Развитие ребенка в первый месяц: навыки, умения, правильный уход

Режим дня

В сред­нем 6 корм­ле­ний че­рез 3,5 ча­са, но воз­мож­но боль­ше, ведь вы кор­ми­те ма­лы­ша по тре­бо­ва­нию и все индивидуально. При кормлении он учится глотать, дышать. Ребенок со­сет грудь, двигает язычком вперед и назад, помогая про­движению молока.

Пе­ри­о­ды бодр­ст­во­ва­ния по­сле корм­ле­ния в на­ча­ле ме­ся­ца со­став­ля­ют 15 ми­нут, к кон­цу ме­ся­ца — поч­ти час. В теп­лое вре­мя го­да на­чи­най­те гу­лять с ре­бен­ком в пер­вые дни по­сле вы­пи­с­ки из род­до­ма, в хо­лод­ное и сырое — со второй не­де­ли. Про­дол­жи­тель­ность пер­вой про­гул­ки — не бо­лее 15 ми­нут ле­том и все­го 5–10 ми­нут при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха не ни­же –10 °С.

Частые вопросы

1. Какие физические навыки должен приобрести ребенок в 1 месяц?

В 1 месяц ребенок обычно начинает поднимать голову на некоторое время, когда лежит на животе. Он также может начать делать неконтролируемые движения руками и ногами.

2. Какие социальные навыки должен развивать ребенок в 1 месяц?

В 1 месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на лица и голоса близких людей. Он также может начать проявлять интерес к окружающей среде и реагировать на звуки и свет.

3. Какие познавательные навыки должен показывать ребенок в 1 месяц?

В 1 месяц ребенок начинает фокусировать взгляд на предметах и следить за движущимися объектами. Он также может начать издавать звуки и отвечать на звуки окружающей среды.

4. Какие речевые навыки должен развивать ребенок в 1 месяц?

В 1 месяц ребенок обычно начинает издавать простые звуки, такие как кукушка или улыбка. Он также может начать реагировать на голоса и звуки окружающей среды.

5. Какие питательные потребности должны быть удовлетворены в 1 месяц?

В 1 месяц ребенок обычно нуждается в частом кормлении, примерно каждые 2-3 часа. Он должен получать достаточное количество молока или формулы для поддержания своего роста и развития.

Эмоциональное и психическое развитие месячного ребенка

Нормальное психическое развитие ребенка в 1 месяц напрямую зависит от эмоционального фона, в котором растет маленький человек. Надо сказать, что младенцы очень хорошо чувствуют настроение мамы, любые эмоции моментально отражаются на его психологическом самочувствии.

Раздражение, усталость, расстройство самого важного человека приносит ребенку дискомфорт, и единственный способ «выплеснуть» его – это разразиться плачем. Плач – это единственный сигнал, который в состоянии подать кроха, если его что-то беспокоит

Когда в семье спокойно и тихо, малыш чувствует себя в безопасности, а значит, нормально развивается

Плач – это единственный сигнал, который в состоянии подать кроха, если его что-то беспокоит. Когда в семье спокойно и тихо, малыш чувствует себя в безопасности, а значит, нормально развивается.

Особенности эмоционального развития ребенка в 1 месяц заключаются в том, что малыш начинает подавать знаки – когда он чем-то недоволен и радоваться, когда ему все нравится.

К концу первого месяца появляется много новых звуков, кроха начинает по-особенному реагировать на появление близких людей: улыбаться и даже смеяться.

Параметры ребенка и особенности пищеварения

После рождения малыш теряет немного веса. Это нормальное явление, так как он избавляется от излишков жидкости. Но вскоре он активно начинает снова набирать вес. Нормой прибавки в этот период считается от 500 до 1500 г. Если же младенец набрал меньше или больше, то рекомендуется поговорить с педиатром. В первом случае крохе может не хватать пищи или, возможно, она не усваивается, во втором есть риск перекармливания.

Средние параметры детей в таком возрасте:

  • вес – от 3200 г до 5800 г;
  • рост – от 49,8 см до 58,6 см.

Питание малыша пока не отличается разнообразием. Все, что ему необходимо, это материнское молоко. Если возможности кормить грудью нет, то детям дают адаптированную смесь. Подбирать ее желательно вместе с врачом, внимательно наблюдая за реакцией. При появлении негативных симптомов может возникнуть необходимость сменить смесь.

Ест младенец часто. На грудном вскармливании частота кормлений составляет 8-12 раз в сутки, в том числе в ночное время. Педиатры рекомендуют кормить малыша по требованию: это поможет наладить лактацию

Чтобы не пропало молоко, важно прикладывать ребенка ночью, именно тогда вырабатывается необходимый для лактации гормон. Ограничивать ребенка в еде не стоит, он может сосать грудь и 15 минут, и час. Если же младенец на искусственном вскармливании, то нужно следить, чтобы он съедал норму по возрасту, и выдерживать перерывы между кормлениями

Смесь переваривается дольше, чем молоко, нельзя перегружать желудок

Если же младенец на искусственном вскармливании, то нужно следить, чтобы он съедал норму по возрасту, и выдерживать перерывы между кормлениями. Смесь переваривается дольше, чем молоко, нельзя перегружать желудок.

Пищеварительная система месячного карапуза только развивается, поэтому к концу первого месяца жизни новорожденного становится актуальной такая проблема, как колики. Чтобы облегчить состояние ребенка, можно давать ему средства, способствующие отхождению газов, а также делать массаж.

Еще одно проявление незрелости желудочно-кишечного тракта — срыгивания. Но они также могут быть симптомом неврологических проблем, поэтому при посещении врача необходимо о них упомянуть. Чаще всего это безобидный признак, который проходит по мере роста.

Чтобы избавиться от срыгиваний или уменьшить их количество, можно предпринять такие меры:

  • убедиться, что ребенок правильно захватывает грудь, иначе он заглатывает воздух, провоцирующий срыгивания;
  • после кормления носить малыша вертикально, это помогает выйти воздуху (не забывайте придерживать головку, ведь шейные мышцы новорожденного еще очень слабые!);
  • выкладывать ребенка на животик – в этой позе укрепляются брюшные мышцы, она способствует нормальному пищеварению.

Рацион питания одиннадцатимесячного ребенка

Время прикорма малыша уже закончено и к одиннадцати месяцам его уже следует полностью перевести на «взрослую» пищу, которая должна готовиться для него в определенных условиях. Еду для малыша нужно варить или тушить, в ней должно содержаться минимальное количество соли, специй и сахара. Теперь крохе можно не готовить пюриванные овощи и кашу, будет достаточно измельчать приготовленную пищу из общего меню.

В одиннадцать месяцев кроха должен съедать около литра пищи, плюс к этому необходимо добавить соки и чаи. Кормить ребенка нужно, как и раньше не менее пяти раз в день, такой схемы будет необходимо придерживаться до двух лет.

Так как ко всем основным продуктам карапуз уже привык, теперь можно вводить апельсины, томаты и манго, но с ними нужно быть осторожнее, так как они являются аллергенами. Пока малышу нельзя давать шоколад, коровье молоко, кофе, мед, чай, грибы и орехи.

Если ребенка до сих пор кормят грудью, то грудное молоко он получает в утреннее кормление и перед сном, также некоторые мамочки кормят детей и ночью по требованию. Те женщины, которые хотят отучить карапуза от груди, к году, к одиннадцати месяцам сводят количество кормлений до минимума, давая ребенку грудь раз в сутки только перед сном. Однако если мамочка не планирует прекращать кормление, ребенка следует продолжать кормить тогда, когда он будет сам этого хотеть.

Уход

Гигиена – это основа здоровья младенца

В первую очередь следует обратить внимание на чистоту помещений и предметов с которыми взаимодействует ребенок. Иммунная система еще недостаточно развита, по этой причине все соски, игрушки, текстиль необходимо содержать в чистоте, а при падении обрабатывать кипятком или безопасным обеззараживающим средством. Комната, в которой больше всего находится младенец должна быть хорошо проветренной, а воздух увлажненным

Чрезмерная сухость может привести к возникновению целого ряда заболеваний

Комната, в которой больше всего находится младенец должна быть хорошо проветренной, а воздух увлажненным. Чрезмерная сухость может привести к возникновению целого ряда заболеваний.

Личная гигиена

К ежедневным процедурам относятся: регулярная смена подгузников и подмывания (использование влажных салфеток уместно вне дома), промывание носика физиологическим раствором, воздушные ванны. В первые дни жизни необходимо тщательно обрабатывать пупочную ранку зеленкой или перекисью водорода.

Несколько минут, проведенных голышом на жесткой, ровной поверхности обеспечат здоровье кожи и нормальное физиологическое развитие младенца.

Подстригание ногтей и чистку ушей совершают по мере необходимости.

Зарядка

Двигательная активность необходима младенцу с первых дней жизни. Проводить гимнастику лучше в дневное или утреннее время, примерно за 30 минут до приема пищи.

Для этого нужно разместить кроху на твердой поверхности и поочередно сгибать ручки и ножки в положении лежа на спине. В том же положении притягивать разноименные локоть и колено друг к другу.

Разместив малыша на животе, можно подставить ладони к его стопам и стимулировать рефлекс плавания – ребенок будет отталкиваться от руки и пытаться ползти вперед. Гимнастику нужно завершать прижатием коленей к животику, легким массажем. После кормления уместно подержать кроху столбиком – это положение будет способствовать нормальному перевариванию пищи.

Купание

Это приятная расслабляющая процедура, которая стимулирует психическое и физическое развитие крохи. Оптимальная температура воды – 36-40 °С. Усилить оздоровительный эффект можно с помощью трав – ромашки, череды, любистка и лаврового листа.

Прогулки

Доктор Комаровский рекомендует совершать прогулки при практически любой погоде 2-3 раза в день. Это укрепит иммунитет, а в период бодрствования малыш сможет реализовать свои потребности в познавательном процессе, что необходимо для полноценного психического, эмоционального и социального развития.

Возможные проблемы

Проанализируем проблемы, с которыми могут сталкиваться родители ребёнка возраста 1 год и 8 месяцев:

Ребёнок не говорит. Если лексикон отсутствует полностью, следует показать малыша специалисту, хотя многие современные логопеды отсутствие речи до 2 или даже 3 лет не считают серьёзным отклонением. Но если ребёнок не понимает никаких слов и даже не пытается их произносить, стоит насторожиться. А для стимулирования речи просто разговаривайте с чадом, называйте предметы, поддерживайте общение в семье. Кроха отказывается от еды. В данном возрасте малыш способен различать вкусы и демонстрировать свои предпочтения, отказываясь от блюд, которые кажутся невкусными. Некоторые активные дети не желают есть, так как имеют более важные дела – игры, изучение окружающего мира. Не стоит принуждать ребёнка и давать ему нелюбимые блюда. Если продукт, который не нравится, должен обязательно входить в меню (например, мясо или рыба), маскируйте его разными фактурами (котлеты, суфле) и различными предпочтительными продуктами. Малыш капризничает. Капризы – неизбежный этап развития

С их помощью ребёнок привлекает к себе внимание и пытается добиться желаемого. Но в год и 7 месяцев, в 1 год и 8 месяцев малыш уже многое понимает, поэтому старайтесь объяснять запреты, договариваться

Иногда прекратить истерику можно телесным контактом

Также можно переключить внимание крохи на что-то интересное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать. Иногда прекратить истерику можно телесным контактом

Иногда прекратить истерику можно телесным контактом

Также можно переключить внимание крохи на что-то интересное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать

Кормление грудничка: грудное и искусственное вскармливание

Активное развитие малыша, требует большое количество энергии и питательных веществ. В среднем малыш на втором месяце жизни в сутки съедает 800 грамм молока или искусственной смеси. Но не нужно волноваться, если малыш кушает меньше или, наоборот, переедает. Ребенок выпивает ровно столько молока, сколько требуется ему для развития на данном этапе.

Грудное вскармливание по-прежнему остается основой рациона 2 месячного крохи. Для малютки со средним весом 3,5-4 кг вполне достаточно в день 400-600 грамм еды. Организм мамы адаптируется согласно аппетиту ребенка и обеспечивает его молоком в необходимом количестве.

Здесь следует соблюдать одно правило: кормить по малыша по его желанию. Порции могут быть разные, но в течение дня он в любом случае употребит столько молока, сколько требует его организм.

Доверьтесь природе и не ошибетесь. Но не забывайте сцеживать оставшееся молоко из груди. Это создаст условия для его большей выработки для следующего сеанса.

В два месяца у малыша еще нет определенного режима питания, но в среднем за сутки происходит 5-7 кормлений.

Что касается искусственного вскармливания, то кормить малыша смесью необходимо только по совету педиатра, который разработает не только режим питания, но и установит объем порции. Не забывайте, что такой продукт усваивается труднее, чем материнское молоко. Это становится причиной для необходимости увеличения промежутков между приемами пищи в 3-4 часа.

Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, то вам наверняка будет интересна информация о проверке Роскачеством детской молочной смеси.

Если грудничок прекрасно себя чувствует, улыбчив и активен, значит того объема, что он получает за одно кормление, ему вполне достаточно.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни

На самом деле постановка вопроса «Что должен уметь ребенок в 1 месяц?» не совсем корректна. На заметку родителям: каждый малыш индивидуален, развивается в своем темпе и единых критериев попросту не существует.

Мнение специалиста

Для того, чтобы понять, как проявляются навыки ребенка в 1 месяц и в последующие периоды, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту. Он подскажет, каких правил по уходу за новорожденными стоит придерживаться в первый месяц.

В первые месяцы жизни ребенка существует множество нюансов, которые следует обсуждать на индивидуальной консультации со специалистом. Вполне возможно, что всего через пару недель кроха удивит вас своими достижениями.

Однако специалисты выделяют несколько навыков, которые чаще всего проявляются в первое время после рождения у здорового, доношенного малыша. Что умеют дети в месяц жизни:

  • плавно следить за движущимся предметом;
  • прислушиваться к звукам и голосу взрослого;
  • улыбаться в ответ на обращения окружающих;
  • лежа на животе, пытаться поднимать и удерживать голову.

Таблица показателей развития месячного ребенка

Главные умения младенца за первый месяц можно увидеть в таблице.

Удержание головыСпособен приподнять голову в положении лежа на животе на время до 5 секунд.
Фиксация взглядаРассматривает неподвижные предметы. Из движущихся объектов следит за крупными, ярко окрашенными.
ЗрениеРазличает красный, желтый, черный цвета. Способен различить полоски и линии.
Реакция на звукПри бодрствовании вздрагивает, замирает при резких звуках. Слишком сильный раздражитель может стать причиной плача.
ГулениеПроизносит звуки “гу”, “га”, часто делает это синхронно с речью взрослых.

Врач либо успокоит маму и папу, либо даст необходимые рекомендации, назначит подходящее лечение.

1 месяц малышу – развитие

Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами

Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:

  1. Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
  2. Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
  3. Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
  4. Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
  5. Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
  6. Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.

Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.

Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:

  • удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
  • реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
  • узнавать мамин голос;
  • во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
  • различать яркие однотонные цвета;
  • осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
  • пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
  • произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.

Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» – лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.

Игрушки для детей в 1 месяц

Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:

  • механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
  • погремушки, которые можно удерживать в ручке;
  • мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
  • игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).

В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения

Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, потешки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы

Моторика ребёнка

В пятимесячном возрасте у карапуза появляется всё больше новых навыков, он уже многому научился:

  1. Малыш самостоятельно держит голову, причём уже при любом положении тела. Делает это продолжительное время.
  2. Ребёнок научился с живота переворачиваться на спину. Родители могут помочь развить этот навык. Для этого, когда ваш малыш на животе, понадобиться поманить карапуза яркой, его любимой, игрушкой, заводя её за спину ребёнка. Малыш будет пытаться до неё дотянутся и перевернётся.

Будьте наблюдательны в этот период. Одна моя подруга не задумывалась над тем, что малыш уже с лёгкостью может переворачиваться, и пропустила момент, когда её дочка перекатилась к края дивана и упала. К счастью, всё обошлось без серьёзных осложнений (диван был низким), но ребёнок сильно испугался. «Что делать, если ребенок упал с кровати»

  1. Хватательный рефлекс малыша закрепляется. Теперь он целенаправленно хватает предметы и удерживает их в ручке.
  2. Научился сам держать бутылочку, чашку-непроливайку, высовывать пустышку и даже умеет засовывать её назад в ротик.
  3. Если ребёнка поставить вертикально на твёрдую поверхность (мама удерживает малыша под мышками), он будет «стоять» на носочках с выпрямленными коленками.
  4. Может совершать небольшие передвижения, опираясь на локтевые суставы, коленки ещё не задействованы. Вы можете стимулировать его перемещения. Ставьте перед ним любимую вещь или пусть он пытается добраться в мамины объятья.

Развитие ребенка по месяцам от 1 до 6 месяцев

На этом этапе происходят серьезные изменения в развитии зрительного и слухового восприятия мира, эмоциональных реакций и двигательных функций грудничка. Ребенок учится узнавать родителей, проявлять радость, начинает выполнять первые направленные движения. Развивается его сенсорное восприятие, начинает тренироваться моторика и координация.

Как развивается ребенок до полугода? Рассмотрим основы типичного развития грудничков по месяцам.

В 2 месяца

  • может долго смотреть (наблюдать) на интересующий неподвижный и движущийся предмет;
  • пытается определить направление звука – поворачивает голову в поиске его источника;
  • проявляет заинтересованность и улыбается при виде других детей;
  • издает спонтанные звуки.

В 3 месяца

малыш оживляется, когда взрослые с ним разговаривают; способен достаточно долго (до 40 секунд) удерживать внимание на статичном или движущемся предмете, на лице, говорящего с ним родителя; при случайном контакте с игрушкой над кроваткой, проявляет к ней интерес, старается ухватить ее пальцами и при этом следит за движением руки; в положении лежа на животе поднимает не только голову, но и предплечья, держит их в таком положении до 2,5 минут; около минуты может опираться всей стопой с согнутыми ногами о твердую поверхность (при поддержке взрослых); в вертикальном положении (на руках взрослых) хорошо держит голову

В 4 месяца

  • узнает маму, папу;
  • пристально смотрит на родителя в ожидании внимания, а когда мама (папа) заговорит с ним, проявляет радость (улыбается, гулит, тянется на руки), проявляет отрицательные эмоции, когда родители от него отходят;
  • определяет направление звуковых раздражителей, когда находит глазами источник звука, задерживает на нем взгляд до 10 секунд;
  • изучает глазами интересующие предметы, игрушки, исследует их на ощупь;
  • в периоды бодрствования часто оживляется, улыбается, смеется, реагируя на обращенную к нему речь, при виде другого ребенка;
  • гулит;
  • выполняет направленные захватывающие движения (держится за бутылочку, грудь матери во время кормления).

В 5 месяцев

  • ребенок узнает и различает людей по лицам – радуется при виде мамы, папы и других близких, настораживается при виде посторонних;
  • не только узнает голоса близких людей, но и чувствует интонацию, реагирует соответственно;
  • может долго лежать на животе с опорой на локти;
  • переворачивается со спины на живот и обратно;
  • не только реагирует на других детей, но и взаимодействует с ними – гулит, берет игрушку из рук другого малыша;
  • целенаправленно берет предметы (игрушки) из рук взрослых и долго удерживает их в руке;
  • при поддержке может устойчиво держаться на ногах несколько минут;
  • долго гулит;
  • медленно ест, хорошо открывает рот, чтобы взять еду с ложки (снимает пищу губами).

Развитие ребенка в полугодовалом возрасте

  • откликается на свое имя, знает имена окружающих;
  • уверенно берет в руку предметы, перекладывает их из руки в руку;
  • перевернувшись со спины на живот, начинает медленно передвигаться, переставляя руки и подтягивая тело (подползая) в направлении интересующего объекта;
  • начинает лепетать (произносить слоги), внимательно слушает речь взрослых и пытается повторить за ними звуки;
  • пьет из чашки, хорошо кушает с ложки.

Врожденные рефлексы ребенка

Каждый малыш рождается с набором определенных врожденных рефлексов. Называют их и безусловными, и врожденными.

Самыми простыми рефлексами, которые может без помощи врача проверить любой родитель, являются:

  • поисковый (до 3–4 месяцев) — если погладить лицо ребенка или коснуться его губ, то младенец начнет поворачивать голову в сторону «раздражителя», приоткрыв при этом рот, как бы ища грудь мамы;
  • сосательный (до 3–4 месяцев) — с помощью него новорожденный получает молоко матери;
  • хватательный (до 3–6 месяцев) — при его проявлении новорожденный хватает всё, что дали ему в руки;
  • шаговый (до 1–2 месяцев) — если поставить малыша в вертикальное положение (обязательно держа при этом руками) на поверхность, то он будет пытаться делать движения, похожие на шаги;
  • рефлекс Моро (до 4 месяцев) — он проявляется в том, что младенец во время сна, а также при громких звуках резко и неосознанно разводит руками;
  • рефлекс Бауэра (до 4 месяцев) — проверить его можно, если положить ребенка на поверхности на живот, подставить к его стопам свою ладонь и посмотреть, отталкивается ли малыш и пытается ли ползти (в норме будет спонтанное ползание).

Если ребенок гармонично развивается, то в 1 месяц все эти базовые врожденные рефлексы должны у него сохраняться.

Правильный уход за ребенком в 1 месяц

Кормление

В первый месяц важно наладить грудное вскармливание, ведь только грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности ребенка в пище и питье. Оно содержит необходимые витамины и полезные элементы, которые обеспечивают полноценное физическое развитие малыша

Чаще прикладывайте ребенка к груди и кормите по требованию.

В первый месяц число кормлений может достигает до 20 раз в сутки, 3-4 из которых приходится на ночное время. Не ограничивайте продолжительность кормления и не отнимайте грудь, пока малыш не наестся. Чтобы оградить ребенка от проблем со здоровьем и поддерживать лактацию на хорошем уровне, кормящей маме нужно соблюдать правила питания при грудном вскармливании.

Сон и бодрствование. В первый месяц большую часть суток грудничок спит, сон составляет 20 часов. В моменты бодрствования ребенка нужно не только кормить, но и развивать. Играйте и гуляйте с малышом, читайте книги и рассказывайте сказки. Поводите это время рядом с грудничком, пока тот тот бодрствует. Для грудничка в первый месяц очень важен телесный и эмоциональный контакт с мамой, ведь он положительно влияет на психомоторное развитие ребенка.

Купание благотворно влияет на физическое развитие ребенка, ведь оно укрепляет иммунитет и мышцы. Легкие упражнения в воде помогут развивать чувства равновесия и вестибулярный аппарат, распрямить пальчики, рук и ног. Регулярное купание улучшает работу внутренних органов, стимулирует кровоснабжение и стабилизирует давление

Чтобы малыш не испугался воды, в первый раз начинайте опускать его с пяток и делайте это осторожно. Начинайте купания с 10-15 минут и постепенно увеличивайте время до 40 минут

Прогулки с новорожденным начинают уже через 7-10 дней после рождения, если на улице теплая погода. При температуре ниже 10 градусов выход на улицу лучше отложить. Первые прогулки должны составлять не более 20-30 минут. Постепенно увеличивайте время до 2-2,5 часов. Это подходящее время для прогулок в теплую и безветренную погоду. В мороз и жару время прогулок составляет до 40 минут. При жаркой погоде свыше 25 градусов тепла не гуляйте с малышом в промежутке между 11 и 17 часами, так как солнце в это время наиболее активно и опасно.

Прогулки на свежем воздухе стимулируют кровообращение, улучшают сон и повышают аппетит, а перепады температур способствуют закаливанию. Малыш растет здоровым и добрым, малыш меньше плачет, хорошо кушает и спокойно спит

Однако важно правильно подобрать одежду. Что брать с собой на прогулку, и как одеть новорожденного по погоде, читайте здесь

Гигиена — важнейший элемент в уходе за грудничком. Соблюдение норм гигиены и чистота вокруг поможет избежать проблем со здоровьем у новорожденного. Купайте малыша каждый день и дважды умывайте лицо водой, протирайте глаза влажными ватными дисками, подстригайте ногти, меняйте памперсы каждые два-три часа

Важно, чтобы малыш был чистым и сухим

Используйте влажные и сухие салфетки, устраивайте воздушные ванны. Регулярно проветривайте комнату в отсутствии малыша и проводите влажную уборку. Не забывайте и о своей гигиене. Перед каждым кормлением обязательно мойте руки с мылом.

Массаж благоприятно влияет на психическое и физическое развитие маленького ребенка, успокаивает и расслабляет, снимает перенапряжение и улучшает сон. Начинать массаж можно уже на 4-5 день после рождения малыша. Однако учтите, что массаж животика нельзя делать, пока не заживет пупочная ранка! Как правило, это происходит к двум месяцам.

Что может делать младенец на втором месяце жизни?

На первый взгляд новорожденный только и умеет, что много спать и часто кушать. На самом же деле 1-месячный малыш может уже довольно много по сравнению с тем временем, когда он только что родился. Навыки малыша:

  • Удержание головки из положения «лежа на животе» в течение 5 секунд. Совсем скоро в движениях крохи появится уверенность, но сейчас маме при взятии его на руки следует аккуратно придерживать головку.
  • Активные движения ножками и ручками, приподнимание попы и попытки выгнуть спинку. Несмотря на хаотичность, они являются прекрасной физической нагрузкой для мышц 1-месячного крохи.
  • «Гуканье» в ответ на спокойную и тихую речь взрослого. Второй месяц жизни новорожденного знаменуется первым «Агу» и началом нежного «воркования».
  • Фиксирование взгляда на каком-либо предмете (чаще всего мамином лице) сначала буквально на 5 секунд, а затем все дольше.
  • Первая робкая, но осознанная улыбка, которая так радует окружающих малыша.
  • Формирование способности различать голоса, линии, клетки и четыре основных цвета (красный, черный, белый и желтый).

Основным умением новорожденного является узнавание мамы, главного человека для крохи в этом возрасте. Для младенца важны не ее внешний вид, а прикосновение, запах и голос. На первом плане пока тактильные ощущения, поэтому новоиспеченной мамочке нежелательно использовать духи и задевать грудничка холодными или потными ладонями.

Сводная таблица основных навыков:

Сфера развитияЧто происходит?
ДвиженияМышечный тонус снижается, ручки и ножки начинают двигаться более свободно. Из положения лежа на животе кроха может поворачивать голову и удерживать ее по центру около 5 секунд. Кулачки сжаты, большой пальчик – внутри. Все безусловные рефлексы хорошо выражены.
ЗрениеМалыш удерживает лицо или игрушку в поле зрения. Следит за движущимися объектами (на расстоянии до 50 см. от глаз), но головку при этом не поворачивает.
СлухПрислушивается к погремушкам и речи взрослого, при этом движения немного затормаживаются.
ОбоняниеУзнает мамин запах и отличает его от других.
РечьКричит звонко – вдох короткий, а выдох удлиненный. При обращенной речи (на расстоянии около 30 см. от лица) малыш отвечает звуками (э, гы, кх) – это “гуканье”.
ЭмоцииДвигает ручками-ножками в ответ на громкую речь. Легкой улыбкой отвечает на ласковые обращения, успокаивается от тихого голоса. Так формируется “комплекс оживления” – реакция на близких людей.
ИнтеллектРассматривает предметы с интересом. Развиваются ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация (т.е. взаимодействия глаз и ручек). Если предмет (человек) исчезает из поля зрения, то он автоматически перестает существовать для малыша.

Возможные проблемы и способы их решения

Почему малыш плачет?

  • Возможно, ребенок чувствует дискомфорт, ему давит шов на одежде или пеленке. Из-за вероятности появления аллергии, все материалы, из которых пошита одежда ребенка, должны быть натуральными. Одежда одевается швами наружу.
  • Ребенок хочет пить – чтобы не допустить обезвоживания крохи, нужно давать ему сладкий чай с маленькой ложечки каждые 2 часа.
  • Малыш голоден: возможно ему уже не хватает грудного молока и следует ввести прикорм.
  • Малыш покакал в пленки, и кал раздражает его нежную кожу. В этом случае следует поменять подгузник и присыпать попу присыпкой.

Как избежать опрелостей?

Частые опрелости – это вечная проблема мам новорожденных. Ребенок в первые месяцы жизни обладает слабым иммунитетом, поэтому, если не лечить опрелости, они перерастут в гнойнички и станут серьезной проблемой.

Чтобы этого избежать, стоит протирать проблемные места влажной салфеткой и часто менять подгузники. Места опрелостей обрабатывать специальными мазями.

Вздутие и колики

Излишнее газообразование – частый спутник, когда малышу 1 месяц. Из-за этого младенец громко кричит. Помочь ребенку при коликах и вздутии можно при помощи массажа. Нужно гладить его по животику по часовой стрелке.

Также рекомендуется класть ребенка в положение «на живот» на 2-3 минуты по несколько раз в день. Когда у него болит живот, можно давать водичку из укропа. Для удаления газов можно использовать газоотводную трубочку.

Как избежать дисплазии?

Недоразвитость тазобедренного сустава – такая патология часто встречается у маленьких детей. Как избежать таких последствий? Пеленать малыша стоит на специальном столике, используя так называемое широкое пеленание. Тогда малыш остается лежать в позе «лягушки». Такое положение в этом возрасте для него естественно и удобно. Это послужит прекрасной профилактикой дисплазии.

  • Ребенку 1 месяц
    Ребенку 1 месяц. Развитие ребенка

    Кол. голосов:  31

    Ребенку 1 месяц

  • НОВОРОЖДЁННЫЙ РЕБЁНОК
    НОВОРОЖДЁННЫЙ РЕБЁНОК/ РАЗВИТИЕ/

    Кол. голосов:  18

    НОВОРОЖДЁННЫЙ РЕБЁНОК

  • Что умеет ребенок в 1 месяц?
    Что умеет ребенок в 1 месяц? Разви

    Кол. голосов:  35

    Что умеет ребенок в 1 месяц?

Share

Voting

Тревожные проявления:

  • Заложенный нос, насморк – малышу очень трудно дышать ртом, поэтому следует прочистить носик в срочном порядке и выяснить причину насморка.
  • Гнойнички с желтоватой жидкостью, прыщики – это ведет к началу воспалительного процесса. Следует срочно обратиться к врачу.
  • Влажная пупочная ранка после отпадания пупка. Этим вопросом должны заниматься участковая медсестра или педиатр.
  • Внезапное изменение обычного поведения – от спокойного к капризному и наоборот. Можно покатать младенца в коляске, когда он капризничает Если малыш не успокаивается и остается нервный после применения привычных методов, следует обратиться к врачу для выяснения причин.
  • Утрата аппетита, апатия. Младенец плохо выглядит. Причин такого поведения может быть множество. Истинную причину может установить только дежурный педиатр.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий