Бить или не бить ребенка: последствия физического наказания детей

Можно ли бить ребенка по рукам

У многих родителей шлепок детей по рукам уже как рефлекс: если малыш потянулся к розетке, к опасным предметам, удар не заставит себя долго ждать. А где же слова и объяснения? Нет, родительское «нельзя» не считается. Дети не понимают, почему нельзя, им интересно, что будет, если они попробуют прикоснуться к розетке. Поймите, малыш развивается, его привлекает все, даже то, что запрещено. И запреты вызывают еще больший интерес изведать тот или иной объект. Только путем аргументирования поставленных запретов можно добиться послушания детей.

Всем родителям известно, что развивая мелкую моторику рук малыша, параллельно совершенствуется его речевой аппарат. Мало того, что при битье по рукам разрушается эмоционально-познавательный процесс, это еще может быть причиной замедления в развитии речи. Именно поэтому нельзя бить ребенка по рукам. Ваш малыш долго не говорит? Пересмотрите свои методы воспитания.

Физические последствия телесного наказания

Очень часто телесные наказания приводят к физическим травмам у вашего чада. Это связано с тем, что многие родители не рассчитывают свою силу при наказании детей. Происходит привыкание к шлепкам по попе, особенно если они применяются каждый день. Это приводит к тому, что поведение ребенка не изменяется, а сила телесных воздействий увеличивается. В итоге образуются тяжелые телесные повреждения.

Не контролируя себя, родитель способен нанести травму ребенку, несовместимую с его жизнью. И тогда наказание детей приведет к плачевным последствиям. Тумаки и подзатыльники приводят к тому, что малыш может удариться об острый угол или другие предметы в доме.

Физические последствия могут проявиться в виде энуреза, разнообразных тиков, энкопреза и т.д. Не бейте детей, будьте рассудительнее! Ведь ребенок в несколько раз меньше вас.

Взрослые, которых били, чаще практикуют бытовое насилие и имеют различные нарушения

Если телесные наказания не срабатывают, родители, которые на них полагались, обычно усиливают подобные наказания, а не пересматривают стратегию.

В Канаде 75% физического насилия, которое испытывают дети, связано с телесными наказаниями.

В США дети, которые подверглись физическому насилию, признают, что 66% этого насилия началось, когда они испытывали на себе телесные наказания.

В сравнение с детьми, которых не били, дети, которых били:

  • В 7 раз чаще могут подвергнуться жестокому насилию (ударам кулаков, пинкам или ударам с помощью какого-либо предмета)
  • В 2.3 раза чаще нуждаются в медицинском обслуживании из-за повреждений, возникающих в результате физического насилия

Исследования показывают, что «трепка» дает детям понять, что «агрессия нормальна, допустима и эффективна», что приводит к тому, что насилие между людьми становится приемлемым на более широком уровне.

Люди, которых наказывали с применением физической силы в детстве,

  • чаще бывают вовлечены в ситуации с применением физической или вербальной агрессии в отношении с супругами: 6% приписывается телесным наказаниям в детстве
  • больше контролируют своих супругов:6% приписывается телесным наказаниям в детстве
  • менее способны понять взгляды своих супругов: 10% приписывается телесным наказаниям в детстве

Изучение личных отношений между студентами в 33 университетах 17 стран показывает связь в.44 балла между тем, что человека били в детстве, и что он обижает своего друга/подругу в университете:

  • В условиях, где 10% студентов били, 21% студентов бьет своих партнеров
  • В условиях, где 80% студентов били, 34% студентов бьет своих партнеров

Не в аффекте, а в любви

Наказывать, как и ругать, прояснять отношения и прочее крайне желательно в спокойном мирном состоянии, а еще лучше – с искренним чувством любви в данный момент. Полезно не забывать про формулу Карла Роджерса: «я тебя люблю, но то, что ты делаешь, меня расстраивает».

Принципиально важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят всегда, любого, но это не означает, что все, что он делает, хорошо. Травматичным для ребенка оказывается посыл «я тебя такого не люблю» – станешь другим, исправишься, тогда посмотрим (посыл условной, а не безусловной любви). Это не обязательно прямо сказанные слова, это может быть охлаждение, отчуждение, злость, игра в молчанку, эмоция или выражение лица родителя, по которым ребенок читает: я плохой, я не нужен, я не любим

Последствия условной любви в детстве мы имеем сплошь и рядом, но это тоже отдельная серьезная тема

Это не обязательно прямо сказанные слова, это может быть охлаждение, отчуждение, злость, игра в молчанку, эмоция или выражение лица родителя, по которым ребенок читает: я плохой, я не нужен, я не любим. Последствия условной любви в детстве мы имеем сплошь и рядом, но это тоже отдельная серьезная тема.

Если вы пришли домой с работы уставшие и голодные, увидели, что ваше чадо натворило нечто ужасное, и обнаружили себя уже с трясущимися руками от злости и слезами от бессилия – не говорите и не делайте в этот момент ничего! Во всяком случае, постарайтесь этому учиться. Это может оказаться непросто, не стоит смущаться, опускать руки, если не получается – важен вектор и постепенность.

Итак, сначала придите в себя и только после этого занимайтесь воспитанием. Наказания в аффекте или от собственного бессилия – не лучшая форма педагогики.

Чего не стоит делать

Бить своих детей нельзя. Даже в целях воспитания не стоит полагаться на физическую силу. Даже если кажется, что другого пути объяснить не существует и когда терпение на пределе, нельзя поднимать руку. Это не решит проблему, а станет благодатной почвой для развития новых. Исправить их будет гораздо сложнее.

Почему нельзя бить ребенка по попе рукой или ремнем

Нередко молодые мамы, да и папы, признаются, что шлепают малыша по попе. Цель – привести сына или дочь в чувства, успокоить.


Папа собирается шлепнуть малыша по попе

Родители не считают, что они не бьют, ведь они хлопают слегка. Но это физическое воздействие, даже если ударить не ремнем, а слегка коснуться рукой. Если такие методы в семье используются часто, малыш потеряет доверие к своим родителям. Он усомнится в том, можно ли доверять маме и папе в трудную минуту, ведь:

  • они причиняют боль;
  • делают ему неприятно;
  • унижают достоинство;
  • вторгаются в личное пространство.

С малолетства ребенку объясняют, что никто не имеет право его трогать, что он волен выбирать, с кем контактировать, кого держать за руку. А тут сами родители бессовестно рушат границы. И кроха уже не понимает, почему такое поведение стало дозволенным.

У родителей не должно возникать мысли о том, можно ли бить детей по попе. Даже незначительный шлепок может привести к серьезным проблемам.

Можно ли бить ребенка по рукам

Ударяя сына или дочь по рукам, родители чаще всего пытаются запретить лезть в опасные места или трогать вещи, которые кроха может испортить. Но это тоже физическое насилие.

Малыш испытывает боль и не понимает, чем вызвал гнев родителей. Он просто хотел поиграть, ему интересно исследовать окружающее пространство. С ребенком, даже самым маленьким, нужно разговаривать, объяснять, что можно делать, а от чего лучше воздержаться, пока родителей нет рядом. Так, например:

  1. Не надо бить кроху по рукам, если он тянет их к горячему чайнику. А лучше поставить его подальше, чтобы малыш не дотянулся, случайно не задел. Параллельно придется объяснить, что это опасно, будет больно и изобразить, что обжегся.
  2. Если малыш хватает фломастеры и пытается разукрасить папин паспорт, не надо применять силу. А дать ребенку бумагу, на которой можно рисовать.


Ребенок рисует фломастерами

Иначе кроха утратит желание изучать мир, он начнет опасаться, что за любым открытием последует боль.

Иногда детей бьют по рукам, если они сами начинают драться. Малыш замахивается на маму, а та в ответ шлепает его. Но это только навредит:

  • усилит агрессию;
  • спровоцирует новую истерику;
  • разрушит связь между родителем и малышом.

Если кроха разозлился, то его руки нужно мягко остановить. Надо удержать ребенка, обнять его, чтобы он не смог шевелиться. Но малышу не должно быть больно. В таком положении придется посидеть некоторое время, можно слегка покачиваться. Постепенно кроха успокоится, начнет меньше сопротивляться, тогда надо ослабить крепкие объятия.

Можно ли бить ребенка по губам

Когда ребенок ругается или громко кричит, родители могут шлепнуть его по губам. Даже если удар будет несильным, малышу будет неприятно. Он обидится, может замкнуться в себе. Это прямой путь к тому, что ребенок перестанет делиться своими переживаниями.


Мама замахивается на дочь

Почему нельзя бить по голове

Иногда, чтобы подкрепить свои аргументы, наказать малыша, родители дают ему подзатыльник. Это не столько больно, сколько унизительно. Но, замахиваясь, можно не рассчитать силу и навредить малышу. Кроха испытает, действительно, сильную боль, что, возможно, приведет к проблемам со здоровьем:

  • замедлится физическое и психическое развитие крохи;
  • пострадает зрение и слух;
  • проблемам неврологического характера.

Почему малыш не слушается: причины

Зачастую маленький человек противится воле родителей, когда проверяет границы дозволенного. Он прощупывает, насколько далеко можно зайти. Тут необходимо вовремя обозначить рамки, остановить малыша. Он должен понять, за какие проказы уже ждет наказание.


Мама спокойно разговаривает с малышом, объясняет, как нужно себя вести

Возможно, игнорируя родителей, ребенок выражает протест. Мама и папа слишком много запрещают. Кроха не может сделать даже шаг в сторону, хочет вырваться, доказать самостоятельность. Или раньше малышу все позволяли, а внезапно, родители решили, что он вырос и создали массу ограничений. Он не понимает, что случилось, он привык к другой жизни, а теперь постоянно натыкается на препятствия.

Что делать с непослушным малышом

Если ребенок протестует, ни в коем случае нельзя его наказывать физически. Конечно, не стоит прощать малышу все. Определенные рамки должны существовать, хотя бы для того, чтобы обезопасить малыша. Хорошо, если о наказании малыш будет предупрежден заранее. Мама озвучит, что его ждет за непослушание, и ребенок примет это. Например, не получит десерт или проведет весь вечер в своей комнате, тогда как обычно малыш отправляется на прогулку.

Иногда достаточно сердитого или разочарованного взгляда, чтобы проказник почувствовал свою вину. Ведь детям нравится, когда родители ими довольны. А тут малыш понимает, что расстроил маму, и подумает, как быть, чтобы она снова улыбалась.

Дети – отражение родителей. Если малыш видит, что взрослые постоянно конфликтуют, ругаются, он начнет перенимать их поведение. Кроха будет считать его правильным и нормальным, ведь мама и папа пока дня него главные авторитеты. Поэтому придется сдерживать свои чувства и эмоции, даже если они направлены не в сторону крохи.

Методы воспитательной работы

Объясняя что-то ребенку, нельзя кричать. Повышенный тон заставляет нервничать, переживать, еще глубже погружаться в негативные эмоции. Необходимо сохранять спокойствие. А если кажется, что взрыв неминуем, лучше выйти и отдышаться, а к воспитанию вернуться позже.


В таком состоянии лучше отложить разговор

Нужно рассказывать о своих переживаниях и учить малыша озвучивать собственные. Надо его внимательно слушать и пробовать высказывать свою точку зрения. Ребенок должен понимать причины существования запретов. Нужно, чтобы он добровольно согласился с родителями, осознав опасность или бессмысленность собственного поведения.

Если надо, чтобы ребенок, особенно маленький, что-то сделал, придется предупредить его заранее. Так, например, сказать, что через 15 минут необходимо выйти на улицу, поэтому кроха должен быть готов. Выделенное время даст возможность подготовиться и осознать контроль над ситуацией со своей стороны.

Не стоит постоянно использовать слово «нельзя». Запреты выбивают из колеи, хочется все сделать наоборот. Нужно предлагать альтернативный способ действий. Нужно донести, что именно такое поведение недопустимо, но всегда есть выход.

У детей, которых бьют, хуже развивается речь

Речевые способности ребенка в возрасте 9 лет, которого били и которого не били:

  • Бьет мать
    • В возрасте 3 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.30
      • Больше 2 раз в неделю: −0.37
    • В возрасте 5 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.22
      • Больше 2 раз в неделю: −0.92
    • Отец бьет
      • В возрасте 3
        • Меньше 2 раз в неделю: 26
        • Больше 2 раз в неделю: −0.56
      • В возрасте 5 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: −0.79
        • Больше 2 раз в неделю: −4.21

Для сравнения: матери, которые бросили среднюю школу, имеют процентное соотношение -2.6, в сравнение с теми матерями, которые окончили университет — 0.

Мозг детей, которых бьют, вырабатывает меньше серого вещества.

Дети, которых били, как минимум, 12 раз в год в течение трех лет, во взрослом возрасте имеют меньше серого вещества, чем дети, которых били минимально или не били вообще.

Под словом «бить» подразумевается бить каким-то предметом, по случаю, в дисциплинарных целях, и с учетом, что это не выходило за рамки, не привело к телесным повреждениям, не было сделано со злостью.

Сокращение серого вещества у взрослых молодых людей, которых били в детстве:

  • Правая медиальная лобная извилина: 19.1%
    • Способность отличать себя от других объектов.
    • Способность распознавать собственные качества и предпочтения.
    • Способность понимать точку зрения другого человека (и основная способность решать конфликты)
    • Способность оценивать и предсказывать поведение других.
  • Левая медиальная лобная извилина: 14.5%
  • Правая фронтальная часть поясной извилины: 16.9%

Эти участки связаны с:

  • зависимостями
  • суицидальным поведением
  • депрессией
  • ПТСР
  • Диссоциативными расстройствами

Эти участки являются частью срединной ростральной префронтальной карты, играющей ключевую роль в социальном познании, а также же в функциональной структуре.

Даже в уровне образования дети, которых били, показали на 10 пунктов меньше в тестах IQ. На 75% это объясняется тем, что их били. Иными словами, перестаньте бить детей, и они получат на 7.5 баллов выше в тестах IQ.

Применение телесных наказаний влияет на задержки в развитии или задержки в развитии (и, следовательно, плохое поведение) вызывает телесные наказания? Лиц, которых опрашивали в рамках этого исследований, били в возрасте до 4 лет – пока эти области головного мозга еще формируются.

Почему серое вещество важно? Серое вещество способствует обработке информации. Особенно в этих областях оно помогает принимать решения и размышлять. Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества

Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества.

Что влияет:

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • ушиб головы
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности
  • опыт физического, сексуального или эмоционального насилия
  • перинатальные или неонатальные осложнения
  • неврологические расстройства
  • условия развития и роста

К чему приводит наказание детей ремнем?

Учеными и психологами доказано, что ребенок, родители которого используют в педагогических целях физическое превосходство, страдает от этого на протяжении всей жизни: детская жестокость, подростковая преступность и сексуальные расстройства – нередко за всем этим стоят телесные наказания в юном возрасте. Безусловно, если малыш провинился, не стоит спускать ему это с рук. Однако прежде чем бить детей ремнем, давайте разберемся, что побуждает взрослых к выбору такого наказания и чем это может обернуться.

Для начала попробуйте поставить себя на место ребенка, которому собрались преподать урок с помощью розги. Будете ли вы чувствовать любовь к человеку, который поднимает на вас руку? Разумеется, нет. Испытывая физическую боль и унижение, малыш не способен ответить вам тем же. Зачастую в его голове проносится мысль: «Ну ничего, вот вырасту, обязательно тебе отомщу». А теперь ответьте: неужели ваша цель – воспитать человека, который, став взрослым, начнет вымещать на вас злость за побои, нанесенные ему в детстве?

Конечно, со временем боль утихает, обиды забываются, вот только мысль о мести остается в подсознании нереализованной потребностью в проявлении агрессии, которая рано или поздно находит выход. Наверняка ведь каждому из нас доводилось пересекаться с жестокими, безжалостными, враждебно настроенными ко всем людьми. Помните, что путем наказания детей ремнем, подзатыльниками, шлепками по попе вам не удастся добиться желаемого педагогического результата. Такими действиями вы либо прививаете чаду озлобленность и упрямство, либо развиваете в нем трусость и лживость.

Многие скажут: «А меня вот били в детстве – и ничего, стал человеком». Во-первых, не забывайте, что каждый ребенок – индивидуальность, и однозначно сказать, как малыш переживет тот или иной вид наказания, невозможно. Во-вторых, даже если вы и не держите зла на своих родителей за физический подход к воспитанию, вряд ли вы благодарны им за все, что было. В большинстве случаев люди просто боятся признать, что можно было обойтись без рукоприкладства; они просто не верят, что бывает по-другому.

Итак, родители, которые бьют детей ремнем, забывают, что таким способом наказания только унижают их. Применение физической силы демонстрирует равнодушие и пренебрежение к ребенку как к личности – крики и удары заставляют его закрываться от взрослых и подрывают доверие к ним. В результате использования таких воспитательных приемов дети боятся самых близких людей. Кроме того, будучи регулярно битым, малыш начинает считать, что все проблемы решаются с помощью рукоприкладства; что обижать и унижать слабых можно.

Мнение доктора Добсона

Джеймс Добсон – знаменитый американский психолог. Родители разделились на две группы. Часть восхищается, использует методики доктора, другая половина – отрицает, презирает.

6 принципов, составленных Джеймсом Добсоном, заслуживающих внимания.

Важно составить четкую дисциплинарную систему. Ребенок должен четко понимать требования родителей

Нельзя показывать слабость

Родителям стоит терпеть истерики, вызывающее поведение детей. Своевременное пресечение неприемлемых действий повышает авторитетность. Ругать за безответственное отношение неправильно. Детский мозг склонен к забыванию, ветрености. Ругать за забытое требование неосмотрительно. Наказания реальны. Заставлять выполнять невыполнимое действие запрещено. Дети воспринимают такие наказания как издевательство, жестокость. Строгость необходима в отношениях между детьми, родителями

Важно помнить о любви. Перед наказанием важно говорить спокойным тоном, проявлять заботу

Запреты должны приводить к примирению, сближению родственников. Родителю важно объяснить мотивы, смысл наказания.

Запреты, наказания необходимо строить на любви, взаимопонимании.

Правила и наказания

Вообще, стоит сказать, что запретов в семье должно быть немного, они должны быть четкими и понятными для ребенка, однозначными. Не надо вводить много правил, пусть лучше их будет мало, но зато они будут безукоризненно соблюдаться всеми членами семьи

И это очень важно

Если папа запрещает смотреть мультики каждый день, а мама периодически разрешает (ну, сегодня можно, ладно, ничего такого, хотя мы и договаривались, что можно смотреть только через день), то сама эта несогласованность между родителями оказывается куда более вредной, чем, казалось бы, такой безобидный факт, как смотрение мультфильма.

Это провоцирует неравное отношения ребенка к родителям и коалицию с одним из них (мама хорошая, она разрешит), а также учит ребенка манипулировать, чтобы добиваться своего.

Дети очень быстро усваивают, к кому с какой просьбой и как надо подойти. У бабушки надо попросить конфет, маме надо сказать, что ты плохо себя чувствуешь, чтобы не пойти в школу, а у папы надо клянчить велосипед — именно так, а не наоборот, и тогда получишь свое.

Правила должны быть едины

И, если вы кого-то привлекаете к воспитанию своих детей (бабушку, няню, тетю, дядю — неважно), то договоритесь сначала о том, чтобы эти люди соблюдали те правила, которые существуют у вас в семье. Двойные стандарты, если они окружают ребенка, аукнутся немалыми проблемами, когда он вырастет. Итак, наказания должны проистекать из понятной и однозначной системы правил

И поводов для наказания тоже не должно быть много. Пусть лучше будут поводы для поощрений

Итак, наказания должны проистекать из понятной и однозначной системы правил. И поводов для наказания тоже не должно быть много. Пусть лучше будут поводы для поощрений.

Наказания должны быть совершенно понятным для ребенка — за что конкретно и почему это было плохо. «Ты просидел весь день за компьютерной игрой, хотя мы договаривались, что ты будешь играть не больше часа в день, то есть ты нарушил обещание — раз, и не сделал из-за этого уроки — два. И поэтому ближайшие три дня ты не будешь вообще подходить к компьютеру». Тогда это учит ответственности за свои действия.

А если просто сказать: «Ты плохо себя ведешь, сколько можно, как ты меня достал, не пущу тебя больше к компьютеру», то ребенок может услышать это так: я плохой, я надоел, меня не хотят, меня не любят. Или: вечно им все не так, лишь бы ругать и запрещать, ну, что я такого сделал-то?

Вот что говорят о физических наказаниях сами школьники

В доверительной беседе со специалистом подвергавшиеся телесным наказаниям ребята в возрасте 10-11 лет рассказывали следующее:

– «Я представляю, что уже умер, а они страдают, ревут. Я ненавижу их, когда они бьют меня, не могу молчать, рычу как животное»;

– «Когда кто-то из взрослых лупит меня, я не думаю о том, что мне больно. Мечтаю о том, как удрать отсюда, а они подумают, что я уже умер. Хочу отомстить им за все, с лихвой. Я мечтаю, чтобы их дом сгорел когда-нибудь»;

– «Даже когда стану большим и взрослым, всегда буду помнить тех, кто хоть раз поднял на меня руку! Я всегда злился на них, до ненависти, и буду это делать всю жизнь! Ненавижу!»;

– «Я хочу, чтобы к моим родителям вернулось все то, что они плохого для меня сделали. Они меня наказывают, а я думаю – я же пока не могу никуда сбежать, за что мне все это, почему у меня нет других родителей?».

В такие рассказы нельзя не поверить. Агрессия со стороны всесильного взрослого пропитывает юную душу, и маленький человек сам становится злым, в его внутреннем мире копится агрессия по отношению к окружающим.

Почему дети плохо себя ведут?

Многие родители свято уверены: их дети ведут себя плохо просто потому что хотят досадить взрослым, из вредности, ради развлечения. На самом деле, у детей множество других, реальных причин вести себя не так, как хочется родителям.

Борьба за самоутверждение. Ребенку хочется быть самостоятельным, хочется познавать мир, делать открытия, праздновать собственные победы и сокрушаться собственным поражениям. Лишая свое чадо такой возможности, вы лишаете его возможности развиваться.

Способ привлечь внимание. Если родители постоянно на работе или в делах и уделяют ребенку мало времени, то актом непослушания малыш может попытаться привлечь к себе внимание мамы или папы. Только подумайте, как обидно ему будет, если он хотел провести с вами время, а вы его за это наказываете

Только подумайте, как обидно ему будет, если он хотел провести с вами время, а вы его за это наказываете.

Чувство неуверенности, заниженная самооценка также могут быть причиной плохого поведения. Если родители одергивают малыша по любому поводу, постоянно указывая на малейшие ошибки и провинности и пытаясь воспитывать, ребенок, защищаясь, рано или поздно просто абстрагируется от замечаний и обвинений в свой адрес.

Непоследовательность в воспитании — исключительно родительская вина. Возможно, ребенок просто не понимает, почему что-то нельзя, плохо или опасно.

Завышенные требования к малышу также нередко становятся причиной непослушания. Поэтому, прежде чем наказывать ребенка, задумайтесь: а был ли он в состоянии выполнить ваши требования, учитывая его возраст и физическое, интеллектуальное и психическое развитие?

Наказание ребенка

Поиск конструктивного решения проблемы

Очень хорошо, если естественное наказание сочетается с поиском конструктивного решения проблемы. Если ребенок своими неверными поступками загнал себя в сложное положение, можете быть уверены: он чувствует себя не слишком хорошо и испытывает те самые «естественные последствия», о которых мы уже поговорили. Усугублять это состояние, злорадствуя, напоминая о том, как неправильно он себя вел, ни к чему.

Намного достойнее в этой ситуации протянуть ему руку помощи. Это вовсе не означает, что вы должны за него исправить последствия его проступка — это сделало бы ситуацию бессмысленной. Нужно, чтобы ребенок сам вынес из своей ошибки позитивный опыт преодоления трудностей, убедился, что может решить проблему, которую сам же и создал. Ваша помощь должна заключаться в том, что вы предложите ему: «Давай подумаем, что тут можно сделать.

Получилось не слишком удачно, но ты наверняка можешь найти выход из этой ситуации». Можно подсказать ребенку несколько возможных вариантов решения проблемы, но выбрать должен он сам. Если он получил двойку за контрольную работу, вряд ли имеет смысл устраивать дома скандал по этому поводу. Если ребенок учится только под страхом родительского гнева, это означает лишь одно: в недалеком будущем он вообще учиться перестанет, и вы уже не сможете заставить его.

Специалисты, кстати, установили, что у самых отпетых двоечников, как правило, очень агрессивные родители. Когда их вызывают в школу, чтобы обсудить успеваемость их чада, они громко возмущаются, кричат и обещают «как следует всыпать» «этому негодяю». И будьте уверены, они не оставляют такое обещание невыполненным. Двоечников дома наказывают за двойки, порой весьма сурово, но они почему-то не перестают от этого быть двоечниками!

Все дело в том, что процесс учебы не имеет для этих детей никакого смысла, никакой ценности. Плохая оценка неприятна для ребенка лишь потому, что мать опять накажет. Поэтому все усилия будут направлены на поиск решения того, как избежать наказания. Можно спрятать дневник, сжечь классный журнал, попробовать куда-нибудь спрятаться от разгневанных родителей. Но к учебе все это не имеет никакого отношения!

Поэтому даже маленького ребенка можно постепенно приучать к тому, чтобы он искал способ решения проблемы, а не возможность спрятаться от последствий.

Психологи различают два мотива поведения: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач. Внешне два человека могут вести себя сходным образом, но мотивы у них разные. Один стремится решать возникающие проблемы, ищет ответы на вопросы, преодолевает препятствия, чтобы добиться своей цели. Другой осторожничает, все время пытается прокладывать свой путь таким образом, чтобы не было никаких препятствий. Такой человек тоже может добиться успеха, но это будет очень непрочное, неуверенное достижение. Какими бы предусмотрительными и осторожными мы ни были, никто из нас не застрахован от ошибок и неудач. А в любой проблемной ситуации человек, ведомый мотивом второго типа, беспомощно опускает руки.

Выбор мотива, как вы уже наверняка догадались, происходит в детстве. И во многом определяется именно тем, как вели себя родители: наказывали и упрекали или помогали и поддерживали, поощряя поиск решений.

Так что во многих случаях наказание вообще можно смело «пропускать» и сразу переходить к более полезному и информативному этапу: «Давай подумаем, как это исправить

Почему нельзя бить детей

Еще в 1989 году Конвенция ООН по правам ребенка запретила любые телесные наказания детей. Данное требование призвано защитить малыша от физического и психологического насилия, словесных оскорблений и унижений, грубого и небрежного обращения, эксплуатации, сексуального злоупотребления и даже от отсутствия заботы.

Но подобные требования соблюдаются далеко не всегда. Член Академии педиатрии США и ведущий автор исследования Роберт Седж говорит, что проявления агрессии и физическое наказание особенно опасно для детей до года. Ведь в этом возрасте кроха даже не понимает, за что его наказывают.

Кроме того, у такого крохи повышается риск повреждений. В данном случае, по мнению эксперта, подходящим решением станет, занять и отвлечь грудничка, а не ругать. Такого же мнения придерживается известный отечественный педиатр Комаровский.

А на плохое поведение детей постарше и дошкольников Седж предлагает временно не обращать внимание и не реагировать, хотя бы несколько минут. А в школьном же возрасте нужно создать такие условия, где малыш не сможет вести себя неправильно. К примеру, если малыш еще не умеет самостоятельно переходить дорогу, ездить на эскалаторе и в общественном транспорте, приучите в такие моменты держаться за руку взрослого

Постепенно он научиться правильному поведению в подобных местах

К примеру, если малыш еще не умеет самостоятельно переходить дорогу, ездить на эскалаторе и в общественном транспорте, приучите в такие моменты держаться за руку взрослого. Постепенно он научиться правильному поведению в подобных местах.

Телесные наказания не приносят никакой пользы. В этом убеждены и сами родители, которые проходили исследовательский вопрос. Свыше 73% детей в течение десяти минут после наказания возобновляют поведение, за которое наказаны. При этом насилие негативно сказывается на состоянии и развитии малыша.

Как показывают исследования, дети, к которым применялось физическое наказание свыше двух раз в месяц до возраста трех лет, к пяти годам становились гораздо агрессивнее ребёнка, к которому насилие не применялось. К девяти годам у таких школьников наблюдается бедная речь, проблемы в общении с одноклассниками и учителями.

Подобные агрессивные меры в воспитании малыша отрицательно влияют на структуру мозга и сокращает объем серого вещества, что впоследствии снижает интеллект и умственные способности. Физическое наказание приводит к возникновению тревожности и стрессового состояния.

Но не только телесные наказания приводят к негативным последствиям. Проблемы возникают, если сильно кричать, ругать и обзывать кроху. Это унижает малыша, в следствие чего в подростковом возрасте к 13-14 годам он испытывает депрессивное состояние и демонстрирует проблемное поведение. Подростки делают что-то на зло, нередко возникают конфликты со сверстниками, родителями, учителями.

Вместо вывода: лучше поступить сложно с начала

Сложный путь предполагает:

  • Мы вкладываем усилия в то, чтобы разбираться, что и почему с малышом происходит.
  • Уважаем детские устремления и желания, вне зависимости от того, смогли ли их понять.
  • Учимся договариваться: выясняем, кто чего хочет и как прийти к совместному результату.
  • Контейнируем эмоции ребёнка.
  • Работаем над собой — учимся конструктивно проявлять эмоции; учим тому же ребёнка.
  • Устанавливаем последовательные чёткие правила и следим за их соблюдением.

Подавайте качественный пример диалога и создавайте благоприятные условия для самостоятельности. И рано или поздно вы обнаружите, что ваш ужасный двухлетка повёл себя мило, несносный трёхлетка проявил сдержанность, шумный дошкольник терпелив, засыпающий тысячами вопросов школьник ищет и использует информацию сам, изводивший вас возмутительный подросток — предлагает варианты решения проблем с правилами. А вас совершенно не тянет стукнуть ребёнка в момент, когда он неудобен.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий