Когда (во сколько месяцев) ребенок начинает ходить

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

  • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
  • Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>

Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

Упражнения и гимнастика

Гимнастика не должны быть только зарядкой «чтобы сел». Это комплексное воздействие на организм малыша, способствующее не развитию собственно навыка, а развитию мышц крохи. С развитыми мышцами и этот, и другие навыки ребенок легко постигнет сам. Перед гимнастикой обязательно проводите легкий общеукрепляющий массаж. Это сделает упражнения комплекса более эффективными. Всегда проводите упражнения в форме веселой игры, в противном случае ребенку быстро наскучат манипуляции мамы с его телом, и он начнет протестовать против такого досуга.

Как мы уже знаем, для сидения нужно обладать развитыми мышцами спины, рук, живота. А потому в ежедневную зарядку обязательно включите активные и пассивные упражнения на стимуляцию именно этих мышечных групп. Вот несколько интересных и полезных упражнений.

«Рыбка»

Это упражнение проводится в воде, например, в большой ванне во время вечернего купания. Для него вам понадобится специальный ортопедический надувной кружок на шею малыша. Он надежно фиксирует шейные позвонки и не дает крохе пойти на дно.

Надев круг, положите ребенка в воду на живот и за ножку покатайте по воде вперед и назад. Потом оставьте его в таком положении, немного подождите — малыш должен сам повернуться на спинку. В воде повороты исполняются куда проще и легче.

После плавания на спине возьмите малыша за одну ручку и стимулируйте его переворот обратно на живот. Чем больше он совершит поворотов за сеанс плавания, тем лучше. Упражнение можно выполнять с самого раннего возраста — с 1 месяца.

«Качели»

Исходное положение — лежа на спине. Поверхность должна быть жесткой. Это упражнение не проводят на мягкой кровати, которая не может обеспечить анатомически правильной поддержки позвоночника.

Протяните ребенку свои указательные пальчики и дайте ему ухватиться за них. Медленно поднимите корпус крохи в полусидячее положение. Не нужно сажать ребенка, достаточно приподнять верхнюю часть тела на 45 градусов. Потом также медленно опустите малыша обратно.

«Летчик»

Правой рукой обхватите лежащего на животе ребенка вокруг корпуса и подведите ладонь под грудную клетку, а левой поддерживайте его под ножки.

Приподнимите ребенка над поверхностью массажного стола — при этом малыш рефлекторно напряжет спинку, ягодицы и приподнимет головку, раскинув ручки в стороны. Подержите его около 30-40 секунд в таком положении и плавно опустите на животик обратно на поверхность. Упражнение рекомендовано с 4 месяцев.

«Гусеница»

Это упражнение делают в позе лежа на животе. Перед малышом нужно поставить игрушку, но так, чтобы взять ее он не смог. Легко надавливая своими руками на стопы малыша, стимулируйте его инерционное отталкивание и ползание вперед. Выглядеть это будет как характерные телодвижения гусеницы по время перемещения. Выполняйте до тех пор, пока малыш не «доползет» до цели и не ухватится за игрушку.

«На мяче»

Эффективно укрепляют мышцы спины и живота занятия на фитболе. Положите ребенка сначала спинкой, поддерживая за ножки на мяч, и легко покачайте его назад и вперед, в правую и левую стороны, а потом и по кругу.

Поверните кроху на живот и проделайте все еще раз. Это будет не только укреплять мышцы, но и развивать вестибулярный аппарат, что обязательно пригодится на стадии освоения сидения, при которой требуется уметь балансировать.

Как помочь ребенку сделать первые самостоятельные шаги

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая” малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Советы и рекомендации

  • Никогда не слушайте стариков в отношении ходьбы. Не вздумайте «по старинке» перерезать путы, чтоб ребенок начал ходить, как делали наши прабабушки и бабушки. Мало того, что это не имеет никакого практического эффекта, так вы еще можете ненароком порезать дернувшуюся ножку крохи, что отсрочит первые самостоятельные шажки на месяц, а то и два.
  • Если вы еще не научили ребенка засыпать самостоятельно, рекомендуем сделать это до первых шагов. В противном случае ребенок со временем начнет приходить спать в вашу постель и бороться с этим будет трудно. Ходьбу ведь вы поощряете.
  • Приучить ребенка к горшку тоже стоит до самостоятельной ходьбы. Иначе малыш будет просто с него сбегать, радуясь новому умению.
  • Если малыш косолапит при ходьбе или ходит только на носочках – это повод обратиться к ортопеду и педиатру.

Какие есть ритуалы засыпания?

Специалисты рекомендуют подготовку ко сну, которая состоит из последовательных, ежедневно повторяющихся действий, так называемых рутин5. Они помогают ускорить засыпание, повысить качество и длительность сна, уменьшить количество ночных пробуждений5.

Наиболее типичные ежевечерние ритуалы6:

  • Купание в теплой воде с любимой пенкой или средством для ванны, легкий массаж.
  • Успокаивающие звуки – «белый шум». Это монотонный шум, который не несет в себе смысловой нагрузки, успокаивает и помогает забыться, например, текущая вода, метроном, тиканье часов или записи звуков природы.
  • Колыбельные и сказки.
  • Пожелания «доброй ночи», «сладких снов» или другие фразы, которые произносят только перед сном.

Эксперты по сну рекомендуют трехэтапный ритуал, который включает купание, массаж и спокойное время в кроватке8. 

  • Во время водных процедуры можно использовать пену для ванной. Для малышей с 6 месяцев подойдет пена JOHNSON’S Детская пена для купания «Перед сном». У нее успокаивающий аромат, помогающий ребенку подготовиться ко сну8.
  • Сразу после теплой ванны легкими поглаживающими движениями на кожу можно нанести молочко, например, JOHNSON’S Детское молочко «Перед сном»8   для детей старше 6 месяцев. Такой массаж еще больше успокоит малыша и подготовит его ко сну, особенно благодаря приятному запаху молочка8.
  • На третьем этапе нужно переодеть ребенка в пижаму, почитать сказку на ночь или спеть колыбельную4,8. 

Как правило, достаточно нескольких дней, чтобы сформировалась ассоциация между вечерней рутиной и засыпанием4.  

Как видите, для здорового детского сна и быстрого засыпания педиатрами и психологами разработаны различные методики. Но использовать их нужно, учитывая возраст ребенка, его привычки и особенности нервной системы. Задача родителей — организовать режим дня малыша и подготовить его ко сну, успокоив и создав положительные ассоциации с процессом засыпания. При правильном выполнении рекомендаций специалиста ребенок постепенно научится засыпать самостоятельно и быстрее, будет спать дольше и крепче.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Литература:

  1. Е.С.Сахарова. Что беспокоит младенца? Педиатрическая фармакология, 2010, том 7, №2, с.143-148.
  2. И.А.Кельмансон. Формирование состояния сна в онтогенезе и возникающие при этом проблемы. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-5». Эффективная фармакотерапия, 2017, №35, с.4-13
  3. М.Г.Полуэктов, П.В.пчелина. Сон у детей: от физиологии к патологии. Медицинский совет, 2017, №9, с.98-103.
  4. П.В.Пчелина. М.Г.Полуэктов. Как лечить инсомнию раннего детского возраста. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-4». Эффективная фармакотерапия, 2016, №19, с.52-60.
  5. Jodi A. Mindell, PhD; Lorena S. Telofski, BА; Benjamin Wiegand, PhD; Ellen S. Kurtz, PhD. A Nightly Bedtime Routine: Impact on Sleep in Young Children and Maternal Mood. (Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение) SLEEP (Сон), Vol. 32, No. 5, 2009. р.599-607.
  6. Е.А.Корабельникова. Лечение и профилактика инсомний у детей раннего возраста. Российский психиатрический журнал, 2012, №3, с.62-70.
  7. М.Г. Полуэктов Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия// Эффективная фармакотерапия, Неврология и психиатрия. 1/2012
  8. Майнделл Дж, Лорена С, Телофски БА и др. Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение. Сон (Sleep). 2009 г.; 23:599–606.

Если пошел раньше или позже, хорошо это или плохо

Как гордятся родители, когда их дитя пошло рано. Но не стоит радоваться этому. Еще неокрепший позвоночник малютки не может долго оставаться в вертикальном положении. Часто у детей происходит искривление опорного столба, а также ног.

Если у ребенка возникло желание ходить, то это говорит о его готовности к этому. Но необходимо при рано начавшейся ходьбе стараться давать отдых позвоночнику и конечностям, проводить упражнения по укреплению мышечного аппарата. У тех, у кого поздно начал передвигаться малыш самостоятельно, не должно быть волнения по этому поводу. Стоит беспокоиться, если после 2 лет младенец даже не пытается ходить.

Как помочь ребенку сделать свои первые шаги

Родители могут подготовить малыша к ходьбе, помочь ускорить процесс укрепления мышц нижних конечностей, спины. Для этого необходимо:

  • поощрять малютку к ползанию;
  • ставить его на ножки у опоры;
  • расставить крупные игрушки по комнате и давать возможность малышу передвигаться от одного предмета к другому;
  • брать за ручки и водить по комнате.

Оказывая психологическую помощь, можно ускорить время, когда малютка сам начнет ходить.

Упражнения и занятия, которые помогут ребенку быстрее научиться ходить

Советуют для того, чтобы ребенок быстрее научился передвигаться, заниматься с ним ежедневно:

  1. Придерживая малыша, помочь ему достать игрушку, которая расположена над головой. Упражнение выполняют с возраста в 6 месяцев.
  2. Танцы с ребенком под музыку помогут укреплению мышц, координации движений. Можно заниматься с 8 месяцев жизни.
  3. В 11 месяцев детей привлекает хождение по упаковке с пузырьками. Это будет и хорошим массажем для пяточек.
  4. В год, если ребенок не ходит самостоятельно, надо гулять с ним по улице с поддержкой.

Начинать упражнения в ходьбе надо с мягких поверхностей, чтобы при падении малыш не ушибся. Дома лучше всего ходить босиком или в носочках. Обувь для улицы подбирают с эластичной подошвой, которая не скользит.

Если малыш ходит на цыпочках

Иногда возникают ситуации, что ребенок начинает ходить на цыпочках. Он не ставит стопу полностью, а ходит на носочках. Причины такого поведения могут быть различными:

  • Чаще всего это может быть связано с повышенным тонусом ног.

Считается, что подобное состояние связано с гипоксией плода во время беременности и родов. Исправляется проблема обычно самостоятельно.

Когда ребенок много двигается, ползает, залезает и слезает с дивана, кровати, кресла, встает, ходит, то его мышцы укрепляются и повышенный тонус уходит. В некоторых случаях помогает массаж и гимнастика;

Ходить на носочках малыш может, чтобы привлечь внимание, стать выше.

Нужно корректировать такую ходьбу, поправляя ребенка;

Ходил ли ваш малыш на цыпочках?

ДаНет

Иногда ребенок ходит на носочках, если учился ходить в ходунках.

В них малыш больше стоит на носочках, чем на всей стопе;

Это может быть связано с заболеваниями нервной системы или опорно-двигательного аппарата, но тогда у ребенка будут и другие нарушения, которые нельзя не заметить.

Педиатр обязательно обратит на них внимание при осмотре ребенка. В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата

В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

И еще немного о ходунках, они пользуется большим спросом у многих родителей, но все чаще педиатры выступают против этого устройства, утверждая, что оно может препятствовать формированию навыка правильной ходьбы.

Основные этапы развития малыша по месяцам

Несмотря на то, что каждому ребенку свойственно развиваться по своему собственному графику, существуют средние медицинские нормы или этапы развития, на которые принято ориентироваться.

Помните, что детки могут опережать эти показатели или, наоборот, отставать от них, но никакой трагедии в таком отличии не будет.

Полгода (шесть месяцев).

Первые попытки подтянуться и сесть малыш может совершать и в четыре или пять месяцев, однако тогда они будут иметь место только в том случае, если вы, к примеру, вложите ему в ладошки большие пальцы своих рук и станете понемногу его поднимать, или же поместите ребенка в приподнятый под небольшим углом детский гамак / автолюльку. После того, как малыш уверенно научиться переворачиваться и сможет самостоятельно подтягиваться ручками, он начинает пытаться сесть более осознанно.

Это происходит приблизительно как раз к полугоду его жизни. В шесть-шесть с половиной месяцев кроха запросто переворачивается на бок и садится на попу, опираясь на вашу руку, или когда вы подтягиваете его за ручки. Сидящего малыша в это время еще нужно поддерживать, так как он еще не умеет держать равновесие и часто заваливается на бок. Долго сидеть ребенку в этом возрасте не рекомендуется — будет достаточно и нескольких минут в качестве тренировки.

Семь месяцев.

К семи месяцам он постепенно упражняется в новом навыке и старается довести свое умение до совершенства. Сейчас у него получается сесть уже и без вашей поддержки (к примеру, с положения лежа на животике, опираясь на ручки) и даже посидеть немного с прямой спинкой, удерживая равновесие (ребенок может оставаться в сидячем положении какое-то время и не требует поддержки для спины).

Восемь месяцев.

Ваш малыш уже совсем освоился и спокойно садится самостоятельно. Более того, из этого положения он может хоть поползти, хоть лечь обратно, хоть поворачивать корпус во все стороны, хоть пытаться свестись на ножки — одним словом, делать то, что ему захочется, без посторонней помощи.

Итак, не стоит ждать, как видите, что кроха вдруг и сразу научится сидеть, ведь это достаточно сложный процесс, к тому же, у вашего малыша может быть свой индивидуальный темп развития, поэтому не подгоняйте его, а старайтесь максимально помочь.

Но если после полугода ребенок еще не освоил такие базовые навыки, как держать головку, переворачивать и подниматься на ручках, то лучше проконсультироваться с доктором, чтобы исключить наличие возможных патологий или осложнений.

Как присаживать Мальчиков и и девочек — особенности разницы в сроках развития по возрасту

Обратите внимание на то, что существует некоторая разница в сроках развития для мальчиков и девочек. Всем известно, что девочки всегда в своем развитии движутся немного быстрее своих сверстников-мальчишек. Тем не менее, физически крепкий и активный мальчик может сесть раньше на месяц-полтора, чем спокойная и медлительная девочка того же возраста, так что все очень относительно

Тем не менее, физически крепкий и активный мальчик может сесть раньше на месяц-полтора, чем спокойная и медлительная девочка того же возраста, так что все очень относительно.

Бытует мнение, что девочкам очень вредит, если присаживать их в раннем возрасте, нельзя давать им садиться минимум до шести-семи месяцев, так как из-за этого у них потом могут деформироваться тазовые кости, а это приведет к травмированию репродуктивных органов и другим проблемам с женской половой системой, включая риск бесплодия или опасных заболеваний.

Однако подобной информации склонны верить лишь люби старшего поколения, а современные врачи уже давно доказали, что эти страхи совершенно безосновательны.

Поэтому если ваша малышка делает попытки сесть в пять месяцев, позвольте ей развиваться согласно ее физическим возможностям и психической зрелости. Однако учитывайте и то, что слишком раннее присаживание может быть вредно и опасно для любого ребенка, не зависимо от его пола.

Правильная поза для сидения — проверяйте малыша

Не менее важно следить за тем, как именно садится и сидит ваш кроха — все части тела должны быть расположены в правильной позе, иначе он будет быстро уставать, могут затекать и начинать болеть мышцы и т. д.:

  • головка малыша — немного наклонена вперед (опущенный подбородок);
  • верхняя часть позвоночника и шейка — разогнуты;
  • ручки — выступают в качестве опоры и находятся перед малышом;
  • поясница — немного согнута;
  • тазобедренные суставы — тоже (плюс — легкий наклон вперед);
  • ножки — развернуты наружу и разведены, при этом на боковую поверхность будет приходиться основный упор.

Если ребенок сидит не так, помогайте ему, поправляйте, однако может быть, что навык сидения ему еще не по силам, а вы слишком спешите.

Как помочь малышу сделать первые шаги?

Прежде чем предпринимать какие-либо меры, призванные ускорить процесс освоения навыка самостоятельной ходьбы, лучше посетить детского ортопеда. Неправильно подобранные упражнения могут навредить и усугубить уже существующие проблемы. Приведенные ниже варианты занятий являются универсальными и подходящими для всех.

Гимнастика

Существует немало упражнений для стимулирования ходьбы. Заниматься стоит только в те моменты, когда малыш сыт и находится в хорошем расположении духа.

Примеры упражнений:

  1. занятия на фитболе. Они помогут улучшить координацию движений. Самый простой вариант: держать кроху за бедра, усадив на мяч лицом к взрослому, и раскачивать в разные стороны;
  2. укрепление ножек. Ребенка нужно посадить на корточки лицом к взрослому, взять за бедра и покачать. Если мышцы ног готовы к нагрузке, ребенок встанет рефлекторно (если этого не происходит, выполнение упражнения лучше отложить);
  3. ходьба с обручем. Кроху нужно поместить внутрь круга, дать ему крепко ухватиться, а затем — начать медленно двигаться по комнате в разных направлениях;
  4. подъемы. Чтобы научить малыша вставать, на кресло или диван, которые могут служить опорой, нужно выкладывать любимые игрушки, чтобы был стимул ухватиться, подняться и достать их;
  5. полезно научить ребенка переступать препятствия. Ими могут служить пороги или натянутая веревка. В такие моменты обязательно нужно держать юного исследователя пространства за руку;
  6. приседания, прыжки на родительских коленках и другие виды физической активности также несомненно полезны для малыша, который готовится к ходьбе;
  7. также можно раскачивать кроху влево-вправо, держа за подмышки.

Устойчивости и интереса к передвижению, юному «ходоку» могут придать специальные игрушки-каталки. Прекрасно, если свои первые шаги ребенок будет делать в правильной обуви — с жестким задником и боковиной, супинатором, регулируемым захлестом. Идеальным вариантом можно считать специальные ортопедические линейки.

В доме ничего не должно мешать крохе осваивать хождение. Острые углы, тумбочки, стекла и все, что грозит травмой, на время лучше закрыть или вовсе убрать.

Массаж

Лучшим временем для манипуляции считается утро (через час после завтрака). Все движения необходимо выполнять мягко и плавно.
Последовательность:

  1. разместив ребенка на пеленальном столике или на подходящей по высоте кровати достаточной жесткости, производится разогрев мышц. Он подразумевает чередование растирающих и поглаживающих движений на ножках, ручках, спинке и других частях тела;
  2. исходное положение: лежа на спине. Взрослый берет ножки малыша, подтягивает их к животику и друг к другу. Если получается, необходимо, вытянув шею, дотронуться головой до нижних конечностей;
  3. аккуратно раскачивать ребенка, держа за бедра лежа на спине;
  4. следующее упражнение — велосипед. Необходимо имитировать движение на двухколесном транспорте, быстро крутя ножки;
  5. в положении лежа взять ребенка за запястья и потрясти ими;
  6. теперь можно дать грудничку потопать, держа под мышками. Прекрасно, если в наличии будет специальный массажный коврик. Приобрести его можно в ортопедическом салоне;
  7. в конце стоит провести массаж стоп, включающий растирания, поглаживания, пощипывания и прочие доступные действия.

Подвижные игры: прохождение лабиринтов (препятствий из подушек), догонялки (пусть и ползком) — то, что принесет немало пользы крохе, который еще не умеет ходить.

Комплекс упражнений для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев

Возьмите на вооружение 9 упражнений, про которые мы рассказываем ниже и результат не заставит долго ждать.

Упражнение «Бокс» (сгибание и разгибание рук)

Необходимо посадить ребенка или уложить его на спину. Затем следует сгибать и разгибать руки ребенка, предварительно вложив в его кисти кольца или иные удобные для захвата игрушки. Повторять: 6-8 раз.

«Скользящие шаги» или сгибание и разгибание ног

Помочь ребенку сделать первые шаги пораньше можно, занимаясь с ним гимнастикой

Следует уложить ребенка на спину и попеременно делать сгибание и разгибание ног, обхватив ноги ребенка в области голеней.

Необходимо попеременно в различном темпе сгибать и разгибать ноги, имитируя ходьбу, а затем – бег.

Это упражнение может выполняться как при помощи взрослого, так и самостоятельно самим малышом.

Повторять: 4-6 раз (на каждую ногу).

Повороты со спины на живот

Необходимо уложить ребенка на спину и просить его самостоятельно поворачиваться на живот в ту строну, где лежит интересующая его игрушка (в возрасте 9-10 месяцев малыш в состоянии это сделать сам). Повторять: 2-3 раза (в каждую строну).

Приподнимание тела из положения на животе

Следует уложить кроху на живот и вложить в его кисти кольца. Затем необходимо отводить руки ребенка в сторону и вверх к голове на уровень ушей. Ребенок в это время поднимет голову, после встанет на колени, и, опираясь на одну согнутую ногу, встанет во весь рот. Повторять: 1-2 раза.

Наклоны и выпрямление туловища

Это упражнение рассчитано на детей, которые могут стоять без опоры.

Необходимо поставить ребенка спиной к себе и прижать его спину к своей груди

Затем важно придерживать коленки крохи ладонью левой руки, предупреждая сгибание ног. Следует положить ладонь правой руки на живот малыша (для поддержки туловища) и положить на стол перед ним его любимую игрушку и попросить: «Наклонись и достань игрушку», при этом побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, и затем выпрямиться

Данное упражнение является активной тренировкой для мышц спины ребенка. Повторять: 2-3 раза

Данное упражнение является активной тренировкой для мышц спины ребенка. Повторять: 2-3 раза.

Поглаживание, разминание, растирание, пощипывание или поколачивание спины

Ребенка нужно уложить на живот. Массаж спины и ягодичной области необходимо выполнять по следующему плану:

  1. погладить всю спину ребенка (2-3 раза),
  2. растереть подушечками пальцев и «пилить» по всей спине и ягодицам (до легкого «порозовения» кожи),
  3. погладить (2-3 раза),
  4. размять длинные мышцы спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание,
  5. размять ягодичные мышцы (поочередно 5-6 раз каждую),
  6. погладить (2-3 раза),
  7. простимулировать ягодичные мышцы пощипыванием или поколачиванием.

Поглаживание, пиление, растирание, пиление живота и пощипывания вокруг пупка

Чтобы ребенок начал быстрее ходить, рекомендуется делать ему массаж

Нужно уложить ребенка на спину и проводить массаж в следующей последовательности:

  1. поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам живота),
  2. растирание подушечками пальцев,
  3. стимулирующее пощипывание вокруг пупка,
  4. поглаживание.

Повторять: 2-3 раза (каждый прием).

Доставание палочки/игрушки прямыми ногами

Исходное положение ребенка – на спине. Взрослому нужно удерживать палочку или игрушку на высоте выпрямленных ног ребенка и предложить крохе дотянуться до палочки ногами, произнеся: «Подними ноги».

Не стоит огорчаться, если выполнение этого упражнения вначале будет несовершенным (живот малыша не втянут, стопа распластана, ноги согнуты в коленях). Можно в таком случае прикоснуться палочкой или игрушкой к ступням малыша, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. Вскоре упражнение станет активным и будет повторяться в медленном темпе.

Повторять: 2-3 раза.

Присаживание, держась за палочку/кольца

Если малыш уже в состоянии хорошо стоять без опоры, то можно взять его за руки и вложить ему в ручки палочку или кольца, побуждая его присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать со словами: «Присядь, встань».

Необходимо следить за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе, а в момент вставания поднимать руки крохи вверх, чтобы он приподнимался на носки.

Подведем итог

  1. Общепринятая возрастная норма, когда ребенок начинает ходить, – период с 9 месяцев до полутора лет. Это правило справедливо как для мальчиков, так и для девочек.
  2. Ускорению навыков ходьбы способствуют индивидуально подобранные специалистами массаж и гимнастика. Дополнительные приспособления наподобие ходунков разрешены, но не стоит сажать в них ребенка надолго.
  3. Доктор Комаровский считает, что не стоит переживать, если ребенок не вписывается в общепринятые стандарты. Лучше обследовать его у специалиста, и если патологии не обнаружилось, то продолжать делать рекомендуемые для укрепления мышечной и костной ткани упражнения.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий