Поведение следования за мамой у детей

Зачем детям уединение?

Личное пространство воспринимается человеком как часть собственного «я». Поэтому на вторжение в него и взрослые, и дети реагируют как на агрессию против «я». Кроме того, это место, где можно побыть исключительно наедине с собой, ведь даже самым близким вход сюда без разрешения хозяина запрещен

Крайне важно, чтобы родители с уважением и тактом относились не только к частному пространству своего ребенка, но и к личному времени, во время которого он хочет побыть один, к той сокровенной части его души, куда ему не хочется никого пускать. Тем самым они помогают ему стать самостоятельным, сохраняют его индивидуальность и закладывают фундамент будущих доверительных отношений со своим малышом. Своя территория — это еще и возможность почувствовать себя уверенно, ведь это своеобразное королевство, в котором можно полновластно править

Здесь есть место для увлечений крохи, мелочей типа бусинок и стеклышек, которые кажутся ненужным хламом родителям, но могут быть настоящим сокровищем для малыша. Здесь можно заниматься тем, что нравится… Все это и дает ребенку ощущение психологического комфорта на своей территории

Своя территория — это еще и возможность почувствовать себя уверенно, ведь это своеобразное королевство, в котором можно полновластно править. Здесь есть место для увлечений крохи, мелочей типа бусинок и стеклышек, которые кажутся ненужным хламом родителям, но могут быть настоящим сокровищем для малыша. Здесь можно заниматься тем, что нравится… Все это и дает ребенку ощущение психологического комфорта на своей территории.

Таким образом, у всех детей есть потребность в уединении, но эта потребность выражается по-разному и появляется в разное время: например, один ребенок лишь в семь лет начинает закрывать за собой дверь туалета, а другой уже в пятилетнем возрасте избегает переодеваться у всех на виду. Но, несмотря на различия, есть и общие тенденции. Вот чего можно ожидать в каждом возрасте.

Воспитание ребёнка до года

Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.

В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие

Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада.
Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения

Стимул для развития нервной системы

Вылизывание детенышей у млекопитающих влияет на последующую жизнеспособность особей — это научно доказанный факт, о котором я недавно узнала из замечательной книги «Как дети добиваются успеха». Причем, под жизнеспособностью подразумеваются как физические факторы, такие как рост и масса тела, так и психические — способность решать нестандартные задачи, уверенность в себе.

У человека вместо вылизывания — прикосновения. В период новорожденности и до года — это ношение малыша на руках, контакт кожа к коже, пестование, поглаживания, поцелуи. После года — это больше объятия, подвижные игры, в которых малыша можно подбросить и поймать, защекотать или потискать (только если ваши действия вызывают положительный отклик у ребенка).

Все это не просто является выражением любви. Любовь, выраженная таким способом, буквально питает малыша на гормональном уровне

Важно понимать, что это фундаментальное условие развития ребенка, необходимое ему куда больше, чем, к примеру, развивающие игрушки

Отсутствие или недостаток тактильного контакта

Дети воспринимают отсутствие близкого человека по-другому. Вы занимаете очень большое место в его жизни

Поэтому для него неважно, ушли вы на минуту или на час. Малышу не просто плохо без вас, он не может понять, сколько вас не было и сколько еще не будет

Такой образ мысли длится первые полгода. Отучать ребенка от себя (да, это тоже придется сделать) лучше только после этого периода.

Все советы формата «не приучайте к рукам» лучше игнорировать. Малыш, которому уделяется достаточно внимания гораздо легче «отпускает» родителей. Дело в уверенности малыша в том, что его не оставили навсегда и мама вернется.

Считается, что быть с мамой — это врожденная потребность ребенка. Это не признак «разбалованности» и не следствие того, что ребенка «приучили к рукам». Это внутренняя потребность, свойственная всем детям без исключения. Просто одни — более требовательны, чем другие.

Тактильный контакт — это одна из вещей, на которых не советуют экономить время. Оставляя ребенка долго без своего присутствия, вы можете подвергать его постоянному стрессу. Такое напряжение может вылиться в психологические травмы и комплексы. Те малыши, которым не хватает внимания, ведут себя по-другому. Они часто бывают напряжены и проявляют агрессию. Это не злоба, просто так компенсируется недостаток прикосновений.

«Какая же ты сука, мама»

На вопрос «Как вас представить в статье?» 47-летняя Анна Шулина ответила: «Напишите: „Не простила мать до сих пор“». Мама Анны умерла в 2012 году. 

— Мама вышла замуж в 19 лет. Моему отцу было 37. Это был неравный во всех отношениях брак, — рассказывает Анна. — Мама быстро забеременела. Я не была желанным ребёнком, поэтому сразу стала «тяготами и невзгодами». Когда мама сбежала от отца через год, я уже откровенно мешала. Отцу я тоже никогда не была нужна. После развода родителей я видела его раз пять. 

В пять лет мать научила маленькую Аню стирать свои вещи. С восьми лет на девочке были уборка и походы по магазинам. Мать могла поднять дочь рано утром и отправить за покупками.

— Игрушки у меня забрали в начале первого класса, потому что «большие девочки не играют в куклы». Когда родился брат, мама всем повторяла: «Сначала роди няньку. А потом ляльку», — вспоминает Анна. 

Мама никогда не была дочери подругой и не говорила ей комплиментов. Иногда она спрашивала маленькую Аню: «И в кого ты такая уродилась? Мимо пройдёшь — даже не заметят». Тем не менее в детстве Аня не чувствовала злости на мать. 

— Мама была для меня принцессой. Прекрасной и недостижимой. Я всегда пыталась заслужить её любовь и ласку. Мыла полы и посуду. Болела с высоченной температурой одна дома, потому что мамочке надо на работу и она не хочет брать больничный. Один раз пошла на улицу в будку звонить, что мне очень плохо. Не дозвонилась. 

Триггерной ситуации, после которой Анна изменила отношение к ситуации, не было. Просто однажды она поняла, что очень плохо одета.

Чем взрослее становилась дочь, тем критичнее относилась к ней мать. В 20 лет Анна родила ребёнка. Вскоре отношения с мужем и отцом ребёнка серьёзно разладились и стали такими напряжёнными, что Анна решила переехать к маме. В тот момент та предлагала любую поддержку, говорила «ну я же мама». Но прошло чуть больше месяца, и мать выгнала Анну вместе с малышкой на улицу. Она объяснила это тем, что устала и имеет право на свою жизнь. Дочке Анны тогда было полтора года.

Анна первое время жила у подруг: несколько дней у одной, несколько — у другой. Ей на помощь пришёл друг, с которым в итоге сложились отношения. 

— Из серии: она его за муки полюбила, а он её за состраданье к ним. Только наоборот, — шутит Анна. — Мы поселились у его родителей. Я по гроб жизни им буду благодарна.

Позже Анна пыталась проработать отношения с мамой. Обращалась к психотерапевтам за помощью. Ей посоветовали писать маме письма и сжигать их. Но ничего не помогло: Анна так и не смогла простить мать. Поговорить с ней уже невозможно.

— Вишенка на торте — мама умерла в мой день рождения. Мне исполнилось 40, — грустно говорит Анна. —  До сих пор очень больно и обидно за всё, что было. Каждый день хочу ей позвонить и сказать: «Какая же ты сука, мама». 

Следование — это подражание и послушание

Поведение следования очень важно не только в буквальном смысле, как передвижение в пространстве. В более общем смысле следование — это подражание. Делай как твой взрослый — тоже базовое, заложенное от природы в любого ребенка поведение

Именно через подражание родителям ребенок усваивает самые важные, самые значимые умения в своей жизни: ходить, говорить, манипулировать с предметами. Все это результат не каких-то специальных занятий, а просто подражание: смотри на них и повторяй, пока у тебя тоже не получится

Делай как твой взрослый — тоже базовое, заложенное от природы в любого ребенка поведение. Именно через подражание родителям ребенок усваивает самые важные, самые значимые умения в своей жизни: ходить, говорить, манипулировать с предметами. Все это результат не каких-то специальных занятий, а просто подражание: смотри на них и повторяй, пока у тебя тоже не получится.

Еще одно проявление поведения следования — послушание, то есть, буквально, следование указаниям родителя. Возможно, для кого-то эта мысль покажется неожиданной, но дети на самом деле от природы послушны. Это часть программы привязанности — следовать за своим взрослым в прямом и переносном смысле. Даже если вы возьмем самого отъявленного неслуха, от строптивости которого родители уже рыдают, внимательно понаблюдаем за ним и занудно посчитаем, сколько раз за день он послушался родителей и сколько нет, мы убедимся, что актов послушания будет в несколько раз больше.

Мы сами не замечаем, как много указаний даем маленькому ребенку: «Иди-ка сюда… дай нос вытру… постой минутку… на, попробуй… руку дай мне… отойди-ка… открывай скорей ротик… смотри, что у меня есть…». И так целый день. Это нормально — ребенок мал, неопытен, он нуждается в руководстве, и ему естественно следовать указаниям. Да, он может когда-то заупрямиться, отказаться, или просто не понять, не суметь остановиться — но на это всегда есть особые причины. А просто так, по умолчанию — он слушается. Поведение следования.

Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно

В самое активное время малыша, с шести до девяти месяцев, мне посчастливилось пожить на даче с родителями. Это существенно облегчило бытовые муки и позволило освоить новые занятия — игры в двухэтажном доме, рассматривание флоры и фауны, знакомство с соседями.

Променад на участке и прогулки по массиву с дедушкой и бабушкой оказались раем. Конечно, пришлось попыхтеть, решая каждый месяц новые задачи. Смена арсенала погремушек на крупные паззлы и новые игрушки, ежедневное фанатичное обеззараживание всего в радиусе ста метров, перестановка в доме согласно потребностям малыша, сведение к минимуму опасностей, которые подстерегают в обстановке взрослой жизни, соблюдение правил гигиены, поддержание аптечки малыша, которая, по своему ассортименту, вполне могла бы конкурировать с аптечным пунктом небольшого городка… Но все это уже приносило радость, и решения этих задач приходили легко.

За этот период мы не только освоили умение самостоятельно садиться, вставать на ножки и ходить с поддержкой, но и произвели заметный скачок в психическом развитии. Я стала замечать произвольное повторение тех форм поведения, которые доставляют ребенку удовольствие, разную реакцию на родных и незнакомых людей, появление первых страхов. К этому прибавилась произвольность движений и жестов, управляемость, понимание слова «нельзя». Все перечисленное заложило основу для следующего новообразования — предметной деятельности. Расширились границы доступного мира.

Предметная деятельность — деятельность с предметами согласно их назначению.

В этом периоде развития (после восьми месяцев) также формируется чувство безопасности, защищенности, а, следовательно, и степень открытости к миру, доверия к окружающим

Поэтому я всячески проявляла внимание, любовь, ласку, старалась мгновенно реагировать на его просьбы. Объясняла причину громкого звука или движения, так напугавшего кроху

Запомнить:

не ограничивать себя в комфорте и впечатлениях, активная жизненная позиция будет полезна не только вам, но и развитию вашего малыша.

Есть простые правила для того, чтобы ребенок не привык к рукам:

  • Существует множество средств, чтобы кроха не чувствовал маму так близко: рюкзачки-«кенгурушки», переноски и слинги создадут барьер между вами и ребенком, но при этом он все равно будет чувствовать заботу и проводить время с самым любимым человеком.

  • Зовите помощников. Бабушки, папы, другие родственники или даже няни освободят вам руки (и время). Его можно потратить не только на мытье полов, но и на столь необходимый мамам отдых.

  • Завлекайте. Музыкальная игрушка, мультфильм или домашнее животное станут прекрасным «раздражителем» для маленького исследователя. Ребенок с удовольствием переключится на них.

2 Мама все время «исчезает»

Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.

Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.

Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я», скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Причины запаздывания

Если у 12-месячного ребёнка не наблюдается попыток к ходьбе, но развивается он нормально, не страдает неврологическими и ортопедическими болезнями, поводов для переживаний нет.

Торможение возникновения навыков ходьбы чаще всего вызывается:

  • чрезмерной упитанностью. Набор лишнего веса у ребёнка случается при непродуманности рациона родителями, переедании и нарушении обменных процессов. Позвоночник, нагруженный ненужными килограммами, противится принятию ребёнком вертикального положения;
  • темпераментом. Начало ползания или ходьбы у флегматичных или меланхоличных детей происходит позже, чем у «заводных» холериков и сангвиников. Возникновение подобной закономерности объясняется моторной активностью, связанной с особенностями, имеющимися в нервно-психической организации;
  • генетикой. Запоздалое начало ходьбы является семейной чертой. В этом случае ожидание от малыша скорого овладения навыками ходьбы бессмысленно;
  • климатом. Малыши, родившиеся в южных регионах, обычно осваивают моторные навыки быстрее уроженцев северных территорий;
  • боязнью. Возможно, первое вставание на ножки и хождение привели к падению. Естественно, ударившись, кроха не хочет повторения опыта. Поэтому и пользуется знакомым и безопасным способом передвижения — ползанием, а не ходьбой на ножках, причинившей ему вред;
  • детской ленью. Поскольку ходьба помогает быстрому познанию мира и охвату большего количества вещей, дети и стремятся встать на ножки. Но вскоре, удовлетворив любопытство, малыш начинает лениться, особенно когда двигаться приходится по ограниченной или остающейся неизменной площади. Например, когда для прогулки выбирают только детскую площадку или пользуются только одним маршрутом;
  • использование ходунков как опоры. В настоящее время весьма популярно пользование ходунками. Конечно, для родителей приспособление является очень удобным: сидящий в них малыш способен самостоятельно двигаться по квартире. Однако родителям следует помнить, что малыш, сильно привыкнув к ходункам, будет бояться ходьбы без опоры;
  • стрессом. Малыши обладают высокой чувствительностью к изменениям, происходящим в психологической атмосфере. Нахождение в незнакомой обстановке, напряжённая ситуация в семье, использование наказаний и присутствие прочих неблагоприятных условий провоцируют возникновение стресса. Ходить малыш начнёт, как только почувствует безопасность;
  • Заболеванием. Силы даже обыкновенной простуды достаточно для ослабления грудничка. Некоторые из детей способны даже к забыванию навыка после хвори в течение нескольких дней. Однако двух недель достаточно для возвращения умения.

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я», скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Первые шаги ребёнка — признаки готовности

О готовности чада к совершению первых шагов свидетельствуют следующие признаки:

  • способность ребёнка к самостоятельному держанию за опору и ходьбе вдоль неё;
  • самостоятельное стояние в течение нескольких минут;
  • вставание с коленей без поддержки, что говорит о достаточной развитости мышц детских ножек.

7 упражнений для тренировки

Начинать выполнение упражнений рекомендуется, когда после падения наблюдается желание малыша подняться с колен, он пытается шагать, держась за опору.

А пока можно заняться его подготовкой, используя нижеприведённые упражнения:

  • помощь круглого «друга» — фитбола. Упражнение предназначено для выполнения детьми 6-9 месяцев. Сидящего на фитболе малыша разверните спинкой к себе. Удерживая малыша за бёдра, немного покачайте его в разные стороны. Использование приёма способствует развитию координации и равновесия, необходимых для обретения навыков ходьбы;
  • обучение стоянию

    Сидящего на корточках малыша разверните лицом вперёд. Поддерживая под грудку, приподнимите его, вынуждая встать на прямые ножки. Ещё один вариант выполнения этого упражнения: учить ребёнка совершению прыжков, сопровождаемых ритмичной музыкой или проговариванием стишка. Если малыш пока не умеет стоять на ровных ногах, к выполнению упражнения лучше вернуться по прошествии какого-то времени;

    . Рекомендуется для деток 9-месячного возраста. Расположившись на твёрдой поверхности, на которой ребёнку будет легче отталкиваться, выполнять упражнение:

  • следование за коляской. Упражнение подойдёт для 10-месячных малышей. Выполнять его можно во время первых шагов малыша, поддерживая его за ручки. Ребёнок катит впереди детскую коляску, а взрослый подстраховывает его сзади. Кроха следует за медленно катящейся коляской и учится ходьбе;
  • хождение с помощью палок. Рекомендуется к использованию 10-месячными детьми. Выполнение разрешено при условии уверенного стояния грудничка. Вооружившись двумя метровыми палками, снабдите ими грудничка. Он шагает, держась за палки. Задача же взрослого, положив руки поверх ручек малыша, управляя палками, учить и помогать «скороходу» продвигаться вперёд;
  • хождение по окружности обруча. Подходит для 10-месячных детишек, способных к стоянию и совершению нескольких шагов самостоятельно. Малыш двигается по территории внутри обруча. Задача родителя – перемещать обруч так, чтобы это стимулировало малыша на движение в разных направлениях при исследовании непознанных территорий;
  • в погоне за игрушкой. Для 9-месячных малышей. Выполнение рекомендуется при уверенном ползании и самостоятельном поднятии с колен, пользуясь опорой. Родитель, управляя игрушкой, помогает ей «убежать» и расположиться в каком-нибудь месте вроде стула, кресла, кровати. Задача крохи заключается в преследовании и захвате «беглеца», а для этого придётся как-то оказаться в нужном месте и подняться с колен. Это упражнение помогает малышу с развитием навыка самостоятельного вставания на ноги;
  • ходьба с преодолением препятствий. К выполнению можно приступать, когда грудничок уже научится ходьбе с поддержкой за руку. Препятствия для него – это натянутая между мебелью верёвка. Высота должна быть такой, чтобы малыш, поддерживаемый взрослым, был способен перешагнуть через неё. Постепенно можно поднимать верёвку, чтобы в итоге она была натянута наравне с коленями ребёнка.​

Кормите малыша грудью!

Грудное вскармливание дает маме и малышу уникальный опыт любви и доверия, который сохраняется на всю жизнь. Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, для того, чтобы кормить ребенка грудью. Пусть возможность приложиться к маминой груди будет у малыша в любой момент, а не тогда, когда «пришло время». Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что сосание материнской груди не только утоляет голод, но и дает ощущение покоя, безопасности и даже помогает справиться с болью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. С какой благодарностью и восторгом смотрит сосущий младенец на маму, и сколько нежности и ласки дарит она ему в этот момент!

Плюсы следования

Следование как навык полностью сформировывается к двум годам, до этого возраста нет смысла говорить, что у мамы с ребенком есть проблемы со следованием или нарушения привязанности

Но учить следовать обязательно нужно — это важно и для безопасности, и для развития и куда важнее, чем любое другое обучение в этом возрасте. Некоторые мамы умудряются к двум годам натаскать ребенка на алфавит или счет, но совсем не учат поведению в разных местах

А после двух дети ох как быстро могут убегать!

Коляску вперед лицом, по моим ощущениям, можно использовать не раньше полутора, а лучше — после двух лет, когда поведение следования уже полностью закрепилось. От эпизодических прогулок в коляске следование не пострадает, но все-таки стоит помнить, что навык следовать за взрослыми закрепляется регулярными многократными повторениями, т.е. чтобы ребенок следовал — надо ходить с ним побольше, а не просто гулять в одних и тех же безопасных местах.

Закрепленный навык следования хорошо способствует укреплению и развитию привязанности. Привязанность, в свою очередь, еще лучше мотивирует ребенка держаться недалеко от своих близких. “Хорошо привязанный” ребенок от мамы далеко не отойдет, потому что ему это не нужно и не интересно: привязанность — этот тот эластичный шнур, который удерживает людей рядом друг с другом.

Детям надо уделять больше времени

Эту фразу, как заклинание, повторяют подруги, бабушки и соседки. Но никто не говорит о том, насколько «больше». Неужели хорошая мама должна быть с малышом круглосуточно? А вы-то подумывали пойти на курсы компьютерной графики или вообще, страшно сказать, выйти на работу!

Что не так? Обесценивание самореализации загоняет женщину в тупик. Чем больше она вкладывает в развитие ребенка, тем меньше он нуждается в ней, что «идеальную» мать не устраивает. И она сужает рамки самостоятельности сына или дочери: отказывается от детсада, выбирает секции на другом конце города вместо дворовых кружков.

Как быть? Ориентироваться не на желания малыша (он всегда рад быть с мамой!), а на свои ощущения и возможности. Ответьте честно: у вас близкие отношения с ребенком? Если да, спокойно уделяйте время себе. И на будущее: противопоставление замотанных работающих мам и супердомохозяек формирует у малыша негативный образ самостоятельной женщины. Вам это надо?

Вывод

На основе теории привязанности вы можете понять, как воспитать ребёнка так, чтобы во взрослом возрасте он умел выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Для этого необходимо изучить и правильно пройти все шесть этапов формирования привязанности. 

Оставайтесь рядом с вашим ребёнком, поддерживайте его в трудностях, позволяйте проявлять эмоции — и негативные, и позитивные. Проводите вместе время, заполняя его общением, совместным творчеством, обсуждением того, что вам интересно и что вас волнует. Постарайтесь создать с ребёнком тесную эмоциональную связь, чтобы он видел в вас союзника и близкого человека, который всегда придёт на помощь и будет на его стороне. Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему сформироваться в гармоничную личность и уверенного в себе человека.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий