Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
<<Форма с консультацией>>
<<Форма бесплатного курса>>
Как справиться с агрессией и раздражением
Будьте мягче. Не кричите и не раздражайтесь на ребенка. Старайтесь поддерживать добрую и дружественную атмосферу в семье. Тогда и агрессии будет неоткуда взяться. Не спускайте агрессивное поведение чада. Чем старше он становится, тем сложнее справиться с ним. В некоторых случаях помочь сможет только психолог.
К слову, нездоровая ситуация может быть и в детском саду. Если воспитатели постоянно кричат и ругаются или другие дети обижают вашего ребенка, он может раздражаться и агрессивно реагировать на происходящее. Обязательно проверьте условия содержания детишек в детском саду.
Для слишком активных и непоседливых создайте такие условия, чтобы малыш мог избавиться от накопившихся эмоций. Это спортивные снаряды и специальные мягкие блоки, лазилки, лежанки, горки и крепости. Предлагайте разные виды деятельности и займите день подвижными занятиями, среди которых спортивная секция, танцевальный кружок или что-то подобное.
Обратите внимание на то, что нравится ребенку. Если он активный и непоседливый, не знает, куда деть энергию, не нужно его отдавать на спокойное или пассивное рисование или вышивание
Пусть он лучше выплескивает накопившуюся энергию и раздражительность в спортивном зале.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Причины того, что ребенок просится на руки
Ребенок может проситься на руки по пяти причинам. Голод, мокрые пеленки, некомфортная температура воздуха, боль и жажда общения.
Голод
Если ребенок голоден, его нужно просто покормить. Пока ребенку не исполнился еще годик, он может кушать много и часто, особенно в первый месяц, когда пищевые привычки малыша еще только формируются. Но при условии, если ребенок наедается во время кормления, он может захотеть есть не раньше чем 2,5 – 3 часа – это промежуток между кормлениями, который должен быть соблюден, по крайней мере, в первые полгода жизни ребенка.
Правда, если у мамы мало молока или ребенок не насасывается, он может просить поесть через каждый час. И тогда кормление может помочь отучить малыша от рук – ведь главная цель, утоление голода, выполнена.
Мокрые пеленки
Здесь достаточно просто сменить пеленки или подгузники. И тогда ребенок просто не будет больше плакать, проситься на руки – ему будет незачем это делать
Меняя пеленки, нужно обратить внимание, нет ли у ребенка опрелости, которая беспокоит нежную кожу малыша. После каждой смены пеленок малыша нужно помыть и вытереть насухо, чтобы кожа не раздражалась и не краснела. Желательно смазать каждую складочку на ножках ребенка детским маслом либо детской присыпкой
Тогда ребенка не будет беспокоить боль и у него не будет повода проситься на руки
Желательно смазать каждую складочку на ножках ребенка детским маслом либо детской присыпкой. Тогда ребенка не будет беспокоить боль и у него не будет повода проситься на руки.
Плохой температурный режим
Из-за смены температур малыш, особенно грудничок, может часто плакать и проситься на руки. Особенно часто случается это из-за перегревания. Для малыша первого года жизни перегревание намного некомфортнее, чем переохлаждение. Многие бабушки и мамы не понимают этого и излишне укутывают ребенка или повышают температуру в доме до немыслимых цифр. Их цель – чтобы малыш не простудился и не заболел. Но достигают обратного эффекта. Ребенок перегревается, плачет из-за дискомфорта и потом долго болеет. Учащение сердцебиения, трудности с дыханием, нервное перевозбуждение малыша – вот чего достигают родители, излишне перегревая его.
Поэтому в комнате малыша должен быть градусник, а на нем – не больше 25 градусов для ребенка до месяца от роду, и не больше 24 градусов – для ребенка до трех месяцев. Это днем. А ночью температура в комнате новорожденного должна быть не больше 22 градуса.
Если в комнате ребенка будет нормальная температура, он не станет плакать и проситься на ручки, если только нет других причин для беспокойства.
Малыш заболел
Если это так, ребенок будет плакать непрерывно и даже то, что вы возьмете его на руки, может не помочь. В этом случае, ребенка нельзя оставлять без внимания. Держите его на руках столько, сколько понадобится, чтобы малыш чувствовал себя защищенным. В этой ситуации нужна консультация врача. Если ее не будет, родители могут не сориентироваться в ситуации и лишить малыша своевременной помощи.
Потребность в общении
Если малыш хочет больше общаться со взрослыми (как правило, это бывает начиная с трех месяцев от роду), нужно поддержать его в этом. Но это не значит, что малыша не нужно спускать с рук и бежать на каждый его плач. Просто ребенок коммуникабельный, и для родителей не должно быть занятий более важных, чем пообщаться со своим малышом.
Можно несколько минут подержать его на руках. А потом, если ребенок сыт, сух и не болен, он может играть с вами рядом, ползая по полу или находиться недалеко, в коляске или манежике. Если ребенок будет видеть, что папа или мама рядом, он не станет беспокоиться и постепенно приучится играть самостоятельно.
У малыша должны быть развлечения и игры, которые подходят ему по возрасту. Для младенца это могут быть яркие игрушки, подвешенные над кроваткой. Для ребенка постарше – куклы, зайцы и так далее – то, чем он может с интересом играть. Самостоятельная игра может начаться у ребенка уже после 4-х месяцев, до этого периода, как правило, ребенок может проситься на руки только по причине физиологических потребностей.
Маме и папе, которые хотят отучить ребенка от рук, стоит учитывать его возрастные особенности (за ребенком до 4-х месяцев нужно больше ухаживать физически)
А также важно больше разговаривать с малышом, петь ему песенки – тогда его нужно будет меньше брать на руки
Темперамент и проблемы с психическим здоровьем
Наконец, причина, которая чаще всего волнует родителей: нет ли у ребёнка каких-то психических отклонений? При таких проблемах дети бьют игрушки постоянно, а не выборочно и время от времени. Более того, такие дети очень активны, легко отвлекаются и, самое главное, часто раздражаются.
Такое поведение не должно остаться без внимания взрослых. Но ни в коем случае нельзя ругаться с ребёнком! Сначала нужно спокойно поговорить с ребёнком о том, почему нельзя ломать игрушки. Вдобавок стоит купить игрушки, которые не ломаются, и чаще давать их детям. Например, грушу для битья. А можно также записать детей в спортивные секции. Тогда у них просто не останется времени и сил, чтобы выплёскивать агрессию на игрушки.
Однако если у вас не получается справиться с постоянным битьём игрушек и других предметов – стоит обратиться к врачу.
Если ваш ребёнок начал ломать игрушки, стоит задуматься над таким вопросом: а не ломает ли он их ради того, чтобы привлечь ваше внимание?
Что делать родителям?
Игрушки — по сути первое имущество ребенка, за которое он несет полную ответственность. Случайные поломки очень расстраивают детей, но что делать родителям в случае, если ребенок сам сломал свою игрушку? Стоит ли наказывать, или достаточно провести воспитательную беседу?
Первым делом, нужно выяснить обстоятельства «происшествия». Если игрушка была сломана случайно, и подобные инциденты происходят редко, то ругать ребенка нельзя. Ведь и взрослые время от времени ломают что-то по случайности или в спешке. Просто объясните ребенку, что нужно быть чуть внимательнее и аккуратнее в будущем.
Не стоит ругать ребенка, если ему нравится разбирать свои игрушки на составные части. Будьте хитрее — купите любознательному «потрошителю» игрушек конструктор или головоломки, которые нужно разбирать и собирать. Так, вы сможете развить способности ребенка, направив их в правильное русло.
Если же вы заметили, что ребенок демонстрирует небрежное отношение к своим игрушкам, нужно обязательно внести коррективы в воспитательный процесс. Ребенка необходимо научить ценить имущество и с уважением относиться к подаркам, которые ему делают. Возможно, вы слишком балуете его и часто покупаете новые игрушки — в этом случае следует ограничить количество подарков.
Чуть более серьезного подхода требуют ситуации, при которых дети осознанно ломают игрушки. Такие действия являются выражением протеста или следствием внутреннего напряжения. Агрессия по отношению к игрушкам свидетельствует о том, что эмоциональное развитие ребенка находится в переходном состоянии
Очень важно в этот период уделить ребенку больше внимания, общаясь с ним и помогая справиться с эмоциональным напряжением. Возможно, проблема заключается в семейном конфликте или стрессе, вызванном переменами в жизни ребенка — переездом, новым детсадом и т
д.
«Она сама» или «я нечаянно»
Ломаются игрушки у каждого ребенка, даже у самого аккуратного и бережливого. Поэтому, увидев сломанную машинку или куклу, не нужно сразу наказывать ее маленького владельца — сначала следует разобраться в ситуации. Причины поломок могут быть разные, в том числе:
Низкое качество игрушек. Увы, производители не всегда заботятся о долговечности своей продукции, экономя на используемых материалах. Даже при бережном обращении низкокачественные игрушки быстро ломаются, и вины ребенка в этом нет. А вот родителям стоит подумать о приобретении более надежных и качественных товаров.
Детская любознательность. Как устроена машинка? Что находится внутри игрушечного планшета? Подобные вопросы интересуют ребенка, и лучший способ узнать правду — получить ответы опытным путем. Разобранные игрушки — это зачастую результат любопытства ребенка и его безобидного желания познать окружающий мир.
Скучные игрушки. Не исключено, что ребенку просто неинтересно играть с теми игрушками, что у него есть. Возможно, мальчик хочет конструктор, но ему дарят машинки. Или вместо игрушечного кухонного набора, девочка получает очередного пупса.
Особенности характера. Многие дети в дошкольном возрасте просто источают энергию. Они настолько активны, а иногда и импульсивны, что в их руках игрушки, действительно, ломаются случайно.
Капризы и протесты. Если ребенок обычно аккуратно обращается с игрушками, но в определенный момент начинает их специально ломать, значит, он испытывает эмоциональный дискомфорт
Таким образом он привлекает к себе родительское внимание и выплескивает негативные эмоции. Отсутствие ценностей
Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения
Отсутствие ценностей. Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения
Такая система воспитания формирует у ребенка потребительское отношение к жизни и отношениям, лишает умения ценить свое имущество. Имея множество игрушек, ребенок быстро теряет к ним интерес и часто просто ломает от скуки.
На самом деле сломанные игрушки могут многое рассказать о детях, их интересах и даже проблемах. Поэтому, прежде чем придумывать наказание, обязательно разберитесь в ситуации — это поможет вам лучше узнать своего ребенка.
Признаки
Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».
Негативизм — «Делаю назло!»
Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость — «Не хочу подчиняться!»
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Упрямство — «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»
Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.
Своеволие — «Я могу сам!»
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:
- отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
- жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
- вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
- ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
- необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.
Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.
Ребенок тянет в рот предметы
До двух лет основной способ познания мира у ребенка — через рот (именно здесь больше всего нервных окончаний). Это не только возможность получить еду, но и успокоиться, и впитать положительные эмоции. После двух лет эта функция переходит к рукам. Малышу уже не нужно пробовать предмет на вкус — достаточно как следует пощупать его. Он уже может самостоятельно разделить предметы на съедобные и несъедобные.
Но есть дети, которые тянут все в рот и в достаточно взрослом возрасте. Иногда еще и едят. Как правило, такие дети пачкаются во время еды и не замечают этого, набивают рот большими кусками пищи, не умеют ее пережевывать. Часто этому сопутствуют проблемы с речью.
Причины
- Недостаточная оральная чувствительность: снижена чувствительность рецепторов в области губ, рта, языка, и, чтобы их возбудить, необходима дополнительная тактильная стимуляция.
- Сенсорный поиск: ребенок пытается насытиться сенсорной информацией, получить недостающие ощущения об окружающем пространстве.
- Эмоциональное возбуждение: ребенок пытается так себя успокоить в моменты сильных переживаний, напряжения, стресса.
Что делать
- Обратиться за помощью к неврологу, детскому психологу и нейропсихологу, специалисту по сенсорной интеграции, логопеду.
- Использовать сенсорные аксессуары для повышения оральной чувствительности: силиконовые щеточки, вибрирующая зубная щетка, жевательные трубки, мягкие мочалки, салфетки, полотенца разной текстуры.
- Давать ребенку еду, которой можно похрустеть и помассировать полость рта (палочки моркови, огурца, сельдерея, хлебцы, фруктовые чипсы, попкорн).
- Играть в игры с использованием губ и языка (мыльные пузыри, воздушные шарики, трубочки, свистки).
- Учить ребенка различать съедобные и несъедобные предметы по внешним признакам.
- Поощрять исследование внешнего мира с помощью рук (например, порвать бумагу вместо того, чтобы грызть ее).
- Мягко и постоянно пресекать попытки взять в рот неподходящий предмет, можно в это время достаточно сильно массировать ладони и пальцы рук.
- Делать массаж: начать со стимуляции внешней стороны щек и нижней челюсти, перейти на зубы и десны, внутреннюю сторону щек, затем кончик языка, его среднюю и боковую части, в конце массировать корень языка. Чередовать мягкие расслабляющие нажатия со стимулирующими похлопываниями.
- Обеспечить безопасную среду, следить, чтобы ребенку не попали в рот мелкие и токсичные предметы.
- Снизить эмоциональную нагрузку.
Чего НЕ делать
- Не стоит категорически запрещать ребенку тянуть предметы в рот. Лучше мягко предлагать замену сенсорной активности (например, не грызть игрушку, а помять ее руками), отвлекать.
- Не кричать, не наказывать за подобное поведение, не бить по рукам.
- Не быть непоследовательным (например, в гостях нельзя грызть диван, а дома — пожалуйста, никто же не видит).
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта
Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Что делать родителям?
Игрушки — по сути первое имущество ребенка, за которое он несет полную ответственность. Случайные поломки очень расстраивают детей, но что делать родителям в случае, если ребенок сам сломал свою игрушку? Стоит ли наказывать, или достаточно провести воспитательную беседу?
Первым делом, нужно выяснить обстоятельства «происшествия». Если игрушка была сломана случайно, и подобные инциденты происходят редко, то ругать ребенка нельзя. Ведь и взрослые время от времени ломают что-то по случайности или в спешке. Просто объясните ребенку, что нужно быть чуть внимательнее и аккуратнее в будущем.
Не стоит ругать ребенка, если ему нравится разбирать свои игрушки на составные части. Будьте хитрее — купите любознательному «потрошителю» игрушек конструктор или головоломки, которые нужно разбирать и собирать. Так, вы сможете развить способности ребенка, направив их в правильное русло.
Если же вы заметили, что ребенок демонстрирует небрежное отношение к своим игрушкам, нужно обязательно внести коррективы в воспитательный процесс. Ребенка необходимо научить ценить имущество и с уважением относиться к подаркам, которые ему делают. Возможно, вы слишком балуете его и часто покупаете новые игрушки — в этом случае следует ограничить количество подарков.
Чуть более серьезного подхода требуют ситуации, при которых дети осознанно ломают игрушки. Такие действия являются выражением протеста или следствием внутреннего напряжения. Агрессия по отношению к игрушкам свидетельствует о том, что эмоциональное развитие ребенка находится в переходном состоянии
Очень важно в этот период уделить ребенку больше внимания, общаясь с ним и помогая справиться с эмоциональным напряжением. Возможно, проблема заключается в семейном конфликте или стрессе, вызванном переменами в жизни ребенка — переездом, новым детсадом и т. д
д.
Увидев сломанную игрушку, не нужно сразу же ругать ребенка. Скорее всего, он и сам будет расстроен поломкой. Попробуйте вместе собрать и починить игрушку — это научит ребенка бережливости. Но если ребенок осознанно ломает принадлежащие ему вещи, следует серьезно поговорить с ним и понаблюдать за его поведением. Возможно, это лишь «симптом» более глубокой проблемы.
Возможные причины
Ребенок может ломать игрушки, разбирая их на детали, в процессе познания окружающего мира
Давайте разберемся, почему малыш может испытывать потребность в том, чтоб все ломать и игрушки в частности.
Любопытство. Ребенок не задается целью ломать игрушки, ему просто интересно, что у них внутри. Не стоит забывать, что малыш в таком возрасте, когда активно познает окружающий мир, ему интересно, что из чего состоит, как крепятся детали.
Особенность темперамента ребенка. Так подобное поведение встречается у холериков, достаточно активных детей, испытывающих сложности с концентрацией на одном деле и усидчивостью, управлением своими эмоциями. Такой малыш может сломать игрушку в порыве, под влиянием своего эмоционального характера. По мере взросления он научится быть более аккуратным и сдержанным.
Несоответствие игрушки возрасту ребенка, его уровню развития
Важно понимать, что малыш на каждом этапе своей жизни должен получать определенные навыки и знания, к которым он будет готов в данный конкретный период. И в ситуации, когда игрушка слишком сложная или наоборот простая, он не может играть с ней по правилам
А когда он не может с ней взаимодействовать, приходит самое простое решение — карапуз просто разбирает игрушку на части, пытаясь хоть что-то получить от вещи, которая ему неинтересна или непонятна.
Игрушка низкого качества. Иногда вовсе не ребенок виноват в том, что вещь сломалась
Возможно, была приобретена игрушка, изготовленная из некачественных материалов, хрупкая, ненадежная при эксплуатации, поэтому достаточно быстро пришла в негодность.
Попытка привлечь внимание родителей. Наблюдается у детей, которые лишены достаточного общения со взрослыми, например, когда родители постоянно заняты на работе, не находят времени на общение с малышом
Папа или мама пытается задабривать карапуза новыми подарками, надеясь таким образом купить его любовь, при этом ребенок негативно реагирует на игрушки, ломая их, чтоб родители наконец-то обратили на него внимание.
Злость, направленная на взрослых, зачастую при наличии обиды. Например, малыш мог расстроиться из-за того, что ему не купили то, что он просил. Когда под руку попадается какая-то старая игрушка или только что купленная, но не та, что ему нравилась, то она обязательно будет поломанной.
Плохое самочувствие, отсутствие настроения может также привести к тому, что у ребенка повысится возбудимость, появится агрессия, что приведет к швырянию игрушкой об стену, ее последующей поломкой.
Период возрастного кризиса. Ребенок может ломать предметы для того, чтоб заявить о своем «я», формировании себя, как личности, о том, что он может сам все делать, не требуя родительского контроля. Таким образом, он пытается самоутвердиться.
Копирование поведения взрослых. Если ваш малыш начинает что-то ломать, убедитесь в том, что вы не проявляете негативные эмоции в присутствии карапуза. Если мама в порыве скандала начинает разбивать тарелки, то не стоит удивляться, когда ребенок повторяет то же с игрушками.
Ребенок ходит на носочках
До двух лет походка ребенка только формируется, и то, что он ходит на носочках, не патология. Но если эта особенность проявляется после двух и, тем более, после трех лет, то стоит проконсультироваться с неврологом и педиатром. Особенно, если нарушается координация движений (например, ребенок прихрамывает) или в походке есть перекосы (обе стопы не задействуются одинаково).
Причины
Ребенок исследует свое тело и пробует ходить в разном положении и с разным подъемом стопы.
Ребенок пытается привлечь к себе внимание (особенно, если окружающие остро на это реагируют).
Ребенок подражает взрослым: например, копирует маму на каблуках или высокого папу.
Использование ходунков до девяти месяцев; попытка поставить на ноги ребенка, который к этому еще не готов (например, малыш еще ползает, а родители хотят поскорее увидеть первые шаги и водят ребенка за руки).
Раннее вставание (когда ребенок встает у опоры в шесть-семь месяцев).
Использование ортопедической обуви для здорового ребенка без показаний.
Повышенная возбудимость нервной системы.
Недоношенность.
Нарушения нервно-психического развития.
Нарушение мышечного тонуса.
Что делать
- Проконсультироваться с неврологом и ортопедом.
- Создать условия для естественного массажа стоп (ортоковрики, неровные поверхности).
- Записать ребенка на плавание с тренером.
- Подключить разные виды активности: ходьба, езда на велосипеде, лазание.
Чего НЕ делать
Не ждать
Поводов для беспокойства может и не быть, но лучше убедиться в этом с помощью грамотного специалиста.
Не пытаться насильно переучить.
Не «прописывать» ребенку ортопедическую обувь самостоятельно.
Не реагировать резко, не привлекать к этому повышенное внимание.