микроклимат

Когда кроха начинает понимать, что творится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведения может скрываться в полученной информации извне. Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша. Он выражает свой протест истериками. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства. А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в семье готовятся к появлению прибавления. Чтобы избежать конфликтов в будущем необходимо правильно подготовить старшего карапуза к появлению новорожденного. Как это сделать читайте в статье “Ревность старшего ребенка: как ее избежать? Советы, которые помогут воспитать психологически стойкую личность!”.

Излишняя опека и избалованность

Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь. Такие действия “по сдуванию пылинок” приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и “не спешит” взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

Возрастные изменения

Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его “напрягают” и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий