6 причин научить ребенка играть в шахматы

Полезные качества и навыки шахматистов

При желании научиться ставить шах и мат сопернику легко и просто, например, можно пройти специальный онлайн-курс по шахматам ChesterChess, предлагающий обучение с помощью интерактивной шахматной доски. Курс рассчитан на детей и взрослых. Юные начинающие шахматисты оценят отсутствие в программе скучного текста, вместо этого детей ждет увлекательный формат, вовлекающий в образовательный процесс.

В чем польза шахмат

Часто можно встретить утверждение о том, что шахматы – это игра успешных и ответственных людей, которые умеют ставить цели и добиваться их, а также отличаются хорошей самоорганизацией. Когда самих шахматистов спрашивают о пользе шахмат для детей, они приводят разные аргументы:

  • развитие самодисциплины и логического мышления;
  • умение объективно оценивать свои сильные и слабые стороны;
  • развитие нестандартного и стратегического мышления;
  • умение просчитывать варианты и мыслить дальновидно.

Шахматисты тщательно обдумывают последствия каждого важного действия и поступка, хорошо видят детали и взаимосвязь между разными событиями, ищут нестандартные варианты решения проблемы. К шахматам можно приобщаться с разных лет, в том числе с юного возраста, в этом помогут онлайн-курсы, включая ChesterChess, предлагающий продуманную и очень интересную программу обучения

К шахматам можно приобщаться с разных лет, в том числе с юного возраста, в этом помогут онлайн-курсы, включая ChesterChess, предлагающий продуманную и очень интересную программу обучения.

Правила игры

Чатуранга — это, прежде всего, игра для четырех игроков, хотя в нее также могут играть два или три игрока. Игра очень хорошо подходит для командной игры 2 на 2. В игре есть определенные варианты правил, касающихся временных союзов, но они имеют тенденцию материализоваться спонтанно в процессе игры.

Каждый игрок играет роль раджи, древнего индийского царя. Цель игры — стать махараджей или «великим царем», покорив своих противников. Это достигается за счет умного сочетания политики и войны с использованием простых, но умных механизмов, включающих бросание костей.

Армия каждого игрока состоит из фигур, очень похожих на те, что используются в шахматах, как по форме, так и по функциям.

Раджа движется точно так же, как король в шахматах — на одно поле в любом направлении, ортогонально или диагонально.

Слон движется как ладья в шахматах. Он может перемещать на любое количество незанятых квадратов в любом направлении (вперед, назад, влево или вправо).

Конь ходит точно так же, как конь в современных шахматах — буков «Г» с возможностью перепрыгивать любые фигуры.

Корабль сочетает ограниченные возможности современного слона и коня. Он двигаться только на две клетки в любом диагональном направлении, но при этом может перепрыгивать через другие фигуры.

Пешки чатуранги — эквивалент шахматных пешек. Они могут переместиться на одну клетку перпендикулярно вперед, если только они не осуществляют взятие, когда им нужно двигаться по диагонали.

В чатуранге для четырех игроков (чатураджи), использовались комплекты фигур четырех цветов: желтые, черные, красные и зеленые

Хотя движения фигур очень похожи на движения в шахматах, выбор фигуры, которую вы можете переместить, является одной из самых оригинальных механик чатуранги.

В чатуранге ход каждого игрока начинается с броска двух кубиков. Выпавшие числа определяют, какие отряды можно перемещать во время хода игроков. Вы можете выбрать, перемещать ли одну фигуру, обе фигуры, или не двигать вообще во время своего хода. Если вы выбросите одно и то же число на обоих кубиках, вы даже можете сделать двойной ход одной и той же фигурой.

В отличие от шахмат, королей можно брать, как и любую другую фигуру. Очки начисляются за взятые фигуры, и побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце. Если игрок забирает трех других королей, пока его собственный все еще находится на доске, ему присуждается 54 очка — полная стоимость всех фигур в игре.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Процесс обучения в игровой форме

Ребёнка нужно сразу приучать играть на стандартной шахматной доске. Не стоит использовать сувенирную с небольшим размером. Шахматные фигурки могут быть резными и изображать воинов и других персонажей.

Рекомендации как научить ребенка шахматам сразу после изучения названий фигур и правил, в соответствии с которыми они ходят:

  • Начать с пешек. Расставить их на позиции и в первое время играть только ими. Предложить малышу сделать ход каждой фигурой и попробовать «съесть» соперника. Если ребёнок делает ошибки, то не ругать, а сделать своеобразное землетрясение — потрясти доску. Такой подход добавит элемент игры, обязательно понравится и не создаст напряжение из-за совершённой ошибки.
  • Постепенно добавлять в игру новые фигуры. В процессе придумывать им роль в битве, которая станет разыгрывается на шахматной доске. Постараться для изучения каждой новой шахматной фигуры выделить одно занятие. При необходимости закрепить полученные знания на следующий день.

После освоения основных ходов стоит начать обучать ребенка основным принципам шахматной партии:

  • король должен быть всегда защищён от фигур противника;
  • слабые фигуры лучше располагать в центре доски;
  • отдавать свою фигуру на «съедение» желательно только для последующего более выгодного хода;
  • стараться играть всеми фигурами, так как у каждого своя роль и выиграть партию эффективнее, используя их в взаимосвязи;
  • осознание ценности каждой из фигур, когда роль коня более сильнее, чем у пешки;
  • объяснить, что у противника малыш должен убрать с шахматной доски ферзя или другие сильные фигуры.

Как научить ребенка игре в шахматы, чтобы он учился выигрывать — нужно объяснить базовые ходы:

  • Рокировка. Важный ход, который спасает в сложной ситуации. Происходит между королём и ладьёй. Они должны располагаться на одной линии и поменяться местами. Ладья становится в центр линии для защиты, а король смещается в бок, спасаясь от ходов противника. Рокировку проводят один раз за паритию, причём, это может сделать каждый из игроков.
  • Взятие на проходе. Происходит между двумя пешками в начале игры. Если противник сделал ход через клетку и оказался на одной линии с пешкой соперника, то она может быть «съедена». Причём та пешка, которая её «съела» встаёт не на её место, а на клетку выше.

Стоит помнить, что шахматы — это игра, требующая усиленной умственной работы и ребёнок может быстро устать и переутомиться, особенно, когда обучение идёт с самого нуля. Пусть в начале игра не превышает 15-30 минут.

Для детей 10 лет и старше есть программы на компьютере, которые созданы с постепенным усложнением игры. В них можно задать вопрос виртуальному помощнику для получения развёрнутого ответа.

Ещё одним вариантом как научить ребенка играть в шахматы — видео уроки, которые можно приобрести или найти в интернете. В них наглядно показаны сложные комбинации и предложена схема выхода из них.

Читайте еще: Как научить ребенка кататься на велосипеде

Есть отдельная школа Борисова: как научить ребенка играть в шахматы. Он сам воспитывает сына в будущего шахматного чемпиона, который научился играть с 4 лет. Борисов водит сына на чемпионаты, где тот обыгрывает детей 9-10 лет. На его сайте есть полезные статьи обо всём, что касается обучения игры в шахматы.

Наиболее благоприятным местом, где научить ребенка играть в шахматы быстрее и лучше всего — дом. Здесь его не будут отвлекать посторонние люди, можно лучше понять смысл игры с помощью обучающего видео, а сам процесс превратить в обычную игру.

Обратите внимание. Если ребёнок устал, переутомился или в плохом настроение, не нужно настаивать или заставлять его играть в шахматы. Из-за этого он может перестать любить шахматы

Из-за этого он может перестать любить шахматы.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого. Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске

Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Ушу для детей, что это за вид спорта

Ушу – это общее название ряда боевых дисциплин, родом из Китая. Занятия ушу включают в себя спортивные упражнения, дыхательную гимнастику, разучивание приемов самообороны и основы духовного развития. Этот вид спорта оказывает положительное влияние на физическое, психическое и умственное развитие, именно поэтому в секцию можно отдавать детей в совсем юном возрасте.

В целом можно сказать, что ушу – это отшлифованная веками комплексная система саморазвития и самосовершенствования. На занятиях детей учат владеть своим телом, самообороне, навыкам работы с оружием, навыкам ментального самоконтроля и основам восточной философии.

Как заинтересовать ребенка шахматами

Перед родителями часто возникает вопрос: «С какого возраста начинать учить ребенка шахматам». Однако психологи и тренеры не могут дать им единого ответа. Некоторые дети готовы начинать знакомиться с игрой в 3 года, а другие — приступить в начальной школе. Мозг ребенка в возрасте 3 лет очень пластичен и может легко воспринимать поступающую информацию. Шахматы для ребенка 3 лет принесут пользу только при наличии желания учиться.

Существует несколько способов заинтересовать ребенка 3-6 лет шахматами. Прежде всего, в эту игру должны играть близкие ему люди. Видя времяпрепровождение своих родных, малыш начинает активно интересоваться деревянными фигурами, передвигающимися на доске. При этом можно поддержать ребенка, научив его основным правилам игры. Также дошкольнику рекомендуется показать несколько нехитрых приемов, например, детский мат.

Книги и рассказы о древней игре вызовут интерес и эмоциональный отклик у детей. В частности, лучше использовать книги с большим количеством иллюстраций. Кроме того, можно найти мультфильмы, в которых главные герои играют в шахматы.

Нужный момент

Возраст от трех до шести лет — самая интенсивная фаза развития интеллекта. В это время происходит скачок в становлении всех познавательных способностей.

Знакомство с шахматами в период 3–6 лет станет колоссальным стимулом для развития интеллекта.

Навыки, полученные при игре, помогут ребенку стать терпеливым, усидчивым, настойчивым, а во взрослой жизни — планировать свои действия, анализировать ситуацию и выбирать правильное решение.

Но есть одно важное условие. Ребенок учится через игру

И шахматы тоже должны оставаться игрой — веселой, увлекательной, разнообразной. В этом поможет правильный подбор заданий и забавный енот.

Что, если вы не стали профессиональным шахматистом: личный опыт

Георгий Шванов, 22 года, выпускник психфака МГУ в Ташкенте:

«Познакомился с шахматами я в семь лет, в восемь начал заниматься с тренером. Вскоре выполнил на турнирах третий и второй разряд, и пришло понимание, что нужен тренер более высокого уровня. Не сразу, но моим родителям удалось такого найти, я стал стабильно побеждать на чемпионатах Ташкента, но результатов на республиканском уровне не было. Мешала слабая физическая подготовка, психологические трудности (боязнь сильных соперников, страх проиграть решающую партию). К тому же я был очень ленивым ребёнком и в то время, как мои сверстники занимались по четыре-шесть часов, тратил на шахматы от силы два часа в день. Вскоре к этому добавилось и то, что появилось уникальное поколение вундеркиндов, которые стали выигрывать турнир за турниром на детском уровне и показывать достойные результаты на взрослом уже в возрасте восьми-десяти лет.

В четырнадцать я стал заниматься с гроссмейстером, начал участвовать в международных соревнованиях за рубежом, через три года выиграл первую лигу чемпионата Узбекистана и стал серебряным призёром чемпионата республики до 18 лет. Тем не менее этого было мало — в моём возрасте многие уже давно получали высшее шахматное звание или показывали значительно превосходящие результаты. Плохо отыграв последний турнир, который позволял рассчитывать на перспективы, я понял, что продолжать серьёзно заниматься шахматами бессмысленно, и занялся поступлением в университет. Сейчас я учитель шахмат, мне нравится работать с детьми и помогать им прогрессировать, но не рассматриваю это как основу своей карьеры и ищу профессию, которая была бы больше по душе.

Жалею ли я, что не стал сильным шахматистом? Нет, поскольку понимаю, что для этого мне не хватало как таланта, так и вложенного труда. Я рад, что не зацикливался на шахматах в своём детстве, что позволило мне развиваться во множестве других интересов и получать больше удовольствия от жизни сейчас. С другой стороны, я рад, что в моей жизни был опыт больших достижений, поездок на турниры, знакомства со многими интересными людьми. Шахматы научили меня держать удары судьбы и достойно принимать как поражения, так и победы».

Яна Моделова, 22 года, журналистка:

«Я начала заниматься шахматами в пять лет. Меня привела бабушка, которая в молодости занимала призовые места на чемпионатах Сибири. Свой первый городской турнир я выиграла в шесть лет, поэтому многие пророчили мне карьеру хорошей шахматистки. Моим тренером вскоре стала моя бабушка, которая затем выстроила карьеру тренера начинающих спортсменов. Её ученики выигрывали республиканские соревнования, летали на международные турниры и становились кандидатами и мастерами спорта.

К сожалению, или, может быть, к счастью, профессиональной спортсменкой я сама так и не стала. До 13 лет периодически выступала на республиканских соревнованиях, но не занимала там призовых мест. Шахматы требуют предельной концентрации и не любят, когда их время отнимает что-то другое. Я знаю ребят, которые посвятили себя шахматам: они тренировались по шесть часов в день, не занимались в школе и готовились к турнирам. Более того, серьёзные шахматные турниры и чемпионаты требовали огромных денег: республиканская федерация никак не помогала шахматистам, и, если тебе нужно было куда-то лететь, ты организовывал всё за свой счёт. Мои родители такого позволить себе не могли.

Несколько моих соперниц-шахматисток в итоге стали выступать за иностранные федерации, которые готовы были обеспечить их всем необходимым.
На мой взгляд, конкуренция в шахматах местами сильнее, чем в других видах спорта. Тебе нужно не только тренировать собственное мастерство, но и периодически следить за тем, как играют твои соперники.

Как научить правилам игры в шахматы

Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:

  • На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
  • Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
  • Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.

Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:

  • Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
  • Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
  • Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
  • Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
  • Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
  • Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
  • Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.

Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.

Как правильно мотивировать ребёнка

Обычно дети дошкольного возраста живо интересуются каждым новым занятием, но через некоторое время это желание проходит, и ребенок начинает переключатся на что-то другое. В основе шахмат лежат такие понятия как терпение и усидчивость, большинство детей не наделены такими качествами характера, в силу их возраста.

Приведем несколько приемов для мотивации малыша:

  • Дети стараются походить на тех, кого считают для себя авторитетом. Прежде всего это конечно же родители или бабушка с дедушкой. Таким образом если малыш будет видеть, как папа играет в шахматы, то у него появится желание сыграть с ним;
  • Купите красивую шахматную доску с необычными шахматными фигурами. Для мальчика пусть это будут две армии рыцарей или других персонажей, которые ему в данный момент по душе. Для девочки это могут быть элегантные фигуры с бала из сказки про золушку и т.п.

  • Можно организовать небольшой семейный турнир по шахматам. Если у вас, к примеру, мама не умеет играть в шахматы, можно дать юному шахматисту задание научить ее играть. В процессе обучения он будет тренироваться и больше понимать игру. При этом ребенок повысит свой статус и будет стараться поддерживать его. В турнирах он будет занимать не последнее место, за счёт не умеющей мамы или бабушки, и будет стараться продвигаться по турнирной таблице, чтобы выйти на первое место;
  • Следующий этап по мотивации юного шахматиста, а также этап развития, нужно посетить шахматный клуб или секцию. Лучше это сделать, когда у них будет проходить турнир, этот процесс еще больше заинтересует малыша и он захочет посещать шахматный кружок.

Напоследок несколько советов от Фиксиков:

Методика игры

В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.

Правила игры.

Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.

Интерес к шахматам

Пользование вспомогательными ресурсами.

Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.

Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.

Как выбрать секцию

Бесплатные секции по шахматам в вашем городе Барнаул, Брянск, Волгодонск, Екатеринбург, ЗАТО Северск, Ишим, Казань, Каменск-Шахтинский, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Муром, Мценск, Нижний Новгород, Ноябрьск, Обнинск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Радужный, Рязань, Салехард, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сургут, Тольятти, Тула, Тюмень, Хасавюрт, Химки, Челябинск, Чита, поселок Голышманово, село Борогонцы, село Каякент

Выбор секции шахмат для детей должен опираться в первую очередь на поиски хорошего инструктора. Желательно, чтобы у него были личные достижения, как минимум разряд кандидата в мастера спорта, а лучше звание гроссмейстера или мастера спорта. Если это персональный тренер, то необходимо поинтересоваться об опыте в преподавательской деятельности, узнать о достижениях учеников и наличии программы обучения

Немаловажное значение имеет и рейтинг шахматиста в профессиональном рейтинге ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Обязательно почитайте отзывы от тех, кто уже пользовался услугами данного репетитора. Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение

Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение

Обратите внимание на близость секции к дому, лучше всего, если ребенку не придется ездить на общественном транспорте. Прогулка после долгого нахождения в сидячем положении пойдет ему на пользу

В чём польза для детей

Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

Шахматы и внутренний мир ребенка

Регулярные занятия научат маленького шахматиста разумно мыслить, рассудительно и предельно творчески подходить к решению самых сложных задач, быстро и правильно предпринимать шаги. Со временем он сможет одинаково спокойно встречать свои победы и поражения, а также самостоятельно нести за них ответственность.

У вас появится возможность наблюдать, как у ребенка появится привычка быстро концентрировать внимание и значительно улучшится память. Он станет усидчивым, обязательным и рассудительным. Появятся навыки знания психологии противника, что повлечет за собой привычку предвосхищать его следующий шаг и умение вовремя и правильно на него среагировать

Появятся навыки знания психологии противника, что повлечет за собой привычку предвосхищать его следующий шаг и умение вовремя и правильно на него среагировать.

В чём сила шахмат?

С нестандартными правилами игры, разными по размеру досками  и фигурами, на официальных турнирах, по телефону, в Интернете и по переписке – люди играют в шахматы, предоставляя широкое поле деятельности для мозга. Даже в математике решают шахматные задачи. Вы, например, слышали когда-нибудь о «Задаче о ходе коня» или «Задаче о восьми ферзях»?

Шахматы – это не просто увлечение, это профессиональный спорт. Есть там и звания, и система прохождения турниров, существуют международные лиги и шахматные конгрессы. Хоть и не берут шахматы в олимпиаду, но самый главный «шахматный орган» под названием ФИДЕ состоит в Международном олимпийском комитете.

В чём же сила этой настольной игры? Как утверждают знатоки нашего организма, в особенности предметно изучающие мозговую деятельность, шахматы – замечательный способ развития интеллекта.

Любители различных экспериментов хором заверяют, что вовлечение ребёнка с раннего возраста в шахматные состязания обеспечивает опережающую успеваемость по точным наукам в школе.

Правила игры

Правила игры в шахматы – один из самых сложных и обязательных этапов в процессе обучения. Чтобы постараться самостоятельно объяснить все правила, рекомендуется для начала учесть несколько важных принципов:

  • Занятия должны длиться не больше 10 минут в день, чтобы ребенок не уставал.
  • Все занятия должны проходить исключительно в игровой форме.
  • Знакомить ребенка с правилами рекомендуется постепенно – следуя от простого к сложному.

Объясняя малышу, как ходят фигуры – важно не спешить и не стараться выложить всю информацию сразу. В первую очередь потребуется начать знакомство с пешек: необходимо рассказать ребенку, как они ходят и как «едят» другие фигуры. После этого, можно расставить пешки на доске и предложить ребенку попробовать сыграть только этими фигурами

Победу получает участник, которому удалось первому добраться до противоположной стороны доски, сохранив при этом наибольшее количество пешек

После этого, можно расставить пешки на доске и предложить ребенку попробовать сыграть только этими фигурами. Победу получает участник, которому удалось первому добраться до противоположной стороны доски, сохранив при этом наибольшее количество пешек.

Чтобы закрепить данный навык, рекомендуется сыграть несколько партий подряд. Для постепенного усложнения задачи, лучше всего понемногу добавлять фигуры в игру, объясняя их значимость. После того, как все фигуры будут в игре – можно объяснить ребенку значение таких популярных терминов, как «шах» и «мат».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий