Что делать, если у ребенка трудности с переодеванием? Например, он отказывается носить определенный вид одежды, а уговоры родителей не помогают?
Многие дети с РАС отказываются носить новую одежду непривычного кроя или сшитую из вызывающих у них дискомфорт материалов, не хотят надевать теплые вещи зимой, срывают с себя шапки, перчатки, варежки. Некоторым не нравится носить маски в общественных местах — с этой проблемой в последнее время особенно часто сталкиваются наши коллеги в западных странах. В этих случаях уговоры и объяснения родителей, как правило, не помогают. Что же предпринять? Прежде всего необходимо выяснить причины подобного поведения. Чаще всего нежелание детей с РАС носить определенный вид одежды объясняется их повышенной сенсорной чувствительностью: они чутко реагируют на жесткие, колючие ткани из шерсти или синтетики. В этом случае лучше пересмотреть гардероб, чтобы ребенку было комфортно. Если вашему малышу неудобно надевать свитер через голову, попробуйте его заменить утепленным худи на молнии или пуговицах. Одним словом, тут действуют те же правила, что и с типично развивающимися детьми, у которых также может быть повышенная сенсорная чувствительность.
Ребенок не хочет раздеваться самостоятельно
«Дочка пяти лет не желает сама раздеваться, когда приходит домой. И что мне делать? Не давить, не критиковать, не отчитывать?» — спрашивает знакомая мама.
Надоест быть в одежде — разденется. Я помню, как в четыре года, возвращаясь из садика, подолгу валялась на полу в пальто. Видимо, ленивой я была уже тогда. Родители меня не уговаривали, не стыдили, не подгоняли, но и не помогали раздеваться. Когда мне надоедало лежать, становилось жарко, некомфортно, появлялась личная мотивация на раздевание — я вставала и снимала пальто.
Одно дело, когда ребенок просто валяется, а если он стонет на всю квартиру: «Раздееееень меня!» — какой фразой отвечать?
Прежде всего постарайтесь понять, почему он стонет. Может, он заболел, и тогда ему надо помочь. Если ребенок не болен, не истощен физически или эмоционально, четко выразите свою позицию: отступать вы не намерены. Рано или поздно до ребенка дойдет, что ныть бесполезно.
Например, можно сказать: «Я сама раздеваюсь. И ты сама разденься. Я знаю, ты справишься».
Или: «Не могу тебе помочь. Я сейчас занята приготовлением ужина».
Или: «Нет. Пожалуйста, сделай это сам. Ты умеешь».
Подберите те слова, которые вам ближе
Важно не что именно вы скажете, а как скажете. Нужна спокойная уверенность. Если ребенок услышит в мамином голосе сомнения, это сигнал, что есть шанс добиться своего и нужно еще немножко поныть…
Если ребенок услышит в мамином голосе сомнения, это сигнал, что есть шанс добиться своего и нужно еще немножко поныть…
Кстати, не вижу ничего критичного в том, чтобы иногда помогать ребенку раздеваться. Если ребенку действительно тяжело, не стоит игнорировать его просьбы о помощи.
В каком возрасте ребенок должен сам одеваться
Конечно, ребёнок никому ничего не должен, однако существуют нормы, которые позволяют отслеживать особенности овладения навыками. К примеру, можно изучить Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых учтены, в том числе, и навыки самообслуживания, которыми малыши овладевают до начала школьного обучения.
Итак, что же должен уметь ребёнок в разные возрастные периоды?
В 2 года дети:
- начинают одеваться и раздеваться, но только с помощью взрослого человека;
- могут натягивать и снимать с себя одежду и обувь, но пока не умеют расстегивать и застёгивать их;
- знают последовательность надевания одежды (сначала трусы, затем колготки, брюки и пр.).
В 3 года ребёнок:
- надевает одежду, но не застёгивает пуговицы (особенно мелкие);
- самостоятельно снимает и надевает трусики, брючки;
- снимает майку и кофту;
- застёгивает и расстегивает липучки, молнии;
- может складывать одежду на стул.
В 4 года малыши:
- самостоятельно раздеваются и одеваются;
- застёгивают кнопки на кофте и брюках;
- справляются с пуговицами;
- просят помощи у взрослых, если застёжки на одежде находятся сзади или на боку.
В 5-летнем возрасте ребёнок:
- полностью своими силами управляется с одеванием и раздеванием;
- может застёгивать пуговицы и любые застёжки;
- завязывает шнурки;
- аккуратно развешивает одежду;
- поддерживает порядок в своём внешнем виде.
В 6 лет ребёнок:
- абсолютно самостоятелен в плане одевания и раздевания;
- может почистить свою обувь с помощью щётки;
- пришивает крупные пуговицы под контролем взрослого человека;
- способен поддерживать относительный порядок в своём шкафчике;
- сортирует вещи на чистые и требующие стирки.
Это примерные ориентиры того, во сколько ребенок должен сам одеваться. Конечно, всё очень индивидуально, поэтому один малыш сможет уже в 3 года натягивать без особых проблем куртку, а другой и в 5 лет будет просить маму о помощи. Но, в любом случае, нужно заранее готовить детей к подобной самостоятельности.
От простого к сложному – самый правильный путь обучения
Когда ребенок только что научился ходить, ему открывается неведомый мир интересных предметов в квартире. Пусть он берет и рассматривает вещи, примеряет их. Убрать с его глаз надо только опасные с травматической стороны предметы. Главное, чтобы малыш был под надзором старших.
Во время одевания озвучивайте ваши действия. Приговаривайте: «одну ручку в рукав, другую ручку в другой рукав. Давай ножку, наденем на нее туфельку». Если вы все время будете пояснять свои действия, малыш будет лучше вас понимать. Во время следующего одевания он сам будет протягивать вам ручки и ножки. Примерно в 18 месяцев ребенок попробует сам снять с себя носки. Поднимаясь с горшка, он попробует натянуть самостоятельно штаны. Не торопитесь, дайте ему возможность проявить себя. Если действие получилось, похвалите его. Пусть штаны немного скособочены, это всегда можно исправить. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может сделать сам, и не скупитесь на похвалы.
Двухгодовалый малыш сам пытается надеть трусы, колготы, штаны. Старайтесь, чтобы одежда была достаточно свободной и удобной для одевания. Широкие штаны надеть легче, чем колготы. Можно немного помочь маленькому человечку. Чтобы побудить его к действию, можно натянуть на него колготы не до конца. Он постарается подтянуть их сам. Если вам удастся только направить малыша по правильному пути, а не выполнять за него действия по одеванию, он быстро научится одеваться сам.
Более сложный этап – надевание маек и свитеров. Если малышу будет тесно в одежде, он застрянет в ней при одевании и разозлится. Это отрицательно скажется на его энтузиазме, пропадет интерес к процессу. Покупайте человечку одежду на размер больше, чтобы он легко ее надевал. Горловина у маек и свитеров должна быть свободной. Не вводите в обиход водолазки и другую облегающую одежду.
Почему подросток выбирает “неподходящую” одежду
Есть несколько причин, по которым подростки надевают то, что бывает крайне неуместным по ситуации с точки зрения взрослых.
Не понимает, какая одежда уместна для того или иного случая. Не стоит забывать, что у подростка нет такого жизненного опыта, как у взрослых, и то, что родителям представляется очевидным, он может еще не осознавать
Возможно, подросток пока не может понять, какие вещи можно или нельзя надевать в конкретной ситуации.
Пытается привлечь внимание. Если подросток ходит в школу в вызывающей одежде, хотя и учителя, и вы неоднократно просили выбрать его что-то более нейтральное и деловое, он, скорее всего, осознает, что его образ не вполне соответствует ситуации
В таком случае его одежда может быть попыткой добиться внимания, причем со стороны как взрослых, так и сверстников.
Хочет быть “как все”. Иногда возможна и обратная ситуация: если в классе, где учится ребенок, все одеваются достаточно ярко или, наоборот, предпочитают темные цвета, ему самому не захочется отделяться от коллектива из опасения быть непринятым.
Чувствует себя некомфортно в другой одежде. Речь идет не столько о физическом дискомфорте, который может причинять неудобный покрой, слишком большой или маленький размер и т.д., сколько о психологическом – иногда подростку внутренне сложно принять образ, который ему не близок, в результате он отказывается одеваться так, как от него требуют.
Взрослым не всегда легко понять такие подростковые “заморочки”. Но они есть, и о них нужно знать, когда нам кажется, что подросток плохо одевается, что у него нет вкуса и здравого смысла. Если вам кажется, что подросток одевается глупо или нелепо, сдерживайте выражение эмоций.
Как себя вести
Помните о необходимости сохранения полного спокойствия
Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы
Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны
Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая
Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания
Если были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.
Ребенок в три года не хочет одеваться
От двух с половиной и почти до четырех лет длится следующий этап взросления, который называется «кризисом трехлетнего возраста».
К этому моменту ребенок овладевает принципиально новыми для него умениями и начинает осознавать себя отдельной, независимой личностью.
Теперь он яростнее сопротивляется, громче кричит и протестует. Он может попроситься на улицу кататься с горки, а в процессе одевания кричать во все горло: «Не хочу гулять!» Почему ребенок не хочет одеваться?
Внутренний конфликт заключается в том, что появившееся самосознание «я хочу» и «я могу» сталкивается с реальным неумением воспроизведения своих задумок.
На все это накладываются еще и родительские запреты, требования, неуместная опека или подавление
Здесь важно родителю помнить, что он старше, сильнее, более опытен и его знания помогут найти золотую середину
Ведь если перестараться в воспитании, ребенок может не выдержать напора со стороны родителя, ему может не хватить силы воли, настойчивости и сдаться, смириться — ведь весовые категории ребенка и взрослого несоизмеримы.
Важно не упустить и другую сторону «трехлетнего кризиса», когда из-за попустительского поведения родителя ребенок запускает детские хитрости и начинает действовать исподтишка, например, хитрить и манипулировать. Закрыв глаза на что-то в период кризиса трех лет, родители рискуют столкнуться с этим в полном расцвете в подростковом периоде
Что можно рекомендовать родителям?
Изучите гардероб ребенка на предмет приятности одежды, как в случае с более ранним возрастом.
Оставляйте больше времени на подготовку к выходу, ведь малышу в этот период важно одеваться самостоятельно, а это не быстро. Будьте неподалеку, чтобы в случае необходимости ребенок обратился к Вам за помощью.
Поощряйте самостоятельность
Если есть две пары шапок. варежек, то предоставьте сделать выбор самому ребенку. Или спросите: «С чего ты начнешь одеваться?» Это поможет ребенку ощутить собственную независимость, ответственность за выбор, самостоятельность, уважение взрослого, и сопротивление при одевании у ребенка будет гораздо меньше.
Если в семье есть еще дети, одеваться вместе будет намного интересней. При этом подмечайте успехи каждого — какой он молодец, быстро надел кофту или брючки. Только будьте осторожнее, не делайте одного из них постоянным лидером.
Не используйте шантаж, а опирайтесь в воспитании на естественные и логические последствия. Когда ребенок непрерывно проявляет протест против одевания зимней одежды, ведет себя противоречиво — оставьте его ненадолго одного, дайте ему выпустить пар. А после обязательно объясните ему, что он не может пойти на улицу лепить снеговика, видеть друзей, потому что не хочет надевать теплую одежду и рискует заболеть.
У дошкольников ведущая деятельность — игра, поэтому смело придумывайте сказочные сюжеты, с помощью которых ребенка можно организовать к выходу за считанные минуты. Например, одежда неподвижная и заколдованная и её можно расколдовать, только поскорее надев её! Или предложите поиграть в суперагента, который будет спасать маленьких гномов от снега (поросят от волка, принцесс от ведьм), стоит лишь надеть шапку смелости, костюм храбрости, варежки невидимой силы!
Будьте на стороне ребенка, хвалите, когда он достигает успеха в одевании, если не получается застегнуть, надеть — тактично подскажите, как можно это сделать. Например, при распространенной трудности застегнуть молнию предложите поиграть в голодную собачку, которую можно накормить сосиской, где собачкой будет сама застежка, а сосиской будет вставная часть молнии в застежку. Или пуговки в зависимости от размера могут быть печеньем, ягодками, а петельки — голодными животными из зоопарка.
Основные правила
Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.
Терпение и еще раз терпение
Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.
Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.
Если ребенок хочет, пусть делает
Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность
Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности
Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет, помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.
Критика недопустима
Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.
Если совсем не хочет одеваться
Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.
Используйте куклы
Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.
Превратите все в игру
Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.
Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.
Подражаем взрослым
Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.
Рассказывайте порядок действий
Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.
А что говорят психологи?
Попробуйте провести такой эксперимент: попросите мужа, брата, подругу подойти к вам сзади и резко начать что-то одевать. Или снимать. Без предупреждения. Что вы почувствуете? Скорее всего, возникнет желание сопротивляться. Так и ребенок – начинает кричать и убегать не из вредности, а просто потому что такие действия вызывают отторжение как естественный процесс. Особенно если это накладывается на кризис отрицания, который дети переживают в возрасте около двух лет.
Когда малыша нужно одеть, подойдите к нему и глядя в глаза ласково сообщите что вы сейчас будете делать. Предложите ему посотрудничать – подойти ближе, сесть на колени, взять вещи. Детская психика способна на диалог. Просто мы не всегда этим пользуемся.
Применяйте принцип ненасилия и ни при каких обстоятельствах не выходите из себя. Если мама идет к дочке или сыну с мыслями что она или он сейчас начнет убегать и плакать, что произойдет? Правильно, так и будет. Всегда будьте спокойны, уравновешенны и уверены в своей правоте и своих действиях. Ребенок почувствует ваше спокойствие и уверенность, желание сопротивляться постепенно отпадет.
Выводы:
Если ребенок отказывается одеваться, убегает и устраивает истерику, на это всегда есть причины. Они кроются в ошибках действий родителей или могут быть не связаны с ними. Например, малыш устал. Понимание причины поможет маме выбрать правильное поведение и избежать капризов.
Умение одеваться самостоятельно начинается с умения раздеваться. Учите ребенка раздеваться с 1 года и одеваться с 1,5 лет. Полноценно одеться самостоятельно дети способны в 4 года
До этого времени важно учить, показывать, хвалить и не помогать если ребенок не просит.
Если ребенок не хочет одеваться, плачет и сопротивляется, важно сохранять спокойствие. Чтобы увлечь малыша, расскажите что-нибудь таинственным голосом, представьте что вещи живые и «могут убежать если их не надеть» и заинтересовывайте тем, что будет сразу после выхода на улицу
А еще просите малыша одевать кукол или маму и предлагайте «помочь вам подержать ключики». Объясните, что для этого нужно одеться. Помогают также игры с ручками и ножками, которые «могут прятаться и появляться в рукавах и штанишках». Когда на улице холодно и вещей много, обувь, варежки и шапку можно надеть уже в подъезде или тамбуре дома. Это поможет избежать капризов и стимулирует ребенка одеваться самостоятельно.
(
оценок; рейтинг статьи )
Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно
К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.
- Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
- Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
- Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
- Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
- Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.
И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.
Что делать, если ребенок не хочет одеваться: советы психолога
Чтобы у детей появилось желание самостоятельно одеваться, детские психологи рекомендуют использовать методику «Изменение цели». Она помогает снять напряжение вокруг самого процесса одевания
Важно придумать верную мотивацию, то есть не предлагать «Давай одеваться»
Лучше придумать цель предстоящего выхода из дома и предложить ребенку возможность выбора:
- «Мы пойдем в парк или погуляем на детской площадке?»
- «Ты возьмешь мяч или самокат?»
- «Наденешь сапоги или теплые ботинки? Красный свитер или синий?»
- «Во что ты будешь играть сегодня на прогулке?»
- «Мы купим сок или мороженое сразу же или когда будем возвращаться домой?»
Важно: Перед ребенком не ставится цель «одеваться», ему предлагается альтернатива – «что одеть» или «зачем нужно одеться». Когда перед детьми ставится такая интересная цель, и можно выразить свое желание, сделать выбор, становится интересен сам процесс ее достижения, то есть одевание, хочется закончить его поскорее.. Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты
Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи
Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты. Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи.
Последовательность этого процесса должна быть каждый раз одна и та же, причем ее повторяют в четкой последовательности.
Нужно, начиная с 2-3 летнего возраста, знакомить детей с деталями одежды: швы у колготок, пятка, носок, резинка, рукава, воротник, подол, карманы
Одежду рассматривают заранее, еще до прогулки, обращая внимание детей на значимые детали. Во время того, как взрослый раздевает или одевает малыша, он употребляет эти термины.
Важно определить для себя, что будет пока делать взрослые, а чему родители начнут обучать малыша. Невозможно сразу же научиться всем способам одевания
Например, сначала трусики, пижамные штанишки, а затем маечку, колготки, сандалии и далее по нарастающей сложности. Переходить от вещи к вещи нужно лишь после овладения умениями надевать предыдущий предмет гардероба.
Важно: ребенка нужно как можно чаще хвалить даже за минимальные достижения. Чтобы сделать процесс обучения легким, его разбивают на простые и понятные малышу шаги.. Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию
Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию.
Считаемся с мнением малыша
Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.
Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.
Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.
В случае, когда малыш сам не справляется с одеванием, помогите ему немного, чтобы он не начал злиться и не потерял интерес к процессу. Не стоит раздражаться или смеяться над малышом. Он все делает не идеально, но то, что у него получается, достойно вашей гордости. Забудьте про свой перфекционизм.
С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?
Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?
Возраст | Что он может сделать сам? |
1,5-2 года |
|
2 -2,5 года |
|
2,5 – 3 года |
|
3,5 – 4 года |
|
5-6 лет | |
6-7 лет |
Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.
Как себя вести
Помните о необходимости сохранения полного спокойствия
Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы
Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны
Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая
Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания
Если были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.
Самые популярные причины почему ребенок не хочет одеваться
Как правило, родители, экономя время, одевают ребенка сами, при этом стремясь сделать это как можно скорее. В итоге дите не учится одеваться, и соответственно, очень удивляет своим неумением надевать и снимать одежду, в возрасте 5 лет. Он будет сопротивляться, злиться, расстраиваться: все, что угодно, лишь бы не заниматься непосредственно одеванием.
Скука.
Как только вы начинаете готовить одежду, ребенок пускается от вас наутек. Если есть возможность, то поиграйте с крохой, типа кто проиграет, тот должен одеться скорее. Если же времени на игры и уговоры нет, то строго предупредите, что через 10 минут вы выходите из дома.
Если одежда неудобна, то ребенок будет выражать сопротивление, надевая ее. По поводу какая должна быть одежда, мы разговаривали выше. Но помимо этого смотрите, например,чтоб шапку не приходилось постоянно натягивать на уши, чтобы когда ребенок наклоняется, не оголялась спина. Дети очень хорошо запоминают то, что им неудобно.
Плохое настроение.
Если ребенок не выспался, сломал любимую игрушку, начинает заболевать, то идея одеваться скорее всего вызовет негодование. В таких ситуациях не стоит ждать от крохи самостоятельного одевания, помогите ему.
Ребенок в год не хочет одеваться
Годовылых малышей сложно бывает поймать, а потом уговорить одеваться перед выходом на прогулку, в садик, в поликлинику, в гости. Почему так происходит?
Ребенок уже научился сам стоять, ходить, бегать – так он подошел к первому этапу отделения от взрослого, обозначения «есть я и есть ты».
В возрасте полутора лет высказать отказ на предложение взрослого – единственная возможность проявить себя, своё упрямство и самостоятельность. Причем ребенок отказывается одеваться, даже если взрослые показывают ему пример – мама или бабушка.
Родители, которые с этим сталкиваются, скорее всего окружают ребенка повышенной заботой и опекой.
При этом они начинают прибегать к различным ухищрениям: например, шантаж и манипуляции типа «если ты не пойдешь, то я тебя лишу игрушки, мультика или ещё чего нибудь», «пойдем, я тебе машинку куплю» или просто включают телевизор, чтобы отвлечь и быстро и без разговоров собрать малыша.
Те родители, которые так поступают, просто не знают от том, что у ребенка кризисный этап. Малышу необходимо помочь прожить его, а родителям следует принять взросление ребенка и изменить стиль воспитания.
Что можно рекомендовать родителям?
- Для начала нужно понять, в чем причина отказа, все ли в порядке с одеждой. Возможно, она чем-то неудобна и вызывает дискомфорт у ребенка. Если причина в этом, то заменив шерстяные, теплые, но колючие колготки или варежки на термобелье или перчатки из флиса, Вы проблему решите.
- С комментариями и обыгрыванием процесс одевания становится более приятным для малыша. Эмоциональная связь матери и ребенка в эти минуты восстановлена. Например, надевая бруюки, ножки могут ехать по туннелю: «Первая машина поехала, вжжж, приехала! вторая машина ехала-ехала и приехала!»
- Одеваться будет веселей, если использовать отвлекающий маневр. Например, петь песню про одевание, сопровождая её движениями в такт. Так процесс может заинтересовать ребенка и он не будет пытаться снять вещи, которые сам надел.
- Поищите в магазинах книги для детей, где есть увлекательные сюжеты на развитие навыков самообслуживания и читайте их своему малышу.