Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Ребенок убежал от мамы на улице. Разбираемся, что делать взрослым
Для взрослых данная ситуация не менее стрессовая, чем для ребенка. Велика вероятность начать паниковать и делать то, что не нужно. Поэтому лучше заранее набросать для себя план действий.
Если ребенок убежал на улице и пропал из поля зрения
Внимательно оглядитесь по сторонам: из-за невысокого роста малыша может быть не видно за машинами на парковке или скамейкой в парке. Если это не помогло, начинайте прочесывать местность, спрашивая у всех прохожих – в людном месте обязательно найдется кто-нибудь, кто видел малыша.
Обязательно сообщите о пропаже малыша охране парка или торгового комплекса. Привлеките к поискам максимальное количество людей
Обратитесь на ресепшн с просьбой сделать объявление о пропаже ребенка по громкой связи.
Важно! В полиции не существует «правила трех суток», это миф! Сообщите о пропаже ребенка как можно раньше по телефону 112. Звонок является официальным заявлением.
Когда малыш найдется, не кричите и не ругайте его
Возможно, он сам испугался. Лучше обнимите и поцелуйте, объясните, что вы очень волновались. А дальше подумайте почему малыш это сделал? Например, ребенку было скучно молча идти рядом и поэтому его увлекла машина скорой помощи. Значит нужно занимать его на улице, например разговорами или играми.
Что делать, если тебе повстречались чужие собаки?
Собаки – замечательные существа. Если они знакомые и дружелюбные. Но бывают собаки не слишком-то добрые и совсем злые. Чаще всего это бродячие собаки, ничьи. Они не считают людей друзьями, потому что у них нет хозяина, никто о них не заботится, и, возможно, наоборот, люди их обижали.
Если такие собаки собираются в стаю, они бывают очень опасными. Стоит одной залаять – все остальные тоже начинают. Они могут напасть и покусать человека, даже если он их не трогал.
Чтобы этого не случилось, нужно знать несколько правил:
Такие собаки обычно охраняют какое-то место, которое считают “своим”. Это может быть пустырь, стройка, стоянка машин. В такие места вообще лучше без взрослых не ходить.Но иногда стая собак решает, что часть улицы или двора – это тоже “их” место. Они могут спокойно лежать или сидеть, но, когда приближается человек, вскакивают, начинают лаять и набрасываться, словно хотят укусить.
Самое главное не терять головы. Не пугаться и не убегать.
Если человек бежит, собака хочет его догнать. Когда псы хором громко лают – это, конечно, страшновато. Но помни: если собака лает – значит, предупреждает, хочет с тобой “договориться”, чтобы ты ушел. А кусать пока не хочет. Покажи ей, что ты все понял и согласен уйти с “ее” территории.
Немедленно остановись. Потом заговори с собаками уверенным, спокойным голосом. Не пытайся кричать “Фу”, ведь они не знают команд, а крик способен их только рассердить. Но и не говори тонко и жалобно, не подлизывайся.
Постарайся, чтобы голос звучал твердо и дружелюбно
Неважно, что именно говорить, хоть стихи читай
Подожди, чтобы собаки немного успокоились. Затем начинай очень медленно и спокойно двигаться туда, откуда пришел, не поворачиваясь к собакам спиной.
Ни в коем случае не беги, даже если очень хочется!
Не делай резких движений, не маши руками, не смотри пристально им в глаза.
Когда ты выйдешь за пределы “их” территории, они перестанут идти за тобой, остановятся и будут еще какое-то время лаять на расстоянии.
Особенно не любят собаки велосипедистов. Если тебя угораздило встретить стаю на велосипеде, выход один – слезть, постоять, пока они немного успокоятся, и потом медленно покинуть опасное место, везя велосипед за руль.
Не пытайся поскорее уехать – они, вероятнее всего, догонят и покусают. Если они никак не успокаиваются и яростно бросаются на твоего “железного коня”, оставь велосипед на месте и медленно уходи сам.
Здоровье важнее!
Гораздо опаснее бродячих собак бывают собаки некоторых пород, если их завели неумные люди. Это животные, созданные для нападения. Если их с раннего детства не воспитывать правильно, они могут нападать на людей.
Никогда не пытайся заигрывать с такой собакой, не протягивай к ней руку. Если она без поводка, вообще не приближайся. Вежливо попроси хозяина: “Позовите, пожалуйста, собаку, чтобы я мог пройти”.
Не беги! Если тебе кажется, что собака может напасть, остановись и не двигайся, пока хозяин ее не уведет. Ни в коем случае не кричи и не груби владельцу такой собаки. Она может решить, что ты на него нападаешь, и укусить.
Если тебя укусила незнакомая собака, пусть совсем чуть-чуть, и вроде бы все прошло, немедленно сообщи взрослым. Если собака больна, это может быть очень опасным. Но, если вовремя обратиться к врачу, все будет хорошо.
Помни, что даже знакомая и обычно приветливая собака может стать злой и опасной, если она ест или если у нее родились щенки. Не приближайся, пока не убедишься, что она не против.
Собака, настроенная “дружелюбно”, виляет хвостом и “улыбается”. Если же она прижимает уши, а тем более приподнимает верхнюю губу, показывает зубы и рычит, немедленно отступи!
Как ребенку вести себя в различных ситуациях
Безопасное поведение на улице очень важно для детей. Поэтому ребенку нужно знать, что делать в разных ситуациях
Самая опасная ситуация – это когда к сыну или дочери подходят незнакомые люди. Ребенок должен знать, что с ними нельзя разговаривать, нельзя ничего брать у них из рук, что бы они ни предлагали. Нужно сразу уйти подальше от него, желательно в людное место
Если же к ребенку применяют физическое насилие, например, тащат в машину за куртку, берут на руки, то он должен знать, что в этом случае позволительно громко кричать, плакать, всячески привлекать к себе внимание посторонних. Нужно пинать незнакомца, кусать его, щипать
Если ваш малыш ещё ходит в детский сад, объясните ему, что его будут забирать только члены семьи. Если какой-то мужчина подошел к нему и сказал: «Мама просила тебя забрать и отвести домой», – ему нельзя верить.
Безусловно, ребенок должен знать правила дорожного движения. С ранних лет объясните ему, что такое светофор, почему нельзя переходить дорогу перед общественным транспортом, когда нельзя выходить на проезжую часть.
Если путь вашего малыша проходит мимо свалки, строительной площадки, завода или водоема, то объясните ему, что к этим объектам нельзя близко подходить, потому что они могут таить в себе угрозу.
Что делать, если не успел выйти из вагона метро?
Иногда бывает: едет ребенок с кем-нибудь из взрослых в метро. А народу – много-премного. На каждой станции поезд стоит совсем недолго. Потому люди торопятся выйти, толкаются. В это же время другие люди уже начинают в вагон заходить. Чуть зазеваешься, руку мамину выпустишь – и тебя оттерли, втащили обратно в вагон.
Двери раз – и захлопнулись. Поезд раз – и поехал. Его уже не остановить ни тебе, ни взрослому. Что делать? Главное – не терять головы.
Ты же в метро, а не в джунглях! Вокруг люди, через две минуты поезд снова остановится, мама или папа смогут быстро тебя найти. На каждой станции есть: дежурные, милиционеры, радио для объявлений. Потеряться в метро надолго просто невозможно. Поэтому успокойся и попроси о помощи.
Скажи взрослым, которые стоят вокруг, что мама вышла, а ты остался в вагоне. Попроси их помочь тебе выйти на следующей остановке и подождать вместе с тобой маму. Скорее всего она приедет на следующем поезде и выйдет из той же самой двери.
Возможно, мама решит сначала предупредить дежурного по станции, на которой вы расстались. Тогда она приедет не сразу, не на следующем поезде, а через один или два. Просто подожди.
Скорее всего, пассажир, которого ты попросил помочь, подождет вместе с тобой или позовет к тебе дежурного по станции.
Внимание, очень важно!
Не соглашайся, если тебе предложат сесть в другой поезд и вернуться на станцию, где вы расстались.
Тем более не делай этого сам!
Кто-то один должен стоять на месте! И это должен быть ребенок, то есть – ты! Редко, но случается и наоборот: ребенок вышел, а взрослый остался в вагоне.
Тут все еще проще!
Стой на месте напротив той же самой двери!
Взрослый вернется за тобой через пять минут.
Короче говоря, во всех подобных случаях действуют два правила:
Правило “следующей остановки” (тот, кто уехал, выходит на следующей остановке) и правило “ребенок стоит, взрослый ищет”.
Если что-то пошло не так и тебя долго не находят, обратись к кому-то из пассажиров (лучше к женщине): “Я потерялся. Пожалуйста, отведите меня к дежурному по станции”. Дежурный знает, что делать в таких случаях, и твоих родителей быстро найдут.
Если такое произошло не в метро, а в автобусе, троллейбусе, трамвае, пригодятся все те же самые правила. Но времени, чтобы найтись, может уйти больше, ведь автобусы не ходят друг за другом, как поезда метро. Поэтому, особенно если темно, поздно, мало народу, обязательно попроси о помощи кого-то из пассажиров – пусть подождут родителей вместе с тобой.
Детям на случай ЧС: опасные ситуации в жизни ребенка
«Осведомлен — значит вооружен». Нашим детям приходится жить в мире, где ежедневно звучат стрельба и взрывы, а по телевизору показывают в прямом эфире захват заложников и последствия террористических актов. Понятно, что малышей не стоит перегружать информацией и пугать, говоря, что, мол, вот придут террористы и всем будет плохо! Поэтому делай так… (и по списку зачитываете пункты «Памятки»), Делать этого, конечно, не надо. Но если малыш увидел в новостях или услышал от взрослых о террористическом акте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка, лучше поговорите с ним на важную и сложную для всех тему. Ведь ребенок понимает, что взрослых тоже тревожит сюжет из теленовостей.
Объем информации и ее «подача» зависят от возраста ребенка. Малышам и дошкольникам не нужны длинные лекции о безопасности». Им нужно знать об их личных действиях в определенных ситуациях, чтобы ребятишки не паниковали, а смогли сориентироваться, насколько это возможно, в сложной обстановке. А вот младшим школьникам и подросткам можно рассказать подробнее и о терроризме, и о террористах, и о поведении обычных людей при возникновении такой угрозы.
Но перед началом обучения детей правилам безопасности выясните, что знает ваш ребенок о терроризме. Как понимает и представляет себе поведение людей во время каких-то страшных и угрожающих событий? Поможет вам небольшой тест. Внимательно выслушайте мнение ребенка по вопросам, пусть выберет ответ, какой он считает правильным. А вы обязательно похвалите за правильный ответ и расскажите, как действовать, если малыш ошибся.
Для взрослого нетрудно заметить, что все правильные ответы «В». А вот у ребенка могут быть ошибки, поэтому помогите малышу, доходчиво объяснив, почему нельзя «самому захватывать террориста» или дышать слезоточивым газом. Многие малыши считают, что они уже большие для «взрослых войн», храбрятся и думают: «Вот я бы уж не растерялся, сразу бы понял, что это террорист, и схватил его!» Мягко разубедите ребенка, скажите, что в нашем государстве есть специальные организации, где готовят настоящих бойцов против террористов. Они умеют действовать в сложных ситуациях, и мешать им во время таких операций не нужно. Лучшая помощь взрослым в настоящей войне — не мешать. А борьба с терроризмом это и есть настоящая война.
Настоящая война — это не «игра в войнушку». Но отказываться от игры не надо, наоборот! Именно в игре можно обучить малыша каким-то основным, базовым моделям поведения в любых, даже самых критичных ситуациях. Ребенок быстрее запомнит правила поведения в чрезвычайных ситуациях, как вести себя при захвате заложников или при обнаружении опасных предметов, если поиграть с ним в «фильм». Только предупредите малыша сразу, что «боевики» с героем-одиночкой вроде Бэтмана или Человека-Паука — это фантазия. В жизни проявлять геройство против вооруженных бандитов ни в коем случае нельзя, многие из террористов психически неуравновешенные люди, а некоторые находятся еще и под воздействием разных наркотических веществ. И человек, решивший «сам победить всех плохих, как в кино», рискует не только своей жизнью, но и подвергает опасности других.
В реальности даже взрослые в сложных ситуациях теряются и от страха не могут сообразить, что делать. А ребенок? Ему-то каково? Панический страх не завладеет вашим малышом, если он уже «был» в подобной ситуации, пусть даже в игре. Рассказывая детям о защите в чрезвычайных ситуациях, ваша задача — создать такой «сценарий фильма», чтобы проиграть как можно более подробно самые разные опасные ситуации. Ведь чтобы ребенок сумел «теоретические знания» применить, если понадобится, в жизни, ему одних бесед мало, нужна практика. Вот и практикуйтесь в играх!
Или представьте, что произошел взрыв (например, из-за неисправной газовой плиты), и ваш дом разрушился. Как вести себя под завалом? Пусть деревянный Буратино сыграет роль такого «заваленного», а вы на примере игрушки обязательно покажете малышу, как надо действовать.
А можете, обучая ребенка поведение в экстремальных ситуациях, предложить «тренироваться», чтобы стать настоящим «спасателем». Такие героические игры не только обучают малыша навыкам поведения в сложных ситуациях, но и повышают самооценку, Укрепляют уверенность в себе.
Когда что-то случается внезапно, нет времени на раздумья, надо суметь защитить себя и своего ребенка, т. е. действовать. А для этого и вы, и ваш малыш должны знать, как действовать правильно.
Ребёнок убегает на улице: устанавливаем границы и правила
Эта ситуация тяжела не только вам, но и ребёнку. Здоровая доля разумных ограничений даёт ребёнку гораздо больше спокойствия и уверенности, чем вседозволенность.
Мне показалось, что вы не до конца поняли посыл психолога центра: давать какие-то определения вашим отношениям с ребёнком имеет смысл только для того, чтобы помочь вам посмотреть на ситуацию несколько иначе, увидеть в ней новые стороны и возможности, чтобы выработать план действий, который приведёт к иному, чем теперь, результату.
Ваши качества хорошего родителя определяются не тем, какие и сколько недостатков в стиле воспитания или отношениях с малышом можно диагностировать, а тем, какие выводы вы можете сделать из взгляда со стороны, тем, насколько вы можете придумать, попробовать и освоить новые способы действовать, которые помогут вам максимально полезно выразить свою любовь и дать адекватную возрасту и индивидуальности заботу, которая поможет раскрыться ребёнку со своих наилучших сторон, оставаясь спокойным, довольным, энергичным.
Хороший родитель — не тот, кто идеален и не имеет проблем, и не тот, кто слепо следует чьим-то советам, будь они и профессиональны и прекрасны. Хороший родитель — тот, кто умеет видеть во всякой проблеме задачу, умеет эти задачи решать сам, а когда не может, обращается за помощью к опыту, накопленному другими, чтобы творчески осмыслить его и использовать для своего решения. Быть хорошим родителем — искусство и мастерство, которое не сводимо к знаниям и навыкам, но которое от богатства знаний и навыков очень выигрывает.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Правила поведения детей, находящихся в экстремальной ситуации под завалом
Если вас завалило, не старайтесь самостоятельно выбраться. Осмотритесь, есть ли вокруг вас свободное место, в которое вы могли бы проползти. Если под рукой есть обломки стола или парты, надо постараться укрепить то, что над вами находится. Отодвиньте от себя острые предметы.
Ребенок, оказавшийся в опасной ситуации, при наличии мобильного телефона должен позвонить спасателям по номеру «112». После этого надо ждать. Закройте нос и рот носовым платком и одеждой. Стучите по трубе или стене, чтобы спасатели могли услышать, где вы находитесь. Кричите только тогда, когда услышали голоса спасателей и думаете, что они могут вас услышать.
Помните, что, когда вы кричите, вы можете наглотаться пыли и даже задохнуться
Дышите глубоко и ровно; осмотрите и осторожно ощупайте себя. Если у вас есть жидкость, пейте как можно больше
Ни в коем случае не разжигайте огонь. Старайтесь сохранять спокойствие, думайте о чем-то хорошем и верьте, что спасатели помогут вам.
Как быть с домашними животными? В случае бедствия или теракта опасности подвергаетесь не только вы, но и ваши домашние любимцы. Если вам нужно срочно эвакуироваться, лучше всего взять животное с собой — не стоит оставлять его одного. Но при этом помните, что животных нельзя брать с собой в убежище.
К сожалению, это далеко не все опасные ситуации, которые могут случиться в жизни ребенка, но полученные базовые знания могут оказаться очень полезными.
Причины появления страха
В основе проблемы всегда лежит ситуация, ставшая для ребенка травмирующей. При этом зачастую родители не придают особого значения произошедшему и могут просто посмеяться над испугом малыша, а для него это становится настоящим испытанием.
Если ребенок боится улицы, значит именно там произошло нечто, что оставило сильный след в его сознании. Это могут быть:
нападение собаки или других животных;
встреча с пугающим незнакомцем (особенно, если родители учат малыша осторожности при обращении с посторонними);
резкие громкие звуки;
большое открытое пространство.
Малыш может испугаться шагающего экскаватора, приземлившегося вертолета, внешнего облика пожилого соседа, напоминающего ему злых волшебников из сказки, и множества других вещей. Для предотвращения появления и развития фобий установите с ребенком доверительные взаимоотношения. Малыш должен знать, что мама или папа рядом и придут на помощь по первому зову, а рядом с ними спокойно и безопасно.
Ребенок боится улицы: что делать?
Постарайтесь выяснить, что конкретно пугает малыша. Если в ситуации нет ничего опасного, постарайтесь объяснить это крохе. Расскажите ему, что страшный дедушка, живущий этажом ниже, – на самом деле очень добрый. Громко каркающая ворона просто разговаривает таким образом с другими членами стаи.
Если кроха боится машин и строительной техники, покажите ему картинки в книге и объясните соответственно возрасту, для чего нужны эти механизмы. Понимание ситуации уберет излишнюю напряженность и даже возбудит в малыше любопытство. Если ребенок боится гулять на улице один, начните с совместных прогулок. Пусть он освоится на детской площадке под вашим присмотром и заведет там себе друзей.
Обязательно объясните малышу правила безопасного поведения:
не уходить с игровой площадки;
не разговаривать с незнакомцами;
не подходить к животным;
не трогать непонятные или опасные предметы (оставленные кем-то пакеты, осколки стекла, кирпичи, использованные упаковки и прочее, что может находиться на площадке или возле нее).
Категорически нельзя насильно тащить малыша к напугавшим его предметам, ругать за трусость и смеяться над ним. Также не сравнивайте его со сверстниками, которые, по вашему мнению, ничего не боятся: вы можете потерять его доверие надолго. Лучше встаньте на сторону крохи, поддержите его. Разговаривайте убедительным спокойным тоном. Обязательно обнимите его: в руках мамы или папы малыш чувствует себя в безопасности.
Если ребенок боится ходить на улице, приучайте его к окружающей обстановке постепенно. Начните с прогулок в тихом парке или сквере вдали от машин и людей. Среда должна быть безопасной и спокойной. Не разрешайте посторонним или малознакомым людям сюсюкаться с вашим малышом, а близким родственникам – рассказывать страшилки о злых дяденьках, которые могут забрать ребенка за плохое поведение. Особенно опасно пугать врачами или милиционерами: если вдруг случится чрезвычайная ситуация, малыш может неадекватно среагировать и не принять помощь, а то и вовсе сбежать.
Как объяснять ребенку, что убегать нельзя
Страх закладывает в ребенке фобии, тревожность, раздражительность, которые очень мешают нам во взрослом возрасте
Поэтому важно не просто запретить, а объяснить почему. Тогда ребенок сможет действовать не из страха, а потому что сам осознает опасность.
У детей не развит инстинкт самосохранения. Но это не значит, что не нужно разговаривать с ним о безопасности. Можно делать это на примере других людей или персонажей в книгах, показывая живые примеры. Например, в книге зайчик перебегал дорогу, попал под машину и теперь грустный лежит в больнице. Спросите у ребенка можно ли перебегать дорогу? Почему?
Четко объясняйте ребенку что вы от него ходите. Например, фразы «будь хорошим мальчиком» или «послушной девочкой» очень абстрактны для ребенка, ему сложно понять, что вы от него хотите. Лучше скажите: «Сейчас мы поедем в магазин. На парковке и в магазине тебе нужно будет держать меня за руку. А потом ты сможешь побегать на городке».
Хвалите. Например, идя с ребенком по улице, похвалите его за то, что он сам держит вашу руку. Скажите «спасибо что ты пришел сразу, как я тебя позвала»
Дети любят привлекать к себе внимание, так пусть это будет похвала за конструктивные действия. Ребенок постарается делать то, за что его хвалят
Уводите домой после побега с объяснением почему. Если каждый раз в момент побега прогулка будет оканчиваться, ребенок быстро поймет что убегать нет смысла.
Выводы:
- Для того, чтобы ребенок перестал убегать на улице, нужно выяснить причину. Это поможет понять, как решить проблему.
- Причинами может быть тотальный родительский контроль, негативный настрой мамы и отсутствие четких правил. А еще к бегству малыша может толкать возрастной кризис, любознательность и темперамент.
- Если ребенок убежал на улице или в торговом центре и пропал из виду, не паникуйте. Внимательно оглядитесь по сторонам, начните прочесывать местность, привлекая максимум прохожих. Сообщите охране торгового центра и передайте сообщение по громкой связи. Позвоните в полицию по телефону 112. Звонок будет являться заявлением.
- Чтобы объяснить ребенку что убегать нельзя, не запугивайте его. Страх расшатывает психику и не формирует ответственность. Лучше разговаривайте с ним о безопасности на примере тематической литературы, четко говорите, чего вы от него ожидаете и хвалите за конструктивные действия.
- Если ничего не помогает и количество побегов не сокращается, уводите ребенка домой каждый раз, когда он убежит. Делайте это спокойно и без ругани. По дороге проговаривайте «мы идем домой, потому что ты убежал» Всего несколько раз достаточно для того, чтобы ребенок понял, что убегать нет смысла.
(
оценок; рейтинг статьи )
Как устанавливать правила и запреты
Запреты вида «нельзя, потому что ты еще маленький» не работают, а только обижают малыша, подрывают его уверенность в себе и своих способностях. Ему непонятно, почему ему нельзя, а маме и папе можно. Ребенок будет стремиться нарушить запрет, сделать назло родителям, доказать, что он тоже может.
Чтобы ребенку стало понятно, почему нельзя трогать те или иные предметы, совершать определенные действия, нужно объяснять. Электричество, огонь — это очень нужные вещи
Но с ними нужно обращаться осторожно. Если не соблюдать правила, то может ударить электричество, обжечь огонь
Если мама и папа не будут соблюдать правила обращения с огнем, он обожжет и их тоже. Есть правила и запреты для всех, а не только для детей.
Наказания — бессмысленны. Если ребенка наказывать, когда он пытается дотронуться до горячей плиты или прикоснуться к розетке, то опасность будет ассоциироваться у ребенка с родителем. Франсуаза Дальто приводит в пример своего сына, который после удара током из розетки сказал: «Там папа». А потом еще долго показывал на розетку и говорил: «Папа там». То есть ребенку кажется, что это его не ток ударил, а папа. Ведь это он приказывал не трогать розетку, вот и наказал за нарушенный запрет.
Покажите, как нужно и можно. Ножницы можно трогать, аккуратно. Это значит сесть за столик рядом с мамой и без лишних резких движений отрезать кусочек бумаги. Когда отрезал, нужно положить ножницы на место. Теперь снова можно бегать. Мама и папа тоже режут аккуратно, ведь они острые
Мама и папа тоже могут порезаться, им тоже будет больно, если они не будут обращаться с ними осторожно. Мама уже много раз резала ножницами, она знает, как с ними обращаться, поэтому она посидит рядом и подскажет, как правильно
Ребенок получил опыт обращения с острым предметом, он понял, как его использовать, он понял, что взрослые обращаются с ним так же, что правила есть для всех. Мама и папа рядом чтобы помочь ему, а не наказать и запретить.
Дайте ребенку прожить ситуацию самостоятельно в облегченном виде. Многие дети очень не любят теплую одежду. Родители кутают их, боясь, что ребенок простудится и заболеет. Каждая просьба надеть шапку или теплое пальто сопровождается истериками. Однако если бы ребенок мог выйти в прихожую или на балкон без одежды хотя бы на несколько минут, он бы понял на своем опыте, что без теплой одежды может быть холодно. Он бы замер, забежал в дом, отогрелся. Тогда мамины слова «Ты замерз, потому что на балконе холодно. Поэтому я просила тебя надеть куртку» приобретают конкретный смысл.
Конечно, если возникает опасность для жизни ребенка, тут не до разговоров. Нужно срочно оттащить ребенка от розетки, отнять нож, снять с подоконника. Но потом вместо наказаний гораздо эффективнее поговорить с ребенком и объяснить ему, с какой опасностью он столкнулся и что вы тоже так не делаете. Объясните так, как понимаете сами, как чувствуете. Только настоящие, понятные самим взрослым правила принимает ребенок. Это касается любых запретов.
Что делать, если ты потерялся?
Как много бывает народу в магазинах, на улицах, в метро или на вокзале! Чуть зазевался – и тебя уже отнесло от мамы или папы. Страшно? Конечно!
Многие ребята от страха бегут, куда глаза глядят в надежде, что сейчас догонят родителей. А бежать-то куда не знают! А, может, бегут как раз от мамы. Она слышит плач, идет за ребенком – а он от нее!
Другие дети забиваются в уголок и тихонько плачут. Это тоже неправильно, родители будут искать тебя, но из-за шума и толчеи не заметят. Что же делать?
Помни: родители где-то рядом, они уже тебя ищут и никуда без тебя не уйдут. Они найдут тебя – обязательно!
Помоги им!
Если ты потерялся только что – стой на месте как вкопанный! Первым делом взрослые вернутся искать тебя туда, где тебя видели. Если вокруг много народа и все толкаются, выйди на открытое место или влезь на скамейку, чтобы тебя было видно.
Не плачь, а громко зови: “Мама! Я здесь!”. Все дети плачут похоже, а голоса у всех разные.
Родители смогут узнать тебя по голосу. Если тебя не нашли быстро, проси помощи у взрослых.
У кого именно? Лучше всего – у человека в форме. В магазине – продавец, в метро – дежурный по станции, на улице – милиционер. Если не видишь такого, подойди к какой-нибудь женщине, которая кажется тебе подходящей, и скажи, что ты потерялся. Взрослые смогут громко крикнуть или объявить по радио: “Потерялся мальчик Петя!”. Мама услышит и придет.
А еще можно договориться со взрослыми заранее: если потеряемся, идем к какому-нибудь издалека видному месту, например к фонтану или большой рекламной надписи. Там вы сразу найдетесь!
Фото: Людмила Петрановская, книга “Что делать если…”
Что сказать двухлетке
С ребенком 1-2 лет бесполезно разговаривать на тему, что нельзя подходить к незнакомцам, брать у них что-то, общаться и, тем более, ходить с ними куда-то без родителей. Вернее, говорить-то это надо всегда. Но вот понять это малыш сможет только годам к трем.
Часто бывает и так, что общительный малыш сам со всеми подряд знакомится, мало того – рассказывает даже совершенно незнакомым людям разные вещи. Надо знать, как действовать в подобных ситуациях, чтобы не только предотвратить беду, но и закрепить в сознании ребенка модель правильного поведения с незнакомцами.
Вот 5 правил, благодаря которым можно оградить от незнакомцев ребенка, который не понимает опасностей:
- Самое главное – не отпускайте от себя ребенка на большое расстояние, пусть он всегда будет в поле зрения и досягаемости;
Так вы сможете контролировать его общение и поступки. Не отворачивайтесь, не уходите в магазин без него и, даже общаясь с другими мамами, всегда старайтесь находиться лицом в ту сторону, где играют ваши дети.
- Если ребенок выказывает такую сильную тягу общаться, познакомьтесь в вашем дворе с другим малышом, который тоже часто гуляет там с мамой/бабушкой, чтобы дети играли друг с другом и меньше внимания обращали на других людей;
- Как правило, когда дети хорошо знают друг друга и часто вместе гуляют, они уже ждут встречи именно со своим знакомым;
- Да и вам будет проще, если начнете общаться с тем, кто гуляет с этим малышом – часто мамы помогают друг другу, оставаясь с обоими детьми, пока одна идет в магазин или в поликлинику;
- К тому же, на этом примере вы сможете легче объяснить своему ребенку, по какому принципу можно общаться с чужими людьми;
- Кстати, в статье, размещенной на сайте, написано, что делать, если ребенок боится других детей>>>
- В момент сомнительной ситуации совершайте решительные действия;
- Незнакомая бабушка дает ребенку конфету – успейте взять ее сами, чтобы малыш получил ее из ваших рук;
- В автобусе кто-то спрашивает кроху, как его зовут – твердо говорите, что вы учите его не разговаривать с незнакомцами. Пусть лучше вас посчитают невежливой, зато дети на примере увидят, как надо себя вести.
- Малыш сам подходит ко всем подряд, чтобы познакомиться;
Отвлеките его, предложите позвонить бабушке, зайти к знакомым, «заговорите зубы», в конце концов
Объяснить такому маленькому эту ситуацию сейчас нереально, а вот переключить его внимание на что-то другое, что его больше заинтересует – в ваших силах
Хотя, конечно же, рассказывать правила безопасности нужно – что-то да запомнит.
- В этом возрасте ребенок – как исследователь, который каждый день делает множество открытий. И ему хочется поделиться ими!
- Обязательно выслушивайте его, при этом показывайте свою заинтересованность, чтобы ваше чадо не тянулось к незнакомым людям;
- Чем больше времени вы проводите вместе с пользой, занимаясь чем-то интересным, разговаривая друг с другом, тем меньше у него будет потребность в общении с кем-то другим;
- Плюс всегда есть кто-то еще, кроме вас, кому вы доверяете – муж, бабушки, дедушки, крестные, и т. д. Пусть и у них будет время на малыша;
- Также, читайте интересную статью по теме: Как вести себя с ребенком?>>>