Ребенок боится мух: как ему помочь?

Содержание статьи

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Признаки страха

Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:

  • общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
  • внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
  • потеря ориентации в пространстве, растерянность;
  • расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
  • жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.

Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе

Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога

Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!

Основные формы детских страхов

Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.

От 0 до 1,5

Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.

Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».

От 1 до 4

Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.

В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.

Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.

От 3 до 6

В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.

От 5 до 8

Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).

К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.

Иные причины негативного поведения

В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:

Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра! Подражание интровертным родителям. Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей. Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое! Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту. Негативный опыт

Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.

Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге

Откуда появляется фобия мух?

Малыши в возрасте до 3 лет очень доверчивы и привязаны к своим родителям, поэтому как губка впитывают все, что внушают им мама и папа. В том числе и различные страхи. В таком раннем возрасте дети с огромным любопытством изучают окружающий мир и его маленьких обитателей

Поэтому если ваш ребенок при виде мухи начинает трястись от страха, паниковать или плакать, стоит обратить на это особое внимание

Возможно, в близком окружении малыша есть человек, который тоже испытывает страх и брезгливость перед насекомыми, и с криками: «Лови ее и бей, бей!» — демонстративно расправляется с мухой. После такой бурной реакции взрослого и агрессивной расправы с насекомым двухлетний ребенок приходит к выводу, что это опасно и этого нужно бояться.

Случается, что ребенок при просмотре мультфильма увидел муху в «неприглядном» виде: с большими глазищами и страшными лапами. Этот негативный образ откладывается в маленькой головке и при встрече с насекомым в реальной жизни, малыш будет испытывать страх.

Еще одной причиной, по которой ребенок может обрести фобию, является ситуация, когда взрослый постоянно запугивает его приходом «огромного насекомого». И в случае плохого поведения и непослушания оно съест или заберет малыша с собой.

Признаки болезни

Понять, что человек болен лепидопетрофобией, достаточно просто. Во-первых, он, как правило, не любит ходить в лес или на луг, где может встретить насекомых и испытать неприятные для себя чувства. Даже на дачах, где тоже могут быть бабочки, больной может чувствовать себя неуютно.

Наконец, самая тяжелая форма заболевания – страх или неприятные ощущения при виде бабочки. У такого больного, когда он встречается с насекомым, возникает непонятное и неосознанное желание куда-то убежать, уйти из этого места. Он часто испытывает ощущение страха, и тогда проявляются все симптомы этого неприятного чувства: расширенные зрачки, дрожь в коленках или кистях рук, повышенное потоотделение, скованность движений и так далее.

Как страх становится фобией

Страх — одна из базовых эмоций человека. Он возникает в ответ на какую-то опасность, реальную или мнимую. Такая реакция была необходима нашим предкам для выживания: окружающий их мир был полон всевозможных угроз и опасных вызовов. Наш мозг склонен переоценивать опасность: в самом деле лучше принять камень за медведя и избежать столкновения с хищником, чем принять медведя за камень и погибнуть. Сегодня опасных ситуаций в нашей жизни становится все меньше, но реагируем на них мы точно так же, как и тысячи лет назад.

У детей за счет большей подвижности психики и меньшего жизненного опыта практически любой негативный жизненный опыт может перерасти в фобию — гипертрофированную форму страха. Чтобы фобия появилась во взрослом возрасте, необходимо довольно сильное травмирующее воздействие. В детском возрасте все иначе: всего одна агрессивно настроенная собака может стать причиной кинофобии, панического страха перед этими животными.

В основе развития детских страхов лежат:

  1. Физиология. Реакция на опасность зависит от особенностей строения мозга и гормональной системы. Чем сильнее организм реагирует на опасные ситуации, тем сильнее страх и выше вероятность развития фобий. Стоит отметить, что чисто физиологические причины редко становятся причиной сильных страхов. На них всегда накладываются другие факторы.
  2. Семья. Отношения с родителями напрямую влияют на возникновение фобий. Если мы сами постоянно тревожимся, беспокоимся по любому поводу и остро реагируем на любую опасную ситуацию, ребенок перенимает нашу манеру поведения. Когда мы постоянно говорим сыну или дочери об окружающих его опасностях, он начинает считать окружающий мир небезопасным и боится всего, чего только можно. Также на тревожность одинаково влияют как гиперопека и сильные реакции родителей, когда мы все делаем за ребенка, так и дефицит общения и ровное отношение к любой опасности.
  3. Психология. На формирование фобий влияют и особенности психики ребенка. Если ребенок высокочувствительный, принимает все близко к сердцу и у него хорошо развита фантазия и воображение, риск развития фобий увеличивается.

Если не работать с детскими страхами, во взрослом возрасте они могут обернуться самыми неожиданными проблемами.

Причины

Как и в случае с большинством заболеваний психической сферы, точных причин развития тревожно-фобического расстройства специалисты назвать не могут. Но однозначно можно сказать, что этому способствует целый комплекс факторов:

  1. Наследственность. Очень часто в семейном анамнезе больного присутствую предки со склонностями к излишним неконтролируемым реакциям на какой-либо раздражитель, невротическими отклонениями. Это позволяет утверждать, что такая патология может передаваться генами с заложенными  нарушениями в протекающих в ЦНС биохимических процессах.
  2. Особенности личности – ранимость, склонность к депрессии, мнительность, тревожность, подозрительность, неспособность бороться со стрессом. Люди с таким типом характера и темпераментом зависят от мнения окружающих, не уверены в себе, не любят критику. В их привычке – длительный анализ ситуации, фиксация на внутренних ощущениях. Даже совсем небольшие изменения они считают опасными.
  3.  Депрессия, невроз, ипохондрия, развивающиеся на фоне долгого одиночества, затворничества, потери близкого человека, расставания с любимым.
  4. Особенности воспитания. Ребенок «впитывает» в себя специфику поведения родителей, у него вырабатывается аналогичный алгоритм ответа на стрессовую ситуацию. Если его близкие родственники фокусируются на определенном раздражителе и боятся его, то и у малыша зафиксируется такая же глубина переживаний по поводу этого же объекта или ситуации. Свою негативную лепту в формирование фобий также вносят наказания, семейные конфликты, плохое финансовое состояние, смерть родителя.
  5. Гормональная «встряска» организма – пубертатный период, беременность, послеродовой период.
  6. Нарушение производства медиаторов и их обмена. Дефицит биологически активных веществ приводит к сильному аномальному страху среди прочих невротических реакций.
  7. Употребление психотропов, наркотических веществ, спиртных напитков, курение (никотин имеет возбуждающее свойство).
  8. Хронические болезни. Этот фактор пока имеет статус гипотезы, но вполне заслуживает признания. При гликемии человек испытывает навязчивый страх, беспокойство без видимой причины, возбуждение, иррациональную тревогу. А это симптомы тревожно-фобического расстройства. Почти то же самое происходит при избыточной секреции тиреоидных гормонов, феохромоцитоме (опухоли мозгового слоя надпочечников). Панические атаки свойственны и больным с пролапсом митрального клапана.

Застенчивость и экстраверсия

На бытовом уровне застенчивость часто связывают с интроверсией. Сами застенчивые люди нередко записывают себя в интроверты. Отчасти это объясняется своеобразной модой на интроверсию в современной культуре. Замкнутость, любовь к уединению и даже некоторые признаки социопатии воспринимаются как черты «интересной личности», выделяющие человека из толпы.  

Спешим развеять стереотип: экстраверты подвержены стеснению ничуть не меньше. Просто они более или менее успешно учатся скрывать его

В моменты, когда застенчивый интроверт постарается «не отсвечивать», экстраверт, напротив, будет привлекать к себе внимание, держаться подчёркнуто непринуждённо вплоть до развязности, так что со стороны может казаться, что он абсолютно уверен в себе

Примечательно, что застенчивые экстраверты часто становятся медийными личностями. Звёзды кино Харрисон Форд и Джонни Депп, Дэниел Рэдклифф и Роберт Паттинсон, Джулия Робертс и Клаудия Шиффер и такие популярные исполнители, как Леди Гага, Шер и Элтон Джон вне сцены — очень робкие и стеснительные люди. Но работа позволяет им находиться в центре внимания, оставаясь в хорошо знакомой обстановке, когда всё, что должно произойти далее, известно наперёд. 

Маленькому экстраверту, как и маленькому интроверту, важно научиться справляться с застенчивостью, и помочь им в этом должны родители. >

<<Форма демодоступа>>

Как справиться с сепарационной тревогой?

Страх расставания и связанная с ним тревожность — часть нормального взросления

Важно помочь ребенку справиться с ними

Пусть изменения будут постепенными. Лучше, если малыш будет оставаться без родителей в знакомой ему обстановке: например, с бабушкой, но у себя дома, в своей комнате, среди вещей, которые он знает. Если ребенка нужно оставить с няней, дайте ему время познакомиться с ней, привыкнуть. Лучше, если первые несколько раз рядом с малышом будет и мама, и няня. Время разлуки тоже лучше увеличивать постепенно, если есть такая возможность.

Важно прощаться правильно. Для этого можно создать собственные короткие, но эмоциональные ритуалы: например, крепкое объятие

Даже если малыш плачет, кричит, важно сохранять твердость, спокойствие

Лучше прощаться коротко и уходить быстро, но при этом уделить ребенку внимание, сказать ему, что вы обязательно вернетесь

Нужно правильно давать обещания и соблюдать их. Пообещайте малышу вернуться в определенное время так, чтобы он понял и запомнил, когда это произойдет: например, после прогулки или перед обедом

Важно соблюдать эти обещания: они дадут уверенность, что и в будущем мама или папа вернутся в срок

Важно! Лучше уходить от ребенка, когда он поел и поспал. Голод или усталость усиливают раздражение, и малыш может отреагировать на расставание намного острее

Лучше придерживаться определенного режима. Ребенку будет проще, если родители всегда уходят и возвращаются в одно и то же время. При этом и режим дня малыша должен быть постоянным. Тогда он будет точно знать, что папа возвращается с работы перед ужином, или, например, что мама ходит в магазин после завтрака. Это даст ощущение постоянства, и привыкнуть к расставаниям будет проще. При сохранении спокойствия и последовательности тревогу можно побороть, даже если ее проявления очень бурные (рис. 1).

Можно ли маме уходить от ребенка?

Даже когда ребенок совсем маленький, мама не может находиться рядом с ним постоянно. Иногда ей приходится оставлять его с папой, бабушкой или няней, и это нормально. Малыш должен постепенно учиться самостоятельности, и расставания с мамой — часть этого. Мама может оставлять ребенка и на долгое время, например, если она работает

Если при этом малыш будет оставаться со знакомым ему человеком, получать необходимый уход, а также внимание и любовь от родителей, это не причинит ему травмы, не повлияет на его развитие, а в будущем даже упростит его социальную адаптацию

Разлука с мамой – это необходимость во время взросления. Фото:

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Малыша не стоит сразу оставлять одного в детском саду. Лучше, если в первое время он будет приходить в группу вместе с мамой или няней. В первые визиты он может быть в саду только во время прогулки, на улице, не заходя внутрь. Постепенно у малыша появится интерес, и тогда можно увеличивать время пребывания. Когда настанет момент оставить его в детском саду одного, позвольте ему взять с собой любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о доме.

Лучше заранее начать рассказывать малышу о детском саде, о том, как там интересно, о том, что в саду ребенок сможет найти новых друзей. На прогулках можно проходить мимо детского сада, чтобы это место было ему знакомым. Если ребенок все равно не хочет оставаться в саду и плачет, прощаться с ним нужно так же, как и дома: проявляя и любовь, и твердость

Важно сказать, когда именно вы вернетесь за ним

Позвольте ребенку постепенно привыкнуть к новому окружению в детском саду. Фото:

Когда следует посетить врача?

Проконсультироваться с врачом нужно, если страх разлуки перерастет в тревожное расстройство и появляются следующие симптомы:

  • рвота, одышка, тошнота, головная боль или боль в животе, связанные с предстоящей разлукой с родителями;
  • нарушения сна: бессонница, отказ спать в своей постели, кошмары;
  • чрезмерное беспокойство: страхи, тревога, что с родителями что-то может случиться, напряженность, нарушения поведения.

Сначала лучше обратиться к лечащему педиатру. Он даст рекомендации и, если необходимо, направит ребенка к детскому психологу.

Если у ребенка часто случаются эпизоды беспокойства и истерики, следует обратиться к педиатру. Фото:

Рекомендации

Психотерапевты советуют придерживаться нескольких советов, что смогут значительно упростить жизнь для тех, кто испытывает боязнь бабочек. В первую очередь нужно позитивно мыслить. Не стоит заблаговременно представлять атаку насекомого, лучше настроиться на приятную волну, подумать о красоте природы.

Хорошим способом для избавления от фобии служит занятие спортом. Физическая нагрузка снижает риски возникновения состояния панической атаки.

Также важно постоянно обмениваться с людьми хорошими мыслями и впечатлениями. Можно поговорить о бабочках с другими людьми, выслушать их доводы и их истории о взаимодействии с природой

Как только достигнут прогресс в преодолении фобии — важно его фиксировать

Для этого достаточно мысленно проговаривать победы над собственным страхом, подбадривать себя, настраиваться на лучшее

Как только достигнут прогресс в преодолении фобии — важно его фиксировать. Для этого достаточно мысленно проговаривать победы над собственным страхом, подбадривать себя, настраиваться на лучшее

Именно так можно перебороть лепидоптерофобию

Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения

Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами.

Естественная реакция психики на шум

Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться. Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки. Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.

Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач

На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.

Такое поведение, являющееся естественным проявлением инстинкта самосохранения, продолжается относительно недолго — до 12–18 месяцев. Иногда громкие звуки пугают малышей до трёх лет: как правило, это чересчур чувствительные, ранимые и тревожные дети

Конечно же, взрослые должны к ним относиться с особым вниманием и чуткостью

Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.

Почему громкий звук вреден для ребёнка

Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца. Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность. У ребёнка возникает устойчивое чувство беспокойства, он подвержен испугам, почти не улыбается. Такие малыши, как правило, плохо спят и быстро устают, поскольку им трудно полностью расслабить мышцы.

Приобретённый жизненный опыт как причина боязни

Страх громких звуков, заложенный у младенца самой природой, со временем может усугубляться дополнительными причинами.

  1. Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
  2. Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
  3. Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
  4. Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
  5. Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
  6. Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
  7. Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
  8. Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
  9. Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.

Малыши — юные исследователи

Можно выделить четыре основные причины, почему дети давят насекомых. Вот первая.

Малыши в возрасте до четырёх лет только познают окружающий мир и поэтому отличаются повышенным любопытством. Им интересно не только рассматривать окружающие предметы, но и разбирать их на части. Таким образом они пытаются узнать, что находится у предметов внутри. Аналогичным способом они поступают и с насекомыми. И никакого злого умысла в таких действиях искать не нужно. Жестокость — осознанный способ причинения вреда. У детей до четырёх лет мышление наглядно-действенное, в основе которого не лежит анализ. Поэтому малыши в таком возрасте не способны быть жестокими.

Малыши могут причинить вред насекомому не из-за жестокости, а по причине любопытства

В такой ситуации не следует ругать ребёнка, а нужно спокойно ему объяснить, что насекомые — живые существа, которые чувствуют боль и не хотят умирать.

Органические поражения головного мозга

Ребенок 6 лет боится громких звуков? Это может быть из-за пережитого негативного опыта или проблем со здоровьем: осложнений, заболеваний или травм лор-органов, органического поражения головного мозга. Неврологи утверждают, что последний диагноз можно поставить практически 90 % пациентов разного возраста. Но если изменения затрагивают более 20-25 % мозга, то проявляются признаки болезни.

У детей поражение мозга обычно связано с перинатальными причинами: это заболевания матери во время беременности, инфекции, генетическая предрасположенность, ишемия или гипоксия при родах, действие радиации или других вредных веществ (табака, химикатов, алкоголя, наркотиков). При осложнениях такие нарушения могут перерасти в эпилепсию, ДЦП, олигофрению, гидроцефалию. Характерным признаком этих болезней у детей является боязнь громких звуков.

Среди симптомов органического поражения мозга можно назвать снижение интеллекта, низкий иммунитет, проблемы с памятью, задержку интеллектуального развития и речи, постоянную слабость, головокружение, головные боли, повышенную раздражительность. Могут быть трудности с выполнением централизованных движений глазными мышцами, припадки с судорогами, нарушения слуха, зрения и обоняния, частичное или полное непонимание речи. К счастью, большинство нарушений, обнаруженных в раннем возрасте, можно откорректировать.

Если ребенок боится громких звуков, коррекционная программа должна подбираться исключительно специалистом. Эффективнее всего лечатся нарушения, выявленные до поступления ребенком в первый класс. Терапия в этом случае должна быть комплексной. Ребенку рекомендуется посещать логопеда и дефектолога, заниматься по нейроакустическим программам, в среде Монтессори. Полезны ритмотерапия, цветотерапия, арт-терапия, сенсорная интеграция.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий