Как можно приучить ребенка помогать по дому
А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.
Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.
Как правильно поручить задание ребёнку?
Прежде всего нужно относиться к малышу с пониманием, разговаривать с ним спокойно и терпеливо, ведь он ещё не всегда и не сразу может понять, чего от него хотят. Если же ребёночек будет видеть, что на него злятся или говорят с ним на повышенных тонах, то его это может расстроить и довести до слёз. Поэтому, нужно набраться как можно больше терпения
Кроме этого, очень важно давать ребёнку конкретные задачи, чтобы не привести его в растерянность. Маленькие детки (приблизительно до 3-х лет) ещё не умеют делать какую либо работу поэтапно
Когда малыш слышит от своей мамы: «Приберись в комнате! », он не может понять, что ему нужно сделать и из-за растерянности начинает плакать. Именно поэтому, лучше всего сказать ребёнку: «Сложи в коробку все машинки, пожалуйста». А после того, как эта работа будет сделана, продолжить: «Молодец! А теперь собери весь конструктор. »
Кстати, также очень важно помогать малышу во всех его делах, ведь когда он видит, что его родители занимаются чем-то вместе с ним, он радуется и чувствует любовь и заботу. Не нужно забывать, что ребёнок всегда хочет проводить всё своё время с любимыми мамой и папой.. Итак, то что дети должны помогать родителям мы выяснили, но какие именно обязанности должны быть у ребёнка в зависимости от его возраста?
Итак, то что дети должны помогать родителям мы выяснили, но какие именно обязанности должны быть у ребёнка в зависимости от его возраста?
У трёхлетнего ребёнка: уметь самостоятельно чистить зубки, умываться, причёсываться; убирать со стола кроши, которые остались после еды; складывать свои игрушки на место; помогать маме накрывать на стол (отнести тарелки, ложки, салфетки и т. д.) .
У четырёхлетнего ребёнка: помогать прибираться родителям; кормить домашних питомцев; уметь делиться своими игрушками со сверстниками; уведомлять родителей, когда выходит гулять на улицу.
У пятилетнего ребёнка: уметь приготовить себе лёгкий завтрак; помогать родителям с покупками; самому уметь полностью одеваться; выносить мусор, помогать по дому; уметь завязывать шнурки.
У шестилетнего ребёнка (первоклассник) : полностью прибираться в своей комнате; готовить пару несложных блюд; собирать портфель в школу; нести ответственность за своё поведение в школе.
У семилетнего ребёнка (второклассник) : отвечать на телефонные звонки; помогать носить пакеты с продуктами; гладить некоторые вещи; самостоятельно покупать себе завтрак в школе; вовремя вставать на занятия.
У восьмилетнего ребёнка (третьеклассник) : следить за своей одеждой (вовремя положить в стирку, погладить, почистить) ; самостоятельно делать домашнее задание; знать, как правильно распоряжаться карманными деньгами; быть вежливым, знать основные правила этикета; уметь присмотреть за ребёнком.
У девятилетнего ребёнка (четвероклассник) : самостоятельно делать покупки в магазине; уметь обращаться с техникой (стиральной машиной, телевизором, компьютером) ; знать, как оказать первую помощь.
У десяти- и одиннадцатилетнего ребёнка (5-6 класс) : прибираться у себя дома; уметь распоряжаться небольшой суммой денег; ответственно относиться к поручениям; с умом распределять своё свободное время; полностью отвечать за свои поступки.
У подростка-старшеклассника (7-11 класс) : уметь готовить кушать на всю семью; самостоятельно зарабатывать деньги на личные расходы; всячески поддерживать своих родителей; уметь идти на компромисс; ответственно относиться к учёбе; быть преданным и честным во всех отношениях.
Должны ли дети родителям ещё что-то помимо перечисленных обязанностей? На этот вопрос точно ответить не сможет никто, так как в каждой семье свои правила. Поэтому, в зависимости от того, как родители воспитывают своего ребёнка, список вышеперечисленных обязанностей может быть больше, а может и наоборот, чуть меньше.
Кстати, интересно, что в то время, когда ребёнок выполняет свои обязанности по дому, у него происходит своего рода привыкание к работе. То есть у малыша пропадает чувство страха перед поручениями, а это, в дальнейшем, является одним из залогов успешной карьеры.
В заключение хочется напомнить, что дети – это цветы жизни, так что любите своих малышей, радуйтесь каждому их достижению, каждой улыбке и каждому их новому, хоть и маленькому, но всё же уверенному шажку в далёкое, прекрасное будущее. Всего наилучшего!
8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо
Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.
Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.
Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.
2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку
Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.
Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.
Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому.
Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.
Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.
Создайте у ребенка ощущение ценности.
Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться
Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы
Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.
Почему важно привлекать подростков к семейным обязанностям
Вовлечение подростков в выполнение семейных обязанностей играет важную роль в их развитии и подготовке к будущей жизни. Во-первых, помогать по дому учит подростков терпению, ответственности и самостоятельности. Когда они выполняют различные задачи, такие как уборка, готовка еды или уход за младшими, они развивают навыки планирования, организации и приобретают опыт взаимодействия со своими родственниками.
Во-вторых, семейные обязанности учат подростков ценности сотрудничества и взаимопомощи. Когда у каждого члена семьи возникает обязанность и требуется вклад и усилия от каждого, подростки понимают, что их вклад имеет значение и что они могут внести вклад в благополучие всей семьи. Это помогает создать единство и солидарность среди членов семьи и укрепляет связи между ними.
В-третьих, выполнение семейных обязанностей обучает подростков ценности ответственности и последовательности. Когда подростки осознают, что они несут ответственность за выполнение определенных задач, они развивают такие важные навыки, как пунктуальность, надежность и организованность. Эти навыки будут необходимы им не только внутри семьи, но и в их будущей карьере и повседневной жизни.
Кроме того, участие в семейных обязанностях помогает подросткам развить чувство уважения и признательности к своим родителям. Когда они видят, как много работы и усилий вкладывают родители в управление семьей и заботу о них, они начинают ценить и уважать их больше. Это способствует созданию более гармоничных и здоровых семейных отношений.
В целом, привлечение подростков к выполнению семейных обязанностей — это не только способ справиться с повседневными задачами, но и важный шаг в их развитии и подготовке к взрослой жизни. Они учатся ценить вклад и усилия, развивать важные навыки и укреплять связи внутри семьи. Это дает им фундамент, который им может пригодиться в будущем и способствует созданию общего благополучия семьи.
Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому
Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»
Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет.
Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.
Станьте наблюдателем.
Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.
Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому
Или, наоборот, способен на большее.
Пресекайте шантаж.
Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.
Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.
Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»:
«Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.
Не стесняйтесь обратиться за помощью.
Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.
Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.
Не наказывайте и не ругайте
Возникшие проблемы обсуждайте мирно, спокойно и с любовью. Спокойно спросите ребёнка: «Когда ты будешь свободен, чтобы мы смогли поговорить?». В назначенный час сядьте и в спокойной обстановке обсудите проблему.
Что может сделать ребёнок самостоятельно:
- от 3 до 5 лет.
Накрыть и убрать стол, полить цветы, вытереть пыль, пропылесосить, застелить кровать, покормить животных, убрать свои игрушки, вымыть полы, самостоятельно одеться и обуться. - от 5 до 8 лет
. Сменить постельное бельё, помыть фрукты, почистить овощи, выбить ковры, приготовить бутерброды, вынести мусор, погулять с собакой. - от 8 до 9 лет
. Управляться с плитой: сварить или пожарить яйца; почистить овощи или фрукты, выгладить бельё (под контролем взрослых), управляться со стиральной и посудомоечной машинами. - от 10 до 14 лет
. Готовить простые блюда, убирать в доме, ходить в магазин, ухаживать за младшими братьями и сёстрами.
Желаем вам терпения и взаимопонимания с детьми!
Нравится
Домашние обязанности ребенок должен иметь с первых лет жизни. Конечно, двухлетний малыш не сможет почистить картошку, но справиться с уборкой своих игрушек он вполне в состоянии.
Дети обязательно должны помогать родителям по дому, и если вы не хотите вырастить трутня, не приспособленного к самостоятельной жизни, малыша обязательно нужно приучать к домашней работе.
Выгода от помощи по дому для подростков
Помощь по дому для подростков предоставляет не только пользу семье, но и положительные результаты для самого подростка. Вот несколько причин, почему подросткам следует принимать активное участие в выполнении домашних обязанностей:
- Развитие ответственности. Помощь по дому помогает подросткам осознать свои обязательства и научиться выполнять задачи своевременно и ответственно. Это важный навык, который поможет им в будущей жизни и карьере.
- Укрепление семейных связей. Участие в выполнении домашних дел позволяет подросткам проводить больше времени вместе с родителями или другими членами семьи. Это способствует развитию близких отношений, повышает взаимопонимание и создает сильную семейную связь.
- Развитие навыков самоорганизации. Выполнение регулярных домашних задач требует планирования и организации. Подростки, помогая по дому, научатся разбираться в своем времени и задачах, что поможет им успешно управлять своей жизнью в будущем.
- Укрепление самооценки. Помощь по дому помогает подросткам почувствовать себя полезными и важными членами семьи. Они видят, что их усилия приносят пользу и помогают родителям, что повышает их самооценку и уверенность в своих способностях.
- Приобретение практических навыков. Помощь по дому позволяет подросткам освоить различные практические навыки, такие как готовка, уборка, стирка, что будет полезно во взрослой жизни и облегчит адаптацию к самостоятельной жизни.
В целом, помощь по дому для подростков полезна как для семьи, так и для самого подростка. Она помогает им развиваться как личности, укреплять семейные узы и готовиться к будущей жизни. Поэтому подросткам стоит активно включаться в выполнение домашних обязанностей.
Как приучить подростка помогать вам по дому
Подростку бесполезно говорить о пользе уборки. Не стоит пугать его приходом гостей или тем, что выключите интернет (заберёте телефон, компьютер и так далее), кричать, поощрять за уборку карманными деньгами или сравнивать его с детьми друзей и знакомых. Это только настроит ребёнка против вас, и сделает хлопоты по дому очень неприятной обязанностью, выполнять которую совсем не хочется.
Вам следует помнить, что подросткам в переходном возрасте и так тяжело, у них много дел и обязанностей. Поэтому не давите на ребёнка, если хотите воспитать в дочери счастливую женщину, а в сыне — счастливого мужчину.
Вы можете бесконечно долго обвинять подростка в том, что в его комнате бардак, но пока не конкретизируете проблему, он может попросту не понимать вас. Для тинейджера может считаться нормой не заправленная постель, разбросанные по комнате вещи, переворошённые полки в шкафу, грязная кружка на столе и слой пыли на мебели.
Он не обращает на эти мелочи (на его взгляд) внимания, а поэтому и не считает бардаком. Обозначьте проблему и попросите устранить её. Объясните, что когда всё будет на своих местах, не придётся обходить гору с одеждой, или удобнее будет делать уроки, когда стол не будет заставлен хламом.
С подростком необходимо общаться, как с равным себе. Поэтому, если вы хотите приучить его к порядку, попросите это сделать.
К примеру:
- «Маш, вытри сегодня пыль, когда тебе будет удобно»;
- «Макс, поможешь, когда будет время пропылесосить в квартире?»;
- «Дашунь, не забудь сегодня полить цветы».
Форма просьб (не мольбы, не давления на жалость и не приказов) должна быть прямой, тем не менее вы дайте ребёнку время на то, чтобы сделать это, когда ЕМУ удобно. Подсознательно подросток понимает, что его не загнали в угол с приказом, а дали выбор — когда удобно ему это сделать.
Если подросток любит разбрасывать вещи по дому, а затем не убирает их за собой — поступите также. Начните вести себя аналогично, но так, будто у вас случайно получилось оставить свою куртку в его комнате, или вы просто повесили свой халат в его комнате, потому что … (придумайте причину), или штаны на двери его комнаты висят там, чтобы просушиться.
Если сын или дочь предъявят вам, что им мешают эти вещи, объясните, что их вещи, разбросанные по квартире точно также мешают и вам, и вы возмущены этим беспорядком.
Другой вариант — собрать разбросанные по квартире вещи и поместить их на постель подростка. Когда они станут ему мешать, он либо сбросит их на пол, либо разберёт сразу. Ну а скопление вещей на полу в конце концов приведёт к тому, что ему самому надоест этот беспорядок.
Не забывайте, что у подростков бывают перепады настроения, слабость, какие-то проблемы, страдания от первой любви. В силу возраста им сложнее пережить, нежели взрослому человеку. В такие моменты лучше отодвиньте уборку на второй план и поддержите своё чадо. Ребёнку будут приятны ваша забота и понимание, и он их точно оценит.
Когда в следующий раз будете покупать какие-либо предметы для уборки (швабру, тряпки, метлу от пыли или моющее средства), позовите ребёнка с собой. Пусть подросток сам выберет то, что ему нравится — запах моющего средства, цвет и комплект тряпок, и швабры. Его участие в этом процессе поможет заинтересовать в дальнейшем пользоваться купленными средствами и предметами.
Помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и в мире нет универсального способа, как приучить ребёнка помогать родителям. Проявляйте фантазию, и выполняйте уборку с творческим подходом к этому делу — устраивайте соревнования, кто быстрей сложит игрушки или вещи, кто лучше станцует со шваброй или споёт в неё, как в микрофон. Так процесс уборки будет проходить вдвойне приятнее и веселее.
Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому
Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.
Уборка:
- Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
- Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
- Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
- Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
- Развесить белье
- Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
- Подмести пол веником или пропылесосить
- Протереть пыль тряпкой
- Вытереть грязь от своих сапожек на полу
- Отнести мусор в ведро
- Вынести мусор в мусоропровод
- Мыть и протирать посуду
Приготовление пищи:
Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
Почистить яйца
Размешать салат или некрутое тесто
Подавать ложки, чашки, тарелки
Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
Накрывать на стол
Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее – с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
Украшать пирожные и торты
Вырезать печенье формочками, лепить пироги
Стирать со стола крошки
Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник
Домашние растения и животные:
- Поливать цветы
- Сажать цветы в горшки
- Кормить домашних животных, наливать им воду
- Помогать мыть животных
- Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)
Другое:
- Доставать почту из ящика
- Помогать мыть машину
- Протирать свои ботинки после прогулки
- Вешать вещи на крючок.
Статья прочитана 104 748 раз(a).
:
Время прочтения:
Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич
.
Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.
Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.
Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.
Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому
Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием
Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.
За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.
Почему подростки не хотят помогать по дому?
На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела!
Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…
Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире
доступными для них средствами
Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса
Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,
Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там!
», или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»
Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.
Портятся отношения «отцов и детей»
Во многих российских семьях над шуткой «Уроки выучены. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили все наизусть. Кошка пересказала» не смеются… Такая ситуация превращается в реальность в тех семьях, где нет доверительных отношений родителей и ребенка, где они не проводят качественное время рядом: не читают вместе, не обсуждают достижения науки, не обретают общих увлечений.
Вы не приемлете иных оценок, кроме «отлично»? Честно ответьте себе — а почему? Если из двойки в семье разгорается скандал, дети не чувствуют, что их любят безусловно. Они ощущают, что обязаны заслужить любовь мамы и папы своими успехами, а это неправильно. Любовь всегда должна быть выше любых оценок.
Также очень важно учить ребенка грамотно ставить цели — так, чтобы получалось их достигать. Это умение необходимо и для взрослых людей, и освоить его можно в любом возрасте! Незаменимым помощником в этом плане станет курс Викиум «Целеполагание». В нем собраны понятные, действенные и научно обоснованные методики, которые помогут вам привнести в жизни кардинальные изменения к лучшему
В нем собраны понятные, действенные и научно обоснованные методики, которые помогут вам привнести в жизни кардинальные изменения к лучшему.
Что посильно дошкольнику в домашних делах
Обязанности детей по дому должны соответствовать их возрасту. Возможности трехлетнего малыша отличаются от того, что должен уметь ребенок 6-7 лет.
На первых этапах дошкольник только оказывает помощь взрослому, выполняя работу вместе с ним или рядом с ним. Впоследствии, имея определенные навыки, он может иметь конкретные обязанности по дому. Задача мамы и папы поддерживать и подбадривать ребенка, а также контролировать выполнение и качество.
Приобщение 3-летних малышей
Приобщение трехлетних дошколят к оказанию посильной помощи начинается с естественных потребностей поддерживать порядок в доме
Если взрослые будут обращать внимание ребенка на чистоту и аккуратность вокруг, он будет с удовольствием выполнять поручения в наведении порядка, посильные его возрасту. Например:
- убрать свою тарелку, ложку и чашку после принятия пищи;
- сложить свои игрушки в коробку;
- убрать книги, карандаши, бумагу в специальное место;
- вместе с мамой полить комнатные цветы;
- покормить домашнее животное;
- раздеваясь, аккуратно сложить свои вещи на стульчик.
Включение малыша в выполнение таких обязанностей очень своевременно. В 3 года развитие личности ребенка переходит на новый этап, когда он начинает себя осознавать как «Я действующий». Посильный труд – самый подходящий способ принять участие в полезной деятельности и увидеть собственные достижения.
Первые обязанности в 4-5 лет
В 4-5 лет ярко выражается стремление детей жить такой же жизнью, как и взрослые. Дошкольник уже не только хочет поучаствовать в действии, а стремится достигнуть похвального результата. Не просто сложил вещи, а «сложил аккуратно», не просто вымыл тарелку, а «вымыл чисто» и пр.
Соответственно, перечень обязанностей, с которыми может справиться ребенок, расширяется. Дошкольник может помочь:
- сервировать стол под присмотром взрослого;
- счищать остатки пищи с грязной посуды и загружать ее в посудомоечную машину;
- вытирать пыль;
- убирать за собой игрушки и материал для самостоятельных занятий;
- поливать цветы и растения на огороде;
- участвовать в украшении комнаты к празднику;
- развешивать свои вещи после стирки на сушилке;
- выполнять посильные одноразовые поручения с понятной задачей (принести, сложить, рассортировать по коробкам и пр.).
Взрослым важно знать, что до 5 лет ребенок воспринимает различное участие в делах не как трудовую деятельность, а как некую игру, но особенную. Соответственно, отказ от выполнения поручения говорит не о том, что у ребенка как-то неверно формируется ответственное отношение
Как правило, имеют место другие факторы: настроение малыша, самочувствие, интерес к другому занятию.
Что может делать ребенок по дому в 6 лет
Дошкольник в 6 лет разделяет труд и игру. Он знает, что, потрудившись, принесет пользу, может оказать значительную помощь своим родителям. У него уже могут быть постоянные ежедневные обязанности:
- помогать маме с уборкой;
- убирать свою одежду в шкаф;
- расстилать и заправлять свою кровать;
- помогать развешивать выстиранное белье;
- накрывать самостоятельно на стол для себя и всех членов семьи;
- помогать ухаживать за младшим братом или сестренкой;
- выгуливать домашних животных;
- нести покупки из магазина (в соответствии с весом).
Что должен делать дошкольник в 7 лет
В этом возрасте помощь родителям по дому довольно обширна. Во-первых, ребенок уже достаточно хорошо владеет навыками самообслуживания; во-вторых, знает, что такое помощь взрослым и ответственен за определенные обязанности по дому. В перечень того, что может и должен делать ребенок 7-ми лет по дому, входит:
- Содержать в чистоте и порядке свою комнату или уголок.
- Делать простые покупки (хлеб, молоко).
- Готовить простые блюда (омлет, кашу из фасованных пакетов).
- Нарезать овощи для борща или салатов.
- Убрать со стола и помочь помыть посуду.
- Вытереть посуду.
- Вынести мусор.
- Следить за порядком в одежде. Убирать свою разбросанную одежду в шкаф.
- Ухаживать за домашним питомцем.
- Выполнять необходимые поручения при подготовке к приему гостей.
- Помогать на даче или огороде (полив растений, сбор урожая).
- Собирать свой рюкзачок в детский сад или на занятия развивающей студии.
Продуктивный подход – распределение обязанностей в семье. Например, ребенок убирает посуду со стола, мама моет посуду, а папа ее вытирает. Еще один вариант: во время уборки дома у дошкольника конкретная обязанность – вытирать пыль и пылесосить.
«Не хочу помогать!»
Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.
Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.
- У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
- Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
- Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
- Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
- Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
- Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.
И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.
Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.
Ценно желание, а не качество работы
Не ругайте малыша, если он выразил желание, а потом отказался и бросил занятие, не доделав. В таком возрасте дети ещё не умеют долго концентрироваться на чём-то одном.
Похвалите его за ту часть работы, которую он выполнил. Когда малышу исполнится лет 6–7, вы сможете составить для него список ежедневных обязанностей и вешать для памяти на холодильник. Выполнив одно из них, он сможет сам с чувством выполненного долга убрать стикер или вычеркнуть строчку в записке.
Пока дети не подрастут, не поручайте им сложных самостоятельных заданий. Позже вы должны назначать время, к которому должна быть сделана, например, уборка: к 12.00 в субботу. Если ребёнок так и не позаботился о чистоте своей комнаты, можно в качестве штрафа отменить какую-либо покупку или, например, поход в цирк.
Краткие выводы
Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:
- поддерживать детскую инициативу;
- помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
- не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
- всегда говорить «спасибо» за усилия;
- не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
- учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
- не наказывать трудом за проступки;
- демонстрировать позитивный пример.
Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.
Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.
И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.