Развивающие программы и мультфильмы для малышей: всегда ли они полезны?

Но наряду с увеличением ТВ-времени кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дети дошкольного возраста.

Качество и содержание большинства отечественных кинопродуктов для детей в ХХ веке отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержали адекватный возрасту и пониманию ребенка материал, который мог быть легко перенесен в сюжеты детских игр, а герои – стать достойным образцом для подражания. Художественное исполнение и музыкальное сопровождение до сих пор вызывают восхищение. В 1991 году в Интернет-сообществе были опубликованы слова Папы Римского Иоанна Павла II (произнесенные еще 50-е годы), который настоятельно рекомендовал смотреть советские мультфильмы, поскольку «они несут добро и воспитывают в ребенке сочувствие, заботу о других».

Однако золотой век советской мультипликации, к сожалению, завершился. Современные отечественные анимационные студии практически не производят новых мультфильмов для детей. Причин тому несколько, и в основном они экономические – полное несоответствие оборудования современным требованиям, мизерное финансирование, распад штата сотрудников и др. К тому же в нынешних условиях рынка мы вряд ли получим качественные медиапродукты нужной временной продолжительности. Снимать 10–20-минутные мультфильмы абсолютно нерентабельно, они не окупаются в прокате. Единичные российские проекты заслуживают поощрения и внимания потребителей, но их число несопоставимо с западными мультипликационными империями. Так что в ближайшее время наши дошкольники вряд ли увидят современные качественные отечественные мультфильмы.

По каким критериям выбирать

Выбор самой первой передачи для просмотра ребенка до года – серьезное и ответственное дело. Родителям следует подобрать несколько наиболее привлекательных сюжетов, героев. Один из главных критериев – время. Как говорилось выше, любой специализированный мультфильм не должен длится более 20 минут. Малыш в любом случае не высидит столько времени и потеряет концентрацию. Оптимальный выпуск – 2 – 5 минут. Для крох от 2 лет – 20 минут.

Немаловажно и музыкальное сопровождение. Развивающие серии обязательно имеют мелодичный, ненавязчивый фон

Как правило, это классическая музыка.

В мультике не должно быть никаких жестокостей, сложных предложений и слов, громких звуков, неестественных цветов, резких и быстрых смен картинок.

Фильмы про животных для детей

Документальные фильмы про животных для детей понравятся и взрослым. Можно посмотреть, какие животные обитают в лесах, опуститься на дно водоёма, чтобы познакомиться с его жителями, подняться в горы и узнать о том, кто населяет эти места. У нас можно посмотреть целый цикл фильмов про животных для детей бесплатно.

В разделе о животных можно узнать не только о тех, кто сейчас населяет нашу планету, но и о тех, кто жил много миллионов лет назад. Об этом расскажет фильм про динозавров для детей.

У нас вы найдёте видеоматериалы, которые объясняют, как жили и почему вымерли древние животные. Может быть, после просмотра фильма про динозавров для детей, вашему малышу захочется узнать ещё больше. Он серьёзно может увлечься этой темой.

Положительные последствия

Добрые и развивающие мультики нужно показывать ребенку. Почему они положительно влияют на детей:

Расширяют кругозор

Во время просмотра ребенок знакомится с новыми растениями, животными, предметами техники, городами и странами. Особенно полезны в этом плане развивающие мультики вроде «Бубы» и «Фиксиков». Кроме того, ребенок пополняет словарный запас.

Воспитывают положительные черты характера

Маленький ребенок обычно подражает любимым персонажам. Он старается перенимать их качества: доброту, альтруизм, целеустремленность, смекалку. 

Учат переживать новые эмоции

Когда ребенок представляет себя на месте главного героя, то нередко «заражается» его настроением. Например, уверенностью или любовью по отношению к близким. Впоследствии ребенок переносит такой опыт в реальную жизнь и быстрее адаптируется.

Плюсы и минусы метода

Сюжеты детской анимации придуманы таким образом, что развивают любознательность, чувство справедливости, обучают коммуникативным навыкам. Преимущества мультипликационного жанра:

  • расширение словарного запаса;
  • обучение диалогу и монологу;
  • знакомство с различной интонацией в предложениях;
  • развитие фонематического слуха.

Рекомендаций ВОЗ прошлого века, когда ребенку разрешали только 30 минут смотреть телевизор, практически никто не придерживается. Сейчас дети окружены гаджетами, играют в компьютерные игры, а раньше больше читали, рисовали или лепили из пластилина. Чрезмерное видеовосприятие вызывает такие отрицательные последствия:

  • недоразвитие корковых отделов мозга;
  • утрату коммуникативных навыков;
  • зависимость;
  • гиперактивность и агрессию;
  • нарушения речи.

Если у крохи проблемы с концентрацией или гиперактивность, старайтесь ограничивать время у телевизора. Более полезными будут совместное рисование, чтение, лепка, игры в машинки или куклы.

Чтобы мультфильмы принесли только пользу, важно научиться правильно их подбирать.

  1. Прежде чем показать мультфильм ребенку, посмотрите его сами, хотя бы выборочно. Действия главных героев не должны быть агрессивными, нести раздор и злобу. Внешний вид героев не должен быть сильно искажен (иметь один глаз или 3 руки). Дети не просто симпатизируют мультяшным героям, они могут подражать им. Поведение и внешний вид героев должны нести позитив и добро.
  1. Подбирайте мультфильмы по возрасту. Годовалый малыш не поймет сюжетной линии развивающего мультфильма. Ребенок старше 3-х лет, просматривая мультфильмы для малышей, может сформировать “примитивные понятия”, которые могут затормозить его мышление.

Немаловажным фактором является фоновая музыка. Доказано, что классическая музыка благотворно влияет на психику ребенка и способствует образованию нейронов в клетках мозга. “Эффект Моцарта” описан в литературе и не заставляет сомневаться в его результативности. Проведенные исследования доказали, что музыка Моцарта формирует нейронные сети, оказывает положительное влияние на клетки мозга, делая его подвижнее

Такие процессы стимулируют умственное развитие ребенка, формирует правильное восприятие жизненных ситуаций, способствует более быстрому развитию мелкой моторики, улучшает внимание

  1. Дозируйте время, проведенное перед монитором. Чрезмерное увлечение мультфильмами способно вызывать серьезные психологические проблемы. Например:

мультипликационная аддикция (когда ребенку становятся неинтересными другие занятия, и он готов сидеть перед экраном сутками);

мультипликационная агрессия – следствие просмотра мультфильмов с элементами злобы и агрессии;

мультипликационное опустошение – после просмотра ребенок становится вялым, унылым, его ничего не интересует.

Подводя итоги

Разрешать или запрещать просмотр мультфильмов своему ребенку – вопрос сугубо индивидуальный для каждой семьи. Решение принимают родители, учитывая множество факторов. Мнения специалистов в этом вопросе разделились. На сегодня не существует достоверных исследований, подтверждающих или опровергающих вред или пользу от просмотра мультфильмов. Правильно подобранный мультфильм в адекватном количестве способен принести пользу ребенку, и подарить родителям свободное время. Однако делать «сеанс» просмотра обязательным не стоит. Дети очень быстро растут

Старайтесь по максимуму уделять им внимание. Пройдет время, и вы с ужасом можете обнаружить, что мультик ребенку интереснее вас самих. Вы готовы к такому повороту?

Вы готовы к такому повороту?

Остановимся подробнее на специфике видеоряда современных мультфильмов. Сегодняшняя индустрия фильмов для детей характеризуется следующими особенностями.

  1. «Картинка» должна быть яркой, красивой, поражающей. Общий видеоряд мультфильма призван поразить восприятие и воображение зрителя. Над этим трудится целая отрасль специалистов. Общий фон, красота природы или ее ужас, образы ультрасовременной техники, внешний вид героев и действующих лиц стремятся к совершенству. Часто красивая «картинка» буквально спасает мультфильм от примитивности сюжета и персонажей. Иногда она оказывается слишком навязчивой, вычурной, чтобы в нее поверили. Но в любом случае она оказывает интенсивное воздействие на все органы чувств ребенка, особенно если действие происходит на большом экране.
  2. «Картинка» должна быть динамичной. Действия и события в мультфильме разворачиваются с огромной скоростью, что в принципе отражает реалии современности – принципиальное ускорение ритма жизни. Герои быстро двигаются, много бегают, прыгают, летают. Кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей восприятия. Все «мелькает, наезжает, исчезает, взрывается и дымится». Применяется масса спецэффектов и технических приемов. Завязка, кульминация и развязка настолько плотно скомпонованы, что у ребенка зачастую не остается времени на переживание, прочувствование, а иногда и понимание, запоминание происходящего. Дети в силу особой возрастной восприимчивости оказываются глубоко втянутыми в подобную динамику, из которой сложно выйти.

Смотреть развивающие мультфильмы для детей 2-х лет или нет?

Конечно же, найдутся и сторонники, и противники этого вопроса. Вот, например, мнение врачей-офтальмологов по этому поводу категорично. Они считают, что до двух лет запрещено смотреть мультфильмы. Ведь частая смена ярких картинок вредит зрению и может привести к близорукости еще в дошкольном возрасте. До двух лет мультфильмы лучше сменить на  диафильмы. А вот уже после двух можно начинать просмотры, но делать это постепенно

Первое на что должны обратить внимание родители – это медленная смена картинок, чтобы ребенок успевал концентрировать свое внимание

Читай также: Что нужно знать маме о развивающих центрах? 3 вопроса специалисту

Логопеды, в свою очередь, считают, что мультфильмы в раннем возрасте плохо влияют на развитие речи. Ведь того потока слов, который льется к нам с экранов, недостаточно. Деткам живое общение требуется как воздух. Чтобы учиться говорить, малышам нужно видеть артикуляцию и получать ответную реакцию от родителей на свои слова. Притом герои мультфильмов чаще всего разговаривают в быстром темпе, что мешает выделить отдельные слова.

Я, как психолог и педагог раннего развития считаю, что когда родители постоянно включают мультфильмы своим крохам, то они лишают их сенсорного развития. Ведь маленькие детки познают окружающий мир через органы чувств: пробуют на вкус, трогают ручками, ощущают запах. Ощущения – это основа будущего малыша. Даже развивающие мультфильмы, не смогут дать этого крохе

Плюс ко всему, просмотр мультиков не развивает произвольное внимание, не учит анализировать и концентрировать внимание. Внимание, память и способность анализировать будет развиваться только в том случае, когда мама после просмотра мультфильма сядет со своей деткой и обсудит сюжет

Польза развивающих мультфильмов для детей до 2-х лет

Но не может быть все так плачевно, мультфильмы могут приносить и пользу, но только в том случае, если к просмотру подходить с умом и не переусердствовать. И как говорил еще врач Парацельс: «Любое вещество может быть и ядом, и лекарством – все зависит от его дозы». Вот так и мультфильмы, если использовать в разумных дозах, то они могут принести немало пользы. Я не призываю отказаться от мультфильмов и вовсе их не смотреть. В нашем современном мире – это просто нереально. Просто нужно делать это осмысленно.

Читай также: Нужно ли покупать раскраски ребенку? Отвечает специалист

С какого возраста можно смотреть мультфильмы?

Многие специалист сходятся во мнении, что лучший возраст для просмотра мультиков – это два годика. До двух лет лучше ограничиться диафильмами, где картинки медленно сменяют друг друга, что способствует концентрации внимания крохи.

Но если вы все-таки решили показывать мультфильмы своему крохе раньше двух лет, то нужно придерживаться правил при их выборе и просмотре. Вот несколько моих советов, как правильно выбрать мультик и каких правил придерживаться при просмотре, чтобы он не навредил, а действительно принес пользу:

  • Перед тем, как показать мультфильм крохе, пересмотрите его сами.
  • Он должен быть хорошего качества с приятным музыкальным сопровождением.
  • Выбирайте мультфильмы с познавательным и добрым сюжетом, без агрессии и насилия.
  • Отдавайте предпочтение коротким простым историям, с реальными героями.
  • Устраивайте совместные просмотры, обсуждая поступки героев и сам сюжет.
  • Смотрите мультфильмы в первой половине дня. Старайтесь ограничить просмотры перед дневным и ночным сном.
  • Контролируйте дистанцию и расстояние между экраном и глазками малыша.

Сколько по времени можно смотреть мультфильм ребенку до 2-х лет?

Продолжительность просмотра должна быть не больше 10-15 минут. Но лучше всего начинать с мультфильма, который длится минут пять, и с каждым разом понемногу увеличивать время. Смотреть мультфильмы старайтесь не больше двух раз в день.

Читай также: С какого возраста ребенку можно играть на планшете?

Главное помнить, что мультфильмы не должны заменять реальное общение карапуза с родителями!

ТОП мультфильмов для малышей до 2-х лет:

  1. Тини Лав
  2. Даша – путешественница
  3. Классический ребенок
  4. Фиксики
  5. Паровозик Тишка
  6. Нуки и друзья
  7. Клуб Микки Мауса
  8. Мусти
  9. Лунтик

Наш специалист:

Яна Докашенко,

педагог раннего развития,

Детская студия «Капитошка», Сумы.

Главное правило развивающих мультфильмов

Практически все подобные мультфильмы идут с пометкой «совместный просмотр», подразумевая, что мама или папа посмотрят его вместе с ребенком, попутно давая комментарии к происходящему на экране. Тогда просмотр действительно даст свои плоды. Однако в этом будет заслуга не сколько мультфильма, сколько общения родителей и ребенка.

Прежде чем показывать ребенку тот или иной развивающий мультфильм, просмотрите его сами, убедитесь, что он действительно несет полезную информацию в доступной форме.

Мамам и папам на заметку:

Никогда не заставляйте малыша смотреть даже полезные мультики, если он этого не хочет — это может сформировать неправильные привычки в отношении проведения свободного времени.

Развивающие мультфильмы: за и против

Некоторые родители выступают категорически против такого рода мультфильмов, и не разрешают своим детям смотреть их вообще. Правильно ли они поступают? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Если родители способны уделять достаточное время своему чаду, то в таком случае никакие мультики возможно и не нужны. Тем не менее, если соблюдать меру, то из качественного мультфильма ребенок, возможно, узнает что-то новое, о чем родители могут и не знать.

За:

  1. Развивающая функция. Многие мультфильмы составляются с учетом психологического развития малыша, и могут нести больше смысловой нагрузки, чем ребенок может получить извне.
  1. Наличие дополнительного свободного времени для родителей.
  1. Развитие фантазии и пополнение словарного запаса.
  1. Своего рода развлечение, когда игры надоели. Например, в зимнее время, когда прогулки на воздухе ограничены во времени, многие родители жалуются на невозможность занять ребенка. В таком случае мультфильм придет на помощь.
  1. Развитие творческих способностей.

Против:

  1. Чрезмерная нагрузка на зрение. Быстрая и частая смена картинок способствуют чрезмерному напряжению глаз. Малышам до 3-х лет не рекомендуется проводить перед экраном или монитором больше 15 минут! Детей до года вообще не стоит приучать к мультфильмам.
  1. Формирование неправильной осанки. Если уж посадили ребенка перед телевизором, то обеспечьте ему правильное положение тела. Малышей можно посадить в стульчик для кормления, а детей постарше – на стул с жесткой спинкой. На мягких поверхностях положение спины искривляется, что не несет никакой пользы опорно-двигательному аппарату ребенка.
  1. Развитие страхов, агрессии (при неправильно подобранных мультфильмах).

Смотреть ли мультфильм вместе с ребенком?

Если мультфильм незнаком, посмотрите его сами, удостоверьтесь в его безопасности, а уж потом предлагайте крохе. Когда ваш малыш впервые смотрит анимацию, присутствие взрослого необходимо!

Кто, как не родитель разъяснит сюжет, даст оценку персонажам, выскажет свое мнение по поводу увиденного!

Помимо разъяснений о мультфильме, дитя получит бесценное время общения с родителями. Он узнает мнение папы и мамы о главном герое мультфильма, что поможет ему составить свое мнение о нем и решить, нужно ли ему подражать. Родители помогут разобраться на примере мультика, как поступать хорошо, а как плохо. То есть малыш активно вовлекается в воспитательный процесс.

А после просмотра обсудите просмотренный фильм вместе. Пусть сын или дочурка перескажет сюжет, даст оценку персонажам, повторит слова веселой песенки! Это разовьет его речь, память, он будет учиться анализировать, обобщать, высказывать свое мнение.

Развивающие фильмы для детей

Если вы хотите видеть вашего ребёнка сообразительным, смекалистым и креативным, предложите ему различные логические программы и развивающие фильмы для детей. У нас вы можете подобрать для просмотра различные варианты развивающих фильмов для детей, которые научат ребёнка размышлять, строить логические выводы, пытаться объяснять происходящее.

Развивающие фильмы для детей можно смотреть всей семьёй. Так вы сможете установить с ним контакт и лучше понять этого маленького человека. Обсудите увиденное на экране, выслушайте его отношение к увиденной ситуации, подтолкните к правильному выводу, который можно сделать. Результаты вы сможете заметить с первых же просмотров.

Какие мультфильмы запрещены для просмотра?

Существует ряд мультфильмов, которые противопоказаны к просмотру ребенком. Давайте рассмотрим список произведений, от которых нужно отказаться.

Не давайте ребенку смотреть “глупые мультики”

Рекомендуем отказаться от просмотра мультфильмов с глупым сюжетом. От таких, как, например, Свинка Пеппа. 

В них персонажи выглядят очень странно. Они издают неприятные звуки, ведут себя неподобающим образом и негативно влияют на психику ребенка. А также пропагандируют девиантное поведение в обществе.

Откажитесь от показа мультфильмов, в которых персонажи курят, выпивают алкоголь

Ни в коем случае не давайте ребенку смотреть подобные мультики. Из-за них ребенок может начать думать, что иметь плохие привычки – это хорошо. В будущем это может перерасти в проблемы с различными зависимостями. Например, в курение сигарет и злоупотребление алкоголем.

Откажитесь от мультфильмов со сценами насилия

Существуют мультфильмы, в которых открыто демонстрируется насилие. В них персонажи бьют друг друга. Наносят увечия. А в некоторых сериалах даже убивают. Например, в таких ужасных мультфильмах, как Happy Three Friends.

Стоит ли показывать мультики малышам?

Вопрос о телевизоре рано или поздно встает перед всеми родителями. Вред или пользу несет такое времяпрепровождение – предмет спора среди обычных мам и детских специалистов самого разного профиля. Стоит понимать, что при правильном подходе к любому вопросу можно извлечь пользу: помочь малышу адаптироваться и привыкнуть к современному миру.

Развивающие мультфильмы не только всесторонне раскрывают маленького члена семьи, но и позволяют немного отдохнуть взрослым.

Обязательно стоит помнить насколько простых правил.

  1. Ребенку до года нельзя смотреть телевизор более 20 минут в день. От года до трех – можно увеличить время до 40 минут. В этом случае негативное влияние на глаза будет минимальным.
  2. Выбирать развивающие короткие мультики можно по предпочтениям и увлечениям малыша. Например, если у вас сын, то рекомендуется передача про паровозик, игры с мячиком и т. д.
  3. Стоит сидеть возле крохи и комментировать все происходящее на экране. Так малыш быстрее усвоит и поймет необходимую полезную информацию.

Риски

Неврологи отмечают, что дети, которые пусть даже и не смотрят телевизор, но находятся в помещении, где он работает, чаще страдают нарушениями сна, ведут себя беспокойно и капризничают.

Чем еще опасен просмотр мультфильмов?

  • Ребенок становится более пассивным.
  • Просмотр телевизора, особенно рекламных роликов — огромная нагрузка на незрелую эмоциональную сферу малыша, поэтому может спровоцировать эмоциональную неустойчивость, нарушения сна и поведения.
  • Снижается «творческое начало».
  • Дети, проводящие много времени перед телевизором/компьютером, позже начинают говорить, а их речь отличается простотой.

Развивающие мультики для детсадовцев (4-5 лет)

В этот период дети начинают искать себе кумиров – тех, на кого они хотят быть похожими

Поэтому они обращают внимание на все, что смотрят, читают, видят. Психика детсадовцев более устойчива, так что на это время необходимо подобрать те мультики, которые смогут увлечь сюжетом, показать пример поведения и научить чему-то новому

1. Щенячий патруль

В центре внимания – команда спасателей из щенков и их предводителя, мальчика Райдера. Они защищают родную бухту от проблем, напастей и мелких неприятностей. Попутно они учат правильному поведению в развлекательной форме.

Мультик поможет найти пример для ребенка, так как главарь Райдер – умный, всесторонне развитый ребенок, который готов помочь товарищам в любую секунду. А каждый из щенков имеет свою специализацию, которая помогает всей команде в выполнении заданий

Мультик подается в легкой комедийной форме, но именно она поможет понять, как важно малышу быть смелым, умным и заботиться об окружающих

2. Фиксики

Рассказ о маленьких человечках Фиксиках. Они живут практически в каждом доме. Их цель – устранять поломки в технике и не только. Например, когда человек бьет сломанный телевизор, и тот начинает работать – это Фиксики успели его починить.

В мультике основные персонажи – семья из двух родителей, чьи имена – Папус и Мася, и их детей Симки и Нолика. Они помогают семье двенадцатилетнего мальчика ДимДимыча чинить все в доме. Из этого сериала ребенок может узнать, как устроены различные вещи, механизмы и системы. Например, как именно работает интернет, пылесос, шариковая ручка и так далее.

3. Пчелка Майя: Новые приключения

История о пчелке и ее окружении. Маленькая Майя живет, познает мир и радуется жизни. В ее истории много обычных и сказочных ситуаций. На них она учится правильной жизни. Ребенок узнает в сериале много новых качеств. И благодаря этому сможет учиться различным ситуациям на чужом примере.

На основе жизни пчелок показывается обычный мир людей. Малыш сможет ознакомиться с ним и принять нормы поведения еще до полноценного контакта с общественностью. Персонажи в мультике яркие, сюжет разный в каждой серии.

4. Робокар Поли и его Друзья

Мультик о веселых машинках-трансформерах. Они попадают в разные жизненные ситуации и вместе находят из них выход. Это сериал о дружбе и взаимопонимании. Ребенку понравятся динамичные и веселые персонажи, каждый из которых – со своим характером.

Ситуации в мультике помогут детям познакомиться с разными мелкими жизненными неприятностями и научиться находить для них решения. Например, как достать со дна бочки мячик или как порадовать своего друга на День Рождения.

5. Чаггингтон: Веселые паровозики

Перед нами город Чаггингтон, основное занятие в котором – паровозное дело. Главные герои – Уилсон, Коко и Брюстер. Они – паровозики, но пока только осваивают нелегкий труд настоящих локомотивов. Каждый со своими особенностями и характером.

Мультик учит дошкольника тому, что для результата надо стараться каждый день, и показывает, насколько важен труд. При этом нельзя забывать о хороших отношениях, верности и дружбе. Малышу будут интересны яркие цвета и несложный, но интересный сюжет.

6. Клуб Микки Мауса

Развивающая программа от Disney для дошколят. В ней участвуют самые известные герои мультипликационной студии – Микки Маус, Дональд Дак, Минни Маус, Гуфи, Дейзи Дак и Плуто. Вместе они решают задачки и находят решения для проблем.

Мультик интерактивный, во время него происходит активное участие ребенка в происходящем. Микки Маус вместе с друзьями обучает ребенка таким навыкам, как счет, логика, правильное поведение. Он учит всегда оставаться вежливым и быть любознательным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий