Когда начинает слышать новорожденный ребенок: как проверить слух

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа»

Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны

Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Как реагирует на звук новорожденный

Когда ребенок начинает ползать

Родители чаще всего беспокоятся, потому что их реакция на услышанное значительно отличается от детской. Это сбивает их с толку.

Нормальна ли резкая реакция

Если ребенок резко вздрагивает, это не означает, что с психикой крохи что-то не так. Более того, это признак нормального слуха. Через некоторое время ребенок привыкает к разным источникам шума. До двух месяцев реакции могут быть несколько судорожными, после этого они становятся более упорядоченными. На этом этапе развития младенец легко слушает спокойную речь.


Аудиоскрининг младенца

Особенно резкая реакция нормальна, когда звук был неожиданно громким или появился внезапно. Впрочем реакции младенцев отличаются уже с внутриутробного периода. Одни дети легче адаптируются к шуму, другие – тяжелее. Постепенно приучать кроху к звукам нужно с самых пеленок. Слышит ли новорожденный ребенок тихие звуки? Да, но не реагирует на них.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Особенности зрения у новорожденных

Несмотря на то, что зрительная система развивалась на протяжении всей беременности, малыш, приходя в этот мир, видит его очень плохо: все вокруг — лишь череда нечетких образов. Однако единственное, что сейчас нужно видеть ребенку, — это лицо мамы и ее грудь (или бутылочку).

После рождения зрение новорожденного проходит несколько этапов развития. Этот процесс происходит в течение долгого времени и закончится к школьному возрасту (а в некоторых моментах — только в пубертате).

Светочувствительность. С первых минут жизни малыш реагирует на свет. Однако в первые дни яркий свет, скорее, пугает кроху, поэтому малыш рефлекторно закрывает глазки. Примерно через 2–5 недель ребенок способен фиксировать свой взгляд на различных источниках света: фонарике, люстре, дисплее мобильного телефона и др. Светочувствительность у новорожденных резко снижена по сравнению со взрослыми людьми: к 6 месяцам она соответствует 2/3 от должного уровня и только к подростковому возрасту достигает нормальных значений.

Центральное зрение — способность глаза замечать и различать мелкие предметы. Вот как происходит развитие этой важнейшей функции зрения у новорожденных и подросших малышей по месяцам. Она появляется к 2–3 месяцам жизни (тогда же малыш начинает хорошо фокусировать зрение на игрушках и лицах) и дальше постепенно совершенствуется. Примерно через 2 недели малыш может следить за достаточно крупной и яркой игрушкой. К 4–6 месяцам ребенок начинает различать лица, в 7–10 месяцев умеет распознавать различные фигуры, к дошкольному возрасту — нарисованные образы.

Цветовосприятие. При рождении малыш способен различать только черный и белый цвета. Способность идентифицировать цвет появляется у разных детей в разном возрасте — от 2 до 6 месяцев.

Бинокулярное зрение — это способность одновременность видеть обоими глазами и создавать при этом один объемный образ. Можно сказать, что эта функция определяет пространственное зрение. Этой способностью зрительный анализатор сразу после рождения не владеет. Только после двух месяцев малыш начинает осваивать ближнее пространство, хотя к моменту рождения ребенок способен на расстоянии 25–30 см улавливать взглядом фигуры и силуэты.

Поля зрения — это пространство, которое видимо для человека при фиксированном взгляде. Первые недели малыш способен видеть только то, что находится непосредственно перед ним, а все, что расположено сбоку, остается им незамеченным — вот какое зрение у новорожденных. Постепенное расширение полей начинается после двухмесячного возраста.

Кроме того, глядя на глазки только что родившегося малыша, можно заметить их нескоординированные движения, взгляд будто «сквозь тебя», поэтому иногда родители начинают бить тревогу, думая, что у их малыша косоглазие. Да, подобные явления возможны и совершенно физиологичны. Это обусловлено слабостью мышц глазного яблока. К 6 месяцам жизни эти отклонения исчезают.

Как работать с маленьким пациентом после операции?

Большинство детей, которым показана кохлеарная имплантация, еще не умеют говорить. Это осложняет реабилитационный период, поэтому в нем всегда принимают участие квалифицированные сурдопедагоги.

Первый год после операции проходит для ребенка очень насыщенно: ему предстоит заново знакомиться с внешним миром, открыть для себя много нового. Чтобы реабилитация была успешной, врачи постепенно, в несколько этапов увеличивают порог стимуляции системы кохлеарной имплантации. За год выполняют не менее четырех настроек, чтобы малыш легче адаптировался в мире звуков.

Если ребенок до операции уже освоил речь, задача родителей – соблюдать несложные правила. В первые месяцы при разговоре нужно находиться не дальше чем на 1,5-2 м от ребенка и стоять так, чтобы он видел ваше лицо. Хорошо, если во время общения в комнате не будет посторонних помех – звуков от телевизора или уличного шума. Говорить стоит медленнее, чем обычно, но четко и естественно. Успех адаптации во многом зависит от терпения и участия родителей.

В течение первого года после слухопротезирования или установки системы КИ ребенка ожидает целая гамма открытий

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками). Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Развиваем зрение и слух малыша

Ученые доказали, что наиболее эффективными для зрения, являются занятия, которые проводятся с ребенком в возрасте до 6 месяцев. Поэтому, если у мамы или папы заболевания глаз, можно постараться развить зрение малыша.

  1. Для этого с 1 до 3 месяцев показывайте крохе картинки с крупными изображениями черного цвета.
  2. Развесьте над кроваткой черные картинки.
  3. Попеременно показывайте малышу карточки с черными и белыми животными.
  4. Закройте на 30 секунд картинку белым листом бумаги, а потом снова покажите картинку. Расстояние от карточки до глаз ребенка должно составлять 30 см.
  5. После 3 месяцев перемещайте карточки и включите в занятия цветные изображения.

Для развития слуха достаточно все время разговаривать с крохой. Можно включать ему классическую музыку и детские сказки, если у вас есть музыкальный слух, обязательно пойте ребенку. Малыш воспринимает любой звук, включая телевизор, но он не может заменить крохе маму.

Когда малыш начинает слышать

Многие мамы задаются вопросом, когда новорожденный ребёнок начинает слышать?

Некоторые родители думают, что ребёнок не слышит ни чего первые 2-3 дня после рождения из-за того, что в его внутреннем ухе жидкость. Но это ошибочное мнение. После рождения ребёнок слышит сразу, может не очень хорошо но, слышит. В дальнейшем слух ребёнка интенсивно развивается.

Уже с первых дней жизни, новорожденный реагирует на звуки. Пока только на громкие и резкие, создающие определённую вибрацию. Поэтому, не стоит переживать, если малыш не реагирует на спокойные голоса или на работающий телевизор. Новорожденные детки умеют отличать человеческий голос от любого другого звука, это говорит о том, что у детей заложен врождённый рефлекс, способность слышать. Лучше и быстрей кроха начинает узнавать голос матери, разговаривающий с ним всю беременность.

С первых минут появления на свет, младенец обладает реакцией на:

— тембр речи и голоса;

— другие различные звуки;

Проявлять реакцию на звуки и голоса может по-разному, например малыш активно двигает ручками и ножками, поворачивает голову в поисках источника голоса, замрет или вздрагивает, может заплакать. Если первые дни жизни ребёнок не реагирует на звуки или голоса, это не говорит о том, что он не слышит. Но если вас это пугает, вы всегда можете обратиться к врачу.

Новорожденные детки различают звуки или речь по нескольким признакам:

— скорость речи, например, мамина речь убыстряется и движения малыша ускоряются, ну, а если мама перешла на более спокойную речь, движения крохи становятся более плавными;

— грубая и резкая интонация может, спровоцировать у ребёнка плачь, а вот ласковая интонация доставит ему радость;

— малыши могут разделять звуки на любимые и не любимые, и если новорожденный увлёкся любимой погремушкой, он может не реагировать на другие звуки;

Молодые родители могут сами, проверить слух своего ребёнка и понять слышит ли он. Можно взять тихую музыкальную игрушку (звук должен быть не знаком для малыша), незаметно подойти к ребёнку с боку и включить музыку. Поверьте, ребёнок в возрасте месяца своей мимикой даст понять услышал ли он шум, а ребёнок старше двух месяцев повернёт глаза в сторону источника звука. Когда малыш только уснул и находится в стадии быстрого сна, тихо подойдите к кроватке и потрите руки или кашляньте. Ребёнок отреагирует движением глазных яблок, вскидыванием ручек или вдохом.

Без сомнения, впервые месяцы жизни ребёнка необходимо внимательно следить за развитием слуха у ребёнка.

На, что необходимо обращать внимание :

— в двух недельном возрасте малыш не вздрагивает при резких и громких звуках;

— в месячном возрасте у ребёнка нет реакции на звук сзади него (новорожденный должен повернуть голову);

— в три месяца ребёнка не успокаивает голос мамы (можно заметить, что он не слышит и нет ни какой реакции);

— ребёнок не подражает звукам в возрасте от двух до четырёх месяцев;

— в возрасте четырёх месяцев ребёнок должен поворачивать голову в ту сторону, откуда исходит незнакомый для него шум;

Заметив какие-либо отклонения в развитии слуха ребёнка, немедленно обратитесь к специалистам.

Нормальный слух у детей появляется ближе к трём месяцам, так устроен естественный механизм развития.

Не стоит забывать о том, что в доме, где живёт кроха не должно быть скандалов и разговоров на повышенных тонах. Так же не следует приучать малыша спать в полной тишине, малыши тогда больше пугаются от внезапных и громких звуков, например, неожиданно зазвонил домашний телефон

И помните всегда о том, что ребёнку очень важно с какой интонацией родители общаются между собой. Поэтому, разговаривайте между собой спокойно и ваш малыш будет чувствовать себя защищёно и комфортно

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Затишье — признак гипоксии

Если обнаружится, что ребёнок страдает от недостатка кислорода, маме назначат специальные препараты, чтобы улучшить кровообращение и поступление питательных веществ. Периодически будут вновь проводить КТГ и допплерометрию. К сожалению, случается, что все принятые меры не помогают, и гипоксия начинает нарастать. Тогда назначают экстренные роды, чтобы ребёночек не задохнулся. Будет ли это кесарево сечение или естественные роды, решит гинеколог.

Чтобы не доводить до этого и доносить малыша до положенного срока, при малейших сомнениях бегите к врачу. Иногда промедление может слишком дорого стоить. Если кроха сидит в животе чересчур тихо или, напротив, круглосуточно «устраивает танцы», следует проверить, всё ли в порядке!

Формирование зрения

Зрение новорожденного не такое острое, как у взрослого человека — от 0,005 до 0,015 диоптрий. Со временем сетчатка глаза и центры мозга развиваются, и младенец обретает способность видеть предметы, расположенные вдалеке. В процессе формирования зрительная функция проходит следующие этапы:

Как происходит развитие слуха у детей: нормы, особенности и упражнения

После рождения ребенок видит все в серых тонах, может отличать светлое и темное время суток. Днем в детской должно быть в меру яркое освещение, которое необходимо приглушать ночью, когда кроха засыпает.
В месяц крупные предметы, такие, как лица людей, выделяются из размытого фона

Новорожденный начинает видеть маму, поэтому важно больше общаться с ребенком.
В 2 месяца взгляд начинает фокусироваться, но не замирает на одном объекте. Малыш может проявлять заинтересованность при передвижении людей и игрушек.
В 3 месяца кроха следит глазами за игрушками, различает желтый и красный оттенки.
В 4 месяца новорожденный тянется к погремушкам, чтобы разглядеть их со всех сторон, изучает собственные пальцы. Ребенок еще не умеет оценивать на каком расстоянии находятся предметы и насколько они объемны, поэтому пытается поймать тени и солнечных зайчиков

Зрение становится четким.
В 5 месяцев малыш способен хорошо различать все цвета, приобретает способность к координации движений и изъявляет желание отправить увиденные предметы в рот.
Через полгода после рождения кроха узнает свою семью, зрение достигает 2/3 световой чувствительности взрослого человека.
С семи до восьми месяцев — грудные детки могут различать геометрические фигуры.
С 8 до 12 месяцев ребенок различает оттенки, находит связи между предметами, ищет глазами вещи и людей, исчезающих из его поля зрения. В этом возрасте новорожденный начинает видеть нормально, как взрослый человек.

Ребенок еще не умеет оценивать на каком расстоянии находятся предметы и насколько они объемны, поэтому пытается поймать тени и солнечных зайчиков. Зрение становится четким.
В 5 месяцев малыш способен хорошо различать все цвета, приобретает способность к координации движений и изъявляет желание отправить увиденные предметы в рот.
Через полгода после рождения кроха узнает свою семью, зрение достигает 2/3 световой чувствительности взрослого человека.
С семи до восьми месяцев — грудные детки могут различать геометрические фигуры.
С 8 до 12 месяцев ребенок различает оттенки, находит связи между предметами, ищет глазами вещи и людей, исчезающих из его поля зрения. В этом возрасте новорожденный начинает видеть нормально, как взрослый человек.

А хорошо ли слышат новорождённые?

В животе у мамы преобладает оптимальная температура, темнота, комфорт. Когда маленький человек рождается, он попадает в неизведанный мир, где разноцветным краскам, различным звукам, яркому свету нет предела. Природой задумано защитить появившегося человечка от этих факторов, чтобы предотвратить сильнейший стресс, связанный с «переменой пространства». Развитие функций слуха, способность видеть происходят постепенно, чтобы организм грудничка окреп и привык к новой среде обитания.

Учёными доказано, что младенцы ещё в утробе начинают слышать звуки, исходящие материнским организмом: урчание в животе, биение сердца, голос. Это происходит с 16-17 недели. Рекомендуется разговаривать с будущим ребёнком, читать вслух сказки, слушать спокойную музыку. Новорождённый сразу же узнаёт маму по голосу. Через некоторое время можно заметить, что кроха вздрагивает при появлении резких звуков, хлопков.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Физиологические особенности

Когда у новорожденных появляется слух? В первые 2-3 дня после рождения младенец почти ничего не слышит из-за нахождения в его внутреннем ухе околоплодной жидкости. Вообще способность малыша распознавать звуки формируется еще во внутриутробном периоде.

В целом, младенец не нуждается в абсолютной тишине при засыпании, поскольку в животике мамы постоянно слышал звуки окружающих органов. Кроха может не реагировать на достаточно сильные монотонные шумы, но резкие громкие звуки могут его напугать.


Фото новорожденного

Важно! Особенность, которую имеет слух у новорожденного ребенка, в том, что он может одинаково слышать и во время сна, и в период бодрствования. На четвертой недели жизни дите становится способным различать некоторые звуки, с 9-12 недели он начинает понимать, откуда они, и искать глазами источник

На четвертой недели жизни дите становится способным различать некоторые звуки, с 9-12 недели он начинает понимать, откуда они, и искать глазами источник.

В 3 месяца малыш может поворачивать голову в сторону звука и способен узнавать маму по голосу. Когда он ее слышит, успокаивается, а также умеет понимать интонацию и прислушиваться к тембру голосов разных людей.

Уже с первых дней жизни полезно давать крохе слушать детские песни, стихи, сказки. Также можно комментировать свои действия. Благодаря этому ребенок быстрее запомнит названия предметов и их предназначения, а также такие разговоры способны укрепить отношения между дитем и матерью.

Как проверить слышит ли новорожденный ребенок

Спустя пять дней после появления маленького чуда на свет можно самостоятельно проверить слуховую реакцию ребенка. Сделать это для родителей не составит никакого труда. Нужно всего лишь рядом с ушком младенца создать легкое хлопанье, в ответ на которое он должен моргать. В том случае, если данная реакция не видна, тогда уже стоит более тщательно заняться слухом ребенка. Хотя, на столь ранних этапах развития, не стоит волноваться по этому поводу. Лучше немного подождать, пока маленькое чадо повзрослеет, а его реакция на окружающий мир станет более развита.
Не стоит забывать, что новорожденный ребенок является вполне самостоятельным созданием. Он может слышать, видеть, а также ощущать на себе все прикосновения и, даже различать их. Поэтому, насколько рано родители сумеют прочувствовать ребенка и научатся его понимать, зависит весь дальнейший процесс взаимосвязи. Малыш, который будет чувствовать заботу и тепло, исходящие от мамы и папы, обязательно ответит им взаимностью.

https://youtube.com/watch?v=LL2T6Q1dRQE

Развитие ребенка. Слух. Как проверить дома слух новорожденного

Такое взаимопонимание поможет новорожденным, а также их родителям ежедневно дарить друг другу счастливые и запоминающиеся моменты. А что может быть лучше и приятнее, чем видеть своего ребенка счастливым и радостным? Конечно же его полноценное развитие, каждый этап которого малыш будет достигать, благодаря заботе и помощи своих любящих родителей. Ведь именно от их усилий и стремлений будет зависеть, насколько активным и интересным станет столь важный этап в жизни новорожденного малыша.

Как и когда проверить слух

Знаете ли Вы, с какого времени ребенок может реагировать на звуки? По словам специалистов, уже с 5 дня от роду. Убедиться в этом можно, просто хлопнув в ладоши возле его ушка. Главное, не делать слишком резких движений и не создавать чрезмерно громких звуков, чтобы не испугать малыша.

Есть и другой способ: возле ушка спящего ребенка медленно сдавливают детскую пищалку. В ответ на незначительный писк веки крохи вздрогнут, что будет свидетельствовать о том, что посыл услышан.

При желании можно перенести проверку и на более поздний срок. В возрасте двух месяцев кроха перестанет вздрагивать при каждом незнакомом шорохе. К трем месяцам слух обычно устанавливается окончательно. Лучшее тому подтверждение – поворот головки в сторону источника звука.

В то же время пока сложно ответить, когда карапуз осознанно будет реагировать на свое имя. Одни с легкостью делают это уже в 4 месяца, другие – тянут порой до полутора лет. В любом случае, если врач не обнаруживает серьезных проблем со слухом, беспокоиться не надо. В конце концов, у разных малышей наблюдается разная реакция на одни и те же звуки. Все зависит от их характера и темперамента.

Как реагирует на звук новорожденный?

В первые дни новорожденный реагирует лишь на громкие или резкие вибрирующие звуки. Его реакция зачастую отличается от той, которую ожидают увидеть родители. Он может плакать, вздрагивать или, наоборот, замирать при неожиданном звуке. Это связано с тем, что ребенок слышит все посторонние звуки одновременно и не может различать их. Поэтому шум, доносящийся со всех сторон, различного тембра, высоты и громкости вызывает у него такую себе «шоковую» реакцию.

В первую очередь новорожденные дети начинают различать голос мамы. Ведь именно она разговаривала с ним еще задолго до его рождения. Поэтому теперь, когда он столкнулся с окружающим миром, мамин голос способен успокоить его. Согласно исследованиям, дети также различают знакомые музыкальные или литературные произведения, которые слышали, будучи в утробе матери. О том, что они узнают знакомые строки, свидетельствует их реакция — активные движения ножками и ручками.

Помимо самого звука, новорожденные дети умеют различать интонацию, тембр голоса, темп разговорной речи, а также отличать звуки. Лучше всего ребенок слышит высокие звуки. Чтобы развивать слух малыша, необходимо чаще общаться с ним, включать детские песни и сказки. В зависимости от того, какой звук слышит ребенок, у него может быть разная реакция. О том, что малыш реагирует на посторонние звуки могут свидетельствовать:

  • замирание;
  • плач;
  • вздрагивание и судорожные движения;
  • поворот головы в сторону источника звука;
  • поиск источника звука глазами.

Ребенок различает темп речи: когда мама начинает говорить быстро — его движения ускоряются; как только речь мамы замедляется — успокаивается и малыш.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  1. Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  2. Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  3. Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  4. Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  5. Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий