Когда ребенок начинает самостоятельно стоять на ножках и как его научить

Стоит ли использовать ходунки, вожжи, каталку

Производители детских товаров для детей неугомонны: ежедневно они придумывают самые разные приспособления для наших детей, уверяя, что эффективность их использования подкрепляет статистика. Верить им или нет, личное дело каждого, но помните о том, что:

  • Ходунки – это нагрузка на незрелую спинку. К тому же их редко оснащают функцией регулирования по высоте. В итоге, не все дети в ходунках достают ножками до пола. Чем это может закончиться? Хождением на носочках или цыпочках. В отдельных случаях ситуация может потребовать вмешательства специалистов, выполнения массажей и физиопроцедур, правда, если дело в проблемах со здоровьем малыша.
  • Вожжи – это потенциальная опасность. Приобрели их как-то наши друзья. Ребенок бегал, мама – за ним. Если падал, она всегда подстраховывала, удерживала и все были довольны, но до поры до времени.

Когда вожжи убрали, падения не прекратились. Однако, как показала практика, малышка не научилась, падая, выставлять ручки вперед. В итоге, она летела лицом вниз, разбивая его в кровь. Больше довольных не было. Мучились около полугода, пока естественный, казалось бы, навык, не восстановился.

Еще часто используют каталки. Забавные игрушки, которые заставляют ребенка ходить, держась за них. В принципе, в них нет ничего опасного, если используются они, когда малыш научится сам передвигаться. В любом случае, как уже было сказано, использовать что-то или нет – дело каждого. Главное, выбирая, давать дозировано, ведь все полезно в меру.

Первые шаги ребенка

Конечно, есть способы, которые позволяют стимулировать желание малютки встать:

  1. Расположите яркие игрушки в непосредственной близости от юного исследователя. Пусть они мотивируют его подползти, встать или подтянуться.
  1. Если ваш сынок стоит, но вам кажется, что еще неуверенно и побаивается, помогите ему. Поставьте рядом журнальный столик или другую прочную мебель без острых углов и риска опрокидывания. Разные предметы мебели ваш «живчик» отлично пользует для маневрирования и устойчивости на ногах.
  2. Для обучения прекрасно подходит кроватка: уберите из нее все, обо что ребенок может споткнуться. Если есть возможность, переместите матрас в более низкое положение.
  1. Педиатры не рекомендуют пользоваться классическими ходунками в раннем возрасте. По мнению специалистов, они замедляют моторное развитие крохи и могут вызвать проблемы со спиной. Хуже всего, когда ходунки опрокидываются или скатываются с лестницы вместе с ребенком.
  2. Ищите прочные игрушки или современные ходунки-каталки с большими колесами и ручкой, на которые малец способен опереться.
  1. Долго не оставляйте малыша и в манеже – не более 30 минут за раз.
  2. В помещении и безопасных поверхностях на открытом воздухе разрешайте маленькому ходить босиком или в нескользких носках. Это максимально повысит мышечный тонус ног и лодыжек, и ребенок быстрее научится равновесию и координации. В прохладное время года выбирайте обувь легкую, с гибкой подошвой. Слишком высокие пинетки и кроссовки ограничивают движения малыша.
  1. Мотивируйте его: хлопайте в ладоши, наблюдая как ваш любимчик пытается идти к вам, подпевайте и даже пробуйте с ним танцевать! Но не заставляйте.

Кроме того, уже «ходячие» дети иногда внезапно возвращаются к ползанию после неудачного падения или болезни. Занимайтесь с детками гимнастикой, плаванием и делайте массаж, чтобы укрепить их здоровье и костно-мышечную систему.

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить самостоятельно

Вот ребенку уже год, а он не ходит ни в какую. Плохо это или хорошо? Педиатры, ортопеды и психологи согласны в одном – ребенок начинает ходить тогда, когда к этому энергоемкому действию готовы все нужные системы организма:

  • Опорно-двигательный аппарат. У малыша в достаточной мере окрепли кости и хорошо развит мышечный корсет туловища, крепкие мышцы ног и шеи.
  • Психомоторная составляющая. Все навыки ребенка до 3 лет обусловлены потребностями ребенка. Надо ему ползать – он ползет. Понадобится пойти – он с удовольствием попробует. Мозг малыша должен быть готов отдавать соответствующие команды определенным группам мышц.
  • Вестибулярный аппарат. Эта штука отвечает за ощущение ребенком своего тела в пространстве (сижу, лежу, падаю) и координирует тело. Пока он не «повзрослеет» вместе с ребенком, отсутствие нужной степени координации тела не позволит ребенку ходить.
  • Организация ВНД. У каждого ребенка свой тип высшей нервной деятельности. Холерики и сангвиники учатся ходить быстрее и охотнее, так как это «люди действия», а созерцатели вроде флегматиков и меланхоликов пойдут позднее, им достаточно сидеть и наблюдать за миром, максимум – ползти за интересным объектом.

Происходит гармоничное «созревание» всех составляющих между 9 месяцами и 1,5 годами.

Знаете ли вы? Раньше педиатры полагали, что то, во сколько начинает ходить ребенок, обусловлено тем, мальчик он или девочка. Причем девочки чаще начинали ходить раньше пацанов. На сегодняшний день исследования показали, что хождение никак не зависит от половой принадлежности.

Если вы слишком уж переживаете, когда же малыш наконец пойдет, поговорите с его бабушками и дедушками. Хождение заложено в ребенке генетически, и если кто-то из родителей пошел поздно, есть вероятность, что и малыш торопиться не станет.

Массаж для укрепления мышц

Для развития, укрепления мышц суставов, можно использовать технику массажа. Главное учитывать, что никаких болезненных ощущений у ребенка не должно возникать во время массажа.

Скользящие шаги

Необходимо охватить рукой голень ребенка так, чтобы большой палец находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней. Ногу ребенка нужно выпрямить, слегка встряхнуть. Снова согнуть так, чтобы пятка скользила по поверхности, не отрываясь от нее. Такой массаж делается поочередно для обеих ног по 6 раз на каждую.

Сгибание и разгибание

Малышу необходимо дать команду сгибать и разгибать ноги. Цикл составляет 6 раз. В дальнейшем можно немного усложнить упражнение, создавая для ребенка барьер в виде каждой ладони. Таким образом, ребенку нужно будет толкать руки взрослого, прилагая усилия. Сгибания повторить 7 раз.

Массаж спины

  1. Положение лежа на животе.
  2. Осуществлять поглаживания по спинке ребенка.
  3. Ладонями и кончиками пальцев сделать круговые растирания.
  4. Вернуться к поглаживаниям.
  5. Ребрами ладоней проводить по спине ребенка. Ответная реакция кожи при этом – легкое покраснение.
  6. Снова вернуться к поглаживанию.
  7. «Пощипать» длинные мышцы спины и ягодицы.
  8. Делать круговые поглаживания.

Цикл состоит из 3-х повторений.

Массаж живота

Исходное положение малыша – лежа на спине. Круговыми поглаживаниями начать массаж. Поглаживать косые мышцы живота

Кончиками пальцев осторожно растереть живот. Вернуться к поглаживаниям. «Пощипать» вокруг пупка

Закончить массаж несколькими круговыми поглаживаниями

«Пощипать» вокруг пупка. Закончить массаж несколькими круговыми поглаживаниями.

Цикл также состоит из 3-х раз.

Самым главным для родителей должен оставаться комфорт в ощущениях малыша, его психологическая готовность начать какие-либо действия. Комплекс гимнастических упражнений, массаж могут послужить отличным стартом для укрепления физического здоровья ребенка.

Полезным также будет и грудничковое плаванье, которое тренирует вестибулярный аппарат и укрепляет мышечный корсет. В любом случае вся физическая активность будет только плюсом для крохи, принося ему новые эмоции и ощущения.

Создание условий для ходьбы

Для освоения одного из непростых, но очень интересных для маленького человека навыков – ходьбы, родители могут использовать такие подходы:

Не водить ребенка за руки. Подобное действие значительно снижает потребность у крохи в самостоятельном передвижении, соответственно задерживает развитие самостоятельной ходьбы. На улице ребенка можно поддерживать в области таза – страхуя от неправильных падений. Дома следует дать ребенку полную свободу перемещения вдоль опоры, делая пробные первые шаги, стимулируя любимыми вещами или игрушками.

Не использовать приспособлений, которые обусловливают искусственное вертикальное положение тела – ходунки или прыгунки.

Снизить время пребывания ребенка на руках. Обеспечить ему больше игр на полу ил в манеже.

Давать возможность самостоятельного перемещения в пространстве

Здесь очень важно обезопасить помещение, сделать его просторным и свободным, чтобы у крохи не возникало никаких препятствий в перемещении. Практиковать гимнастику для малыша, который умеет стоять у опоры. Если ребенок уже освоил этот навык, можно учить его присаживаться, брать игрушки с пола и снова подниматься

Если ребенок уже освоил этот навык, можно учить его присаживаться, брать игрушки с пола и снова подниматься

Практиковать гимнастику для малыша, который умеет стоять у опоры. Если ребенок уже освоил этот навык, можно учить его присаживаться, брать игрушки с пола и снова подниматься.

Меньше страховать ребенка

Нормальным является падение ребенка на ягодицы при попытках осуществить первые шаги или встать. Родителям нужно быть готовым к тому, чтобы подстраховать ребенка, но постараться обеспечить условия в которых подобное падение не вызовет болезненных ощущений. К примеру, место, где ребенок может стоять, опираясь на что-то можно застелить мягким покрытием из EVA материала. Так ребенок сможет ходить босиком, поскольку пол становится теплым, а случайное падение не будет травматичным.

Приобрести ходунки-каталку или ходунки-тележку. В отличие от разрекламированных ходунков, которые не рекомендуют педиатры, данные ходунки не поддерживают корпус ребенка и не нарушают его балансирование во время ходьбы. Подобная вещь послужит игрушкой и опорой, толкая которую ребенок сможет делать свои первые шаги не боясь упасть.

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Полезные упражнения

Прежде чем делать гимнастику, нужно показать ребенка невропатологу и ортопеду. Если малыш здоров, можно приступать к выполнению упражнений. Занятия в игровой форме развивают мускулатуру и многие физические навыки.

При обучении используют:

  1. специальные качели-попрыгушки. Ребенка помещают в сиденье, а верхнюю часть фиксируют на домашнем турнике или межкомнатной двери с помощью крюка. Качели оснащены резинкой, которая позволяет малышу прыгать и оставаться на ногах. Результатом становится укрепление позвоночника, мускулатуры икр и бедер;
  2. фитбол. Занятия на гимнастическом мяче тренируют вестибулярный аппарат, учат удерживать равновесие. Малыша кладут на гимнастический мяч вниз животом и двигают в разные стороны (вперед, назад, вправо, влево). При этом наблюдают за его самочувствием и настроением. Если ребенок начинает капризничать, занятия прекращают;

Некоторые дети стоят возле опоры и не хотят отпускать ее. В этом случае можно пойти на хитрость: поманить малыша любимой игрушкой или другим предметом.

Вещь должна быть достаточно крупной (в таком случае ребенок потянется к ней обеими руками и перестанет держаться за опору). В этот момент родители должны подхватить малыша, чтобы он не упал. Даже кратковременное удержание равновесия является достижением.

Формирование навыка стояния

Среднестатистический младенец начинает стоять на ножках в 8-месячном возрасте. Поначалу малыш учится самостоятельно встать на колени у опоры, приподнимаясь на одну ножку. Затем встаёт у опоры на обе ноги. При этом он держится за опору, а если отпускает руки, то падает на ягодицы. Затем встаёт, снова падает, и такие тренировки продолжаются очень долго.

Кроха даже пытается вдоль опоры ходить, однако в очередной раз садится. Первое время ему трудно стоять на ногах и удерживать равновесие. Он прилагает для этого действия значительные усилия, часто падает на ягодицы. Однако видно, какая это радость для малыша – стоять и наблюдать за происходящим в вертикальном положении.

Использование ходунков

Некоторые родители, как только обнаруживают, что ребёнок стоит, держась за опору, сразу пересаживают его в ходунки. Отметим, что большинство педиатров не одобряют раннее пользование ходунками. Это может спровоцировать искривление неокрепших детских ножек. Отложите ходунки на более поздний период, когда малыш будет стоять более уверенно и начнёт предпринимать попытки сделать первые шаги.

Обеспечение безопасности младенца

Когда грудничок только начинает самостоятельно вставать, он требует ещё больше внимания, чем до формирования данного навыка. Часто, поднявшись, кроха стоит на ножках, а как сесть – не знает или боится. В такой ситуации своевременная мамина помощь просто необходима.

Теперь ваш малыш будет вставать везде и всегда, когда захочет. Ваша задача – неусыпный контроль над всеми его действиями, чтобы обеспечить его безопасность. В первую очередь, смягчите углы столов и шкафов. Следите за открытием и закрытием дверей, дабы случайно не травмировать ребёнка. Следите за чистотой в квартире, вовремя убирайте предметы, которые для маленького исследователя могут представлять опасность. Временно не пользуйтесь тумбочками, заклеив скотчем их дверцы, чтобы любознательный непоседа не прищемил себе пальчики.

Возрастные нормы формирования навыка стояния на ножках

Обычно с того периода, когда ребёнок начинает стоять с опорой, до того времени, когда он стоит без опоры, проходит несколько месяцев.

Таким образом, если первые попытки стоять с опорой происходят в период между 7-ю и 9-ю месяцами, то, в среднем, в 11-месячном возрасте малыш стоит самостоятельно (в интервале с 9 месяцев до 1-го годика).

Указанные нормы не относятся к недоношенным деткам, развивающимся по собственному графику. Кроме того, замечено, что пухлые и инертные малыши начинают стоять позже более стройных, шустрых и резвых сверстников.

Если ребёнку ещё не исполнился 1 годик, он освоил к этому возрасту такие навыки, как умение переворачиваться, ползать, сидеть, но пока ещё не стоит – повода для беспокойства нет. Организм каждого малыша уникален. Разные дети имеют разные предрасположенности и графики развития.

Как научить ребёнка держать голову?

Чтобы грудничок начал держать голову, родителям нужно ежедневно заниматься гимнастикой с младенцем, делать массаж.

После выявления причин недержания головки, назначают лечение – физиопроцедуры, лекарства для ускорения процесса развития, добавки и смеси для восполнения дефицита питательных веществ, устранения дефицита веса.

Упражнения для держания головы

Все упражнения проводите регулярно, желательно в одно и то же время, не ждите мгновенных результатов, но и не отчаивайтесь – рано или поздно ваши упорный труд будет вознаграждён, ребёнок станет держать голову уверенно.

Ежедневно на несколько минут выкладывайте ребёнка не живот, рядом расположите яркие, интересные игрушки, которые привлекают внимание – малыш из любопытства будет пытаться их рассмотреть, станет приподнимать голову, тянуть шею. Делайте упражнения за 15–20 минут до каждого кормления.
Когда новорождённому исполнится 2 месяца, возьмите его вертикально, аккуратно придерживайте шею, на несколько секунд убирайте руку, чтобы младенец держал голову сам

Упражнение повторяйте после еды – это поможет избежать срыгивания.
Одну ладонь разместите под грудью грудничка, вторую – под бёдрами, аккуратно поднимайте и опускайте ребёнка.
Положите грудничка на живот, под грудью расположите небольшой мягкий валик – такое положение вызывает дискомфорт, младенец начинает приподнимать головку.
Положите ребёнка на спину, привлеките внимание яркой погремушкой, затем водите игрушкой в разные стороны – такое задание хорошо укрепляет шейную мускулатуру.
Расположите грудничка на фитболе животом вниз, медленно двигайте мяч вперёд и назад – голова ребёнка будет опускаться и приподниматься.

Питание

Чтобы избежать проблем в физическом развитии, мамам следует внимательно составлять свой рацион, любые диеты противопоказаны. Основа меню – нежирное отварное мясо, натуральные молочные продукты, каши, овощи и фрукты.

Если у грудничка нет аллергии, употребляйте мёд и орехи – эти продукты делают молоко более питательным. Для искусственников выбирайте качественные сбалансированные смеси.

Как делать массаж

Массаж хорошо помогает укрепить мышцы, способствует улучшению кровообращения – проводите сеансы ежедневно перед сном.

Техника массажа:

Ребёнка уложите на живот, шею и верхнюю часть спины смажьте детским маслом или кремом.
Лёгкими поглаживающими движениями немного разогрейте кожу.
Аккуратными растирающими движениями двигайтесь от основания шеи вверх, от плеча к боковым поверхностям шеи.
Несколько раз осторожно поверните голову из стороны в сторону.
Сделайте поглаживающие движения.

Продолжительность сеанса – 5 минут, если ребёнок начинает вести себя беспокойно, капризничает, на время откажитесь от массажа.

Доктор Комаровский утверждает, что все дети развиваются индивидуально, в удобном для них темпе – некоторые младенцы уже в 10 недель хорошо держат голову несколько минут, другие ещё в 4 месяца делают это неуверенно.

Но не следует списывать любые отклонения от возрастных норм на особенности развития, лучше лишний раз проконсультироваться с педиатром, если возникают какие-либо вопросы. Регулярная гимнастика, лёгкий массаж, водные процедуры и правильное полноценное питание – эти простые меры помогут избежать многих проблем со здоровьем ребёнка.

Если ребенок встал слишком рано или поздно – хорошо это или плохо?

Развитие каждого малыша индивидуально. Говоря о попытках ребенка самостоятельно вставать, можно выделить несколько этапов:

  • 6 месяцев — подъем в этом возрасте считается ранним, но не критичным. Когда ребенок самостоятельно проявляет интерес и попытки встать на ноги, а его физическое здоровье оценивается педиатром как нормальное, то соответственно, ничего плохого в таких попытках встать на ноги нет;
  • 7-9 месяцев — оптимальный период, в который большинство детей осваивают навык самостоятельного вставания с опорой;
  • после 1 года. Подъемы в этом возрасте не рассчитываются как критичные или поздние, если здоровье ребенка соответствует нормам.

Каждый этап является составляющей детского развития, фазой через которую проходит каждый малыш.

Нормы и сроки

Первые попытки самостоятельного передвижения малыш предпринимает уже с трехмесячного возраста, когда начинает держать головку прямо. Он видит перед собой огромный интересный мир, который хочется исследовать самостоятельно. В возрасте пяти месяцев активность движений усиливается, и ребенок начинает ползать. Если телосложение худощавое, дело продвигается быстрее. Дети с большим весом осваивают навык немного позже.

На заметку! Половая принадлежность на развитие навыка ползания не влияет. Нет статистики, что мальчики или девочки начинают ползать раньше.

Умение ползать также зависит от состояния мышечного тонуса грудничка. Если имеется патология или какие-то нарушения, развитие навыка у ребенка задерживается. Это же относится к деткам, рожденным недоношенными.

В норме ребенок не должен стоять на цыпочках! Ребенок плохо стоит на ножках? Нужно лечить!

В норме ребенок не должен стоять на цыпочках! Если у матери ребенка тяжело протекала беременность, были слабая родовая деятельность, тяжелые роды, наблюдалась недоношенность, переношенность плода, обвитие пуповины, тазовое предлежание плода, низкие баллы новорожденного по шкале Апгар, патология по данным нейросонографии, ребенок сразу после родов не закричал, у ребенка была желтуха новорожденного (желтушка), возникли осложнения на прививки, то это повод для раннего обращения на консультацию к детскому рефлексотерапевту неврологу для своевременного выявления неврологической патологии и ее комплексного лечения на ранних стадиях. Центральная нервная система ребенка на первом году жизни очень пластичная. И даже если какие-то участки ЦНС были поражены, при своевременном аппаратном лечении соседние здоровые участки головного мозга могут компенсаторно взять на себя ранее утраченные функции.

Во сколько ребенок начинает ходить

Среднестатистический здоровый ребенок начинает ходить в 1 год. Но это приблизительная цифра. Нормой считается, когда дети начинают ходить в промежуток от 9 месяцев до полутора лет. Любой малыш начинает с попыток встать, сделать пробные шаги, придерживаясь за руку мамы, и только через время он делает самостоятельные шаги.

Несколько факторов влияют на то, когда дети начинают самостоятельно ходить:

  • Генетический фактор. Если один из родителей свои первые шаги сделал рано, то стоит ожидать от крохи, что он проявит самостоятельность в ходьбе раньше сверстников. Но если папа пошел в два года, то не стоит требовать от малютки чего-то другого.
  • Темперамент. Если ребенок непоседа, то его стремление ходить самому проявится рано. Спокойные детки не торопятся учиться этому навыку.
  • Половая принадлежность. Мальчишки позже начинают самостоятельно передвигаться, чем девчонки.
  • Масса тела. Чем меньше вес малыша, тем он шустрее и соответственно быстрее он пойдет. Пухлый ребенок начнет ходить гораздо позже.

Пока малыш учится ходить, ушибов будет много, но мамам не стоит поддаваться панике, потому что костная система деток в таком возрасте эластичная. Риск переломов сводится к минимуму.

Важно не переборщить с опекой. Реакция мамы или папы должна быть спокойной

Им следует подбодрить своего отпрыска успокаивающими словами, не спешить поднимать его, а дождаться, когда малыш поднимется сам. Пока ребенок учится ходить, необходимо убрать все опасные предметы в квартире. Он должен быть в зоне постоянного внимания родителей.

Доношенные и недоношенные

Если доношенный ребенок делает свои первые шаги в период 9-14 месяцев, то недоношенный малыш только в 9-10 месяцев начинает сидеть, полностью он осваивает этот навык к году своей жизни. А вот ходить начинает в период 1,2-1,5 лет.

С дисплазией и другими патологиями

Дети с врожденными ортопедическими патологиями начинают ходить позже своих сверстников. Да и передвигаться на диспластичных суставах нельзя, поскольку дисплазия будет только усугубляться.

Возможность самостоятельного передвижения должна определяться травматологом-ортопедом. Только при нормализации рентгенологических параметров ребенка можно учить стоять и ходить.

При ранней диагностике (до возраста 3 месяцев) дисплазии тазобедренного сустава лечение, как правило, заканчивают, когда большая часть детей уже умеет стоять.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Почему одни дети идут раньше, а другие позже

Иногда родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:

  • Генетические предпосылки. Скорость созревания опорно-двигательного аппарата и мозговых двигательных центров наследственно обусловлены.
  • Особенностей конституции. Обычно, чем малыш упитаннее, тем он дольше раскачивается с ходьбой.
  • Мальчики более осторожны и осмотрительны, поэтому они начинают ходить несколько позже девочек.
  • Темперамент ребенка. Флегматики познают мир через созерцание, а холерикам нужно движение.
  • Характер малыша. Тревожные, мнительные детки дольше будут опасаться самостоятельной ходьбы из-за боязни упасть.

https://youtube.com/watch?v=qX4LArTwQfI

Признаки правильной подготовки ребенка к хождению и помощь

Чтобы ваш ребенок не отставал в физическом развитии от сверстников, начал ходить в соответствии с возрастными нормами, нужно заниматься с ним, стимулировать двигательную активность. Причем гимнастику можно начинать с 2-3 месяцев.

В 2 месяца

Это оптимальный возраст, чтобы заняться физической подготовкой малыша, поскольку он уже может самостоятельно держать головку.

В подготовке к ходьбе может помочь массаж, выкладывание на живот.

4-6 месяцев

В этом возрасте помимо массажа и выкладывания на живот, следует стимулировать «рефлекс ходьбы». Сделать это можно так:

  1. Взять малыша подмышки, чтобы он едва касался пяточками твердой ровной поверхности, например, пола.
  2. Немного наклонить тело вперед.

Ребенок автоматически будет делать шаги.

Ближе к полугоду можно присаживать кроху, но не насильно сажать в стул для кормления. Это разные вещи. Чтобы ребенок мог сесть, позвоночник и мышцы должно окрепнуть. Можно размещать кроху в полусидячем положении на диване, подложив под спину подушку.

6-8 месяцев

В этом возрасте большая часть деток уже ползает, причем на четвереньках, а также самостоятельно сидит. Нужно совершенствовать эти навыки, чтобы ребенок уверенно себя чувствовал в положении сидя

Важно стимулировать ползание, поскольку оно укрепляет руки и спину, что немаловажно для ходьбы

Если ребенок еще не умеет сидеть, необходимо учить его этому. Существуют специальные упражнения. Например, поднимая кроху за руки из положения лежа, присаживать малыша.

8-10 месяцев

На этот период приходится наиболее активная подготовка к хождению. Мышцы и опорно-двигательный аппарат достаточно окрепли, чтобы находиться в вертикальном положении.

Помощь в освоении навыка хождения выглядит так:

  • делайте массаж стоп, ног, спины;
  • занимайтесь гимнастикой;
  • стимулируйте ползание, вставание на ножки в кроватке, возле стены, дивана;
  • чаще водите кроху за руку, а не носите на руках.

Освободите для малыша больше пространства, страхуйте его во время падений. Лишние травмы и боль могут отбить желание передвигаться самостоятельно.

После 10 месяцев

Если малыш в этом возрасте уже пошел, то это хорошо, продолжайте и дальше ему помогать. Если же он еще ходит за руку, то чаще ходите. Пытайтесь, чтобы он как можно больше делал самостоятельных шагов, без поддержки.

Если малыш начал ходить слишком рано или поздно

Ребенок начал рано осваивать ходьбу, многие родители радуются, и стараются всячески способствовать дальнейшему освоению этого навыка. Однако, на самом деле, особой радости в данном случае нет, так как в раннем возрасте у малыша может быть еще не достаточно крепкий позвоночник. Чем раньше ребенок начинает делать попытки ходить, тем больше нагрузка возлагается на неокрепшие мышцы ножек и позвонки. Такая ситуация может в дальнейшем привести к искривлению ножек и неправильному формированию стоп.

Если первые попытки передвижения несколько запоздали и ребенок не начал ходить к году, то возможно его мышцы еще не достаточно окрепли, чтобы удерживать тело в вертикальной позиции. Обычно такие детки позже начинают переворачиваться, пытаться садиться и ползать. Однако в случаях, когда процесс слишком затянулся, лучше всего обратиться к врачу, который сможет установить, есть ли у ребенка проблемы, например, с ослабленным иммунитетом.

Ходунки

Очень часто, когда малыш научился принимать вертикальное положение, мамам хочется, чтоб карапуз поскорее начал ходить. С этой целью покупают ходунки. Считается, что они не только стимулируют малыша начать самостоятельно передвигаться, но также дают возможность находиться возле мамы и ходить за ней хвостиком, у ребёнка появляется новое развлечение.

Однако, есть приверженцы того, что ходунки не играют положительную роль в развитии малыша, кроме того, они могут тормозить его развитие, ведь ребёнок может решить, что ему так гораздо удобнее передвигаться, зачем ещё прикладывать свои усилия и ходить самостоятельно. Всё должно быть естественно и карапуз сам начнёт ходить, когда придёт время.

Так, что каждой мамочке придётся самостоятельно принимать решение, что для её ребёнка лучше.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий