Развитие ребенка в 11 месяцев

Основные навыки и умения

В возрасте 11 месяцев ребенок впитывает все, как губка. Если сажать его за стол вместе с родными, у него начнет формироваться правильная культура питания и свойственные конкретной семье пищевые пристрастия. Привычку каждое утро и вечер и умываться, чистить зубы, а также совершать прочие гигиенические мероприятия лучше начинать закладывать уже сейчас.

Моторика рук совершенствуется — это позволяет перебирать мелкие предметы, нанизывать кольца на пирамидку, осваивать сортеры и другие игрушки подходящие по возрасту.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев:

садиться без поддержки. Вставать и стоять, держась за опору; ходить (держась за руку мамы либо устойчивые предметы интерьера)

Многие дети в указанном возрасте пытаются совершать первые самостоятельные шаги, но если малыш этого не делает, не стоит его торопить.ребенок должен знать своих близких, уметь отличить их от других людей; важно, чтобы мальчик или девочка проявляли эмоции, то есть, смеялись, радовались, плакали, выражали заинтересованность и т.д. Многогранность мимики, жестов, произносимых звуков указывает на правильное развитие; кроха должен отзываться на свое имя, то есть, поворачивать голову и смотреть на того, кто его окликнул; малыш способен показывать привычные предметы в доме по просьбе близких, а также иметь любимые игрушки; важно, чтобы в 11 месяцев ребенок совершал попытки, пусть и не слишком успешные, подражать окружающим его взрослым;. говорить хотя бы пару слов

говорить хотя бы пару слов

Отлично, если кроха подражает звукам и сопровождает свои действия «озвучкой», например, катая машинку, говорит «бррр» и т.д.; пытаться есть при помощи ложки самостоятельно. Конечно, этот период сопровождается бесконечными переодеваниями и массой хлопот по отмыванию окружающего пространства, зато чуть позже кроха научится, чем облегчит жизнь и себе, и маме; кроха в указанном возрасте способен осваивать первые сюжетно-ролевые игры. Если мама покажет, как качать куколку или расчесывать игрушечную собачку, малыш сможет это повторить.

В 11 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок

Если кроха пока не выполняет чего-то, это не значит, что он развивается неправильно. Однако, при сильном отставании от стандартного графика лучше показать ребенка специалисту.

На 12 месяце наступает пора, когда можно знакомить малыша с горшком. Если ребенок реагирует на это плачем и категорическим нежеланием сидеть на подобном аксессуаре, значит, стоит отложить приучение, минимум, на 1 месяц.

Распорядок дня ребёнка в 11 месяцев

По сравнению с предыдущим месяцем распорядок дня малыша не претерпит каких-либо серьезных изменений. Впрочем, некоторые дети уже сейчас переходят на режим с одним дневным тихим часом.  Если грудничок активен днём и не капризничает по вечерам, это нормально.

В распорядке дня сейчас всё так же полезны различные ритуалы. Перед купанием, прогулкой и отходом ко сну. Если у ребёнка уже давно сформирован чёткий режим, особенных проблем родители не замечают

Но может появляться «сепарационная тревога» — ребёнок просыпается ночью и плачет, требуя внимание мамы

В периоды бодрствования активного малыша придётся чем-то занять. Даже на дневных прогулках родители теперь не отдыхают — ребёнок может и не засыпать в коляске, ведь столько интересного вокруг. Возможно, придётся немного пересмотреть распорядок дня ребёнка с учётом его «пожеланий».

Советы родителям

  1. С малышом можно начинать больше разговаривать, рассказывать эмоциональные истории или сказки, петь песенки. Можно также поиграть с ребенком в простые игры, типа: «Нет, ку-ку», «Вот я» и т. п. 

  2. Купать малыша в ванной с добавлением успокаивающих отваров трав.

  3. В кормлении уже можно придерживаться определенного графика.

  4. Не стоит также торопить ребенка сесть самостоятельно. Для этого ему еще нужно время.

  5. Занимайтесь с малышом гимнастикой. Приводите в движение ручки и ножки. Это укрепляет мышечный тонус и позвоночник. Не нужно забывать и про массаж, который также развивает тело ребенка.

  6. В этом возрасте можно записать малыша на занятия для маленьких детей в бассейне со специалистом. Если нет такой возможности, то подойдет и домашняя взрослая ванна. Нужно надеть на шею специальный круг. Обычно маленьким детям это занятие очень нравится.

  7. Для развития зрительной памяти и попыток сравнения можно поднести кроху к зеркалу и какое-то количество времени понаблюдать, что малыш будет делать. В таких случаях он сравнивает свое изображение, с тем, кто его держит на руках. Ребенок понимает, что в зеркале находится он сам, а рядом другой человек. Это его радует.

  8. Отправляясь на прогулку в этом возрасте, ребенка можно носить в слинге или эрго рюкзаке. Так он сможет наблюдать за тем, что происходит вокруг.

Если имеются какие-либо отклонения от нормы, родителям стоит обратиться за консультацией к специалисту. Лучше диагностировать проблему раньше, когда ее можно еще скорректировать или исправить. Но не нужно забывать, что каждый ребенок развивается по-своему в присущем только ему темпе.

С использование материалов книги Хетти Вандерейт и Франс Плой “Капризничает? Значит, развивается!”

Нейро-психомоторное развитие

  • Начинают проявлять предпочтение в использовании одной из рук. Если протянуть малышу предмет, то чаще всего он будет стараться схватить его одной из рук;
  • Знают, каким образом можно манипулировать родителями и используют различные способы воздействия для достижения желаемого (крик, капризы, плач). Манипуляции учащаются, если крохе удается найти слабое место родителей. Рекомендуется стараться не поддаваться на попытки малыша переубедить вас в определенном решении, чтобы не показать вариант воздействия;
  • Понимают и выполняют простые просьбы: «дай», «покажи», «на». Предлагая такие занятия карапузу несколько раз в день, через несколько недель можно заметить, как быстро малыш ориентируется не только в задании, но и в собственных игрушках, бытовых предметах;
  • Выполняют одно и то же действие по несколько раз для получения желаемого результата. Во время игры малыш может ругать игрушку, если не получается положить ее в другую, но эти эмоции не останавливают кроху от действий, а только усиливают стремление достигнуть поставленной цели. Чтобы малыш меньше злился, подсказывайте ему правильный вариант действий;
  • Стремятся получить положительную оценку, специально повторяют звуки и действия, вызывающие восхищение взрослых. В этом возрасте не рекомендуется веселиться или восхищаться, на новое, но неправильное действие. Если кроха сделал что-то нежелательное, но очень смешное, нужно сдержать проявление эмоций;
  • В самостоятельной игре могут использовать простые элементы сюжетной игры: качать куклу, катать машинку;
  • Любят играть с небольшими предметами при помощи пальцев. Пинцетный захват стал более совершенным и карапузу нравится подбирать крошки, трогать и переносить с места на место крупы или мелкие детали. Такое занятие очень полезно, но стоит позволять играть с маленькими предметами только под присмотром взрослого.

Игрушки

  • Найти игрушкам место, в котором они будут доступны малышу, но не будут постоянно находиться на виду;
  • Разделить игровые предметы на 2 части. Одну оставить в доступе ребенка, вторую спрятать. Раз в 1-2 недели осуществлять полную смену игрушек для поддержания интереса к ним;
  • Производить постоянный контроль предметов, находящихся в пользовании малыша. Проверяйте игрушки на возможные трещины, сколы, разрывы. Деформированные и сломанные вещи изымайте из игр для обеспечения безопасности крохи;
  • Предметы для игр на улице должны находиться отдельно от домашних игрушек и обрабатываться после каждого похода на улицу водой;
  • Раз в месяц хорошо все игрушки мыть, протереть от возможной пыли, мягкие игрушки выбить или постирать;
  • Внимательно проверять игрушки, использующие элементы питания. Все батарейки должны быть не только спрятаны под пластиковой крышкой, но и дополнительно закреплены при помощи винтика.

Мячики и шарики разных размеров. Большой шар для аэробики, мяч для тренировки умения кидать и пинать, небольшие шарики разного цвета и текстуры для развития мелкой моторики, светящиеся – для остроты зрения. Хорошо при помощи мячиков учить карапуза умению сортировать, различать большое и маленькое;
Резиновые игрушки. Хорошо подходят для ролевых игр и занятий во время купания. Можно приобрести набор резиновых зверей, издающих писк во время нажатия

Подбирая резиновые игрушки для малыша, стоит обратить внимание на их расцветку. Выбранные животные должны быть окрашены по подобию реальных животных, для закрепления внешних признаков в памяти малыша;
Шумящий или свистящий молоток, пищалки, погремушки

Желание стучать игрушками по окружающим предметам все еще очень сильное. Пищащий молоток развивает умение малыша пользоваться крупной моторикой рук, развивает понимание причинно-следственных связей в головном мозге;
Пирамидки разных размеров, сортеры, вкладыши, предметы, развивающие мелкую моторику и логику. Применение игрушек этого типа стимулируют развитие речи, первичных навыков мышления;
Кубики и конструктор. Умение выстраивать башенки и создавать новую форму через скрепление блоков — важный навык на пути освоения крупной и мелкой моторики. Через зрительное восприятие процесса построения новых форм, малыш развивает математические способности, пространственную ориентацию, координацию;
Музыкальные игрушки и развивающие центры. Хорошо влияют на развитие слуха и мелкую моторику;
Куклы и звери. Сюжетная игра – основа развития ребенка до 3-х лет. Чем лучше развит навык занятий с игрушками, изображающими живые существа, тем быстрее малыш осваивает основные умения, связанные с общением, самообслуживанием;
Заводные и движущиеся игрушки. Наблюдая, как неподвижные игрушки после простых манипуляций «оживают», малыш тренирует остроту зрения, закрепляет причинно-следственные связи, развивает фантазию;
Посудка, игрушечная мебель и пластиковые бытовые предметы. В игре младенец повторяет увиденные действия взрослых и пытается подражать, чем больше возможностей тренировать различные движения при помощи игрушек будет у карапуза, тем легче ему будут поддаваться базовые умения;
Машинки и ходилки. Эти виды игрушек нужны и мальчикам, и девочкам. Действия с предметами, которые можно катать, толкать, использовать в качестве опоры для тренировки навыка ходьбы позволяют развивать координацию, логическое мышление.

Сон и бодрствование

В этом возрасте малыш все еще должен спать не менее 13-ти часов. Из этого времени 10–12 часов должно приходиться на ночной сон. Дневной сон малыша разбит на два равных периода — примерно по 1,5–2 часа каждый. Непосредственное время тихого часа для каждого малыша определяется индивидуально, соответственно общему распорядку. Промежутков времени, в которые малыш бодрствует, пока три и они продолжаются по 3–4 часа каждый, на них приходятся все игры, кормления и прочие мероприятия. Благодаря такому режиму дня ребенка у мамы тоже достаточно времени для отдыха и восстановления сил для других важных дел.

За время бодрствования осуществляются прогулки на свежем воздухе, развивающие игры и занятия, кормление, гимнастика, уход и массаж. Если на плановые занятия гимнастикой времени не хватает, необходимую физическую нагрузку ребенок вполне может получить, ползая длительное время по квартире.

Развитие речи ребенка в возрасте 11 месяцев

В 11 месяцев ребенок успешно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.

В этом возрасте малыш активно подражает услышанным звукам, поэтому при общении с малышом не стоит сюсюкать и коверкать слова. Кроха должен слышать правильную, плавную и разборчивую речь.

Пополняем пассивный словарный запасДля общего гармоничного развития малыша, в том числе и его речи, нужно проводить с ребенком как можно больше времени. Пока кроха не умеет разговаривать, он, слушая обращенную к нему речь близких людей, пополняет свой пассивный словарный запас. Чтобы расширить набор знакомых малышу слов, нужно постоянно знакомить его с новыми предметами, явлениями или действиями. Для этого больше разговаривайте с малышом, комментируя как свои, так и его действия, читайте ему новые сказки, знакомьте с новыми героями.
Общение с папойВ 11 месяцев ребенок уже хорошо понимает интонации разговаривающего с ним человека. У мужчин звуки речи моделируются на более низких частотах и имеют особый тембр звучания. В речи папы звучит больше деловых и побуждающих ноток, чем в эмоциональном разговоре мамы. Тембр голоса и интонация, с которой папа общается с малышом, также важен для развития речи и интеллекта малыша, как и общение с мамой.
Речевое подражаниеРодители должны поощрять лепетание ребенка и побуждать его произносить новые звуки. Это поможет быстрее пополнять активный словарь малыша. Сначала малыш учится произносить слова, состоящие из одинаковых слогов. Конечно же, первые слова малыша – это «мама» и «папа». Но в 11 месяцев кроха осваивает и другие звуки и слова, к примеру, кукла «ля-ля», курочка «ко-ко», собачка «ав-ав». Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем быстрее и лучше он заговорит в дальнейшем.

Массаж для ребенка на 11-м месяце жизни

Легкое воздействие массажем на поверхность кожи малыша в 11 месяцев помогает познавать границы собственного тела, развивает внимание и способствует развитию сенсорного восприятия. Во время процедуры очень полезно разговаривать с ребенком, рассказывать ему потешки, петь и играть с ним

Кроме того, благодаря массажу между мамой и ее малышом возникает особенный психологический контакт.

Массаж животика
  • поглаживание 2-3 раза: круговое, встречное, по косым мышцам;
  • стимулирующее легкое пощипывание вокруг пупка;
  • растирание поверхности кожи подушечками пальцев.
Массаж груди
  • поглаживания верхней части груди 2-3 раза;
  • поглаживания по межреберьям 2-3 раза.
Массаж спины
  • поглаживания по всей поверхности спины 2-3 раза;
  • растирание спины подушечками пальцев, движения по коже ребенка ребрами ладоней;
  • разминание мышц спины и ягодичных мышц;
  • вновь поглаживания;
  • легкое пощипывание спины и ягодичных мышц.

Что должен уметь делать кроха?

Ваш малыш очень быстро развивается. Он каждый день радует вас новыми умениями. Может даже удивить тем, чему вы его не учили. Повторяет многое за родителями или старшими братьями и сёстрами.

В 11 месяцев ребёнок:

  • Продолжает активно ползать.
  • Уверенно садится и быстро встаёт с опорой. Ходит, оперевшись на игрушку-каталку или за одну (две) руки.
  • Некоторые дети могут стоять самостоятельно без опоры и делать первые шаги.
  • Понимает первые обобщения в речи, например, найти ВСЕ кубики, дать ЛЮБУЮ куклу и т. д.
  • В речи появляются первые лепетные слова, например, «дай», «на», «ав», «мама», «папа» и т. д.
  • У ребёнка обширный пассивный словарный запас.
  • Проявляет самостоятельность, например, старается сам снять или надеть носки, пьёт сам из бутылочки или чашки, ест ложкой.
  • Понимает слова «нет» и «нельзя». Конечно, не всегда следует указаниям родителей.
  • Умеет здороваться и прощаться (машет рукой).
  • Умеет отвечать «да» или «нет» на вопросы взрослых (кивком или качанием головы).
  • Проявляет свои эмоции не только плачем.
  • Возрастает координация движений. Малыш крепко держит игрушки, может взять мелкий предмет, зажав его большим и указательным пальцами.
  • Овладевает новыми навыками и может повторить их по просьбе взрослых, например, одевает и снимает кольца с большими отверстиями, складывает кубики в коробку.
  • Появляется указательный жест (в норме его появление до 1 год и 3 месяца).
  • Появляются проявления сообразительности. Например, может догадаться одним предметом столкнуть со стола другой.
  • Могут появиться признаки первого кризиса сепарации (кризиса одного года). Ребёнок понял, что может плачем или криком манипулировать взрослыми. Если присмотреться к крохе, то заметите полное отсутствие слёз и внимательный изучающий реакцию окружающих взгляд.

Важно помнить, что все дети развиваются в собственном темпе. Не стоит торопить малыша ходить, или сокрушаться, что он все ещё не собирает пирамидку

Наслаждайтесь своим ребёнком и его улыбкой! Но, если вы очень волнуетесь, обратитесь к педиатру. Он обязательно осмотрит кроху, если необходимо, направит вас к другим специалистам. Будьте внимательны к своему малышу.

Уход за ребёнком в этом возрасте

Родители обязательно должны соблюдать определённый режим дня и приучать к нему ребёнка. Малыш, который привык делать все по времени, не будет испытывать проблем во время посещения сада, а потом и школы. Поэтому взрослые должны приучать младенца к различным ритуалам, которые будут помогать ему готовиться ко сну или прогулке.

Гигиенические и водные процедуры

Каждое утро должно начинаться с водных процедур, ведь приучать ребёнка к личной гигиене необходимо с раннего возраста. Утром обязательно нужно умыть малыша и провести туалет половых органов. Также ребёнку обязательно чистить зубы: для этой процедуры существуют специальные силиконовые щётки, которые надеваются на палец взрослого и отлично удаляют налёт. Такие модели не могут травмировать нежные дёсна крохи, ведь щетинки на них очень мягкие.

Показывайте крохе многие действия на своём примере. Ведь малыш старается повторить всё за родителями

Вечером педиатры рекомендуют набирать ванну и предоставить ребёнку минимум полчаса на игры с водой и расслабляющий гидромассаж. Вода не должна быть слишком горячей или холодной, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Ванна с прохладной водой настраивает его на спокойный сон. Многие родители практикуют грудничковое плавание. И если у младенца нет противопоказаний, неврологи и ортопеды положительно отзываются о таких занятиях в бассейне или дома в ванной.

Гимнастика и массаж: обязательно ли выполнять такие упражнения

Ответ на этот вопрос положительный. Чем быстрее и сильнее укрепятся мышцы ребёнка, тем лучше кроха освоит необходимые навыки и умения. Поэтому утром педиатры рекомендуют выполнять гимнастические упражнения, которые взбодрят кроху и настроят его на активное времяпровождение в течение дня. А уже вечером, после купания в прохладной воде, лучше сделать лёгкий расслабляющий массаж, который также способствует быстрому засыпанию ребёнка и спокойному сну в течение нескольких часов подряд.

Можно разнообразить физические занятия упражнениями на фитболе — большом мяче, который обязательно понравится крохе. Занятия с фитболом помогают укрепить мышцы всего организма, а также тренируют вестибулярный аппарат.

Массаж для детей от доктора Комаровского — видео

Обязательно ли гулять на улице

Гулять с ребёнком полезно в любом возрасте. В 11 месяцев малыш уже может не только ездить в коляске, но и ходить самостоятельно или за руку с родителями. Педиатры рекомендуют выходить на улицу минимум на два часа, и лучше не один, а несколько раз в день. Также дети очень любят спать на свежем воздухе, поэтому один сон врачи рекомендуют проводить на улице.

Важность прогулок для детей — видео

Разнообразное меню: питание малыша в 11 месяцев

Количество приёмов пищи не меняется и остаётся пятиразовым. Но ребёнок ест всё больше взрослой пищи, грудное молоко или адаптированную смесь младенец получает только утром и перед сном. В остальное время мама варит или тушит крохе овощи, мясные и рыбные блюда, каши. А также в меню крохи обязательно присутствуют фруктовые пюре и соки. Кисломолочные продукты важны для поддержания иммунитета и правильной работы желудочно-кишечного тракта. Несколько раз в неделю ребёнок должен есть творог, пить кефир или йогурт.

Родителям следует развивать жевательные навыки ребёнка в этом возрасте

Ребёнок должен учиться жевать, поэтому перетирать блюда до консистенции пюре уже необязательно, лучше оставить некоторые комочки в каше или супе. В продаже продаются специальные каши, которые стимулирую жевательный рефлекс у ребёнка. И также можно попробовать дать малышу ниблер — специальное приспособление с сеточкой, в которую кладут несколько кусочков продуктов. Для того, чтобы выдавить сок, ребёнку придётся делать жевательные движения дёснами или зубами.

Примерное меню

Утреннее кормление

Если вы все ещё кормите грудью, то утро – самое подходящее время для материнского молока. Если же вы перевели малыша на смеси, то дайте малышу бутылочку с питанием.

Завтрак

Завтрак – время лёгких углеводов, способных насытить малыша энергией на первую половину дня. Для этих целей хороши каши с добавлением фруктов или фруктовое ( овощное) пюре.

Обед

В обед лучше отдать предпочтение блюдам с высоким содержанием белка – котлетам, тефтелям или мясным пюре. В качестве гарнира можно использовать отварные овощи или крупы. А также можно подать суп с мелкими кусочками мяса или рыбы.

Чем кормить ребенка в 11 месяцев

Уже настало время садить ребенка за общий стол. Это учит ребенка наглядно как правильно сидеть за столом, как вести себя, как пользоваться столовыми приборами. Только помните, что пища должна быть не жаренной и не жирной, в меру соленой и перченой.

Сколько и что кушает ребенок в 11 месяцев? Примерно за сутки ребенок съедает 1 – 1,2 литра еды не включая питье. Кушает ребенок до 5-ти раз в сутки, примерно каждые 3 — 4 часа.

11 месяцев ребенку грудное вскармливание может быть утром и перед сном.  Ночью тоже можете дать ему грудь, но желательно ночные кормления исключить. Приучайте ребенка спать ночью, кушать днем.

Меню ребенка 11 месяцев на искусственном вскармливании не должно отличаться от взрослого за исключением отдельных тяжелых блюд.

Игры в одиннадцать месяцев

В этом возрасте  может проявляться первая разница в развитии мальчиков и девочек.  Дети могут предпочитать разные игрушки, играть в разные игры.

Девочки:

  • Приходят в восторг от кукол, колясок, мягких игрушек.
  • В одиннадцать месяцев ребенок начинает повторять за вами действия с игрушками. Например, может катать коляску, укачивать куклу, кормить с мишку с ложечки;
  • Некоторые маленькие модницы уже пытаются натянуть на себя мамину обувь, а если в руки им попадет мамина помада, то они могут показывать на губы.

Мальчики:

  • Предпочитают более шумные игры, они энергичнее и любознательнее;
  • Любят мячики, каталки, машинки;
  • Не задерживаются долго на одном занятии, быстро находят для себя что-то более интересное;
  • Увлекаются музыкальными игрушками, могут по многу раз нажимать на клавиши и слушать звуки или мелодии;

Подробнее по данной теме смотрите курс: Дочки-сыночки: как воспитывать мальчиков и девочек.

Родителям пока рано задумываться о развитии усидчивости своего непоседы: его темперамент просто не позволит ему долго играть в спокойные игры, а самоконтроль еще не «работает» так, как надо.

В это время мамы и папы часто подмечают интересные особенности развития ребенка; игры в одиннадцать месяцев становятся разнообразнее, и занятия одного малыша не похожи на занятия другого.

Эмоциональное развитие

Начиная с 11 месяцев детки тянутся к сверстникам. Причем они уже осознанно выбирают с кем хотят играть, а с кем нет.

Это облегчит в будущем его адаптацию в садике, школе, институте

Ведь все самое важное закладывается с малых лет еще на подсознательном уровне. Во время его общения с такими же карапузами внимательно следите за поведением вашего ребенка

Он не должен проявлять беспричинной агрессии и обижать других детишек. Если он отнимает игрушки — это не проявление агрессии, скорее просто интерес или любопытство. Негативные эмоции младенцы выражают громкими гневными криками, слезами, попыткой ударить или укусить обидчика. Все остальное — нормальное поведение одиннадцатимесячного ребенка.

Ребенок уже научился четко проявлять симпатию и антипатию и периодически выражает протест по поводу того, что ему не нравится.

Лучшие развивающие игрушки для детей до года по месяцам

Малыш в одиннадцать месяцев с каждым днем все активнее начинает использовать свой детский лепет для выражения эмоций, придавая ему самую неожиданную окраску. Если вы понаблюдаете за ребенком, то удивитесь насколько четко он может передать удивление, восторг, радость, гнев и т. д.

Очень важным в этот период является постепенное приучение малыша к мысли, что мама не всегда будет рядом. Периодически нужно оставлять его наедине с близкими родственниками и друзьями. Это также облегчит отказ от кормления грудью.

Режим дня

Режим дня важно сохранять, но, учитывая возрастную особенность ребенка. В сутки одиннадцатимесячный малыш должен спать 14-15 часов, чтобы сохранить нормальное физическое и эмоциональное состояние

Большая часть сна (примерно 10 часов) должна приходиться на ночь.

Распорядок дня малыша в 11 месяцев выглядит так:

7 утра

В это время ребенок просыпается. Практически сразу наступает первое кормление крохи смесью или грудным молоком.

7 часов 30 минут

После первого утреннего приема пищи начинается период бодрствования, включающий различные гигиенические процедуры, а также, легкие гимнастические упражнения для укрепления мышц растущего организма.

10 часов 30 минут

Долгожданный «второй завтрак». Здесь уже рацион более разнообразный: каши, подобранные по возрасту, яичный желток, сваренный вкрутую, фруктовые пюре и соки, качественное натуральное сливочное масло.

11 часов 30 минут

Прогулка на свежем воздухе в коляске. В это время у ребенка должен состояться первый дневной сон, длящийся 1-2 часа. Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, то малыш должен поспать дома. Очень часто родители в непогоду (сильный дождь, снегопад или порывистый ветер) переносят коляску на балкон вместе с малышом одетым, как на прогулку и имитируют сон на свежем воздухе.

14 часов 30 минут

В это время после пробуждения и непродолжительного бодрствования у крохи наступает третий прием пищи, схожий взрослому обеду. Он включает в себя овощной суп-пюре с добавлением растительного масла, мясное или рыбное блюдо, кусочек хлеба, сок из фруктов.

15 часов

Период активного бодрствования, общения с родителями. С ребенком обязательно должны быть проведены развивающие игры, а также простые забавы для отличного настроения крохи.

16 часов

Начало периода второго дневного сна. Проводить время рекомендуется его на свежем воздухе. Одну часть прогулки необходимо потратить на сон, а другую на игры на улице.

18 часов 30 минут

Полдник (четвертый прием пищи), содержащий кисломолочный или творожный продукт по возрасту ребенка, фруктовое пюре, детское печенье.

19 часов

Бодрствование малыша с проведением тихих и спокойных игр, так как уже приближается ночной сон и разыгрывать ребенка, повышая его возбудимость, не следует.

21 час 30 минут

Водные процедуры: принятие ванны (возможно, с успокаивающими травами), чистка первых молочных зубов.

22 часа 30 минут

Последний в этот день прием пищи (грудное молоко или смесь), проведение ритуалов отхода ко сну, укладывание малыша.

Ночь до 7 утра

Время продолжительного ночного сна. Будет ли ночью ребенок просыпаться для кормлений, зависит от способа вскармливания. Малыши-искусственники, как правило, ночью не просыпаются для приема пищи. А вот детки на грудном вскармливании, могут прикладываться к груди пару раз за ночь.

В данной таблице представлены примерные временные рамки. Каждый ребенок индивидуален, например, может поспать подольше днем или ночью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий