Реакции в жизни малыша
Период привыкания организма младенца к новым условиям после внутриутробных, длиться до двадцати восьми дней. В этот месяц ребенок беспомощен, форма поведения еще не сформирована, он всему учится, боится нашего широкого пространства. Маленький человечек рождается, и ему на генетическом уровне переданы определенные реакции, которые называются врожденные или безусловные рефлексы.
Также нормой считают когда рефлекс усилился и со временем ослаб. За патологию принимают если наблюдается притупление или совсем его отсутствие. В этом случае говорят о сбое центральной нервной системы или мышечном тонусе.
В ходе совершенствования и роста мозга малютки, моделируются условные (приобретенные) реакции.
Таблица основных врожденных рефлексов
Название рефлекса, возраст проявления | Как вызвать и какая реакция нормальна |
Сосательный (с первых часов после родов до 3-4 месяцев) | Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения. |
Защитный (с первых часов после родов до 1,5 месяцев) | Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону. |
Хватательный (с рождения до 3-6 месяцев) | Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы. |
Опоры (с рождения до 1-2 месяцев) | Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе. |
Шаговый (с рождения до 1-2 месяцев) | Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений. |
Поисковый (с рождения до 3-4 месяцев) | Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти. |
Задержки дыхания (с рождения до 4-5 месяцев) | Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки. |
Галанта (с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев) | Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах. |
Хоботковый (с рождения до 2-3 месяцев) | Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед. |
Бабинского (с рождения до 1-2 лет) | Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся. |
Робинсона (с рождения до 3-6 месяцев) | Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться. |
Переса (с рождения до 3-4 месяцев) | Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки. |
Бабкина (с рождения до 2-3 месяцев) | Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову. |
Моро (с первого дня после родов до 4 месяцев) | Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает. |
Бауэра (с 3-4 дня жизни до 4 месяцев) | Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»). |
Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.
Причины отсутствия реакции
Нулевой рефлекс или его понижение нередко бывает ответом на травму соответственных участков шейного отдела или самого ствола головного мозга. Появление асимметричных движений может говорить о травмах ключичной косточки, плечевого сустава или о врожденном параличе в результате повреждения. Наличие заболеваний полушарий головного мозга, к примеру, отеки или кровоизлияния, длительное время не позволяют рефлексу ослабеть, их можно обнаружить у новорожденных после полугода. Они проявляются внезапно, в моменты тревоги, когда с ребенком осуществляют какие-либо манипуляции.
Отсутствующие или сильно сниженные врожденные рефлексы у грудничка обычно обозначают нарушение деятельности мозга в данный момент, и считаются элементом комплексного синдрома угнетения. При продолжительном дефиците автоматизма или его притуплении, следует проконсультироваться с доктором, чтобы он назначил лечение. У недоношенных детей автоматическая реакция пробуждается с опозданием или проявляется слабо
Восстановлению рефлекса способствуют внимание и забота, профессиональная терапия и качественный рацион
Частичный рефлекс Моро, при котором руки младенца едва заметно разводятся, встречается в случае повышения давления. Внутричерепные травмы сопровождаются нулевым рефлексом на протяжении нескольких первых дней. Любой из этих случаев требует выявления уровня автоматизма. Низкий, долго неугасающий порог, обычно бывает у младенцев с пораженной ЦНС. Случайно проявляющийся рефлекс Моро у них можно заметить только эпизодически.
Если обнаружены несоответствия со стандартным рефлексом Моро, надо проконсультироваться с врачом. Повторный осмотр зависит от вероятных повреждений, на это может потребоваться большой срок, иногда до месяца. За эти дни обычно исключают подозрительные диагнозы и проводят лечение, к примеру, массаж, снимающий повышенное мышечное напряжение.
Довольно наглядно рефлекс видно у спящих младенцев, напуганных различными источниками шума: домашними животными, проехавшим за открытым окном автомобилем, внезапным движением взрослого, держащего малыша на руках. Это не вредно для него, но иногда вызывает длительное хныканье. Абсолютно застраховаться от проявления автоматизма не удастся, но нужно не создавать лишнего шума и не делать порывистых жестов. Родительский голос в контакте с грудничком должен быть сдержанным и ласковым. Нормой считают появление реакции на слабое раздражение, причем на громкий звук ребенок не обращает внимания.
Нежелательно родителям локализовать этот процесс. Проявление безусловных рефлексов подготавливают родившихся детей к сбалансированной настоящей жизни.
Степень выражения безусловных рефлексов у новорожденных варьируется в зависимости от типа нервной деятельности, физиологического состояния, поэтому, когда рефлекс не получается вызвать или вызов затруднен, процедуру следует повторять неоднократно с небольшими перерывами. Неудача с вызовом повторной реакции будет свидетельствовать о его угнетении. Если реакция чересчур живая, вызывается даже после самого слабого раздражения, можно сделать заключение о ее патологическом усилении.
Рефлекс Моро относится к полимодальным. Его метод вызова продиктован отнесенностью к реакциям вздрагивания и пробуждения, поэтому он считается достаточно сложным поведенческим действием младенца. Может появляться на слуховые раздражения типа шума, на осязательные и вестибулярные, к примеру, похлопывания по пеленальному столику, а также на передвижения тела малыша.
Оценивая здоровье грудничка, усиленный интерес следует привлекать к проявлению безусловных рефлексов, которые позволяют сделать вывод, правильно ли идет развитие новорожденного или необходимо провести более глубокое обследование. Рефлекс Моро у новорожденных, является одним из самых необходимых врожденных рефлексов.
Александра является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.
Причины нарушений
Подошвенный рефлекс или рефлекс Бабинсокго
Неврология – это отрасль медицины. Врачи, специализирующиеся в этой области, обучены диагностике и лечению пациентов с соответствующими расстройствами.
Также они могут принимать участие в клинических исследованиях, изучать и устранять расстройства костно-мышечной системы. Но основным направлением их работы является нервная система и все ее составляющие.
При комплексном обследовании пациента доктор проверяет наличие здоровых подошвенных и брюшных рефлексов. На основе полученных данных делается заключение.
Специалисты здравоохранения пользуются термином «рефлекс Бабинского». Он подразумевает проверку стопы и является неотъемлемой частью любого неврологического осмотра.
Реакция большого пальца ноги на действия врача свидетельствует о том, насколько беспрепятственно передаются импульсы из центральной нервной системы в спинной мозг.
Подошвенный рефлекс с патологической реакцией указывает на возможные заболевания нервной системы.
Нейрофизиология
Принцип действия подошвенного рефлекса не изучен до конца. Но сказать можно следующее. Каждый участок кожи тела рефлекторно реагирует на внешние раздражители, и целью такого ответа является устранение оных.
Врач проводит по стопе определенными движениями, и нормальная реакция подразумевает сжатие подошвы. В случае аномалии или патологии в ответ на прикосновения к стопе происходит разгибание большого пальца в неправильном направлении – наружу. Положение других суставов не меняется.
Рассматриваемый рефлекс служит связующим звеном между спинным мозгом и высшими центрами нервной системы. Когда кортикоспинальный тракт не функционирует должным образом, разгибание ноги происходит из-за сигналов, что в норме стимулируют сгибание пальцев ног.
Другие факторы
Выявление подошвенных рефлексов в патологии может быть обусловлено и иными причинами:
- У детей до одного года – когда кора головного мозга еще не до конца развита, а некоторые процессы заторможены.
- В глубоком сне или коме – при замедленной передаче нервных импульсов.
- При общей анестезии, наркозе или электрошоковой терапии.
- В постиктальной стадии эпилепсии.
- В состоянии алкогольного опьянения.
- При гипогликемии.
- В гипнозе.
- При физическом истощении и марафонской ходьбе.
- Под воздействием особых препаратов (скопаламин, барбитурат).
Процедура
Пациент принимает лежачее положение. Его нога придерживается в области лодыжки, другой рукой врач нащупывает центр стопы.
Линия, по которой совершается движение, начинается в нескольких сантиметрах от пятки. Она проводится до основания пальцев, по краю, а затем проходит через поперечный свод стопы. Рефлекс должен продлиться пять или шесть секунд.
Подошвенный рефлекс представляет собой сегментарную реакцию позвоночника для защиты стопы. Клиническое значение заключается в том, что аномалия достоверно указывает расстройства в кортикоспинальной системе.
Нормальные и патологические реакции на подошвенную стимуляцию кратко описаны Бабинским в его исследовании: “В норме покалывание подошвы провоцирует сгибание бедра, ноги, ступни и пальцев. В патологии происходит, наоборот, разгибание”.
Выяснилось, что выявление подошвенных рефлексов дает более точные результаты по сравнению с клиническими и электромиографическими записями.
Устное общение и осмотр
Некоторые выводы о здоровье нервной системы можно сделать путем теоретического опроса пациента. Даже особенности, которые определяются специальными экспертизами, могут быть выявлены устно.
Например, для изучения того, как человек ощущает температуру, достаточно спросить о наличии трудностей с оценкой этого параметра воды. Что касается чувствительности прикосновений, пациента можно проверить на точность извлечения любого предмета из кармана.
Тем не менее, некоторые важные данные можно получить только путем осмотра больного. Кроме того, информация, полученная из диалога, ненадежна. Нужно быть уверенным в достоверности слов информатора: он должен быть внимательным, не испытывать затруднений при общении, предоставлять правдивые данные.
Рефлексы обеих групп проверяются как у новорожденных, так и у взрослых. Они дают необходимую информацию о состоянии нервной системы человека. Таким образом, при проверке брюшного рефлекса можно выявить склонность человека к сколиозу. Эта реакция отсутствует у двух третей пациентов с рассеянным склерозом.
Из вышесказанного следует вывод, что рефлексы характеризуют целостность и функциональность нервной системы (нервно-мышечные соединения, периферический нерв, нервный корешок, спинной мозг) и являются чрезвычайно полезными в анатомической диагностике.
История учения об условных рефлексах[6]
В конце XIX нач. XX в. И. П. Павлов, продолжая идеи, которые были начаты в работах И. Сеченова («Рефлексы головного мозга») и других ученых материалистов, экспериментаторов, поставил цель «свести психические процессы к физиологическим основам». Определяющим поворотом к этому послужило открытие факта так называемого «психического слюноотделения» во время изучения им работы пищеварительных желез. И.П. Павлов, его сотрудники и диссертанты (Глинский, С. Г. Вульфсон, А. Т. Снарский, И. Ф. Толочинов) провели серию экспериментов на собаках предваряющие последующие выводы о природе условных рефлексов (1901-1903).
На международном медицинском конгрессе в Мадриде 1903 года Павлов сделал первый доклад о теории условных рефлексов «Экспериментальная психология и психопатология на животных». После чего наметилась перспектива развития экспериментальной патологии высшей нервной деятельности («экспериментальной психопатологии»). В 1904 году в Нобелевской лекции Павлов уже говорил о «Первых твердых шагах на пути нового исследования».
Дальнейшие исследования в школе Павлова по систематизации у.р. привела к новым наблюдениям и фактам: угасание и восстановление условных рефлексов; рефлекторная теория; механизм замыкания; методика «искусственных» условных рефлексов; генерализация условного рефлекса; последовательное торможение; внешнее торможение; диференцировка; запаздывающее торможение; открыты условные следовые рефлексы; «закон силы» и др. ( Б. П. Бабкин, А. П. Зельгейм, В. Н. Болдырев, Н. Ф. Парфенов, Н. А. Кашерининова, Воскобойникова-Гранстр, Г. П. Зеленый, П. Н. Васильев, Г. В. Миштовт, А. В. Палладин, П. П. Пименов, Н. П. Тихомиров, И. Я. Перельцвейг, И. В. Завадской, М. И. Эльяссон, Л. А. Орбели, К. Н. Кржышковский, Иванов-Смоленский, П. С. Купалов, М. К. Петрова, К. М. Быков).
1908 г. Н. И. Красногорским сделаны первые исследованиях на детях («Условные рефлексы у детей»).
1927 г. доклад И.П. Павлова об изучении на базе условных рефлексов типов НС и неврозов «О физиологическом учении о типах нервной системы или темпераментах».
1930 доклад В. В. Строганова о методе условных рефлексов в физиологии труда.
Учение И. П. Павлова дало толчок для развития многим исследователям и школам («рефлексология» В. М. Бехтерева, «дрессурметод» О. Калишера; школа И. С. Бериташвили и др). Метод условных рефлексов () является одним из методов бихевиоризма (Torndike, Hunter, Jerkes, Hudgins, др.).
Явление у.р. было упомянуто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова, но не получило своего развития.
Спинальные рефлексы
Спинальные двигательные рефлексы
К этой группе врождённых автоматизмов относятся:
- хватательный рефлекс;
- рефлекс Робинсона;
- ползательный рефлекс;
- защитный рефлекс;
- рефлекс опоры;
- рефлекс автоматической ходьбы.
Хватательный рефлекс проявляется в виде непроизвольного сжимания всех предметов, которые попадают в ладошки к малышу. При достаточно выраженном хватательном рефлексе, когда «хватка» новорожденного настолько крепкая, что его можно даже поднять в воздух, говорят о рефлексе Робинсона. В конце четвёртого месяца жизни спонтанное хватание предметов должно исчезнуть.
Ползательный рефлекс проявляется в способности новорожденного лёжа на животе отталкиваться ступнями от опоры, пытаясь ползти вперёд. К концу четвёртого месяца этот рефлекс также должен нивелироваться.
Рефлекс Моро относится к защитным спинальным обхватывающим рефлексам. Он проявляется в виде автоматического разжимания кулачков и последующего обхватывания себя одновременно с выпрямлением ножек. Его вызывают резкие звуки и смена положения тела малыша в пространстве. После трёх-четырёх месяцев этот рефлекс должен исчезнуть.
Рефлекс опоры проверяется при вертикальном расположении малыша с поддержкой за подмышки на ровной поверхности. Почувствовав опору, малыш выпрямляет ножки, благодаря чему создаётся впечатление, что он «стоит», слегка поддерживаемый взрослым. В начале третьего месяца жизни этого рефлекса быть не должно.
Рефлекс автоматической ходьбы начинает проявляться при небольшом наклоне тела из вертикального положения в сторону желаемого движения. Малыш начинает осуществлять в воздухе рефлекторные «шагательные» движения. Также как и рефлекс опоры, этот автоматизм должен исчезнуть в конце второго месяца жизни.
Виды рефлексов у новорожденных детей
Как проверить рефлексы у новорожденного?
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Ваш новорожденный малыш — удивительное создание. Едва появившись на свет, кроха не устает поражать вас своими умениями: он уже умеет «шагать», сосать и хватать…
Эти умения, не что иное, как врожденные рефлексы новорожденного, которые лягут в основу психофизического развития вашего малыша.
Большинство рефлексов жизненно важны для новорожденного, а некоторые не имеют решающего значения. В настоящее время известно более 20 врожденных рефлексов новорожденных. Обычно большая часть из них исчезает к 3-5 месяцам жизни малыша.
Какие существуют рефлексы у новорожденных? ↑
Мы с вами вместе постараемся понять и узнать рефлексы новорожденных, которые вы легко сможете проверить самостоятельно, не боясь навредить крохе:
- поисковый (рефлекс Куссмауля);
- рефлекс опоры;
- сосательный рефлекс;
- хоботковый рефлекс;
- защитный рефлекс;
- ладонно-ротовой (также его называют рефлекс Бабкина);
- рефлекс ползания;
- рефлекс Галанта;
- хватательный рефлекс (также может называться рефлексом Робинсона или «обезьяний» рефлекс);
- рефлекс обхватывания (еще он называется рефлекс Моро);
- подошвенный рефлекс (рефлекс Веркона);
- рефлекс Бабинского;
- шаговый рефлекс.
Как самостоятельно проверить рефлексы новорожденных? ↑
Если вы захотите проверить самостоятельно рефлексы у вашего ребенка, приготовьтесь к тому, что ваши результаты окажутся не совсем такими, как во время первого осмотра малыша педиатром.
Не расстраивайтесь, это вовсе не означает, что малыш «забыл», как и что надо делать, просто может быть, что он проголодался или устал. Попробуйте в другой раз.
Итак, приступим к проверке:
- поисковый рефлекс: погладьте своим пальцем уголок рта ребенка, не прикасаясь к губкам, — он приоткроет рот и будет поворачивать голову в сторону действующего раздражителя. Рефлекс исчезнет к трем месяцам;
- хоботковый рефлекс: если вы попробуете легонько постучать пальцем по губам ребенка, они будут выпячиваться как хоботок. Этот рефлекс исчезнет совсем после 3 месяцев;
- ладонно-ротовой: надавите на ладошки малыша, ближе к большому пальчику. Ребенок откроет рот и слегка согнет голову. Этот рефлекс будет сохраняться до 3 месяцев;
- защитный рефлекс: когда кроха лежит на животе, он пытается повернуть голову на бок и приподнять ее;
- сосательный рефлекс: прикоснитесь к губам малыша или погладьте его щечку. Он откроет рот и будет двигать язычком так, словно собирается сосать. Сохраняется весь первый год жизни;
- рефлекс Галанта: уложите малыша на бочок и проведите своим пальцем по спинке малыша вдоль позвоночника. Новорожденный должен изогнуться дугой. Сохраняется на протяжение 3-4 месяцев;
- хватательный рефлекс: вложите в ладошку ребенка палец, он захватит и крепко сожмет его. Возможно, вы сумеете даже приподнять малыша. К 3 месяцам угаснет совсем;
- рефлекс ползания: уложите ребенка на живот и слегка надавите на подошву. Малыш оттолкнется от вашей ладони и поползет. Сохраняется до 4 месяцев;
- подошвенный рефлекс: для проверки этого рефлекса надавите пальцем на середину области подушечки стопы ребенка, и вы увидите, как кроха согнет пальчики. Эта реакция исчезнет к 3 месяцам;
- рефлекс Бабинского: погладьте пальцем внешнюю сторону стопы, в направлении от пятки новорожденного к пальцам — пальчики ног резко выпрямятся. Эта реакция проходит к году;
- рефлекс обхватывания: громко хлопните в ладоши на расстоянии 30 см от головы. Услышав внезапный шум, малыш вытянет ножки, разведет ручки и выгнет спинку, затем прижмет ручки к груди так, словно пытается обнять себя. Может наблюдаться до 5-6 месяцев;
- рефлекс опоры: поддерживая ребенка под мышками, поставьте его на пеленальный столик. Вначале он согнет ножки, соприкоснувшись с поверхностью стола, а затем выпрямит их, опираясь на всю стопу. Постепенно угасает к 4-5-й неделе жизни;
- шаговый рефлекс: проверяя рефлекс опоры, слегка наклоните новорожденного вперед. Он поднимет ножку, затем другую и «шагнет». Конечно, это не настоящая ходьба, а всего лишь шаговое движение, и, тем не менее, природные способности новорожденного впечатляют. Этот рефлекс проходит полностью к 3-4 месяцам.
Но не думайте, что матушка природа наградила вашего кроху только рефлексами. С первых своих дней жизни ребенок способен к обучению, он слышит, видит и даже различает вкус и запахи.
Теперь каждую минуту малыш будет узнавать что-то новое, и учиться, а ваша задача — помогать ему и создавать все условия для полноценного развития.
Удачи вам при проверке рефлексов у своего карапуза.
У новорожденных детей больше нейронных связей, чем у взрослых (и это влияет на гениальность или психические отклонения)
фото: developingchild.harvard.edu
Еще одна уникальная «фишка» растущего детского организма — генерация дополнительных нейронных связей в мозге, которые помогают малышам продуктивнее и гораздо быстрее изучать мир.
У детей порядка 90 миллиардов нервных связей в мозге, это почти вдвое больше, чем есть у взрослых.
Несмотря на значительно меньший, чем у взрослых, объем мозга, первый год своей жизни младенцам предстоит поглотить очень много информации; не зря говорят, что малыши — это самые большие трудоголики в мире.
И лишь с познанием основ мира, к 3 годам, количество связей снижается и малыши утрачивают свою очередную суперспособность. Сделано это природой для оптимизации последующей мозговой работы. Если бы количество нейронных связей не изменялось, то вокруг нас было бы полным-полно сумасшедших и гораздо больше гениев, чем существует сейчас.
Так что в какой-то степени все мы были гениями в младенчестве.
Основные рефлексы и их виды
Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.
Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.
Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:
- Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
- Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
- Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).