Правда ли, что в СССР воспитывать детей было легче

Дети могут устраивать истерики

Как бы мы их ни боялись! Мы, взрослые, панически страшимся оказаться в такой ситуации: ребенок бьется в истерике, а прохожие оборачиваются и неизвестно что про себя думают. На самом деле истерика — это тот же самый способ справиться с эмоциями. Надо уважать его и не пытаться что-нибудь обязательно с этим сделать. Моя дочь, которой сейчас 10 лет, уже может после истерики (не такой, какая у нее была в 3 года, конечно) совершенно спокойно сказать: «Ну, просто настроение такое». Раньше за время, пока она рыдала и почти билась головой о стену, я много что успевала про себя подумать. О том, какая я мать, и о том, какая мне досталась дочь. Сейчас я умею «не разрушаться», пережидая ее чувства. Я просто говорю, что я рядом и всегда готова с ней говорить после того, как она успокоится. Потому что в эмоциях разговаривать бесполезно. А знание, что взрослый рядом, не пугается истерики и не считает после этого ребенка плохим — бесценно. Истерики пройдут, а это знание уйдет с маленьким человеком во взрослую жизнь.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Очень ранний прикорм

У бабушек и дедушек сегодняшних бабушек и дедушек было трудное детство: они пережили военные годы и период индустриализации с тяжелой работой на заводах. Конечно, это не имеет никакого отношения к детям. Какое влияние это оказало на их воспитание?

Детей кормили очень рано, с месячного возраста. Им давали воду и каплю свекольного сока. С 2-3-месячного возраста мы кормили манной кашей. Теперь глаза современных бабушек загораются, когда они видят баночки с детским питанием!

Сегодня Всемирная организация здравоохранения рекомендует давать детям прикорм с шести месяцев и не давать им воду: Все содержится в материнском молоке.

Что касается прикорма, то сегодня существует два его вида: педиатрический (баночное или самостоятельное приготовление с введением продуктов по системе) и образовательный (микроприкорм с общего стола).

С раннего возраста детей учили, что «тарелка любит чистоту» и что «не выходи из-за стола, пока не поешь». Сегодня это называется пищевым насилием, и такой подход решительно осуждается: ребенок должен научиться понимать, когда он сыт, а когда голоден, вместо того, чтобы по глупости есть то, что не приколочено, а потом страдать от ожирения. Не совершайте родительских ошибок, которые разрушают жизни.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Рогатки

Кто помнит самодельные рогатки? Они были двух видов: классические и шпоночные. Классические вырезались из толстой ветки орешника с развилкой, покупался широкий серый жгут в аптеке, доставался кусочек кожи (можно было втихомолку вырезать дома из дорожной сумки и свалить на сестру) и все скреплялось медной проволокой или синей изолентой.  Заряжалась такая рогатка гладкой галькой, которую часто привозили во дворы вместе с песком, или незрелыми ягодами типа рябины, сливы или вишни, которая вдоволь росла за домом. Иной раз мощности выстрела камнем хватало, чтобы вдребезги разбить бутылку из-под шампанского с трех метров. Такая рогатка ценилась по причине того, что не у каждого хватало умений и средств на ее создание. Её можно было поменять на другие ценные вещи типа вкладышей от Turbo, CinCin и Final90. 

Гуляя и от нечего делать, можно было смастерить рогатку попроще — шпоночную. Для этого на свалке нужно было отыскать толстый алюминиевый провод в оплётке и найти жгутик. С последним проблем не было — легко добывался из резинки трусов. Чем новее трусы — тем лучше жгутик. Стреляла такая рогатка шпонками — согнутыми в подкову кусочками медной или алюминиевой проволоки. Вреда она особого не наносила, но голубей и кошек пошугать было ок. Иногда эта рогатка становилась последним аргументом в дворовых потасовках — по ляжке прижигала она здорово! В основном стреляли просто в воздух, наслаждаясь звуком летящей шпонки. Такая рогатка собиралась на один день и вечером, как правило, сливалась товарищу за «погонять на велике». 

Лампы и кинескопы

Грех было не разбить выброшенную на помойку лампу дневного света. Разбивались они с громким хлопком, если кинуть лампу на асфальт торцом. Об экологии тогда не думали. 

А вот эта находка на помойке была крайне редкой и всегда приносила огромнейшую радость мальчишкам.  Бросали жребий, кто первым кинет кирпич в верхнюю лампу (лучевую пушку кинескопа). Она была самым уязвимым местом кинескопа. Когда лампа разбивалась — кинескоп из-за внутреннего вакуума коллапсировал внутрь с очень глухим хлопком, эхом отзывавшимся во дворах. Соседские мальчишки тотчас же сбегались посмотреть на это действо. Но чаще мы находили кинескопы уже с отбитой лампой. 

Быть самостоятельными

В большинстве советских семей ребёнок, который дорос до школы (то есть 6–7 лет), мог самостоятельно передвигаться по своему району, на целый день оставаться дома (пока родители на работе). Он без проблем мог разогреть себе обед (впрочем, мог съесть его и холодным), некоторые даже умели приготовить простые блюда, например, яичницу или кашу. Родители могли послать малыша в магазин за хлебом и молоком.

Сегодня же за оставление несовершеннолетнего ребёнка без присмотра предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Сами дети гораздо более инфантильные и беспомощные, чем их советские ровесники.

Советские дети рано обретали самостоятельность

Самостоятельность в советское время выражалась и в уходе за собой, самообслуживании. Так, советские малыши в детском саду уже в 4–5 лет отлично завязывали шнурки, чего не умеют даже многие современные младшие школьники (а зачем, если есть обувь на липучках?).

Мой девятилетний сын ходит в бассейн и рассказывает, как там многие папы после тренировки моют его ровесников в душе, затем вытирают полотенцем и полностью одевают.

Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек

В СССР каждого ребенка стремились вырастить человеком 

Одним из постулатов СССР, да и традицией, было вырастить из ребенка «человека». Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества.

Такой подход к современным детям приведет к неприспособленности жизни

Если такие методы использовать по отношению к нынешнему ребенку, он вырастет абсолютно неприспособленным к дальнейшей взрослой жизни. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.

Привить любовь к труду

Советские дети считались полноценными членами семьи, которые должны уметь разогреть обед, помыть за собой посуду или подмести в коридоре. Любовь к труду прививалась с раннего детства. Подрастая, ребенок становился вполне самостоятельным человеком, который мог приглядеть за младшими братьями или сестрами не хуже взрослых.

Нынешние отпрыски воспитываются чрезмерно изнеженными. Мамы и папы оберегают их от любой трудовой деятельности, считая, что ребенок еще успеет подготовиться к самостоятельной жизни. Однако в итоге вырастает ленивый и инфантильный человек, который не помогает по дому ни родителям, ни второй половинке.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Почему советские школьники были умнее нынешних

Эксперты уверены, что дети в СССР были умнее за счет своей же старательности. Каждый в Союзе не желал быть изгоем, а таковым можно было стать в основном из-за собственной глупости и лени.

Детей с раннего детства приучали к самостоятельности. Девочки учились готовить и шить на уроках труда с младших классов. Мальчики мастерили, ремонтировали, строили.

Родители, не имея достаточной базы знаний о психологии ребенка, не потакали его слабостям. Баловство и любое проявление характера воспринималось с неодобрением. Быть не таким, как все, было зазорно. Потому ребенок с ранних лет старался подражать старшим или более «успешным» сверстникам.

Назвать советских школьников умнее можно лишь в отдельных случаях. Они были лишь более организованными и эрудированными. Развитием учеников занимались все вокруг: учителя, воспитатели, вожатые, родители и представители старшего поколения.

Современные дети от такого давления в большинстве случаев освобождены. И каждый ребенок имеет выбор: стремиться к знаниям и успеху или оставаться на «средней» планке.

Современная система образования в России достаточно жесткая и сложная для учащихся. Но свобода вне школы позволяет ученикам отвлекаться от обучения. Школьники находят альтернативные пути к достижению успеха.

Старшее поколение в этом видит негативные стороны. Психологи же уверены, что изменения в обществе только к лучшему. Гениев в современности общество воспитывает гораздо больше, чем годами ранее.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: КАКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ФАНТАСТОВ СТАЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ БУДУЩЕГО

Что изменилось

К сожалению, мы вынуждены принять тот факт, что проблем с успеваемостью, состоянием здоровья, поведением молодого поколения значительно прибавилось. Известно, что воспитание в большинстве своем зависит от семьи, в которой малыш растет. В Советском Союзе это была настоящая ячейка общества, обособленный элемент со своим укладом.

Конечно, не все семьи идеальны, но, если возникали какие-либо проблемы, поднимались всем миром и старались помочь. В современной России люди разводятся больше, чем регистрируют браки, растет число неполных семей. А страдают от этого, в первую очередь, дети. Им просто не у кого брать пример, что мужчина должен быть сильным, а женщина – верной опорой во всех начинаниях. Сегодня зачастую бывает с точностью да наоборот. Мужчина как таковой уже не защитник, не пример для подражания – он просто папа. Мальчикам с детства не прививается самостоятельность и умение держать слово. А девочкам – не преподносится женственность и желание в будущем стать хорошей матерью.

Детские сады

Каким было воспитание в советское время в детских садах? Они тоже потеряли свои позиции. В СССР дошкольное образование считалось единым, имело определенные стандарты обучения. Сейчас кто-то посещает государственные детские сады, кто-то – частные. Некоторые семьи предпочитают воспитывать ребенка дома (обосабливаясь от общества). Если в Советском Союзе профессия «воспитатель» была крайне почетной, то в современной России квалифицированных специалистов осталось мало. Да и идти в эту специальность людям остается только по зову сердца, ведь зарплаты предлагаются смешные.

Раньше каждый человек был товарищем, детишкам объясняли, что важно проявлять трудолюбие, дисциплинированность, любовь к близким, уважение к старшим. Повсюду висели лозунги с соответствующими наставлениями. Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности

Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь

Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности. Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь.

Изменилась и система физического воспитания детей. Советскому Союзу нужны были сильные, здоровые, работящие руки. Работало множество фабрик, заводов, колхозов, где необходимо много трудиться. В школах было много снарядов (кольца, брусья, перекладины), на которых занимались все. Конечно, достаточно времени уделялось и играм (футбол, баскетбол, волейбол). Сейчас тоже можно отдать ребенка в спортивную секцию. Но их не так много, и профессионализм тренеров не всегда достаточно высокий. Но на уроках не так строго спрашивают, не следят за выполнением нормативов. Отпускают домой с немного недолеченным насморком. О какой силе духа тут может идти речь?!

Разумеется, в любой системе есть свои положительные и отрицательные стороны. Возможно, когда-нибудь мы сможем вернуться к прошлому, советскому периоду воспитания, ведь он был далеко не плохой. А, быть может, спустя годы сегодняшняя система нам покажется идеальной. Кто знает, кто знает…

Воспитание стыдом

Воистину стыд был одним из главнейших инструментов по выращиванию «Человека». К нему прибегали и родители, и учителя, и даже друзья/одноклассники. И ладно бы стыдили за действительно серьезный проступок, так нет же. Этот способ использовали при любом удобном случае, чтобы управлять поведением ребенка.

Люди, которым сейчас далеко за 30, до сих пор вспоминают свой ужас и позор, когда за какую-то провинность в детском саду их ставили на подоконник. Голыми. Чтобы не только вся группа видела, но и прохожие на улице. Что происходит с ребёнком в этот момент? Ему очень страшно, он чувствует себя униженным и беззащитным. Больше всего на свете он хочет провалиться сквозь землю.

И самое интересное, что от подобных представлений травмировался не только наказанный ребенок, но и те дети, которые это наблюдали.

Почему-то считалось, что если стыдить и унижать ребенка, то он вырастет прекрасным человеком и полезным членом общества. На самом же деле из-за переживаемых эмоций познавательные и мыслительные процессы ребенка блокируются, поэтому вряд ли он сможет извлечь урок из этой ситуации.

Такой ребенок вырастает с ощущением, что он ужасно плохой и нет ему места в обществе.

Самостоятельность

Да, многие согласятся с тем, что в СССР в детях старались сформировать самостоятельность. Предполагалось, что мама и папа на работе, няня — это не по-советски, а бабушки есть не у всех и многие тоже работают. Поэтому ребенку нужно было разбираться с бытом, делать уроки и ходить в кружки самому. В большинстве советских семей младший школьник уже мог самостоятельно передвигаться по своему району, на целый день оставаться дома и разогреть себе обед. Нынешние реалии таковы, что родителей могут наказать за оставление ребенка в опасности — эта страшная формулировка относится и к тому, что чадо осталось в одиночестве в родных стенах на несколько часов. Также считается совершенно нормальным, что мама не бежит с утра на работу — трудится дома или вообще не заботится о том, как принести в дом деньги. Отсюда — инфантильность современных детей, привычка, что за них все сделают взрослые, а самостоятельность — прямой путь к проблемам.

Особенности семейного быта

Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.

Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:

  • матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
  • разрешалось находиться с малышом до 1 года;
  • стали выплачивать пособия по беременности и родам;
  • строили новые детские сады и школы.

В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.

Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.

Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.

Особенности воспитания

Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.

По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.

В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:

  • социализация или воспитание в коллективе;
  • физическая выносливость и забота о здоровье;
  • развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
  • научение трудовым умениям и навыкам.

Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.

Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.

Дети могут (и должны!) пачкаться, играть с грязью и «пулькаться» в лужах

Страшный сон мамы-домохозяйки: сын или дочь бегают по лужам, размазывают в песочнице грязь или по локоть пачкаются, помогая дяде-дворнику. Я сама постоянно становлюсь свидетельницей тому, как мамочки на детской площадке истерически кричат своим чадам: «Петя! Быстро уйди из лужи!», «Маша! Попробуй еще раз взять в руки мокрый песок!».

Тем не менее только с грязью, в грязи или рядом с ней проходит важнейший этап психического развития ребенка! Эта стадия обычно длится у ребенка от одного до трех лет, и в это время важно давать ему возможность топать и прыгать по лужам и размазывать набухшую от дождя землю. Не прожитая как следует, эта стадия отпечатывается на всю жизнь различными достаточно неприятными «особенностями» характера

Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс

Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов

Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс. Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов.

Что изменилось

К сожалению, мы вынуждены принять тот факт, что проблем с успеваемостью, состоянием здоровья, поведением молодого поколения значительно прибавилось. Известно, что воспитание в большинстве своем зависит от семьи, в которой малыш растет. В Советском Союзе это была настоящая ячейка общества, обособленный элемент со своим укладом.

Конечно, не все семьи идеальны, но, если возникали какие-либо проблемы, поднимались всем миром и старались помочь. В современной России люди разводятся больше, чем регистрируют браки, растет число неполных семей. А страдают от этого, в первую очередь, дети. Им просто не у кого брать пример, что мужчина должен быть сильным, а женщина – верной опорой во всех начинаниях. Сегодня зачастую бывает с точностью да наоборот. Мужчина как таковой уже не защитник, не пример для подражания – он просто папа. Мальчикам с детства не прививается самостоятельность и умение держать слово. А девочкам – не преподносится женственность и желание в будущем стать хорошей матерью.

Детские сады

Каким было воспитание в советское время в детских садах? Они тоже потеряли свои позиции. В СССР дошкольное образование считалось единым, имело определенные стандарты обучения. Сейчас кто-то посещает государственные детские сады, кто-то – частные. Некоторые семьи предпочитают воспитывать ребенка дома (обосабливаясь от общества). Если в Советском Союзе профессия «воспитатель» была крайне почетной, то в современной России квалифицированных специалистов осталось мало. Да и идти в эту специальность людям остается только по зову сердца, ведь зарплаты предлагаются смешные.

Раньше каждый человек был товарищем, детишкам объясняли, что важно проявлять трудолюбие, дисциплинированность, любовь к близким, уважение к старшим. Повсюду висели лозунги с соответствующими наставлениями

Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности

Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь

Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности. Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь.

Изменилась и система физического воспитания детей. Советскому Союзу нужны были сильные, здоровые, работящие руки. Работало множество фабрик, заводов, колхозов, где необходимо много трудиться. В школах было много снарядов (кольца, брусья, перекладины), на которых занимались все. Конечно, достаточно времени уделялось и играм (футбол, баскетбол, волейбол). Сейчас тоже можно отдать ребенка в спортивную секцию. Но их не так много, и профессионализм тренеров не всегда достаточно высокий. Но на уроках не так строго спрашивают, не следят за выполнением нормативов. Отпускают домой с немного недолеченным насморком. О какой силе духа тут может идти речь?!

Разумеется, в любой системе есть свои положительные и отрицательные стороны. Возможно, когда-нибудь мы сможем вернуться к прошлому, советскому периоду воспитания, ведь он был далеко не плохой. А, быть может, спустя годы сегодняшняя система нам покажется идеальной. Кто знает, кто знает…

Были ли дети в СССР умнее, чем современные

Судить о том, были ли дети умнее, достаточно сложно. Вероятнее всего, современные ученики школ не глупее своих одногодок времен СССР — они просто другие. Поменялись приоритеты и вектор внимания общества, моральные ценности и интересы.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Предсказания на 2021 год от Фатимы Хадуевой и других известных экстрасенсов

Школьники в СССР старались что-то мастерить, благодаря чему развивалась мелкая моторика и, соответственно, активно работал мозг. Они поглощали новую информацию из книг и комиксов, так как других развлечений толком не имели.

Дети советского времени жили в состоянии постоянного соревнования со своими сверстниками. Мотивация была огромной: самые быстрые, смелые, ловкие и умные никогда не оставались без внимания общества.

Современные дети имеют гораздо больше возможностей для получения знаний. Технический прогресс позволяет им путешествовать, не выходя из своего дома. Узнать можно все и обо всем.

При этом многие школьники технические приспособления используют только для поиска развлечений, а не для саморазвития. И именно этот факт особенно беспокоит взрослых, детство которых прошло в иных реалиях.

Многодетные семьи

Вот, например, давайте сравним пособия и компенсации для льготных категорий, которые предусматривались в бытность Союза и действуют сейчас. Всем известно, что многодетным матерям в СССР выдавались почетные медали и звания героинь, но, как известно, такие знаки почета не помогут материально.

Начиная с 1936 года им была положена материальная помощь, которая в последствии неоднократно корректировалась в большую сторону. В итоге на момент 1947 года размер этой выплаты соответствовал значениям, внесенным в следующую таблицу:

Для матерей, воспитывающих:При рожденииЕдиновременная помощь, руб.Ежемесячное пособие, руб.
2 детей3-го ребенка20
34-го654
45-го856
56-го1007
67-го12510
78-го12510
89-го17512,5
910-го17512,5
1011-го25015

Если учитывать, что в те времена, когда молодое советское государство проходило тяжелейший путь становления, заработная плата составляла сущие копейки, то даже 20 руб. было неплохим подспорьем, другое дело, что они выплачивались единовременно, тогда как размер самого пособия варьировался в диапазоне от 4 до 15 руб.

Ну, то есть, можно сказать, “почетное издевательство” над героическими женщинами. Представьте, матери 4 детей выплачивались 4 руб., а 11 и более – 15. Выходит по рублю или чуть больше на каждого ребенка. Не забалуешь. Кроме того, практически отсутствовали другие преференции, и все, на что можно было рассчитывать, – это 50% скидки в оплате детского сада, при соблюдении следующих условий:

  • наличие 3 детей и заработной платы до 40 руб.;
  • четверо детей и зарплата 60 руб.;
  • 5 и более детей вне зависимости от доходов.

А что же сейчас? Сегодня для многодетных не предусмотрено каких-то отдельных пособий. Вместе с тем, эта категория граждан при условии малой обеспеченности имеет полное право оформить не одну, а сразу несколько льготных выплат на каждого ребенка в зависимости от его возраста:

  • ежемесячное пособие на ребенка возрастом от 3 до 7 лет в размере 50% от установленного в регионе прожиточного минимума – 5500 руб. (по новым правилам возможно повышение процентной доли до 75 и 100%, соответственно, в зависимости от степени нуждаемости);
  • до 18 лет в размере 100% от установленного в регионе прожиточного минимума –11300 руб.
  • ежемесячная выплата за рождение 3-го ребенка – 10-15 тыс. в зависимости от региона;
  • единоразовый маткапитал за 3-го ребенка – 639 тыс. 431 руб. (если ранее маткапитал не оформлялся);
  • 30% льготы на оплату ЖКХ;
  • пособие на санитарно-курортное лечение;
  • школьное питание бесплатно;
  • на подготовку к школе (новое разовое пособие в размере 10 тыс. руб.).

Важно помнить, что перечисленные льготы актуальны только для малоимущих семей. При этом подача документов осуществляется только 1 раз (можно удаленно через сайт Госуслуг), после чего все начисления и перерасчеты производятся в автоматическом порядке, в отличие от Союза, при котором приходилось оббивать пороги разных инстанций, убивая львиную долю времени на сбор справок и очереди

Магний

Измельченный напильником в порошок магний мы смешивали в определенной пропорции с марганцовкой, которая стоила копейки в аптеке, и заворачивали в тугой бумажный пакет, обматывая еще клейкой лентой. Проделывали дырочку и прикручивали к ней спичку, так чтобы серная головка оказалась аккурат в дырочке. Получалось что-то вроде этого:

Чиркали спичку о коробок и резко отбрасывали в сторону. Пакет, с оглушительным шумом и яркой вспышкой, взрывался.

Еще я любил устраивать с магнием разные опыты дома. К примеру, клал его в уксусную кислоту и собирал в баночку выделяющийся пузырьками водород. А потом спичкой этот водород поджигал. Он сгорал со звонким звуком. Или поджигал порошковый магний на кончике ножа и быстро кидал его в воду. Гидроксид магния, в результате бурной реакции с горением, возгонялся к потолку и падал оттуда белыми хлопьями, как снег. Кстати, никогда не пытайтесь тушить горящий магний или титан водой — будет взрыв водорода. 

  В нашей авиационной столице (Ульяновск) в 90-х запросто можно было найти магний. Достаточно было разыскать авиастаровскую свалку или отпилить кусок обода от самолета-памятника, которых в новом городе было несколько. Однажды одна такая свалка сгорела и магний перестали выбрасывать с завода — все встало на строгий учет. Пилить магний было архитрудно — на это уходило чертова куча времени. Но цель оправдывала средства. 

«Длинный прыжок»

Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль на конференции в Тегеране – Corbis via Getty Images

После того, как в октябре 1943 года немецкая разведка узнала о намерении Сталина, Черчилля и Рузвельта провести конференцию в Тегеране, в Берлине приняли решение о разработке операции «Длинный прыжок». Ее целью было похищение или физическое уничтожение руководителей стран антигитлеровской коалиции.

Иран до начала Второй мировой войны прочно входил в сферу влияния Третьего рейха. Даже после частичной оккупации страны советскими и британскими войсками в 1941 году и свержения прогерманского шаха Резы Пехлеви немецкая разведывательная сеть здесь все еще частично сохранилась.

Отто Скорцени

Осуществить операцию было поручено лучшему диверсанту Третьего рейха — оберштурмбанфюреру СС Отто Скорцени, 12 сентября того же года освободившему из заключения Бенито Муссолини. Первая группа диверсантов должна была вступить в контакт с местной резидентурой и подготовить все для прибытия второй группы во главе с самим Скорцени, чей задачей и был захват или убийство лидеров союзников.

Немцам было известно, что в то время как британская и советские миссии были расположены рядом друг с другом, американская находилась отдельно на окраине города. Рузвельту, которому приходилось бы по несколько раз в день ездить на встречи по узким улочкам Тегерана становился таким образом первоочередной целью.

Операция, однако, была обречена с самого начала. Благодаря данным разведчика Николая Кузнецова советские спецслужбы знали о готовящемся покушении и обезвредили первую немецкую группу, высадившуюся в районе города Кум в 70 км от Тегерана. После ее провала операцию свернули. «Длинный прыжок» был прерван в полете.

Интим – неприлично и стыдно

В СССР не говорили об интиме с детьми 

В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.

Раннее половое воспитание необходимо подросткам 

Причины детской избалованности

Родители, которые узнали в этой статье своих детей, могут крайне недоумевать. Вроде старались, растили, воспитывали, любили. В чем же ошибка, почему ребенок стал таким? Причины детской избалованности кроются в следующем.

  1. Избыточная родительская опека. «Залюбленный» может вырасти «звездным», он привыкает к тому, что его постоянно хвалят, причем за все подряд без разбору. Он не приемлет того, что кто-то может быть лучше него (лучше прочитать стихотворение, первым прибежать в эстафете). Избыточная любовь ведет к тому, что ребенок начинает вести себя, словно Пуп Земли.
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей. Такой ребенок растет предоставленным самому себе, он никому не подчиняется, не слушает мнения других, растет эгоистом.
  3. Двойные стандарты в воспитании. Воспитывая ребенка, старайтесь, чтобы мнение на ситуацию обоих родителей было одинаковым. Если у родителей возникают разногласия по методам воспитания, то ребенок непременно это замечает и начинает использовать в своих интересах, манипулируя и капризничая.
  4. Отсутствие должного внимания ребенку. Дефицит внимания, любви и заботы родители восполняют покупкой дорогих подарков ребенку, потаканием прихотей. В результате вырастает избалованный ребенок, не привыкший считаться ни с чьим мнением.

Хорошо воспитать

Если советский ребенок вел себя неподобающим образом, его запросто могли не принять в пионерскую организацию или пристыдить перед всем классом. Поэтому дети воспитывались в строгости, чтоб не давать родителям повода краснеть за них. Даже в дворовых компаниях от мальчишек-хулиганов нельзя было услышать плохих слов. К тому же каждый ребенок считал своим долгом уступить место в общественном транспорте бабушкам или дедушкам.

Нынешнее поколение более раскрепощенное. Они рано взрослеют и приобретают вредные привычки. В детской компании часто можно услышать крепкое словцо. Да и эгоизм у современных чад зашкаливает, поэтому им легче отвернуться, чем уступить место старушке в автобусе.

Особенности воспитания

Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.

По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.

В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:

  • социализация или воспитание в коллективе;
  • физическая выносливость и забота о здоровье;
  • развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
  • научение трудовым умениям и навыкам.

Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.

Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий