Это важно!
Каши в целом – это легкоусвояемый продукт, который является ценным источником углеводов, богат витаминами и минеральными веществами, растительным белком и клетчаткой. Примерно с 5–6-месячного возраста, когда малыш перестает наедаться привычной пищей (грудным молоком или смесью), прикорм из круп помогает обеспечить его организму возросшую потребность в питательных веществах и энергии.
При этом каждая каша обладает своими свойствами. Гречневая. Именно с нее советуют начать самый первый прикорм кашами. Организму крохи, в котором еще недостаточно сформировались пищеварительные ферменты, может быть легче ее усвоить. Гречка богата белком, магнием, витаминами группы В. В ней очень много железа, поэтому такое блюдо иногда рекомендуют при анемии. Также продукт обладает способностью стимулировать работу ЖКТ. Рисовая. Хорошо подходит недоношенным деткам и тем, кто медленно набирает вес. Крупа богата пищевыми волокнами и обладает приятным вкусом, который приходится по нраву большинству малышей. В рисе сравнительно мало растительных белков, благодаря чему он неплохо усваивается. Каша из такой крупы может помочь детям с неустойчивым стулом. Однако при наличии частых запоров, первой лучше вводить в прикорм гречку. Кукурузная. Эта крупа обладает не меньшей ценностью, чем другие крупы. Такая кашка – настоящий кладезь растительного белка, минеральных веществ и клетчатки. Специалисты считают, что правильно вводить ее в прикорм после того, как ребенок познакомился с гречкой и рисом.
Какие продукты вводить в рацион малыша
Наилучшим первым прикормом, который дополнит рацион питания ребенка в 5 месяцев, специалисты считают детские овощные пюре или детские безмолочные каши. При этом выбор зависит от особенностей ребёнка. Детям со сниженной массой тела или частым стулом больше подойдёт каша, а малышам с избытком массы и запорами ― пюре.
Первые овощные пюре должны состоять из овощей только одного вида. В ассортименте «Фрутоняни» есть пюре из кабачков, цветной капусты и брокколи. Именно эти овощи рекомендуют специалисты из-за их нежной клетчатки. В составе продуктов не допускается наличие ароматизаторов, красителей, консервантов, добавленного крахмала, сахара и соли.
Первая каша для прикорма также должна быть однокомпонентной. Начинают с крупы, не содержащей глютен: гречки, кукурузы или риса. Педиатры настаивают на кашах промышленного производства, которые обогащены полезными компонентами.
Всем рекомендациям соответствуют гречневая, рисовая и кукурузная каши «ФрутоНяня». В их составе ― комплекс витаминов (С, Е, РР, пантотеновая кислота, В2, В1,В6, А, фолиевая кислота, D3, биотин, В12) и минеральные вещества (железо, цинк, йод).
Далеко не всегда получается дополнить питание ребенка в 5 месяцев прикормом с первого раза. Порой требуется 10–15 попыток, чтобы малыш принял новый продукт. Родители должны проявлять спокойствие и последовательность, и тогда всё обязательно получится. А с шести месяцев можно предлагать малышу несколько разных каш или пюре.
Лучше всего, если к году в рационе ребёнка будет 3–4 вида овощей и столько же круп. И нельзя затягивать с введением мясного детского пюре, после шести месяцев, так как эти продукты дополняют рацион незаменимыми пищевыми веществами.
Почему идет набор веса и за счет чего
По нормам, вес беременной должен увеличиваться за счет роста плода, появления околоплодных вод, но не за счет набора собственной массы. Беременность — это ответственность не только за свое здоровье, но и за здоровье малыша. Чтобы не терять контроль над весом, нужно помнить, что все излишества отразятся на ребенке. Нужно научиться соблюдать золотую середину — не переедать, и не ограничивать себя в еде кардинально. Сбалансированное питание обеспечит энергией саму беременную, и предоставит все требуемые элементы для здоровья малыша.
Как распределяется вес:
- на плод приходится от 3-х до 4-х кг;
- матка и плацента добавляют 2 кг;
- околоплодные воды до 1 л, что примерно 1 кг;
- межклеточная жидкость, кровь в новых сосудах — по 1 л;
- грудь до 1 кг;
- жировые отложения до 4 кг.
Сумма максимальных значений составит до 13 кг. Превышение ее на 2-3 кг не будет критичным. После родов около 8 кг уйдут сразу. Остальной вес — постепенно. Не нужно форсировать, садиться на низкокалорийные диеты, но и не следует переедать.
Основные принципы
Как правильно вводить прикорм? С какого возраста можно прикармливать ребенка? Главное условие начала прикорма – исполнение ребенку полугода, вне зависимости от типа вскармливания. Младенцы на грудном, смешанном или искусственном вскармливании должны получать прикорм исходя из следующих важных факторов:
Основное питание – молоко или смесь. Обязательно следует сохранять в приоритете кормление грудью или смесью до года. Специалисты ВОЗ убеждены, что грудное вскармливание оправдано до двухлетнего возраста и старше. Такие заключения основаны на исследованиях состава грудного молока, которое с ростом крохи приспосабливается к изменяющимся потребностям детского организма. В нем содержатся полезные вещества для правильного формирования головного мозга, нервной и иммунной системы.
Прикорм вводится для ознакомления. Ни в коем случае нельзя превышать указанные в нормах объемы, иначе есть опасность перекормить ребенка. Первый прикорм грудничка не имеет своей целью насыщение, для этого сохраняется грудное молоко или адаптированная смесь, имеющие большую питательную ценность. Взрослая еда позволяет познакомить кроху с разнообразием вкусов, помогает научить правильной работе челюстей, обеспечивает социализацию малыша и обучает правильному приему пищи.
Никакого насилия при вводе новых продуктов. Введение прикорма должно осуществляться на основании желания и интереса ребенка к пище.
Не используйте развлекательные методы при кормлении. Сказки, прибаутки, а тем более мультфильмы абсолютно неуместны за столом
Ребенок должен интересоваться новым процессом, а этого можно добиться, регулярно сажая кроху за общий родительский стол.
Уделяйте внимание не срокам, а ребенку. Начиная с полугода можно начинать первый начальный прикорм, но, если ребенок еще не готов, не нужно торопиться и искусственно подгонять его под указанные нормы
Ориентируйтесь на уровень его здоровья и развития.
Грудное вскармливание
Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.
Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.
Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).
Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:
- принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
- Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
- осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
- обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
- грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
- совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
- детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
- вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
- поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.
Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.
Вводим овощи (овощной прикорм)
Что и в каком порядке вводить для прикорма, посоветует ваш врач-педиатр, который знает все о развитии и здоровье вашего ребенка и имеет достаточный опыт для рекомендаций.
Чаще всего в качестве самого первого прикорма детские диетологи и педиатры рекомендуют овощные пюре или каши. В возрасте около 4 – 6 месяцев организм крохи уже готов принимать первую пюреобразную пищу и знакомиться с новыми вкусами. Поэтому овощи, пюре из которых с наименьшей вероятностью вызывают аллергию у младенцев, традиционно считаются первой «взрослой едой» малышей. Что же это за овощи?
Самыми первыми «тестовыми» продуктами для деток, находящихся на грудном вскармливании, в наших широтах традиционно считаются гипоаллергенные кабачок и цветная капуста, а затем — брокколи и тыква. Давать пробовать прикорм из кабачков малышу нужно не раньше 4 месяцев исключительно в виде полностью гомогенизированного, то есть без кусочков, пюре.
Безопасность — превыше всего!
Ингредиенты, использующиеся при приготовлении детских пюре промышленного производства, выращиваются на территории специализированных хозяйств в экологически безопасных местах и проходят многоступенчатую проверку, поэтому такие пюре наиболее безопасны для ребенка.
Какое количество пюре давать малышу:
Прежде всего, стоит определить, нет ли у малыша аллергии на выбранный продукт. Поэтому первые пюре даются днем, уже после утреннего кормления грудью.
Только после того, как малыш одобрил все основные виды «безопасных» овощей, можно начать смешивать их. В том случае, если какой-то из продуктов однозначно ребенком отвергнут, стоит вспомнить о нем приблизительно через месяц: возможно, подросший малыш пересмотрит свое отношение к «забракованному» ранее овощу. К тому же вашему крохе просто могла не понравиться форма подачи или количество пюре, так что попробуйте снова!
Домашняя кухня или готовая?
Часто мамы предпочитают готовить пюре или каши для первого прикорма самостоятельно, считая, что это безопаснее и такое питание точно не содержит вредных веществ. На самом деле для введения первого прикорма лучше подходит готовое детское питание. Продукты для него выращиваются под строгим контролем. Они точно не содержат ГМО, солей тяжелых металлов, нитратов, следов пестицидов, консервантов и других опасных веществ.
Каши, пюре и другие продукты Heinz имеют сбалансированный состав. Он разработан так, чтобы сделать прикорм безопасным и полезным. Такие продукты содержат необходимые для здорового развития и роста витамины и микроэлементы. У них оптимальная питательная ценность. При самостоятельном приготовлении так сбалансировать состав питания невозможно.
Какие продукты нельзя использовать при вводе прикорма?
Для первого года жизни опасность представляют продукты, способные спровоцировать тяжелые аллергические реакции. Чаще других аллергию в детском возрасте вызывают:
- куриные яйца;
- цельное коровье молоко;
- соевые продукты;
- арахис;
- пшеница;
- рыба;
- дары моря .
Но некоторые продукты из этого списка разрешены даже в младенческом возрасте – это яйца, рыба и коровье молоко
В рацион их вводят крайне осторожно:
- яичный белок не используют – только желток, начиная с 7 месяцев;
- коровье молоко – пристально наблюдая за общим состоянием малыша;
- рыбное пюре – не ранее, чем с 8-месячного возраста.
На первом году жизни также под запретом:
- конфеты, кондитерские изделия и сдобная выпечка;
- еда с повышенным содержанием соли (соленья, орешки, соленая соломка, сухарики);
- фрукты и ягоды красного и оранжевого оттенков;
- продукты, вызывающие повышенное газообразование в кишечнике – виноград, бобовые, дрожжевая выпечка, ржаной хлеб;
- грибы;
- мед;
- жирное мясо – свинина, баранина, мясо утки и гуся.
Указанные продукты опасны не только аллергическими реакциями. Они плохо перевариваются и не усваиваются детским организмом, перегружают печень и почки. Вздутие живота, расстройства стула и сыпь – это далеко не полный перечень проблем, которые может спровоцировать неправильное детское питание.
При построении рациона младенца ориентируйтесь на рекомендации педиатров и на индивидуальные особенности. Периоды сезонных инфекций, недобор массы, хронические запоры или диарея будут вескими причинами для коррекции схемы прикорма из таблицы № 1.
Литература:
1. Agostoni C, Decsi T, Fewtrell M, Goulet O, Kolacek S, Koletzko B, Michaelsen KF, Moreno L, Puntis J, Rigo J, Shamir R, Szajewska H, Turck D, van Goudoever J. Прикорм: комментарий Комитета по питанию ESPGHAN. 2008; 46(1):99–110. 703
2.Michaelsen KF, Weaver L, Branca F, Robertson A. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия. 2003;87:368.
3. Отделение по вопросам грудного вскармливания Американской академии педиатрии. Грудное вскармливание и употребление грудного молока. Педиатрия. 2005; 115:496–506.
4. Национальная программа по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России. 2011. 68 с.
5. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Нетребенко О.К., Лукоянова О.Л.,
Звонкова Н.Г., Маянский Н.А., Копыльцова Е.А., Мельничук О.С.
Научное обоснование схемы введения прикорма, изложенной
в «Национальной программе оптимизации вскармливания детей
первого года жизни в Российской Федерации». Часть 1. Вопросы
современной педиатрии. 2011;10(6):128–136.
6. Сорвачёва Т.Н., Гордеева Е.А., Аникиева Е.Н. Прикорм. От регламентов к индивидуальному подходу. Вопросы современной педиатрии. 2011;10(5):45–48.
7. Макарова С.Г., Вишнёва Е.А., Алексеева А.А. Рекомендации по введению прикорма пациентам с пищевой аллергией и детям из группы риска: что и когда? Педиатрическая фармакология. 2014;11(5):45–51.
8. Frederiksen B, Kroehl M, Lamb M.M, Seifert J, Barriga K, Eisenbarth G.S, Rewers M, Norris JM. Подверженность младенцев к развитию сахарного диабета 1 типа: Исследование аутоиммунного диабета у молодых (DAISY). JAMA Pediatr. 2013;167(9):808–815.
9. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Боровик Т. Э., Макарова С.Г., Яцык Г. В., Скворцова В. А., Турти Т. В., Вишнёва Е. А.,
Алексеева А. А., Рославцева Е. А., Звонкова Н. Г., Лукоянова О. Л., Сновская М. А. Пищевая аллергия. Под ред. А. А. Баранова,
Л. С. Намазовой-Барановой, Т. Э. Боровик, С. Г. Макаровой. Сер. «Болезни детского возраста от А до Я». Москва. 2013.
10. Muraro A., Werfel T., Hoffmann-Sommergruber K., Roberts G.,
Beyer K., Bindslev-Jensen C., Cardona V., Dubois A., duToit G.,
Eigenmann P., Fernandez Rivas M., Halken S., Hickstein L., Host A.,
Knol E., Lack G., Marchisotto M. J., Niggemann B., Nwaru B. I.,
Papadopoulos N. G., Poulsen L. K., Santos A. F., Skypala I., Schoep-
fer A., Van Ree R., Venter C., Worm M., Vlieg-Boerstra B., Panesar S.,
de Silva D., Soares-Weiser K., Sheikh A., Ballmer-Weber B. K.,
Nilsson C., de Jong N. W., Akdis C. A. EAACI Пищевая аллергия и анафилаксия. Методические рекомендации. Диагностика и лечение пищевой аллергии. Аллергия. 2014; 69: 1008–1025.
11. Турти Т.В., Макарова С.Г., Зимина Е.П. Профилактика аллергии у детей в период введения продуктов прикорма (в помощь практическому врачу). Вопр. соврем. педиатрии 2014; 13 (6): 512–556.
Чего не стоит давать до года
- коровье молоко. Оно не подходит по калорийности и содержанию полезных веществ, а также увеличивает риск развития аллергии и может привести к нехватке железа и анемии.
- мед. Он может содержать споры ботулизма — опасного заболевания.
- соль. Не стоит добавлять их в еду — это поможет привить ребенку хорошие пищевые привычки.
- соки и сладкие напитки. В них мало полезных веществ и много сахара, который может привести к развитию кариеса и ожирению в дальнейшем.
- манная каша. В ней содержится большое количество глютена и мало полезных веществ, поэтому манная каша уже не входит в число полезных продуктов для малыша.
- спортивный протеин. Не стоит давать ребенку, даже если его концентрат применяется для изготовления детских смесей. Это может усилить нагрузку на почки из за избытка белка.
Также, по словам , до 12 месяцев не рекомендованы: твердые круглые продукты: орехи, виноград, сырая морковь, круглые конфеты, попкорн — из за риска попадания в дыхательные пути и удушья.
Чем кормить ребенка в год
Клинические рекомендации по питанию детей первого года жизни гласят, что в рацион необходимо включать следующие продукты:
1. Молочные, кисломолочные продукты. Детям в 12 месяцев давать молоко в чистом виде пока запрещено. Его заменяют детскими молочными смесями и грудным молоком. Можно постепенно начинать вводить в рацион кисломолочные продукты (кефир, питьевой йогурт). Их жирность не должна превышать 3,2%. В ежедневное меню можно ввести специальный детский творожок. Пару раз в неделю можно понемногу давать ребенку сыр и сметану.
2. Крупы, каши. Детям в этом возрасте уже можно давать гречневую, овсяную, кукурузную, пшенную, рисовую кашу. Но малышам не подойдут обычные каши из цельной крупы, которые едят взрослые люди, так как они имеют слишком грубую структуру и плохо усваиваются детским организмом. Поэтому нужно покупать специальные детские каши, в которых сохранена вся польза злаков. Кроме этого, такие каши обычно дополнительно обогащают полезными минералами и витаминами.
3. Фрукты, овощи. В возрасте один год ребенок обычно уже ест овощные и фруктовые пюре (морковь, яблоко, картофель, груша, банан, кабачок, чернослив, тыква, брокколи). После года возможно введение в рацион свеклы, киви, фасоли, зеленого горошка, абрикоса
Важно! Любые новые продукты вводятся в рацион постепенно, с обязательным отслеживанием реакции организма ребенка на них
Бобовые культуры и овощи с большим количеством клетчатки нужно подвергать тепловой обработке. Давать их малышам можно не чаще раза в неделю. Остальные фрукты и овощи нужно давать ежедневно в виде пюре, смузи, киселей, компотов. В детских магазинах имеется большой выбор различных фруктовых и овощных пюре.
Выбирая продукты, нужно смотреть, чтобы их состав был натуральным (без сахара, консервантов, крахмала, подсластителей).
4. Рыба, мясо. Данные продукты обязательно должны присутствовать в детском питании в качестве источника белка. Мясо (индейка, курица, телятина, крольчатина) нужно давать ежедневно, рыбу (минтай, хек, треска) 2-3 раза в неделю. Из рыбы и мяса можно готовить суфле, паровые котлеты, пюре. Это трудноусвояемые продукты питания для ребенка в 1 год, поэтому желательно давать их в обед.
5. Растительное и сливочное масло. Ими можно заправлять мясные и овощные блюда, каши. Если ребенок уже может жевать, то можно мазать сливочное масло на хлеб. Растительные масла должны быть нерафинированными.
6. Яйца. Начиная с годика в рацион малыша можно вводить куриные яйца. Давать их рекомендуется 2-3 раза в неделю.
Что становится причиной набора массы тела
Кто и каким образом прибавляет вес при беременности — индивидуально в каждом случае. Нормы — это показатели, что применимы к среднестатистическим женщинам без особых нарушений здоровья. К основным факторам прибавления массы тела относят следующие:
- Генетика — при склонности к полноте беременная может набрать больше нормы. Худощавые от природы женщины без особых усилий удерживают вес в пределах стандартов.
- От роста зависит распределение кг на теле — чем ниже рост, тем визуально женщина кажется полнее. Поэтому нужно следить за показателями, а не судить по виду.
- Один крупный плод, или двойня-тройня. Если ребенок крупный, то причина может быть в генетике, или липидном обмене беременной. При значительной прибавке нужно искать причину с помощью врача.
- Увеличение веса за счет отеков. Большое количество межклеточной жидкости, слабая работа почек, нарушение солевого баланса — эти причины можно устранить как с помощью диеты, так и в условиях стационара медикаментозными средствами.
- Гормональные изменения, что провоцируют повышение аппетита.
Правильный и постепенный набор веса уменьшает риски создания лишней нагрузки на организм беременной
Важно придерживаться рекомендованных прибавок, так как дефицит или превышения опасны для формирования ребенка
Симптомы диатеза у детей
Если рассматривать симптомы диатеза у детей на фото, то наиболее типичными признаками считаются корочки на волосистой части головы и покраснение кожи на лице, чаще всего на щеках. Для детского возраста наиболее характерна экссудативная форма заболевания. Она проявляется в возрасте 1-2 месяцев. Характерные симптомы диатеза у детей:
- метеоризм и колики в животе;
- стойкие опрелости в складках кожи и на ягодицах;
- частые риниты, отиты, бронхиты, атопический дерматит;
- нестабильная прибавка в весе;
- отечность и мокнутие пораженной кожи.
То, как проявляется диатез у ребенка, напрямую зависит от формы заболевания. Если при экссудативной чаще наблюдаются кожные проявления, то при мочекислом (нервно-артритическом) в качестве симптомов будут:
- беспокойство;
- чрезмерная возбудимость;
- нарушения сна;
- артралгии;
- запоры и колиты;
- астматический бронхит;
- экзема, крапивница, нейродермит, отек Квинке.
Геморрагические диатезы у детей встречаются редко. Их можно распознать по мелким кровоизлияниям и большим гематомам на теле, которые сопровождаются болями в животе, рвотой с кровью и расстройствами стула.
Полезные рецепты питания ребенка в 1 год
Суп-пюре из цветной капусты и картофеля
Помойте и почистите несколько соцветий цветной капусты, половинку картофелины, порежьте их, залейте кипятком, чтобы вода едва покрыла овощи, поставьте на огонь и варите до полной готовности.
Затем измельчите блендером овощи, пропустите их через сито, добавьте чайную ложку вареного, протертого риса. Залейте смесь ½ стакана мясного или овощного бульона, поставьте на огонь, доведите до кипения, посолите. Суп готов. Перед подачей добавьте в блюдо сметану.
Овсяная каша с апельсином
Возьмите два стакана молока, поместите в емкость, поставьте на огонь. После того, как молоко закипит, добавьте 10 столовых ложек овсяных хлопьев и варите, регулярно помешивая. Посолите, добавьте немного сахара. Положите в кашу мелко нарезанный апельсин, варите до готовности. За 5 минут до снятия с огня положите в кашу кусочек сливочного масла. Блюдо готово.
Картофельно-морковное пюре
Отварите по отдельности 40 граммов моркови и 150 граммов картофеля, предварительно нарезав их небольшими кусочками. Затем пропустите продукты через сито, добавьте щепотку соли, 5 граммов сливочного масла, 50 миллилитров горячего молока. Для получения пышности взбейте пюре.
Основные правила введения каш в меню малыша
1. Чтобы ребенку легче далось привыкание к новому продукту и консистенции блюда, на первых порах готовьте достаточно жидкую кашу. Для этого на 100 г воды потребуется 5 г крупы. 2. Если продукт переносится нормально и крохе нравится его кушать, спустя 7–10 дней можно делать более густую концентрацию – на 100 г воды добавлять 10 г крупы. 3. Предлагать кашки малышу нужно с ложечки. В ряде ситуаций по показаниям врача, например если кроха болеет или ослаблен, используется бутылочка со специальной соской. 4. Лучшее время для знакомства с кашами – завтрак. Благодаря этому в течение дня вы сможете понаблюдать за состоянием здоровья малыша. Также будет легче выявить аллергическую реакцию и сразу принять необходимые меры. Утром активнее всего работает ЖКТ и выделяются ферменты, способствующие перевариванию пищи и усваиванию из нее веществ. 5. После прикорма кашей, пока еще ее количество не достигло нормативного значения порции, докармливайте ребенка грудью или адаптированной молочной смесью. 6. Ведите пищевой дневник, фиксируя в нем виды прикорма, размеры порций и реакции детского организма на новую пищу, если таковые будут (колики, расстройство желудка, прибавка в весе и пр.). 7. Между знакомством с двумя новыми кашками должно пройти порядка 3 недель. Это позволит крохе как следует адаптироваться к продукту, а вам – проконтролировать, как на него реагирует детский организм. 8. Объем разовой порции каши должен постепенно увеличиваться по мере взросления малыша. Ориентировочные показатели составляют: 160–170 мл в 7–8 месяцев, 170–180 мл в 8–9 месяцев. Начиная с 9 месяцев уже можно переходить на полную замену одного кормления прикормом в количестве 200 мл.
Наглядно, как вводить кашу в прикорм по дням, показано в таблице:
Когда и как вводить в прикорм молочные продукты
С чего начать прикорм молочными продуктами? Поскольку каши уже вошли в рацион вашего малыша, пора познакомить его с кисломолочными продуктами — йогуртом, кефиром и творогом, которые содержат белок, минеральные соли и витамины.
Кисломолочные продукты можно получать на детской молочной кухне, покупать в магазине: в таком случае на них обязательно должна быть пометка «детские» и указан рекомендуемый возраст ребенка для прикорма.
Готовить кисломолочные продукты самостоятельно совсем несложно. Тем более, что при этом вы можете использовать не только свежее натуральное коровье молоко, но и по возможности козье, поскольку его педиатры рекомендуют применять в качестве заменителя коровьего молока, на которое часто бывает пищевая аллергия. Козье молоко не содержит глюкозы и не повышает сахар в корови, поэтому его предпочтительно употреблять и при диабете.
Чтобы самостоятельно приготовить кисломолочный продукт дома, достаточно приобрести молоко и закваску, содержащую кефирные грибки, которая продается в аптеке. На приготовление такого продукта дома уйдет примерно 8-12 часов. Бифидобактерии, содержащиеся в кисломолочке, поддержат работу микрофлоры кишечника, приведут в норму пищеварительный тракт (особенно, если у малыша бывают запоры), снизят возможность развития инфекционных заболеваний.
Педагогический прикорм при грудном вскармливании
Так называют метод, при котором ребенок пробует еду с общего стола. Другое название — «естественный»: малыш по крупинкам пробует новую пищу, которая не подвергается специальному приготовлению.
Сторонники педагогического прикорма полагают, что кормление малыша пюре из баночки не побуждает его развивать жевательные навыки, самостоятельно брать пищу и по собственной инициативе знакомиться с новыми вкусами. Однако этому нет научного подтверждения
Кроме того, важно учитывать возможные негативные моменты:
- малышу сложно усвоить, что маленькая крошка продукта — это еда;
- если ребенок попробовал по крошечке сразу несколько продуктов с общего стола, будет трудно распознать, что стало причиной возможной аллергической реакции.
Если мама решала попробовать «педагогический» прикорм, нужно предварительно проконсультироваться со специалистом.
С какого возраста малыш готов к прикорму?
ВОЗ рекомендует приучать младенца к новой пище примерно с 6-го месяца, если он здоров и родился в срок4,6. Согласно рекомендациям ESPGHAN (Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов), детям как на грудном, так и на искусственном вскармливании разрешено вводить прикорм между 17 и 26 неделей жизни, то есть в период от 4 до 6,5 месяцев1. Такие сроки обозначают и отечественные педиатры1.
Но возраст – не единственный критерий готовности младенца к изменению привычного меню
Важно, чтобы его пищеварительная система созрела и могла усвоить густую пищу, не выражая «протеста» в виде аллергической реакции1,3. Поэтому врачи считают, что сроки введения прикорма нужно определять индивидуально1,3,7
Лучший способ узнать о готовности ребенка к прикорму – проконсультироваться с педиатром
Родители же могут обратить внимание на «подсказки»
Детский организм готов к новой пище, если3:
- масса тела грудничка увеличилась в 2 раза в сравнении с той, которая была при рождении;
- у малыша прорезываются зубки;
- он может сидеть с поддержкой и держать головку;
- кроха «узнает» ложку – не выталкивает ее и начинает жевать, когда она попадает в рот;
- ребенок уже выражает мнение о пище – открывает ротик и наклоняется вперед, если она ему нравится, либо сжимает губы и отворачивается, когда еда ему не по вкусу.
Также родителям следует знать, что, если рано перевести малыша с грудного вскармливания на искусственное либо начать введение прикорма несвоевременно, у него может возникнуть склонность к запорам9.
В чем заключается важность первого прикорма?
И в грудном молоке, и в смесях для кормления новорожденных содержатся витамины, ферменты, микроэлементы, питательные вещества, необходимые ребенку. Этого достаточно в первые месяцы, но постепенно потребности малыша меняются. Он быстро растет и развивается, работа внутренних органов и систем совершенствуется, ребенку нужно больше энергии. Это требует дополнительного питания.
Правильное введение первого прикорма решает сразу несколько задач:
- Ребенок получает макро- и микронутриенты, а также то количество энергии, которое ему необходимо, чтобы расти и развиваться. Если не начать вводить дополнительные продукты вовремя, возникнет риск дефицита железа, цинка, витаминов и некоторых других веществ.
- Развитие внутренних органов и систем. Получая прикорм, ребенок учится снимать еду с ложки губами, а затем и держать саму ложку. Жевательный аппарат, пищеварительная система, кишечник тренируются и развиваются правильно.
- Происходит социализация и развитие. Формируются правильные пищевые привычки, ребенок постепенно начинает питаться вместе со всей семьей, введение прикорма определяет вкусовые предпочтения и отношение к еде.
«Модель пищевого поведения человека формируется в младенчестве и раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи».
Гмошинская М.В., доктор медицинских наук
То, как именно вводится прикорм, какие продукты используются, может влиять на здоровье ребенка и его развитие. Питание малыша планируют, учитывая, как быстро он набирает вес, насколько склонен к аллергии, какие особенности здоровья у него есть. Лучше делать это вместе с педиатром.
Прикорм может быть педиатрическим или педагогическим. Это — разные подходы к знакомству ребенка с новыми продуктами:
- Педиатрический прикорм. «Медицинский» подход, который помогает организовать питание с учетом потребностей ребенка в питательных веществах, энергии, витаминах и микроэлементах. Такой подход считается основным и более безопасным, педиатры рекомендуют именно его. В этом случае новые продукты вводятся поэтапно, постепенно, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться к ним.
- Педагогический прикорм. Основан на интересе малыша к еде. Ему дают пробовать «взрослые» блюда или продукты небольшими порциями, по необходимости измельчая их. Педагогический прикорм помогает поддерживать и развивать пищевой интерес, но в остальном является спорным. В первые месяцы жизни «взрослая» еда не подходит ребенку, так как она может содержать соль, сахар, компоненты, создающие нагрузку на печень или почки. Рацион при педагогическом прикорме не сбалансирован, он может не содержать достаточного количества макро- и микронутриентов.