Раздражает плач новорожденного: что делать маме?

Почему он так себя ведет?

Объяснение такого поведения может быть следующим: малыш просто позволяет себе с мамой не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже умеет себя контролировать и даже делает это систематически. Это одна причина.

Вторая причина в том, что ребенок — это универсальный «радар» и стопроцентный «хамелеон» в плане эмоциональных реакций. Это присуще малышу до 6 лет (потом начинают вызревать другие механизмы реакций, и такое поведение отходит на задний план).

«Тревожная мать — это уже мем». Психолог Алина Рябый — о нереальных требованиях к родителям

Способность копировать другого, подстраиваться — один из механизмов развития и совершенствования ребенка-дошкольника: 80% обучения для него — это имитация. Он копирует мамину походку, поведение за столом, манеру разговаривать. Иногда от такого подражания случаются большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок, например, решил приготовить пирог, «как мама», и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим, когда он изображает отца, работающего за компьютером. Обычно это выглядит очень забавно.

Когда ребенок плохо себя ведет при появлении мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо — это наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства. Малыш мимикрирует, не осознавая этого, на уровне ощущений. Примерно так же, как растение поворачивается к свету, как кошка приходит «лечить» больное место хозяина.

Например, ребенок весь день провел с бабушкой, у них все было слаженно и гармонично. Он за это время подстроился под бабушкин тип реакций и скорость речи, ее требования. Стал «фиолетовым в горошек». И тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на поведение и слова. Ребенок все еще «фиолетовый в горошек», а ему надо снова стать «красненьким в крапинку», причем быстро.

У ребенка на какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности — провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это поведенческий сбой.

Такие разные родители…

Конечно, есть родители, придерживающиеся необычной системы «поплачет и перестанет», которые уверены в правоте своих методов воспитания. Как же тогда они справляются с раздражающим звуком?

Во-первых, у нас всех разный барьер чувствительности, эдакий запас терпения к детским капризам. У кого-то такой запас практически минимальный, другие практически не испытывают никаких эмоций из-за детских рыданий. Зачастую отклонение – это именно второй вариант, например, у людей с таким заболеванием, как синдром Аспергера, очень большой запас терпимости в этом плане.

Во-вторых, также сказывается наше собственное детство и то, как вели себя наши родители. Если ваши мама и папа считали идеальной системой воспитание «по Споку», когда к рыдающему крохе просто не подходят, и тем более не берут на руки, пока он не успокоится, то, наверняка, вам лично очень сложно переносить детский плач. Ведь в детстве вы получили своего рода травму, когда родители не приходили вам успокаивать и утешать, и со своими страхами и переживаниями приходилось справляться одному. Поэтому не стоит думать, что если вы не можете терпеть детский плач, значит, вы плохой родитель. Вопрос именно в том, что у вашего дискомфорта могут быть серьезные причины, которые не стоит игнорировать…

Крик — это манипуляция?

— Это в корне неверное суждение. Младенцы плачут только по уважительной причине. Слёзы ребёнка до года — это сигнал о том, что его что-то беспокоит.

То есть, если новорождённый ребёнок плачет, это означает, что он испытывает неприятные ощущения, физические или психологические. С точки зрения взрослого человека причина для дискомфорта может казаться незначительной: например, некоторые дети не любят одиночества и требуют повышенного (по сравнению со сверстниками) внимания к себе.

Но слёзы такого малыша не являются манипуляцией, так как ему по-настоящему плохо

Поэтому важно найти способ удовлетворения потребности во внимании, который понравится ребёнку и будет устраивать взрослых. Например, носить его с собой в слинге или кресле-люльке, как можно чаще брать на руки.

Причины крика у маленьких детей, почему ребенок сильно кричит?

Ребенок может кричать в различном возрасте. И в разные возрастные периоды причины различные. Мамы и папы замечают моменты в жизни, когда их новорожденный малыш в 1 месяц просыпается, выгибается, сильно громко пронзительно кричит на руках, или кричит днем, ночью, во время кормления плачет, орет диким криком. Почему это бывает и как прекратить крик у детей?

1. Физиологический крик, при котором ребенок расправляет легкие.

2. Ребенок голодный и хочет есть, пососать мамочкину сиську.

3. Ребенок хочет пить водичку.

4. У ребенка колики и болит животик после смеси.

5. Неправильный захват соска груди матери во время естественного вскармливания.

6. Повышенное газообразование в кишечнике (малыш пукает).

7. Дисбактериоз кишечника.

8. Ребенок мокрый, он описал или обкакал пеленку.

9. Капризничает.

10. Прорезывание зубов.

11. Малышу уделяется мало внимания.

12. Плач при акте дефекации и акте мочеиспускания.

13. Няня, или бабушка уронила ребенка на пол и ничего не сказала об этом родителям (ищите гематомы и синяки на теле ребенка).

14. Перегрев тела.

15. Переохлаждение.
 

«Вот мы с ним отлично ладим!»

Подобную эмоциональную реакцию ребенка родителям обычно сложно принять. Типичная внутренняя логика: это я — плохая мать. Еще и бабушка может подлить масла в огонь: «Вот мы с ним отлично ладим, а при тебе он сразу начинает капризничать». Но если родители перестанут думать, что такое поведение ребенка обращено на них и что именно они виноваты в том, что произошло, перед ними откроется огромный арсенал возможностей и реакций.

«Просто сразу становится очень холодно». Что чувствуют дети, когда на них кричат родители

В некоторых случаях нужно просто пропустить эту эмоциональную волну. Если немного подождать и не опасно отстраниться — не стать холодными, а внутренне отойти на пару шагов, — то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он сможет выйти сам, но даже если и застрянет там, ему можно помочь словами: «Я так по тебе соскучилась! Вижу, и ты по мне тоже очень скучал».

Бывает, что контраст между бабушкой и мамой слишком большой. Тогда провокативные реакции у ребенка могут быть очень сильными. В таких случаях его желательно моментально передавать с рук на руки, в буквальном смысле. Если мама с бабушкой сядут пить чай или будут долго обсуждать новости, ребенок не успокоится. Лучше — «дверь в дверь»: один пришел, другой вышел.

Иногда нужно смириться, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым.

Постоянный плач младенца — истерика?

— Некорректно использовать термин «истерика», говоря о новорождённом ребёнке. У малыша нет никакого другого способа, кроме крика, выразить нужду в чём-либо. Если младенец плачет, это означает, что он испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх, усталость, одиночество.

Некоторые младенцы плачут из-за того, что не могут остановиться, им сложно перейти в другое состояние. Нередко дети имеют неврологические особенности и плачут из-за них. Такие малыши нуждаются в особенном уходе. Нарушения может диагностировать только специалист, врач-невролог.

Если младенец кричит, нужно постараться понять и устранить, по возможности, причину дискомфорта. Если и после этого он долго и безутешно кричит, не может есть и спать, необходимо как можно быстрее показать его доктору.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.

Что делать, если малыш плачет?

— Нежелательно оставлять ребёнка один на один с его проблемой. Если он горько плачет, ему нужна помощь. Если взять его на руки, он, возможно, успокоится не сразу, но точно почувствует себя в безопасности.

Малыш, который подолгу плачет в одиночестве, привыкает к тому, что он никому не нужен и его потребности не имеют значения для близких. Из-за этого формируются пассивность, низкая самооценка, недоверие к окружающим. Насильное кормление или укладывание спать не менее вредны для малыша.

А быстрая адекватная реакция взрослых на детский плач, повторяющаяся день за днём, приводит к возникновению у него крепкой привязанности и положительного отношения к самому себе. Как показывают исследования, это залог полноценного развития в будущем.

Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных

Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!

Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.

Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».

Запомнить:

  • общаться с опытными родителями,
  • не стесняться просить о помощи,
  • делегировать полномочия в семье,
  • говорить о материнстве в позитивном ключе,
  • отдыхать при первой же возможности.

Виды плача новорожденного

Как и все дети, ваш ребенок уникален. Он по-своему ест, спит, реагирует на раздражители — и успокаиваться будет тоже по-своему. При всем многообразии индивидуальных проявлений характер у плача новорожденных одинаковый.

  • Призывный плач — ребенок кричит 5 – 6 секунд, затем делает паузу на 20 – 30 секунд, при отвлечении внимания или ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20 – 30 секунд. Такой цикл повторяется несколько раз, при этом период постепенно увеличивается, пока плач не становится сплошным;
  • Голодный плач начинается с призывного плача. Если мама подошла и взяла малыша на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, который сочетается с «поисковыми» движениями головой, причем в этот момент ребенок замолкает. Если она и после этого не дает грудь, то требовательный плач переходит в яростный плач с захлебываниями. Малыш может засовывать в рот свой кулачок, совершает сосательные движениями губами и языком, вертит головой в поисках материнской груди или соски;
  • Плач при боли — плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, во время которого случаются всплески отчаянного крика, видимо, соответствующие усилению болевых ощущений. Если вы не подошли к ребенку, когда он «призывно» кричит, и он заплакал, то по тому, как именно он плачет, вы сможете угадать причину плача, чтобы быстро успокоить малыша.

Плач, который должен насторожить родителей

Невролог

Уход за новорожденным

«Фиолетовый плач» — что это?

После пары недель после родов вам начинает казаться, что вы научились определять причину слез своего ребенка. Но все чаще малыш начинает истерику «на пустом месте»: плачет ребенок в месяц, как кажется, совсем без повода, а успокоить его практически невозможно.

В настоящее время все чаще говорят про так называемый «период фиолетового плача» (PURPLE Crying), когда ребенок постоянно плачет. Под PURPLE подразумевается аббревиатура, которая характеризует этот период:

  • P (peak) — нарастающий по интенсивности, чаще всего начинается в 2 недели жизни и достигает максимума в 2 месяца, завершается к 3–4 месяцам.

  • U (unexpected) — неожиданный, внезапный, родителям сложно найти объективную причину, почему ребенок так сильно плачет.

  • R (resists soothing) — ребенка практически невозможно успокоить даже теми способами, которые обычно помогают.

  • P (pain-like) — похож на крик во время боли, поэтому родители, как правило, думают, что ребенок заболел.

  • L (long lasting) — длительный, не прекращающийся несколько часов подряд.

  • E (evening) — чаще всего начинается в вечернее время.

До сих пор нет единого мнения, что является основным источником такой бурной реакции ребенка. Вероятнее всего, это совокупность всех факторов, которые могут вызвать плач у малышей, а также функциональная незрелость нервной системы.

Поскольку плач ребенка очень интенсивный и длительный, молодые родители довольно быстро эмоционально истощаются: они начинают винить себя, что не могут найти причину, не могут помочь ребенку; иногда такие истерики вкупе с недосыпом могут усиливать проявления послеродовой депрессии и вызывать у матерей агрессию по отношению к ребенку

Поэтому чрезвычайно важно быть информированными о таком явлении, как «фиолетовый плач», иметь поддержку в этот непростой период со стороны близких и не винить себя

Причины проявления истерик

Возрастные кризисы ребенка проявляются активными негативом и требованиями по отношению к окружающим. Упрямство, отстаивание своих интересов, строптивость, желание разрушить устои в семье – все это лишь малое проявление характера маленького человека. Иногда истерика является признаком переходного возраста. Среди основных причин детской истерии можно выделить следующие факторы:

  1. Физический. Ребенок элементарно может испытывать голод или жажду. Духота, перегрев в ночное время, также, становятся причинами истерик.
  2. Отсутствие внимания. Ребенок испытывает возбуждение, у него нет возможности поделиться эмоциями. В результате он выплескивает свое негодование, раздражение и обиду. Взрослые ни в коем случае не должны игнорировать ребенка и бережно относиться к нему в такие моменты.
  3. Истерика, зачастую, начинается от перевозбуждения, после активных игр, длительного переутомления или шумного праздника.
  4. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей может подавить в ребенке его самостоятельность и спровоцировать естественное сопротивление малыша. Что, в свою очередь, вызывает истеричное состояние.
  5. Недопонимание со сверстниками. У детей отсутствует полноценное речевое развитие, которое бы поясняло его желания, позволяло выражать игровые позиции. Нет и необходимых навыков общения, которые бы смогли предотвратить конфликты. Поэтому единственное, что остается – выразить все свои эмоции в виде истерики.
  6. Непоследовательность взрослых. У родителей должна быть выработана четкая система ограничений, которая бы позволила ребенку выстраивать собственное поведение. 

Причины истерии у подростков немного отличаются от истерии дошкольников, однако, в целом имеют схожие признаки.

  1. Чувство несправедливости. Нервный срыв у подростка может случиться, если он, как ему кажется, столкнулся с какой-либо несправедливостью по отношению к себе. Подросток хочет быть самостоятельным во всем: в выборе друзей, одежды, в распоряжении своим телом, а запреты родителей и общества для него становятся некими триггерами. 
  2. Одиночество. Подросток тоже может испытывать дефицит внимания со стороны родителей. Ему кажется, что его никто не понимает, хотя на самом деле окружение просто не согласно с его мировоззрением. Не разделение взглядов ребенка расценивается им как непонимание. Это может провоцировать как истеричную реакцию, так и замкнутость ребенка в себе.
  3. Переутомление. Высокая нагрузка в школе, множество секций, постоянное пребывание дома за учебниками, также, могут стать причинами подростковой истерии. К слову, не только учеба, но и увлечение онлайн играми и постоянное «зависание» в интернете, отрыв от которых подростка не устраивает, могут стать причиной срыва.
  4. Стрессовое событие. Это может быть развод родителей или смерть одного из них, проблемы в школе, травля, либо насилие по отношению к себе.
  5. Неудачный любовный опыт, также, может стать причиной истерик, особенно, если это стало достоянием общественности.
  6. Внешние дефекты. Лишний вес, характерные высыпания, проявляющиеся в переходном возрасте, вызывают дискомфорт и могут вызвать приступы агрессии.

Патогенез детской истерии основан на незрелости структуры головного мозга, а также, психофизиологических изменениях кризисного периода. Мозговые структуры созревают постепенно – от подкорки к коре. Истерика провоцирует накопление нервного возбуждения и выработку гормона стресса. Активизируется лимбическая система, вызывая гнев и, стимулируя возникновение вегетативных реакций – тахикардию, мышечное напряжение. Истерика проходит волнообразно. Вначале проявляется гнев, который достигая своего апогея, превращается в горе. Постепенно эмоции ослабевают и остается лишь обычный плач.

Чаще всего истерии подвержены ранимые, лабильные дети, обладающие высокой эмоциональностью, и желающие постоянно быть в центре внимания. Истерика – как отстоять свои интересы, утвердить независимость своего «я». Если ребенка удастся при помощи истерик добиться этого, то и дальше это станет отличным поводом для его манипуляций. 

Суть методики

Существует множество методик и способов как успокоить своего плачущего новорожденного ребенка. Самая действенная и безопасная из них – это метод Харви Карпа.

Харви Карп – знаменитый американский эксперт по развитию новорожденных с 20 летним стажем работы. Уже много лет он рассказывает молодым родителям о доступных и действенных способах как унять плач ребенка. Это практикующий врач и автор книг, являющихся бестселлерами в своих категориях.

Суть этой методики заключена в воссоздании условий, напоминающих время, проведенное в материнском животе. Период до трехмесячного возраста, доктор называет как «четвертый триместр беременности» — в это время новорожденные нуждаются в условиях, напоминающих внутриутробную среду матери. Основываясь на этот принцип, доктор выстроил специальную методику, позволяющую успокоить плачущего младенца за 5 минут.

Методика включает в себя:

  • пеленание;
  • положение ребенка на боку или животе;
  • «белый» шум;
  • укачивание;
  • сосательный рефлекс.

1. Пеленание.

Оно необходимо малышам, чтобы он не будил себя ручками и чувствовали себя комфортно, так как пеленка имитирует нахождение ребёнка в утробе матери. Ещё, запеленав, плачущего ребёнка он скорее всего успокоится.

2. Положение на боку.

Это положение подходит для того, чтобы успокоить малыша, НО не для сна!!! Суть в том, что когда малыш плачет, вы его пеленаете и кладёте на бок, прямо на руках или коленках и он перестаёт плакать.

Когда ребёнок находится в утробе матери, то он слышит постоянно звук ее кровотока, это напоминает шум, похожий на «шшшшш». Такие звуки успокаивают малыша, помогаю перестать плакать и заснуть. Так что немного пошипеть будет полезно.

Действие 4

Укачивание или ритмичное покачивание. Не нужно интенсивно трясти малыша из стороны в сторону – этим вы не только не успокоите его, но и причините вред его здоровью. Чтобы это действие имело максимальный эффект нужно взять ребенка на руки, положить его лицом вниз, чтобы голова оказалась на вашей ладони.

Действие 5

Если ребенок находится на грудном вскармливании, ему необходимо дать грудь. Если же он получает искусственное питание, то можно предложить ему бутылочку со смесью или теплой водой. Еще можно дать ему пососать пустышку или свой чистый палец.

  1. Если он отказывается сосать пустышку, выплевывает ее, то нужно при сосании немного надавить на нее, как будто отнимая – у ребенка тут же просыпается реакция сосать ее еще интенсивнее и быстрее.
  2. Это действенный способ успокоить младенца, так как в этот период у него особо выражен сосательный рефлекс.
  3. Сосание пустышки так же снижает риски возникновения детской смерти.

Иногда для успокоения ребенка достаточно одного способа, а иногда нужно применять все 5 – все дети разные, и к каждому нужно применять индивидуальный подход. Метод Харви Карпа позволяет быстро успокоить плачущего младенца, давая его маме отдохнуть, так как со всеми действиями отлично может справится отец, бабушка или дедушка малыша.

Если правильно выполнять все рекомендации доктора, то эффект гарантированно наступает в 98% случаях. 

Как говорит сам доктор, эти действия использовались еще в традиционном обществе на протяжении многих веков. Создавая малышу напоминания о времени, проведенном в матке, вы подарите ему чувство защищенности и спокойствие.

Но следует помнить, если ваш ребенок сыт и все 5 действий не приводят к утиханию плача, обратитесь за помощью к педиатру, возможно ребенка беспокоит что-то серьезное и у него есть проблемы со здоровьем.

ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?

Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.

Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции

Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.

Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы

Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.

Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.

Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.

Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений

Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры:

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий