Педагогический прикорм: как правильно организовать

Введение прикорма: первые шаги

Схема первого прикорма, которую предлагает Комаровский

Доктору Комаровскому доверяют миллионы пап и мам. Не становятся исключением его рекомендации, связанные с введением нового рациона для ребенка. Педиатр советует начинать новый тип питания с кисломолочных продуктов – кефира и творога

Важно выбирать продукты без добавления подсластителей, консервантов и красителей. Лучшими являются творожок и кефир, предназначенные для детского питания

Они проходят необходимые проверки и являются безопасными.

Основа схемы введения первого прикорма заключается в следующем:

  • сначала в рацион грудного ребенка вводят кефир – в первый раз надо дать не более одной чайной ложки, а постепенно довести этот объем до полной порции в 160-180 мл;
  • следующим продуктом для знакомства выбирают творог – начинают с одной ложки и доводят до 30 гр к завершению 6 месяца;
  • к 8 месяцам вводятся молочные каши, которые доктор рекомендует давать в вечернее время;
  • к году ребенка знакомят поочередно с овощами и фруктами.

Рацион питания грудничка в 7-8 месяцев выглядит следующим образом:

  1. 6:30 – грудное вскармливание или предпочитаемая смесь;
  2. 10:30 – нежирный творожок с кефиром в общем объеме 200 мл;
  3. 14:30 – грудное молоко;
  4. 18:30 – грудное молоко;
  5. 22:30 – каша с молоком в объеме 200 мл.

Основной упор доктор Комаровский при введении прикорма делает на знакомстве малыша с новым продуктом. Целью прикорма не должно становиться насыщение или повышение суточного калоража. Необходимо дать ребенку возможность знакомиться с техникой принятия пищи.

Большинство мам не желают давать ребенку ложку в 6 месяцев по той причине, что потом вся еда будет вокруг – на полу, лице и одежде малыша. Однако прикорм должен быть именно первым прикормом, приобретением новых навыков и пищевых привычек. Комаровский рекомендует в своих передачах, блогах и на форумах давать малышу свободу действий, что будет прививать ему самостоятельность.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей. Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Когда вводить прикорм ребенку

Техника введения педагогического прикорма

Педагогический прикорм никак не отражается на грудном вскармливании: он является абсолютно параллельным процессом, дополняющим основное питание. Стоит отметить, что в сознании ребенка эти понятия также достаточно четко разделены. Так например, он понимает, что уснуть ему поможет не 50 граммов творожной массы, а сосание маминой груди. А вот увидев вкусный банан, который он обычно наблюдает раз в неделю, малыш конечно же потянется к заманчивому фрукту, а не к маминой груди, к которой у него круглосуточный доступ.

Как правило, весь цикл прикорма занимает около года, в течении которого ребенок должен попробовать ту еду, с которой он будет иметь дело на протяжении всей своей жизни. Малыш знакомиться с продуктами и изучает их:

  • по консистенции и температуре;
  • разнообразие вкусовых качеств, размеров и форм;
  • способы приготовления и употребления;
  • сезонность и прочее.

Важно знать! Если в период прикорма по какой-то причине ребенок не смог попробовать какие-то продукты, то в будущем он может вообще до какого-то возраста отказываться от них или все-таки их есть, но неохотно. Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья

Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья.

Пища, предлагаемая ребенку, может быть разной консистенции, но специально делать ее пюреобразной не следует. Предприкорм подразумевает знакомство малыша с пищей через микродозы (микропробы) продуктов, что стимулирует его успешно осваивать навыки жевания и глотания уже в первые месяцы введения прикорма

Кроме того, в процессе знакомства с едой ребенок учится самостоятельности, которую важно поощрять:

  • он может сам брать ручками предлагаемые ему кусочки пищи и отправлять их себе в рот;
  • он пытается “орудовать” ложкой;
  • учится держать чашку и пить из нее.

Задача родителей – только следить за тем, чтобы движения ребенка были правильными и при необходимости помочь ему, но ни в коем случае не пытаться его самостоятельно накормить. Этот процесс не должен превращаться в пассивное открывание рта перед очередной ложкой еды, которую предлагает мама.

Ребенок может садиться за обеденный стол для знакомства с пищей вместе с мамой до 5-6 раз в день. За один прием малышу можно давать не более двух-трех микродоз. Одна доза мягкой пищи должна помещаться между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или на кончике чайной ложки.

Микродозы следует давать следующим образом:

  1. Мягкая пища:

    • рассыпчатого вида (макароны, каши, кусочки хлеба, салат и др.) – можно крошки давать ребенку прямо в ротик или же выложить на тарелочку, чтобы малыш пытался захватить их самостоятельно и отправить к “месту назначения”.
    • пюреобразного вида – следует намазать на ложку и вручить ее ребенку.
  2. Твердую пищу (сушка, очищенные фрукты, сухари и пр.) следует предлагать малышу под бдительным присмотром взрослых! Он может брать их или со стола, или из маминых рук. Если ребенок откусил очень большой кусочек, не соизмеримый с его жевательными возможностями, то его следует немедленно удалить изо рта малыша, демонстрируя при этом полное спокойствие и невозмутимый вид.
  3. Питье следует предлагать ребенку в небольшой чашке с широким горлышком не более одной чайной ложки за раз. Однако если ребенок просит добавки – доливаем еще одну чайную ложку жидкости. Малыш должен учиться с раннего возраста брать в ручки чашку и опрокидывать себе в ротик ее содержимое.
  4. Супы и другие первые блюда стоит предлагать несколькими способами:

    • даем малышу исследовать/облизывать ложку, предварительно обмакнув ее в бульоне;
    • вылавливаем содержимое бульона и помогаем малышу донести ложкой его до рта;
    • учим прихлебывать из ложечки.

Важно, чтобы малыш держал ложечку сам, а мама только помогает управлять ручкой! Как правило, самостоятельное зачерпывание ложкой становится доступным большинству детей только после того, как они осваивают самостоятельную ходьбу

Педагогический прикорм – что это?

Педагогический прикорм – это введение дополнительных продуктов питания в рацион младенца до года жизни. В этом типе питания предусматривается знакомство с пищей и продуктами со стола родителей, в противовес концепции, где предлагается готовить ребенку особую отдельную пищу. Сравнительный анализ двух типов питания вы найдете в этой статье ниже.

В рамках педагогического прикорма младенцу дают по 1-2, максимум – 3 дозы новых продуктов за раз (один прием пищи). «Доза» продукта – это порция размером с полгорошины или одну рисинку, если жидкость – то полчайной ложки.

Целью его не является накормить ребенка до сыта, а скорее дать попробовать то, что в обиходе у взрослых, ведь будущий самостоятельный человечек стремится во всем копировать маму и папу, подражать им. В том числе, он хочет есть так, как они.

Педагогический прикорм во многом остается на откуп маме или няне, человеку, кто ухаживает за малышом. Культура приобщения ребенка к пище несколько утерялась в наш век высоких скоростей и еды из микроволновки. Однако прежде чем сажать вашего отпрыска на баночное питание, давайте разберемся в нюансах ознакомительного питания.

Общие правила педагогического прикорма

Специалисты в области педиатрии разработали основные правила, по которым нужно заниматься с малышом для приучения его к взрослой еде:

  • самого малыша не сажают за стол, он питается только с одним из родителей или сразу оба следят за его привыканием;
  • процедура представляет интерес для маленького едока, он не должен быть раздраженным, тем более спокойной должна быть и мама;
  • в качестве знакомства малышу предлагают сразу кусочки пищи, пусть маленькие, но это не должна быть протертая пища или пюре;
  • для знакомства ставят на стол небольшое количество еды;
  • для прививания культуры за столом пищу нужно давать ребенку в руку только из тарелки, ни в коем случае не брать со стола.

Введение прикорма нужно начинать не ранее того времени, как ребенок достигнет 5,5 месяца. Иногда следует дождаться полугода. Вначале следует давать одиночные продукты небольшой щепоткой или отдельные овощи. Только после двухнедельного срока можно начинать давать малышу сразу по два новых продукта. Так как ребенок должен пробовать все из маминой тарелки, то готовить нужно с учетом этого обстоятельства, то есть гарнир должен состоять из цельных зерен, отдельных овощей.

Начало знакомства с рационом

Во время нахождения детей за столом на них не следует обращать особого внимания, не говорить ему как есть маленькие крупицы, не уговаривать есть и не стараться запихнуть пищу силой. В первый день ребенка сажают за стол к маме на колени раз в день, затем количество приемов пищи увеличивают до 5–6 раз в сутки. Особой рекомендации по вводу продуктов нет, дети не находятся за столом, чтобы наесться, они знакомятся с пищей, пробуют и выбирают по вкусу.

На столе могут стоять творог или любая каша, сыр или йогурт. После протянутой детской руки в сторону продукта, мама берет небольшую порцию, которая сможет поместиться между большим и указательным пальцем и кладет ребенку в рот. Величину порции увеличивают каждый день, если ребенок не выплевывает кусочки. Малыш может держать в руке яблоко, бублик, морковь, огурец, пусть сам пытается откусить.

Мама обязательно следит за процессом и если видит, что ребенок откусил большой кусок, пальцами вынимает его изо рта. В случае, если дети не наедаются и просят еще, не нужно давать им одно и то же блюдо, следует предложить другой продукт

Это же касается и жидких продуктов, при питье мама осторожно поддерживает дно чашечки, чтобы ребенок попытался сделать свой первый глоток

Отличным вариантом развития будет то, что к 8 месяцам малыш сможет беспрепятственно и по большей части самостоятельно съедать около 50 г одного вида пищи. В такой период он уже может сидеть на отдельном стульчике и за своим столиком, хотя первоначально все тонкости поведения за столом он узнает на коленях у папы или мамы. Что такое педприкорм, с точки зрения терминологии? Обозначает – «питание, как воспитание», термин впервые введен в обиход перинатальным центром воспитания «Рожана».

Природные корни возникновения процесса

В ранние годы человеческого развития не было искусственных продуктов, и готовить особые блюда для растущих детей не было времени, поэтому отпрысков кормили с общего стола. Со временем питание человека не стало лучше, экология на грани, поэтому педприкорм заключается в подаче натуральных продуктов, а магазинные консервы не для этой цели. Известны случаи, когда дети заболевали от большого числа консервантов в детском питании или получали в подарок аллергические заболевания.

Приученный к перетертым и пресным консервам в виде пюре, малыш со временем осознает, что родители едят другую пищу, которую ему не дают. В садике такие детки не могут полноценно есть, так как желудок и кишечник приучен к мягкой еде, которую даже жевать не нужно. Дети, которым родители не вводили педприкорм, теряют связь с поколением, им не прививается культура принятия пищи.

Хорошо или плохо

Чтобы определиться, подходит ли рассматриваемая схема знакомства грудничка с новыми продуктами для родителей, важно знать достоинства и недостатки методики

Плюсы педприкорма

Плюсов у педагогического прикорма больше, чем минусов. Возможно, именно поэтому методика получила широкое распространение.

Основные достоинства:

  • экономия маминого времени, сил, денег;
  • хороший аппетит крохи;
  • ранний опыт пережевывания пищи;
  • регулярный стул;
  • развитие самостоятельности;
  • переход всей семьи на здоровую пищу.

Основной плюс — это освобождение у мамы свободного времени. Ей не нужно готовить специально, можно просто следить за качеством пищи, которую она кладет себе в тарелку. Это существенный аргумент, поскольку первое полноценное питание для малышей необходимо должным образом измельчать, варить. Можно, конечно, воспользоваться покупными баночками, но тогда придется потратить больше денег.

Схемы прикорма: педиатрический и педагогический

Традиционная схема прикармливания подразумевает постепенное введение определенных продуктов. Каждый новый продукт вводится в небольшом количестве, затем в течение приблизительно недели количество этого продукта увеличивается до возрастной нормы. Такую схему еще называют педиатрической или традиционной. При такой схеме растущий организм ребенка получает все необходимые ему питательные вещества. Кроме того, грудное молоко постепенно вытесняется из рациона ребенка, таким образом подготавливая его к переходу на общий стол.

Альтернативой традиционной схеме является педагогический, или педприкорм. При педприкорме новые продукты ребенок получает микродозами из тарелки мамы. Микродоза — это количество продукта, которое умещается между ногтевыми пластинами сомкнутых большого и указательного пальцев.

Педприкорм не ставит целью накормить ребенка. Его задача — познакомить малыша с новыми продуктами питания, теми, которые получают в данной семье. При педприкорме основным питанием ребенка, как минимум до года, остается грудное молоко.

Когда и с чего начинать педприкорм

Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи. Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца

Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша. В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша. С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку

С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

  • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
  • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
  • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.

Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

  • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
  • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
  • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
  • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

Ввод продуктов: когда и в каких объемах

Рассмотрим самые главные продукты, на базе которых будет строиться питание малыша.

Овощи

Если малыш находится на грудном вскармливании, он здоров и хорошо набирает в весе, то начать прикармливать его следует с овощей. Начало прикармливания — 6 месяцев. Овощи даются ему в виде пюре. Мы помним, что первые блюда монокомпанентны, то есть грудничку дается какой-то один вид овоща — кабачок, картофель, цветная капуста, брокколи, тыква. После того, как он попробовал все эти овощи и его организм прекрасно их воспринял, можно делать пюре из двух ингредиентов, например, из кабачка и капусты, тыквы и свеклы и т. д.

Важно: картошка — пища для малыша тяжелая, поэтому объем этого продукта не должен превышать 50% от объема всей порции

Каша

Кашу детям на грудном вскармливании обычно вводят примерно через 1 месяц после овощей. Но если кроха недобирает в весе, то педиатр может порекомендовать кашу в виде первого прикорма. Первая каша безглютеновая, так как глютен не усваивается у малышей до 6 месяцев, варится на воде, не солится (допускается немного сахара). Кукурузная, гречневая и рисовая — начинать нужно с них. Кашки хорошо чередовать, не кормить только одной. Если у малыша избыточная масса тела, то давать ему кашу следует только раз в день — утром. Малышам с недобором веса — утром и вечером.

Мясо

Мясо в рационе малышей на грудном вскармливании появляется к 8 месяцу жизни. Мясо — источник животного белка, который дает биоусвояемое железо, без которого у детей нередко развивается анемия.

Правильно начинать с телятины, говядины, индейки, кролика. С курицей следует быть осторожней, так как она считается аллергичным продуктом.

Ввод начинается с мясного фарша, через месяц разрешен мясной бульон. Если фарш вы готовите для ребенка сами, то мясо необходимо хорошо отварить и дважды пропустить через мясорубку. Фарш из мяса вводится медленно и плавно: к первому году жизни суточное количество продукта должно быть около 30 г.

К 9 месяцам в рационе малыша появляются фрикадельки: их можно делать самостоятельно на пару или покупать готовые в баночках. В этот же период меню крохи обогащается рыбными блюдами. Раз-два в неделю малыша можно побаловать рыбным фаршем из рыб простых сортов. Маме необходимо удалить все кости, если фарш делается дома. 2 раза в неделю допустимо кормить ребенка рыбными бульонами. Детям с пищевой аллергией с бульонами и рыбными блюдами следует повременить.

Другие продукты

Следует отметить, что коровье молоко сегодня не рекомендуется детям до года. Тем более не стоит заменять им грудное молоко или смесь. Также 1 год — правильное время для ввода желтка, творога, соков и фруктов.

Когда малышу исполнится 1 год, он уже спокойно будет есть овощи, кашки (в том числе смешанные, многозерновые), мясные продукты (субпродукты), рыбу, хлебобулочные изделия, печенье, творог, молочнокислые продукты, фрукты, растительное и сливочное масло.

Особенности введения прикорма грудничку

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Схема введения первого прикорма

Строгой последовательности, по которой нужно вводить прикорм, нет, но есть общие, примерные схемы прикорма для разного возраста (рис. 4). Педиатр может корректировать ввод продуктов в зависимости от веса ребенка, показателей его здоровья, реакции на питание. Родителям лучше составлять рацион с учетом рекомендаций врача, так, чтобы он состоял из полезных продуктов, которые нравятся малышу.

Прикорм при вегетарианстве

Вегетарианский рацион не содержит продукты животного происхождения. Для детей в возрасте до года он обеспечивает не все потребности питания. Придерживаться его можно только под контролем врача и при условии, что ребенок будет получать или специально подобранные пищевые добавки, или обогащенные продукты, содержащие необходимые макро- и микронутриенты.

Если продукты животного происхождения исключены из рациона, необходимо отдельно контролировать калорийность пищи и содержание в ней белка. Также нужно исключить дефицит железа, цинка, фолатов, витамина D, B12, кальция и некоторых других элементов.

Есть несколько вариантов вегетарианства, которые различаются между собой по строгости рациона. Так, при менее строгом лакто-ово-вегетарианстве возможно употребление яиц и молочных продуктов, оно несет в себе меньше рисков нутритивной недостаточности. При правильном планировании такого вегетарианского рациона ребенок может получать все необходимые ему витамины, минералы и другие вещества. Применение более строгих веганских рационов, при которых употребление любой животной пищи исключено, связано с высоким риском дефицитных состояний. В этом случае важен строгий контроль состояния здоровья, а также применение специальных пищевых добавок.

Важно! Вегетарианский прикорм требует особенно строгого контроля врачей. Важно сбалансировать питание ребенка, дополнив рацион достаточным количеством белковой пищи, а также добавками, содержащими витамины и микроэлементы. Потенциальные риски особенно высоки, если до введения прикорма ребенок находился на грудном вскармливании, и мать придерживалась вегетарианства

Потенциальные риски особенно высоки, если до введения прикорма ребенок находился на грудном вскармливании, и мать придерживалась вегетарианства

В этом случае уже к 6 месяцам у ребенка может развиваться анемия, связанная с недостатком железа и витамина B12. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, принятая в России, отдельно заостряет внимание на этом, рекомендует особенно строго контролировать, является ли питание достаточным, а также планировать рацион с обязательным использованием добавок, содержащих белки, витамины и микроэлементы

Педагогический прикорм: что это такое и с чем его едят?

Принципы педагогического прикорма пришли к нам с запада. Именно там приверженки теории “кормление по требованию” выдвинули гипотезу, что в первобытные времена, когда понятия медицина и педиатрический прикорм еще не существовали, младенцы как-то учились есть и для них никто не разрабатывал рационы и не вводил определенные продукты. Другими словами, шел естественный эволюционный процесс, когда младенец становился человеком, поглощающим пищу с “общего стола”.

В наше время не все так критично, но основа педагогического прикорма такова – ребенка знакомят с новой “взрослой” едой с общего стола. Малышу, достигшему полугода и более, предлагают микродозы еды с маминой и папиной тарелки. Микродоза, это приблизительно:

  • два рисовых зерна;
  • пол чайной ложки;
  • щепотка.

За один прием пищи разрешается попробовать максимум три разных продукта. Главное, не заставлять кроху, а предлагать, дабы у него возник интерес к еде. Такую еду неправильно называть прикормом, поскольку карапуз не есть, а лишь знакомится с пищей взрослых. Основным источником энергии для него, как и раньше остается грудное молоко или детское питание. Если в этот период мама замечает перебои с появлением грудного молока (так бывает, когда ребенок начинает есть прикорм), то советуем воспользоваться советами из статьи: “Как увеличить лактацию”.

Ежедневное меню с прикормом (по доктору Комаровскому)

Специально для тех мам, которые хотят максимально точно следовать руководствам специалистов в области педиатрии, известный доктор Комаровский разработал почасовое меню. Оно подойдет как «искусственникам», так и младенцам на грудном вскармливании.

Пользоваться таким планом питания можно начиная с полугодовалого возраста. Меню является примерным, дополнять и изменять его можно согласно своему режиму дня и разрешенным продуктам.

Вот так выглядит схема введения прикорма шестимесячного младенца:

  1. Завтрак (6.00-7.00): кормление грудью или специальной смесью;
  2. Перекус (10.00-11.00): нежирный кефир для детей (150 мл.), творог (30 г.);
  3. Обед (14.00-15.00): кормление грудью или специальной смесью;
  4. Перекус (18.00-19.00) кормление грудью или специальной смесью;
  5. Ужин (22.00-23.00) кормление грудью или специальной смесью.

В возрасте семи месяцев ребенку можно составить следующее меню:

  1. Завтрак (6.00-7.00): кормление грудью или специальной смесью;
  2. Перекус (10.00-11.00): нежирный кефир для детей (150 мл.), творог (30 г.);
  3. Обед (14.00-15.00): кормление грудью или специальной смесью;
  4. Перекус (18.00-19.00) кормление грудью или специальной смесью;
  5. Ужин (22.00-23.00) каша, сваренная на молоке (до 200 г.).

Суточная схема прикорма при грудном вскармливании для восьмимесячного малыша выглядит так:

  1. Завтрак (6.00-7.00): кормление грудью или специальной смесью;
  2. Перекус (10.00-11.00): нежирный кефир для детей (150 мл.), творог (30 г.);
  3. Обед (14.00-15.00): овощное пюре (до 200 г.);
  4. Перекус (18.00-19.00) кормление грудью или специальной смесью;
  5. Ужин (22.00-23.00) каша, сваренная на молоке (до 200 г.).

Младенец от девяти месяцев до года может питаться по такому плану:

  1. Завтрак (6.00-7.00): кормление грудью или специальной смесью;
  2. Перекус (10.00-11.00): нежирный кефир для детей (150 мл.), творог (30 г.);
  3. Обед (14.00-15.00): овощное пюре (до 200 г.);
  4. Перекус (18.00-19.00) кормление грудью или специальной смесью;
  5. Ужин (22.00-23.00) каша, сваренная на молоке (до 200 г.).

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Минусы

Не существует научной базы, обосновывающей пользу педагогического прикорма. Для некоторых мам это может стать причиной недоверия и отказа от методики.

Недостатки естественного прикорма:

  • тяжело понять, какой продукт вызвал аллергическую реакцию или расстройство кишечника, если это случилось;
  • нет норм и сроков введения новых продуктов;
  • всей семье придется перейти на здоровое питание, отказавшись от любимых, но вредных блюд;
  • в начале прикорма ребенок будет давиться кусочками пищи, а мама беспокоиться.

Зачастую отсутствие ограничений (ребенок пробует, что хочет) пугает родителей больше всего. Привыкнув к рекомендациям ВОЗ и знаменитых докторов, они не представляют, как малыш сам будет решать, что ему съесть. Некоторые мамы считают часы приема пищи личным временем и отдыхом от ребенка, поэтому для них такой прикорм неприемлем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий