Ребенок не хочет есть новые продукты

Почему ребенок не ест?

Нам кажется, что ребенок должен интуитивно выбирать только правильные и полезные для растущего организма продукты и отказываться от нездоровой и сладкой пищи. Но на деле часто происходит так, что дети отказываются от нормальной еды, предпочитая ей «мусорную». Вполне логично, что такая ситуация тревожит родителей. Ведь недополучение нужных питательных веществ прямо сказывается на здоровье ребенка, вызывая самые разные сложности — от избыточного веса до серьезного авитаминоза.

Почему же ребенок может отказываться от супа и гречневой каши, предпочитая им сладкие творожки и конфеты в яркой упаковке?

1. Нездоровая еда, как правило, имеет яркую упаковку и привлекательный внешний вид. Дети, особенно маленькие, выбирают еду глазами, поэтому отдают предпочтение яркой конфете, а не паровой рыбе и овощному салату.

2. На выбор еды влияют и пищевые привычки родителей. Если вы в основном едите булочки и шоколадки, то и ребенок, глядя на вас, будет выбирать точно такую же еду. Также если вместо полезного перекуса на столе всегда есть конфеты или зефир, то ребенок со временем начнет питаться только ими.

3. Влияет на питание и расстройства пищевого поведения. Негативный опыт с едой или врожденные особенности могут приводить к тому, что ребенок отказывается от еды определенного типа или консистенции. То есть ребенок не то чтобы не хочет, он скорее физички не может есть другую еду.

4. Также пищевые привычки форсируются под влиянием эмоционального состояния. Если ребенок постоянно испытывает психологические, умственные или физические перегрузки, он подсознательно хочет восстановить потраченную энергию. А самый простой способ сделать это — быстрые углеводы, то есть что-то сладкое.

5. Кроме того, ребенку может банально не нравиться, что и как вы готовите. Если вы стараетесь готовить только правильную еду на пару, не добавляете в нее специи и выбираете только полезные продукты, ребенку может просто не нравиться вкус и консистенция готовых блюд. Но положа руку на сердце, насколько вам самим нравится такая еда?

6. Часто родители в попытке не допустить истерик или желании «подкупить» ребенка балуют его сладостями. Так сладости становятся для ребенка наградой. Поскольку он не знает меры и не может остановиться, то начинает награждать себя постоянно.

7. К изменению пищевых привычек ведут и некоторые заболевания. Например, при анемии дети могут отказываться от нормальной еды и выбирать только сладкое.

Отказ от нормальной еды — это всегда симптом, который говорит, что с ребенком или его окружением что-то идет не так.

Педагогический прикорм

Грудное молоко или смесь для искусственного вскармливания на определенном этапе взросления перестают насыщать организм необходимыми полезными и питательными веществами. Педиатры рекомендуют малышам, не имеющим отклонений в физическом развитии, вводить новые продукты в рацион с полугодовалого возраста. В некоторых случаях схема педиатрического прикорма может начинаться с семи-восьми месяцев.

Методисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» разработали авторскую схему педагогического прикорма ребенка. При реализации такого подхода во время кормления ребенка заложено несколько важных принципов.

Прежде всего, родители должны быть готовы к отказу от покупных продуктов для малыша. Пища исключительно домашнего приготовления без механического измельчения блендером. На тарелке у взрослого продукты представлены мелкими кусочками, чтобы малыш при проглатывании не подавился. Мягкие продукты, например, хлеб могут иметь такой размер, чтобы малыш сам держал их в ручке.

Второй важный момент — не стоит заставлять малыша есть насильно, если он не проявил интерес к содержимому маминой тарелки. Все равно до одного года основным питанием ребенка остается материнское молоко или смесь. На этом этапе после пищи из тарелки малыш все равно докармливается основным питанием.

Методика введения педагогического прикорма имеет множество плюсов: самостоятельное обучение жевательным навыкам, стимуляция работы жевательного аппарата. При планомерном и регулярном использовании методики ребенок в возрасте от года до полутора лет быстро и без капризов отказывается от грудного молока и переходит на обычный режим питания.

Для реализации педагогического прикорма важно понимать отличия от педиатрической методики питания малышей. При первом варианте ребенок ест, что ему интересно самому и когда он пожелает это сделать

При втором варианте предусмотрена определенная последовательность предлагаемых блюд.

Виды детского ожирения

Начнём с того, что детское ожирение значительно отличается от ожирения взрослых. К детскому ожирению нужны другие подходы, нежели ко взрослому.

Существует несколько видов детского ожирения:

1. «Наеденное», оно же «не потраченное». Это то ожирение, про которое мы говорим, что ребёнок много ест и толстеет. На самом деле, это не так. Такое ожирение возникает не из-за того, что ребёнок много ест, а из-за низкой подвижности. Нет ничего страшного, что ребёнок много ест, так как он растёт и развивается, растёт его опорно-двигательный аппарат, мышцы, органы, мозг. А для этого необходимо много «строительного материала».

Детскому организму просто необходимы белки, жиры, минералы, микроэлементы и витамины, которые превращаются из пищи в тело растущего организма. Углеводы позволяют ребёнку быть в тонусе, они дают необходимую энергию. Здоровый ребёнок, как правило, непоседа, потому что для него важнее не то, что он ест, а то, как он тратит наеденное.

А теперь представьте картину, где ребёнок питается вполне нормально своему возрасту, но не тратит все съеденные калории, а сидит играет в гаджеты или лежит, либо просто очень-очень мало двигается. В результате такого образа жизни в организме ребёнка начинает меняться биохимия и гормональный фон, так как происходит застой калорий.

2. Гормональное ожирение. Возникает в случае нарушения баланса между жиросжигающими гормонами и жиронакапливающими.

К жиросжигающим гормонам относятся:

  • Тироксин – гормон энергичности. Именно благодаря тироксину в первые годы жизни ребёнок активно растёт.
  • Соматотропин – гормон роста. Он участвует в обмене веществ: белков, жиров, углеводов, регулирует водный баланс и напрямую связан с ростом организма. Пик его концентрации приходится именно тогда, когда ребёнок активно растёт. 
  • DHEA – нейрогормон, который отвечает за интеллект ребёнка. Если ребёнок начал набирать вес, то необходимо добавить в занятия ребёнка больше умственных занятий.
  • Половые гормоны, которые начинают свою работу в период полового созревания. Самые жиросжигающие гормоны. Если тело ребёнка к моменту их пробуждения стройное, то закладывается программа долголетия, если есть избыточный жир, то развивается склонность к диабету и закладывается программа сокращения жизни.

К жиронакапливающим гормонам относятся:

  • ТТГ – гормон щитовидной железы. Если его показатели высокие, то это чаще всего говорит о недостатке йода в организме.
  • Пролактин – самый жиронакапливающий гормон, который способен повышаться при стрессе и травмах головы.
  • Кортизол – гормон, который образуется в надпочечниках. Он защищает организм от стресса, регулирует артериальное давление и участвует в обмене белков, жиров и углеводов. Этот тот гормон, из-за которого тело может похудеть, а живот, наоборот, вырасти.

Для растущего организма баланс гормонов очень важен, ведь от этого зависит качество и продолжительность жизни ребёнка во взрослом возрасте.

Ошибки в питании ребенка

Ребенок никогда не отказывается от новых продуктов просто так. Всегда есть причины, которые предшествовали тому что ребенок начал питаться однообразно. Давайте рассмотрим самые частые:

Раннее введение прикорма.

Когда мама начинает прикорм, а ребенок еще «недозрел» до него, не проявляет никакого пищевого интереса, то малыш не захочет знакомства с новыми продуктами. Это защитная реакция организма.

Интерес к еде появляется в районе 6-ти месяцев. Ни о каком прикорме в 3-4 месяца речи быть не может. Это, прежде всего, вред для желудка ребенка.

Как правильно вводить прикорм ребенку, с каких продуктов начинать и как познакомить малыша с кусочками, смотрите в пошаговом интернет-курсе Азбука прикорма>>>

Ребенок ест отдельно от семьи.

Часто в семьях заведена традиция кормить ребенка отдельно. Родители обедают, потом готовят пищу ребенку. Малыш при этом не понимает, что происходит, он не видит, как едят другие люди, его настораживает отдельное кормление. В этом случае он будет отказываться от новых продуктов.

Насильное кормление.

Когда мамы слышат этот термин, они представляют этот процесс в самой грубой форме. На самом деле, руки ребенку никто не связывает, но это действительно насильственное действие. Ребенок смотрит по сторонам, а мама в этот момент потихоньку ложку за ложкой скармливает ему приготовленный обед.

Продукт предлагается редко.

Можно привести такой пример: в семье практически не едят авокадо, и вдруг, родители прочитали, что авокадо – это безумно полезный продукт, они закупили авокадо и начали им кормить малыша. Ребенок это пробует (или не пробует), ему может не понравиться внешний вид данного продукта, и, предложив ребенку один-два раза, мама думает, что он не хочет есть. Для того чтобы ребенок привык к внешнему виду, вкусу продукта, необходимо до 10 встреч с этим продуктом.

Не нравится консистенция.

Как ты не хотелось маме, чтобы ребенок ел все, что она готовила, надо помнить, что малыш является отдельной личностью. Наверное, у каждого был опыт поедания «манной каши с комочками» или что-то в этом роде, вот так и у малыша могут быть свои предпочтения. Возможно, он не против самого продукта, и его можно подать в другом виде, например, заменить манную кашу манником. Маме необходимо подавать продукт в виде различных блюд, малыш выберет понравившийся вариант.

Возрастная неофобия – 1,5-2 лет.

Эта еще одна причина отказа от новых продуктов, с которой родители могут столкнуться после 1,5 лет. Ребенок, который до этого возраста не встретился с тем или иным продуктом, может отказаться пробовать его вообще. Тут и таится основная опасность для мам, которые долгий период времени кормят ребенка покупными пюрешками и кашками. Ребенок после полутора лет не захочет есть обычную еду, у него включится возрастная неофобия. Это защитный механизм, для того, чтобы ребенок, который уже активно передвигается, не наелся бы какой-то неизвестной гадости.

Вспомним эволюцию, как жили дети еще 100 лет назад, наверняка мама их брала с собой в лес по грибы по ягоды, и чтобы ребенок не наелся чего-то неизведанного, включается этот защитный механизм

Он работает и у наших детей, которым матери готовят самую вкусную еду, но ничего сделать с этой эволюционной программой невозможно, поэтому важно до 1,5-2 лет ребенку обеспечить разнообразное питание

Опасность плохого аппетита

Если ребенок плохо кушает, но при этом остается активным и гармонично развивается, такие поведенческие особенности считаются одним из вариантов нормы. О проблеме свидетельствует притупление или отсутствие чувства голода на фоне продолжительного отказа от еды. Последствия подобного поведения могут быть самыми плачевными.

  • нарушение сна;
  • ухудшение состояния кожи;
  • дисфункции внутренних органов;
  • проблемы с психикой;
  • снижение памяти и умственных способностей;
  • гормональные сбои (у подростков).

При очень длительном отказе от еды могут последовать катастрофические последствия вплоть до дистрофии в тяжелой степени. Нередко анорексия заканчивается трагедией, то есть гибелью ребенка. В последние годы такие случаи не редкость среди девочек подростков. Поэтому любое нарушение аппетита требует грамотной коррекции.

В чем заключается важность первого прикорма?

И в грудном молоке, и в смесях для кормления новорожденных содержатся витамины, ферменты, микроэлементы, питательные вещества, необходимые ребенку. Этого достаточно в первые месяцы, но постепенно потребности малыша меняются. Он быстро растет и развивается, работа внутренних органов и систем совершенствуется, ребенку нужно больше энергии. Это требует дополнительного питания.

Правильное введение первого прикорма решает сразу несколько задач:

  • Ребенок получает макро- и микронутриенты, а также то количество энергии, которое ему необходимо, чтобы расти и развиваться. Если не начать вводить дополнительные продукты вовремя, возникнет риск дефицита железа, цинка, витаминов и некоторых других веществ.
  • Развитие внутренних органов и систем. Получая прикорм, ребенок учится снимать еду с ложки губами, а затем и держать саму ложку. Жевательный аппарат, пищеварительная система, кишечник тренируются и развиваются правильно.
  • Происходит социализация и развитие. Формируются правильные пищевые привычки, ребенок постепенно начинает питаться вместе со всей семьей, введение прикорма определяет вкусовые предпочтения и отношение к еде.

«Модель пищевого поведения человека формируется в младенчестве и раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи».

Гмошинская М.В., доктор медицинских наук

То, как именно вводится прикорм, какие продукты используются, может влиять на здоровье ребенка и его развитие. Питание малыша планируют, учитывая, как быстро он набирает вес, насколько склонен к аллергии, какие особенности здоровья у него есть. Лучше делать это вместе с педиатром.

Прикорм может быть педиатрическим или педагогическим. Это — разные подходы к знакомству ребенка с новыми продуктами:

  • Педиатрический прикорм. «Медицинский» подход, который помогает организовать питание с учетом потребностей ребенка в питательных веществах, энергии, витаминах и микроэлементах. Такой подход считается основным и более безопасным, педиатры рекомендуют именно его. В этом случае новые продукты вводятся поэтапно, постепенно, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться к ним.
  • Педагогический прикорм. Основан на интересе малыша к еде. Ему дают пробовать «взрослые» блюда или продукты небольшими порциями, по необходимости измельчая их. Педагогический прикорм помогает поддерживать и развивать пищевой интерес, но в остальном является спорным. В первые месяцы жизни «взрослая» еда не подходит ребенку, так как она может содержать соль, сахар, компоненты, создающие нагрузку на печень или почки. Рацион при педагогическом прикорме не сбалансирован, он может не содержать достаточного количества макро- и микронутриентов.

Как наладить правильное питание ребенка?

Сколько должен съедать ребенок – дело субъективное, важно прислушиваться к желаниям вашего малыша. Забудьте про «общество чистых тарелок»

Сегодня нет никакой необходимости доедать все до последней крошки, ребенок всегда может поесть позже или добрать необходимое в следующий прием пищи.

Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.

Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание.  Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.

Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.

Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.

Как помочь ребенку полюбить здоровые продукты?

Чтобы бороться с каким-то явлением, нужно сначала понять, что стало его причиной. Для этого можно прямо поговорить с ребенком и узнать у него, почему ему нравится та еда, которую он ест, и не нравится остальная. С малышами можно попробовать проиграть ситуацию, придумать про нее сказку или нарисовать ее вместе.

Также стоит пройти полную проверку состояния здоровья ребенка. Возможно, избирательность его питания связана с нарушением каких-то функций, аллергией или непереносимостью продуктов. В этом случае необходимо вылечить основное заболевание, тогда, возможно, проблема с едой уйдет сама собой.

А если сложности с едой возникают из-за перенапряжения или сложной обстановки в семье, стоит подумать о снижении нагрузки и нормализации отношений с детьми и супругом. Если не получается сделать это самостоятельно, обратитесь за помощью к семейным консультантам или психологам.

И только после того, как вы убедитесь, что с психологическим и физическим здоровьем все в порядке, можно начать корректировать его рацион. Что вы можете сделать?

1. Привлекать ребенка к планированию меню и приготовлении еды. Когда сам выбираешь и готовишь блюдо, есть его в два раза вкуснее.

2. Готовить блюда из любимых мультиков и фильмов ребенка. Намного приятнее есть не пюре с котлетой, а пюре с тефтелями по-шведски, как в «Малыше и Карлсоне».

3. Сервировать блюда. Необязательно готовить кулинарные шедевры на тарелке. Достаточно сделать осьминога из тефтелей или украсить омлет цветами из огурцов и редиски.

4. Убрать из дома все сладости и не покупать новые. Замените их сухофруктами или конфетами из них. Конечно, это тоже сладкое, но съесть много кураги или финиковых конфет не получится. Но от сладкого придется отказаться всей семье.

5. Ходить в магазин строго со списком покупок. Разрешите ребенку добавить в него один пункт из того, что бы он хотел купить, и не соглашайтесь положить в корзину что-то, что не входит в список.

6. Пересмотреть свой рацион. Со стороны нам кажется, что мы питаемся довольно правильно. Но если начать вести пищевой дневник, то окажется, что наш рацион не такой уж и здоровый. А брокколи, которой мы пытаемся накормить ребенка, — нечастый гость на нашем столе.

7. Пересмотреть систему поощрений и наказаний. Не завязывайте их на сладкое или другую еду. Тогда у ребенка не будет связи с тем, что сладкое — это хорошо и приятно, а обычная еда — наказание.

Отдельно стоит сказать о коррекции расстройств пищевого поведения. В этом случае ребенка ни в коем случае нельзя заставлять есть то, что ему не нравится. Это может усугубить состояние и привести к новым отказам. Пробуйте аккуратно и бережно предлагать ему попробовать еду из вашей тарелки. Так ребенку будет проще адаптироваться и вернуть в рацион другие вкусы и консистенции.

Что касается обмана, насилия и еды под мультики, то в будущем это может вылиться в другие расстройства пищевого поведения — переедание, булимию или анорексию. Хотя эти методы дают быстрый результат, но на самом деле порождают больше проблем, чем решают. Долгосрочные стратегии дают, во-первых, более стойкий результат. А во-вторых вы действуете более мягкими методами и бережно относитесь к интересам ребенка.

Рекомендуем для изучения

Почему ребенок выходит из-под контроля вопреки вашей любви, заботе и желанию дать лучшее?

Что еще почитать:

Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

  • Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
  • Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
  • В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным — пишите меню и готовьте вместе.
  • Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
  • Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
  • Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
  • Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.

Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые. 

Приятного аппетита вашему малышу!

Несколько случайных отзывов

Оставить отзыв

23.11.2017 Лидия Зайцева

Спасибо огромное Рубанову Сергею Сергеевичу и всему персоналу клиники «Эдкарик» за отлично проведенную операцию, за блестящий профессионализм. Ребенок перестал бояться лечить зубы.

21.05.2021 Полина

Хочу выразить огромную благодарность стоматологу Глыбовец Денису Сергеевичу! Медсестре Олесе. Я в восторге от того, как он быстро нашел контакт с моей дочерью. Дочери удалили два зуба под седацией. У ребенка ни слез, ни испуга. Мамочки, ничего страшного в этой процедуре нет.

30.09.2016 Марина Викторовна

Юлия Алексеевна Маркова – врач-оториноларинголог – настоящее чудо! Очень приятно общаться и тем более лечиться. Она умничка! Спасибо клинике, что нашли такого хорошего доктора. Успехов!

18.12.2015 Анонимно

Хороший обслуживающий персонал и внимательные врачи. Хочется, чтобы открыли лабораторию и рентген. Хочется все комплексно обследовать в одной клинике.

Смотреть все

Почему ребенок отказывается от еды?

Давайте разберемся с самой больной для мам темой — почему малыш плохо ест.

  1. Проблемы со здоровьем. Прорезывание зубов, стоматит, воспаления ЖКТ, простуда — частые причины отказа детей от еды. Если малыш заболел, не кормите его насильно. Организм в этот период направляет свои силы на борьбу с заболеванием, а еще защищает печень — главный орган, очищающий тело от токсинов. Когда ребенок выздоровеет, аппетит вернется. Главное, давайте ему побольше воды, чтобы избежать обезвоживания.
  2. Переживания, стрессы. Ссоры и новые этапы в жизни также могут лишить малыша аппетита.
  3. Сезонные колебания. Летом у всех нас слегка снижен аппетит, дети — не исключение.
  4. Переутомление и недостаток сна тоже плохо влияют на аппетит. Скорректируйте режим дня ребенка, и все наладится.

Дети — наши «зеркала». Малыши внимательно наблюдают, что мы едим, и наш рацион постепенно становится для них нормой. Хотите кормить ребенка определенными продуктами? Пусть они всегда будут на вашем столе.

Некоторые дети едят лишь ограниченный, привычный набор продуктов, например, макароны, творог, яблоки и куриную грудку. Хорошие новости: в принципе, в этом нет ничего страшного, пока ваш ребенок получает достаточно микро и макроэлементов с питанием. Некоторые родители склонны преувеличивать масштабы проблемы. Попробуйте вести пищевой дневник ребенка в течение пары недель, и вы убедитесь что его рацион шире а объем пищи больше, чем вам казалось.

Но если малыш отказывается от целых пищевых групп: молочных продуктов, мяса, овощей или каш – это действительно может стать проблемой. Немного скорректировать ситуацию помогут молочные напитки для детей от 12 месяцев: они содержат необходимый набор витаминов и микроэлементов. Но расширять рацион все равно придется, ведь подобное пищевое поведение может привести к проблемам со здоровьем. Например, в одном из исследований было установлено, что дети, которые едят недостаточно овощей, имеют сниженный уровень витамина С**, в другом утверждается что дети, недополучающие овощей и фруктов в среднем потребляют больше калорий в день, чем их сверстники.***

Плохая новость: запаситесь терпением, возможно, это надолго. Большинство детей перерастает неофобию в 5-6 лет, но в некоторых случаях она может сохраняться и до подросткового возраста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий