Ребенок не понимает слово “НЕЛЬЗЯ”

Как научить ребенка говорить «нет» – учим детей важному искусству отказывать правильно

Как грамотно отказывать своему чаду, мы обсудили выше. Но задача родителей не только научиться говорить «нет», но и научить этому ребенка. Ведь и ему приходится сталкиваться с ситуациями, когда эта наука может пригодиться. Как же научить кроху говорить «нет»?

Если малыш вам в чем-то отказывает, не отнимайте у него права на его отказ. Он тоже может сказать вам «нельзя».
Научите ребенка отличать случаи, когда его используют в корыстных целях от ситуаций, когда людям действительно нужна помощь, или же существует необходимость сделать так, как просят. Если учитель просит выйти к доске – «нет» будет неуместным. Если кто-то просит у ребенка ручку (свою забыл дома) – нужно выручить товарища. А если этот кто-то регулярно начинает просить то ручку, то карандаш, то денег на завтраки, то игрушку на пару дней – это уже потребительство, которое нужно культурно, но уверенно пресекать

То есть, учите малыша отличать важное от несущественного.
Учите взвешивать «за» и «против». Чем (хорошим и плохим) может обернуться поступок ребенка, если он согласится на чужую просьбу.
Учите ребенка отшучиваться, если он не умеет и боится отказываться напрямую

Если отказать со страхом в глазах, можно вызвать тем самым презрение и насмешки товарищей, а при отказе с юмором ребенок всегда – король положения.
Любой ответ ребенка будет выглядеть авторитетным, если малыш не прячет глаз и уверенно держится. Язык тела – очень важная составляющая. Покажите ребенку, как именно ведут себя и жестикулируют уверенные в себе люди.

Немного хитростей в помощь для детишек постарше.

Как можно отказать, если ребенок не хочет делать этого напрямую:

  • Ой, я в пятницу не могу – нас пригласили в гости.
  • Я бы с радостью дал тебе приставку на вечер, но я ее уже одолжил другу.
  • Просто не могу. Даже не спрашивай (с загадочно-грустным видом).
  • Даже не проси. Я бы рад, но родители меня снова под замок посадят и объявят семейный бойкот. Мне хватило еще в тот раз.
  • Ничего себе! А я как раз тебя хотел попросить о том же!

Конечно, говорить прямо – это честнее и полезнее. Но иногда лучше применить одну из вышеописанных отговорок, чтобы не обидеть товарища своим отказом. И помните, родители, что здоровый эгоизм еще никому не вредил (именно здоровый!) – о себе тоже нужно думать. Если ребенку откровенно «сели на шею», он не будет черствым, если скажет категорическое «нет». Ведь помощь должна быть исключительно бескорыстной. И если друг однажды ему помог, это не значит, что теперь он имеет право распоряжаться силами и временем вашего ребенка, как своими собственными.

Наказывать или не наказывать

Каждый родитель по-своему реагирует на совершенные проступки маленького человека. Если малыш не понимает, что он ошибся, его будет трудно правильно наказать. Поэтому мама должна подробно разъяснить неправильное поведение ребенка. Прежде чем принимать решение, необходимо сто раз подумать. Иногда родители сами совершают ошибку, автоматически наказывая ребенка за малейший проступок. В итоге ситуация будет только ухудшаться, а малыш будет бояться полноценно играть, потому что «нельзя» буквально все.

Вторая ошибка родителей — это бить своего кроху. Недопустимо наказывать своего малыша физическими воздействиями. Побои нанесут только психологический вред, и он еще больше замкнется в себе с желанием совершить другую оплошность. Физические наказания очень сильно влияют на психологическое состояние. Малыш держит в себе слово «нельзя» под угрозой удара — с постоянным чувством страха. Так что постарайтесь убрать физические методы воздействия.

Третья ошибка родителей — бить по рукам. Ручки маленького человека «сами тянутся» к запрещенным предметам. Этим наказанием можно отбить у малыша желание познавать мир. Нарушается интерес к исследованиям. Ребенок сильно начинает злиться и капризничать. Если можно переложить предмет повыше от взора малыша, переложите. Здесь слово «нельзя» уместно только несколько раз.

Приучите себя думать адекватно в критических ситуациях. Маленький человек может совершать неприемлемые поступки ежедневно. Разговаривайте с малышом, объясняйте все подробно в виде игры, и тогда он будет меньше ошибаться. Станьте для ребенка самым близким другом.

Как правильно запрещать

Не запрещать слишком много

Можно запрещать ребёнку играть в компьютер, пользоваться смартфоном, общаться с нежелательными друзьями или
гулять
без взрослых. Но следует помнить, что такие запреты только разжигают желание. Будучи совершеннолетним, ребёнок с
лихвой обеспечит себе всё то, чего был лишён в детстве.

Если же речь идёт о действительно рискованных вещах — алкоголе, курении или запрещённых веществах, — надо не
запрещать, а учить, как противостоять искушению и эффективно отвечать тем, кто предлагает попробовать всё это.

Запрещая ребёнку, запрещать и себе

Нарушая запреты, дети иногда просто копируют поведение взрослых, которые говорят одно, а делают другое.
Фундаментом
воспитания как раз является родительский пример. Если папа запрещает смотреть мультики больше 30 минут, а сам не
отрывается от телевизора, ребёнок будет бунтовать — открыто или тайно. Дети гораздо лучше воспринимают форму «мы
этого не делаем», чем «тебе нельзя».

Мнение родителей должно быть единым

Когда вы устанавливаете правила для ребёнка, важно, чтобы все члены семьи были в курсе о них. Обсудите с родными, как и что вы будете запрещать

У ребёнка должно сложиться чёткое представление о том, чего делать нельзя и почему. То есть нельзя, чтобы мама запрещала безгранично поедать сладости, а папа разрешал. В таком случае запрет перестанет иметь силу. Если придерживаться единого мнения в запретах, у ребёнка не будет возможности манипулировать родителями.

Избегать запретов на эмоциях

Всегда стоит помнить, что запреты должны быть правилами, а никак не произволом или выплеском эмоций. Например,
ребёнок увлечённо играет, покрывая всю квартиру игрушками: здесь у него космостанция, там база инопланетян, а
тут
стоянка кораблей. Родитель может любоваться плодами воображения малыша и давать только один запрет: оставлять
все
игрушки на полу на ночь, не убрав их на место. Но в какой-то день родитель приходит с работы уставшим и
наступает на
какую-то игрушку. Тут сразу же начинаются крики и обвинения в сторону ребёнка, что вокруг бардак, все игрушки
надо
собрать немедленно и вообще ему можно играть только в одном углу своей комнаты. Это не запрет, это —
эмоциональный
всплеск.

Родителям следует научиться справляться с раздражением без ребёнка

Затем, успокоившись, подумать, что именно надо запретить, зачем это нужно, насколько это важно для членов семьи и ребёнка, и только потом вводить новое правило. Договориться с ребёнком о порядке без криков и истерик вполне реально

Скачивайте наш подробный чек-лист, из которого вы узнаете, как сделать так, чтобы маленький ребёнок полюбил уборку и сам предлагал помощь по дому.

О том, как уменьшить количество детских ссор в семье и какую роль играет мама в детской мотивации, смотрите в этом видео:

Доступно объяснять запрет

Маленькие дети не могут понять некоторых правил. Поэтому следует несколько раз дать упрощённые объяснения и
удерживать от опасных вещей силой. Например, ребёнок не понимает, почему нельзя играть с розеткой в стене. Можно
объяснить, что в розетке есть электричество — такой своеобразный огонь, который делает очень больно. С возрастом
малыш сам всё поймёт. В дальнейшем следует просто кратко напоминать, что «так мы не делаем».

Отказывайте, предлагая при этом альтернативу

Протеста и других негативных эмоций можно избежать, если при отказах использовать альтернативу. То есть родитель не просто говорит «нет», а предлагает что-то не менее интересное. К примеру, если ребёнок просит конфету, попробуйте предложить другую вкусность: яблоко, банан или апельсин, объяснив, что фрукты тоже сладкие и вкусные, но при этом более полезные, потому что не портят зубы и в них много витаминов.

Не давайте ложных надежд

Иногда родители используют при отказе фразу «Не сейчас». Но если не сейчас, значит, когда-нибудь? Если не сдерживать обещания, у малыша возникнут проблемы с доверием. Лучше давать конкретную информацию, чтобы ребёнок понимал, когда наступит долгожданное «сейчас». Например, можно сказать: «Не сейчас. Я подарю тебе этот конструктор на Новый год».

Не отменяйте свой запрет

Запрет разбрасывать игрушки по квартире означает, что и сегодня, и завтра, и всегда вам придётся запрещать ребёнку разбрасывать игрушки по квартире. Запреты не должны быть неожиданными и непоследовательными. Следить за постоянным выполнением запрета — ответственная работа. Но если вы что-то запретили малышу сегодня, а завтра забыли об этом, ваши запреты быстро обесценятся и ребёнок не будет придавать им какого-либо значения. Лучше продумать заранее, что вы готовы запрещать на постоянной основе. Главное, чтобы малыш понял, что нельзя — значит нельзя.

Что делать, если ребенок в 2 года не понимает слово нельзя?

  • Скорее всего, малыш понимает, что вы имеете в виду, когда говорите «нельзя», просто он не желает следовать этому запрету, считает его необоснованным и видит, что ничего не происходит, если он его нарушит
  • Причина такой реакции часто кроется в неправильном поведении родителей, которые сначала запрещают, а потом, если ребенок сильно плачет, разрешают, или мама запрещает, а бабушка украдкой позволяет. Возможно, вы слишком часто употребляете слово «нет», и малыш перестал его воспринимать
  • Будьте последовательны и терпеливы, исправляйте ошибки, которые допустили, не поощряйте непозволительного поведения, и через некоторое время ребенок смирится с правилами

Когда у детей появляются табу?

До годовалого возраста ребенок не реагирует на запреты и даже после года может игнорировать прямое требование прекратить неугодную маме деятельность. Иногда дети совсем иначе реагируют на запреты: еще с большим рвением приступают за задуманное или устраивают истерику, цель которой — отстоять свое желание.

Когда же ребенок начинает правильно реагировать на запрет? Каждый ребенок индивидуальность и сроки формирования в сознании малыша такого новообразования, как запрет — у каждого свои. Дети, которые крайне редко слышат «нельзя» могут начать понимать запрет намного позже своих сверстников.

Воспитывайте ребенка всей семьей

В семье необходимо выработать систему запретов, которую будет выполнять каждый член семьи. Нельзя допускать ситуации, в которой один родитель все запрещает, а другой все разрешает. Неоднозначное поведение близких вводит его в заблуждение, теряется авторитет одного из родителей, а к другому проявляется манипуляция. Воспитание выходит из-под контроля.

Переключите внимание

Для маленьких детей оптимальный способ избежать капризов после запрета, переключить внимание на другую деятельность или предмет. Когда малыш пытается отобрать игрушку, предложите ему другую, заинтересуйте

Если он требует конфету, а у него аллергия, дайте ему печенье или разрешенный фрукт. Нельзя рисовать на стене, лучше раскрасить рисунок в раскраске. Вот увидите, с детьми можно и нужно договариваться.

Будьте примером

Наилучшего результата в воспитании будет проще достигнуть, демонстрируя собственное правильное поведение. Это куда более действенный способ, нежели какого-либо рода внушения и наказание.

Если вы требуете от ребенка не ходить в уличной обуви по комнате, не нарушайте это правило сами. Дети в этом возрасте склонны к подражанию, они считают, что все сделанное мамой-это хорошо и правильно. Объяснить почему это можно вам и нельзя ему, будет достаточно сложно.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

8 советов психолога для установления запретов

Если вы хотите научить ребенка правильно реагировать на столь важное слово «нельзя», попробуйте следовать нескольким несложным советам. Они помогут установить разумные запреты, в то же время не ограничивая детскую активность

Не следует злоупотреблять словом «нельзя». Есть риск, что ребенок станет воспринимать его как сопутствующий фон, не обращая на него особого внимания. Кроме того, запомнить все родительские запреты попросту невозможно. Мы уже говорили, что запрещать следует только то, что опасно для жизни или оскорбительно для окружающих.
Постоянное одергивание все же нежелательно, лучше создать вокруг малыша безопасную среду, благодаря которой вы сможете избежать большинства запретов. Уберите повыше острые, хрупкие предметы, установите заглушки на розетки, уберите от окон стулья и столы и т.д.
Обязательно согласуйте свои действия с домочадцами. У матери, отца, бабушек и дедушек должен быть единый перечень запретов. Это нужно для того, чтобы малыш не столкнулся с противоречиями. Например, мама запрещает долго сидеть перед телевизором, а любимая бабушка разрешает.
Кстати, обсуждение списка запретов полезно и тем, что вы сможете убрать «вредные» ограничения, которые препятствуют естественной детской любознательности. У вас есть стиральная машина? Почему бы не разрешить крохе пачкаться на улице, исследуя глубину луж. Также у вас появится возможность договориться с супругом, чтобы он не оставлял важные документы или ключи от машины на столе.
Будьте последовательны в деле запретов. Если вчера вы говорили «нельзя», когда ребенок раскидывал игрушки по комнате, то и сегодня не разрешайте поступать так же, даже если вам хочется не воспитывать маленького «неряху», а посмотреть сериал или поговорить по телефону.
Ребенок подрастает, совершенствуются его умения, а значит, родителям нужно корректировать запреты в соответствии с возрастом. Так, четырехлетний малыш уже может орудовать не очень острыми ножницами, помогать маме в приготовлении обеда.
Постарайтесь исключить из речи частицу «не». Психологи уверены, что дети вообще ее не слышат или даже воспринимают такой запрет как руководство к действию

К примеру, вместо обидного «не будь жадиной» скажите «а давай-ка поделимся с твоим братиком».
Очень важно дать детям альтернативу нежелательного поведения. Мы уже писали, что рисовать можно в раскрасках, а не обязательно в книгах со сказками

А кукольное лицо больше подходит для раскрашивания, чем детская мордашка.

Итак, слово «нельзя» является действенным инструментом в родительских руках. Однако только разумное количество ограничений способствует детскому развитию.

Поэтому сократите перечень запретов до минимума, не бойтесь объяснять ребенку их причины и обязательно предлагайте достойную альтернативу запрещаемому поведению. Лишь в этом случае вы воспитаете у малыша не упрямство и желание поступать назло, а понимание и послушание.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Как справиться с негативной реакцией на слово «нельзя»

Родителям важно не только правильно запрещать, но и знать, как справиться с негативной реакцией малыша. Виды детских реакций на запреты:. Виды детских реакций на запреты:

Виды детских реакций на запреты:

  • плачь, злость, негодование – естественная реакция, нужно уметь выдерживать такое поведение, оставаясь абсолютно спокойным, постарайтесь успокоить малыша и объяснить причину запрета;
  • принятие – ребенок спокойно воспринимает запрет, понимает, что взрослые о нем заботятся;
  • манипуляция – малыш устраивает истерику, старается манипулировать взрослыми, пытается любыми путями добиться своего, главное – не поддаваться на провокацию и твердо придерживаться своего мнения;

Взрослые всегда должны быть готовы к негативной реакции малыша на запрет, поэтому ваши действия не должны быть спонтанными и необдуманными. Всегда старайтесь находить компромисс, договаривайтесь по-хорошему, чтобы не травмировать неокрепшую детскую психику.

Остались вопросы? Напишите по каналу WhatsApp. Опытные педагоги и психологи детского центра раннего развития «УмНяша» ответят на все ваши вопросы. Приводите малышей на занятия по обучению чтению и математике по современным методикам Н. Зайцева.

Как правильно использовать слово нельзя в воспитании детей

Слова – это воздействие на поведение и мысли. Применять их необходимо разумно. Есть несколько правил, которые помогут правильно использовать слово нельзя в воспитании ребенка.

Так как дошкольник негативно реагирует на запреты, необходимо не просто запрещать, а объяснять, почему родители придерживаются этой позиции. Чем меньше малыш, тем проще должно выглядеть объяснение.
 
Однако в некоторых случаях все равно придется учиться на собственном опыте. Например, ребенок не поймет, что такое горячо, не коснувшись горячей кружки. Родителям стоит объяснять детям последствия их действий. Делать это следует в положительном ключе. Взрослые при этом должны вести себя спокойно и мудро. Конечно, бывают ситуации, когда требуется резкий окрик «стой», но использовать его необходимо только в случаях, реально представляющих опасность

Объяснять ребенку что-либо важно в то время, когда он находится в спокойном эмоциональном состоянии, так он лучше усваивает информацию. 

Используйте в речи как можно реже слова с частицей «не». Наша психика устроена интересным образом

Мозг, в том числе ребенка, не воспринимает отрицательную частицу, то есть, говоря «не делай», на самом деле мы даем команду делать, то есть приставку «не» ребенок практически не слышит.
 

Особенно опасно, если в вашей речи присутствует очень много негативных слов – они становятся просто фоном, на который малыш уже не реагирует.
Вместо того, чтобы говорить, что делать нельзя, следует объяснить, как необходимо поступить. Ребенок хочет сделать больно животному? Объясните, что собака все чувствует, что с ней надо обращаться бережно, кормить. 

Вместо запрещающего слова лучше дать ребенку право выбирать, какие действия совершать. Это одновременно приучает к самостоятельности. 
Используйте слово нельзя как можно реже. Его следует заменить другими словами, имеющими более конкретное значение
Если малыш бежит в сторону дороги, мама может сказать ему «стой, там машины».
 Необходимо не просто запрещать, а обратить внимание на опасность, то есть ребенок должен знать, почему совершать это действие не рекомендуется. При попытке совершить что-то неправильное, малыша можно отвлечь на другое действие
В день психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не чаще трех раз, иначе малыш перестанет на него реагировать. 
Определите для себя и ребенка запреты, которые должны действовать обязательно. Они должны иметь действительно весомые причины: опасная дорога, окна, бездомные животные, электрические розетки и т. д.
 

К подобным вещам запреты должны действовать всегда. Взрослым необходимо договориться между собой, к чему не допускать ребенка.
В некоторых семьях бывает так, что мама говорит нет, а бабушка разрешает. Получаются разногласия, которые приводят к тому, что малыш перестает слушаться, а в итоге риск несчастных случаев повышается.

Для того чтобы реже произносить запрещающее слово с негативной окраской, следует как можно лучше обезопасить квартиру и убрать вещи, которые ребенку трогать не следует. Конечно, невозможно оградить ребенка от неприятностей полностью, но это и не нужно.

Общение с дошкольником и школьником в положительном эмоциональном состоянии, объясняя, что можно делать вместо запретов, принесет гораздо больше результатов, а ребенок будет расти спокойным и уверенным в себе.

Зная, как сказать ребенку нельзя, родители смогут гораздо эффективнее им управлять, но при этом воспитывая личность, не боящуюся запретов, а сильную и независимую.

Про понимание речи

Понимание речи – это один из критериев оценки речи ребёнка, не менее важный. Ребёнок может не говорить, но может полностью понимать речь.

Понимание речи также должно соответствовать возрасту.

Как определить, что ребёнок понимает речь?

Оценка критерия понимания речи происходит в 1 месяц жизни ребёнка.

  • В 1 месяц ребёнок вздрагивает от голоса или звука.
  • В 2 месяца выражает беспокойство на звук или голос.
  • В 3 месяца смотрит на говорящего.
  • В 4 месяца поворачивает голову в сторону говорящего и перестаёт плакать, когда его успокаивают речью.
  • В 5 месяцев начинает откликаться на имя, но это в том случае, если к нему обращались до этого по имени, а не просто «малыш», «зайчик» и так далее, иначе откликаться он будет на малыша и на зайчика.
  • В 6 месяцев останавливается, услышав слово «нет», начинает использовать жесты. Это не значит, что ребёнок понимает, что вы имеете в виду под «нет». Жесты – это один из способов говорения, например, когда малыш тянет ручки, чтобы его подняли.
  • В 7 месяцев смотрит на знакомый объект, когда его называют. Используйте такие конструкции вопросов типа: «А где птичка? А где папа?». Так же обучаем понятию нет: «А где птичка?» – ребёнок смотрит в небо – «нет птички». И показываем головой нет. В 7 месяцев ребёнок осознаёт, где он сам, для этого подносим его к зеркалу, смотрим и показываем, называя по имени.

К году словарный запас ребёнка составляет 5-9 слов, конечно, может быть и больше. Появляются эти слова не сразу в 12 месяцев, а постепенно. Первые слова могут появиться и в 6-7 месяцев, типа «кых – кот», «бах – упал», «сьсь – грудь» и подобные. Если всего этого нет, в год рано говорить о задержке развития речи, проверьте слух и продолжайте развивать и обучать малыша. 

Может и вовсе быть ни одного слова и это тоже будет вариант нормы, так как оценка определяется и пониманием речи.

Не норма, если в год:

  • нет лепета,
  • не показывает на предмет,
  • не использует жесты.

Нельзя говорить ребёнку

  • я тебя не понимаю,
  • что ты там шепчешь?
  • говори громче и чётче!

Ребёнок должен знать, что вы его понимаете всегда и даже без слов.

Если уровень речи ребёнка не соответствует норме, скорее всего его не обучали и это тоже вариант нормы. Обучить можно.

Завуалированные запреты

Мудрые родители организовывают пространство и досуг своего малыша таким образом, чтобы ребенок просто не мог поступать неправильно. Это обеспечится если Вы:

  • создадите комфортную и безопасную обстановку, путем нейтрализации всех опасностей
  • предоставите ребенку условия для творчества, при которых не будут испорчены какие-либо ценные вещи и одежда
  • будете подавать ребенку правильный пример манипуляций с различными предметами
  • четко определите запреты и будете четко их придерживаться: недопустимо чтобы кто-то из родителей разрешал то, что запрещает другой

Благодаря этим нехитрым правилам ребенок получит некоторую свободу, будет гармонично и разносторонне развиваться, интересоваться окружающим миром и пытаться его познать. А лишние бессмысленные запреты не сумеют навредить нежной детской психике.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий