Ребенка травят в школе: 6 способов усугубить ситуацию

Уходить или нет?

Многие предлагают просто перевести жертву или зачинщика в другую школу. Но нет гарантии, что ситуация не повторится на новом месте: новенький в коллективе с недавним неприятным опытом роли жертвы травли — это повышенный риск отвержения, особенно если класс опять окажется проблемным. Оказавшийся новеньким зачинщик — тоже в стрессе, и с немалой вероятностью попытается воспроизвести схожую иерархию на новом месте, пусть не в роли лидера, а в роли «клеврета». Да и старая группа, привыкшая к травле как стилю жизни, выберет других участников на роли лидера и козла отпущения. Конечно, есть ситуации, когда нужно просто бежать и спасать ребенка (подростка). Но беда в том, что как раз в таких ситуациях смена школы может не помочь. В наши дни травля, особенно у детей старше 9-10 лет, нередко продолжается посредством соцсетей, где полным-полно страничек вроде «Кто ненавидит Васю Пупкина». Невозможно ведь отобрать у подростка мобильник и отрезать его от интернета. Итак, если говорить не о спасении ценой бегства, а о прекращении травли как явления, возможно, имеет смысл не убирать из школы отдельных детей, а попытаться преодолеть ситуацию вместе.

Как понять, что ребенка травят

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся,что вмешательство взрослых обострит конфликт,что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков,по которым можно заподозрить буллинг.

Синяки и царапины,которые ребёнок не может объяснить.
Ложь в ответ на вопрос,откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение,говорит,что не помнит,как появились кровоподтёки.
Часто «теряющиеся» вещи,сломанная техника,пропавшие украшения или одежда.
Ребенок ищет повод не ходить в школу,притворяется больным.
Изменение пищевого поведения

Особенно нужно обратить внимание на случаи,когда ребёнок не ест в школе.
Ночные кошмары,бессонница.
Испортившаяся успеваемость,потеря интереса к занятиям.
Ссоры со старыми друзьями или одиночество,низкая самооценка,постоянная подавленность.
Побеги из дома,самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.. Ребенок у пешеходного перехода. Михаил Хаустов

Михаил Хаустов

Ребенок у пешеходного перехода.

Михаил Хаустов

Почему моего ребенка обижают в школе

Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке

Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.

Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит. Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.

Как нельзя вести себя взрослым

Запрещенные фразы:

«Ты сам виноват», «Это с тобой что-то не так», «Поищи причину в себе», «Ты просто недостаточно сильный, поэтому так происходит» и т.п. 

Если взрослый будет убеждать ребенка, что это с ним что-то не так, со временем жертва найдет в себе эти недостатки и привыкнет к тому, что его за них можно травить.

«Не обращай внимания», «Игнорируй, ему скоро это надоест», «Делай вид, что тебя все устраивает, скоро это пройдет». 

Ребенок поделился с вами самым сокровенным, а вы говорите ему просто «не обращай внимания», «все нормально». Игнорирование агрессора может привести к тому, что он выберет еще более жесткие и опасные способы для травли.

«Научись давать отпор», «Покажи свою мужскую силу, дай сдачи».

Во-первых, в ситуации буллинга обиженный всегда слабее обидчика и просто не сможет ответить или дать сдачи. Во-вторых, насилие никак не может прекратиться при помощи насилия. А в некоторых случаях ребенок, которого обижают в классе, может настолько от этого устать и дойти до такого эмоционального состояния, что в порыве отчаяния действительно может нанести серьезный вред обидчику.

«Попробуй договориться, подружиться», «Сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться». 

Напомним, что буллинг — это что-то целенаправленное, человек делает это специально и получает удовольствие или какие-то другие бонусы. Попытки договориться, подружиться или понравиться такому человеку могут привести к еще более серьезной травле.

«Ты не должен ябедничать, это признак слабости». 

Здесь должно быть все наоборот, нужно учить детей говорить о таких ситуациях. Если родители боятся, что, рассказывая о травле, ребенок вырастет «маменькиным сынком», они оставляют его один на один с этой ситуацией

Да, есть конфликтные ситуации, в которых детям важно выяснить все один на один и не вмешивать взрослых. Буллинг к ним не относится

Что касается свидетелей насилия, то им нельзя советовать «не включаться» в эту ситуацию, потому что «потом самим хуже будет». Такая позиция формирует эгоизм и понимание того, что насилие допустимо.

Ирина Антонова

Учитель должен взять на себя ответственность

Если вы видите, что ребенка действительно травят, нужно сообщить об этом учителю и, если нужно, руководству школы. Травля — системный баг школьного коллектива, и разбираться с ней на уровне детей и родителей абсолютно неэффективно. До сведения учителей нужно донести суть происходящего.

Нередко учителя начинают сваливать вину на затравленного ребенка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведет», «он сам подставляется», «его не любят». Или даже: «она такая умная, а умных не любят». Главное, не поддаваться на эти провокации, даже если они имеют вид комплиментов ребенку. Помним, что жертва не может быть виновата в насилии. Но есть и более неочевидное знание: зачинщики травли тоже не вполне виноваты, особенно если речь идет о младшеклассниках. Это не сознательное злодейство, а следствие неправильно направленного инстинкта. Поэтому наказания — попытка изменить поведение зачинщиков — не сработает точно так же, как и благоглупости вроде «пусть она покажет, как хорошо она умеет прыгать через резиночку, и все ее зауважают».

Кадр из фильма «Чучело», 1983 . Режиссер — Ролан Быков

Именно поэтому неэффективно и говорить с родителями зачинщиков — ведь дело не в самих этих ребятах-лидерах, а в сложившемся стиле поведения всей группы. Точечные меры не сработают. Для прекращения травли взрослые члены школьного коллектива должны снять ответственность с детей и взять ее на себя. Если учитель к этому не готов, родителю имеет смысл обратиться выше. Возможно, он встретит большее понимание у директора или школьного психолога.

Людмила Петрановская, психолог. Статья «Детки в клетке» из блога, посвященная школьному моббингу: «Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции — крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру „а что же вы со своим ребенком не поработали“, но после вопроса: „То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?“ быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились».

Алгоритм для родителей

Если вы поняли, что ребенка обижают в школе, или он сам рассказал вам об этом, обязательно вмешивайтесь в ситуацию. Многим кажется, что помощь родителей только все испортит, но ни жертва, ни агрессор не смогут остановить насилие без вмешательства взрослых.

Обязательные для родителя шаги:

1. Обязательно поговорите с ребенком. Объясните ему, что он не виноват в том, что с ним произошло, и что жертвой агрессора мог стать любой. Не обвиняйте его, не говорите, что он мог бы что-то изменить, если бы лучше учился или был более сговорчивым. Ребенок должен ощущать вашу полную и безграничную поддержку. Он должен знать, что в самой сложной ситуации он может рассчитывать на вашу помощь.

2. Разработайте алгоритм действий. Постарайтесь придумать стратегии поведения для каждой возможной ситуации. Помните, что игнорирование не решает, а только усугубляет проблему. Вместе с ребенком придумайте спокойные ответы на оскорбления. Расскажите, что не стыдно обращаться к учителю, если у него забрали какую-то вещь, что-то сломали или приклеили жвачку на стул

Научите его привлекать внимание и просить помощи у взрослых, если агрессоры хотят причинить ему физический вред

3. Обратитесь к учителю. Поговорите с классным руководителем ребенка о травле. Предложите совместные внеклассные активности для учеников класса, с помощью которых дети могли бы наладить отношения и стать настоящей командой. Будьте готовы к тому, что это потребует вашей включенности в жизнь класса и школы.

Если учитель не реагирует на ваши обращения, обратитесь к администрации школы. Направьте на адрес директора письменный запрос с описанием ситуации и попросите его повлиять на проблему. Если и это не помогает, обратитесь в контролирующие органы — Управление образования вашего города, территориальный орган Роспотребнадзора, Уполномоченному по правам ребенка.

4. Пишите заявление в полицию. Снимайте побои, пишите заявления о краже и порче имущества в отделении полиции. До 16 лет ответственность за действия ребенка несут его родители. После 16 привлечь можно самого агрессора. К сожалению, это не работает в случаях эмоционального насилия, потому что доказать случаи таких издевательств очень сложно.

5. Обратитесь к психологу. Профильный специалист поможет ребенку проработать травму, развить нужные качества, которые могут противостоять травле, поднять самооценку и поддержать в трудной ситуации.

6. Смените класс или школу. Если ничего не помогает, и травля продолжается, переведите ребенка в другой класс вашей школы или подыщите ему новую школу. Если ребенок не хочет ходить в школу, обсудите с ним возможности семейного образования. Ищите такое решение, которое не скажется на качестве образования, но не будет травмировать ребенка.

Помните: травлю начинают дети, а останавливают ее взрослые. Без вашего вмешательства ситуация не изменится. Наша главная задача — защитить интересы ребенка и помочь ему преодолевать сложные испытания.

Рекомендуем для изучения

Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос

Что почитать еще:

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Учитель и класс вместе против моббинга

Только так. Не «учитель заступается за жертву» и не «все обличают зачинщиков». Это не поможет. Сработают только длительные, постепенные меры по оздоровлению климата в классе. В тяжелых случаях, если группа детей живет травлей долгие годы, имеет смысл расформировать класс и/или сменить классного руководителя. Но если травля началась недавно, если школа еще начальная, существует последовательность шагов, которая поможет переломить ситуацию.

Учитель должен, не стыдя и не называя отдельных «виновников», дать классу понять, как мерзко и опасно то, что происходит в их коллективе. Часто дети сами не понимают, какой вред наносят жертве, им кажется, что их действия вполне невинны. Дело учителя — разъяснить им это, как и то, в какой непривлекательной роли выступают они сами.

Людмила Петрановская, психолог: «Напомнив детям тот отрывок , в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?»

Когда все в классе согласятся, что больше не хотят продолжать жить травлей, начинается процесс оздоровления, за которым строго следит учитель. Каждый день, каждую неделю он мониторит процесс позитивных изменений и отслеживает: были ли драки, насмешки, угрозы. Атмосфера в группе школьников — это действительно забота классного руководителя. На моральное чутье детей полагаться рано, если оно и просыпается в ком-то, то один ученик не имеет достаточного влияния, чтобы по-настоящему изменить, переломить ситуацию. Поэтому менять класс можно только под строгим контролем сверху. И лидер в классе должен быть только один — учитель.

Во многих странах существуют национальные программы предотвращения детской травли, например, программа Ольвиуса в Норвегии применяется уже двадцать лет, и за время ее существования количество жертв травли сократилось на 50%. Помимо прочего, эта программа предполагает высшую инстанцию — межшкольный комитет по проблеме моббинга. В Великобритании действует программа Таттума, которая учреждает в каждой школе суд из учеников и учителей для разбора подобных жалоб. Для случаев жесткой подростковой травли существует прием «челночной дипломатии»: психолог попеременно встречается то с объектом травли, то с агрессорами, вырабатывая условия, на которых стороны могли бы встретиться и заключить перемирие.

После того как травля прекращена, время позаботиться о том самом, что упоминается в начале статьи, — позитивные основания для совместной работы. Конечно, никого не нужно тянуть в коллектив силой. Есть дети, которым так и не захочется или они не смогут активно дружить и участвовать в совместных играх и делах

Но важно, чтобы те, кому нужно проявить себя, могли делать это без насилия

Свежие новости

3 июня, 20:30      101 Батут не надут. Как предприниматели отнеслись к закрытию аттракционов в Улан-Удэ
Ранее о запрете уличных развлечений высказался мэр города.

3 июня, 19:30      148 В Улан-Удэ после реконструкции открылся обновленный «ДНС»
Магазин стал еще интересней. 

3 июня, 18:16      613 Прокуратура начала проверку по факту взрыва на шахте в Бурятии
Напомним, при взрыве погиб работник. Еще семерым удалось спастись.

3 июня, 17:57      256 В Улан-Удэ за кражу задержали истинного гурмана
Любитель деликатесов воровал дорогие сыры и колбасу.

3 июня, 17:40      324 В Улан-Удэ воду в Селенге признали опасной для питья и купания
Специалисты выявили несоответствие нормам.

3 июня, 17:03      437 В Бурятии стало известно, когда стартуют рейсы в Тунку
Полеты из Улан-Удэ в Кырен будут стоить не более 3 тысяч рублей.

3 июня, 16:57      780 В Бурятии с начала недели поймали больше 400 нарушителей антиковидного режима
Жителей республики призывают соблюдать меры профилактики.

3 июня, 16:18      430 Юные футболисты из Улан-Удэ стали победителями международного турнира
Соревнования проходили в Санкт-Петербурге.

3 июня, 15:43      264 В районе Бурятии открыли две борцовские юрты
Спортобъекты начинали строить всем миром.

3 июня, 15:30      399 В Бурятии для долгостроя будут искать нового подрядчика
Права на замороженную стройку передают фонду защиты дольщиков.

3 июня, 15:29      365 Жители Бурятии первыми увидят блокбастер про байкальскую нерпу
В республике премьера выйдет на пять дней раньше.

3 июня, 15:13      1 257 Выстрел в голову. В Бурятии читинец пойдет под суд за убийство напарника
Закопанный в лесу труп обнаружили только через год.

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают: спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться, если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете: встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство, которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

«Чучело»

Поводом для травли может стать что угодно: отличный внешний вид, другие интересы, успехи или неудачи в учебе. Причина всегда глубже и лежит в психологических особенностях агрессора. Инициировать травлю нападки могут совершенно противоположные типы детей:

• Короли и королевы. Такие дети хотят подтвердить свою власть и установить свои правила игры. Они хотят, чтобы весь коллектив подчинялся им, и показывают, что может стать с неугодными им.

• Асоциальные ученики

Если ребенок оказался за бортом коллектива, он может начать привлекать к себе внимание или завоевывать авторитет у одноклассников при помощи агрессии. Часто такие дети сами подвергаются насилию дома, и у них нет других моделей выстраивания иерархии

Важно помнить, что жертва никогда не виновата в насилии. Это всегда проблема агрессора и его способа выстраивать отношения

Как бороться с буллингом?

Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.

Что делать родителям?

Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.

Что делать учителю?

Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:

  1. Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
  2. Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
  3. Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
  4. Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
  5. Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
  6. Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.

Что делать ребенку?

Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено

Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их

Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:

  • пожать плечами, как бы соглашаясь,
  • улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
  • задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
  • согласиться, что у вас есть недостатки,
  • дать разрешение так считать.

Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.

Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».

Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.

Может ли у человека появиться чувство вины из-за травли

Фото: pexels.com/ru-ru/@yankrukov

Если ребенок будет сам себя давить в этой ситуации и говорить, что это он какой-то не такой, то он просто уничтожит сам себя, свою самооценку. Защитный механизм психики устроен так, что человек не может сказать, что он виноват в том, что его травят. Что бы он ни делал, как бы ни выглядел – его травить нельзя. Травля – это систематическое преследование, унижение и агрессия в сторону другого человека. Она не может вызывать чувство вины. И если у человека вдруг возникло такое ощущение, то стоит обратиться хотя бы в бесплатную группу психологической помощи.

Ни один человек не может нести полную ответственность за поведение другого человека: каждый сам отвечает за свои поступки. Даже если один человек бегает и кричит «ударьте меня, ударьте меня!», приглашает, чтобы в его сторону проявляли агрессию, окружающие не должны отвечать на эту провокацию.

Как понять, что с ребенком что-то не так

Даже в семье с доверительными отношениями ребенку бывает сложно сказать, что у него в школе проблемы. Иногда дети пытаются это скрыть, потому что боятся расстроить и побеспокоить родителей, или боятся, что родители согласятся с обидчиком и не захотят помочь. Иногда ребенок думает, что ситуация станет только хуже, потому что в классе могут назвать ябедой.

Вот на что родителям стоит обратить внимание:

  • Любые резкие изменения в поведении и настроении ребенка (замкнутость, агрессия, вызывающее поведение, ребенок уходит в комнату и не хочет общаться);
  • Повышенная раздражительность (внезапные изменения настроения, вспыльчивость, жестокость по отношению к домашним животным или младшим детям);
  • Плаксивость, пугливость (ребенок начинает бояться того, что раньше его не пугало);
  • Какие-то физические признаки (синяки, царапины, ссадины), о причинах которых ребенок отказывается рассказывать или намеренно не придает им значения;
  • Нарушения сна, аппетита (долго засыпает, снятся кошмары, отказывается от еды или, наоборот, слишком много ест, с трудом встает по утрам именно в школу);
  • Частая потеря вещей, а также если вещи часто бывают порванными или испачканными;
  • Просьбы о дополнительных карманных деньгах;
  • Жалобы на вещи, которые его раньше не беспокоили. Например, раньше его не волновал его рост, вес, внешность, достаток семьи, а сейчас он на это жалуется;
  • Нежелание ходить в школу. Часто дети могут опаздывать или прогуливать школу, чтобы меньше времени проводить среди сверстников. Либо, наоборот, они задерживаются после уроков, ожидая, когда все остальные дети разойдутся;
  • Снижение успеваемости из-за стресса;
  • Категорический отказ обсуждать происходящее.

Один или даже нескольких признаков не обязательно свидетельствуют о том, что ребенка травят, это могут быть какие-то другие проблемы.

Итак, по каким признакам можно определить, что ребенку нужна ваша помощь, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место случаи побегов из дома, попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Как поговорить с ребенком

Если родитель подозревает, что над ребенком издеваются, для начала нужно поговорить с ним об этом, а не бежать в школу и закатывать скандал. Нельзя спрашивать ребенка в лоб, давить и устраивать допросы — так он закроется еще больше. 

В разговорах о травле важно учитывать возраст ребенка. Если он учится в начальной школе, можно разузнать всё через игру, например через сказку с договариванием. Имя главного героя должно быть созвучно с именем ребенка, чтобы ему было легче ассоциировать себя с ним

Например, ребенка зовут Вася, а персонажа сказки — Ваня. Сказка должна звучать примерно так:

Имя главного героя должно быть созвучно с именем ребенка, чтобы ему было легче ассоциировать себя с ним. Например, ребенка зовут Вася, а персонажа сказки — Ваня. Сказка должна звучать примерно так:

Теплым осенним утром мальчик Ваня идет в школу, и думает о том, что… По пути в классный кабинет Ваня встречает одноклассника Диму, и мальчишки… Когда Ваню вызвали к доске на уроке математики, учитель сказал ему, что… На перемене Ваня…

Все пробелы должен восполнить сам ребенок. Если он говорит, что не знает, что было дальше, и отказывается договаривать — это защитная реакция. Тогда родителю нужно сказать: «Давай придумаем, это же сказка

Что бы ты нафантазировал?» Важно показать ребенку, что это игра, чтобы он расслабился. Через якобы придуманные ответы ребенок расскажет родителю о том, что его волнует. . Со старшеклассником нужен другой подход

Со старшеклассником нужен другой подход

Важно установить безопасную зону, наладить эмоциональный контакт и уже потом аккуратно спрашивать. Даже если ребенок не хочет рассказывать о проблеме, родителям нужно проговаривать, что для них это важно и что ребенок ни в чем не виноват. Например, сказать: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит, и я переживаю

Я точно знаю, что причина не в тебе. Если что-то идет не так, ты не должен справляться с этим сам. Обращаться за помощью нормально, в сложных ситуациях должны разбираться взрослые». 

Например, сказать: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит, и я переживаю. Я точно знаю, что причина не в тебе. Если что-то идет не так, ты не должен справляться с этим сам. Обращаться за помощью нормально, в сложных ситуациях должны разбираться взрослые». 

Ребенку не нужно, чтобы родители обещали «разнести» обидчика, школу и всех вокруг. Сдержать эмоции бывает непросто, но ребенку нужен спокойный взрослый, рядом с которым он чувствует себя в безопасности, знает, что его понимают и что родители на его стороне. Не стоит сразу брать проблему в свои руки, нужно спросить у ребенка, как бы он хотел поступить — это даст ему почувствовать контроль над ситуацией. 

Нет волшебной фразы, которая поможет мгновенно разговорить ребенка — на то, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком, понадобится время

Нужно уделять детям внимание постоянно, а не приставать с расспросами за пять минут до выхода из дома. Нужно почаще собираться всей семьей, интересоваться мнением ребенка по разным вопросам и не пытаться контролировать каждый его шаг. Но все эти методы больше подходят для профилактики: чтобы проблема не начала расти и ребёнок знал, что он всегда может обратиться к родителям

Если все очевидно и ребенок регулярно приходит домой в синяках, не стоит ждать, пока он захочет открыться родителям, — лучше сразу обратиться к психологу. 

Но все эти методы больше подходят для профилактики: чтобы проблема не начала расти и ребёнок знал, что он всегда может обратиться к родителям. Если все очевидно и ребенок регулярно приходит домой в синяках, не стоит ждать, пока он захочет открыться родителям, — лучше сразу обратиться к психологу. 

Чего НЕ нужно делать

Единственно верного метода поддержки вашего ребенка, когда он жалуется на травлю, не существует. Но некоторых моментов точно следует избегать.

  • Не говорите, что это нормально, такова жизнь и не стоит переживать.
  • Не говорите, что некоторые дети не могут травить его, потому что они его друзья.
  • Не говорите, что он должен разобраться сам: в случае травли между детьми присутствует неравенство сил, и это нужно учитывать.
  • Не предлагайте ничего не предпринимать или не обращать внимания на агрессоров: из-за частоты инцидентов дети, подвергающиеся издевательствам, не могут проигнорировать их или забыть о случившемся. Пассивный подход может привести к усилению тревоги и даже к депрессии. В этом случае ребенок еще больше замкнется в себе и в будущем не пойдет на откровенный разговор с вами.
  • Не предлагайте ударить хулигана в ответ или подраться с ним, так как это, скорее всего, ухудшит положение дел и поставит вашего ребенка в уязвимую или потенциально опасную позицию.
  • Не звоните родителям обидчика и не обвиняйте их в том, что их ребенок расстроил вашего. Это вряд ли пойдет на пользу обеим сторонам.

Что бы вы ни делали, сосредоточьтесь на том, чтобы всегда быть открытыми для разговора с ребенком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий