Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сколько должен есть новорожденный ребенок в 1 месяц

В первые несколько дней новорожденный будет съедать мало грудного молока. Ребенку вполне будет хватать питательного и жирного маминого молозива. Размер желудочка малыша сразу после рождении составляет всего 10 мл. Но кушать младенец будет часто по 10 — 12 раз в сутки. Особенно важны для увеличения лактации при грудном вскармливании ночные кормления. Если кормящей грудью маме не хватает молока, то следует ночью чаще прикладывать карапуза к груди. Педиатры рекомендуют мамам кормить грудничка по требованию.

Сколько съедает новорожденный за одно кормления грудного молока

Возраст ребенказа одно кормление (мл) в сутки (мл)
3-4 дня20-60200-300 мл
1 неделя50-80400 мл
2 недели60-9020% от массы ребенка
1 месяц100-110600 мл
2 месяца120-150800 мл
3 месяца150-1801/6 массы ребенка
4 месяца180-2101/6 массы ребенка
5-6 месяцев210-2401/7 массы ребенка (800-1000 мл)
7-12 месяцев210-2401/8-1/9 массы ребенка

Норма кормления новорожденного на искусственном вскармливании

Ребенок на ив должен есть в 1 месяц не меньше 6-7 раз в сутки. Суточная норма смеси для новорожденного должна не превышать пятую часть массы их тела. Не заставляйте малыша насильно доедать разовую долю, на следующий прием пищи он доест упущенное. Так, как каждый организм индивидуален, так и количество смеси нельзя определить для всех одинаковую. Советуйтесь с хорошим педиатром, следите за весом ребенка в 1 месяц и конечно же за поведением крохи.

Возраст ребенкаводы за одно кормление (мл)количество ложек смеси на одно кормлние
0-14 дней903
3-8 недель1204
2 месяца1505
3-4 месяца1806
5 месяцев2107
6 месяцев2107

Питание мамы в первый месяц

Во время грудного вскармливания кормящая мама должна пить от 2 до 3-х литров жидкости. Полноценное питание залог крепкого здоровья не только кормилицы, но и ее ребенка. Не бойтесь просить о помощи своих друзей, соседей, родных. Возможно, им будет даже в удовольствие помочь вам с покупками, готовкой и уборкой. Ниже несколько полезных советов:

  • Бутылочка с водой должна быть под рукой в доме. Если же мама кормит в 1 месяц ребенка грудным молоком, то ей нужно выпивать около четырех литров воды.
  • Исключить из меню кофеин и сахар.

Кормящей маме месячного ребенка необходимо употреблять продукты богатые на углеводы:

  1. пшеничный хлеб из муки цельносмолотого зерна,
  2. плоды бобовых, к примеру,  чечевицу и фасоль,
  3. овощи такие как: кукуруза или картофель,

а также протеины:

  • нежирное мясо,
  • творог,
  • яйца (читаем статью о яйцах при гв),
  • орехи,
  • соя
  • нежирный йогурт без добавок.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц

От комфортного эмоционального состояния ребенка зависит его психическое развитие. Месячный малыш полностью зависит от мамы, их ни в коем случае нельзя разлучать. Крохе важен постоянный телесный и зрительный контакт. Мама должна реагировать на все нужды младенца, поскольку в первый месяц налаживается коммуникация.

Психическое развитие новорожденного оценивается по наличию или отсутствию основных рефлексов. В первый месяц жизни двигательные навыки слабо развиты, малыш только познает себя, осваивает свое тело, поэтому он все делает рефлекторно.

Что умеет ребенок в 1 месяц

Основные рефлексы ребенка в первый месяц жизни:

  • Сосательный. Он жизненно необходимый для грудного ребенка. Если дать младенцу грудь или пустышку, начинается сосание. При отсутствии этого рефлекса у младенца подозревают тяжелые неврологические патологии.
  • Хоботковый. Если провести пальцем возле рта, то ребенок вытягивает губы трубочкой.
  • Бауэра. Если положить новорожденного на живот и подставить ладошку к стопам, то он непременно начнет отталкиваться ножками и пытаться ползти.
  • Подошвенный. Если провести пальцем по стопе малыша, он отдернет ножку.
  • Хватательный. Если положить палец в ладошку, то кроха схватится за него своими пальчиками.
  • Защитный. Если перевернуть малыша на живот, он попытается повернуть головку в сторону, чтобы не задохнуться.
  • Опорный. Нужно взять под руки младенца так, чтобы он упирался стопами в пол или стол. Почувствовав твердую опору под ногами, он будет имитировать ходьбу.

По мере развития большинство младенческих рефлексов угасают, но малыш осваивает новые.

Что еще должен уметь ребенок к 1 месяцу? Если психологическое развитие малыша нормальное, то умения следующие:

он может концентрировать внимание на неподвижных предметах; всматривается в лицо родителей, если низко над ним склониться; водит глазами за движущимися объектами; умеет агукать, улыбаться; реагирует на свет прищуриванием глаз, на громкий звук – плачем; умеет выражать позитивные или негативные эмоции; узнает родителей по внешнему виду и голосу, когда ребенок видит знакомое лицо, он начинает дергать ручками и ножками, улыбается. Кроха в 1 месяц умеет делать достаточно много по сравнению с периодом новорожденности

Но раннее развитие индивидуально, иногда малыши осваивают определенные навыки лишь ко второму месяцу

Кроха в 1 месяц умеет делать достаточно много по сравнению с периодом новорожденности. Но раннее развитие индивидуально, иногда малыши осваивают определенные навыки лишь ко второму месяцу.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Младенец развивается быстрее, если с ним заниматься. Ребенок в 1 месяц большую часть времени спит, в общей сложности он бодрствует всего 3–4 ч. В это время мама должна находиться рядом и чем-то занимать малыша. Нужно постоянно с ним разговаривать, рассказывать об окружающем мире. Да, он ничего не понимает, но в 1 месяц закладываются речевые навыки.

Полезно включать тихую музыку, поскольку она активизирует работу головного мозга. Маме нужно как можно чаще улыбаться, брать младенца на руки, гладить, целовать. Ему нужна забота и защита.

Полезен легкий массаж тела, особенно после купания. Он успокаивает, положительно влияет на нервную систему, устраняет повышенный тонус мышц.

Для усовершенствования рефлексов необходимо вкладывать в ручки малышу свои пальцы, погремушки.

Нормы развития новорожденного в три месяца

Есть нормы ВОЗ и усредненные показатели, утвержденные Союзом педиатров России, каким должно быть развитие ребенка в три месяца. При осмотре малыша доктора соотносят эти данные с фактическими.

Незначительные отклонения от норматива не являются поводом для беспокойства. Ведь организм каждого ребенка индивидуален и развивается в своем темпе.

Вес, рост и другие параметры

Каждый месяц, грудничка рекомендуется показывать педиатру. Это необходимо для оценки состояния здоровья, физического и психического развития. На приеме доктор измеряет рост и вес крохи. Сколько малыш должен весить в 3 месяца, зависит от того, какую массу тела он имел при рождении.

За этот небольшой временной промежуток, ребенок набирает около 2,5 кг. Например, если младенец появился на свет с весом 4,3 кг, то в 3 месяца его масса должна быть около 6,8 кг. В определении нормального роста также нет никаких сложностей. Каждый месяц длина тела ребенка увеличивается на 3 см.

Если кроха родился с показателем 56 см, то спустя 90 дней его рост достигнет отметки 65 см.

Физическое развитие ребенка зависит от таких факторов:

  • тип и режим питания;
  • половая принадлежность;
  • наличие патологий органов и систем.

Нормы веса, роста и прочих показателей тела мальчиков в 3 месяца, утвержденные ВОЗ и Союзом педиатров России в таблице.

Параметры для мальчиков, в см/кгНормы Союза педиатров РоссииНормы ВОЗ
минимальныемаксимальныеминимальныемаксимальные
Рост56,562,057,365,5
Вес4,97,05,08,0
Окружность грудной клетки36,541,638,142,9
Окружность головы39,042,538,142,9

Нормы веса, роста и прочих показателей тела девочек в 3 месяца, утвержденные ВОЗ и Союзом педиатров России в таблице.

Параметры для девочек, в см/кгНормы Союза педиатров РоссииНормы ВОЗ
минимальныемаксимальныеминимальныемаксимальные
Рост56,261,855,664,0
Вес4,86,34,57,5
Окружность грудной клетки37,341,437,140,8
Окружность головы38,141,237,142,0

Рефлексы 3-месячного малыша

Под рефлексом понимают одинаковую реакцию организма на какое-либо воздействие. Ответ на раздражитель происходит с участием рецепторов, под руководством нервной системы. У трехмесячных детей большинство рефлексов исчезает. Ребенок находится уже в достаточно развитом состоянии, поэтому они ему не нужны.

О наличии проблем неврологического характера говорит присутствие у трехмесячного крохи следующих рефлексов:

  • хоботковый. Вытягивание губ в трубочку при прикосновении ко рту;
  • поисковый. Поворот головы и открывание рта в ответ на прикосновение к уголку губ;
  • Бабкина. Вытягивание головы вперед и открывание рта при надавливании на ладонь;
  • Моро (в сильно выраженной форме). Резкое разведение рук в стороны и раскрытие ладоней при испуге.

В три месяца у ребенка остаются лишь рефлексы ползания и сосательный. Они необходимы малышу для дальнейшего совершенствования.

Эмоциональные достижения и особенности поведения

Многие родители отмечают, что трехмесячные дети начинают проявлять свои эмоции и характер. Хорошее настроение кроха выражает в виде улыбки и смеха. Таким образом он реагирует на появление знакомых ему людей. При виде посторонних ребенок может испугаться и заплакать.

Малыш начинает издавать различные звуки, по которым легко понять, что он хочет. Например, когда кроху оставляют одного, он похныкивает для привлечения внимания родителей.

Если взрослые игнорируют грудничка, тогда он начинает громко плакать. При виде мамы или папы ребенок сразу успокаивается. Малыши в 3 месяца произносят не только гласные, но и согласные звуки.

У них начинают формироваться речевые навыки. Если начать говорить с крохой, он будет отвечать на своем языке. Большинство грудничков любит купаться. Особое удовольствие им доставляет разбрызгивание воды ногами и руками.

Сколько должен спать ребенок в 1 месяц

Ребенок спит в среднем от 16 до 20 часов в сутки до одного месяца. Просыпаются новорожденные через одинаковые промежутки времени, как ночью, так и днем. В основном дети в 1 месяц плохо спят из-за:

  • голода;
  • мокрых подгузников;
  • жары;
  • холода;
  • громких звуков;
  • яркого света;
  • коликов и газиков;
  • эмоционального беспокойства.

Поводом для тревоги является, если новорожденный ребенок:

  • спит 4 часа без пробуждений покушать;
  • не спит 4-5 часов;
  • часто просыпается (5-7 минут).

Позвольте малышу в 1 месяц самому решать сколько ему необходимо отдыхать. В тоже время, маме следует помнить, что нету однозначных точных данных о норме сна новорожденного ребенка. У каждого младенца свой индивидуальный суточный режим.

Молодым родителям придется просыпаться по несколько раз за ночь — это неотъемлемая часть начального этапа ухода за новорожденными детьми. Наилучшим вариантом будет просто плыть по течению. Позвольте ребенку в первый месяц спать тогда, когда ему хочется. Используйте слинги, переносные кроватки или кроватки-корзины. Мама или папа могут спокойно себе гулять, пока малыш окутан легким сном.

Сон ребенка в первый месяц на протяжении дня можно использовать в свою пользу. Обязательно поспать должны родители, особенно мама. Чтобы спалось младенцу крепче, нужно согреть его ножки мамиными руками или подышать на них. Часто во сне малыши кряхтят и крутятся — это нормально ведь ребенок адаптируется к нашему миру.

Нервно-психическое развитие ребенка

За первый месяц жизни новорожденный быстро развивается, но его поведение не слишком меняется, к концу 1 месяца промежутки бодрствования становятся несколько больше, ребенок, поев, не засыпает сразу, а может поиграть или полежать какое-то время.

В этом возрасте дети начинают прислушиваться к знакомым звукам, чаще всего они реагируют только на голос мамы, знакомый им с внутриутробной жизни, но начинают обращать внимание и на другие, часто звучащие голоса – папы, бабушки и других близких родственников. Зрения младенца еще не до конца сфокусировалось, но он должен обращать внимание на источник света, яркую игрушку, которую держат над его головой на расстоянии 30-40 см, а также на лицо мамы или других людей, склонившихся над его кроваткой или взявших его на руки

Зрения младенца еще не до конца сфокусировалось, но он должен обращать внимание на источник света, яркую игрушку, которую держат над его головой на расстоянии 30-40 см, а также на лицо мамы или других людей, склонившихся над его кроваткой или взявших его на руки

Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет

Зрения младенца еще не до конца сфокусировалось, но он должен обращать внимание на источник света, яркую игрушку, которую держат над его головой на расстоянии 30-40 см, а также на лицо мамы или других людей, склонившихся над его кроваткой или взявших его на руки. Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет

Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет

Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет.

В 1 месяц у ребенка сохраняется большинство физиологических рефлексов, так что проверить его нервно-психическое развитие можно и с их помощью:

  • сосательный рефлекс — несколько раз проведите пальцем по щеке ребенка, около уголка рта, в ответ на прикосновение он должен повернуть голову, открыть рот и совершать сосательные движения;
  • хватательный рефлекс – положите палец в раскрытую ладонь ребенка, он должен крепко схватить его и некоторое время не отпускать;
  • зрительный — если помахать погремушкой над головой ребенка, он затихнет на доли секунды, пытаясь определить, откуда доносится звук и начать искать его источник глазами;
  • поисковый рефлекс — если во время еды отнять у ребенка грудь или бутылочку, он пытается найти источник пищи, двигает головой и старается захватить сосок губами;
  • если положить ребенка на живот, он пытается поднять голову и может удержать ее в таком положении несколько секунд;
  • в позе на животе, если подставить ребенку ладонь под пяточки и немного подтолкнуть, он пытается ползти вперед;
  • в возрасте 1 месяц младенец реагирует улыбкой или гулением, когда мама берет его на руки или разговаривает с ним.

Развитие детей по месяцам

В первый год жизни каждый ребенок получает определенные навыки и развивает умения, которые происходят примерно одинаково у всех.

Как должен развиваться ребенок?

1-й месяц. Преобладает сгибание в суставах рук и ног; лежа на жи­воте, поворачивает голову в стороны; движения в конечностях (сгибания и разгибания) некоординированные, симметричные; крик громкий, не бо­лезненный; к концу 1-го месяца жизни ребенок кратковременно, на не­сколько секунд, приподнимает голову, лежа на животе; начинает просле­живать за движущейся игрушкой глазами.

2-й месяц. Увеличивается объем движений в конечностях; отводит руки в стороны, разжимает кулачок; лежа на животе, более продолжительное время удерживает голову, начинает удерживать ее в вертикальном поло­жении, но еще не постоянно (“болтающаяся голова”). Тонус в конечно­стях становится менее напряженным, нет сопротивления при разги­бании конечностей. Лучше фиксирует взор на неподвижном предме­те, за предметом начинает прослеживать с поворотом головы. Гулит, улыбается — поворачивает глаза в сторону источника звука.

3-й месяц. Поднимает руки выше горизонтального уровня, удер­живает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Хорошо удержива­ет голову в положении лежа на животе, начинает опираться на вытя­нутые вперед предплечья, удерживает голову в вертикальном поло­жении, оживляется при виде матери, узнает ее. Следит за игрушкой с поворотом головы и глаз, произвольно захватывает рукой доступ­ный предмет. Гулит — дольше тянет гласные звуки, поворачивает го-лову в сторону источника звука.

4-й месяц. Начинает поворачиваться на бок; лежа на животе, приподнимает на руках верхнюю часть туловища, при потягивании за руки — присаживается. Узнает близких; выражен комплекс оживления при виде родителей, бутылочки с молоком; активно реагирует на зритель­ные и слуховые раздражители, хватает руками игрушки, рассматрива­ет их. Смеется, громко и протяжно произносит гласные и согласные звуки.

5-й месяц. Поворачивается со спины на живот; лежа на животе, вы­тягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую.

6-й месяц. Поворачивается с живота на спину, начинает сидеть при поддержке за одну руку, затем — самостоятельно. В 5—6 месяцев появля­ется лепет: произносит отдельные слоги, начинает понимать речь окру­жающих. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7-й—8-й месяцы. Устойчиво сидит, начинает садиться сам, встает на четвереньки, при поддержке встает на ноги. Движения рук становятся более целеустремленными, хлопает в ладоши. Ищет взглядом нужный предмет, хорошо различает взрослых. Понимает интонацию, слова, обо­значающие предметы и действия. Повторяет слоги.

9-й—10-й месяцы. Встает на колени, на ноги у опоры, передвигается возле нее; ползает, пытается стоять самостоятельно. Движения более ко­ординированы. Берет предметы двумя пальцами. Разбрасывает и собира­ет игрушки, с помощью взрослого пользуется ложкой, повторяет движения взрослых, находит называемые (наиболее употребляемые) предметы, лю­бимые игрушки. Произносит отдельные слова (мама, папа). Выполняет про­стые требования, понимает запреты, сознательно пользуется горшком.

Личная гигиена малыша

Первый месяц при любом контакте с крохой тщательно мойте руки, старайтесь не использовать кремы для рук и другие средства непосредственно перед контактом

У новорожденного очень нежная кожа, поэтому важно пользоваться только специальными средствами для гигиены

Приобретите средство для подмывания, крем под подгузник, влажные салфетки для детей. У ребенка должны быть свои ножницы для стрижки ногтей со специальными закругленными краями. Ногти растут достаточно быстро, и малыш может сам себя царапать, поэтому стричь их нужно примерно раз в неделю.

Для удаления выделений из носа используйте специальный аспиратор в виде небольшой груши, но увлекаться им не стоит – слишком частые гигиенические процедуры раздражают слизистую и провоцируют ее отек. Лучше просто закапывать солевой раствор (для младенцев есть капли на основе морской воды), он промоет нос и стечет по задней стенке глотки. Особенно это будет актуально со стартом отопительного сезона, так как воздух в наших квартирах становится более сухим и может способствовать образованию корочек в носах у малышей.

Старайтесь не оставлять ребенка в грязном подгузнике на долгое время – это может спровоцировать серьезные раздражения интимных мест. Первое время кроху лучше подмывать с помощью специальных средств после каждого «большого дела», салфетками пользуйтесь только в ситуациях, когда возможности сделать это при помощи воды нет.

В первый месяц купать малыша достаточно 2–3 раза в неделю, используя средство для купания только после консультации с личным педиатром. Никаких мочалок и губок в первый месяц использовать не нужно, достаточно нежными и легкими движениями мыть ребенка водой с температурой примерно 37ºС.

Воду для купания можно не кипятить, но пока пупок еще «сырой», в воду для дезинфекции добавляется отвар череды или ромашки примерно в течение первых двух недель жизни. Дальше ребенка купаем в воде из-под крана, во всяком случае, качество московской воды это позволяет.

В первый месяц жизни родничок еще не закрывается, но бояться его не надо – да, в этом месте кости не сомкнулись, но под кожей идет очень плотный сухожильный «шлем», и повредить его пальцами при купании не получится.

Поддерживать головку надо в интересах шейного отдела позвоночника – резкие сгибания/разгибания в этой области действительно могут навредить.

Физическое развитие новорожденного в первый месяц жизни

После появления на свет все органы и системы малыша начинают активно приспосабливаться к новой, внеутробной жизни. Со всех сторон он подвержен действию раздражителей и испытывает:

  • температурный стресс;
  • гравитационный стресс;
  • сенсорный стресс;
  • оксидантный стресс;
  • экологический стресс;
  • пищевой стресс, и т. д.

Именно поэтому за первую неделю жизни младенцы способны потерять до 10% массы своего тела при рождении (в среднем, вес мальчиков при рождении составляет 3100-4000 г, девочек – 2900-3700 г). Однако молодых родителей не должно это пугать, так как при нормальном развитии новорожденный быстро набирает потерянный вес, и к концу первого месяца своей жизни прибавляет уже от 500 до 1500 г, вырастая при этом примерно на 3 см.

У малыша начинают по-новому работать: кровеносная система (активно разрушаются ненужные отныне младенцу красные кровяные тельца с фетальным типом гемоглобина), почки, включается в работу иммунная система, легкие, кишечник и т. д. Но, несмотря на активную адаптацию, у ребенка в 1-й месяц жизни уже появляются первые свершения в развитии: он активно старается удержать голову, лежа на животе, и зачастую у него это получается, пусть даже ненадолго. Так как тонус мышц малыша повышен (наблюдается гипертония мышц), то его движения еще недостаточно скоординированы, а ручки и ножки преимущественно согнуты и прижаты к телу.

Однако вы можете способствовать физическому развитию малыша, и уже к первому месяцу жизни практиковать такие упражнения:

  • аккуратно разводить и сводить руки младенца;
  • «рисовать» восьмерки на его босых стопах;
  • массировать пальцы его рук и ног;
  • легко поглаживать его от кисти к локтю, от груди к плечам, от середины лба к вискам, от стопы к ягодицам и т. д.

Как помочь новорожденному освоить важные навыки

По мнению педиатров, с самого рождения ребенка нужно уделять его развитию и воспитанию огромное значение. Как можно помочь ему совершить больше открытий? Список рекомендаций выглядит так:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка по неделям после рождения?

  • В доме, где растет новорожденный, постоянно должна быть благоприятная атмосфера. Выделите для него дальнюю комнату, чтобы туда не доносились посторонние звуки: шум телевизора, лай собаки, автомобильные гудки. Резкие звуки могут только напугать малыша. У вас должна быть таблица кормлений, чтобы лишний раз не нервировать грудничка.
  • Чтобы поддержать тактильную чувствительность малыша в первые полтора месяца, взрослые должны правильно прикасаться к младенцу. Контакт может быть комфортным и для грудничка, и для родителей, поэтому никаких холодных рук и сквозняков.
  • Чтобы развивать слух и речь младенца, почаще рассказывайте ему сказки, потешки, простейшие стишки, напевайте красивые мелодии. В этом случае малыш будет вступать в “диалог”, начнет улыбаться и станет активно произносить различные звуки. Разговаривая со своим ребенком, старайтесь всегда находиться только в хорошем настроении.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как развивать ребенка с рождения и по месяцам жизни?

Самое главное – все время находиться в контакте с малышом, поддерживать его интерес к окружающему миру. Если мамочка испытала даже небольшой стресс, ей нужно постараться успокоиться и лишь затем подходить к ребенку.

Теперь вы точно знаете, что сможет сделать новорожденный уже в 1 месяц, и заниматься с ним будет вовсе не трудно. Выполняя эти нехитрые рекомендации, вы сможете помочь вашей доченьке или сыночку адаптироваться к новому окружению. Как родители вы способствуете приобретению важнейших знаний – именно об этом постоянно твердит с экрана телевизора известный ведущий доктор Комаровский.

Режим дня месячного ребенка

В первый месяц для новорожденного ребенка мы предлагаем трехчасовой режим дня. Чуть позже можно переходить и на четырехчасовой. Малыш привыкнет к новому режиму всего за несколько первых дней и будет просыпаться, когда маме это удобно. Данный режим способствует крепкому младенческому сну по ночам.

Новорожденные в первые дни жизни приучены к режиму уже в шестинедельном возрасте, хорошо спят ночью, или же те, которые до этого возраста успели набрать 5-6 кг в весе.  Мои сыновья слаженно спали по ночам уже с восьминедельного возраста. Со вторым ребенком не так все гладко было, но установленный режим действительно помог справиться с трудностями.

Ночью кормим одно месячного ребенка только по необходимости. Если придерживаться такого же графика, то малыш быстро привыкнет к такому режиму. Ну что, остается только пожелать успехов!

Зрение

Зрение малыша, появившегося на свет, еще не сформировано, поэтому первое время он получает больше информации посредством осязания. К концу первой недели малыш только начинает различать размытые контуры и цветные пятна. Фиксировать же яркие большие предметы взглядом на несколько секунд малыш начинает только к концу второй недели жизни. К концу третьей недели он уже старается внимательно вглядываться в лица родителей. А еще через неделю взгляд ребенка становится более осознанным и координированным. Для развития зрения у новорожденного можно играть с ним в «гляделки» (к концу первого месяца): неподвижно всматриваться в лицо малышу на достаточно близком расстоянии и наблюдать, как он возвращается к вашему лицу взглядом снова и снова.

Важные рефлексы

Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:

  1. Сосательный. Если в ротовую полость младенца попадет какой-либо предмет (соска, сосок), он начнет совершать ритмичные сосательные движения. Доношенный малыш рождается с этим важным рефлексом и сохраняет его на протяжении первого года жизни.
  2. Поисковый. Если нежно коснуться уголка рта ребенка, он опустит нижнюю губу и станет активно искать материнскую грудь. При этом более грубое касание рта малыша может вызвать другую реакцию: ребенок почувствует раздражение и отвернет голову в противоположную сторону.
  3. Ладонно-ротовой. Если умеренно надавить на ладонь младенца, он откроет рот и наклонит голову вперед.
  4. Хватательный. Грудничок ухватывает и прочно удерживает пальцы взрослого, вложенные в его ладонь.
  5. Защитный. При выкладывании на живот малыш незамедлительно поворачивает головку набок. Этот рефлекс обеспечивает ребенку возможность дышать в этом положении. Именно поэтому во время сна на животике здоровый ребенок не задохнется.
  6. Ползания. Если выложить малыша на живот и прикоснуться к его стопам, он будет пытаться оттолкнуться от ладоней взрослого.
  7. Автоматической ходьбы. Если придать ребенку вертикальное положение таким образом, чтобы он «опирался» ножками о твердую поверхность, и немного наклонить вперед, младенец начнет «ходить».

Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Первый год по праву считается самым важным в жизни любого человека — ведь такого скачка в развитии не наблюдается больше ни в каком другом возрасте.

Сводная таблица навыков по месяцам:

Возраст, мес.Физическая активностьЗрение и слухПсихологический и эмоциональный аспекты, речь
1Основана на рефлексахМожет на несколько секунд фокусировать взгляд на маме или предметеСпособен узнать запах мамы и отличить его от других
2Может 10-15 секунд держать головку, лежа на животе, сжимает кулачки, совершает первые хватательные попыткиФокусирует взгляд на предметах, рассматривает ихУлыбается близким
3Удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе опирается на предплечья, хорошо сжимает и разжимает пальцы, хватает и удерживает игрушкиЛегко распознает источник звука и света, поворачивается к немуАктивно проявляет радость при встрече с близкими, двигая ручками и ножками улыбаясь, издавая различные звуки. Гулит
4 С живота переворачивается на спинку, лежа старается приподнять верхнюю часть тела, поддерживает бутылочку при питьеВидит не только общую картину, но и детали. Фокусирует взгляд на движущихся предметахМожет проявлять настороженность при встрече с незнакомцами. Подолгу гулит, совершает попытки имитировать звуки
5 Пытается ползти, берет игрушку из рук взрослогоВидит удаленные на несколько метров предметы. Начинает интересоваться телевизором, компьютером (горящим экраном)Понимает интонацию речи родителей, может возмущаться, если мама уходит
6Перекладывает игрушку из рук в руки, может недолго сидеть сам, встает на четверенькиЛюбит звучащие и яркие игрушкиЗнает свое имя, активно лепечет. Перестает плакать, когда берут на ручки
7Может встать у опоры, тянется к маме или желаемому предмету, сидит без поддержки, ползаетПианино, барабан, труба и другие музыкальные игрушки — лучшие друзья малыша в 7 месяцевЗнает несколько привычных предметов в доме и может их показать, любит книжки с картинками и простые игры, осваивает звукоподражание
8Ходит вдоль опорыПри вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человекаПроизносит слоги «ма-ма», «ба-ба» и т.д.
9Садится и встает на ножки, держась за опору. Ходит при поддержке за обе рукиРеагирует на запреты, активно подражает звукам, расширяет словарный запас. Узнает многие известные ему предметы
10Может сделать несколько шагов, уверенно стоитУвлеченно играет, реагирует на других детей на площадке, любит разбрасывать игрушки, знает некоторые части тела
11Любит двигаться всеми доступными способами, начинает танцевать под музыкуПонимает одобрительную и строгую интонацию в голосе родителейПоказывает пальчиком на предмет, машет “привет”, ”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой
12 Ходит самостоятельно, поднимая предметы с пола наклоняется, а не садитсяАктивно выражает свои желания, проявляет требовательность, учится пить из кружки, держать ложечку, выполняет простые просьбы

Развивающие игрушки для малыша

Помочь в развитии месячному ребенку могут игрушки. Они используются для физического, эстетического, нравственного и умственного воспитания малыша

Важно знать, какие виды игрушек существуют и что из них стоит покупать для новорожденных. Сложностей в выборе таких предметов нет. Но нужно соблюдать ряд правил

Но нужно соблюдать ряд правил.

Игрушки для детей месячного возраста должны отвечать таким требованиям:

  • не иметь острых углов, мелких деталей;
  • быть цельными либо иметь качественную фиксацию составляющих элементов;
  • не слишком яркие. Ядовитый цвет говорит о наличии большого числа красителей;
  • не иметь неприятного, сладкого запаха;
  • изготавливаться из качественного материала;
  • иметь сертификат.

Мягкие игрушки новорожденным лучше пока не давать. Их стоит использовать для грудничков

Важно ответственно подходить к выбору места приобретения предметов для игры с ребенком

Лучше отказаться от покупки продукции для детей в киосках либо на рынке. Тут обычно торгуют товаром низкого качества. Желательно приобретать игрушки в специализированных детских магазинах. Часто родители покупают младенцам резиновые пищалки.

Но надо понимать, что за такими игрушками необходимо определенным образом ухаживать. Возле пищалки со временем скапливается грязь. Детская слюна создает благоприятные условия для развития болезнетворных бактерий. Поэтому каждую неделю игрушки новорожденного следует мыть с мылом в кипяченой воде.

Педиатры рекомендуют для месячного ребенка выбирать такие игрушки, которые развивают хватательный и сосательный рефлекс, к ним относятся следующие:

  • подвеска на коляску либо кроватку. Выбирать следует различные фигурки с гладкой поверхностью;
  • музыкальная карусель. Выполняет развлекательную и развивающую функции. Учит ребенка фокусироваться на предметах, улавливать звуки разной частоты. Мобиль лучше выбирать с негромкой и спокойной музыкой (желательно классической);
  • погремушка. Можно использовать несколько вариантов: пустые с ручкой, с 3-4 соединенными элементами, с шелестящими страничками, пищалкой;
  • развивающий коврик. Преимущество такого предмета игры заключается в том, что его можно трансформировать (поднимать и опускать бортики). Есть коврики, которые оснащены дополнительными игровыми элементами;
  • пластмассовые цветные шарики. Могут использоваться в период купания. Применяются для того, чтобы научить малыша различать оттенки;
  • сумка-коврик. Ее можно использовать, отправляясь с ребенком на отдых, на природу.

Развивающую игрушку для новорожденного легко сделать и самостоятельно из подручных материалов, проявив фантазию. Например, развивающий коврик легко смастерить из обычного пододеяльника и покрывала.

Достаточно прострочить материал по периметру и вставить в него шнурок для формирования бортиков. Можно расшить пододеяльник лоскутками различной текстуры. Малыш будет играть в таком коврике.

Матери не придется беспокоиться о том, что младенец куда-то уползет. Чтобы сделать тарахтелку, нужно взять несколько видов разноцветных лоскутков и сшить из них мешочки.

Каждую тару заполнить крупами, добавить звонкие элементы. Сшить мешочки вместе в виде гусеницы. Новорожденным очень нравятся такие игрушки.

Развитие ребенка в 1 месяц: 7 основных навыков

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий