В каком возрасте ребёнок начинает ходить?

Непростая наука: обучение

Учиться чему-то новому – всегда сложно, особенно, когда твой рост менее метра, ты еще некрепко держишься на ногах, а любимые родители хотят, чтобы ты как можно быстрее начал ходить. Для того, чтобы малыш научился правильно ходить, часто требуется помощь его самых близких людей. Разберемся по порядку:

  1. В первую очередь, о том, как научить ребенка ходить, необходимо задумываться с младых ногтей – почти с рождения. Дело в том, что ежедневные укрепляющие процедуры, гимнастика, массаж – это основа развитых мышц и крепкого позвоночника. Подробнее об этом в статье: Как научить ребенка ходить>>>
  2. Второй важный момент – большие пространства. Не надо ограничивать мир малыша сеткой и бортиками манежа – только на свободе он быстрее всего научится ходить.
  3. Внимательный выбор обуви – важный момент, практически ключевой.

Ведь очень многое в том, когда и как ребенок начинает уверенно ходить, зависит от обуви. В идеале – изготовленная из натуральных материалов, имеющая качественный задник и подошву. Обязательно наличие супинатора – это необходимо для того, чтобы своды стопы правильно формировались.

Очень часто, когда у малыша проблемы со стопами, можно наблюдать, как ребенок ходит на носочках. В такой ситуации ребенок нуждается в консультации невролога и ортопеда, а также ему необходима специальная обувь.

Тревожным можно считать такое положение дел, когда родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки, когда он старше полутора лет.

В этом случае надо немедленно обращаться за помощью к специалистам, которые смогут выявить причину и назначат комплекс лечебных процедур. В остальных моментах терять голову не стоит, пусть малыш развивается гармонично.

  • Когда и как отучить ребенка от памперсов?
  • Ребенок не какает в горшок: Как приучить?
  • Ребенок всех обижает в песочнице!

Что делать, если ребенок ходит на цыпочках

Педиатры все чаще отмечают, что некоторые дети сразу начинают ходить на носочках и это не должно беспокоить только в том случае, если малыш вышел похвастаться своим навыком или старается таким образом привлечь внимание взрослых. Истинными причинами ходьбы на цыпочках могут быть и физиологические, и патологические факторы:

  1. У ребенка может быть выраженный гипертонус мышц. С этой проблемой помогут справиться классические физиотерапевтические мероприятия. Врачи считают, что выраженный гипертонус мышц может развиться на фоне кислородного голодания малыша в период беременности или в процессе родов.
  2. Напряжение мышц происходит неравномерно, поэтому ребенку просто удобно и комфортно ходить именно на цыпочках. Это состояние нормализуется самостоятельно, по мере укрепления всех мышц детского организма. Родители могут ускорить этот процесс, занимаясь с крохой приседаниями, «ходьбой» на четвереньках.
  3. Нередко ходьба или бег на носочках указывает на повышенную активность ребенка, то есть, его энергия не может найти выход. Родителям просто нужно нагрузить малыша физически – много двигаться, активно играть.

Обратите внимание: хождение на цыпочках может указывать на последствия скрытой родовой травмы или начало развития детского церебрального паралича. Такие заболевания отлично диагностируются, а помочь решить проблему сможет только специалист. Даже если ребенку уже исполнилось полтора годика, а он еще самостоятельно не ходит, родителям не стоит паниковать

Если малыш  активен, пребывает в отличном настроении, ползает и интересуется окружающим миром, то нужно просто подождать – совсем скоро он не просто сделает свои первые шаги, а начнет бегать

Даже если ребенку уже исполнилось полтора годика, а он еще самостоятельно не ходит, родителям не стоит паниковать. Если малыш  активен, пребывает в отличном настроении, ползает и интересуется окружающим миром, то нужно просто подождать – совсем скоро он не просто сделает свои первые шаги, а начнет бегать.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

6,514 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

Физическое развитие

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.

Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.

Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.

Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры назначают, когда основной этап реабилитации завершен. Их действие направлено на улучшение кровообращения и лимфотока в больной спине. Это способствует снятию отека, воспалению, улучшает поставку питательных веществ к больной зоне. Результат – быстрое заживление тканей, восстановление мышц, нервных волокон.

В большинстве случаев врач назначает несколько процедур, которые улучшают действие друг друга. Это:

  • Электромиостимуляция – электрическая стимуляция нервов и мышц, направленная на улучшение их работы.
  • Ионофорез – ток малой силы и напряжения подается через электроды. Его действие направлено на улучшение состояния гладких мышц, кровеносных сосудов. Также с помощью процедуры можно доставить лекарства в более глубокие слои кожи.
  • Магнитотерапия – воздействие на организм с помощью магнитных полей, что способствует улучшению нервных, иммунных, обменных процессов.
  • УВЧ – воздействие на организм высокочастотного магнитного поля, что повышает проницаемость кровеносных сосудов. Улучшается проникновение к больной области питательных веществ, иммунных клеток. Это стимулирует рост, развитие и заживление тканей после удаления грыжи.
  • Лазеротерапия – воздействие на больную область пучка концентрированного света, что способствует прогреванию мягких тканей, улучшению кровотока, заживлению больного участка.
  • Диадинамотерапия – лечение током разной частоты, что оказывает обезболивающий эффект, улучшает обмен веществ, работу нервов и мышц.

Каждый курс физиотерапии состоит из 10-15 сеансов. Лечение можно продолжить после небольшого перерыва, если есть медицинские показания.

Мануальная терапия, массаж

Методы мануальной терапии, прежде всего – массаж, улучшат состояние мышц, нервной ткани. С их помощью можно:

  • быстро восстановить объем движений;
  • стимулировать регенерацию тканей;
  • убрать неврологическую симптоматику, которая часто сохраняется после операции.

Массаж назначают не раньше третьего этапа реабилитации после операции грыжи позвоночника, иначе можно повредить недавно зажившие ткани. Хороший эффект дает сочетание мануальной терапии с другими физиотерапевтическими процедурами. Массаж должен проводить квалифицированный специалист, что подтверждается медицинским дипломом, отзывами, комментариями клиентов.

Корсет и шейный воротник

Корсет и шейный воротник – фиксирующие аксесуары, которые нужно носить после операции по удалению поясничной и шейной грыжи

Если была операция на межпозвоночную грыжу поясничного отдела, реабилитация предусматривает ношение полужесткого корсета. Если грыжа была в верхней части спины, нужен воротник Шанца.

Задача фиксирующих аксесуаров:

  • правильно распределить нагрузку, снизив давление на шейный, грудной или поясничный отделы позвоночника;
  • защитить спину от перегрузки;
  • предупредить резкие движения;
  • снизить болевые ощущения;
  • быстрее восстановиться после операции.

Корсет и/или воротник надевают, выполняя ЛФК, занимаясь домашней работой. По отзывам, они очень помогают во время пеших прогулок, на работе. Когда врач разрешит ездить в машине за рулем, без корсета также не обойтись.

Надевают корсет и снимают, лежа на спине. Носить надо его не меньше 2 мес. после операции от 3 до 6 часов в сутки, а снимать – только на ночь и перед дневным отдыхом. Если врач разрешил выходить на работу, уточните у него, сколько часов надо быть в корсете. Постоянно носить его нельзя, поскольку слишком сильно ослабнут мышцы спины, что плохо отразится на работе опорно-двигательного аппарата.

Диета

В период реабилитации особое внимание уделяйте диете. Организм извлекает из продуктов питательные вещества, которые идут на построение клеток

Поэтому пища должна быть полезной, легкоусвояемой.

Мясной бульон, хрящи, холодец – природный аналог хондопротекторов, которые укрепляют ткани межпозвоночного диска, не допускают рецидива грыжи. Также продукты должны содержать клетчатку, витамины A, B, C, D, фосфор, марганец, калий, кальций. Именно поэтому включите в меню продукты их содержащие:

  • нежирное мясо;
  • субпродукты – почки, сердце, печень, мозги;
  • яйца;
  • орехи;
  • бобовые;
  • овощи, фрукты;
  • мед;
  • кисломолочные продукты.

Откажитесь от пищи, которая способствует набору веса, что создает нагрузку на позвоночник. Диетологи не рекомендуют жирные, маринованные, соленые, копченые продукты, советуют ограничить сладости.

В период реабилитации важно соблюдать диету

Как подобрать обувь?

Выбор первых ботиночек для ходунка имеет огромное значение для правильного формирования стопы, походки и осанки. Прежде, чем довериться производителям и продавцам дорогой ортопедической обуви, потратьте некоторое время на ознакомление с анатомическими особенностями нижних конечностей ребенка и их развитием.

Часто ортопеды рекомендуют жесткую, фиксирующую ступню обувь с каблуком и супинатором всем детям, начинающим вставать на ноги, для профилактики различных деформаций. Родителей пугают состояниями, являющимися нормой. Однако есть и альтернативная точка зрения, подкрепленная многочисленными исследованиями, проводимыми на протяжении двух столетий (Вреден, Куслик, Беленький, С. Виклер, Р. Мендельсон). Эта позиция последнее время встречается все чаще, и она имеет свои рекомендации относительно выбора обуви для малыша:

  • Подошва должна быть мягкой – правильная подошва при сжатии внутрь согнется не под носком, а в месте свода стопы, по центру
  • Широкие носы обеспечивают свободное расположение пальцев, обеспечивая естественную опору на них, что является обязательным условием развития силы ног, легкости движения, здоровой осанки,
  • Размер не должен быть «впритык». Между большим пальцем и краем стельки нужно соблюдать зазор 1 – 1.5 см.
  • Каблук должен отсутствовать, в крайнем случае – быть тонким и пружинным.
  • Избегайте выпуклостей на стельке – своды стоп под воздействием супинаторов формируются механически, происходит ослабление мышц ступней.
  • Мягкие ботиночки и сандалики из натуральных дышащих материалов дают ножкам возможность свободно двигаться, сгибаться, работать. Закованные в жесткие задники детские ступни теряют силу и подвижность, суставы голеностопа замедляют развитие, деформируются, вызывают проблемы со скелетом, от чего со временем появляется боль в ногах и спине, общая утомляемость, понижение активности. 
  • Обувь нужна только на улице и только тогда, когда ребенок начал ходить.

Главное условие гармоничного, физиологичного развития детских стоп – хождение босиком дома и на улице. При любой возможности разувайте малыша и давайте ему бегать босыми ножками по песку, траве, камням и другим поверхностям. Дома это могут быть различные фактурные покрытия, специальные детские коврики, паласы. Хождение босыми ступнями по естественному, разнообразному рельефу развивает гибкость и силу стопы, укрепляет пальцы, они остаются прямыми и широко расставленными, обеспечивая правильную поддержку всего тела.

Автор статьи Кирилл Ковалев

Кирилл является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о беременности, питании и здоровье мамы и ребенка.

Общее понятие о тиках

Это – самая популярная патология детской нервной системы в раннем возрасте. Визуально не заметить проявление тика просто невозможно, хотя некоторые родители умудряются неделями и даже месяцами не видеть никаких странностей в поведении ребенка.

Тики – это непроизвольные, стереотипно повторяющиеся, внезапные или отрывистые движения, являющиеся результатом спонтанного сокращения отдельных мышц или их групп.

На начальном этапе развития расстройства приступы возникают довольно редко, повторяющиеся движения не вызывают особого беспокойства или проблем. Ребенок даже может их сдерживать или контролировать. Однако попытки сдерживания тика доставляют ему:

  • внутренний дискомфорт;
  • чувство тревожности;
  • психическое напряжение.

При ослаблении контроля над собой происходят тикозные проявления, и малыш сразу же  получает явное облегчение.

Нервные тики у детей обычно обнаруживаются в возрасте от двух до пятнадцати лет. В период 6–8 лет наиболее часто развивается тикозный гиперкинез, тогда как в 14–15 примерно в половине случаев он самопроизвольно исчезает.

Интересный факт: мальчики подвержены расстройству в пять раз чаще, чем девочки. С научной точки зрения это объясняется более устойчивой психикой представительниц женского пола.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Запаздывание навыка

Ребенку больше года и он должен начать ходить, а не ходит, хотя все его сверстники уже овладели этим умением. Почему же у ребенка запаздывает развитие этого навыка? Причин отставания от нормы может быть несколько:

  • Большой вес ребенка. Если малыш имеет лишний вес, то двигаться ему тяжело. Неправильно организованное кормление, переедание нарушают обмен веществ.

Ребенок становится пассивным, ленивым, мало двигается. Необходимо пересмотреть режим питания и распорядок дня. Уменьшить порции или число кормлений, постепенно увеличивать физические нагрузки. Помогут плаванье, ползанье, гимнастика.

Темперамент.

Флегматики и меланхолики обычно начинают позже ползать и ходить. А активные сангвиники и холерики – раньше.

Наследственность. Если папа или мама поздно пошли в детстве, то и ребенок мог унаследовать эту предрасположенность.
Нервная обстановка, стресс.

Малыши в этом возрасте очень восприимчивы и часто пугаются. Изменения привычных условия, неблагоприятная обстановка в семье и ребенок чувствует себя не уверенно. Боится ходить.

Неудачный опыт.

Если ребенок уже пробовал ходить самостоятельно, но неудачно упал или испугался, то он может начать осторожничать.

Ходунки.

Споры о вреде и пользе ходунков не прекращаются. Не рекомендуется сажать в ходунки детей, которые плохо сидят сами.

Также отмечается, что при пользовании этим приспособлением неправильно формируется стопа, малыш недостаточно «работает».

Частые болезни.

Простудные и вирусные заболевания ослабляют младенца. Он может на время перестать ходить или ползать. Как только организм восстановится, навык вернется.

Заболевания опорно-двигательного аппарата и неврологические.

В этой ситуации понадобится обследование и лечение специалистов. Если у родителей есть сомнения по поводу здоровья ребенка, то стоит проконсультироваться с врачом.

Больше советов для родителей вы найдете в этом видео:

Как все происходит

Важно четко понимать, что обучение хождению – это кропотливый труд. Первый этап на пути к успеху – это умение стоять у опоры

Как правило, дети приобретают его в 8 месяцев. В 9 они уже стоят, держась за опору одной ручкой. Дальше – больше. В 10 месяцев кроха пытается оторвать одну ручку, чтобы дотянуться ею до следующей опоры.

В возрасте 11 месяцев многие родители «не чувствуют» к вечеру спины из-за постоянного хождения с малышом «за обе ручки». Тогда же он учится отрываться от опор, чтобы самостоятельно стоять без поддержки. Следующий этап – первые шаги.

Чтобы приблизить его, можно пойти на хитрость. Расставьте по периметру комнаты стульчики, и малыш будет передвигаться, держась за них. Правда, есть дети, которые идут, придерживаясь за стену, было бы желание. Его, кстати, тоже можно вызвать. Достаточно «случайно» положить любимую игрушку подальше, но недалеко от опоры, и исчезнуть из поля зрения крохи. Скорее всего, он за ней потянется.

Когда малыш пошел, тоже рано радоваться. Ему еще долго нужно тренироваться, чтобы отточить свои умения. А оттачивать он их будет при падении

Здесь очень важно не только помогать, но и правильно реагировать. Ваша задача в этот период – быть начеку, а также убрать острые предметы, чтобы исключить риск серьезных травм

Хуже всего, когда малыш падает плашмя, вперед или назад. Неумение выставлять ручки способно сыграть с ним злую шутку: затылок и лицо могут быть разбиты в кровь. Психологи и мамы на форумах рекомендуют дать ему возможность научиться их выставлять. Как? Не бежать сломя голову, когда кроха упал. Не кричать, спрашивая, ударился ли он, не паниковать: часто дети плачут, так как пугаются реакции родителей.

Лучше ласково и спокойно подбодрить, подождав, пока карапуз самостоятельно поднимется. И не нужно бояться падений: косточки у деток пока эластичны, а риск переломов – минимален. Но сильно расслабляться из-за этого также нельзя. Если кроха больно ударится, возможно, на время вовсе откажется от изучения мира таким способом. Бывали прецеденты. Чтобы их избежать, можно стараться учиться ходить там, где падать мягко.

Когда можно возвращаться к тренировкам после простуды?

Должно пройти некоторое время. «К интенсивным тренировкам можно возвращаться не ранее, чем через 14 дней после нормализации температуры тела», — добавляет медицинский сотрудник.

Тренеры рекомендуют возвращаться к фитнесу после того, как это разрешит врач. Входить в тренировочный режим стоит плавно. «Отдайте приоритет занятиям, возвращающим мобильность тела, хорошо будет прокатать все мышцы и связки на роллах. Почему? Из-за снижения активности химические процессы в мышцах замедляются и мы теряем нашу свободу движений. Ее нужно вернуть», — объясняет фитнес-тренер.

Следующим шагом должна стать кардио-тренировка низкой интенсивности. «Она позволит вернуть в нужно русло работу сердечно-сосудистой системы. Но следите за ЧСС: пульс не должен превышать 140 уд/мин для молодых и 110 уд/мин — для пожилых. Вы должны двигаться легко».

После этого можно возвращаться к тренировкам привычной интенсивности. «Лучше всего обратиться к инструктору, который сможет подобрать занятие по вашему состоянию и проконтролировать его», — подытоживает фитнес-тренер.

Как видите, даже при незначительных симптомах ОРВИ эксперты советуют пропустить тренировку и дать организму восстановиться.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Ребенок учится играя

Первые игры

Примерно между 4-м и 8-м месяцами жизни ребенок сможет сидеть самостоятельно. Сразу же начинайте играть с ним: например, стройте башни из кубиков или покажите, как катать мячик, чтобы ребенок сидел как можно чаще и дольше, тем самым укрепляя мускулатуру спины. Как только ребенок начнет ползать (примерно в 7 – 10 месяцев) – начинайте играть в догонялки, чтобы ему было интересно переползать комнату из одного конца в другой, параллельно развивая умение двигать одновременно руками и ногами.

Игры для укрепления мускулатуры ног

Примерно в 8 месяцев ваш ребенок начнет вставать, опираясь на мебель или даже на вас. Стимулируйте его к этому, например, положив на журнальный столик яркую игрушку, чтобы ребенок мог до нее дотянуться. Как только ребенок встанет, переложите игрушку на пол, чтобы малыш мог научиться нагибаться. Это не только укрепит мышцы ножек, но и научит группироваться при падении.

После того, как ребенок сможет вставать у опоры, можете начинать учить ходьбе с поддержкой. Превратите обучение в игру: пусть один из родителей ведет малыша через комнату, держа за ручки, а другой «догоняет». Такая игра не только доставит всем удовольствие, но и придаст ребенку уверенности в собственных силах.

Игры при ходьбе

Вскоре после того, как малыш сам встанет у опоры, он научится передвигаться по комнате, держась за мебель. Теперь самое время подумать о том, как научить его ходить самостоятельно. Поощряйте в нем стремление отпустить опору и стоять без поддержки, чтобы развить умение сохранять равновесие. Таким образом, к возрасту 9 – 12 месяцев он сможет стоять, ни за что не держась. Поиграйте с ним в такую игру: считайте вслух, чтобы выяснить, как долго он может стоять, не падая.

Очень скоро вы увидите, что малыш уже готов сделать свой первый шаг. Как только это случится, постарайтесь предоставить ему как можно больше возможностей для тренировки. Например, спуская ребенка с рук, не сажайте его, а ставьте.

Существует много методов, способов и упражнений способствующих освоению ходьбы. Но все-таки главное для всех детей – это поддержка и помощь любящих родителей в их начинаниях. Если кроха будет испытывать трудности в попытках сделать первые взрослые шаги, то стоит проявить терпение и просто продолжить практику. И результат скоро появится.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий