Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: развитие малыша

Как развивать малыша

  • Сенсорные игры. На 10-м месяце все большую роль в формировании основных навыков играет развитие мелкой моторики, поэтому хорошо предложить карапузу развивать эти навыки. Предложите крохе сенсорные мешочки, бизиборд, игры с крупами и мозаиками. Для первого знакомства достаточно просто дать крохе потрогать и ощутить текстуру и структуру игрушки. В последствии предложите разные варианты занятий с новыми игрушками. Предлагая игры с мелкими предметами, обязательно находитесь рядом и следите, чтобы кроха не тянул игрушки в рот;
  • Первые пальчиковые краски. Познакомьте малыша с возможностями рисования. Для таких занятий приобретите специальные краски для малышей. Рисовать можно в альбомах для младенцев или на обычной бумаге. Промокните пальчик в краску и покажите, как с его помощью на бумаге могут появляться новые точки, линии;
  • Лепка. На 10-м месяце жизни можно показать малышу, как лепить из теста. Материал для занятий можно купить или сделать самостоятельно, смешав в равных пропорциях муку и соль, смочив полученную смесь небольшим количеством воды;
  • Игры с мячом. Предложите крохе катать, кидать, пинать разные по размеру мячики и шарики. Такие занятия хорошо развивают координацию, пространственное мышление;
  • Кубики и конструкторы. Занятия с блоками для строительства полезны для развития мелкой моторики, умственных способностей, зрения. Научите строить башенки, стенки. Чтобы кроху увлекло это занятие, покажите ему, как из обычного конструктора или кубиков можно построить дом или мост;
  • Прятки. Можно играть в прятки с ребенком или предлагать ему найти спрятанную вещь. Сопровождайте поиски активной речью, подсказывайте и радуйтесь вместе с карапузом, обнаружившим пропажу;
  • Волшебный мешочек. Положите в плотный непрозрачный пакет или мешок несколько игрушке. Предложите карапузу пощупать мешок, попытаться отгадать что внутри. После этого дайте ему достать все, что спрятано внутри, сложить обратно.

Развитие ребенка в 10 месяцев

В возрасте 10 месяцев дети развиваются очень активно. Они уже могут повторять звуки, ходить самостоятельно, осваивают новые движения, способны сами садиться. Это переломный в развитии период характеризуется самостоятельностью: кроха сам встает, пытается передвигаться, сам выбирает игрушку

Очень важно не торопить малыша, не вызывать негативные эмоции

Достигая годовалого возраста, малютка начинает активно развивать свои умственные способности. Дети понимают некоторые просьбы родителей, появляется осознание того, что окружение – это не только то, что они видят вокруг. Младенец знает: если мама вышла из комнаты, то она вернется. У него появляется связь между некоторыми событиями, формируются взаимоотношения с определенными людьми. Карапуз уже может анализировать происходящее и делать свои выводы.

Рост и вес ребенка

Достигая возраста 10 месяцев, у ребенка начинает пропорционально формироваться тело. Однако рост и вес малыша немного замедляется. Мальчишки становятся крупнее. Средний рост у мальчиков примерно 69-77 см, вес – 8-11 кг. Девочки чуть мельче, они отстают в этих показателях. Их рост варьируется в пределах 69-75 см, вес – 7,9-10 кг. Однако нужно учитывать, что на эти критерии влияют также наследственные факторы.

Психическое развитие

Отличительная черта психологического развития детей 10-месячного возраста – любопытство. Что же должен уметь ребенок в 10 месяцев? Он уже реагируют на звонок, ему становится интересно, что делают другие люди. Малыш начинает различать выражение лица мамы, реакцию на свое поведение, реагирует на ее настроение. Это самый лучший период для воспитания оптимиста. Дети повторяют движения папы, способны подражать взрослым. Кровинка реагирует на опасные предметы, неприятные ситуации, к примеру, знает, что такое упасть. Однако рассчитывать на его самостоятельность не стоит.

Эмоциональное развитие

Развитие малыша в 10 месяцев характеризуется появлением социально-бытовых навыков, желанием взаимодействовать. Карапуз зовет на помощь, подает сигналы с просьбой что-то сделать, например, поднимает вверх коробочку, чтобы ее открыли. Очень часто десятимесячные дети ломают игрушки, тем самым привлекая внимания, проверяя реакцию взрослых. Ребенок способен дольше играть с одной игрой, появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается во время сна, еды.

Психическое развитие малыша

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев проходит очень стремительно. Дети становятся инициативными исследователями и родители уже могут заметить, какая из рук крохи ведущая.

Десятимесячные малыши любят танцевать под музыку (приседать, махать ручками), некоторые из них даже пытаются подпевать. Дети хорошо запоминают, где лежат те или другие предметы, могут на них показать пальцем.

Ребята умеют набрасывать одну вещь на другую. Малыши в 10 месяцев любят подражать речи и движениям взрослых. Они хорошо знают части тела. Занятия детей с игрушками проходят уже более осознанно: опрокидывают неваляшку, катают машинку, интересуются музыкальными инструментами.

Малыши произносят первые осознанные слова. Но общаются они пока преимущественно жестами. Лепет крохи приобретает форму диалога. Произносимые слоги становятся похожи на короткие предложения. Дети в 10 месяцев способны осмысленно выговаривать около 8-10 слов. Они понимают запреты «нельзя», «нет». Комаровский рекомендует произносит эти слова как можно реже, но твердо.
Запрет отменять не стоит, даже если малыш заплакал. Десятимесячные дети отзываются на свое имя, реагируют на просьбу взрослого «дай», «возьми», «принеси». Нервно-психическое состояние становится более крепким.

Малыши больше бодрствуют днем, а ночью их сон крепче и дольше. Они становятся более социальными, интересуются окружающими людьми, пытаются общаться со сверстниками. Дети способны замечать любые изменения в настроении взрослых.

Ребенок уже осознает себя личностью, становится более самостоятельным

Важно хвалить малыша за проявленную инициативу

На психологическое развитие влияют такие факторы:

  • стрессовые ситуации;
  • индивидуальные особенности;
  • достаточность внимания родителей;
  • воспитание.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Рацион грудничка обогатился вкуснейшим кефиром. Впрочем, повседневное меню все больше напоминает общий стол, только в протертом виде, ведь крошка способен уже откусывать пищу, затем ее пережевывая. Его язычок обрел большую подвижность, и теперь малыш умеет передвигать им кусочки еды к зубкам. У карапуза отличный аппетит, поэтому он поправился примерно на 450 граммов и подрос на 1,5 см.

Практически каждая мамочка вольно или невольно сравнивает своего ребенка с другими сверстниками, пытаясь определить, насколько он органично растет и развивается. Но если уж и проводить подобные аналогии, то лучше воспользоваться рекомендациями из авторитетных источников. Так, к примеру, для оценки физического развития предпочтительнее обратиться к стандартным показателям, предложенным педиатрами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

— масса девочек в 10 месяцев соответствует диапазону 7,5–9,6 кг, а мальчиков — 8,2–10,2 кг;

— длина тела маленьких красавиц колеблется от 69,0 до 73,9 см, у их сверстников — от 71,0 до 75,6 см;

— окружность головы маленьких умниц имеет показатели 42,9–45,6 см, у умников же 44,1–46,7 см.

Собственно говоря, сравнивать детей в этом возрасте вообще не следует. Просто развитие ребенка в 10 месяцев настолько своеобразно, что различия порой совершенно поразительны. Особенно ярко они могут проявляться  в  овладении навыками передвижения.

Дело в том, что один карапуз уже достаточно резво ходит сам, практически не пользуясь опорой, а другой предпочитает перемещаться на четвереньках. Причем второй может двигаться намного быстрее, лихо обходя все препятствия на пути. Для такого ползунка исследование окружающей территории проходит более безопасно: он не падает, как тот, кто уже пошел в полный рост.

Различия проявляются по многим параметрам, при этом дети развиваются абсолютно нормально. Вместо сравнения лучше отслеживать наличие отдельных навыков, для формирования которых десятимесячный возраст является предельным.

Такое мини-исследование необходимо для раннего определения возможных аномалий:

— если ребенок никогда не сбрасывает на пол игрушки, лежащие перед ним на столе, это свидетельствует о нарушениях слуха или зрения;

— о возможных проблемах развития речи говорит неспособность малыша повертеть головой в знак отрицания или несогласия, неумение помахать ручкой на прощание;

— если грудничок не повторяет действие, вызвавшее явное одобрение взрослых или их смех,  это является признаком отклонений в процессе его социализации.

Паниковать при проявлении подобных признаков не следует, надо просто проконсультироваться со специалистами.

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игры — лучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению игрушки и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры для развития мелкой моторики

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот! 
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Психоэмоциональное состояние малыша

В 10 месяцев дети уже хорошо проявляют свои эмоции: расстраиваются, радуются, обижаются и даже умеют сочувствовать.

Кроха любит целоваться и обниматься с родителями и близкими. Он понимает, когда кто-то расстраивается и может пожалеть и погладить его.

В этом возрасте детям очень нравится выполнять какие-то просьбы и получать за это одобрения и похвалу. Всегда хвалите своего малыша и обнимайте. Это способствует развитию уверенности и самомнения.

Не повышайте голос, если кроха чего-то не хочет делать или у него не получается. Такое поведение только расстроит его, и он в дальнейшем не будет выполнять просьбы.

Если ребенок начал по какой-то причине капризничать, не спешите брать на руки и предлагать то, что ему хочется. Он уже понимает, как воздействовать на родителей, чтобы добиться желаемого. Старайтесь объяснять ему, что ему можно, а что нельзя и капризы — это не выход из положения.

Некоторые родители устраивают настоящий маскарад для ребенка, чтобы он отреагировал на просьбу или просто поел. Этого делать не рекомендуется, так как на самые обычные вещи он просто не будет реагировать.

Также в этом возрасте у малыша уже хорошо развито чувство юмора. Он резвым хохотом реагирует на шутки и смех старших. Ему нравиться когда кто-то гримасничает и он сам старается повторить.

Питание младенца в 10 месяцев

Восприятие окружающего мира

Ребенок в возрасте десяти месяцев активно изучает окружающий мир и совершенствует свои навыки восприятия. В этом возрасте он начинает более осознанно реагировать на звуки, цвета, текстуры и формы предметов.

Слуховое восприятие. Ребенок начинает активно слушать и различать звуки

Он может обращать внимание на музыку, голоса людей и другие звуковые эффекты. Детские мелодии и песенки могут вызывать у него радость и интерес

Родители могут развивать слуховое восприятие ребенка, показывая ему музыкальные инструменты, разговаривая с ним на разных тонах и делая звуки разной громкости.

Зрительное восприятие. В этом возрасте ребенок активно различает цвета и формы предметов. Он может реагировать на яркие цвета и пытаться дотянуться до предметов. Родители могут предложить ребенку игрушки разных форм и цветов, чтобы он мог исследовать их визуально. Также можно показывать ему книжки с яркими картинками и называть цвета и предметы на картинках.

Осязание и тактильное восприятие. Ребенок любит трогать и исследовать предметы руками. Он может притягиваться к разным текстурам — гладким, шершавым, мягким. Родители могут предложить ребенку игрушки с разными поверхностями, чтобы он мог исследовать их тактильно. Также можно проводить разные тактильные игры, например, показывать ребенку разные сочетания тепла и холода, мягкого и жесткого.

Вкусовое и обонятельное восприятие. В этом возрасте ребенок различает разные вкусы и запахи. Он может интересоваться новыми продуктами и ароматами. Родители могут предлагать ребенку разные вкусы и запахи, чтобы он мог исследовать их. Например, можно показывать ему разные фрукты и овощи, предлагать попробовать новые продукты.

Восприятие окружающего мира в десять месяцев играет важную роль в развитии ребенка. Родители могут помочь ему в этом, предлагая разные игрушки, книги и игры, которые помогут ему развивать свои навыки восприятия и изучать новые аспекты окружающего мира.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Развивающие игры с ребенком в 10 месяцев

Для десятимесячных младенцев игра – не просто порция приятного развлечения вместе с родителями. Благодаря игровым занятиям, дети этого возраста осваивают множество полезных навыков, которые важны не меньше, чем свежий воздух или здоровое питание.

Развивающие игры для малыша в 10 месяцев: применяем на практике (видео):

Особое внимание уделяйте двигательному опыту, ведь чем больше его будет у малыша, тем быстрее и увереннее он сделает свои первые шаги. На заметку! Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так. Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже

Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.

На заметку! Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так. Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.

Двигательные игры «Мячик». Дети в 10 месяцев еще не умеют ловить предметы, но несмотря на это, игры с мячом очень полезны для грудничков. Пусть кроха сам бросит мячик, покатает его ручками или неуверенно «футболит» ножкой по вашему примеру. Благодаря играм с мячом у малышей развиваются ловкость и пространственное мышление.

«Марафон». Если малыш умеет ползать, то для его можно придумать такое развлечение – пусть ребенок под вашим контролем проползает через препятствия. Например, чтобы завладеть пультом от телевизора, малышу нужно проползти под стулом, перелезть через обруч и догнать катящуюся по полу машинку.

Игры для сенсорного развития «Распаковка». На глазах у крохи заверните игрушку в бумагу. Затем предложите малышу раскрыть её. Аккуратно разворачивать предметы дети в этом возрасте не умеют, поэтому упаковка будет безжалостно разорвана ребенком, чего, собственно, мы и добиваемся – это занятие отлично развивает мелкую моторику рук и зрительное восприятие.

«Сортировка». Подготовьте перед игрой два ведерка и предметы, отличающиеся между собой по размеру (или цвету). Вместе с ребенком раскладывайте маленькие предметы в одно ведерко, а большие – в другое.

Игры на взаимодействие «Лица». Вырежьте из журналов или распечатайте изображения детей с разными эмоциями – смехом, улыбкой, плачем, грустью и т.д. Прикрепите картинки на стену или магнитами на холодильник. Рассматривайте лица вместе с малышом и рассказывайте ему об эмоциям, изображенных на них. Покажите пару из них на своем примере.

«Пальчиковый театр». Для игры понадобится парочка пальчиковых кукол – их можно как приобрести, так и сделать самим. Одна предназначена для взрослого, вторая для ребенка. Пусть ваша куколка поздоровается с малышом, «спрячется» за спиной и покажется вновь, потанцует. Наденьте на пальчик крохи его куклу и объясните, как она может здороваться, прятаться и появляться вновь.

Речевые игры «Соотношение». Покажите малышу какую-нибудь игрушку, например, куклу. Затем спрячьте её, и положите перед ребенком рисунок с изображением предметов, среди которых есть такая же кукла. Ребенок должен отыскать игрушку на рисунке – так он научится соотносить предмет с его изображением.

«Прищепки». Прикрепите легкие пластмассовые прищепки к своей одежде и одежде малыша. Покажите крохе, как их снимать. Пусть ребенок учится стаскивать их самостоятельно, а задача взрослого в этот момент – называть детали одежды, с которых снимаются прищепки. По аналогии можно поиграть с кружками из бумаги и частями тела.

Развитие речи

  • вести активный диалог с ребенком лицом к лицу как можно чаще;
  • просить малыша найти заданный предмет или изображение в комнате, книжке;
  • читать и рассматривать книги с крупными простыми иллюстрациями;
  • познакомить кроху со сказками, читать или рассказывать их каждый день;
  • петь песни и декламировать стихи;
  • во время игры с малышом родителям желательно комментировать свои действия, рассказывать, что может чувствовать, делать ребенок;
  • развивать мелкую моторику карапуза. В этом возрасте можно предложить различные пальчиковые игры, сенсорные мешочки и бизиборды, первые виды творческих занятий (лепка, рисование).

Бытовые навыки

Что должен уметь ребёнок в 1 год и 10 месяцев в плане быта?

  • Использовать для употребления пищи ложку и вилку, пить из стакана или чашки.
  • Пытаться самостоятельно одеваться и раздеваться. Ребёнок может надевать и снимать штаны и футболки. Возможны попытки обуваться, но пока малыш будет путать правую и левую ногу, не справится со шнуровками.
  • Мыть с мылом руки, умываться. Также ребенок вытирается полотенцем.
  • По назначению использовать горшок и контролировать свои физиологические потребности. Но некоторые дети в таком возрасте ещё носят подгузники либо периодически справляют естественную нужду в трусики (во сне, во время активных игр и увлекательных занятий).
  • Убирать за собой разбросанные по полу игрушки. Также малыш может помогать делать уборку взрослым, например, пробовать мыть и подметать полы, стирать пыль с предметов мебели.
  • Примитивно ухаживать за питомцами: предлагать им корм, наливать воду в миску, гладить, впускать домой и выпускать за дверь.
  • Помогать по дому, выполняя несложные действия: доставать из стиральной машины белье и подавать его родителям, относить грязную посуду в раковину, приносить одежду для прогулок.

Физическое развитие ребенка в 15 месяцев

Детки этого возраста могут развиваться несколько по-разному, но все они схожи в одном – неугомонности, непоседливости и желании везде успеть. Неустанное движение определяет ход развития. Благодаря постоянным «тренировкам» мышцы становятся крепче, улучшается координация движений, ориентация в пространстве. Малыш уже способен не только ходить без поддержки, но и одновременно удерживает что-то в руках при ходьбе или толкает перед собой игрушку. Также появляется навык отступать назад. Развитие ребенка в 15 месяцев у мальчиков может несколько опережать девочек по физической активности и непоседливости.

Зрение

Малыш закрепляет ранее полученные навыки. Может более точно определить расстояние до игрушки. Например, если мишка сидит на полке шкафа, ребенок визуально определит, сможет ли он сам до него дотянуться. Рассматривание картинок и детских книжек становится более увлекательным. Теперь карапуз радостно узнает знакомых животных и героев и уже неплохо различает цвета. На просьбу мамы показать конкретный цвет, малыш поставит в книжке на него пальчик.

Слух

У ребенка появляются любимые песенки. Подпевать он пока не может, но будет ярко выражать радость при звуках знакомой мелодии. Если в разговоре упомянуть кого-то из родных и близких, малыш поймет, о ком идет речь (о бабушке, папе или домашней кошке). Хорошо воспринимает просьбы старших: принеси куклу, подай книжку. Знает свое имя.

Речь

Постепенно расширяется словарный запас. Теперь ребенок не только покажет пальцем на нужный ему предмет, но и произнесет первый слог названия предмета. Зачастую детки произносят первые слова на свой лад. Например, вместо «банан» – «нанан», вместо «машина» – «шиа» и тд. За игрой малыш активно общается с игрушками, щебечет сам с собой, неустанно повторяя различные звуки. Речь приобретает интонационную окраску. Обычно речевое развитие ребенка в 15 месяцев у девочек идет более быстрыми темпами.

Моторика

В этом возрасте большинство детей уже умеют полноценно ходить, причем не только вперед, но и со сменой курса в желаемую сторону. Также деткам под силу стоя оглянуться назад через плечо. Уверенно освоены такие действия, как подъем и спуск с дивана, перешагивание препятствий, катание игрушки за веревочку или ее толкание перед собой. Малыш уже может научиться топать ножкой и вставать на цыпочки в попытке дотянуться до игрушки. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку самому листать книжку с толстыми страницами, держать ложку за едой, рисовать каракули карандашом.

Эмоции

В 1 год и 3 месяца малыши очень эмоциональны. Они бурно выражают восторг или негодование. Но контролировать этот поток эмоций они пока не в силах. Поэтому в данном возрасте уже можно обучать ребенка пониманию своих чувств и правильному их выражению. Этому поможет проговаривание основных эмоций. Например, когда малыш расстроен и сердится, можно сказать: «Понимаю, ты злишься, что мы не купили эту игрушку. Я тоже иногда злюсь». Тогда малыш будет с раннего возраста привыкать к мысли, что любые эмоции – это нормально. Но выражать их нужно без ущерба для окружающих. Здесь лучшим примером будут сами родители. Если они умеют справляться с различными эмоциями, то и ребенку будет проще перенять этот навык.

Уход за ребенком на десятом месяце

Особых изменений в уходе за ребенком 10 месяцев нет. Так, утром после пробуждения, малыша следует умыть теплой водой, подмыть (в случае необходимости), помыть руки, расчесать волосы. Делать это лучше в игровой форме, чтобы гигиенические процедуры вызывали у малыша положительные эмоции.

В десять месяцев малышу всё еще необходим дневной сон около 2-2,5 часов, некоторые малыши спять днем два раза. Ночной сон длиться около 11 часов.

Во время прогулок одевайте ребенка по погоде, больше бывайте на свежем воздухе.

Выделите для ребенка отдельную посуду из которой он может есть самостоятельно. Желательно чтобы она была прочная, так как в этом возрасте малыши любят всё кидать.

В 10 месяцев малыш уже может вставать на ножки, и теперь достает еще выше. Проследите чтобы окружающая его среда была безопасна.

Не стоит пренебрегать водными и закаливающими процедурами, также для развития малыша полезны массаж и гимнастика.

Диагностика

При обращении к педиатру определяется соматический статус маленького пациента, а также устанавливаются первопричины задержки в развитии его речи. На основании полученных данных детский врач сможет понять, к какому специалисту нужно направить кроху для прохождения дальнейших диагностических мероприятий.

Неврологом проводится исследование головного мозга на предмет наличия инфекционных заболеваний. В этом случае применяются ЭЭГ, ЭхоЭГ и др. Посещение детского ЛОРа необходимо для того, чтобы исключить наличие хронического отита, образование аденоидов или развитие тугоухости.

Консультация у логопеда проводится после того, как были собраны все результаты предыдущих обследований. На их основании врач сможет составить полную картину заболевания и предпринять необходимые меры.

У малышей 4-10 месяцев проводится тщательное наблюдение за формированием речевой активности в привычной для него среде проживания. Специалист тщательно фиксирует период появления новых слов, манеру их произношения, их объединение в словосочетания или полноценные предложения.

Помощь психиатра необходима для того, чтобы исключить наличие у крохи аутизма, олигофрении или общего речевого недоразвития любой степени тяжести.

Что умеет ребенок к концу 10-го месяца

Развивающие игры по возрасту

В раннем возрасте развитие малыша во многом зависит от занятий с ним. Они направлены на совершенствование физических навыков, развитие мелкой моторики, речи. Важный пункт режима дня – это гимнастика. Она выполняется каждое утро и включает в себя:

  • сгибание и разгибание ручек, ножек;
  • круговые движения руками и ногами;
  • приседания с поддержкой;
  • приподнимания корпуса из положения лежа на животе;
  • наклоны корпуса в бок;
  • ползание.

В 10 месяцев полезно проходить курс массажа, так как мускулатура малыша быстро развивается, может появиться незначительный тонус в ногах, спине или шеи. Если показаний к медицинскому массажу нет, родители могут разминать спину малыша дома самостоятельно. Пользу приносят занятия на фитболе: покачивания расслабляют мышцы, учат держать равновесие.

Полезными и интересными для ребенка будут игры с простыми заданиями:

Складывание игрушек в определенную коробку. Предметы могут находиться близко или быть разложены на полу комнаты, тогда малышу придется доползать до них. Взаимодействие с бумагой. Белые листы можно комкать, делая из них мячики. Их потом бросают или складывают. Цветные листы можно рвать на мелкие кусочки, занятие хорошо влияет на моторику. Прятки. Покажите ребенку, как вы убрали мячик или игрушку (под одеяло, в ящик, ведерко), попросите его найти предмет. Задание можно усложнять, используя 2–3 вещи. Перекладывание мелких предметов: макарон, фасоли. Отлично подходят игры с другими крупами: на них можно рисовать палочкой или пальцем, в них можно искать «клад». Главное, такие занятия проводить под присмотром взрослых. Переливание воды. В таких играх нужно запастись терпением и сменной одеждой. Дайте малышу воду (её можно подкрасить пищевыми красителями) и множество баночек, он будет надолго занят. Открытие и закрытие баночек, подбор крышек для них по размеру. На внутреннюю сторону крышки можно наклеить разные картинки, это разнообразит игру. Игры с прищепками. Их можно цеплять на одежду малыша или картонные фигурки (как лучики солнца, лепестки цветов). Пусть ребенок отцепляет их, отрабатывает захват «пинцетом». Взаимодействие с песком или снегом на улице учит обращаться с лопаткой, копать, делать куличики. Занятие лепкой. Можно купить готовую массу или сделать домашнее слоеное тесто. Предложите скатать его в шарик, размять в лепешку, отщипнуть маленькие кусочки. Тесто можно раскрасить с помощью фломастеров или красок, спрятать в него небольшие игрушки, камушки. Пальчиковые краски. В этом возрасте дети многое тянут в рот, поэтому такое занятие подходит не всем

Важно использовать краски, предназначенные для малышей до года. Старайтесь каждый день читать ребенку книги, показывать в них картинки

Просите найти героев или предметы, храните книжки в доступном для малыша месте, чтобы он в любой момент мог «почитать». Включайте музыку, детские песни, танцуйте, это даст ребенку много положительных эмоций и поспособствует его физическому развитию

Старайтесь каждый день читать ребенку книги, показывать в них картинки. Просите найти героев или предметы, храните книжки в доступном для малыша месте, чтобы он в любой момент мог «почитать». Включайте музыку, детские песни, танцуйте, это даст ребенку много положительных эмоций и поспособствует его физическому развитию.

Приобщайте маленького помощника к домашним делам. Если убираете что – то, дайте ему тазик с чистой водой и игрушку, пусть попробует помыть. Можно попросить «почистить» стол или свой стульчик.

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Как помочь ребенку

Больше времени следует уделять движению и речи ребенка. Все действия нужно проговаривать. Занятия следует проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать малыша.

Занятия и обучающие игрушки

Интересными и полезными в десять месяцев будут занятия с мячом, пальчиковые игры, простейшие ролевые игры, догонялки. Подходят музыкальные игрушки, пирамидка, юла, матрешка, кубики, карточки с изображением животных, овощей.

Интересные игры на развитие координации, движений и ритма

Как играть с грудничками? Интересным занятием является складывание башни из кубиков, прятки, марафон с препятствиями, складывание мелких деталей в ведерко, рыболов. Для развития чувства ритма можно попросить грудничка повторить такт, отбитый ложкой, или мелодию музыкального инструмента.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий