Этапы развития слуха у новорожденного ребенка, когда начинает слышать и как проверить самостоятельно

Если что-то идет не так…

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах центральной нервной системы;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Диагностика слуха

  • Безусловно-рефлекторная аудиометрия – применяется для новорожденных и деток до 1, когда они не могут рассказать что и как слышат. Основано на фиксации ответа слухового аппарата на звук.
  • Условно-рефлекторная аудиометрия – малыш слышит звук и видит свет. Затем свет не включается, а только звук и оценивается реакция ребенка. Применяется для детей, старше года.
  • Игровая аудиометрия – специальная компьютерная программа, которая фиксирует уровень слуха у ребенка, пока он играет. Используется для деток до 4 лет.
  • Живая речь – контрольная методика, которая применяется после аппаратной диагностики.
  • Тональная аудиометрия пороговая и надпороговая – проводится диагностика на реакцию слухового аппарата на звуки разно частоты. Используется для более глубокого анализа слуха.
  • Речевая аудиометрия – используется, в основном, при настройках слухового аппарата для глухих деток.
  • Аудиометрия объективная импедансная – с помощью специального аппарата можно посмотреть состояние барабанной перепонки и того, что расположено за ней.
  • Аудиометрия объективная по отоакустической эмиссии – фиксация колебаний волосковых клеток.
  • Аудиометрия компьютерная объективная – сканируется состояние всей слуховой системы, в том числе внутренней ее части.
  • Методы анализа слуховой нейропатии – аппаратная диагностика нарушений работы слуховых нервов. Методика новая, начала использоваться относительно недавно.

Когда у ребенка проводится проверка слуха?

Обычно перед выпиской из больницы Американская академия педиатрии рекомендует провести проверку слуха, чтобы убедиться, что ребенок слышит идеально.

В течение следующих недель рекомендуется, чтобы ребенок проходил проверку слуха, поскольку 1 и 2 из 1000 детей рождаются с проблемами слуха и могут быть обнаружены после рождения и, таким образом, пытаются уменьшить их проблему.

Специалисты будут отвечать за правильное определение, достаточно ли слышит ребенок, потому что, если в течение первых 6 месяцев обнаруживается снижение слуха, у ребенка больше шансов развить хорошие возможности речи и правильного обучения.

Проверка слуха состоит из двух процессов, как мы указали ранее:

  • Автоакустическая эмиссия отвечает за определение того, правильно ли слышат различные части внутреннего уха и реагирует ли он на звук извне. Слуховой аппарат будет помещен в слуховой канал, и будет издаваться эхом звук. Если ребенок не реагирует, наиболее вероятно, что есть нарушение слуха.

  • Тест на слуховой ответ мозга оценит, как слуховой нерв реагирует на звуки. Слуховые аппараты помещены в ухо ребенка, и серия колоколов будет выпущена благодаря электродам, установленным на голове.

Благодаря слуховым тестам, дети смогут решить некоторые из своих проблем со слухом до тех пор, пока у них обнаружат дефицит или снижение слуха. Это делается в течение первых 6 месяцев.

Проверка слуха

Когда ребенок начинает сидеть

Как проверить слух у грудничка? Первая проверка осуществляется в роддоме, но далеко не каждое учреждение имеет необходимую аппаратуру для диагностики. Если кроха не проходила такое обследование, то нужно обращаться к ЛОРу, отологу или сурдологу. Впервые прибегать к помощи специалистов нужно в четырехмесячном возрасте, если есть какие-то подозрения, лучше сделать это раньше.

Для проверки проводят скрининговый анализ. Берется специальный датчик, который вставляется в ухо ребенка и издает звуки. В этом же устройстве есть микрофон, который анализирует ответ улитки. Далее доктор прослушивает полученную запись и определяет, есть ли поражения слуха. Если оказывается, что да, проводится дополнительное обследование.


Младенец прислушивается

Ребенку в ухо подаются сигналы разной интенсивности с целью определить степень поражения функции слуха. Также врач может применять другие методы (акустическую импедансометрию, тимпанометрию) для уточнения диагноза.

Проверять состояние слуха могут и родители, которые должны постоянно анализировать реакцию крохи на звуки окружающего мира. Не стоит сразу бояться, поскольку младенец может быть сосредоточен на чем-то другом

Если отсутствие реакции случается регулярно и не связано с отвлеченным вниманием, это может говорить о проблемах


Кроха затыкает уши

Родителю нужно пройти следующий тест и ответить на некоторые. Если на все был дан ответ «да», то проблем со слухом, скорее всего, нет:

  1. В течение первых 3 недель вздрагивает ли ребенок, если слышит неожиданный громкий звук?
  2. Когда взрослый начинает громко разговаривать с крохой до трех недель, вздрагивает ли она?
  3. Когда ребенку исполняется один месяц, может ли ребенок повернуть голову на звук?
  4. Есть ли реакция трехмесячного младенца на голос мамы?
  5. Способна ли четырехмесячная кроха поворачивать голову в сторону погремушки?
  6. Начинается ли гуление у 2-4-месячного грудного ребенка?
  7. Начинает ли 5-месячный грудничок лепетать?
  8. Наполняется ли лепет новыми звуками в возрасте 8-10 месяцев?
  9. Может ли ребенок понимать определенные слова в 9-10 месяцев? Например, такие короткие выражения, как мама, папа, пока, дай, привет и другие подобные.
  10. Способен ли говорить простейшие слова в год?

Некоторые проблемы, описанные в нескольких последних вопросах, могут проявляться не только из-за нарушений слуха.

Интересно! Зрение и слух у новорожденных имеют разную степень развития. Малыши видят все в черно-белых тонах на расстоянии около 20-40 см, в то время как слышат они достаточно неплохо.

Упражнения для развития зрения

Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

  1. Поворачивать голову малыша в разные стороны и разговаривать с ним, улыбаться и смотреть на него. Благодаря этому ребёнок научится фокусировать взгляд на одном предмете. Желательно выполнять это упражнение с игрушкой красного или оранжевого цвета в руках.
  2. До месячного возраста малыш лучше воспринимает посторонние предметы и обстановку, находясь в вертикальном положении. Желательно почаще носить его, чтобы он привыкал к окружающей его обстановке. Лучше не торопиться, прогуливаясь с крохой на руках, дав ему время на изучение ярких предметов.
  3. Подключать игрушки разных цветов. Пусть пока малыш не может их различать, но развитие маленьких детей происходит настолько быстро и незаметно, что пройдёт немного времени и грудничок покажет свою реакцию на новый цвет. Демонстрировать разные цвета нужно через день. Следует начинать с оранжевых или красных предметов, поскольку именно их малыши замечают первыми.
  4. Уже к концу первого месяца дети начинают видеть предметы на расстоянии около метра. Это подходящий возраст для карусели над детской кроваткой. В игре будет нелишним отдалять игрушки, тренируя тем самым зрение новорожденного.

Эти несложные упражнения необходимо выполнять ежедневно по несколько раз. Дети очень любят разглядывать лица. Когда новорожденный начинает видеть маму, выражение его лица становится более заинтересованным, он часто улыбается в ответ. Лицо отца для малыша представляет не меньшую заинтересованность. Скорее всего, это происходит из-за бороды или усов, возможно, потому что у мужчин черты лица крупнее и малышу их легче рассмотреть. Эта способность проявляется у деток уже к двум месяцам.

Когда стоит беспокоиться?

Тревожиться за свое дитя – это нормально. Однако не стоит паниковать по малейшему поводу. Если возникли сомнения, лучше проконсультироваться у врача. Детский врач всегда подскажет, какие изменения происходят у детей в первые месяцы жизни. Поэтому не следует по малейшему поводу сразу бежать в больницу. Кроме того, волнение мамы передается и младенцу.

Тем не менее не исключены случаи, когда помощь педиатра все-таки понадобится. Это можно определить по следующим признакам:

  • Ребенок в шестимесячном возрасте продолжает часто (или постоянно) косить.

  • Достигнув трехмесячного возраста, малыш все еще не смотрит на лица и никак не реагирует на окружающие предметы.

  • По прошествии трех месяцев не проявляется реакция на голос матери.

Практически все молодые родители сталкиваются с необходимостью адекватной оценки способностей своего младенца. Знание того, как происходит первичное развитие у новорожденных, позволит понять, когда ребенок начинает слышать, когда видеть и насколько успешным является этот процесс. Огромную роль здесь играет установление тесного контакта с матерью, которая должна как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться и смотреть в глаза. Ответная улыбка ребенка покажет, что он узнает ее, что все идет так, как нужно.

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Слух у малышей

Один из наиболее распространенных вопросов, возникающий у родителей, – когда начинают видеть и слышать новорожденные дети. Реакция на звук у малышей проявляется практически с самого рождения, но сначала они слышат очень плохо. Почему так происходит? С первых секунд своей жизни младенец испытывает настоящий стресс, ведь в утробе матери все звуки были приглушенными и негромкими, а с появлением на свет все меняется. Если бы ребенок сразу рождался с полноценным слухом, он бы просто сошел с ума, поэтому природой было задумано, чтобы слух развивался постепенно.

А как же понять, когда новорожденный начинает слышать и видеть? Вы все поймете по поведению своего чада. Что касается слуха, то реагируют крохи на резкие громкие звуки, на высокий тембр голоса и интонацию. Проявляется это в том, что ребенок вздрагивает от неожиданности, жмурится, начинает плакать. Также реакцией на звуки могут послужить судорожные движения, подергивание ручками и ножками.

Если уронить на пол какой-то тяжелый предмет (например, книгу), хлопок напугает ребенка. В общем-то, его может напугать любой непонятный звук: гудение пылесоса, звонок в дверь, вибрация на мобильнике, собачий лай, звон тарелок и т. д. Поэтому во избежание стрессов у малютки старайтесь не производить резких звуков и не разговаривать на повышенных тонах. Плачущего ребенка всегда нужно успокоить. Постепенно он привыкнет к различным звукам и не будет уже так бурно реагировать.

  • Когда у новорожденного меняется цвет глаз?
  • Жидкий стул у грудничка

Как помочь развитию слуха?

Можно заметить, что детки часто пытаются искать источник звуков глазами. Ближе к 3 месяцам малыш начинает различать голоса и посторонние звуки и даже реагировать на музыку. А к началу четвертого месяца жизни он сознательно поворачивает голову на любой услышанный звук.

Попробуйте поиграть со своим ребенком в такую игру: медленно передвигайте погремушку из стороны в сторону, издавая с ее помощью звуки. Тогда вы заметите, что младенец внимательно следит глазками за игрушкой или даже совершает какие-то движения в сторону погремушки. Однако, если грудничок к 3 месяцам не реагирует на более тихие звуки, не стоит расстраиваться и паниковать. Ведь развитие может слегка задержаться в силу индивидуальных особенностей ребенка.

  • Также многие психологи и детские врачи рекомендуют включать малышам нежную мелодичную музыку, которую, кстати, очень любят слушать крохи, или детские песенки.
  • Старайтесь больше разговаривать с младенцем, читать ему вслух стихи, сказки или петь колыбельные. Дети постепенно привыкают к голосам, им приятно слушать размеренную, плавную и четкую речь. Разумеется, малютка не будет понимать то, что вы ему говорите, но сам тембр и звук вашего голоса будет успокаивать его.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Методы проверки слуха

Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:

  • активным движением ножек и ручек;
  • замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
  • широким открыванием глаз;
  • изменением дыхания;
  • пробуждением ото сна.

Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.

Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:

  1. компьютерное аудиометрическое обследование;
  2. поведенческое обследование;
  3. игровая аудиометрия.

Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.

Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.

При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.

Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.

В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.

Развитие зрения

Попадая в новую среду обитания, младенцу необходимо время для адаптации. В первые дни жизни малыш созерцает мир не так, как видит его новорожденный ребенок в 1 месяц, а через полгода зрительный анализатор работает еще иначе:

  • острота зрения у новорожденного 0,005-0,015;
  • в первые месяцы жизни этот показатель увеличивается до 0,01-0,03;

Некоторые дети подолгу находятся с закрытыми глазами, другие щурятся, а некоторые широко раскрывают глаза и смотрят на мир, однако видят они его одинаково. Поэтому, отвечая на вопрос: когда ребенок начинает видеть после рождения, можно ответить однозначно – сразу, просто немного иначе.

Этапы развития зрения:

  • Сразу после рождения ребенок способен различить светлые и темные пятна, а мир предстает перед ним в серых тонах.
  • На первом месяце жизни ребенок видит крупные объекты, например, лица родителей или любимую игрушку. Учтите, корректная работа зрительного анализатора влияет на то, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
  • В два месяца ребенок способен следить за движением крупных объектов и людей. В этот же период формируется центральное зрение. Взгляд фокусируется, но не задерживается на объекте, а «соскальзывает». Примерно в это же время повышается острота зрения, зрительные центры в головном мозге, а также глазном яблоке и сетчатке продолжают формирование. Начинает формироваться бинокулярное зрение.

Знаете ли вы? Некоторые производители выпускают детские книжки с черно-белыми картинками, а также черно-белые игрушки. Особенно малыши реагируют на полосатые игрушки.

  • На третьем месяце жизни ребенок наблюдает за движущимися предметами и различает желтые и красные цвета. В этот период есть смысл покупать игрушки, где преобладают эти цвета.
  • В четыре месяца зрение ребенка кардинально улучшается. Малыш уже неплохо видит, но центральное зрение еще в процессе формирования. Используя зрительный анализатор, ребенок пытается изучать игрушки и свои ручки на разных расстояниях. Также он различает чистые цвета (не оттенки), еще неверно оценивает расстояние до предметов и объемы. «Ловит» тени и блики объектов. Малыш получает способность видеть осознано. Четыре месяца – это время, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. Малыш выражает радость, оживляется, начинает улыбаться. Конечно, между матерью и малышом эмоциональная связь устанавливается гораздо раньше.
  • Пятимесячные малыши уже способны различать все цвета, хорошо видят предметы и с удовольствием хватают их ручками, чтобы попробовать на вкус. Таким образом, ребенок познает мир.
  • Полугодовалые детки узнают родителей или тех, кто за ними ухаживал. Могут наблюдать за объектами небольших размеров. В этом возрасте формируется бинокулярное зрение – малыш видит мир целостной картинкой. Световая чувствительность зрительного анализатора достигает 2/3 от нормальных показателей у взрослых.
  • В семь-восемь месяцев ребенок распознает объемные геометрические фигуры (шар, куб).
  • Молодые родители часто интересуются: во сколько месяцев новорожденный ребенок начинает видеть «по-взрослому». Это происходит к году. Дети способны различать разные предметы целиком и отдельные их части. Пытаются отыскать предметы, пропадающие из поля зрения. Устанавливают между предметами взаимосвязи. Способны различать оттенки.

Когда обращаться к врачу

Как только появляются сомнения, лучше обратиться к врачу. Если нарушения слуха имеют место быть, то своевременно начатое лечение является гарантией хорошего результата. Многие родители боятся обращаться к врачу, чтобы не услышать плохой диагноз. Не стоит переживать, потому что новости могут оказаться значительно лучше, чем родитель ожидал.

Обращаться к врачу нужно, если годовалый ребенок:

Не замечает, что кто-то говорит за пределами области зрения.
Кроха часто переспрашивает.
Ребенок уделяет чрезмерное внимание мимике взрослого.
Очень громко включает телевизор.
Не слышит голос по телефону.

Как правило, проблема решается покупкой качественного слухового аппарата. Здесь главное – не упустить время. Чем раньше он будет куплен, тем лучше ребенок будет адаптироваться к социуму.

Итак, ответ на вопрос, слышат ли новорожденные дети, понятен. В первые два-три дня – нет. Потом, если они не реагируют на громкие звуки, голос взрослых, это реальная проблема.

Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Если что-то идет не так…

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах центральной нервной системы;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Особенности развития слуха

Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.

В первые дни жизни дети замечают только большую громкость (и не обращают внимания на телевизор или пылесос, на негромкие разговоры и другие не слишком выраженные «сигналы»). Поэтому на вопрос, слышат ли новорожденные дети, можно ответить так: со слухом у них все в порядке, просто откликаются они не на все раздражители.

Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком — хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:

  • движения ручками и ножками;
  • изменения выражения лица;
  • движения головки или «поиск» глазами;
  • вздрагивание или замирание.

Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.

Итак, когда начинают слышать новорожденные? Конечно, сразу, но вертеть головой осознанно, ища источники звуков, ребенок начинает к концу третьего месяца. Если он чем-то очень увлечен, он не будет реагировать ни на какие раздражители. Это тоже нормально.

Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.

Возраст, в котором дети начинают слышать

Родители, которые считают, что дети начинают слышать звуки лишь на определенной неделе жизни, сильно ошибаются. Новорожденный не только имеет острый слух с рождения, ученые доказали, что ребенок понимает все уже тогда, когда находится в утробе матери. Формирование соответствующих органов начинается с пятой недели внутриутробного развития, на 17 неделе этот процесс завершается, и малыш уже может различать высоту звука.

Начиная с 26 недели беременности, дети начинают не только слышать все, что происходит в окружающем мире, но и пытаются реагировать на происходящее. Это проявляется значительным повышением активности, особенно в те моменты, когда мама разговаривает со своим малышом, дополнительно сопровождая процесс поглаживанием живота. С 36 недели активность плода еще больше повышается, ответ идет даже на самые незначительные шумы.

Учитывая тот факт, что дети слышат не только то, что происходит снаружи, но и все, что характерно для внутренних процессов, в первые недели после родов они быстрее успокаиваются под шум морских волн, который у них ассоциируется с движением околоплодных вод.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий