Ребенок не ест кусочками: что делать?

Хлопья и вареные овощи в рационе малыша

Ваш ребенку может начать учиться кусать пищу, даже если у него выросли не все зубы. Он отлично справится, используя свои десны. Сначала он будет измельчать пищу языком придавливая ее к твердому небу. Это будет довольно скоро сопровождаться жеванием и дроблением. Для этого, однако, ребенку необходимо предоставить возможность накопить такой опыт. Поэтому предоставьте вашему ребенку такую возможность, как только вы переведете его на более расширенный рацион питания. Хорошо начинать с кукурузных хлопьев, которые растворяются во рту и с которыми риск удушья минимален. Затем вы можете дать вашему ребенку кусочки вареных овощей, таких как брокколи и морковь, или фруктов, например, мягкую грушу, которую ребенок легко сможет раздавить деснами

Очевидно, что при еде ребенок всегда должен находиться под пристальным вниманием взрослого

Режим и график питания ребенка в 2 года

Объем питания ребенка в 2 года включает четырехразовый прием пищи. Педиатры рекомендуют кормить малыша примерно в одно и то же время, с равными промежутками в 4 часа между приемами пищи.Если ребенок завтракает в 8 часов утра, то обедать он должен в 12 часов, в 16 часов, после дневного сна,необходим легкий полдник и в 19 часов полноценный ужин.

Пример питания ребенка в 2 года:

  1. Завтрак. Это основа здорового питания. Утром ребенку лучше всего давать каши с добавлением небольшого количества фруктов или масла. На десерт можно дать печенье или бутерброд.
  2. Обед. В качестве первого блюда обычно дают суп, на второе овощной гарнир, мясные или рыбные блюда, запить все можно компотом из сухофруктов.
  3. Полдник. Отличным вариантом будут творожные блюда, печенье, молоко, фруктовые салаты, соки, йогурты.
  4. Ужин. Можно приготовить ребенку макароны, кашу, вареные или тушеные овощи, мясную запеканку.

Вышеприведенный график питания рассчитан на здоровых детей. Если ребенок плохо растет, часто болеет, его организм ослаблен, то необходимо усиленное питание. Помимо основных приемов пищи можно добавить второй завтрак, а также перекус полезной едой перед сном.

???? Основные причины отказа детей от еды

Не успел проголодаться, потому что кусочничает

Эти дети всё время едят, но по чайной ложке. Они отказываются от тарелки супа и макарон с котлетой, и их вообще довольно трудно усадить за обед. В столовой они предпочитают жевать хлеб и пить компот. Дома они сообщают, что не голодные, прихватывают кусочек яблока, через час выпивают йогурт, потом доедают половину утреннего бутерброда, закусывают глазированным сырком, на полдник просят банан или печенья. Таким образом, их желудок непрерывно работает, но ко времени приёма пищи они всегда недостаточно голодны, чтобы полноценно поесть.

Чувствует дискомфорт при приёме пищи

Многие дети послушно садятся за стол и кладут ложку в тарелку, но через 15 минут их порция особо не уменьшается, они мямлят, что не хотят есть и всё им невкусно. По моему собственному опыту, часто дело в проблемах с зубами и прикусом. Если ребёнка длительное время в раннем детстве держали на баночном прикорме, смузи, перетёртых пюрешках и киселе, то он мог просто не приучиться пережёвывать взрослую пищу, и жевательные мышцы не развились должным образом. Медленно растущие коренные зубы, кариес, повышенная чувствительность к холодному и горячему, неправильный прикус, при котором жевательные зубы плохо сходятся или расположены под неправильным углом, — всё это вызывает дискомфорт при приёме пищи и заставляет ребёнка уклоняться от этого неприятного занятия.

Привык есть только сладкое

Единственное врождённое предпочтение у человека — сладкий вкус, так как глюкоза — самый простой источник углеводов, то есть энергии. Дети подсаживаются на сладкое с головокружительной скоростью, и особенно этому способствует огромный выбор детских сладких завтраков в виде хлопьев, какао, детских печений, соков в коробочках и творожков. Ещё одним препятствием на пути к здоровому питанию является старшее поколение. Бабушки чаще всего убеждены, что дитё не будет есть кашу без варенья, кефир без сахара, в чай тоже не меньше двух ложек песка, да и конфеткой за хорошее поведение грех не угостить. Знаю истории, когда дети, отправленные к бабушкам на лето, поправлялись на 10 килограмм за пару месяцев, что в итоге стало причиной для обращения к детскому эндокринологу.

Как научить ребёнка любить своё тело

Этот вопрос стоит довольно остро во многих семьях, особенно в том случае, если ребёнок уже имеет карманные деньги, на которые предпочитает покупать исключительно сладости и фастфуд.

Имеет проблемы с ЖКТ

К сожалению, очень и очень часто отказ от еды или нарушения пищевого поведения — признаки гастродуоденита, дискинезии желчевыводящих путей и прочих заболеваний желудочно-кишечного тракта. Дети редко способны описать что-то более конкретное, чем «животик болит». Но если отказы от пищи, желание прилечь и свернуться клубком после обеда, тошнота и боль в животе происходят часто, то это явный сигнал для похода к гастроэнтерологу.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость.

Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.

Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее.

(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551983268139015′,params:{pp:’bgdw’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);

Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.

Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.

Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.

  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

Что делать, если малыш отказывается есть новый продукт

Если ребенок отказывается от нового продукта — это совершенно нормально. Неприятие нового блюда может быть примером т.н. неофобии, «боязни нового». Этот механизм естественный и даже спасительный: он заставляет ребенка с опаской относиться к незнакомым блюдам. Главное — проявить терпение: вводить новое блюдо нужно ненавязчиво и совсем понемногу, но в каждое кормление. Иногда малыш может полюбить новое блюдо с десятой, а то и с пятнадцатой попытки. Но нужно именно предлагать и ни в коем случае не заставлять.

Иногда ребенку может не понравиться новая консистенция еды – более густая, с кусочками. В этом случае можно вернуться к пище той консистенции, которую малыш ел охотно, а потом вновь попытаться ввести блюдо. «Сгладить» переход от гомогенного блюда к кусочковому помогают комбинированные по консистенции блюда — пюре с кусочками.

Если ребенок 8 месяцев не ест прикорм, т.е. отказывается не от конкретного продукта, а от любого, педиатр поможет разобраться в причинах. Это могут быть как пищевая непереносимость, так и реакция на прорезывание зубов.

Затягивать с введением прикорма не надо: каждое новое блюдо привносит важные, а иногда необходимые для организма вещества. При позднем прикорме возрастает вероятность их нехватки. Кроме того, нарушается формирование навыков жевания и правильных вкусовых привычек. Как показывают некоторые исследования, задержка с введением новых блюд может предрасполагать к аллергическим заболеваниям.

Список использованной литературы

  1. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. Москва, 2019. https://minzdrav.midural.ru/uploads/document/4908/optimizatsii-vskarmlivaniya-detej-pervogo-goda-zhizni.pdf
  2. Введение прикорма. Союз педиатров России. https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/vvedenie-prikorma.php
  3. Примерный рацион ребенка в возрасте 8 месяцев. Союз педиатров России. https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/8%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5%D0%B2.pdf
  4. Christine Tørris, Milada Cvancarova Småstuen, Marianne Molin. Nutrients in Fish and Possible Associations with Cardiovascular Disease Risk Factors in Metabolic Syndrome. Nutrients. 2018 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6073188/
  5. Ruta Gruskiene, Alma Bockuviene, Jolanta Sereikaite. Microencapsulation of Bioactive Ingredients for Their Delivery into Fermented Milk Products: A Review. Molecules. 2021 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8347884/
  6. А.А. Камалова. Обновленные европейские рекомендации по введению прикорма у детей – тема для размышлений .В помощью практикующему врачу. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017 https://www.ped-perinatology.ru/jour/article/viewFile/597/581
  7. С.Г.Макарова. Практические рекомендации по введению прикорма. Педиатрическая фармакология. 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-rekomendatsii-po-vvedeniyu-prikorma/viewer
  8. Gabriela Cormick, Jose M Belizán. Calcium Intake and Health. Nutrients. 2019 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6683260/
  9. И.Н. Захарова, Т.Э. Боровик, Л.Л. Степурина и др. Продукты промышленного производства на зерновой основе в питании детей раннего возраста. Учебное пособие. http://irbis.rmapo.ru/UploadsFilesForIrbis/c2e051b430218d5bda9d3378e52fdcdc.pdf
  10. Ю.А. Дмитриева, И.Н. Захарова, Н.Г. Сугян, И.В. Бережная. Современная практика введения продуктов прикорма: кому? Когда? Сколько? Здоровый ребенок. 2017 https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-vvedeniya-produktov-prikorma-komu-kogda-skolko/viewer
  11. Susan A. Lanham-New, Helen Lambert. Potassium. Advances in Nutrition. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3648706/
  12. Калий и его роль в организме. ФБУЗ “Центр гигиенического образования населения” Роспотребнадзора. http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/ostalnoe/kalij-i-ego-rol-v-organizme
  13. Alessandra Durazzo, Massimo Lucarini, Ettore Novellino и др. Fruit-based juices: Focus on antioxidant properties-Study approach and update. Phytotherapy Research.2019 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31155809/
  14. Melvin B Heyman, Steven A Abrams. Fruit Juice in Infants, Children, and Adolescents: Current Recommendations. Pediatrics. 2017 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28562300/

Подросток не ест нормальную еду

Под нормальной едой мы обычно понимаем домашнюю кухню: первое, второе, напиток, хлеб, салат. Нелюбовь к супу считается проблемой в нашей культуре, но во многих других люди суп регулярно не едят и не испытывают проблем. Сам по себе отказ от супа – это не нарушение питания и не проблема. Мы также имеем стереотип о том, что необходимо есть горячую пищу. Это имеет больше оснований с точки зрения здорового питания, хотя при многих особенностях здоровья горячего не хочется.

Очень часто подросток отказывается от нормальной еды потому что она “не вовремя”. Вы зовете его ужинать, а он занят чем-то более важным. С его личной точки зрения, в его системе приоритетов общение с друзьями – это важней горячей котлеты. За столом вы будете ругать за телефон или он не сможет разговаривать, и он делает выбор не в пользу ужина. Потом холодная еда не привлекает его, и он с большим удовольствием съест холодную колбасу, чем остывшую котлету. Это довольно логично – в колбасу кладут всякие улучшители вкуса, а в котлету из домашнего фарша – нет.

Как добиться, чтобы подросток ел нормально?

Попробуйте упростить подогрев домашней пищи, которую в целом любит подросток. Чтобы ее можно было сунуть в микроволновки одним движением руки и, продолжая общение в соцсетях, достать и поесть. Звучит как признать поражение в вопросах воспитания, но это неплохой шанс увидеть, как подросток ест нормальную еду.

Помните о фишках, которые привлекают подростков в еде

Понятно, что вы не будете добавлять вредные компоненты, но обратите внимание, что им нравится кусочничать, брать еду руками и отправлять в рот на один укус как всякие сырные палочки и наггетсы. Делайте такую еду – у нее больше шансов

У многих тревожных подростков острая нелюбовь к еде кашеобразного состояния, но при этом они едят макароны. Их можно делать полезными – из твердых сортов муки и непереваренными. Можно делать сэндвичи типа популярных брэндов фастфуда – у этой еды тоже неплохие шансы и в горячем виде и с полезным содержимым.

Подросток не ест дома

Если подросток отказывается есть дома что бы то ни было и даже по ночам не соблазнится содержимым холодильника или сладостями, это действительно тревожный симптом.

Наше пищевое поведение очень сильно зависит от психологического состояния и отношений с людьми. В хорошей компании есть приятно, а с врагом кусок в горло не лезет. Скорее всего, причина в конфликтах родителей и детей в семье. И именно с этой стороны нужно подойти к решению вопроса о питании подростка.

Рецепты питания для детей 2 лет

Картофельная запеканка с мясной начинкой

Возьмите полкилограмма свежей телятины, нарежьте ее небольшими кусочками, положите в кастрюлю, залейте водой, слегка подсолите и сварите. Далее возьмите килограмм картофеля, одну луковицу, одну морковь, помойте их, очистите от кожуры. Картофель порежьте на кусочки, отварите, слейте воду, сделайте пюре, добавьте в него масло и молоко, остудите.

Лук и морковь измельчите, потушите на растительном рафинированном масле до мягкого состояния. Вареное мясо прокрутите на мясорубке, смешайте с тушеными овощами. Возьмите стеклянную емкость, смажьте ее дно сливочным маслом и выложите половину порции картофеля. Сверху засыпьте фарш, перемешанный с овощами, прикройте этот слой оставшимся пюре, верх запеканки смажьте сметаной. Поставьте форму в духовку и запекайте в течение 20 минут при температуре 180 градусов Цельсия.

Получение пищи с ложки для 5-6-месячного ребенка – первые шаги в расширении диеты ребенка

Положите небольшое количество пищи на ложку, которая должна быть маленькой, твердой, узкой и не слишком глубокой. Мы показываем ее ребенку и подносим ближе к его рту. Когда ребенок видит ложку, он обычно открывает рот.  Если он его не открывает, вы можете мягко коснуться его верхней губы. Мы помещаем ложку с ее содержимым в рот ребенка. Если его рот остается открытым, а верхняя губа не забирает пищу из ложки, вы можете слегка надавить ложкой на середину языка, после чего малыш закроет рот. Если ребенок крепко сжал губы на ложке или укусил ее деснами, вам нужно подождать, пока он не ослабит хватку и вытащить ложку из его рта.  Кормление ложкой является важным элементом обучения вашего ребенка употреблению пищи. Эта активность укрепляет кольцевые мышцы рта и учит ребенка, как правильно использовать язык. Мы используем ложку для кормления продуктами в виде пюре, мусса или сливок, с помощью которых вы учите своего ребенка пищевым продуктам, не жидкой консистенции. Употребление пищи в такой форме требует, чтобы язык и другие мускулы рта работали правильно, чтобы эффективно и безопасно передавать пищу в пищевод.

Как понять, что малышу пора расширять прикорм?

К 8 месяцам ребенок уже пытается сам управляться с ложкой. Зубы обычно начинают прорезываться с полугода и к 8 месяцам у малыша уже есть 2 верхних передних резца по центру и 2 нижних. Достаточно, чтобы пробовать не только гомогенное пюреобразное питание, но и еду с вкраплением кусочков — но совсем небольших и мягких.

Эксперты Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (ESPGHAN) отмечают: слишком долго задерживаться на кормлении пюреобразными продуктами нежелательно. Т.н. критическое окно для введения кусочковой пищи – это период в 8–10 месяцев.

Малыш готов к расширению рациона, если «освоил» пюре, состоящие из нескольких видов овощей, каши из нескольких видов круп, в т.ч. с глютеном — например, овсянку. Он уже ест разные виды мясного пюре и яичный

 желток.

Симптомы инородного тела

После проглатывания инородное тело может никак себя не проявлять: чаще такие объекты проходят через пищеварительный тракт бессимптомно. Патологические проявления развиваются, когда они застревают.

Инородное тело в пищеводе

Если инородное тело застревает, то это обычно происходит в пищеводе. В таких случаях человек может чувствовать, что подавился. Возможно появление следующих симптомов:

  • затруднение глотания;
  • ощущение инородного предмета в горле или груди (если предмет тупой);
  • боль в горле или в груди (если предмет острый);
  • позывы на рвоту, тошнота;
  • кашель, шумное дыхание;
  • избыток слюны;
  • кровь в слюне.

Инородное тело в желудке или кишечнике.

  • боль и/или спазмы в животе;
  • метеоризм;
  • вздутие живота;
  • потеря аппетита,
  • тошнота, рвота;
  • лихорадка;
  • кров в кале;
  • диарея или запор.

Инородное тело в прямой кишке

Иногда инородное тело может пройти почти весь желудочно-кишечный тракт, но застрять в прямой кишке. В таких случаях может быть острая боль во время дефекации, в кале обнаруживается кровь.

Откусывание, кусание и жевание пищи

В процессе фракционирования пищи можно выделить разные функции. Откусывание пищи предназначено для отделения куска еды. Кусание является первичной латеральной функцией (боковое кусание – при помощи коренных зубов), которая приводит к переходу твердого куска пищи в пережеванный комок, который можно проглатывать. Мы откусываем только ту пищу, которую мы не можем измельчить языком о твердое небо – вот с чем маленькие дети сталкиваются в начале. Жевание является наиболее трудной, за исключением функции речи, функцией в системе работы ротового аппарата. Оно требует максимальной координации мышц и самого большого времени обработки пищи. Жевание предназначается только для тех продуктов, откусывания которых не достаточно (например, мясо, мясная нарезка)

Мы должны помнить, что индивидуальное полное развитие сенсомоторной системы ребенка в отношении данных функций жизненно важно. Развитие зависит от индивидуальных факторов, истории вскармливания и питания ребенка

Стоит активно участвовать в обучении вашего ребенка этим навыкам, предлагая описанные ниже действия, поощряя, но не заставляя его делать их, поскольку мы не хотим вызвать у ребенка страх или боязнь, в особенности, удушья или эмоциональную травму. Будьте терпеливы и не спешите с этим процессом.

Когда обращаться за помощью?

За медицинской помощью нужно обратиться, если ребенок проглотил опасный объект: крупный, острый или токсический (см. список). Также специалист требуется, если ребенок не может глотать, у него есть позывы на рвоту, появилась боль в животе, кровь в рвоте или кале, развился сильный кашель, ухудшается общее состояние. Консультация требуется, если инородное тело не вышло со стулом в течение трех дней.

Взрослым за неотложной помощью рекомендуют обращаться в случае боли в грудной клетке, острой боли в животе, нарушении глотания или затруднениях дыхания, кровавой рвоте (или рвоте «кофейной гущей»), крови в кале. 

Подросток мало ест

Понятие “много” или “мало” в вопросах питания некорректно. Каждый организм индивидуален, и скорость обмена веществ у людей разная. Также потребность в витаминах, микроэлеменах, калориях зависит от образа жизни человека и условий, в которых он находится. Не надо быть врачом-диетологом, чтобы заметить, что зимой и летом мы питаемся по-разному безо всяких медицинских советов и что аппетит меняется, когда мы даем себе больше или меньше физических нагрузок. Не будем забывать о том, что организм подростка крайне изменчив и его потребность в пище также нестабильна по сравнению с взрослым человеком средних лет.

Поднимать панику из-за того, что подросток ест мало с точки зрения бабушки, не стоит. Но имеет смысл понаблюдать за особенностями его пищевого поведения и деликатно вмешаться, если есть подросток стал меньше есть. Вот какие моменты должны насторожить родителей, у которых возникает ощущение, что подросток стал плохо есть.

У подростка плохой аппетит

Нужно различать отсутствие аппетита и нежелание есть то, что вы предлагаете. Если подросток ест чипсы или с удовольствием купит фаст-фуд или шоколадку, это не нет аппетита а неправильное питание. Это тоже проблема, он действительно есть плохо,. но проблема но другого плана.

Признаки плохого аппетита, которые должны насторожить родителей:

  • подростку все равно, что есть, хоть кашу, хоть шашлык, хоть торт;
  • подросток потерял интерес к еде, которую раньше очень любил;
  • подросток не чувствует голода, когда чувствует запахи ванили, жареного мяса, “дымка”;
  • подросток после длительного перерыва и физической нагрузки не хватает из холодильника ничего;
  • подросток не ест “хомячку” – еду, порезанную на мелкие кусочки: сыр, колбаса, овощи, фрукты и т.п.;

#teen8-9- 1#

Что делать, если у подростка нет аппетита?

Если большая часть вышеперечисленного относится к вашему ребенку, не нужно его уговаривать, нужно обратиться к врачу. Причины отсутствия аппетита могут крыться в разных причинах от инфекционного заболевания до падения уровня железа в крови. Диетолог не нужен – нужен хороший подростковый врач, либо педиатр, который умеет работать с подростками, либо терапевт

Крайне важно, чтобы доктор умел работать с подростками психологически – многие симптомы и особенности самочувствия подросток скрывает от родителей, и необходимо, чтобы он испытывал доверие к врачу и рассказал правду о дискомфорте в своем организме

Когда начинать учить ребенка, как кусать пищу

Кусание пищи – еще один шаг в изучении навыков употребления пищи. Без навыка проглатывания пищи, ее помещение в ротовую полость, безопасное употребление пищи, в том числе кусание, невозможно. Поэтому время, когда вы начнете расширять рацион вашего ребенка, т.е. тот момент, когда вы начнете кормить его другими продуктами, кроме молока, можно рассматривать как начало предварительного изучения кусания. Согласно последнему режиму кормления, пищевые продукты с консистенцией пюре должны подаваться младенцам, когда им от 5 до 6 месяцев. Поэтому мы начинаем готовить ребенка к изучению взрослого способа употребления пищи.

Как обучение правильному кусанию пищи связано с развитием речи?

Развитие речи – сложное дело. Оно требует умения слышать, понимать и приобретать словарный запас. Затем ребенку нужно продемонстрировать умение говорить, то есть сказать определенные звуки, которые будут пониматься как человеческая речь. Ему нужно правильно, что зачастую очень сложно, использовать свои речевые органы, чтобы воспроизвести корректную, запланированную последовательность звуков. Во-первых, кормление малыша грудным молоком, задействующее более 40 мышц (включая язык, губы, челюсть и щеки), а затем познание того, как жевать и откусывать пищу, помогают в тренировке этих органов. Эффективное кусание задействует следующие элементы рта – десны, зубы, язык, верхние и нижние челюстные кости. Это те же самые органы, правильное функционирование которых требуется для правильной звуковой артикуляции, и ухудшение развития которых способствует дефектам речи и неправильному прикусу. Весь мышечный комплекс рта участвует в кусании и жевании пищи, что является отличным упражнением для развития речи.  Вот почему, обучая вашего ребенка, как кусать и жевать пищу, мы непосредственно поддерживаем развитие его речи. Что же представляет собой самую большую трудность в функции откусывания, кусания и жевания пищи? Координация! Эти мышцы должны работать синхронно, эффективно и, кроме того, последовательность их работы должна быть достаточной для того, чтобы текстура и консистенция пищи изменились (от твердого до болюсного состояния), и, таким образом, пища могла быть безопасно проглочена.

Первая помощь

Пострадавшему с инородным телом в пищеводе можно оказать первую помощь до прибытия врачей или до поездки в больницу. Сильный кашель помогает выйти инородному телу из пищевода. Если человек не в состоянии кашлять, то можно обратиться к подходу «пять и пять», который предлагает Красный Крест: пять сильных нажатий на живот (приемов Геймлиха) можно чередовать с пятью сильными постукиваниями по спине. Эта стратегия разработана для оказания помощи поперхнувшимся людям, но клиника Мэйо рекомендует воспользоваться ей при подозрении на инородное тело в пищеводе.

  • Пять хлопков по спине. Нужно стать сбоку от пострадавшего взрослого, ребенка можно взять на руки. Для поддержки рука подводится под грудную клетку пострадавшего. Ему необходимо наклониться вперед, чтобы корпус находился параллельно земле. Нужно нанести пять отрывистых ударов ладонью по спине.
  • Пять нажатий на живот. Человек, который оказывает помощь, становится за пострадавшим, охватывает его руками и резко давит на живот. Этот прием противопоказан детям в возрасте до одного года.

Если помощь оказывает один человек, ему следует проделать указанные приемы до вызова скорой помощи. Если присутствует большее количество людей, кто-то из них должен вызвать медиков параллельно с началом оказания первой помощи.

Лечение: извлечение из кишечника инородных предметов

Эвакуация инородных тел из кишечника – непростая и кропотливая работа. Отек слизистой оболочки кишки и рефлекторное сокращение анального сфинктера могут серьезно затруднить процесс. Нередко требуется сначала провести деформацию или разрушение чужеродного предмета, а затем удалить его, применив наркоз. Может понадобиться колотомия (рассечение стенки кишки).

К сожалению, многие пациенты стесняются сразу же обратиться к врачу-проктологу и пытаются извлечь прочно застрявшие внутри тела предметы самостоятельно, руками. Тем самым они еще больше травмируют слизистую кишки.

Применение слабительного также абсолютно недопустимо.

Признаками «застревания» инородного предмета в кишечнике служат боль и спазмы в животе, ложные позывы к дефекации, выделения с кровью и слизью.

После того как врач-проктолог обнаружил инородный предмет в кишечнике, под кожу и слизистую оболочку анального отверстия обычно впрыскивают местное обезболивающее средство. Затем отверстие в заднем проходе увеличивают с помощью анального ретрактората и вынимают инородное тело.

Естественные движения стенки прямой кишки (перистальтика) приводят к смещению инородного предмета вниз, что помогает удалить его максимально безболезненно для пациента.

После того, как было изъято инородное тело, врач-проктолог может провести ректороманоскопию. Это помогает понять: повреждена или нет прямая кишка.

В случае, если не удается отыскать инородный предмет или через задний проход его убрать невозможно, требуется операция

После введения местного или общего наркоза предмет осторожно передвигают к заднепроходному отверстию или рассекают толстую кишку, чтобы удалить инородное тело

Подросток не завтракает. Почему?

Многие подростки отказываются от завтрака, потом плохо едят в школе, потому что “гадость”, потом экономят деньги на перекус по дороге на курсы. В итоге они приходят домой вечером в таком состоянии, что просто вырубаются и не ужинают

Действительно, отказ от завтрака это проблема, но не сам по себе. У астеничных детей по утрам нет аппетита, и это их норма. Они плохо едят после пробуждения с детства и всегда. Взрослые люди тоже не всегда могут впихнуть в себя даже будерброд, когда бегут на работу. Однако нужно быть бдительным, если перестал завтракать ребенок, у которого раньше с этим не было проблем. Ребенок, который в детстве и начальной школы с удовольствием ел утром, а недавно перестал это делать, с большой долей вероятности изменил пищевое поведение под влиянием стресса.

Что делать, если подросток отказывается от завтрака?

  • Проверить, пьет ли он жидкость. Попробовать предлагать ему разные теплые напитки: кофе с большим содержание молока, теплый чай, теплый морс или самодельный легкий лимонад (скорее воду с лимоном и сахаром). Напитки желательно давать чуть сладкие, если у подростка нет проблем с глюкозой. Теплые сладкие напитки вызывают аппетит и помогают снять утренний стресс.
  • Оставить на столе мелко нарезанные кубиками разные виды еды: сыр, колбасу, овощи, фрукты, сухофрукты и посмотреть, ухватит ли ребенок что-то. При стрессовом нарушении пищевого поведения у человека вызывает отторжение пища, которая выглядит как большой кусок, он буквально в рот не лезет, а вот что-то маленькое подходит.
  • Поставить на стол несколько разных йогуртов с ложкой и несколько мини-бутербродов. Если и такая еда будет востребована, то это именно стрессовая история.

Важно, оставить на столе еду невзначай, не указывая на нее и не находиться на кухне, когда ребенок имеет шанс ее съесть. Если он в серьезном стрессе, такой вариант имеет больше шансов на успех, если подросток стал плохо есть завтрак или отказываться от него совсем

Если ребенок смог съесть немного еды утром, делайте такую выкладку регулярно – подросток так поймет, что вы о нем заботитесь, замечаете его состояние. Это хороший заход на доверительные отношения, когда у него внутренние проблемы или конфликт в семье.

Параллельно постарайтесь разобраться, все ли благополучно в школе или он не хочет туда идти из-за накопившихся проблем. А если в последнее время у подростка участились нервные срывы или истерики – ведите себя правильно, чтобы сформировать доверительные отношения. Так оттолкнувшись от проблемы, что подросток плохо ест, вы сможете уладить конфликты.

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий