Всегда ли хорошо, когда ребенок послушный

Золото, а не ребёнок!

Именно так обычно отзываются окружающие об этих детях. Список их достоинств почти бесконечен: они чуткие и откровенные, умеющие ценить дружбу и принимать позицию другого человека, внимательные и старательные, усидчивые и обучаемые.

Благодаря своей душевной чуткости, эти дети раньше других приходят к избирательному отношению к людям, начинают понимать границы дозволенного. Со взрослыми они обычно послушные, слабых готовы поддержать, в коллективе стараются не выделяться. Именно им достаточно даже не замечания, а просто строгого или недовольного взгляда родителей, чтобы тут же исправить своё поведение со слегка шаловливого (чрезмерное озорство – это вообще не про уступчивых детей) на идеальное.

А уж манеры таких детей и вовсе бальзам на душу любого взрослого. Грубость, вульгарность, агрессивность – всё это не про них. Вежливые и даже любезные, они умиляют буквально каждого встречного (если, конечно, растут в соответствующей атмосфере, ведь культура поведения всё же прививается, а не рождается одновременно с ребёнком).

На чужих ошибках учатся?

Наш ответ: не всегда! Если когда-то у мамы не получилось стать великой актрисой, потому что она не поступила в театральный — это не ошибка, а индивидуальная ситуация. Поэтому заставлять ребенка идти учиться на «эконом», потому что так пришлось сделать маме — глупо. Эта ситуация не попадает в разряд «собственные грабли». Просто запомни: Малыш — отдельная личность со своим личным опытом и выбором. Решать за него его судьбу — делать и себе и ему хуже. Собственные грабли должны быть в жизни любого человека. Именно они позволяют ему обрести жизненный опыт и собственное видение мира. Мамы ошибочно воспринимают дочь своей копией. Внешние сходства не подразумевают собой схожие характер и мышление. Мои дети — мое продолжение? Нет!  Только не в таком смысле.

Комментарии

Как правят миром

Агафонов
8 января в 11:00

Белогвардейщина, фашизм и карачун

Алексей Михайлович
7 января в 01:20

Ударно отметила “Русская аналитическая школа” свою первую 8-летку

vodjanitsa
6 января в 00:37

“Евроромантики” и “реалисты” глобальной экзотерической культуры -3

Агафонов
5 января в 22:14

Твой Лик нерукотворный светел навсегда

Олег Низамов
5 января в 19:33

Парадоксы нашего существования. Часть 2.

Алексей Михайлович
5 января в 16:10

Смотрите ж: всё стоит она!

Алексей Михайлович
5 января в 13:39

“Евроромантики” и “реалисты” глобальной экзотерической культуры -2

Агафонов
21 декабря 2023 в 15:15

“Евроромантики” и “реалисты” экзотерической глобальной культуры

Агафонов
15 декабря 2023 в 21:57

Заветы Ломоносова

Емеля
7 декабря 2023 в 08:46

КОБ как запретный плод

Агафонов
6 декабря 2023 в 22:38

Культура чувств в настоящем времени предана забвению. Подавление чувств, и главного – чувства меры

Агафонов
3 декабря 2023 в 13:19

Развитие концепций

Агафонов
2 декабря 2023 в 12:20

О взаимоотношениях мужчины и женщины

Алексей Михайлович
29 ноября 2023 в 22:38

Практика – критерий истины

Агафонов
23 ноября 2023 в 23:19

Вид человек разумный в России, ещё только на пути к разуму

АМ
23 ноября 2023 в 23:08

Мычание русофобов

Агафонов
23 ноября 2023 в 23:00

Всё пойдёт по Пушкинской матрице

АМ
22 ноября 2023 в 21:51

“Всё идёт” по Апухтину

Агафонов
17 ноября 2023 в 11:23

Полёт валькирий с севера на юг

Агафонов
16 ноября 2023 в 22:40

Размышления по поводу материала “Что за перевалом СВО”

Mstislav
16 ноября 2023 в 17:56

Вселенская Вечность и “текущий момент” как фаза циклов в Развитии Расы-Руси-России

Mstislav
16 ноября 2023 в 17:50

Окончание “Размышлений по поводу материала “Что за перевалом СВО””

Mstislav
16 ноября 2023 в 17:47

Развитие справедливости

Mstislav
16 ноября 2023 в 17:45

“Послушные дети – возможно ли это вообще?”

Знаете ли вы родителей, которые не хотели бы иметь послушных детей? Возможно, они где-то и есть, но я таких не встречал.

Родительское желание, чтобы их дети были послушными, вполне естественно. Ничего преступного в нём нет. Кто же не хочет, чтобы дети любили, уважали и слушались своих родителей? Мало кто хочет сына-грубияна или дочь-хамку. Да и удовольствие от регулярных скандалов довольно сомнительно.

Итак, мы хотим воспитать доброго, послушного, жизнерадостного и целеустремлённого ребёнка, который ценит мнение родителей и живёт с ними в согласии. Если ребёнка воспитывать правильно, именно так всё и будет. Во всяком случае, вероятность этого высока.

Соответственно, если воспитывать неправильно, то потенциальные хорошие черты могут обернуться со знаком минус: ребёнок будет перечить, грубить, язвить, хамить, убегать из дому, закатывать скандалы и истерики. Всё это указывает на дисгармонию в воспитании.

Формула проста:

Не бывает дыма без огня. Дети не станут просто так, от нечего делать, перечить и хамить родителям. Им это просто не выгодно. Значит, этому поведению есть причина!

И сейчас нам предстоит выяснить, какая именно. Не переключайте канал — рекламы не будет 🙂

Задайте себе вопрос: мы этого хотим?

Однако послушность (управляемый, воспитуемый и контролируемый ребенок) — не цель воспитания, а средство. Ради чего мы хотим, чтобы ребенок стал управляемым, воспитуемым и контролируемым? Чтобы он нас не беспокоил? Чтобы он работал на нас?

Чтобы воспитать из него свободного, развитого, здорового человека?

Послушание детей — только инструмент в руках родителей. В руках кривых родителей послушные дети будут карикатурой на детей, послушные дети рядом с мудрыми родителями — жизненная удача и радость для всех.

К сожалению, мудрых родителей всегда не хватает, а родителей, стремящихся облегчить себе жизнь и воспитать детей, которые не мешаются, которых «как бы нет» — достаточно. Видимо, по этой причине к воспитанию послушности детей у многих очень настороженное отношение, и сильное стремление взрослых сделать детей послушными нередко получает название гиперсоциального воспитания.

При этом распространенный тезис «Послушный ребенок самостоятельным не бывает» не вполне верен. Разумные родители хотят, чтобы ребенок был одновременно и послушным, и самостоятельным, и это вполне реально.

Внимательные, теплые и веселые, а главное квалифицированные родители вполне могут добиться от него послушания, одновременно сохраняя с ребенком контакт, развивая его уверенность в себе и передавая ему ощущение радости жизни. Послушный ребенок у разумных родителей, взрослея, становится взрослым, самостоятельным и творческим человеком.

Как сочетается послушность (дисциплинированность) и способность думать творчески и самостоятельно? Прекрасно сочетается, если такая задача поставлена была. Порядок следующий: если родители сказали — ребенок в первую очередь должен это выполнить, а не обсуждать. Сказано — сделано.

После этого, если у ребенка есть вопросы или несогласие, он может и должен это с родителями обсудить, чтобы было максимальное взаимопонимание. Нам нужно не слепое, бездумное послушание, а человек, который понимает все сам, человек с развитым рациональным мышлением, умеющий взвешивать все за и против, способный принимать разумные решения.

Если сказано помыть руки, идем мыть руки без разговоров. Помыли — теперь прекрасно обсудить с родителями, правда ли нужно мыть руки перед едой, всегда ли нужно мыть и насколько тщательно их мыть, а также откуда все эти данные и не предрассудки ли это… Дети бывают умными и задают правильные вопросы.

​​​​​​​Но жизнь без радости — не совсем жизнь, и работа с утра до вечера, если делается с постной физиономией и тоскливо, превращается в каторгу. А можно ли сочетать беспрекословное выполнение того, что сказано взрослыми, с легкой детской радостью? Да, конечно, об этом всегда заботятся мудрые взрослые и сообразительные дети. Как? Включаем режим игры и делаем все, что сказано, весело.

Детям нужно поливать грядки на даче? Можно делать это с песней, если день жаркий — можно обливать друг друга, можно исследовать вопрос о величине лейки: лучше бегать с лейкой маленькой, но наполнять ее часто, или взять лейку большую, наполнять ее редко, но носить ее тяжелую? Вопрос интересный!

Итого, умное послушание для ребенка делается в три этапа:

  • Сказано — сделано. Будущее развитие воли.
  • Делаем — думаем. Будущее развитие рационального и критического мышления.
  • Делаем — радуемся! Сохранение живого детского начала и радости жизни.

До какого возраста это подходит? По крайней мере лет до десяти-двенадцати это оптимальный вариант. Начиная с подросткового периода, если до этого было все хорошо и дети уже умные, беспрекословное подчинение уже мало актуально. Командовать уже не нужно, вполне нормально советоваться и обсуждать.

Стоит ли бороться с детским непослушанием?

Многие родители задаются вопросом, как воспитать послушного ребенка. После того как ребенку исполнилось 3 года, полного послушания от него ждать не стоит. Конечно, его можно добиться, но только подавляя волю своего чада. Авторитарная модель воспитания подразумевает существование только одного слова – родительского, ребенок же должен полностью ему подчиняться. Приказы папы или мамы обжалованию не подлежат. Именно они решают, какие курсы, секции посещать, какую носить одежду, с кем дружить. Мнение ребенка в семье не учитывается.

Мы предлагаем узнать, каким образом подобная модель воспитания отразится на характере и поведении маленького члена семьи.

  1. Жесткие рамки и запреты могут привести к тому, что ребенок станет скрытным, начнет лгать, тайно от родителей все равно будет поступать по-своему.
  2. Если у ребенка покладистый характер, он будет полностью подчиняться воле родителей, чтобы избежать наказания. Возможно, что этим он действительно оградит себя от общения с плохими людьми или от опасных ситуаций. Однако родителям следует учесть, что таким образом они вырастят безвольного человека, неспособного отстоять собственное мнение, принять решение, который будет бояться брать на себя ответственность за свои поступки.
  3. Возможно, что наступит момент, когда авторитет родителей пошатнется. И тогда ребенок полностью выйдет из-под контроля. Причем он не просто начнет делать все наперекор тому, как учили родители, нарушать существовавшие ранее запреты, но и постарается отыграться за спартанское воспитание.
  4. Покорный характер – тревожный сигнал к тому, что ребенок склонен попадать под чужое влияние. Родители, способные оградить от негатива, всегда быть рядом не смогут. Мальчик или девочка вырастут и могут, попав в дурную компанию, пойти у нее на поводу.

Какой из этого следует сделать вывод? Разрешать ребенку делать абсолютно все – нельзя. Тем не менее не следует тотально подавлять его волю. Родители должны понять, что уже в детстве их чадо является личностью. Оптимальная модель взаимоотношений в семье – позволять ребенку по мере взросления самостоятельно решать, как поступать в той или иной ситуации. Лишать его права выбора ни в коем случае нельзя. Даже если выбор родители не одобряют!

Лучше всего с детства приучать ребенка не бояться ответственности, позволяя самостоятельно принимать решения.

Причины плохого поведения в школе

Австрийский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс (Rudolf Dreikurs) всю жизнь изучал деструктивное поведение детей. Он верил, что его можно корректировать без чередования наказаний и вознаграждений. В своих работах он выделил четыре «ошибочные цели плохого поведения ребёнка»:

  1. Ребёнок требует к себе внимания. Когда «хороших» методов оказывается недостаточно, он начинает отвлекать учеников на уроке, прерывать учителя и просто дурачиться. 

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. Школьник хочет добиться уважения сверстников и старших, но не знает, как это сделать. Поэтому конфликтует с учителями и всячески воюет со школьными правилами. Обычно таким образом ребёнок стремится обезопасить себя: нападает первым, потому что боится стать жертвой.

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

<<Форма демодоступа>>

  1. У ребёнка накопились обиды на одноклассников, учителей или родителей, и он хочет отомстить. Зачастую гнев выплёскивается на взрослых или более слабых учеников.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. Ребёнок, отчаявшийся достичь успеха, сдаётся. Он становится безразличным и беспомощным, не реагирует на просьбы учителя и может весь урок заниматься своими делами. Далеко не всегда такое поведение вызвано скукой — чаще всего ученик просто не верит в свои силы.

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

У плохого поведения могут быть и другие причины. Например, дурное влияние одноклассников, стресс из-за смены школы, учителя или проблем в семье. А, может быть, ребёнку просто неинтересно учиться, вот он и безобразничает. 

<<Форма с консультацией>>

Маша и медведь. Про девочку, которая научилась рычать

Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих. Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошими и не хотят никого огорчать.

Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.

Одна беда была у Маши. Когда ее ругали, она из девочки превращалась в палочку. Все тело будто деревянным становилось, рот не открывался, голова не думала.

А самое скверное — для Маши было неважно, кто ее ругал и за что. Девочка все равно деревенела. А поскольку она — палочка — не помнила, за что ее ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось

А поскольку она — палочка — не помнила, за что ее ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.

Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, ее поругают, она тут же в палочку превратится.

Шел как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понес домой. А Маша молчит. Она ведь палочка и говорить не умеет.

Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.

— Ты кто? — спросил медведь ее ласково.

— Я — Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал ее, поэтому она тут же разговаривать научилась.

— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?

— Нет, я из школы, — ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.

— Нет. Это не дело, — ответил медведь. — Я тебе дам свой коготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнет, превращайся в медведя. Ррр… — вот так будешь делать.

Поблагодарила Маша медведя, спела ему песню. И отвел он ее обратно к школе. А там уже ее учителя и воспитатели ждут.

— Куда ты подевалась? — стали кричать они на нее.

Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:

— Ррр…

Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?

Но мама только улыбнулась:

— Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова — “я с тобой не согласна”, “думаю, что я права”, “мне неприятно это слушать”.

— Здорово, — сказала Маша. — Так еще лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.

— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Все лучше, чем становиться палочкой.

Что обсудить с ребенком

  1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?
  2. Почему она не могла им ответить?
  3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?
  4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругают?

Откуда берутся послушные дети?

Практически в любом детском коллективе всегда найдется малыш – «любимчик» взрослых. Он тих и незаметен, всегда готов выполнить любое поручение, от которого остальные обычно отказываются, «докладывает» педагогу о шалостях других детей. Надо сказать, настоящим дружественным отношениям со сверстниками это не способствует – принять в игру могут, но будут манипулировать им так же, как взрослые. 

Растут такие послушные дети в обычных семьях, где вовсе не злые мама и папа, конечно, из лучших побуждений, приучают ребёнка слушаться. А как же иначе, ведь он ещё такой маленький, мы же лучше знаем, что ему нужно! И сохраняется эта установка на долгие годы, даже когда «ребёнок» уже вырос и готов создать собственную семью.

Правила для родителей слишком послушных детей

Послушный ребенок – это, конечно, хорошо, но и в отношении с «идеалом» нужно придерживаться определенных правил.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка, событиями и поступками, людьми из его окружения, ситуациями, в которых он оказывается. Успокойте малыша, объясните, что любите его таким, какой он есть, и всегда примете любую его позицию. Тогда ваш послушный ребенок вырастет уверенным в себе с чувством собственного достоинства, уважающим себя и окружающих людей.

Приучая малыша к чему-либо, объясняйте последствия – нужно быть аккуратным, потому что это полезная привычка в жизни. Если ребенок отказывается прибирать в своей комнате, пусть сам несет ответственность за свое пока что еще безобидное решение. Например, ему станет стыдно, когда к нему неожиданно нагрянут друзья или он не сможет найти в беспорядке нужную вещь.

Стоит посмотреть и на себя. Очень часто удобные дети растут у таких же удобных взрослых. Способны ли вы говорить «нет» и высказывать свое мнение открыто? Как часто не учитываете свои интересы ради сохранения хороших отношений с другими людьми? Если такое с вами происходит, начните быть «неудобным». Только самодостаточный взрослый может воспитать уверенного в себе ребенка.

“Воспитание под эгидой насилия — чума 21 века”

Определимся с терминологией. В этой статье я буду использовать слово “родитель” (отец или мать) и слово “ребёнок” (сын или дочь). Я специально не указываю пол, чтобы вы чувствовали себя свободно, выбирая пол того или иного персонажа. Просто знайте, что слово “ребёнок”, а так же местоимения “он” и “его”, означают не только мальчика, но и девочку 🙂

Теперь определимся с термином “насилие”. Обычно под этим словом подразумевается физическое насилие с причинением боли. Я же буду использовать его в более широком смысле.

Насилие — это любые действия, направленные на подавление воли другого человека. Это лишение свободы выбора, запреты, принуждения, игнорирование желаний и мнений индивидуума.

Подойдёт такое определение? Надеюсь, что да.

Итак, есть эмоциональное насилие, есть физическое, а есть их смесь. Эмоциональное насилие — это психологическое давление словами и поступками: запугивания, шантаж,  брань, крики, суровый взгляд, взывание к чувству вины и стыда. Физическое насилие — это то же самое, но с причинением телесной боли: ремень, выкручивание уха, подзатыльник, удар ложкой по лбу и прочее.

Другими словами, насилие — это когда более сильный применяет давление или психологические уловки, чтобы более слабый поступал так, как того хочет более сильный.

Фундаментом устаревшей модели воспитания, которая широко распространена на территории постсоветского пространства, является метод “кнута”, который применяется в качестве лекарства от “плохого” поведения.

Основа метода проста. Негативные эмоции, направленные на старших, насильно подавляются через наказания. Мнение ребёнка, идущее вразрез родительскому, либо игнорируется, либо подавляется. Если ребёнок не подчиняется приказам, его также ожидает эмоциональное или физическое насилие.

Для чего? Чтобы воспитать хорошего человека!

То есть, человека, который боится отказывать старшим (читайте “начальству”), боится высказывать личное мнение, идущее вразрез верхам (ты ещё сопляк, чтобы иметь своё мнение!). Человека, который боится принимать решения из-за страха ошибиться (ты сделал плохо!), боится выделяться из толпы (не высовывайся!) и так далее. Иными словами, это воспитание человека, который не осмелится выступить против начальства и власти.

Говоря ещё проще, это подготовка и воспитание будущего раба.

Так и есть! На выходе мы получаем исполнительного и послушного раба, который выгоден государству. Добро пожаловать в систему, сынок: воспитание — школа — институт — работа — пенсия — смерть. И не забывай поступать правильно — как мы тебе сказали. Пенсии не хватает? Ничего не поделаешь…

Уважаемые родители, у вас действительно такие планы на будущее ребёнка?

В общем, неприятнейшая картина получается. Давайте разберёмся, как метод “кнута” влияет на психику ребёнка. Запаситесь чаем или кофе, сейчас вот-вот начнётся!

А что внутри?

Однако всё не так просто. Далеко не всегда уступчивые дети действительно полностью довольны тем, что происходит вокруг них

Но они стесняются и даже побаиваются демонстрировать свои переживания, недовольство, огорчения, не хотят привлекать к себе внимание. Дать отпор обидчикам, пусть даже и всего лишь вербально – для них целая проблема. Вместо этого они подолгу терпят, а потом выпаливают что-нибудь «убийственное», вроде: «А вы… вы… вы… некультурные! Вот вы кто!» Они не знают других способов взаимодействия, кроме уступок, они привыкли только «отступать»

Вместо этого они подолгу терпят, а потом выпаливают что-нибудь «убийственное», вроде: «А вы… вы… вы… некультурные! Вот вы кто!» Они не знают других способов взаимодействия, кроме уступок, они привыкли только «отступать».

К сожалению, окружающие быстро понимают, что представляет из себя уступчивый ребёнок, и начинают этим пользоваться. И добродушные, хотя и надоедающие подшучивания – это ещё самое безобидное. Иногда даже те, кто называет себя близкими друзьями, пользуются особенностями характера безответного приятеля и позволяют себе жестокие выходки или резкие ранящие высказывания. Нередко такие дети становятся мишенью едва ли не для всех одноклассников. А уступчивые дети терпят и никому не жалуются.

Отравляет покладистым детям жизнь и их нередко чрезмерные чувствительность к критике и мнению окружающих, зависимость от других. Им тяжело даётся смена коллектива, адаптация к новым условиям. Внешне примерные и успешные ученики они могут ночами плакать от нежелания идти в школу или даже заболевать.

Все эти трудности приводят к тому, что уступчивые ребята занимают единственно возможную, как им кажется, для них выжидательную позицию: отказывают себе в праве выбора друзей, парты, за которой сидеть, игры, команды на физкультуре и т.д. На этом фоне у них развиваются ещё более осложняющие жизнь обидчивость, раздражительность, мнительность.

И без того тяжёлую ситуацию может усугублять и реакция родителей. Узнав о переживаниях ребёнка, многие занимают в корне неверную позицию, обвиняют его в безволии, слабохарактерности и бесхребетности. Однако психологи, работая с такими семьями, нередко сталкиваются с тем, что и сами родители мягких детей оказываются людьми безынициативными, предпринимающими какие-то активные действия только в самых крайних случаях, не умеющими отстаивать свою позицию. Если же родители сами активны, то для них уступчивый ребёнок чуть ли не инопланетянин, которого они не могут понять, но зато очень хотят перевоспитать, лишь только ухудшая состояние чада.

Психологи уверены: загоняемые внутрь переживания – бомба замедленного действия. Увы, спокойные неконфликтные ребята нередко носят эту «бомбу» в себе, не зная, как выразить те чувства, которые их обуревают, а это может приводить к психологическим и психосоматическим проблемам.

Что значит быть послушным?

Быть послушным – значит, выполнять требования и установки родителей или заменяющих их людей. Если ребенок слушается взрослых, он растет контролируемым и воспитуемым, умеет жить в рамках, установленных авторитетными взрослыми.

Например, вы попросили ребенка вымыть руки – он согласился с вами и выполнил вашу просьбу. Если нужно закончить игру и сделать уроки – малыш собрал игрушки и сел за книги. Вы просите подростка сходить в магазин за хлебом – он собрался и пошел.

Послушание это выполнение ребенком разумных требований родителей и педагогов в тех случаях, когда эти требования для него неинтересны или не очень приятны.

Если вы потакаете прихотям ребенка, разрешаете ему делать только то, что он хочет, о послушании не может быть и речи. Так вы укореняете в ребенке неприятные черты характера – капризность и избалованность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий