Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Введение прикорма: первые шаги

Большинство педиатров рекомендуют начинать введение прикорма в период с 4 до 6 месяцев. ВОЗ не дает точной формулировки наступления этого момента, — в их рекомендациях значится расплывчатое «в возрасте ребенка около полугода». Стоит заметить, что не стоит вводить первый прикорм, выходя за рамки допустимого времени. Слишком раннее введение прикорма (а также и слишком позднее) может спровоцировать развитие болезней у малыша.

Последствия раннего введения прикорма (до 4-4,5 месяцев):

  • Нарушения стула — ребенок, рано получивший прикорм, с 90% вероятностью будет испытывать проблемы со стулом (запоры, поносы).
  • Аллергическая реакция — пищеварительный тракт крохи слишком незрел для прикорма.
  • Задержка развития и роста — слишком ранний прикорм может вызвать поражение кишечника, пища перестанет правильно усваиваться, что вызовет массу проблем в физическом развитии четырехмесячного малыша.

Последствия позднего введения прикорма (после 6,5-7 месяцев):

Задержка формирования жевательного аппарата — в 5-6 месяцев для развития жевательных мышц требуется дополнительная пища помимо грудного молока/смеси

Более густая, она стимулирует активное развитие жевательного аппарата, что впоследствии в жизни важно для правильной артикуляции и речи малыша;

Задержка роста — в грудном молоке недостаточно железа и белка для пятимесячного крохи. Их дефицит тормозит физическое развитие пятимесячного младенца, возможно даже развитие анемии;

Целиакия — медицинский термин, обозначающий непереносимость растительного белка

Целиакия может возникнуть при позднем прикорме, особенно она ярко проявляется при введении в рацион крохи разнообразных каш;

Нарушения стула — кишечнику шестимесячного ребенка необходимы пищевые волокна для активной работы, которых нет в молоке и смеси. Без пищевых волокон в этом возрасте малыш будет склонен к постоянным запорам.

Вводя новое питание в меню грудничка, нужно обязательно учитывать врачебные рекомендации. А конкретные сроки, продукты и методы путем первых проб определит никто иной, как ваш собственный малыш.

Важно! Прикорм ни в коем случае не отменяет употребления ребенком грудного молока (или смеси), и не заменяет его. Даже если прикорм был введен рано, кормящая мама при желании может продолжать кормить малыша грудью не только до года, но и до 2, 3 и более лет.

Введение педагогического прикорма: возможные проблемы и пути их решения

  • У каждого ребенка до определенного времени сохраняется выталкивающий рефлекс и вначале введения прикорма малыш может выталкивать пищу языком. Не спешите. Предлагайте еду ненавязчиво.
  • Если ребенок не может проглотить кусочек еды, уменьшайте порцию. Пусть это будет совсем-совсем малюсенький кусочек, но ребенок сможет почувствовать его вкус, проглотить, а со временем и научиться жевать. Можно предложить малышу «запить» взрослую еду грудным молоком.
  • У ребенка может появиться диатез или расстройство. При педагогическом прикорме иногда бывает сложно определить, на что именно возникает реакция. Попробуйте скорректировать рацион всей семьи и готовить более простую и полезную еду (без копченостей, полуфабрикатов и обильного использования специй). Легкое покраснение кожи малыша не считается тревожным симптомом. Следите, чтобы состояние не ухудшилось, и предлагайте ребенку низкоаллергенные продукты. Если симптомы сохраняются в течение долгого времени, лучше отменить прикорм.
  • Не переживайте, если малыш перестал интересоваться взрослыми продуктами или стал их есть меньше. При условии, что грудное вскармливание организовано правильно, ребенок не останется голодным.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале “Мой ребенок”, 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Основы педагогического прикорма и в чем его смысл?

Как уже говорилось раньше, педагогический прикорм – это естественное приучение к “взрослой” пище. Соответственно измельчать еду для крохи в блендере или протирать через сито не нужно. Предлагая младенцу новую пищу твердой консистенции, следите за ним. Он обязательно попробует проживать свою микродозу. При этом будет смотреть на окружающих, и пытаться повторить их действия. Благодаря такому приучению детки довольно быстро учатся пользоваться столовыми приборами самостоятельно. Это происходит намного раньше, чем у детей, которых кормили из ложечки.

Также педагогический прикорм предусматривает привитие вкусовых предпочтений именно к той кухне, которая “в ходу” именно в этой семье. Те, кто активно пропагандирует такое питание для детей, аргументируют положительность привыкания к кухне, тем, что нет смысла приучать младенца к еде из магазина в детских баночках, поскольку в дальнейшем он все равно не будет это всегда есть.

Помимо этого, заметьте, овощи, и фрукты для детей в баночках имеют срок годности до полугода и выше. У вас дома столько свежие овощи и фрукты смогут простоять? Теперь задумайтесь, стоит ли кормить своего кроху таким питанием для детей.

Ну хорошо, а есть продукты, которые на первых порах давать ребенку нельзя?

Да, и это, например, соки. В советское время их вводили уже в возрасте нескольких недель, и до сих пор некоторые педиатры работают по этим устаревшим рекомендациям, не говоря уж о том, что именно про сок вам прожужжат все уши новоиспеченные бабушки и прабабушки. Однако правда такова: слишком раннее введение соков может привести к аллергическим реакциям, нарушениям метаболизма и работы ЖКТ, проблемам с почками и поджелудочной железой.

Также не следует давать ребенку коровье молоко – по крайней мере, до года. Малыш не сможет его переварить, да и нагрузка на его почки и печень будет слишком большой.

Яичный желток, любимец советчиков старой закалки, тоже лучше оставить на потом – в нем много насыщенных жиров, с которыми печень ребенка может не справиться.

Еще один продукт, польза которого на самом деле миф – это манная каша. Раньше ее рекомендовали для первого прикорма, но последние исследования показали, что содержащийся в ней фитин мешает организму ребенка усваивать кальций, железо и витамин D, а глиодин может провоцировать болезни кишечника.

Хорошо или плохо

Чтобы определиться, подходит ли рассматриваемая схема знакомства грудничка с новыми продуктами для родителей, важно знать достоинства и недостатки методики

Плюсы педприкорма

Плюсов у педагогического прикорма больше, чем минусов. Возможно, именно поэтому методика получила широкое распространение.

Основные достоинства:

  • экономия маминого времени, сил, денег;
  • хороший аппетит крохи;
  • ранний опыт пережевывания пищи;
  • регулярный стул;
  • развитие самостоятельности;
  • переход всей семьи на здоровую пищу.

Основной плюс — это освобождение у мамы свободного времени. Ей не нужно готовить специально, можно просто следить за качеством пищи, которую она кладет себе в тарелку. Это существенный аргумент, поскольку первое полноценное питание для малышей необходимо должным образом измельчать, варить. Можно, конечно, воспользоваться покупными баночками, но тогда придется потратить больше денег.

Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

Ребенок должен кушать вместе со всей семьей за общим столом.
Контроль за тем, как ведет себя малыш на кухне и за столом выполняет мама, она же и устанавливает правила. Никто другой из членов семьи не должен вмешиваться.
Взрослые не должны уговаривать ребенка поесть или подсовывать ему еды побольше
Их задача всего лишь аппетитно поглощать еду, при этом не акцентируя внимание на самом маленьком участнике трапезы.
Грудное молоко должно быть в постоянном доступе для ребенка. Мама может прикладывать малыша, не отрываясь от трапезы.
Ребенок не играется едой или столовыми приборами
Если малыш потерял интерес к пище, его следует просто унести из-за стола.
Пища для крохи не готовится отдельно и уж тем более специально не перетирается в пюре.
Если после малыша остались кусочки еды, мама их молча доедает, тем самым демонстрируя ценность еды. Продукты при малыше не должны выбрасываться.
Объем съедаемой пищи увеличивается постепенно и очень медленно, ориентируясь на запросы малыша.
За столом не должно быть ни каких игрушек или других отвлекающих внимание предметов. То же самое касается различных сказок и плясок в процессе кормления! Ребенок должен сам просить еду! Если не интересно есть, то он отправляется играться в комнату.
Еда не должна быть в свободном доступе для малыша, он ее может получить только от мамы.
Ребенка не кормят с ложечки, он должен сам освоить столовые приборы.
Обеденный стол должен накрываться таким образом, чтобы маме было удобно с сидящим на руках малышом достать все, что необходимо.
Если малыш плохо ведет себя за столом: капризничает, мешает или шумит, его не уговаривают вести себя тихо, а решают проблему выдворением из-за стола

При этом все присутствующие должны отнестись к такому действию мамы с пониманием и не вмешиваться (не жалеть, не комментировать и т.п.).
Из-за стола встают только когда закончена трапеза или по очень важному делу. Не рекомендуется особенно с очень маленьким ребенком даже отвечать на телефонный звонок

Если малыш раньше мамы поел, то его следует вынести из-за стола и вернуться обратно — спокойно и неторопливо доесть, тем самым демонстрируя всю ценность и важность еды!
Важно! Вся семья должна кушать в одном месте, желательно, чтобы этим местом был обеденный стол. Если кто-то из членов семьи будет кушать на табуретке перед телевизором, бесполезно объяснять ребенку то, что он должен жевать сушку только в кухне, сидя на стульчике.
Приучаем малыша к правилам личной гигиены с раннего детства: всегда моем руки до и после еды!
Ребенку, как и любому другому члену семьи, не разрешается копаться в чужих тарелках.
Чтобы ребенок не натворил за столом, никогда не ругаем его, а спокойно исправляем его ошибки.
Следим за чистотой во время еды. Если что-то разлито или испачкано, сразу же вытираем тряпочкой или салфеткой. При желании ребенка можно и его приобщать к процессу вытирания.

Токарева Лариса, педиатр

 16,938 total views,  5 views today

Когда и с чего начинать педприкорм

Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи. Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца

Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша. В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша

С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

  • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
  • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
  • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.

Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

  • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
  • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
  • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
  • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

Таблица прикорма по ВОЗ при искусственном вскармливании

Эксперты Всемирной организации здравоохранения также полагают, что прикорм по месяцам при искусственном вскармливании не отличается от прикорма при грудном. Однако их рекомендации носят более общий характер, поскольку страны различаются традициями, продуктами и т.п.

Таблица прикорма по ВОЗ при искусственном вскармливании

Возраст

Навыки

Продукты, которые можно предлагать

Примеры

4–7 мес.

– первые жевательные движения;

– более сильные сосательные движения;

– утихание рвотного рефлекса

пища в виде пюре

– пюре овощные (например, морковное) или фруктовые (к примеру, банановое);

– картофельное пюре

– зерновые без глютена (к примеру, рис);

– хорошо проваренное и размятое мясо

7–12 мес.

– малыш губами «очищает» ложку;

– кусает и жует;

– умеет перемещать пищу к зубкам

– растертые или рубленые блюда;

– продукты, которые можно брать руками

– хорошо проваренное и прокрученное мясо;

– протертые вареные овощи, фрукты;

– порезанные на небольшие кусочки сырые овощи и фрукты (банан, дыня);

– зерновые (к примеру, пшеница), хлеб

Нормы ВОЗ по введению прикорма малышам

Для обеспечения наилучшего роста, развития и здоровья младенцев в течение первых шести месяцев жизни они должны находиться исключительно на грудном вскармливании, то есть получать только грудное молоко. “Исключительно грудное вскармливание” подразумевает исключение из рациона младенца любой другой пищи и напитков, даже воды, помимо грудного молока.

Возраст 6-8 месяцев

Способ приготовления пищи: жидкая каша, тщательно протертая пища. В дальнейшем, кормить обычной пищей для всей семьи в протертом виде.

Частота кормлений: 2-3 раза в день плюс частое кормление грудным молоком.

Количество в каждый прием пищи: начинать с 2-3 полных столовых ложек, постепенно увеличивая до половины чашки/миски в 250 мл.

Возраст 9-11 месяцев

Способ приготовления пищи: мелко порезанная или протертая пища, а также пища, которую ребенок может взять рукой.

Частота кормлений: 3-4 кормления плюс кормления грудным молоком. В зависимости от аппетита ребенка можно предложить 1-2 легкие закуски.

Количество в каждый прием пищи: половина 250 мл чашки/миски.

Возраст 12-23 месяца

Способ приготовления пищи: обычная пища для всей семьи, порезанная или протертая при необходимости.

Частота кормлений: 3-4 кормления плюс кормления грудным молоком. В зависимости от аппетита ребенка можно предложить 1-2 легкие закуски.

Количество в каждый прием пищи: от 3/4 до полной 250 мл чашки/миски.

Примечание: если ребёнок не находится на грудном вскармливании, он должен получать дополнительно 1-2 чашки молока в день и 1-2 приема пищи в день.

Подводя итог данной статьи, хочется сказать, не стремитесь вытеснить грудное вскармливание прикормом, не старайтесь во что бы то ни стало «впихнуть» в ребёнка еду, всё добровольно и по желанию! Тогда у малыша с едой сложатся интересные и приятные отношения!

И другие вопросы о педприкорме

Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь

Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать

Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2776

Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель —  мягкая адаптация.

Можно ли давать вчерашнюю еду?

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Можно ли начинать педприкорм позже?

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

Нет, нельзя

Нужно переключить внимание на другой продукт

Нужно давать только кусочки?

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

На фотографиях: 1. Яночка (мама nade20), 2. Алиса (мама Клюква), 3. Дима (мама Мяу…), 4. Костя (мама Ириша86), 5. Дуся (мама Leda).

Прикорм для детей-аллергиков

При проявлении пищевой аллергии у деток вводить педприкорм нужно очень осторожно. Мать сама должна строго соблюдать гипоаллергенную диету

Знакомить дитя с новой пищей следует тоже начинать с продуктов, не вызывающих аллергии: овощи и фрукты с яркой окраской, молочные продукты не давать.

В один день можно давать пробовать малышу только один продукт, а потом в течение 3 дней отслеживать реакцию на него. Другую пищу можно пробовать крохе только спустя 3-4 дня. Для  таких деток не следует спешить с прикормом.

При проявлении аллергии в виде покраснения щечек можно после консультации с педиатром продолжать давать этот продукт в микродозе, как бы приучать организм к нему. Постепенно таким путем можно избавиться от проявления аллергии на этот продукт.

Но такую тактику можно применить только после согласования с педиатром, с учетом выраженности аллергической реакции. Если же аллергия резко проявляется, нужно прекратить давать эту еду и избегать проб других аллергенных продуктов.

Когда вводить прикорм ребенку

Первый и, пожалуй, самый главный вопрос, касающийся прикорма, – когда? Когда можно начинать предлагать малышу что-либо, кроме грудного молока или адаптированной смеси. На этот счет можно услышать разные мнения с разбежкой в несколько месяцев (как правило, это возраст от 4 до 6 месяцев). Хотя, порой, от представителей старшего поколения можно услышать предложения давать малышу по капельке сок, начиная с двух-трех месяцев. Только вот возникает закономерный вопрос: зачем?

Еще лет 50 назад эту рекомендацию можно было адекватно воспринимать: не каждая кормящая мама могла позволить себе полноценное питание, а качественных адаптированных детских смесей практически не было, поэтому, если у мамы не было молока, ребенка кормили коровьим или донорским, которое приходилось кипятить, разрушая, тем самым, большинство витаминов. То есть можно предположить, что крохе попросту не хватало витаминов или микроэлементов и восполнить их можно было ранним прикормом. Сегодня говорить об этом уже не приходится. Нужно четко запомнить, что организм ребенка первого полугодия жизни не приспособлен к усвоению взрослой пищи.

В пищеварительной системе недостаточно нужных ферментов, присутствует выталкивающий рефлекс, незрелая нервно-мышечная координация и, как правило, отсутствие зубов. Именно поэтому раннее введение прикорма может быть чревато расстройствами стула, болями в животе, проявлением аллергии и другими неприятными последствиями. Поэтому, согласно рекомендациями  Всемирной Организации Здравоохранения, идеальный возраст для введения прикорма – 6 месяцев. Разумеется, бывают и особые ситуации, к примеру,  ребенок страдает рахитом или анемией. В этом случае, посоветовавшись с педиатром, можно ввести прикорм немного раньше, но не ранее 4 месяцев (до наступления этого возраста пищеварительные ферменты не в состоянии справиться со «взрослой» пищей).

В чем заключается важность первого прикорма?

И в грудном молоке, и в смесях для кормления новорожденных содержатся витамины, ферменты, микроэлементы, питательные вещества, необходимые ребенку. Этого достаточно в первые месяцы, но постепенно потребности малыша меняются. Он быстро растет и развивается, работа внутренних органов и систем совершенствуется, ребенку нужно больше энергии. Это требует дополнительного питания.

Правильное введение первого прикорма решает сразу несколько задач:

  • Ребенок получает макро- и микронутриенты, а также то количество энергии, которое ему необходимо, чтобы расти и развиваться. Если не начать вводить дополнительные продукты вовремя, возникнет риск дефицита железа, цинка, витаминов и некоторых других веществ.
  • Развитие внутренних органов и систем. Получая прикорм, ребенок учится снимать еду с ложки губами, а затем и держать саму ложку. Жевательный аппарат, пищеварительная система, кишечник тренируются и развиваются правильно.
  • Происходит социализация и развитие. Формируются правильные пищевые привычки, ребенок постепенно начинает питаться вместе со всей семьей, введение прикорма определяет вкусовые предпочтения и отношение к еде.

«Модель пищевого поведения человека формируется в младенчестве и раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи».

Гмошинская М.В., доктор медицинских наук

То, как именно вводится прикорм, какие продукты используются, может влиять на здоровье ребенка и его развитие. Питание малыша планируют, учитывая, как быстро он набирает вес, насколько склонен к аллергии, какие особенности здоровья у него есть. Лучше делать это вместе с педиатром.

Прикорм может быть педиатрическим или педагогическим. Это — разные подходы к знакомству ребенка с новыми продуктами:

  • Педиатрический прикорм. «Медицинский» подход, который помогает организовать питание с учетом потребностей ребенка в питательных веществах, энергии, витаминах и микроэлементах. Такой подход считается основным и более безопасным, педиатры рекомендуют именно его. В этом случае новые продукты вводятся поэтапно, постепенно, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться к ним.
  • Педагогический прикорм. Основан на интересе малыша к еде. Ему дают пробовать «взрослые» блюда или продукты небольшими порциями, по необходимости измельчая их. Педагогический прикорм помогает поддерживать и развивать пищевой интерес, но в остальном является спорным. В первые месяцы жизни «взрослая» еда не подходит ребенку, так как она может содержать соль, сахар, компоненты, создающие нагрузку на печень или почки. Рацион при педагогическом прикорме не сбалансирован, он может не содержать достаточного количества макро- и микронутриентов.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий