Причины возрастного кризиса у подростков
Основная причина подросткового кризиса – это физиология. Ребенок растет, меняется его тело, а вслед за телом – эмоциональная и психологическая составляющая его личности. Гормональная перестройка, половое созревание, изменения в работе мозга (увеличивается объем серого вещества, меняется работа префронтальной коры).
Из-за начавшихся изменений подросток не всегда может контролировать свое поведение и эмоции, ему становится сложно воспринимать и анализировать информацию, самооценка и эмоции постоянно колеблются от резко негативного до крайне положительного состояния. Ведущей деятельностью подростка становится общение со сверстниками, а не учеба. Родители также отходят на второй план.
Взрослым необходимо запомнить и чаще себе повторять, что подросток физически не может контролировать свое поведение и эмоции. Ставьте себя на его место, возможно, многое вам станет более понятным.
Родители и подростки: рекомендации
Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту
Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности
Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест
Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке
Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках
Понимайте, а не судите.
Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно
Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные
Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком
Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.
Запомнить новый принцип взаимодействия просто:
- не приказы, а просьбы;
- не нотации, а пожелания;
- не контроль, а просьба информировать и так далее.
Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.
Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.
Что такое подростковый возраст?
Подростковый возраст медики классифицируют с довольно раннего периода. Врачи и юристы различают несколько категорий подростков:
- Младший подросток – 12-13 лет
- Средний подростковый возраст – 13-16 лет
- Старший подростковый возраст – 16-17 лет.
К какому возрасту относится ваш ребенок? Родителям иногда очень трудно справиться с сыном или дочкой, которые в этом возрасте становятся совершенно несносными. Они просто не знают, что им делать: еще недавно такой послушный ребенок теперь постоянно дерзит, у него на все своя точка зрения, он считает, что умнее всех родителей и бабушек с дедушками, вместе взятых. Взрослым нужно понять, что это продиктовано не испортившимся характером сына или дочки, а подростковыми особенностями, которые редко кого обходят стороной. В конце-концов, пару десятков лет назад родители сами были такими, просто забыли…
Особенности подростковых неврозов
Подростковые неврозы во многом схожи с расстройствами во взрослом возрасте. Они имеют такие же формы, но отличаются особенностями психогенных факторов, психогенезом. У подростков более отчетливая связь некоторых форм болезни с конкретными типами особенностей характера, нервной системы. Ребенок:
- Слишком эмоционален, чувствителен, активно реагирует на события;
- Чувствует себя беспомощным, не может отстоять собственные интересы;
- Испытывает постоянную тревожность, склонен к беспокойству. Страхам;
- Обладает повышенной впечатлительностью, надолго запоминает неприятные ситуации, обиды;
- Имеет завышенную потребность в самоутверждении.
Подростковый невроз возникает и по причине того, что ребенок держит в себе, не делится с окружающими своими переживаниями, эмоциональными ощущениями, противоречиями. Нервная система в этом возрасте довольно слабая, а психоэмоциональные нагрузки слишком высокие.
Кризис 2-3х лет
Кризис 2-3х лет самый известный родителям период детства. Считается, что в этом возрасте дети должны быть упрямыми, капризными, своевольными. Родители не всегда понимают, что они могут с этим сделать и поэтому, зачастую, просто ждут, когда ребенок вырастет и «поумнеет». Такая тактика часто не работает, так как яркие негативные эмоции ребенка могут нарастать, и жизнь взрослых становится невыносимой. Тогда родители обращаются к психологу за советом.
Случай из практики.
Мама и дочка 4х лет, живут с бабушкой. Мама много работает, девочка под присмотром бабушки. Мама обратилась с ребенком к психологу, так как ситуация дома накалилась до предела. Бабушка не справлялась с ребенком, исполняла все её капризы, а когда приходила мама, ребенок постоянно закатывал истерики, пытаясь получить то, что ей хотелось. Ситуация вышла из-под контроля взрослых, мама чувствовала свою беспомощность в сложившейся ситуации. Психолог вел работу с мамой и ребенком параллельно. Девочку с помощью игровой терапии специалист обучал пониманию личностных, временных и поведенческих «границ». Маме психолог помог понять причины поведения ребенка, способствовал формированию новых способов взаимодействия с ребенком, с учетом затянувшегося кризиса 3х лет. Потребовалось немало времени и усилий мамы и специалиста, чтобы получить положительный результат. В итоге обстановка дома улучшилась, ребенок стал спокойнее, отношения в семье стали более гармоничными.
Эти трудные подростки
Сегодня я хотела бы поговорить о подростковом (переходном, пубертатном) возрасте ребенка, который сопровождается серьезными и не очень серьезными трудностями в семье.
Ко мне обращаются родители с разными запросами:
— «Я что то делаю не так, поэтому не могу найти общий язык с ребенком»;
— «Этот изверг уже всех извел, сделайте хоть что нибудь с ним!»;
— «Ничего не хочет делать, никаких целей, интересов. Как мотивировать?»
А некоторые вообще не обращаются по нескольким причинам:
- Период проходит относительно спокойно. Родители понимающе относятся к переживаниям ребенка.
- Родителям нет до этого особого дела, нет времени, считают все его переживания ерундой. И они оставляют ребенка наедине со своими страхами и проблемами, которые не хотят видеть и замечать.
Поведение родителей бывает трёх типов:
- Тревожное, гиперопекающее.
- Доверительное, поддерживающее.
- Отстраненное, непонимающее.
Первый и третий типы похожи между собой тем, что сопровождаются эмоциональной отстраненностью. Первый тип очень сильно тревожится, и не может, и даже не хочет услышать истинные переживания ребенка, то третий тип, вообще непонятно какие испытывает чувства.
А что же происходит с ребенком?
- На уровне физиологии его тело начинает меняться. И если вчера это был симпатичный жёлтый утёнок, то теперь он превратился в утенка «гадкого». И не знает, станет он прекрасным лебедем или нет с этой новой «растительностью» на теле, прыщами, и повышенным потоотделение. Гормональные изменения усиливают его страхи и переживания.
- Помимо страхов, связанных с внешностью, появляется стремление к самостоятельности, независимости от родительских фигур и в то же время сильная потребность в поддержке, принятии и одобрении. Подросток ищет эталоны, которые будут проводником, образцом новой жизни. Ребенок активно начинает подражать. Если есть сложности в отношениях с родителями, если нет достаточного авторитета у родителей, когда родители сами сомневаются в правильности своей жизни, своих действий, то тогда происходит поиск этого эталона вне семьи. Например, среди других, более авторитетных сверстников или «звёзд» (так и рождается фанатизм). Через поиск ответов на вопросы «кто я?», «какой я?» и через подражание значимым другим формируется собственная идентичность.
От чего зависит особенность этого периода?
От следующих факторов:
- особенности самого ребенка, физиологии, нервной системы;
- атмосферы в семье, в которой он находится;
- отношения между ребенком и родителями. И оно должно быть постоянным, последовательным, понятным.
Какие же типы поведения можно встретить у ребенка? И тут я предлагаю обратиться к классификации Бориса Литвака:
Давайте рассмотрим несколько комбинаций между определенными типами поведения ребенка и родителей:
И эти, казалось бы, проблемы ребенка, всего лишь являются симптомом семьи, которые:
- Наполняют смыслом жизнь родителей.
- Помогают установить власть в семье, установить справедливость.
- Помогают сгладить одиночество родителей.
- Оберегают семью от распада и тд.
Ребенок отражает состояние родителей и их взаимоотношения. Так как подростковый возраст часто совпадает с кризисом средних лет, середины жизни родителей, когда происходит переоценка ценностей, подведение итогов жизни, поиск новых смыслов, это сопровождается усилением тревоги. Проблемы ребенка помогают снять тревогу родителей о своей жизни и уйти от решения собственных проблем.
Совет 5. Предлагайте поддержку и будьте рядом
Стабильные, теплые и открытые к диалогу отношения в семье повышают шансы, что тинейджер избежит необдуманных рисков и будет более устойчив психологически
В подростковом возрасте особенно важно не замалчивать сложные темы и не оставлять ребенка одного против всего мира
Так, подростки, которые довольны отношениями с родителями, и часто обсуждают с ними любовь, сексуальные взаимоотношения и контрацепцию, вероятнее всего не будут торопиться экспериментировать, даже под влиянием сверстников. То же касается употребления алкоголя и других веществ
Также есть данные, что внимание и поддержка со стороны родителей может препятствовать развитию депрессии у подростков.
Важно помнить, что психика в переходном возрасте особенно уязвима. По статистике, 50% ментальных расстройств проявляются к четырнадцати годам, а 75% — к двадцати четырем
Если вы заметили проблемное поведение — резкое падение успеваемости, трудности с самоконтролем, резкий обрыв связей с друзьями или порезы на руках — не бойтесь обращаться за помощью. В Alter есть специалисты, которые которые умеют работать с подростками. Здесь мы писали, как выбрать подросткового психолога, и зачем он нужен.
Стадии подросткового кризиса
Подростковый кризис состоит из трех стадий:
- Предкритическая стадия. На данной стадии подросток стремится разрушить общепринятые стереотипы и уйти от старых привычек;
- Кульминационная стадия. Для этой стадии характерно бурное и эмоциональное течение, поведение субъекта тяжело спрогнозировать;
- Посткритическая стадия. У подростка появляется новая жизненная позиция, формируются новые ценности и взаимоотношения.
Подростковый кризис является сложным этапом в жизни ребенка и родителей. В течение этого периода времени родителям и педагогам необходимо грамотно воздействовать на подростка, корректировать его поведение и развивать определенные личностные качества.
Если подросток хочет чем-то поделиться или поговорить о чем-то, важно найти время его выслушать. Родители могут дать совет ребенку, однако, выбор следовать ему или нет должен остаться за подростком
При ошибках воспитания и общения такой подросток может замкнуться в себе и относиться к взрослым с недоверием.
Во время подросткового кризиса, не смотря на внешнюю холодность, ребенку важна поддержка и любовь родителей. Кризис является непостоянным явлением, которое в конечном итоге проходит.
Как вести себя родителям
Главной ценностью для родителей подростка должно стать желание сохранить отношения с детьми. Ради этого многим можно пожертвовать, но проще всего — не стараться победить, подавив подростковый бунт, не обличать и не клеймить, а попробовать прийти к пониманию и от всей души помогать вчерашнему ребенку самоопределиться и найти свой путь в жизни.
1. Принять необходимости этого возрастного этапа.
Не просто вынужденно согласиться потерпеть, а именно прочувствовать всю ценность и потенциал подросткового возраста для личности.
2. Сохранять уважительный тон в общении.
Родители не должны позволять себе грубости и оскорблений в адрес подростка и его друзей
Также важно не обесценивать их деятельность, даже если кажется, что можно придумать занятия и поважнее. . 3
Поддерживать подростка в его увлечениях.
3. Поддерживать подростка в его увлечениях.
Не обязательно самому становиться «тиктокером»
Ценно само желание понять, что важного находит подросток в своей деятельности, задавать вопросы, проявлять интерес, радоваться вместе с ним
4. Относиться с пониманием.
В подростковом возрасте на первом месте шкалы ценностей — отношения со сверстниками. Побуждать подростка больше учиться и помогать по дому даже вредно, ведь только навыки общения способствуют обретению себя. Родителям нужно только помочь подростку пройти период активной социализации с минимальными потерями через общение и отсутствие давления.
5. Давать пространство для самостоятельности.
У подростков очень редко получается самостоятельно выбирать, чему учиться, как строить свой день — зачастую все предопределено родителями. Фраза «я прекрасно знаю своего ребенка» опасная, она говорит об излишней опеке и контроле даже над мыслями — это путь в никуда. Подросток находится в том возрасте, когда ему нужно научиться делать выбор, ведь от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Надо давать ему такую возможность как в мелочах, так и в принципиальных вопросах. Хотя советовать не запрещается.
6. Прощать и любить, несмотря ни на что.
Когда подростки раздражают своим поведением, спасает только любовь. Хотя некоторые слова и поступки могут глубоко ранить родителей, лучше разбираться со своими травмами через терапию, а не копить обиду и не вымещать ее на детях.
При правильном течении подростковый кризис становится важным витком развития личности: формируется своя система ценностей, самостоятельность, умение решать проблемы. При этом сохраняются близкие отношения с родителями и родными. Но, если подростковый кризис сопровождался жесткой критикой, обесцениванием и контролем со стороны взрослых, негативные последствия не заставят себя ждать:
- Если подросток не сепарировался от родителей и не установил границы, во взрослой жизни сделать это будет намного тяжелее. Обстоятельства станут жестче, взрослые обязательства будут давить, а родители уже не смогут всегда находиться рядом и поддерживать.
- Не совершив собственных ошибок, не осознав их последствий, подросток вырастет несамостоятельным, будет жить по чужой указке и мечтать о том, что с него снимут обязательства и необходимость принимать решения.
- Подростковый нигилизм и реакции могут сохраниться на всю жизнь, если ребенку запрещалось проявлять себя либо эти проявления высмеивались. Тогда психика усваивает сценарий отстаивания независимости через борьбу. Происходит психологическое «застревание» в подростковом возрасте.
Психические аспекты подросткового кризиса
Основной проблемой подросткового кризиса является формирование самостоятельности субъекта. Для этого периода свойственны следующие психические изменения:
- Появление интереса к своему внутреннему миру. В подростковом возрасте субъект начинает задумываться о своем положении в коллективе и обществе, осознает свои эмоциональные переживания и чувства;
- Интенсивное развитие критического мышления. Подросток требует четкий логичный ответ на поставленный вопрос. Возникает явление «юношеского максимализма», когда под натиском бурных эмоций подросток «уходит» в крайние проявления тех или иных чувств;
- Потребность в признании окружающих и близких отношениях. Для периода подросткового кризиса характерно возникновение первых любовных отношений. Друзья зачастую становятся более важными, чем родственники и семья.
Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные
Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.
Но для подростка это может быть реальной проблемой
Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их
Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.
Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.
Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.
Подростковый кризис: признаки
Кризис подросткового возраста не все родители распознают по первым проявлениям. Часто взрослым кажется, что ребенок не хочет слушаться или грубит специально, проявляет упрямство им “назло” или под влиянием “неправильных” друзей.
Задуматься о том, что чадо вступило в подростковый период заставляют повторяющиеся ситуации, в которых ребенок отказывается общаться, бурно проявляет эмоции или настаивает на своем.
Подростки становятся конфликтными, отвергают любые предложения со стороны взрослых, настаивают на своей точке зрения.
Те, кто еще вчера с удовольствием занимался спортом, музыкой или посещали кружки рукоделия, перестают получать удовольствие от занятий. Нередко мальчики и девочки бросают занятия, которым уделили несколько лет. Подростки быстро увлекаются другими видами деятельности и так же быстро теряют к ним интерес. На увещевания родителей не бросать секции или кружки дети реагируют очень бурно и расценивают это, как попытку ущемить их свободу.
Непостоянство поведения проявляется эмоциональными перепадами. Они проявляются в общении с учителями, родителями. В немалой степени эмоциональное состояние подростка зависит и от отношений со сверстниками. Дома, в школе и компании друзей один и тот же подросток ведет себя и реагирует на одинаковые фразы по-разному.
Так, со взрослыми может проявляться упрямство, негативизм, агрессия. Подобное поведение — признак того, что подросток пытается обрести самостоятельность:
- Освобождается от потребности в одобрении и оценке со стороны родителей. Это необходимо, чтобы научиться идти по выбранному пути (не имеется в виду асоциальное поведение), не оглядываясь на мнение матери и отца.
- Прекращает оценивать себя, мир вокруг сквозь призму родительских критериев. Появляется собственное мнение, которое базируется на своем опыте.
- Учится обеспечивать себя материально, стремится к свободе выбора работы, места для проживания, интересов и круга общения.
- Получает опыт жизни без чувства вины и беспокойства за отделение от родителей.
Читать далее: Ведущая деятельность
Сверстники становятся самыми важными людьми для подростка. Он пытается подражать тем, которых считает более успешным в какой-либо сфере.
Дома и в школе новый стиль поведения не всегда принимается с пониманием. Но ребенку непросто выработать четкую тактику. Это заставляет подростка изолироваться от всех или только от конкретной группы людей.
Прекращение контактов нередко проходит очень непросто. Для кого то спасением становится чтение книг, компьютерные игры, поиск ответов на вопросы в собственном сознании. Другие же подростки полностью отстраняются от одноклассников, начинают больше общаться с одногодками во дворе.
Страдает учеба. Причина тому — перевод значимости со знаний на социальное взаимодействие. Подросток может посещать занятия не для того, чтобы получить знания, а желая встретиться с важными для него людьми. Таким же принципом руководствуются дети подросткового возраста и при выборе дополнительных занятий.
Особенности подросткового кризиса
Что отличает подростковый кризис от любого другого возрастного кризиса? Подросток стремится достичь определенного статуса в среде сверстников, хочет чувствовать себя там свободно, но при этом оставаться индивидуальностью. Для него становится важным уметь общаться, легко знакомиться с тем, кто ему нравится.
Подросток стремится высвободиться из-под опеки и контроля взрослых (родителей, учителя и т. д.). Эта реакция распространяется на устои и моральные ценности, которые пропагандирует старшее поколение. Таким образом, новая личность утверждается, проявляет самостоятельность.
Важную черту подросткового кризиса являют собой увлечения и хобби. Они также присутствуют в подростковом возрасте, как игры – в детском периоде жизни. Увлечения отличаются особой эмоциональной окрашенностью, но не являются средством для заработка денег или профессиональной деятельностью.
Все это типичные особенности подросткового возраста. Но иногда эти особенности принимают патологический характер – подросток может заниматься селфхармом (наносить себе повреждения), впадать в депрессию, убегать из дома, заниматься бродяжничеством, вести себя излишне агрессивно и т. д. В таком случае родителям не помешает обратиться за помощью к специалистам.
Чтобы разобраться в сложностях подросткового возраста, специалисту необходимо хорошо знать детскую и подростковую психологию, различные методики и техники работы с подростками. Если вас интересует эта сфера знаний, можем рекомендовать наш курс «Детская и подростковая психотерапия», где вы получите все необходимые знания.
Лечение депрессии
Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.
Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.
Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.
Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.
Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.
Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.
Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.
Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки
В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы
На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки
Большинство подростков с удовольствием учатся новому.
Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.