Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре

Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:

  • детские игровые комнаты
  • парки развлечений
  • зоопарки
  • театры
  • музеи
  • выставки

Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.

Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя. Так, в театре:

  1. Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
  2. Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
  3. Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
  4. Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
  5. Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
  6. Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
  7. Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
  8. Во время спектакля нельзя разговаривать
  9. В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться

Этикет в картинках для детей. Авторское дидактическое пособие «Этикет для малышей» для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», — так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Существует четыре ступени этикета:

❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

❖ вторая – к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

❖ третья – к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

❖ четвёртая – к 18 годам, девиз «Будь естественным».

На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Цель разработки пособия:

Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

✓ знакомство с правилами этикета,

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Содержание пособия : мнемотаблицы по этикету.

❖ «Прощание»,

❖ «Поведение на улице»,

❖ «Правила поведения в транспорте»,

❖ «Говорим по телефону»,

❖ «Идём в театр»,

❖ «Поведение в магазине».

Ход игры:

Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения, дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают

Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки. — называется имя

— называется имя

— руки в карманах не держим

— первая подаёт руку для рукопожатия женщина

— при разговоре смотрим на «третий» глаз

— для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

Ход занятия:

1. Дети входят в зал под музыкальное сопровождение. Здороваются с гостями. Встают в круг.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится на родину столового этикета. А что такое этикет? (ответы детей). Этикет – это правила поведения, принятые в обществе. Что такое столовый этикет? (ответы детей). Столовый этикет – правила поведения за столом. Ребята, столовый этикет зародился в Италии, значит эту страну по праву можно назвать Родиной культуры поведения за столом. Я вас приглашаю в один из городов Италии (слайд – город Италии).

2. Дети садятся на стулья.

3.Воспитатель: Давным – давно люди не знали правил поведения за столом (слайд, пищу ели руками, громко чавкали, измазанные жиром бороды и руки вытирали о себя. Зрелище это было неприятное и если бы мы оказались на таком пиршестве, у нас пропал бы всякий аппетит. Но прошло время и люди научились (слайд) пользоваться вилкой, ложкой, ножом и салфеткой. В наше время существуют определенные правила поведения за столом. Ребята, а вы знаете правила поведения за столом? Давайте их вспомним. (Ответы детей)

1).Известно с детства это всем:

Когда я ем, я глух и нем.

2). Не вытирай свой рот рукой-

Салфетка есть перед тобой.

3). Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берешь,

Вилку в руку левую,

Сидишь королевою.

4). Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай.

Чтобы люди не смотрели

На тебя насмешливо.

5). Чтоб не грохнуться случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся-

Это не качели.

6). Не вертись, спокойно кушай.

И не чавкай, словно хрюша.

7). Облизывать не стоит пальцы,

Которые за все хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ,детки:

Для рук положены салфетки.

8). Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Правила столового этикета вы знаете, а чтобы их закрепить, мы с вами поиграем. Сейчас проверим, знаете ли вы, какое блюдо чем едят?

(Слайд)

Чем едят курицу?

(Слайд)

Чем едят пельмени?

(Слайд)

Чем едят вишню?

(Слайд)

Это клубника со сливками. Чем же ее едят?

Еще одна игра (слайд). Вам нужно расставить блюда по порядку приема пищи. С чего мы начинаем прием пищи?

Давайте проверим (слайд)

Правильно. Молодцы ребята.

Как должны располагаться столовые приборы при сервировке стола? (Слайд). С какой стороны должна лежать вилка? (С левой). Столовая ложка и нож? (С правой). Где должна лежать чайная ложка? (Над тарелкой). Давайте проверим, как правильно должны располагаться столовые приборы. (Слайд)

Еще одна игра «Расположи правильно столовые приборы после приема пищи» (слайд)

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.

Ребята, а вы знаете, как можно красиво накрыть стол для гостей?

Если мы с гостями будем пить чай, какой сервиз мы на стол поставим? (Слайд)

Если будем пить кофе? (слайд)

Что можно приготовить для гостей к чаю или кофе? (ответы)

Можно приготовить для гостей необычные бутерброды. Называются они канапе. (Канапе – слайд). Канапе переводится как «крошечный». Канапе – это маленькие бутерброды, состоящие из нескольких слоев разных продуктов, которые нанизываются на шпажку и подаются к чаю или кофе.

Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы посуду перемыли :

(трем ладошки, “моем” посуду)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёжку!

(загибаем пальчики)

Только чашку мы разбили.

Поварежку разломили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(разгибаем пальчики)

Так мы маме помогали.

4. Давайте накрывать стол. Но сначала мы должны надеть фартуки и головные уборы. (Дети надевают форму). А теперь давайте протрем руки влажными салфетками. (Дети протирают руки х/б салфетками).

5. Андрей мне поможет накрыть праздничную скатерть, а вы разложите салфетки и расставьте салфетницы., чашки, блюдца

6. Предлагаю приступить к приготовлению канапе. У нас есть для этого все необходимое. Какие продукты можно использовать? Подумайте и решите, из каких продуктов вы будете делать свое канапе. Приступаем.

7. А теперь давайте их унесем на стол для гостей на общем блюде и поставим в центр стола.

Какой красивый стол мы накрыли для наших гостей. Уважаемые гости приглашаем вас попробовать наши канапе.

Подойдите ко мне, ребята.

Рефлексия.

Что такое столовый этикет?

В какой стране зародился этикет?

Как называются бутерброды, которые мы с вами готовили?

Что было сложно?

Давайте попрощаемся с гостями и пройдем в группу.

Важность этикета

Многие современные родители прониклись идеей, что ребенка нельзя в чем-то ограничивать или заставлять его делать то, что не хочется. Некоторые доходят до того, что позволяют своим детям все, в том числе – нарушать нормы поведения, пренебрегать вежливостью по отношению к незнакомым людям, и т.п.

И за одним столом в том числе. Подумайте сами: как бы вы ни любили свое собственное чадо, и каких бы прогрессивных взглядов не придерживались, вас самих очень раздражает некрасивое поведение других детей!

Не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы научить его правильно есть в компании других людей.

Чем старше он будет, тем труднее будет привить ему мысль о принятии каких бы то ни было правил, особенно, если до этого ему было позволено все.

Этикет за столом для детей

Уроки вежливости, которые помогают прививать хорошие манеры для детей за столом, утверждают, что нет необходимости с самого малого возраста учить сложные правила.

Не нужно углубляться в то, чем, например, отличаются определенные виды вилок и ложек

Важно научить его основным правилам, которые станут признаками воспитанности юной личности. А со всеми тончайшими нюансами столового этикета он разберется позже – когда станет старше

Поэтому можно с уверенностью сказать, что правила поведения для детей за столом имеют некоторые отличия от столового этикета для взрослых.

Итак, разберем некоторые уроки вежливости для детей, чего категорически нельзя делать за столом:

  • садиться принимать пищу в неопрятном виде, с растрепанными волосами и грязными руками;
  • пережевывать пищу с открытым ртом, причмокивая или чавкая;
  • облизывать пальцы;
  • класть на стол локти;
  • выплевывать пищу, даже если не нравится ее вкус;
  • набивать рот и пытаться разговаривать при этом;
  • откусывать слишком большие куски пищи, которые очень сложно пережевать;
  • брать руками еду;
  • облизывать нож – это не только некультурно, но и опасно;
  • ковыряться руками или столовыми приборами в пище;
  • сидеть в слишком вальяжной позе – развалившись;
  • раскачиваться на стуле;
  • откидываться, дергать ногами, стучать по столу, своему или чужому стулу;
  • начинать прием пищи, пока еще не все сели или не готовы к принятию пищи, а также вставать до тех пор, как все закончат есть;
  • направлять столовые приборы на людей, сидящих рядом;
  • брать последний оставшийся кусок с общей тарелки, не предложив его остальным.

С основными ограничениями разобрались. Также ребенку нужно объяснить, что и как ему позволено делать за столом, соблюдая правила приличия:

Сев за стол, необходимо положить салфетку на колени

Эксперты по этикету также допускают, что детям до 5-ти лет салфетку можно заправлять за воротник.
Важно соблюдать правильное положение тела – ступни параллельны полу, спина прямая и опирающаяся на спинку стула (если она есть).
Передавать продукты следует слева направо. Если просят передать тарелку с каким-то блюдом, находящееся ближе всего к ребенку или взрослому, вначале его нужно взять левой рукой и предложить тому, кто сидит слева от него, а затем взять тарелку в правую руку и передавать направо.
Если возникает желание чихнуть, нужно отвернуться от стола к своему плечу и желательно чихнуть в салфетку (можно заслонить рот рукой).
Так как некоторые емкости и стаканы могут быть тяжелыми для ребенка, им можно браться двумя руками за предмет.
Когда хочется отпить из стакана, нужно вначале вытереть рот салфеткой., так как после принятия пищи на губах остаются следы.
Если нужно покинуть стол, стоит просто извиниться и тихо выйти

Если ребенок в гостях или гости у вас, то всем говорить о том, для чего нужно выйти, не стоит.
Встают со стула с правой стороны.

Рекомендация: правила этикета за столом для детей должны выполняться с самого раннего возраста.

Если взрослые будут периодически или постоянно игнорировать неприличное поведения ребенка, сидящего за столом, то в будущем ему будет очень тяжело привить необходимые привычки.

Столовый этикет: правила поведения за столом

Непринужденная обстановка, бокал вина – вовсе не повод для того, чтобы расслабиться, тем более, когда ужин носит деловой характер. За столом во время трапезы, согласно правилам
столового этикета, необходимо сидеть прямо, на откидываясь на спинку стула и не наваливаясь грудью на стол. Локти на стол можно ставить только во время перемены блюд, ногу на ногу во время еды тоже класть не следует.

Салфетка используется только для того, чтобы предохранить одежду от пятен. В течение ужина она должна лежать на коленях, заправлять ее за воротник не нужно. Также нельзя пользоваться салфеткой для того, чтобы вытереть пот со лба или поправить «потекшую» косметику. Если салфетка упадет на пол, поднимать ее не следует – попросите официанта принести новую.

Конечно, не следует забывать о том, что ужин или встреча носить деловой характер, и злоупотреблять алкоголем. Достаточно будет выпить один-два бокала легкого вина в течение вечера. Если алкоголь в данный момент вам противопоказан по причинам медицинского характера, нет необходимости оповещать присутствующих, что вы находитесь «на диете» или проходите курс лечения. Столовый этикет не допускает обсуждения подобных вопросов.

Обратите внимание! За столом не допускается поправлять прическу или макияж, тем более – пользоваться расческой. Для этого есть туалетная комната.. Не набрасывайтесь на еду, даже когда очень голодны

Ешьте в размеренном ритме, не быстро, и не медленно. Телефон следует отключить или, если вы ждете важный звонок, перевести его в беззвучный режим. На столе аппарат лежать не должен. Все телефонные разговоры следует вести вне стола, выйдя из-за него, извинившись перед присутствующими

Не набрасывайтесь на еду, даже когда очень голодны. Ешьте в размеренном ритме, не быстро, и не медленно. Телефон следует отключить или, если вы ждете важный звонок, перевести его в беззвучный режим. На столе аппарат лежать не должен. Все телефонные разговоры следует вести вне стола, выйдя из-за него, извинившись перед присутствующими.

Участвуйте в беседе – встреча в ресторане, даже если она деловая, предполагает некоторую неформальность общения и свободу высказывания. Но и в разговоре следует придерживаться правил столового этикета. Темы бесед должны быть нейтральными – ни в коем случае не следует принимать участия в разговорах, касающихся политики или религии.

Прислушивайтесь к тому, о чем говорят присутствующие за столом. Если тема вам близка, примите участие в ее обсуждении. Демонстрируйте свой интерес к тому, о чем говорит собеседник, оказывайте ему знаки внимания, уважения.

Знание несложных, но обязательных правил
столового этикета поможет вам достойно представлять компанию даже вне ее стен. Эти правила должны выполняться на автоматическом уровне, чтобы вы всегда могли чувствовать себя уверенно в любой, даже самой пафосной обстановке. Но помните, что они не должны вам мешать и сковывать – используйте их как инструмент для налаживания общения.

Как вести себя за столом этикет

Правила поведения за столом — несложные истины, которые помогут составить хорошее первое впечатление. Порой неформальная обстановка заставляет позабыть их, что приводит к неприятным  ситуациям.

Столовый этикет подразумевает нерушимый свод норм, как вести себя за столом:

Не разговаривать громко, не выяснять отношения, не хамить. Если возникла конфликтная ситуация, нужно выйти из — за стола и отойти подальше.
Жестикуляция должна быть умеренной. Никому не понравится, если его заденут рукой во время еды. Суетливость нужно убрать и, поправляя свою одежду. Движения должны быть спокойными, размеренными.
Отвлекаться на телефонные звонки и смс за столом — настоящий моветон. Этому нужно учить ребенка с малого возраста, потому что гаджеты становятся постоянными «спутниками» даже ребят дошкольного возраста. Если нужно ответить на звонок родителей или бабушки, следует попросить прощения и выйти.
Приступать к еде нужно только тогда, когда ее принесли всем сидящим за столом.
Кушать нужно не спеша

Даже если ребенок проголодался, нужно объяснить ему, что следует тщательно пережевывать пищу.
Если ребенок в том возрасте, чтобы кушать с помощью приборов, то важно держать вилку в левой руке, а нож в правой. Это касается и той ситуации, когда нож не задействован в конкретный момент (например, ребенок порезал порцию мяса и нож больше не востребован).
Нельзя класть на стол личные вещи (сумку, телефон, игрушки). Вещи можно сдать в гардероб или поместить в сумку, которую следует повесить на спинку стула.
Если вдруг приборы или продукты упали на пол, то поднимать их нельзя

Ребенку нужно позвать на помощь взрослых, чтобы они принесли новые приборы и убрали то, что упало.

Вещи можно сдать в гардероб или поместить в сумку, которую следует повесить на спинку стула.
Если вдруг приборы или продукты упали на пол, то поднимать их нельзя. Ребенку нужно позвать на помощь взрослых, чтобы они принесли новые приборы и убрали то, что упало.

Чтобы ребенок запомнил все нормы столового этикета, их можно превратить в игру. Каждый день в игровой форме следует задавать ему вопросы и поправлять, если были допущены ошибки.

Этикет поведения детей на улице

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

Ребенок должен четко усвоить, что:

  • Мусор должен находится в урне, а не на земле
  • Запрещается ходить по газонам
  • Запрещается шуметь, бегать, задевать окружающих
  • Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки
  • Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны
  • В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим
  • Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку
  • Стоит помнить о правилах дорожного движения
  • Нельзя покидать место, где родители попросили подождать
  • Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон
  • Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо

Кушать лучше не на ходу, а сидя

Правила этикета за столом для детей. Правила этикета за столом для детей

С раннего возраста учите ребенка, как правильно вести себя за столом. Правила этикета за столом для детей осваивайте со своим малышом начиная с 2-летнего возраста.

Правила этикета за столом для ребенка

Что такое этикет для ребенка — это свод правил поведения, которых следует придерживаться в цивилизованном обществе. Они основаны на принципе безопасности при приеме пищи, чтобы не подавиться и не травмироваться.

С младенчества ребенок должен освоить, что семья за столом принимает пищу. Это должно происходить в специально отведенном месте — в столовой или на кухне. К пяти годам ребенок уже должен знать правила этикета и демонстрировать их в обществе — это основы вежливости.

Ребенок должен освоить основополагающие правила поведения за столом — еда подается в посуде и есть ее следует при помощи столовых приборов. Дайте понять  малышу, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь, если ему что-то не дается. Например, он может попросить порезать ему пищу на кусочки, передать салат или налить ему напиток.

Основные правила этикета:

  • Садиться за стол и вставать из-за него вместе с семьей.
  • Вымыть руки перед едой.
  • Пожелать в начале трапезы приятного аппетита, а по завершении поблагодарить.
  • Есть с закрытым ртом, не набивать едой полный рот, не болтать и не баловаться.
  • Не чавкать, не ковыряться во рту.
  • По необходимости пользоваться салфеткой.
  • Не тянуться за блюдом через весь стол, а вежливо попросить сидящего рядом передать необходимое.
  • Не раскладывать локти на столе и не опираться о них — держать при себе.

Детей чуть постарше учат пользоваться столовыми приборами (вилка в левой, а нож в правой руке). Детям следует знать, что прежде, чем запить еду, надо вытереть рот салфеткой: неэтично оставлять жирные следы от губ на стакане.

Если требуется налить напиток в стакан, то следует попросить о помощи взрослых, чтобы не разлить содержимое. Держать тяжелую чашку необходимо двумя руками. Перед началом трапезы расстелить на коленях полотенце/салфетку, а детям до 5-ти лет — заткнуть ее за ворот, чтобы не испачкать одежду.

Выходить из-за стола следует с правой стороны стула. Передавать продукты вокруг стола надо слева направо. Сначала предложите блюдо сидящему слева, а затем передайте соседу справа.

Перед тем как выпить напиток, надо прожевать и проглотить находящуюся во рту пищу. Если необходимо отлучиться из-за стола, то просто извиниться и выйти, не оповещая гостей о своих планах посетить туалет.

Правила этикета за столом для детей в стихах и картинках

Детям легче изучить правила этикета за столом, если они будут визуализированы или поданы в игровой форме. Картинки и стихи лучше помогут ребенку выучить, какой должен быть этикет за столом. Для закрепления освоенного ходите с ребенком на детские праздники, в кафе — исправляйте ошибки.

Картинки об этикете:

Стихи:

Чтобы не чувствовать себя неловко за столом, ребенку следует освоить правила этикета. Это нормы поведения, которых принято придерживаться в обществе. В основе правил — чувство уважения к окружающим.

Также немаловажно научить ребенка правилам безопасности за столом — при обращении со столовыми приборами, чтобы не подавился пищей и не запачкал себя и окружающих. Лучше всего эти правила доносятся в игровой форме

Виды этикета детей

Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.

Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.

Учить правила хорошего тона нужно с детства.

Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:

  • вести себя при общении с другими людьми
  • позиционировать себя

А также:

  • характерная походка
  • речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
  • жесты и мимика
  • прочее

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.

Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:

  • вежливыми
  • сдержанными
  • скромными
  • отзывчивыми
  • рациональными
  • участливыми
  • ненавязчивыми
  • опрятными
  • аккуратными

В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:

  • речевой (правила вербального общения с окружающими)
  • столовый (правила общения во время еды)
  • выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
  • семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
  • телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
  • гостевой (правила поведения в гостях)
  • пассажирский (правила поведения в транспорте)
  • учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
    профессиональный
  • спортивный
  • свадебный
  • траурный
  • военный
  • религиозный
  • дипломатический
  • корпоративный

По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий