Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме

Важно в процессе игры ничего не пролить

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан

Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Метод Монтессори в домашних условиях

Дом, как пространство для развития

Можно ли организовать жизненное пространство по системе у себя дома? Думаете сложно? А все элементарно, просто предоставьте весь дом для игр и обучения.

Да, описанная педагогика отличается от привычной! Поэтому родители изменяйте собственные мысли и методы воспитания любимого чада. Вот как практически осуществляется метод Монтессори в домашних условиях:

  • Сделайте дом удобным: невысокие полки с игрушками; небольшие стулья и стол; подставку возле умывальника, прикрепите вешалки для вещей в доступных местах.
  • Выбирайте игры, учитывая возрастное развитие и потребности малыша. Занятия с Монтессори материалами необходимы. Можно развивающие пособия купить или сделать самому.
  • Помните, у малыша всегда должен быть выбор. Нельзя указывать, ограничивать, оскорблять, поощрять или наказывать. Не сравнивайте детей, не ставьте в пример.
  • Приветствуйте тягу к самостоятельности. Приобщайте к своим повседневным делам, разрешая помыть посуду, вытереть пыль, покормить кошку, полить цветы.
  • Следите за интересами ребенка. Есть сензитивные (чувствительные) этапы, когда легко усваиваются определенные навыки. Уловите момент и удачно им воспользуйтесь.

На заметку родителям

Несмотря на полную свободу, сын или дочь должны придерживаться установленных родителями правил, чтобы всем в доме было комфортно. Семья тоже коллектив, где свобода комбинируется с разумными запретами и ограничениями.

Помните, метод не является диктатурой правил, а только предлагает принципы действий в определенных ситуациях. Поэтому родители позвольте ребенку выбирать и развиваться соответственно своим возможностям, в присущем ему темпе. Ведь его дух хочет свободы и независимости.

В этом убедилась моя знакомая на собственном опыте. Ее полуторагодовалый внучек уже сердито реагирует на попытки помочь ему. Бабушке так смешно наблюдать, как он старательно удаляет неподатливую кожицу мандарина. А ей то, так хочется ему помочь! Конечно, нужно поощрять активность малыша, но иногда так трудно сдержаться и не мешать.

Методика монтессори для детей на практике и отзывы родителей на видео:

Особенности дошкольного образования по системе Монтессори

При выборе детского сада по системе Монтессори рекомендуют уделить внимание следующим вещам:

  • Уточнить образование педагогов и их соответствие стандартам Монтессори.
  • Убедиться в наличии свободного времени у детей, предоставляемого для самостоятельных занятий (не менее 1–2 часов в день).
  • Изучить структуру класса и то, какие области развития он предоставляет для детей определенного возраста.


Особенности дошкольного образования по системе Монтессори

Одной из центральных идей Монтессори является развитие самостоятельности и инициативы. Узнайте, какой уровень свободы предоставляется детям в этом детском саду, как они могут выбирать задания и работать над ними в своем темпе. Ознакомьтесь с разнообразием используемых обучающих материалов и методик

Важно, чтобы они соответствовали принципам Монтессори и стимулировали активное участие и исследование

Ассоциация подчеркивает важность создания подходящей среды для развития детей и обеспечения классов соответствующими материалами и зонами для обучения, в зависимости от возрастных характеристик. Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 21 января

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 21 января

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

При выборе детского сада по системе Монтессори следует учесть его особенности:

  • С небольшими группами: в детских садах Монтессори они составляют от 15 до 25 детей разных возрастов (0–3 и 3–6 лет) с двумя педагогами. Это создает более индивидуальный подход к развитию каждого ребенка.
  • Методы обучения и дидактическая система Монтессори: материалы, утвержденные Международной ассоциацией Монтессори, помогут детям развивать навыки распознавания цветов, форм и размеров.
  • Порядок и самостоятельность. Монтессори-сады, где дети учатся убирать за собой и имеют свободу выбора в использовании учебных материалов. Это способствует формированию ответственности и навыков самостоятельности.
  • Практические навыки: они развиваются через использование обычных предметов быта, таких как предметы для приготовления пищи и ухода за растениями.
  • Режим и обряды: как организованы прогулки, время для сна и приемы пищи. Систематизированный распорядок помогает детям ощутить структуру дня и учиться ориентироваться во времени.
  • Роль социализации: на мероприятия вроде «круга», которые способствуют контактам и общению между детьми. Это важный аспект в развитии навыков взаимодействия.

Такие стандарты обеспечивают эффективное функционирование монтессори-садов в России и способствуют развитию детей в соответствии с принципами данной методики.

Особенности системы Монтессори для самых маленьких

Тут возникает вопрос: Чему же уделить особое внимание, предлагая игру для малыша до года? Вспоминаем зоны развития и приступаем к выбору:

  • Отдаем преимущество активным движениям: пусть ползает по полу, преодолевая подушки, пробует сам ходить.
  • Предлагаем игру с пластилином или соленым тестом для развития мелкой моторики. Можно купить деревянную машинку с пассажирами.
  • Ставим корзинку с разными мячиками, шариками. Пусть маленький их катает, бросает, догоняет. Он отлично разовьет крупную моторику.
  • Развиваем логику, дав малышу баночки, коробочки и шарики. Пусть вкладывает, прячет и смотрит, что с ними происходит.
  • Усовершенствуем практические умения держать и стучать при помощи маленького молоточка и разделочной доски.

На самом деле, с помощью таких простых занятий в домашних условиях мы можем отлично развивать своего маленького карапуза.

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори

Ксения Костылева Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори

«Нельзя трогать! Убери пальчики! Отойди!» – эти фразы частенько звучат в адрес маленьких любознательных карапузов.

Сегодня хочу представить вашему вниманию, еще одну мою развивашку для сына — это БИЗИБОРД или доска Монтессори.

Бизиборд поможет сказать «можно» вместо постоянных «нельзя».

Прежде чем занятся созданием такой игры, я пересмотрела и прочла много материала по этой теме. Сегодня подробно расскажу, что мне понадобилось для создания бизиборда:

— лист фанеры толщиной 12 мм;

— ремни с разными способами застегивания и расстегивания;

— фонарик на батарейке;

— игра «магнитный лабиринт»;

— мебельные колесики, также разных вариаций;

— замок бельевой и картинка куртки;

— магнитная доска для рисования;

— вентиль и картинка для крана;

— розетка и ночник;

— игра «шнуровка», металлические петли;

— пробки от детского пюре для светофора;

— несколько деталей от конструктора;

— петли для дверей;

— замочек с ключом, цепочка;

— разные щеколды, замки, застежки;

Доска бизиборд, своими руками сделанная, позволит развить у малыша следующие навыки:

визуальную и тактильную память;

первые навыки обращения с бытовыми предметами;

Такие доски очень легко сделать своими руками, а дети постарше с удовольствием помогут вам в этом. Проявите немного воображения и терпения, и вы подарите ребёнку хорошее развивающее пособие.

Бизиборд, или развивающая доска, для детей 2–3 лет Бизиборд – развивающая доска. Данная доска не так сложна, так как я делала ее для детей 2-х лет. Это прекрасный демонстрационный материал,.

Мастер-класс «Бизиборд своими руками» М. Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого.

Мастер-класс «Бизиборд своими руками» Предлагаю вашему вниманию бизиборд — развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

Мастер-класс «Бизиборд своими руками» Я работаю воспитателем В МБДОУ детский сад 155 Ленинского района города Нижнего Новгорода. В этот детский сад я пришла около 8 месяцев назад.

Методическая разработка «Игры «из ничего», развивающие пособия, сделанные своими руками» Введение. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей.

Развивающая доска Бизиборд Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю работу развивающая доска «Бизиборд»! Любопытство моих малышей не.

Сенсорная доска, или Бизиборд В нашей группе прошло родительское собрание на тему «Сенсорное развитие детей 2-3 лет». Мы говорили об играх по сенсорному развитию. Предложили.

Тактильная доска для детей своими руками Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие.

Учебно-методическое пособие своими руками «Наш Бизиборд» Наш БИЗИБОРД поможет моим малышам, развить координацию движений, мелкую моторику, внимание, помощь в усвоении бытовой деятельности. Бизиборд. Развивающие пособия своими руками

Часть 1 Рада приветствовать Вас, дорогие мои коллеги! Давно не пополняла свой блог, а все потому что я, не так давно, стала Мамой и нахожусь в

Развивающие пособия своими руками. Часть 1 Рада приветствовать Вас, дорогие мои коллеги! Давно не пополняла свой блог, а все потому что я, не так давно, стала Мамой и нахожусь в.

http://sdelala-sama.ru/podelki/4194-doska-montessori-svoimi-rukami.html

http://www.magic-charm.ru/semiya-deti/razvivaushie-doski-dlya-detei.html

http://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschie-posobija-svoimi-rukami-chast-2.html

Как оформить уголок Монтессори в детском саду

Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.

Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона

Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.

Материалы Монтессори своими руками

Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:

  • развивающие рамки и доски с застёжками;
  • фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
  • цветовые таблички из картона или плотного фетра;
  • контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
  • доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
  • игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).

Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
  2. Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
  3. Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
  4. В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
  5. Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.

Видео: упражнения М. Монтессори своими руками

Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.

Дизайн детской по Монтессори

Цвет и отделка

Специалисты по педагогике Монтессори говорят, что пространство детских помещений должно «успокаивать душу и удовлетворять врожденное стремление к порядку». Поэтому лучший выбор для детской — это нейтральные цвета и материалы.

Детская комната по Монтессори должна быть светлой и легкой. Стены могут быть белыми, светло-бежевыми, светло-серыми. Если всё же хочется ввести цвет, лучше выбрать пастельный оттенок.

Одну из стен можно сделать в меру яркой, активной, выделив её обоями или цветной краской.

Очень важны безопасность и комфорт, поэтому керамическая плитка для пола точно не подойдет. Предпочтительнее деревянная доска, пробка, ковролин.

Мебель

1. Низкая кровать. Это одна из ключевых особенностей детских спален, спроектированных в соответствии с принципами и рекомендациями Марии Монтессори.

Очень низкое ложе (часто это просто матрас, лежащий на полу) позволяет даже самому маленькому крохе самостоятельно покидать спальное место и возвращаться на него

Монтессори считала эту возможность чрезвычайно важной для развития ребенка. На такие кровати переселяют детей уже через несколько недель после рождения

Современный вариант — низкая кровать-домик. Считается, что модели с каркасом-домиком больше похожи на «правильные» детские кровати. Психологи говорят, что спальное место в «домике» создаёт у ребенка ощущение большей защищенности и безопасности. Кроватки с каркасом выглядят уютно и мило, к тому же они очень популярны в наши дни.

2. Низкая мебель для хранения: тумбы, стеллажи, напольные книжные полки.

3. Гардеробная в виде шкафа, клозета или небольшой открытой зоны с крючками, полочкой, штангой для плечиков и т.п.

4. Низкий детский столик и стульчик для занятий.

5. Низкие пуфы, табуреты, напольные подушки. Они нужны как для самостоятельной деятельности малыша, так и для совместных занятий с родителями.

Мама и папа должны находиться на одном уровне с малышом, поэтому занятия и игры часто проходят на полу. В таких обстоятельствах невысокие сидения и подушки — просто находка.

Аксессуары, наполнение, декор

Обязательно наличие зеркала, расположенного так, чтобы ребенок мог самостоятельно смотреться в него. Если это комната для малыша до года, зеркало часто вешают на стену прямо у пола. Кроха может заглядывать в него, сидя или лежа на животике.

Декор стен располагают на уровне глаз ребенка или чуть выше. Стены оформляют картинами, постерами, фотографиями.

Необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. У ребенка постарше должен быть доступ к управлению ими. Возможность контролировать и изменять освещение в своей спальне развивает в ребенке самостоятельность и независимость.

Детскую по Монтессори обычно оформляют такими предметами, как глобус, географическая карта, живые растения, милые коврики, матрешки, яркие счёты и игрушки-лабиринты, разноцветные флажные ленты, крупные декоративные буквы (настенные или настольные), оригинальные светильники и др.

Рамки с застёжками

Это пособие направлено на развитие самостоятельности у детей. Цель — научить ребёнка справляться с разными видами застёжек. Чтобы создать рамку монтессори своими руками, понадобятся следующие материалы:

  • деревянная рама от картины;
  • ненужная одежда с молниями, пуговицами, крючками;
  • строительный степлер или клей.

Нашли дома старую кофту, которая давно ждёт своей отправки на дачу? Не торопитесь от неё избавляться, при грамотном подходе она может стать отличным развивающим пособием. Для начала вырежьте из одежды квадрат размером чуть больше рамы. Расположите ткань таким образом, чтобы застёжка была посередине на лицевой стороне. Прочно закрепите остатки на задней части, отрежьте лишнее.

https://youtube.com/watch?v=a5zFHeldKrw

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;

собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;

сортирование

Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Развивающая доска (бизиборд)

Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.

Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:

  • ДСП или любая ровная доска;
  • саморезы;
  • клей Момент;
  • липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
  • разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.

Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.

Занятие «Сияющие ботинки» ( от 3 до 5 лет )

Цели упражнения:

научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Вам понадобится:

газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.

Презентация:

  • расстелите газету на полу;
  • специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
  • держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
  • дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
  • тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Когда начинать применять методы Монтессори

Чтобы от применения методики Монтессори получить положительные результаты, родителям нужно учитывать сенситивные периоды — возрастные промежутки, в которые у ребенка легко и полноценно развивается какая-либо психическая функция, деятельность и разные навыки. Мария Монтессори говорила, что в своем развитии ребенок проходит ряд этапов.

От 0 до 3 лет — время восприятия порядка

Это «золотой период» для приучения ребенка к аккуратности, порядку в игрушках и вещах, режиму дня: важно показать малышу, как подмести за собой пол, вытереть пролитую воду, собрать одежду в свой шкафчик. Научить этому детей старше 3 лет будет уже сложнее

От 1 года до 4 лет — время развития движений и действий. В этом возрасте физические упражнения активно влияют на работу головного мозга — идет интеллектуальный и социальный рост ребенка. Именно поэтому детей тянет на уличные площадки, на которых есть горки, качели, лестницы. Занятия на них помогают улучшить координацию, вестибулярный аппарат, гибкость и ловкость, а также укрепить мышцы.

От 0 до 5,5 лет — время сенсорного развития. В этот период дети задействуют все каналы восприятия для изучения мира: ребенок всё рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает и пробует на вкус

Поэтому важно создать для малышей такую среду, которая будет наполнена звуками, запахами и ощущениями. На этом этапе формируются понятия о форме, цвете и размерах предметов

От 1,5 до 5,5 лет — время восприятия маленьких предметов. В этом возрасте идеальными занятиями с ребенком будет перекладывание руками или ложкой с одной миски в другую крупы, фасоли или гороха, нанизывание бусин на веревочку, сбор мозаики и пазлов. Благодаря таким действиям у малыша будет развиваться зрительно-моторная координация, ловкость и точность движений. А еще развитые кисти и пальцы рук подготовят ребенка к письму.

От 0 до 6 лет — время речевого развития. Для эффективного освоения можно создавать подобие окружающей среды: например, дома показывать муляжи грибов, овощей, животных, маленькие копии домов. Также малышам понравятся тематические карточки и книги. 

От 2,5 до 6 лет — время развития социальных навыков

В этот период ребенка важно научить вежливости: простому «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания», «Извините». . Если же не соблюдать эти периоды, то возможности максимального развития разных функций у ребенка теряются

Поэтому необходимо знать про них и вовремя выстраивать правильную среду

Если же не соблюдать эти периоды, то возможности максимального развития разных функций у ребенка теряются. Поэтому необходимо знать про них и вовремя выстраивать правильную среду.

Что нужно для организации?

Чтобы организовать все правильно и чтобы это принесло пользу вашему ребенку нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Хранение и размещение материалов и игрушек должно быть в открытом доступе для ребенка, по его росту. А именно на уровне его глаз, он должен видеть, что лежит на самой верхней полке стоя на ногах, а не со стула. Чтобы в любой момент подошел и взял то, что ему захочется.

То есть вам потребуется мебель открытого типа без всяких закрывашек, дверей и прочего. Подойдут столики или стеллажи, на которых расставлены небольшие лоточки или коробочки с материалами.  Хорошо выполняет эту функцию стеллажи из Икеа. Так же можете заказать на заказ или собрать из подручных материалов.

Лоточки должны быть именно небольшими, и не глубокими, чтобы не получилось свалки игрушек в них. Зачастую игрушки хранятся неправильно: напиханы в большие коробки и ребенок не знает где и что лежит.

У вещей нет своего места, игрушки быстро надоедают и многие не используются. Поэтому хранилище должно быть неглубоким и включать в себе не более 4 предметов, которые сразу видно, что лежит и где.

И не старайтесь сразу все, что у вас есть, дать в доступность ребенку, лучше выкладывайте порционно и через какое-то время, когда станете замечать, что ребенок потерял интерес к тем предметам, замените на другие и предложите воспользоваться ими.

Соблюдайте порядок сами и учите ребенка прибирать за собой и аккуратно возвращать игры и игрушки на отведенные им места.

Определите, где какая зона у вас будет располагаться.

Разберите все имеющиеся у вас игрушки и разложите каждую по своей зоне.

Не забывайте про безопасность: не выставляйте в досягаемость ребенка мелкие предметы, которые он может проглотить, ограничьтесь крупными деталями.

Итак, поехали:

1.Практическая зона. Здесь мы располагаем все, что ребенок может встретить в реальной жизни. И даже лучше если это будут предметы домашнего обихода.

  • предметы для уборки (тряпочка, ведерко, совок, метелочка)
  • детская посудка
  • шнуровки, различные виды застежек

2. Сенсорная зона. Здесь располагаем предметы, помогающие ребенку развить тактильные ощущения и познакомить его со свойствам и составом предметов.

  • сенсорные коробки
  • тактильные карточки
  • мешочки, баночки с разными наполнителями
  • кинетический песок

3. Языковая зона. Она должна познакомить ребенка с буквами, чтением и письмом. Отлично подойдут:

  • дидактические карточки, лото
  • детские книги, азбука
  • касса букв и слогов, кубики

4. Математическая зона. Научит ребенка простому счету, цифрам

  • счетный материал, счетные палочки
  • математические карточки
  • книги на обучение цифрам и счету

5. Космическая зона. Юные астрономы здесь познакомятся с галактикой и ее обитателями. Узнаю простые явления земли и другие чудеса

  • глобус
  • географические карты
  • книги по географии, астрономии, о животном мире, о растениях
  • набор камешком разной фактуры
  • детский аквариум

Основные принципы системы Монтессори

Основой системы Монтессори является правильно организованное пространство вокруг ребенка, позволяющее ему действовать самостоятельно, находить себе интересные занятия независимо от взрослого и постепенно развиваться. Все оборудование в Монтессори классе соответствует размерам ребенка и изготовлено из легких материалов, чтобы малыш мог передвигать мебель и выбирать удобное ему место для занятий. Передвижение мебели и умение обращаться с хрупкими предметами, которые также присутствуют в классе, развивает моторику и координацию движений.

Обучающая среда Монтессори состоит не только из правильно организованного пространства, но и из специально подобранных обучающих материалов, которые расположены на уровне зрения малыша и одним своим видом призывают ребенка к действию. Материалы отобраны по принципу максимальной привлекательности и, одновременно, пользы для развития логики, мелкой моторики и пространственного мышления. Ребенок выбирает себе материал для работы и, сам того не замечая, обучается в игровой форме, ставит себе цель и достигает её методом проб и ошибок. Материалы представлены в единственном экземпляре, с целью научить детей взаимодействовать друг с другом и приходить к компромиссу.

Важная особенность системы Монтессори – это разный возраст детей в группе, например, совместные группы детей от 3 до 6 лет. Эта особенность связана с тем, что дети гораздо быстрее обучаются на примере других, более старших детей, нежели взрослых. Другой важный принцип педагогики Монтессори – отсутствие поощрений и наказаний, основной наградой и побудителем к получению новых знаний является сам процесс познания и совершенные в процессе открытия.

Игрушки по методике Монтессори

Если вы хотите подобрать несколько интересных игрушек по методике Монтессори, то предлагаем остановить свой выбор на нескольких универсальных позициях:

Деревянный сортер – в виде домика, машины, прямоугольной фигуры. Имеет множество отверстий и вкладышей из разноцветных фигурок различной формы. Развивает мелкую моторику, координацию движений, мышление.

Продуктовый набор — ассорти фруктов, овощей, импровизированный завтрак или обед. Наборы помогают организовать сюжетные и ролевые игры, способствуют развитию логики и воображения.

Рамки—вкладыши – заполнение рамок головоломок элементами разных форм, размеров и частей. Способствует концентрации внимания, усидчивости, тактильному восприятию.

Пазлы с геометрическими формами, буквами, цифрами – развивают пространственное восприятие, наблюдательность, координацию движений.

Бизиборд – многофункциональная деревянная доска, наполненная разнообразными элементами

Способствует развитию мелкой моторики, сенсорики, сообразительности.

Деревянные шнуровки – процесс шнурования развивает внимание, логику, мелкую моторику. Игрушки

Игрушки

Развивающая доска (бизиборд)

Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.

Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:

  • ДСП или любая ровная доска;
  • саморезы;
  • клей Момент;
  • липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
  • разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.

Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.

Философия метода Монтессори

Любая методика развития — это прежде всего ценности автора и его взгляды на воспитание. Сами же упражнения являются только средствами достижения этих ценностей. Главная же цель которую должен достичь ребенок по Монтессори, это включиться во взрослое общество, овладев присущими ему качествами.

Методика Монтессори строится на принятии природы ребенка, который с рождения выступает в роли любознательного и свободного исследователя, который стремится активно познавать мир и овладевать навыками. Взрослый же ни в коем случае не должен препятствовать активности ребенка. Как предупреждает сама М. Монтессори:

Метод Монтессори предусматривает индивидуальный подход к ребенку, где он самостоятельно выбирает себе занятия и их продолжительность, таким образом он развивается в собственном ритме на основе собственных желаний. Занятия проходят в специально созданной Монтессори-среде, которая преимущественно состоит из дидактического Монтессори-материала (про это мы расскажем чуть позже).

Чего нет в Монтессори среде, так это тяжелых фиксированных парт, которые, по ее мнению, «сковывают души» детей, принуждая их учиться. Также нет оценок и всевозможных поощрений от взрослых: вкусняшек, грамот, наград и т.п. Ребенок в свободной среде действует исходя из своих интересов и интересов своего развития, и внешняя награда лишь насмешка над его чувствами и личностью. Поэтому в данной методике нет наград от других людей, но есть удовольствие от самостоятельного удовлетворения своих желаний.

Многие родителю думают, что развитие по методу Монтессори это обеспечить ребенка Монтессори-материалом и оставить его в покое. Но Монтессори это прежде всего свободный ребенок и наблюдательный взрослый. Сколько родителей готовы дать ребенку свободу и сделать над собой усилие не отнимать ее? А также просто следить за деятельностью ребенка, не поучая и не вмешиваясь в нее?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий