Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Выскажитесь на тему, которая интересна ребенку

Большинство дошкольников не умеют вести разговор по принципу «Как дела?» — «Отлично, спасибо, а у вас?». Если вы хотите пообщаться с ребенком, вспомните, что его интересует, и выскажитесь на эту тему. Он раскрашивает раскраску? Скажите что-нибудь о раскраске, картинках или цветных карандашах, которыми он рисует.

А может, он просто стоит без дела? Взгляните на его игрушки и скажите: «Ого, у тебя есть игрушка-пружина! Я тоже ее люблю. Покажешь, что ты умеешь с ней делать?» Присядьте, чтобы быть на одном уровне с ребенком. Он перекатит пружинку из одной руки в другую, и вы должны восхититься этим. Затем скажите: «Хочешь, я покажу тебе один трюк? Давай поставим пружинку на лестницу и посмотрим, что будет».

Продолжайте беседу, говорите выразительно, но простыми словами, давая ребенку возможность высказаться и ответить на ваши вопросы. Старайтесь общаться на понятном ребенку языке, чтобы разговор не утомил его.

Этапы формирования навыков общения

Первый контакт малыша с окружающим миром происходит через родителей: это первая улыбка ребенка и первые звуки при виде знакомого человека

Очень важно замечать и поддерживать попытки коммуникации детей. Рассмотрим этапы формирования коммуникативности в раннем возрасте

Возрастной период

Формирование коммуникации

Проявление коммуникации

с 2 месяцев

малыш пытается наладить контакт с мамой

улыбка и первые эмоции

с 3 — 4 месяцев

ребенок проявляет привязанность, повторяет звуки взрослых

мимика и жесты, первые звуки «агу»

с 7 месяцев

малыш активно узнает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать

тактильный контакт, эмоции

с 8 — 9 месяцев

контакт с чужими людьми, смена обстановки

интерес к чужим людям

1 — 2 года

общение со взрослыми и другими детьми

первые слова, умение играть самостоятельно, а также со взрослыми и детьми

3 года

становление личности, идентификация своего «я» в социуме

общение посредством игры, умение договориться

Подражайте звукам ребенка

Когда ребенок начнет издавать первые звуки (в возрасте около шести месяцев), попробуйте отвечать ему. Если он говорит «та-та-та-та», отвечайте ему «ТА-ТА-ТА-ТА». Улыбайтесь, повторяйте его звук громче и показывайте, что вам нравится с ним общаться.

Ребенок, скорее всего, ответит вам: «ТА-ТА-ТА-ТА-ТА!» Повторите все снова. Это важный этап развития не только речи, но и связи между родителями и ребенком. И конечно, это основа построения беседы.

Вы испытываете радость? Счастлив ли ребенок? Если да, значит, вы все делаете правильно

И очень важно говорить по очереди. Необязательно даже общаться голосом; это может быть какой-то жест — протягивание руки, бряцанье тарелкой или постукивание чашкой

Процесс формирования коммуникативных навыков

Учиться общению малыши начинают с самого рождения. Сначала используется язык прикосновений и жестов, а круг собеседников ограничивается мамой, папой и близкими родственниками. Затем появляется речь, более богатой становится мимика.

Важно! Процесс обучения правилам общения не прекращается во время игры, купания, прогулки, кормления. Дальше маленький человек начинает общаться со сверстниками, узнавать себя, мир вокруг

На этом этапе появляются педагоги и психологи. К моменту поступления в первый класс, дети должны уметь общаться, понимать и воспринимать друг друга, быть готовыми к совместной работе

Дальше маленький человек начинает общаться со сверстниками, узнавать себя, мир вокруг. На этом этапе появляются педагоги и психологи. К моменту поступления в первый класс, дети должны уметь общаться, понимать и воспринимать друг друга, быть готовыми к совместной работе.

Начало формирования коммуникативности у малышей

Формирование коммуникационных способностей дошкольников начинается в семье. Условия формирования коммуникационных способностей:

Общение взрослых в присутствии младшего члена семьи должно быть позитивным примером. Если родители активно разговаривают друг с другом, обсуждают новости, то и малыш постепенно включится в этот процесс.
Обращение к детям
Постоянное внимание к ребёнку, речевое сопровождение своих действий, чтение литературы вслух — всё это способствует формированию навыков общения.
Обсуждение

Когда малыши научатся говорить, важно обговаривать с ними всё, что происходит вокруг: явления природы, прочитанные сказки, впечатления, полученные за день.
Общение с ровесниками
Для развития способностей к общению, дошкольник должен общаться с одногодками. Помогут в этом детские площадки, клубы, секции и кружки.

Один из важных аспектов в обучении и воспитании — умение распознавать эмоции (положительные или отрицательные), адекватно их использовать в общении, научиться определять состояние другого человека.

Научившись управлять своим эмоциональным состоянием, дошкольники избавляются от различных фобий, комплексов, могут адекватно оценивать действительность. В дальнейшем это поможет избежать отклонений в поведении.

Идёт знакомство с более сложными правилами коммуникации — социальные роли, статусы, профессии, семейные отношения. Детская психика легко воспринимает новую информацию в игровой форме. Существует целая система игровых занятий:

  • индивидуальные уроки;
  • занятия в группах;
  • интегрированные.

Такие занятия учат дошколят работать в команде, обмениваться опытом, мыслить и свободно выражать свою позицию.

Помощь родителей неоценима

Возможные проблемы при коммуникации дошкольников между собой и способы их решения

Без полноценного общения невозможна социальная адаптация, определение места человека в жизни, развитие. Коммуникация эффективна при соблюдении 4 условий:

  • желания общаться;
  • знания правил поведения в обществе;
  • умения слушать, воспринимать информацию, оценивать эмоциональное состояние собеседника;
  • способности идти на компромисс.

Условия просты и понятны. Тем не менее, с каждым годом растёт число детей с отклонениями формирования коммуникативных навыков. Дошкольники неуравновешенны, не могут контролировать эмоции, свою образовательную деятельность, отстают в речевом развитии. Полноценно развитый ученик, который сможет в дальнейшем написать курсовую или диплом, встречается все реже.

Важно! В такой ситуации необходима помощь специалиста и активное стремление родителей помочь. Педагоги и психологи владеют методикой оказания помощи таким детям

Родители — люди, с которыми малыши контактируют с самого рождения. Исследования доказывают, что ежедневное, доброжелательное общение с ребёнком в семье способствует развитию его личности. И наоборот, задержка речевого и умственного развития происходит из-за отсутствия правильной модели коммуникации дома

Педагоги и психологи владеют методикой оказания помощи таким детям. Родители — люди, с которыми малыши контактируют с самого рождения. Исследования доказывают, что ежедневное, доброжелательное общение с ребёнком в семье способствует развитию его личности. И наоборот, задержка речевого и умственного развития происходит из-за отсутствия правильной модели коммуникации дома.

Развитие детей, формирование их личности — процесс естественный и необратимый. Успешность, умение найти своё место и стать частью человеческого коллектива во многом закладываются в первые годы жизни.

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства. Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе

Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют

Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение. С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения

Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность

Методы развития коммуникативных навыков

Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра. 

Прежде чем подобрать занятия для своего ребенка, полезно взять на заметку несколько рекомендаций:

  • Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, особенно с дошкольниками. Их работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
  • Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
  • Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.

Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно

Игры на развитие коммуникативных навыков

Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.

Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.

  1. Игра «Хор животных». Для игры выбирается любая популярная детская песенка. Но исполнять ее нужно не словами, а пытаясь сымитировать голос разных животных: «кря-кря», «мяу-мяу», «ква-ква-ква». Каждый игрок изображает конкретное животное и исполняет свою часть песенки. Заканчивают пение все дети.
  2. Игра «Комплименты». Цель игры — развитие взаимовежливости и эмоциональных контактов. Участники должны говорить друг другу приятные, красивые слова, стараясь не повторяться. Во время произнесения комплиментов нужно смотреть собеседнику в глаза. Тот, кто получает комплимент, в ответ обязательно благодарит говорящего.
  3. Игра «Мышеловка». Эта игра научит находить выход из затруднительных положений. Все участники образуют тесный круг, в середине которого прячется «мышка». Она должна найти выход из круга или уговорить одного из участников пропустить её. Если игра происходит в близкой компании, к примеру, при участии родителей, маленького игрока можно крепко обнять и предложить освободиться путем уговоров.

Упражнения, развивающие коммуникативность

Их лучше проводить с опорой на наглядность. То есть, для работы потребуются доска и картинки. Если в упражнении участвуют несколько детей, они выполняют их по очереди. Остальные участники наблюдают, и если выполняющий позволит, могут давать советы.

Для развития коммуникативных навыков можно воспользоваться такими упражнениями:

Разместить на доске карточки с изображениями людей, на лицах которых можно отследить определённые эмоции. Далее нужно рассказать небольшую историю о конкретном человеке. К примеру: «Это — Вася, он грустит, потому что сломалась его любимая игрушка». Ведущий спрашивает у детей, как можно помочь Васе, игроки по очереди предлагают свои варианты.
Доску разделить на две половины, одну пометить знаком «+», другую — «-». Далее дети по очереди выходят к доске, им предлагается несколько картинок. Каждый участник выбирает «плохой» и «хороший» вариант

Важно, чтобы направление картинок было одинаковым, к примеру, целая и разбитая чашка, улыбающийся и плачущий мальчик. Игрокам надо составить по картинкам небольшой рассказ.
Коллективное слушание художественного произведения

Лучше начинать с небольших сказок. Взрослый читает её детям, а затем все коллективно обсуждают сюжет
Особое внимание нужно уделять действиям персонажей, выделять хорошие поступки. Негативные моменты также нужно отмечать, вместе с детьми выясняя, почему так делать нельзя.

Совет! Если маленький участник затрудняется выполнить какое-либо упражнение, можно помочь ему. Но выполнять задания за детей не нужно. Можно задавать наводящие вопросы или озвучивать слова-подсказки. Лучше начинать упражнение с самых простых элементов, постепенно усложняя задачу.

Простые правила

Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.

Нужно следовать следующим правилам:

Не уходить от общения. Многие необщительные люди стараются избегать разговоров, но делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. Нужно побороть это желание. Проявлять инициативу. Попытки уйти от общения, упомянутые выше, следует заменить полной противоположностью и проявлять инициативу к разговору. Отказаться от формальных ответов. Не нужно реагировать на вопросы формально или сухо. Будет гораздо правильнее отвечать подробно и с интересом. Быть артистичным человеком. Проявление артистизма вызывает приятные эмоции у окружающих и помогает более открыто общаться с людьми. Приобрести позитивный настрой. При негативном восприятии мира нет ничего удивительного в отсутствии общения. Позитивный же настрой может все изменить. Получать удовольствие от разговора. Нужно научиться находить хорошее в любом разговоре и получать от него приятные эмоции, что напрямую скажется на навыках. Выражать дружелюбие

Во время беседы важно следить за своей мимикой и жестами, чтобы они показывали исключительно положительное отношение к человеку. Убирать мобильный

Использование мобильного устройства при разговоре для многих покажется неуважительным и показательным жестом против общения. Всегда слушать. Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее. Показывать уверенность

Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов. Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта. Смотреть в глаза

Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность

Исключать слова-паразиты. Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.

Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее. Показывать уверенность. Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов. Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта. Смотреть в глаза

Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность

Исключать слова-паразиты

Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.

Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).

Диагностика нарушений коммуникации

Диагностика нарушений коммуникации у детей является важным этапом для определения причин и симптомов проблемы, а также для разработки методов коррекции. Для проведения диагностики необходимо использовать различные методы и инструменты, которые позволяют оценить коммуникативные навыки ребенка.

Одним из основных методов диагностики является наблюдение за коммуникативным поведением ребенка. Наблюдение может проводиться как в естественной среде, так и в специально созданных условиях, например, в игровой ситуации или при выполнении заданий

Важно обратить внимание на такие аспекты, как умение поддерживать контакт глазами, умение слушать и отвечать на реплики, умение выражать свои мысли и желания

Для более объективной оценки коммуникативных навыков детей могут использоваться стандартизированные тесты и опросники. Такие инструменты позволяют сравнивать результаты ребенка с нормативными данными и определить наличие отклонений. Например, тесты могут включать задания на понимание и использование жестов, на определение эмоций по выражению лица, на понимание и использование различных типов речи (например, повествовательной, описательной, инструктивной).

Для диагностики нарушений коммуникации также могут использоваться анкеты для родителей и учителей. Родители и учителя могут оценить коммуникативные навыки ребенка в различных ситуациях, таких как общение с друзьями, участие в уроках, выполнение заданий и др. Анкеты могут содержать вопросы о словарном запасе, понимании инструкций, способности выражать свои мысли и эмоции.

Для более детальной диагностики нарушений коммуникации могут использоваться специализированные методы, такие как логопедическое обследование, психологическое тестирование и другие. Эти методы позволяют выявить более специфические проблемы в коммуникативной сфере ребенка и определить пути их коррекции.

Итак, диагностика нарушений коммуникации у детей требует использования различных методов и инструментов, которые позволяют оценить коммуникативные навыки и выявить наличие проблем. Только после проведения диагностики можно разработать индивидуальный план коррекционных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков ребенка.

Ситуативная слепота

Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения. Дефицит данного навыка проявляется в неумении выбрать подходящее время и место общения. Разговор получается неуместным, малоэффективным (цели участников не достигаются) и малоприятным (провоцирует негативные эмоции).

Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.

Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.

На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию

Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было)

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было)

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).

Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию

«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?. Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста

Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно

Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми. Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:. Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально. Способность слышать и слушать собеседника

Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения. Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно

Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном

Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно. Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Общение дошкольников с ровесниками

У большинства педагогов дошкольный период ассоциируется с промежутком времени, отведенным на закладывание коммуникативных способностей. Эта позиция подкреплена появлением в жизни ребенка особого вида деятельности, не поддающегося влиянию взрослых. В данном случае идет речь об общении со сверстниками, предполагающем переосмысление и перепроверку поступающей информации. При взаимодействии со взрослыми малыши не утруждают себя подобными действиями, воспринимая родителей и родственников в качестве эталонного образца.

В ходе общения с ровесниками малыши ведут себя иначе, нежели со взрослыми. Не совпадающие с собственной точкой зрения высказывания подлежат обдумыванию, за которым может последовать попытка изменения мнения идентичного по возрасту оппонента. При общении с родственниками или педагогами такая тактика не применяется, поскольку их высказывания зачастую воспринимаются как непогрешимые истины.

Ограничение круга общения взрослыми людьми препятствует познавательному и личностному росту ребенка. Взаимодействие с ровесниками подготавливает малыша к выработке собственного мнения, неотъемлемой частью которого является моральный выбор. Родителям не следует забывать о том, что лишь при общении со сверстником отпрыск может ощутить себя равноценным партнером, наделенным аналогичными правами. Сверстник идентифицируется как объект сравнения с собой

С помощью этого своеобразного мерила дошкольник оценивает свои реальные возможности, частично воплощенные в ином и, что немаловажно, идентичном по возрасту индивиде

Взаимоотношения с одногодками имеют сложную структуру. Связи, выстраиваемые между членами семьи, более просты. Во многих ситуациях ровесниками движут собственные эгоистические интересы, не подразумевающие уступок. Такое поведение приводит к жесткой конкуренции, проявления которой отнюдь не всегда близки к приемлемым с точки зрения социума методам. Некоторые дошкольники прибегают к изворотливости и лжи, в то время как другие делают ставку на агрессию и упрямство. В третью категорию входят дети, обуреваемые разнообразными страхами. В отдельную группу выделены дошкольники, не способные к выстраиванию нормальных отношений с братьями/сестрами и заведению друзей.

Не развитые до оптимального уровня коммуникативные навыки провоцируют возникновение враждебных проявлений к окружающим. Такие дети предпочитают отгораживаться от окружающей действительности и замыкаться в собственном мирке. Зачастую они убеждены в том, что не заслуживают ласки, внимания и любви. Ответная реакция окружающих также будет окрашена в негативные тона. Преобладающая часть так называемых «трудных» детей не контролирует свое поведение, что не исключает возможности подчинения воспитателям или родителям. Осложнению взаимодействия между одногодками дошкольного возраста способствуют следующие факторы:

  • частые перепады настроений, чувство повышенной тревожности, склонность к плаксивости;
  • отсутствие желания налаживания контактов со сверстниками, пассивное отношение к жизни, замкнутость и концентрирование на собственных проблемах;
  • невропатия, нервозность и наличие страхов, препятствующих нормальному общению;
  • отсутствие возможности удовлетворения потребности в общении;
  • низкий социальный статус и вытекающее из него уничижительное отношение к собственному Я;
  • избыточная агрессивность и возбудимость, наличие стремления к созданию конфликтных ситуаций и причинению страданий другим людям;
  • отсутствие умения распознавания эмоций, испытываемых собеседником.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий