Педагогический прикорм грудного ребенка

Введение прикорма: первые шаги

Большинство педиатров рекомендуют начинать введение прикорма в период с 4 до 6 месяцев. ВОЗ не дает точной формулировки наступления этого момента, — в их рекомендациях значится расплывчатое «в возрасте ребенка около полугода». Стоит заметить, что не стоит вводить первый прикорм, выходя за рамки допустимого времени. Слишком раннее введение прикорма (а также и слишком позднее) может спровоцировать развитие болезней у малыша.

Последствия раннего введения прикорма (до 4-4,5 месяцев):

  • Нарушения стула — ребенок, рано получивший прикорм, с 90% вероятностью будет испытывать проблемы со стулом (запоры, поносы).
  • Аллергическая реакция — пищеварительный тракт крохи слишком незрел для прикорма.
  • Задержка развития и роста — слишком ранний прикорм может вызвать поражение кишечника, пища перестанет правильно усваиваться, что вызовет массу проблем в физическом развитии четырехмесячного малыша.

Последствия позднего введения прикорма (после 6,5-7 месяцев):

Задержка формирования жевательного аппарата — в 5-6 месяцев для развития жевательных мышц требуется дополнительная пища помимо грудного молока/смеси

Более густая, она стимулирует активное развитие жевательного аппарата, что впоследствии в жизни важно для правильной артикуляции и речи малыша;

Задержка роста — в грудном молоке недостаточно железа и белка для пятимесячного крохи. Их дефицит тормозит физическое развитие пятимесячного младенца, возможно даже развитие анемии;

Целиакия — медицинский термин, обозначающий непереносимость растительного белка

Целиакия может возникнуть при позднем прикорме, особенно она ярко проявляется при введении в рацион крохи разнообразных каш;

Нарушения стула — кишечнику шестимесячного ребенка необходимы пищевые волокна для активной работы, которых нет в молоке и смеси. Без пищевых волокон в этом возрасте малыш будет склонен к постоянным запорам.

Вводя новое питание в меню грудничка, нужно обязательно учитывать врачебные рекомендации. А конкретные сроки, продукты и методы путем первых проб определит никто иной, как ваш собственный малыш.

Важно! Прикорм ни в коем случае не отменяет употребления ребенком грудного молока (или смеси), и не заменяет его. Даже если прикорм был введен рано, кормящая мама при желании может продолжать кормить малыша грудью не только до года, но и до 2, 3 и более лет

Основные принципы естественного прикорма

Принципы:

педиатрический способ введения другой пищи в естественный детский рацион желательно начать в возрасте 6 месяцев, когда пищеварение ребенка становится более устойчивым

Ведь применение раньше 5 месяцев может вызвать расстройства в виде поноса, колик в кишечнике и даже аллергических проявлений;
начинать надо с моно продуктов, дозами размером с зернышко (если твердая пища), постепенно увеличивая количество и вводя комбинированные блюда;
за неделю можно дать попробовать не более 3 видов продуктов;
важно давать пищу из тарелки, чтобы привить правильную культуру поведения за столом, а не просто со стола.

Примерная схема на первый месяц

Готовность к прикорму

У неопытных родителей педприкорм часто ассоциируется с бесконтрольным кормлением ребенка всеми продуктами подряд. Если полугодовалый малыш съел половину котлеты из тарелки взрослого – это не прикорм, а родительская безответственность.

Несмотря на кажущуюся простоту этого вида прикорма, маме нужно придерживаться определенных рекомендаций. Их соблюдение позволит адаптировать организм малыша к различным продуктам без вреда для ЖКТ.

К моменту введения прикорма ребенок должен:

  • находится на грудном вскармливании;
  • достичь 5-7 месяцев, т.к. именно в этом у детей угасает выталкивающий рефлекс языка;
  • интересоваться едой взрослых. Его не нужно уговаривать попробовать что-либо, он тянется к пище сам;
  • быть физически здоровым, не иметь аллергии и заболеваний ЖКТ.
  • Если указанные требования соблюдены, мама может начать процесс приучения крохи к еде.

Что делать если у ребенка после прикорма запор?


После очередного съеденного продукта у крохи вздутый животик и запор. Вот несколько советов для мамочек.

  1. Погладить животик ладонью – это делается движениями вокруг пупка по часовой стрелке;
  2. Согнутые ножки прижимать к животику, повторять эти движения несколько раз;
  3. Выложить малыша на живот и подержать так 5 мин.

Если после этих действий стул отсутствует, а кроха проявляет беспокойство нужно прибегнуть к медицинским препаратам: слабительным, свечам, клизме.

Как, когда и чем бы вы не начали прикармливать своего малыша, непременно следуйте правилу – вводить продукты следует по очереди и постепенно. Не закармливайте кроху насильно, не отказывайте ему, если он хочет грудь или смесь

Составляя меню для крохи, берите во внимание его пристрастия и все у вас получится

Какой вид прикорма выбрать?

Принимая решение о том, какой способ введения прикорма лучше и полезнее, любая мама руководствуется прежде всего соображениями удобства и личных предпочтений. Если маме близки принципы естественного родительства, то ей понравится идея педагогического прикорма. Если же маме кажется более простой и безопасной какая-либо четкая схема введения специальных детских продуктов питания, логично будет сделать выбор в пользу традиционных педиатрических рекомендаций.

Приверженцы педприкорма не имеют таких распространенных проблем, как отказ детей от некоторых видов пищи, так как в вопросах питания они ориентируются главным образом на желания своих малышей, стимулируя их естественный интерес к новым продуктам. Также мамы, выбравшие этот способ прикорма, утверждают, что к полутора годам их дети полностью переводятся на общий стол, охотно поглощают полноценные порции пищи и умеют самостоятельно есть ложкой.

В то же время вариации педиатрического прикорма также зарекомендовали себя как подходящие большинству детей. Они разрабатывались и совершенствовались врачами и специалистами по детскому питанию, проверены многими поколениями и в некоторых ситуациях могут оказаться более удобными, нежели кормление ребенка блюдами из рациона взрослых.

Окончательный выбор в пользу того или иного варианта прикорма остается на усмотрение каждой конкретной семьи. Исходите из ваших личных представлений об удобстве, целесообразности, семейных традиций и вашего желания.

Современные родители особенно озабочены вопросами качества и безопасности продуктов питания, равно как и рисками возникновения пищевой аллергии

Если мама осознанно выбрала принципы педприкорма для своего ребенка, ей необходимо уделять также повышенное внимание рациону всех членов семьи. Подобным образом у детей развиваются полезные пищевые и семейные привычки с самого раннего возраста, что поможет избежать многих проблем в будущем

Почему прикорм советуют начинать в 6 месяцев?

Дело в том, что к первому полугодию жизни малыш готов принимать новую для него пищу, для этого у него формируются необходимые навыки и функции организма.

  • Примерно к этому возрасту (у некоторых детей может быть чуть позже) затухает рефлекс выталкивания еды (выталкивающий рефлекс языка). Пока этот рефлекс функционировал, ребенок, естественно, не мог есть пищу, он выталкивал ее языком. Теперь он может съесть что-то с ложечки и успешно это проглотить.
  • К полугоду большинство детей приобретают умение сидеть, а значит, имеют возможность наклоняться к ложке, если готовы есть, и отклонять корпус тела, если не готовы.
  • Возросшая подвижность малыша приводит к более активной трате энергии и калорий, а значит, только маминого молочка ему в этот период будет недостаточно. Как было сказано вначале, он станет терять вес. Ему нужна более серьезная подпитка в виде густой пищи. Чем пища более густая, тем больше в ней энергии: в 200 г каши калорий больше, чем в 200 мл молока.
  • Малыши в полгода начинают интересоваться пищей. Они следят за тем, как едят взрослые, и проявляют желание попробовать взрослую пищу.

Важно: даже если вы заметили вышеперечисленные признаки готовности ребенка к введению прикорма, все равно вы должны проконсультироваться с вашим педиатром и получить необходимые рекомендации по этому вопросу

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Осторожно! Минусы прикорма

Проблемой чаще всего становятся не так дети во время кормлений, как их воспитатели. Тревожность родителей может сильно навредить ребенку: даже хорошо сидячие в полгода дети, с несколькими зубами во рту могут плохо справляться с пережевыванием пищи. Задача родителей – не паниковать! Реальная помощь нужна малышу только в случае попадания кусочка пищи «не туда», и то лучше, если обойдется без лишних эмоций. В остальных случаях, малышу предоставляется полная свобода долгожевания, слюнепускания.

Желание накормить ребенка, и при этом сохранить красоту одежды, чистоту в доме на уровне журнальных картинок входят в жесткое противоречие с реальностью. Среди малышей попадаются и генетически аккуратные, но их меньшинство. В таких случаях родители должны на некоторое время побороть в себе чистюль, и не выдавать закармливание за заботу. Маленькие дети четко чувствуют свою количественную пищевую норму. Если родителям и удастся «впихнуть» еще ложечку, то к хорошему это не приведет: природное чувство меры существенно «расшатается», отношение к еде приобретет нездоровый характер (отказ, или переедание).

Не столько минусом, сколько дополнительными новыми потребностями родителей станут:

  • продумывание своего рациона в здоровом и разнообразном русле;
  • внимательное отношение к реакциям ребенка на съеденное;
  • становление семейных традиций трапезы, готовки.

Включая нового человека в свою семью, «старым» ее составляющим придется немного измениться.

Общие правила введения прикорма

Изменение рациона требует от родителей повышенного внимания к ребенку

Важно следить за самочувствием, настроением, стулом и кожными покровами. Если возникнут какие-либо изменения, нужно немедленно прекратить ведение прикорма. Основные правила:

Основные правила:

  1. Прикорм вводится только здоровому ребенку. Если у малыша недомогание, прорезываются зубы, в ближайшее время ожидаются прививки, то знакомство с новым продуктом нужно отложить.
  2. Знакомство с каждым продуктом длится не менее 7 дней. При отсутствии негативной реакции можно дополнительно вводить новый вид.
  3. Нельзя смешивать несколько видов овощей (или фруктов), если ребенок не знаком с каждым из них.
  4. Консистенция прикорма должна быть гомогенная, полужидкая. Постепенно, по мере взросления ребенка, блюда можно делать гуще, допускать крупинки, затем комочки.
  5. Нельзя давать одну и ту же еду 2 раза в день.
  6. Прикорм не является самостоятельным приемом пищи. На первых порах его предлагают в дополнение к материнскому молоку перед едой, позже заменяют одно кормление.

Важно! Любой новый продукт, независимо от его вида, вводят постепенно, начиная с 5 г. Даже если ребенку понравился вкус, нельзя пренебрегать этим правилом, чтобы не провоцировать риск развития аллергии

Техника введения педагогического прикорма

Педагогический прикорм никак не отражается на грудном вскармливании: он является абсолютно параллельным процессом, дополняющим основное питание. Стоит отметить, что в сознании ребенка эти понятия также достаточно четко разделены. Так например, он понимает, что уснуть ему поможет не 50 граммов творожной массы, а сосание маминой груди. А вот увидев вкусный банан, который он обычно наблюдает раз в неделю, малыш конечно же потянется к заманчивому фрукту, а не к маминой груди, к которой у него круглосуточный доступ.

Как правило, весь цикл прикорма занимает около года, в течении которого ребенок должен попробовать ту еду, с которой он будет иметь дело на протяжении всей своей жизни. Малыш знакомиться с продуктами и изучает их:

  • по консистенции и температуре;
  • разнообразие вкусовых качеств, размеров и форм;
  • способы приготовления и употребления;
  • сезонность и прочее.

Важно знать! Если в период прикорма по какой-то причине ребенок не смог попробовать какие-то продукты, то в будущем он может вообще до какого-то возраста отказываться от них или все-таки их есть, но неохотно. Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья. Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья

Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья.

Пища, предлагаемая ребенку, может быть разной консистенции, но специально делать ее пюреобразной не следует. Предприкорм подразумевает знакомство малыша с пищей через микродозы (микропробы) продуктов, что стимулирует его успешно осваивать навыки жевания и глотания уже в первые месяцы введения прикорма

Кроме того, в процессе знакомства с едой ребенок учится самостоятельности, которую важно поощрять:

  • он может сам брать ручками предлагаемые ему кусочки пищи и отправлять их себе в рот;
  • он пытается “орудовать” ложкой;
  • учится держать чашку и пить из нее.

Задача родителей – только следить за тем, чтобы движения ребенка были правильными и при необходимости помочь ему, но ни в коем случае не пытаться его самостоятельно накормить. Этот процесс не должен превращаться в пассивное открывание рта перед очередной ложкой еды, которую предлагает мама.

Ребенок может садиться за обеденный стол для знакомства с пищей вместе с мамой до 5-6 раз в день. За один прием малышу можно давать не более двух-трех микродоз. Одна доза мягкой пищи должна помещаться между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или на кончике чайной ложки.

Микродозы следует давать следующим образом:

  1. Мягкая пища:
    • рассыпчатого вида (макароны, каши, кусочки хлеба, салат и др.) – можно крошки давать ребенку прямо в ротик или же выложить на тарелочку, чтобы малыш пытался захватить их самостоятельно и отправить к “месту назначения”.
    • пюреобразного вида – следует намазать на ложку и вручить ее ребенку.
  2. Твердую пищу (сушка, очищенные фрукты, сухари и пр.) следует предлагать малышу под бдительным присмотром взрослых! Он может брать их или со стола, или из маминых рук. Если ребенок откусил очень большой кусочек, не соизмеримый с его жевательными возможностями, то его следует немедленно удалить изо рта малыша, демонстрируя при этом полное спокойствие и невозмутимый вид.
  3. Питье следует предлагать ребенку в небольшой чашке с широким горлышком не более одной чайной ложки за раз. Однако если ребенок просит добавки – доливаем еще одну чайную ложку жидкости. Малыш должен учиться с раннего возраста брать в ручки чашку и опрокидывать себе в ротик ее содержимое.
  4. Супы и другие первые блюда стоит предлагать несколькими способами:
    • даем малышу исследовать/облизывать ложку, предварительно обмакнув ее в бульоне;
    • вылавливаем содержимое бульона и помогаем малышу донести ложкой его до рта;
    • учим прихлебывать из ложечки.

Важно, чтобы малыш держал ложечку сам, а мама только помогает управлять ручкой! Как правило, самостоятельное зачерпывание ложкой становится доступным большинству детей только после того, как они осваивают самостоятельную ходьбу

Педагогический прикорм основывается на таких правилах

  • Малыш кушает только со взрослым человеком;
  • Ребенок употребляет пищу с интересом: если он тянется рукой к тарелке — предлагаем крохотный кусочек, перестает — обед для крохи закончен.
  • Вводим сражу же с первых дней прикорма плотную пищу — микродозы продукта.
  • Во время приема пищи на стол помещаем небольшое количество еды.
  • Грудное вскармливание остается приоритетным.
  • Даем еду с тарелки или из маминой руки, но никак не из поверхности стола. Учимся культуры питания с малых лет!

Педприкорм предусматривает ввод взрослых продуктов не раньше 5,5 месяцев. Первые порции равны щепотке. Начинать следует с монопродуктов, а через неделю увеличить их количество до трех. На время прикорма вся семья должна привыкнуть к новым кулинарным пристрастиям.

Никто не давит на ребенка, не указывает на количество потребляемой пищи и не настаивает скушать еще один кусочек. Малыш сам должен осознать значимость взрослой еды.

Те мамы, которые решились на педагогический прикорм, отмечают, что так докармливать намного проще и легче. На готовку и кормежку уходит меньше сил, времени, нервов и терпения. Им не нужно покупать горы баночек детского питания, взбивать, перетирать, уговаривать и в итоге доедать, выбрасывать.

Помните, что младенец не нуждается ни в каком докорме до 6 месяцев. Ему достаточно исключительно грудного вскармливания: прикладывание по требованию, достаточные ночные кормления, совместный сон мамы и грудничка, отсутствие пустышек и сосок.

Все детское питание, по мнению американского педиатра Р. Мендельсона, который написал книгу «Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам», предназначено для «искусственников» для более мягкой адаптации к взрослой еде. А груднички после маминого молока могут легко воспринимать свежую, обычную еду.

Перед введением прикорма малыша важно ознакомить с жизнью в кухне и поведением за столом. Если ребенок, младше 6 месяцев, тянется к чему-то на столе, это не значит, что он голоден. Он просто интересуется, подражает вам

Он просто интересуется, подражает вам.

Не стоит сразу же пытаться его накормить. Дайте ему все, что считаете безопасным, кроме еды. Всему свое время. Пусть ребенок пока наблюдает, за процессом готовки, поедания вами пищи, учиться вести себя правильно за обедом у вас на руках.

Педагогический прикорм и аллергическая реакция

По некоторым данным, педагогический прикорм как раз показан детям, которые имеют предрасположенность к аллергиям.

Здесь применяется так называемый метод “приучения к аллергенам”, позволяющий приспособить организм малыша к неудобным для него продуктам. Для лучшего понимания, рассмотрим этот метод на примере. Если у ребенка выявлена аллергия на абрикос, можно сварить ему компот в соотношении: один абрикос на три литра воды; и предлагать его малышу микродозами. Или же ребенок имеет аллергию на гречку, тогда можно давать ее не более, чем по 1-2 крупинки.  Таким образом получается чуть ли не гомеопатическая доза, которой для проявления аллергии не достаточно, а для привыкания организма – вполне.

Важно отметить, что покрасневшие щеки, появившиеся в процессе введения прикорма, не являются тревожным сигналом

На такие проявления не принято обращать внимание, и можно продолжать прикармливать малыша. Такое поведение объясняется тем, что организм малыша очень чувствителен, поэтому щеки могут среагировать покраснением на что угодно. К тревожным сигналам организма относятся:

К тревожным сигналам организма относятся:

  • появление багровых пятен вместо обычного румянца;
  • сыпь обширного характера;
  • диатез мокнущего типа;
  • коросты.

При появлении данных симптомов следует убрать из рациона ребенка продукты с высоким аллергенным потенциалом, но прикорм не прекращается. Если же спустя две недели после введения гипоаллергенной диеты симптомы не проходят или что еще хуже усугубились, следует полностью отменить прикорм.

Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

Ребенок должен кушать вместе со всей семьей за общим столом. Контроль за тем, как ведет себя малыш на кухне и за столом выполняет мама, она же и устанавливает правила. Никто другой из членов семьи не должен вмешиваться

Взрослые не должны уговаривать ребенка поесть или подсовывать ему еды побольше Их задача всего лишь аппетитно поглощать еду, при этом не акцентируя внимание на самом маленьком участнике трапезы. Грудное молоко должно быть в постоянном доступе для ребенка

Мама может прикладывать малыша, не отрываясь от трапезы. Ребенок не играется едой или столовыми приборами Если малыш потерял интерес к пище, его следует просто унести из-за стола. Пища для крохи не готовится отдельно и уж тем более специально не перетирается в пюре. Если после малыша остались кусочки еды, мама их молча доедает, тем самым демонстрируя ценность еды. Продукты при малыше не должны выбрасываться. Объем съедаемой пищи увеличивается постепенно и очень медленно, ориентируясь на запросы малыша. За столом не должно быть ни каких игрушек или других отвлекающих внимание предметов. То же самое касается различных сказок и плясок в процессе кормления! Ребенок должен сам просить еду! Если не интересно есть, то он отправляется играться в комнату. Еда не должна быть в свободном доступе для малыша, он ее может получить только от мамы. Ребенка не кормят с ложечки, он должен сам освоить столовые приборы. Обеденный стол должен накрываться таким образом, чтобы маме было удобно с сидящим на руках малышом достать все, что необходимо. Если малыш плохо ведет себя за столом: капризничает, мешает или шумит, его не уговаривают вести себя тихо, а решают проблему выдворением из-за стола

При этом все присутствующие должны отнестись к такому действию мамы с пониманием и не вмешиваться (не жалеть, не комментировать и т.п.)

Из-за стола встают только когда закончена трапеза или по очень важному делу. Не рекомендуется особенно с очень маленьким ребенком даже отвечать на телефонный звонок

Если малыш раньше мамы поел, то его следует вынести из-за стола и вернуться обратно — спокойно и неторопливо доесть, тем самым демонстрируя всю ценность и важность еды! Важно! Вся семья должна кушать в одном месте, желательно, чтобы этим местом был обеденный стол. Если кто-то из членов семьи будет кушать на табуретке перед телевизором, бесполезно объяснять ребенку то, что он должен жевать сушку только в кухне, сидя на стульчике

Приучаем малыша к правилам личной гигиены с раннего детства: всегда моем руки до и после еды! Ребенку, как и любому другому члену семьи, не разрешается копаться в чужих тарелках. Чтобы ребенок не натворил за столом, никогда не ругаем его, а спокойно исправляем его ошибки. Следим за чистотой во время еды. Если что-то разлито или испачкано, сразу же вытираем тряпочкой или салфеткой. При желании ребенка можно и его приобщать к процессу вытирания.

Токарева Лариса, педиатр

 16,938 total views,  5 views today

Когда вводить

Еще несколько десятилетий назад грудничков начинали докармливать с месяца. Ребенку давали желток, смешанный с молоком, натертое яблочко, манную кашу. Это было нужно, поскольку к трем месяцам мама выходила на работу и отдавала младенца в ясли. А адаптированных смесей не было. Сейчас взгляды на сроки введения обычной пищи сильно отличаются, а педиатры подробно рассказывают, со скольки месяцев можно прикармливать ребенка и чем.

Детей на грудном вскармливании рекомендуют знакомить со взрослой пищей не ранее полугода. Многие мамы начинают давать кашку или пюре в начале шестого месяца. Но ВОЗ рекомендует вводить их только в полных 26 недель. Если младенец получает заменитель молока, то рекомендации не меняются. Многие мамы ошибаются, когда считают, что на ИВ прикармливать надо с 4 месяцев.

Один из показателей готовности малыша к прикорму — самостоятельное сидение. Если здоровый ребенок в 6 месяцев еще не сидит сам, значит он не готов к принятию взрослой пищи.

Заключение

В наши дни очень распространены пищевые аллергии, злоупотребления генетически модифицированными продуктами, в пищу все больше добавляется нитратов, поэтому привычка к правильному здоровому питанию с ранних лет никогда не была так актуальна, как сегодня.

Педагогический прикорм вынуждает маму особенно тщательно следить за тем, что находится на семейном столе, а также поддерживает естественный интерес ребенка к пище и учит его следить за сигналами своего тела: отличать голод от сытости, защищая от переедания в будущем.

Желаем здоровья вам и вашим детям! Кушайте полезную пищу с удовольствием!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий