Когда фантазии ребенка становятся опасными

Что нужно делать, если фантазии у ребенка затянулись

Стоит понимать, что вера в чудо и фантазия – не одно и то же. Если ваш ребенок верит в Санта Клауса, то рассказывать пятилетнему чаду, что это неправда не нужно. В это время ему нужно верить во что-то доброе и светлое. Со временем он сам поймет, что это выдумка.

Но если дети старшего возраста продолжают дружить с вымышленными приятелями, то за ребенком нужно понаблюдать. Скорее всего, он боится выходить из зоны комфорта и ему не хватает чего-то в реальности. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания или ему некуда выплеснуть накопившуюся за день энергию.

Старайтесь качественно проводить время с ребенком. Полчаса времени, когда вы полностью уделяете ему время, будет достаточно для полноценного общения. Это принесет больше пользы, чем когда вы целый день находитесь с ним, но каждый поглощен своим гаджетом.

Если же он придумывает что-то от скуки, то подумайте, чем занять ваше чадо. Возможно, стоит отправить его на танцы, музыку или рисование. И в скором времени все вымышленные персонажи уйдут из его жизни.

Инфантил – ребенок внутри взрослого

Что представляется нам, когда мы слышим фразу «инфантильный человек»?

1. Безответственный, склонный к необдуманным поступкам, одним словом, взрослый, который не желает взрослеть или не может обойтись без посторонней помощи. Он не осознает последствия своих решений, не задумывается к чему приведут его необдуманные действия. Что уж говорить, он как ребенок: не понимает запретов, когда чего-то очень хочется.

2. Многие из инфантов скорее полезут в драку для отстаивания своих интересоввместо того, чтобы просто обсудить проблему.

3. Инфантилы придумают массу оправданий для ничегонеделания. Они ищут виновных в провалах. Переводят стрелки на кого угодно, только бы не смотреть на себя. Диалога с такими людьми не построить, потому что выходит, что меняться должны окружающие люди, условия вокруг, кто угодно, но только не инфантил.

Любой психотерапевт скажет, что  инфантилам иногда сложно помочь. Взрослые люди жертвуют своей гордыней для того, чтобы построить здоровые, надежные и прочные отношения. Проблемы решаемы, если партнер признает ошибки и хочет меняться. Но инфантилы не способны к переменам, поэтому их общение с окружающими, как и со второй половиной, напоминают дешевый спектакль. Они со злостью будут говорить о том, насколько партнер неадекватный, не смотря на себя со стороны.  Однако, если ваши старания убедить инфинтила поработать над собой увенчаются успехом, они все равно будут сидеть и ждать, когда все-таки окружающие подстроятся под их капризы. Этого, естественно, не происходит, проблемы углубляются, и жизнь инфантилов становиться еще сложнее.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.). Именно сказочные образы — это «кирпичики», фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: «Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки — руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)».Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло — гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: «Давай мы с тобою побудем кисками». Имитируйте движения кошек, говорите «мяу-мяу». Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

«Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне «чай», да не просто, а с «конфетой», деталькой от конструктора. То вдруг примется «тушить пожар», «наливая воду» из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает «дрелью», — рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.  

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Вымышленный друг

Появление нереального товарища – явление частое. С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения. Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.

Если же ребенок переходит грань  и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.

Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка. Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему. Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему

Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.

Причины

Почему развиваются бредоподобные фантазии до конца не выяснено. Ученым удалось установить, что способствуют развитию синдрома следующие факторы:

  1. Расстройства влечений. Для них характерен импульсивный характер, преобладают аутоагрессивные, сексуальные, садистские влечения. У некоторых выявляется страсть к поджогам.
  2. Сверхценные идеи. Синдром фантазирования развивается на фоне одержимости какой-то идеей. Доминирует желание самоутверждения, мести.
  3. Аффективные нарушения. Характеризуется короткими депрессивными, дисфоническими состояниями. Возможен бурный аффективный всплеск.

Возможной причиной чрезмерного фантазирования у подростков выступает психофизический инфантилизм.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Если вы заметили у своего ребенка бурную, патологическую фантазию, не медлите с обращением к специалистам. Дистанционно наши психологи разберут ваш случай, дадут необходимые рекомендации, подскажут, как себя вести рядом с проблемным ребенком, окажут психологическую поддержку.

Лечение

Известны случаи, когда заподозрив неладное в действиях подростка, родители или педагоги вели его к психологу. В обязанности этого специалиста входит наблюдение за поведением пациента, выявление его психотипа и т.п. Однако определить шизофреническое расстройство он не сможет. Это сделает только психиатр, лечение назначает тоже он.

Так можно ли подростку полностью избавиться от шизофрении? Да, такое возможно, но ни один психотерапевт не может дать гарантию, что это произойдет именно в каком-то конкретном случае. При правильно подобранном лечении после ухудшения состояния могут наступать продолжительные периоды ремиссии.

Остро проявляющиеся симптомы шизофрении снимаются нейролептиками. Происходит это в стационаре, под постоянным наблюдением специалистов.  Для достижения видимых результатов нужно принимать назначенные врачом препараты не менее трех недель. В качестве вспомогательных средств могут быть назначены:

  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • антипсихотические вещества.

Длительность госпитализации зависит от тяжести симптомов и общего состояния подростка. Терапия дает стойкую положительную динамику. Пройдя интенсивный курс лечения, пациент направляется домой для дальнейшей реабилитации в амбулаторных условиях и социальной адаптации.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй

Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира

Как это сделать?

Как это сделать?

Советы для родителей

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за воображение и творческое мышление.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может  приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек — Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Отличие фантазий от патологии

Период нормального развития обусловлен присутствием сюжетно-ролевых игр. В этом случае у малышей есть несколько любимых героев, с которым они активно играют. При этом копируются поведение, одежда, интонация любимого персонажа.

Патология


Норма

Возникают спонтанно или наплывами

Развиваются по воле ребенка

Игры оторваны от реальности, малыш с трудом переключается на внешний мир

Все игры так или иначе связаны с реальностью

Фантазии причудливы и часто непонятны окружающим

Образы и сюжеты понятны близким

Игры постоянно повторяются, стереотипны, выбранный герой присутствует постоянно и меняется редко

Фантазии гибкие, часто меняются

Появляется агрессия, если ребенка «выдергивают» из мира фантазий или не желают участвовать в них

Вымысел одинаково подходит для групповой и индивидуальной игры, возможно присоединение других людей в процесс фантазирования и игры

На сюжетную линию, выбранную ребенком, повлиять невозможно или очень сложно

Дети в состоянии договариваться, менять сюжет игры

Роли распределены и не изменяются

Дети договариваются кто за кого «играет», в процессе роли могут меняться

Действия однотипны, моторика однообразна, движения одинаковы, действия и движения не всегда могут сочетаться с сюжетом

Игра идет по сюжету

Эмоции яркие, агрессивные, высокий риск суицида

Эмоциональная окраска разнообразная

Присутствует визуализация придуманных героев или себя в определенной роли

Визуализации нет

Важным отличием является тот факт, что при патологической фантазии дети верят в то, что придумали. Для них все игровые события — реальность. При этом ребенок может забыть, что он в магазине, на уроке и продолжать фантазировать.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  2. Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  3. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  4. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  5. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  6. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Перевоплощение

Еще на первом году жизни малыш начинает использовать в играх предмет-замену. Берет палочку и делает вид, будто ест ей. А ложкой проводит по волосам — расчесывается. Задача родителей в этот период — всячески поддерживать и развивать такую игру.

А примерно через год ребенок вдруг и сам превращается в зверя или машину, ползает на четвереньках, издавая характерные звуки и требуя соответствующего обращения.

— Выпей, Феденька, кефир. — Фыр! — Может, скушаешь зефир? — Фыр! — Ты конфет не хочешь? Что за чудеса! — Я сегодня — лошадь И хочу овса!Андрей Усачев

Некоторые дети так входят в роль, что неделями и даже месяцами вам приходится общаться с кошкой, зайцем или трактором. Любители разнообразия каждый день примеряют на себя новый образ. А какой-нибудь маленький «козленок» обрадует вас: «Ты, мама, коза, а ты папа, — козел».

Как использовать эту особенность поведения для развития фантазии? Прежде всего, обращайте внимание на точность исполнения. Пусть ребенок постарается повторить походку и повадки выбранного героя (показывайте пример, смотрите фильмы, посетите зоопарк)

Предложите не просто бездумно мяукать или лаять, а делать это с определенной интонацией, говорящей о голоде, радости, грусти, желании поиграть

Предложите не просто бездумно мяукать или лаять, а делать это с определенной интонацией, говорящей о голоде, радости, грусти, желании поиграть.

Изобразите какое-нибудь животное, пусть малыш догадается, в кого вы превратились. С ребенком постарше по очереди показывайте друг другу пантомимы-загадки. Вдвоем, а лучше всей семьей, играйте в «жизнь медведей» или «машины на стройке».

Фантазии детей в разном возрасте

В разном возрасте фантазии детей имеют разные проявления. Если малыши фантазируют о суперспособностях, воображают себя сказочными героями, то детки постарше уже сочиняют вполне правдоподобные рассказы. И отличить их от реальности родителям бывает не просто. Они начинают переживать, что их чадо вырастет обманщиком или так и останется жить в вымышленном мире.

Фантазии в 3 года и младше

3 года – это тот возраст, когда фантазия – часть процесса познания окружающего мира ребенком. Дети могут отличить воображаемое от действительности, но не умеют до конца их разделять. До 3-х лет дети активно впитывают и копируют все, что видят вокруг себя. Они дополняют это своим воображением и активно воплощают придуманное в своих играх.

Родители не должны вмешиваться и критиковать игры ребенка. Их задача наблюдать, как дети играют и воспринимают реальный мир. Детское поведение покажет, насколько правильно ребенок реагирует на то, что его окружает. Так родители могут аккуратно направлять своих чад, если видят что-то не то.

Фантазии в 3-5 лет

Этот этап детского развития примечателен тем, что детишки склонные играть с вымышленными друзьями. Иногда это могут быть даже придуманные семьи, большая компания друзей или домашние питомцы. При этом ребенок может применять на себя разные роли. Чаще всего это герои фантастических фильмов, книг, комиксов. Они воображают, что обладают необычными способностями и сверхсилой.

Как и чем фантазии помогают детям

Умение фантазировать помогает деткам справиться с множеством их переживаний и проблем. Дети остро ощущают запреты и ограничения. Чем больше взрослые ограничивают свободу своего чада, тем больше он фантазирует. С помощью воображения он может создать себе другой мир, где только он все контролирует.
То же касается и травматических ситуаций. Например, переезд в иной город или страну может трудно даваться ребенку. Вместо веселого общения со сверстниками, он будет проводить время в одиночестве с воображаемыми друзьями. Но это не значит что нужно заставлять его быстро приспосабливаться к жизни в других условиях. Ему нужно на это время. Фантазии для него – защитный механизм

И очень важно в такой момент дать ребенку время на адаптацию.
С помощью воображения дети учатся понимать, что они чувствуют на самом деле. Например, когда тихий и спокойный малыш постоянно фантазирует о сражениях, войнах, победах над врагом, это может свидетельствовать о внутренних переживаниях. Возможно, ребенка кто-то обижает, и он не знает, как с этим справится

В таком случае подобная защитная фантазия может помощь родителям понять, что не так с их чадом.
Когда ребенок фантазирует, он проявляет творческие способности. Он учится мыслить креативно и самостоятельно искать решение проблем. Именно фантазии детей способствуют появлению на свет художников, музыкантов и других творческих личностей. Поэтому, если ваш малыш часто фантазирует и это не причиняет никому вреда, стоит проявить спокойствие и понимание. Возможно, у вас растет будущий гениальный творец.

Возможно, ребенка кто-то обижает, и он не знает, как с этим справится. В таком случае подобная защитная фантазия может помощь родителям понять, что не так с их чадом.
Когда ребенок фантазирует, он проявляет творческие способности. Он учится мыслить креативно и самостоятельно искать решение проблем. Именно фантазии детей способствуют появлению на свет художников, музыкантов и других творческих личностей. Поэтому, если ваш малыш часто фантазирует и это не причиняет никому вреда, стоит проявить спокойствие и понимание. Возможно, у вас растет будущий гениальный творец.

  • Напряженные отношения между родными, которые ребенок наблюдает каждый день, отражаются на его эмоциональном состоянии. Он может и не понимать, что чувствует. Но фантазия помогает ему справиться с проблемой своим способом. Если ситуацию в семье не менять, малыш может и дальше продолжать жить в своём вымышленном мире. А в результате это чревато психическими расстройствами.
  • В детских играх фантазии также помогают детям познавать мир взрослых и примерять на себя их роли. Так дети учатся общаться между собой, вливаться в общество и формировать свою личность. Конечно, они не могут сыграть во все ситуации и попробовать все роли. Но их воображаемые роли помогут им в будущем во взрослой жизни.
  • Часто дети могут скрывать свои страхи и обиды, поскольку не осознают до конца, что они чувствуют и что с этим делать. И вместо того, чтобы сказать об этом родителям, они фантазируют.

Например, ребенок испытывает обиду на своих родителей. Он не знает, как выразить свои чувства, и не может это сдерживать. Малыш фантазирует, что с его родителями случилась беда. Это может ему снится или казаться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий