Почему ребенок ведет себя плохо, причины такого поведения и что делать

2. Ребенок реагирует на кризисные ситуации в семье

Поведение детей зачастую становится индикатором того, что в семье не все благополучно. Развод родителей, карьерный кризис у мамы или папы, напряженные отношения со старшим поколением внутри семьи, финансовые проблемы — все это может стать спусковым крючком для того, чтобы ребенок сорвался и начал вести себя плохо.

Марина Филькина,

клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

Дети очень часто винят себя в ссорах старших — родителей или бабушек и дедушек. А если речь идет о разводе, то ребенок может подумать, что родители разошлись, потому что он плохой. А если он и так плохой, то терять уже нечего — можно безобразничать напропалую.

Кроме того, иногда дети могут начать портить жизнь родителю, с которым остались. Мол, ты плохой(-ая), из-за тебя мама/папа ушла (-ел), я тебе отомщу!

Что делать родителям: говорите с ребенком. Не стоит вдаваться в детали или подробности, используйте простые слова, но честно расскажите, что происходит. Особенно подчеркните, что он тут совершенно не при чем. Почаще рассказывайте ему о своей бесконечной любви, которая останется неизменной несмотря ни на что. И уж точно не надо за глаза ругать кого-то, тем более второго родителя или дедулю. Это — табу.

Уклонение

Дети с низкой самооценкой стараются подчеркнуть свои слабости. Свое поведение они обосновывают фразами:

  • «Все равно у меня ничего не получится»;
  • «Все равно я тупой»;
  • «Я же ничего не умею делать».

Такие дети на замечания взрослых никак не реагируют, уходят глубже в себя, замыкаются. Чувства взрослого в такой ситуации: отчаяние, безнадежность. Он стремится помочь любимому чаду, но все тщетно.

Не реагирует на замечания взрослых

Выход из положения есть – на время оставить дочь или сына в покое (не просить ни о чем), не сравнивать его с другими, не критиковать, не жалеть. После паузы для повышения самооценки создавать ситуации успеха, их формула проста:

  • просьба, которую легко выполнить;
  • эмоциональная, положительная оценка после ее выполнения.

Детям, у которых причина негативного поведения – уклонение, родительского внимания требуется больше, чем при мести, борьбе за власть или внимание

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.

Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.

Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.

Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.
 Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях

В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично

Он чувствует себя ненужным, неуспешным.

«Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.

Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.

Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.

Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.

Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.

Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит
непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной
тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка
возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко,
быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности
он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих.
Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне
ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой
способ поведения называют «уходом от деятельности».

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка
во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме
того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность
во внимании к себе

Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря
деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования.
В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить
эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать
занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше,
картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись
действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается
самому попробовать создать нечто подобное. Яркие декоративные рисунки вообще
хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности)
– особенно. “Шедевры” обязательно следует вывешивать для украшения
квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно
красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более
– для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения
в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам
у ребенка может развиться “самомнение” (усилиться демонстративность).
При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность
– это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая
личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям
в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается
очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает
понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к “самомнению”,
а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи,
либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от
деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность
может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно
не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных
опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако
иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что “девочка
должна быть скромной” или что “захваливать детей вредно”,
– консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они
поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических
взглядов.

Поделиться ссылкой в соцсетях:

Поведение укрепляет родитель

Не всегда плохое поведение совпадает с возрастным кризисом семилетия. Можно наблюдать его и в 5, и в 6 лет. Самый распространённый пример – капризы в магазине, когда малыш требует купить себе что-то, а мама сопротивляется изо всех сил. Но потом сдаётся: ей сложно устоять перед капризами, хныканьем, обидами и иногда истериками малыша. Да, ребёнка ругают, но одновременно вручают ему злосчастную игрушку. И тем самым закрепляют нежелательное поведение.

Что делать? Быть последовательным в своём воспитании. Стоит ребёнку понять на личном опыте, что так называемое плохое поведение может принести ему вознаграждение в виде родительского внимания, обновки и тому подобных бонусов, и перевоспитать его будет сложно

Поэтому очень важно:

  • договариваться о возможностях и о поведении в общественном месте заранее («Да, мы пойдём в магазин, но покупать будем продукты, а не игрушки»);
  • соблюдать эти договорённости, что бы малыш ни вытворял. Яркая эмоциональная реакция мамы на капризы – это тоже подкрепляющее поведение.

“Тихое помешательство”

Некоторые больные люди просто замыкаются в себе и закрываются в четырех стенах. Так они могут существовать многие месяцы, годы и даже десятилетия. Нельзя сказать, что им совершенно чуждо общение. Однако оно представляется им слишком опасным, слишком странным, либо слишком обременительным. Иногда причина кроется в том, что на общение не осталось сил, иногда – в том, что полностью пропало само желание общаться. Сюда относятся случаи шизоидных личностных расстройств, депрессивные аффективные расстройства, многие случаи шизофрении, в том числе хронической, а также случаи деменции. Дело может доходить до того, что люди не только перестают выходить в магазин или, допустим, в ТСЖ (ЖЭК), но и ухаживать за собой, а также содержать в чистоте помещение, в котором проживают. По этой причине условия их проживания зачастую серьезно ухудшаются, переставая соответствовать санитарным нормам, и начинают напрямую угрожать их здоровью (вши, блохи, паразиты). Проблема таких ситуаций заключается в том, что в добавок к угрожающим условиям проживания, про заболевшего человека могут просто “забыть”, – особенно если он никогда не отличался особой общительностью и не имел родственников или знакомых. Стало быть, и медицинская помощь может опоздать: ее просто некому будет вызвать.

В самых тяжелых случаях требуется экстренная медицинская психиатрическая помощь, иногда связанная с необходимостью привлечения сотрудников полиции и МЧС, органов опеки и попечительства для отправки больного человека на лечение. 

Причины плохого поведения в школе

Психолог Ольга Латынцева в беседе с «Ямал-Медиа» напомнила, что ребенок — это зеркало семьи.

Ребенок плохо ведет себя в школе, потому что вы плохо ведете себя дома. Все родители говорят: «Почините моего ребенка», а я всегда говорю: «Посмотрите на себя. Что вы делаете дома? Ругаетесь, деретесь, обзываете друг друга или ребенка? Сколько времени вы выделяете на общение с ребенком?»

Ольга Латынцева

психолог

По словам Латынцевой, в первую очередь родителям надо смотреть на себя. Работают ли они в хорошем месте, читают ли интересные книги, посещают ли с ребенком мероприятия, делают ли вместе с ним то, что он хочет, налажен ли между ними диалог.

Фото: Taylor Flowe/Unsplash

Примерные ориентиры нормального развития ребенка

Первыми какие-либо отклонения в развитии дошкольника способны заметить окружающие его взрослые — родители и воспитатели. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка. Психологическое просвещение персонала детских дошкольных учреждений предполагает ознакомление их с этими объективными и легко наблюдаемыми показателями (Гарбузов В. И., 1990).

Эти признаки поэтапно проявляются следующим образом:

  • к 1 году ребенок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 мес);
  • к 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка — «что? кто?»;
  • к 2 годам словарный запас — 300-400 слов, основные вопросы ребенка — «что это? кто это?» Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков
  • к 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы — «где? куда? откуда? когда?» В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического раз. вития или глухоту;
  • к 3 годам появляется вопрос вопросов — «почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много, различает левую и правую стороны. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона;
  • к 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию;
  • к 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос — «почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «что? где? куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40-50 мин;
  • к 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «зачем?»;
  • к 5 годам ребенок умеет назвать свои фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми частями тела;
  • с 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению;
  • к 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра).

Виды депрессии:

Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

  1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику
  2. Романтизирует смерть и самого умирающего.
  3. Шутит о смерти
  4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
  5. Частые травмирования и порезы
  6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Могут ли ребенка исключить из школы за плохое поведение?

Согласно закону – да, могут. Однако такой исход случается крайне редко, потому что процедура отчисления сама по себе достаточно сложная. Прежде всего, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия.

  1. Подростку должно быть не меньше пятнадцати лет.
  2. Школьной администрации необходимо доказать, что поведение школьника представляет опасность для других учеников. Шаловливого ребенка не исключат из учебного заведения за то, что он балуется на уроках.
  3. Также педагогическому коллективу необходимо предоставить доказательство того, что он проводил работу с проблемным учеником и что действительно были применены все методы для коррекции его поведения.

Несоциализированное/социализированное нарушение поведения

Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.

Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.

Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:

  • хулиганство;
  • физическое, психическое насилие, драчливость;
  • жестокость относительно детей, животных;
  • порча имущества.

Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.

Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.

Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.

Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.

Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.

Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.

Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.

Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.

Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.

Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть.   После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.

Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий