Что ребенок должен уметь в год

Психология годовалого ребенка: советы родителям 12-месячного малыша

Так как малыши в этом возрасте очень подвижны и любознательны, перед родителями встает проблема – как научить кроху не брать то, что нельзя. В любом доме имеется множество вещей, которые просто невозможно убрать из зоны досягаемости ребенка.

Если пытаться бороться с любопытством малыша запретами, можно добиться обратного результата. В этом возрасте детки очень упрямы и настойчивы. Ребенок, если ему не разрешили трогать какую-либо вещь, обязательно нарушит запрет и будет наблюдать за реакцией взрослых.

Несколько советов, как вести себя с непослушным, по мнению родителей, малышом:

Что делать, если малыш берет запрещенные вещи
В этих случаях родители должны набраться терпения, чтобы спокойно растолковать крохе, чего делать нельзя. Окрики и строгие запреты приведут к обратной реакции. Только доброжелательность и терпение помогут приучить кроху к порядку.
 

Не разрешайте ребенку делать все,что он захочет

Психологическое состояние позволяет годовалому малышу осознавать запрещающие интонации родителей. Однако умственное развитие в этом возрасте отстает от психологии. Кроха понимает, что ему запрещают производить те или иные действия (например, вываливать кашку из тарелки на стол), но не понимает, почему этого делать нельзя.
Задача родителей доходчиво и спокойно растолковать ребенку, что есть такие вещи, которые делать нельзя.
Однако, не стоит слишком усердствовать с запретами, вырубая на корню проявление ребенком самостоятельности. На каждые пять ваших «да» должно приходиться не больше одного «нет».

 
Позвольте малышу поиграть с безопасными предметами

Нельзя безоговорочно запрещать ребенку трогать то, что не относится к его игрушкам.

Малыш стал взрослее, ему интересно все, что его окружает. Изучение новых предметов способствует полноценному и гармоничному развитию крохи. В любом доме найдутся вещи, в которые он может поиграть без ущерба для здоровья. Это доставит ребенку не меньшее удовольствие, чем игры с любимыми игрушками.

Не кричите на малыша

Старайтесь никогда не повышать голос на маленького человечка, даже если он в чем-то провинился.

Это отрицательно скажется на психике малыша. Кроме того, дети быстро перенимают действия взрослых. Пройдет немного времени, и малыш начнет повышать голос на вас. Поэтому наберитесь терпения и станьте достойным примером для своего ребенка.

Больше разговаривайте с ребенком

На развитие детской психики годовалого ребенка большое влияние оказывает общение с близкими людьми. Чем больше вы говорите с малышом, тем богаче будет его, пока еще, пассивный словарь, тем быстрее он начнет выговаривать первые полноценные слова. У ребенка, которому не хватает общения, могут возникнуть серьезные психологические проблемы.
 
Не сравнивайте кроху с другими детьми

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми или взрослыми в его присутствии, даже если ваша оценка направлена в пользу малыша. Кроха быстро поймет, что его оценивают, и может потерять уверенность не только в себе, но и в родительской любви. Со временем это может перерасти в комплекс неполноценности.
 

Покажите малышу, как вы его любите

Не бойтесь избаловать малыша проявлением своей любви. В этом возрасте для психологического комфорта малыш должен быть окружен заботой и любовью близких людей. Это вовсе не означает, что малышу можно позволять все что угодно. Просто чаще хвалите, обнимайте и целуйте малыша.

Психологи утверждают, что самосознание ребенка закладывается именно в годовалом возрасте. Сейчас мнение о себе складывается у маленького человечка из того, как к нему относятся окружающие.

 
Помните, что ваш малыш еще мал и беззащитен

В возрасте 10-12 месяцев физическое развитие значительно опережает психологическую составляющую. Помните, что даже самый здоровый и активный ребенок остается психологически беззащитным без любви близких ему людей

Только родители своим вниманием и заботой могут поддержать малыша в любой ситуации.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

К концу двенадцатого месяца ребенок понимает более двадцати слов и знает названия всех предметов, которые он использует в обиходе или видит перед собой ежедневно. Пока произношение у малыша неправильное, он может менять местами слоги в словах и выговаривать не все буквы. В большинстве случаев в одно слово ребенок вкладывает сразу несколько значений.

В годовалом возрасте малыш с радостью общается со сверстниками и тянется к ним, но, к сожалению, бесконфликтное общение он еще не освоил.

Теперь малыш четко осознает, как нужно себя вести с каждым из членов семьи. Он чувствует мягкое отношение мамы к себе и в ее присутствии может баловаться и активно ею манипулировать. Карапуз знает, что с отцом или бабушкой, такое поведение недопустимо.

В двенадцать месяцев с ребенком становится сложно играть. Он начинает устанавливать свои правила, большинство из которых неприемлемы для взрослых. Он начинает упрямиться и делать те вещи, которые запрещены. К примеру, бросаться песком в песочнице или дергать животных за уши и хвост.

С годовалого возраста у ребенка начинает проявляться долговременная память. Малыш может с легкостью запомнить, чем он занимался вчера или даже позавчера. Во взрослом возрасте некоторые люди могут помнить, что с ними происходило в год или даже раньше, именно благодаря долговременной памяти.

Во время прослушивания музыкальных композиций, ребенок старается подпевать, а иногда и пританцовывать. В этом возрасте уже может выполнять простые просьбы взрослых.

С годовалого возраста, родители начинают замечать, как в развитии ребенка наступает очень сложный переходный момент, когда карапуз становится абсолютно не похожим на себя. Это изменение носит название кризиса первого года. Оно проявляется в непослушании и упрямстве, резком повышении самостоятельности и отказе от помощи взрослых, обидчивости, плаксивости и противоречивости в поведении. Также могут присутствовать и другие проявления.

Что должен уметь годовалый ребенок

Сразу оговоримся: умения и навыки годовалого малыша, о которых пойдет речь, это, если можно так выразиться, усредненный список. Иными словами, что-то из этого списка какой-то малыш может еще и не уметь, а другой – уметь гораздо больше. Здесь многое зависит от природных способностей самого ребенка, ну и, конечно, от его родителей: как часто они занимаются со своим малышом, правильно ли они это делают и т. д. Так что не следует принимать упомянутый список за некий обязательный эталон.

Другое дело – если кроха к годовалому возрасту не освоил из этого списка почти ничего. Тут уж, конечно, необходимо бить тревогу и задуматься, почему так случилось. И, конечно же, предпринимать меры, чтобы наверстать упущенное. Итак…

  1. В первую очередь, годовалый малыш должен энергично и много двигаться. Это – норма, так как ребенок активно развивается физически и познает мир, а без движения – какое же это развитие и познание? В таком возрасте большинство детишек уже умеют ходить. Однако если малыш еще не освоил это умение – особо волноваться не стоит. Многие дети начинают ходить позже.
  2. В 1 год ребенок уверенно сидит – на попе и на корточках. И так же уверенно поднимается на ноги.
  3. Брать руками различные предметы – это также необходимое умение годовалого ребенка. Причем, он должен уже уметь взять одной рукой сразу два предмета, и удержать их.
  4. Малыши такого возраста обычно умеют собирать простые пирамидки или возводить башенки из кубиков.
  5. В этом возрасте ребенок хорошо понимает многие слова: «иди ко мне», «возьми», «дай», «нельзя», «можно» и т. д. Соответственно он выполняет простые просьбы и поручения, осознавая их смысл и отвечать на несложные вопросы.
  6. Кроме того, кроха уже понимает и применяет на практике простые жесты. Он кивает или качает головой, осознавая, что это означает «да» и «нет».
  7. Малыш различает, где мама, а где папа, отличает бабушку от дедушки, брата от сестры, а также знает близких ему людей в лицо и по именам.
  8. В этом же возрасте он начинает выговаривать первые простые слова, состоящие обычно из одного-двух слогов. Нормой считается, если годовалый малыш выговаривает 15-20 таких слов.
  9. Кроха умеет выполнять простые мамины поручения. Например, принести какой-то предмет, разложить ложки перед обедом, вытереть стол. Разумеется, это больше имитация, чем реальное действие, однако смысл таких действий малыш понимает.
  10. У ребенка сформировано четкое понимание водных процедур, он не боится воды, умывание и купание доставляет ему удовольствие, он самостоятельно пытается умываться и мыть руки, подражая взрослым.
  11. Крохе нравится совершать осмысленные и логичные действия: прятать игрушки, а затем их искать, бросать и поднимать разные предметы, выстраивать сооружения из кубиков, разрушать и строить заново, складывать вещи в ящики и коробки, затем вынимать их оттуда и пр.
  12. Малыш легко выполняет многие сюжетные действия: укладывает спать игрушку, кормит ее, расчесывает.
  13. Он реагирует на музыку, подтанцовывает в такт и даже пытается подпевать.
  14. Ребенок отличает человека от животного, знает, где киска, где собачка, а где птичка или рыбка и умеет различать животных между собой в жизни и на картинках.
  15. Кроха понимает, какой предмет для чего используется.
  16. Он уже способен запоминать события, которые произошли несколько дней назад.
  17. Пускай и неуклюже, но малыш держит в руке чашку и ложку и пытается кушать самостоятельно. При этом одна еда ему нравится, а от другой он решительно отказывается. То есть, у ребенка уже вполне сформировались вкусовые предпочтения.

Психологические изменения

Ребенок в два года — вполне самостоятельная личность. Подросший малыш является настоящей губкой, он буквально впитывает все, что происходит вокруг, запоминая и осознавая море информации каждый день.

Речь ребенка указанного возраста активно дополняется жестами, мимикой, разнообразными возгласами

Окружающие, причем как дети, так и взрослые, привлекают внимание юного исследователя

Он с удовольствием контактирует с людьми, заводит первых друзей. Двухлетка — маленький подражатель. Он обожает гладить, стирать, убирать и совершать прочие действия, копирующие поведение родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек.

В возрасте 2 лет ребенок становится усидчивее — он уже способен заниматься 10 минут и более. Это время он может рисовать, собирать простые пазлы, пирамидку, сортер или прочие игрушки. Нормальным считается проявление эмоций, в том числе довольно бурное.

устроить истерику

Крайне важно обеспечить ребенку спокойную психологическую обстановку — крики, скандалы и прочий негатив, крайне плохо отражаются на нервном состоянии юного члена семьи. Причина: восприимчивость к чужим эмоциям, которая четко выражена именно в 2 годика. Малыш может начать плакать, если кто-то капризничает рядом, или улыбаться, когда поблизости человек смеется

Девочки и мальчики в два годика начинают осознавать свою гендерную принадлежность

Малыш может начать плакать, если кто-то капризничает рядом, или улыбаться, когда поблизости человек смеется. Девочки и мальчики в два годика начинают осознавать свою гендерную принадлежность.

Большая часть юных особ более спокойна, уравновешена, усидчива, зависима от мнения взрослых. В то время как мальчишки более шустрые, совершенно равнодушны к творчеству, самостоятельны во всем

В 2 года представители разных полов обращают внимание на одежду, беря пример с мам и пап

Физическое развитие в 1 годик

От рождения до 1 годика малыш физически стремительно развивается. Всемирная организация здравоохранения выделила среднестатистические нормы роста, веса и других важных показателей для мальчиков и девочек, которые указаны в таблице.

ПоказателиМальчики (1 год)Девочки (1 год)
Рост71-80 см69-79 см
Вес7,7-12 кг7-11,5 кг
Окружность головы43-49 см42-48 см
Окружность грудной клетки46-53 см46-51 см

В таком возрасте он умеет:

  • Сидеть, активно ползать, стоять, держась за предметы, или самостоятельно.
  • С поддержкой взрослого делать шаги. Некоторые детки уже самостоятельно ходят и даже пытаются бегать.
  • Взбираться на стулья, диван или кровать, и спускаться вниз. Родителям нужно быть крайне осторожными и обеспечить безопасность в доме и на прогулке. Такие малыши уже понимают, что можно подставить стул и забраться повыше, поэтому не думайте, что ребенок в 1 годик не додумается взобраться на подоконник или стол, а будьте внимательны, чтобы он этого не сделал.

Для успешного физического развития необходимо, чтобы у малыша вырабатывалась самостоятельность: не спешите поднимать его, если он упал, или брать на руки по первому требованию. Нужно учиться страховать кроху, но основную работу должен делать он.

Что еще ребенок должен уметь в 1 год:

  • откликаться на свое имя;
  • стараться повторить незнакомые слова;
  • реагировать на «нельзя» и «можно»;
  • реагировать на вопрос «кто это?», «что это?», «отвечать» словами или слогами: мама, баба, мяу и т. д.;
  • показывать действия: как пьет, кушает, копает и т. д..

Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.

Моторные функции

Позы и перемещения

После первого года происходит совершенствование всех видов движений. Окончательное развитие ходьбы на полностью выпрямленных ножках относится только к 3-5 годам. Ещё дольше совершенствуется техника бега, прыжков, различных спортивных игр. Но в целом можно сказать, что в 1,5 года уже все дети могут ходить самостоятельно.

Также отметим дополнительные умения:

  • обернуться назад при ходьбе (обычно уже могут дети в возрасте 12-15 месяцев),
  • некоторые детки уже могут забираться по лестнице,
  • попытки отбить мяч ногой (но пока не хватает устойчивости),
  • перешагивает через препятствия,
  • приседает.

Выучивание любого движения требует многократных повторений, поэтому высокая активность детей, почти постоянное нахождение в движении, является необходимым условием правильного развития.

Действия с предметами

Возраст 1,5 лет интересен довольно активным подражанием действиям взрослых. Ребёнок пытается их повторять на полном серьёзе, что умиляет и радует окружающих. Мы можем увидеть «серьезный» разговор по игрушечному телефону, “чтение” книги с активным перелистыванием страниц (не всегда по одной), активную «помощь» в уборке по дому и т.д.

А ещё ребёнок уже может держать карандаш (или мелок) и активно рисовать каракули.

Видим более или менее умелое использование ложки, то есть в возрасте 1,5 года ребенок уже может есть самостоятельно.

Также  все более активны попытки самостоятельно раздеться. Пока они не получаются и сводятся к активной помощи взрослому в процессе раздевания.

Важным моментом является развитие манипуляции одновременно несколькими предметами. Если раньше ребенок обучался манипулировать 2-мя предметами (положить 1 предмет на другой, вложить 1 предмет в другой – кубик в кубик, ложку в чашку), то теперь может получаться построить пирамидку из двух-четырех кубиков.

Проявление упрямства

Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.

Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.

Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.

Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.

В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.

Нервно-психическое развитие ребенка

В год в развитии ребенка происходит очередной скачок и первый возрастной кризис – он уже чувствует себя вполне самостоятельным, пытается во всем подражать родителем и отчаянно отстаивают свои права. В этом возрасте родители радуются первым серьезным достижениям ребенка: он начинает ходить, разговаривать, пытается самостоятельно одеваться, начинает проситься на горшок и доводит родителей до белого каления истериками и капризами.

К концу первого года жизни малыш должен понимать обращенную к нему речь, выполнять простейшие ежедневные действия – пытаться есть ложкой, умываться, надевать одежду; знать назначение всех предметов обихода, отвечать на речь взрослых первыми словами или набором звуков, которые имеют для ребенка значение.

Не менее важна «подражательная» деятельность ребенка, годовасик должен стремиться участвовать во всех событиях, происходящих в жизни окружающих, «забивать» с папой гвоздь, «готовить» суп вместе с мамой или пытаться «вязать» вместе с бабушкой.

К году малыш охотно выполняет просьбы взрослых, реагирует на их тон, когда они обращаются к нему, знает значение слов «можно» и «нельзя» и умеет выражать свое эмоции смехом, криками, жестикулированием или выражением лица.

В этом возрасте дети должны учиться контролировать свои естественные навыки, не нужно прислушиваться к рекомендациям зарубежных производителей одноразовых подгузников и держать малышей в памперсах до 2-3-х лет. В 1 год дети уже понимают связь между мокрыми штанишками и собственными потребностями, так что откладывать приучение к горшку на более поздний возраст не стоит. Конечно, требовать от годовалого ребенка, чтобы он всегда оставался сухим, глупо и нереально, а чрезмерно настойчивое приучение к горшку может вызвать отвращение и негативную реакцию у ребенка. Достаточно того чтобы малыш знал, зачем нужен горшок, и во время бодрствования словами или поведением показывал, что ему нужно в туалет.

Еще одно изменение в поведении годовалых детей большинству родителей активно не нравится – теперь малыши крайне негативно реагируют на любые запреты и ограничения – истерический плач, крики, попытки упасть на пол и побиться об него головой, ногами и руками, все это не понаслышке знакомо большинству молодых мам и пап. Причем успокоить и заставить замолчать ребенка не так уж просто, а такие «представления» в магазинах или людных местах производят не самое лучшее впечатление на окружающих.

Из-за особенностей незрелой детской нервной системы самостоятельно успокоиться ребенок чаще всего не может, так что родителям предстоит проявить много терпения и такта, одновременно помогая малышу успокоиться и продолжая настаивать на своих требованиях, иначе такие истерики войдут в привычку и станут отличным рычагов давления на них в будущем.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

В 1,5 года большинство детей уже начинают уверенно передвигаться без помощи родителей. Малыши учатся приседать, подниматься по ступенькам, самостоятельно наклоняются за игрушками или заинтересовавшими предметами. Не стоит ожидать слишком многого — держится он еще неуверенно, падает, довольно неуклюжий. Опасность, которая поджидает ребенка, — благодаря плохо развивающемуся чувству самосохранения легко получить травму. Не рекомендуется оставлять в помещении даже на короткое время, безопасные предметы способны причинить вред здоровью.

Физические навыки в полуторагодовалом возрасте развиваются стремительными темпами. Малыш активно передвигается, обожает качаться, спускаться с горки, резвиться со сверстниками. Родителям постоянно нужно быть начеку — любопытство, энергия способны сыграть злую шутку.

Психомоторные умения ребенка в 1 год

К 1 году ребенок обладает чрезвычайной любознательностью, что стимулирует различные умения, которые должны помочь установить ему суть вещей. Малыш не ломает игрушки – он пытается разобраться, что внутри. Он не выбрасывает их, просто изучает, что будет, если бросить. Маленькие исследователи к годовалому возрасту, как правило, могут:

  • Собрать пирамидку из 2-3 колец. Правда, не всегда по размеру, но все же.
  • Составить башню из двух кубиков. Таким занимаются, в основном, девчонки. Мальчишки тоже умеют, но им больше нравится такие башни разрушать, а поймать момент «строительства» трудновато, так что вы можете даже не знать об этом.
  • Обращаться с крышками. Любыми. Снимать их с кастрюль, открывать багажные отсеки в машинках, если таковые имеются. А еще малышня умеет открывать крышку, класть какую-то игрушку в ёмкость и возвращать крышку обратно.
  • Куда-то девать вещи. Малышня в этом возрасте знает, что можно куда-то девать вещи. Например, запихивать в коробки с небольшим отверстием. Еще дети играют с одеждой, причем и со своей, и с вашей, растаскивая ее по дому.
  • Заниматься с посудой. В годик ребятня активно пробует есть ложкой и пить из чашки, даже если в этой самой чашке или тарелке пустота.
  • Заставляет предметы двигаться. Возит коляску, катает по полу машинку, толкает мяч ручкой или ножкой, чтобы тот катился. Некоторые даже умудряются совать табуретки.
  • Осваивать мебель. Открывают тумбочки, выдвигают ящички, достают из шкафов вещи. Даже иногда возвращают их на место, правда, ящики путают.
  • Копировать действия. Хлопать в ладоши, играть с мамой в пальчиковые игры, крутить папиной отверткой, как папа, стучать палкой по ведерку, как соседский ребенок. Некоторые даже подражают мамам и пытаются красить губы.

В вопросах психомоторных навыков основную роль играет ваше внимание. Чем больше времени вы играете с ребенком, тем чаще он будет повторять ваши действия

Также навыки зависят от ассортимента игрушек. Ну не может малыш сложить пирамидку из колец, если вы только в год ее купили. Пройдет время, и он обязательно научится.

Чему научить малыша

Хотя карапуз еще не в силах сам считать, можно познакомить его с цифрами 1, 2, 3. Например, попробуйте собирать вместе парные предметы: две варежки на две ручки, два ботиночка на две ножки. Малыш быстро поймет, о чем идет речь. Также малютка может показывать, сколько ему годиков. А на счет «раз, два, три» запускайте машинку со старта.

Среди игрушек годовалого карапуза должен быть набор из ярких цилиндров, кубиков, арок. Неплохо иметь несколько видов сортеров: фигурки, которые нужно вкладывать в соответствующие отверстия. Именно такие занятия развивают абстрактное мышление и влияют на развитие творческой личности.

Как понять что у ребенка кризис 1 года?

Психология кризиса первого года: признаки и симптомы — Помимо способности ходить и автономной речи, у годовалого ребенка активно развиваются моторика, мышление и воображение. Его язык понятен не только ему, но и близким людям. Ребенок начинает задавать вопросы.

Если раньше его привлекали какие-то предметы в руках взрослых, то теперь они интересны ему сами по себе. Он хочет все делать сам, даже при отсутствии нужных навыков. Появляется избирательность в общении со взрослыми, например неприятие чужих и требовательность по отношению к близким. К новым возможностям передвижения и познания окружающей действительности присоединяются первые запреты, например ребенку запрещают есть из собачей миски и совать пальцы в розетку.

Запреты трансформируются в осознанные желания и стремления, которые можно выразить словом. На фоне всплеска самостоятельности и развития воли появляются аффективные гипобулические реакции, напоминающие припадки: плач, крик, топанье ногами, драки. Они выражают неприятие непонимания со стороны взрослых, а также протест против их запретов.

Обязательные умения и навыки годовалого ребенка

Дети в раннем возрасте развиваются необычайно быстро и в умственном, и в физическом плане. Они, по мнению многих мам, чрезмерно активны и страсть как любознательны: ребенка в возрасте 12 месяцев уже не оставишь сидеть в манеже – ему не терпится исследовать окружающий мир и… испытывать на прочность мамины нервы. Поэтому, предоставив крохе свободу и простор, запаситесь терпением и не забудьте, что теперь за ним, как никогда ранее, нужен глаз да глаз.

Итак, годовалый ребенок должен уметь:

самостоятельно делать несколько шагов, держась за мебель или руку взрослого;
есть с ложки;
удерживать в руках нетяжелые предметы (игрушки, книжки, пластиковую бутылочку) и переносить их на небольшие расстояния;
хорошо узнавать голоса и лица членов семьи;
выражать эмоции – движениями, мимикой и голосом проявлять согласие и несогласие;
различать интонации голосов и по-разному на них реагировать – к примеру, малыш может заплакать «за компанию», если услышит плач другого ребенка;
понимать простые обращения и выполнять несложные просьбы – «дай», «на (возьми)», «где (покажи)» и т. п.;
знать свое имя;
знать имена близких (или заменяющие их слова – «мама», «папа», «баба» и прочие);
понимать значение около 10-30 слов (название некоторых предметов, а также понятия «нельзя», «горячо», «вкусно» и т

п.);
несколько минут удерживать внимание на одном действии, вроде просмотра мультфильма, спектакля, демонстрации картинок и т. п.;
собирать пирамидку из 2-3 больших колечек;
ставить кубики друг на друга;
складывать шарики (размером с собственную ладонь) в емкость через круглые отверстия в крышке;
играть в обществе сверстников, находясь рядом;
пытаться подражать действиям взрослых (хлопать в ладошки, танцевать).

Некоторые дети к году уже неплохо осваивают «взрослый» способ передвижения – ходят без поддержки и могут даже спускаться по лестнице, но нормой для большинства ребятишек этого возраста считаются лишь попытки самостоятельной ходьбы. Но если годовалый малютка так и не встал на ножки, следует незамедлительно показать его детскому неврологу. Другой важный показатель нормального психоэмоционального развития – это контакт ребенка с внешним миром и близкими. Малыш, который не узнает голоса родных и не реагирует на другие звуки, может иметь проблемы со слухом, а пассивность, отсутствие любознательности, однообразные (стереотипные) движения могут быть симптомами задержки умственного развития. К счастью, большинство таких состояний, если вовремя их заметить, успешно поддаются коррекции.

Некоторые годовалые “вундеркинды” уже осваивают навыки самостоятельного питья и приема пищи или хотя бы знакомятся с детской посудой

Как развивать крупную моторику у ребенка в 1 год

  • Прыжки. Возьмите малыша под мышки или за ручки, он должен прыгать на месте.
  • Залезание на диван и сползание обратно вниз. Стимулом в этом случае может быть любимая игрушка.
  • Лазание. Пусть ребенок проползет под стулом, залезет в большую коробку и выберется из нее.
  • Перешагивание. Необходимо разложить на пол различные предметы и, взяв малыша за руку, ходить с ним вместе по комнате. Подойдя к препятствию, научите ребенка перешагивать предмет обеими ногами: сначала одной ногой, а потом и другой.
  • Игры с мячиком. Научите ребенка кидать мяч на пол, дайте мяч ему в руки, а потом просто положите его возле малыша, пусть возьмет мяч самостоятельно. После, покажите, как вы ловите мяч.

Физическое развитие

Малыш активно исследует окружающий мир. Это уже вполне самостоятельная и очень любопытная кроха. Мальчики и девочки такого возраста различаются по физическим параметрам, их интересуют разные игрушки и занятия.

Мальчики

Он значительно вырос, по данным ВОЗ, физические параметры ребенка в этом возрасте составляют:

  • рост — от 73,5 до 78,4 сантиметров;
  • вес — от 8,7 до 11 килограмм;
  • окружность головы — от 44,9 до 47,6 сантиметров;
  • количество зубов — 8 штук.

Поскольку мальчики развиваются чуть медленнее девочек, сын в этом возрасте может еще не начать ходить. Он активно ползает, может заняться складыванием кубиков или пирамидки, катает машинку, любит музыкальный коврик или молоток. Несколько минут играет самостоятельно, не вовлекая в процесс родителей.

Девочки

По физическим параметрам девочки обычно чуть уступают мальчикам, но при этом быстрее развиваются, более социализированы. Физическое развитие девочек:

  • рост — от 70,5 до 76,8 сантиметров;
  • вес — от 8 до 10,2 килограмм;
  • окружность головы — от 43,7 до 44,6 сантиметров;
  • количество зубов — 8 штук.

Абсолютное большинство девочек к этому возрасту уже умеют ходить. Они стараются не упускать маму из виду. Дочка в этом возрасте может практически самостоятельно кушать, в играх пытается накормить мишку или куклу. В игру обязательно вовлекает родителей. Малышки в таком возрасте очень любят сидеть у мамы на руках, разглядывая яркую книжку.

Если ребенок немного не укладывается в эти нормы, нет повода беспокоиться, а вот в случае серьезного отставания в росте и весе или значительного превышения этих параметров следует проконсультироваться с педиатром.

Кроха в 13 месяцев много двигается. Он может быстро ползать, ходить, держась за опору. Те, кто пошел в 8-11 месяцев, уже вполне самостоятельно передвигаются и даже учатся бегать. Ребенок в этом возрасте требует повышенного внимания близких, его ни на минуту нельзя оставлять одного, поскольку шустрого малыша следует беречь от опасности.

Что умеет ребенок в 1 год

Теперь переходим к основным достижениям нашего карапуза.

Двигательная активность

Годовалый малыш много и активно двигается. К 12 месяцам ребенок, как правило, умеет сидеть, стоять (возможно, с поддержкой), стремительно ползать, делает свои первые шаги. Кто-то уже способен ходить самостоятельно, кому-то удобнее передвигаться вдоль опоры или, крепко держась за палец мамы или папы. Самые шустрые пытаются бегать. 

Карапуз умеет приседать, сидеть на корточках и вставать из этого положения. С помощью взрослого «годовасик» забирается на диван и слезает с него, потихоньку спускается и поднимается по ступенькам.

Зрительные реакции

Малыш начинает узнавать на фотографии тех, с кем проводит много времени: маму, папу, бабушку с дедушкой. Годовалый ребенок различает игрушки разной формы — например, кубики, мячики, зверушек.

Речь

Кроха понимает и может выполнять элементарные поручения взрослых — дай, принеси, положи на место, осознает, что значит «нельзя!». Его собственный словарный запас достигает 5-10 простых слов — прежде всего тех, что имеют повторяющиеся слоги (папа, мама, баба). 

В 1 год кроха знает собственное имя и имена взрослых, названия отдельных предметов, умеет объяснить свои потребности — «на» или «дай», улавливает интонацию и пытается копировать речь старших собеседников. Чтобы подкрепить сказанное, малыши используют жесты (машут ручкой «пока-пока»), в знак согласия кивают головой. 

Коммуникативные умения

Дети в год переживают очередной возрастной кризис, который связан с сепарацией от родителей. Как следствие — они активно высказывают недовольство, если кто-то из взрослых уходит (например, на работу). В этом возрасте ребенок делит людей на своих — с кем ему комфортно, спокойно — и чужих, чье присутствие заставляет нервничать или стесняться. 

Годовалые малыши начинают проявлять интерес к своим сверстникам, что придает прогулкам особое значение — на детской площадке можно пообщаться с другими карапузами. 

Эмоциональное развитие

В год дети способны испытывать целую гамму чувств: страх, гнев, удивление, радость, настороженность. Причем управлять своими эмоциями у крохи получается пока не всегда. Поэтому смех может внезапно смениться отчаянным плачем, а увлеченность игрой — истерикой. Такие перепады настроения и капризы малыш может использовать для привлечения внимания.

Навыки самообслуживания

Научившись передвигаться самостоятельно, юный бунтарь продолжит отстаивать право на свободу и независимость от значимых взрослых. Он учится убирать игрушки (или любые другие предметы) в коробку, пытается пить из поильника или чашки, пользоваться ложкой, снимать с себя одежду. Во время сборов на прогулку малыш помогает маме себя одевать — поднимает ручки, чтобы засунуть их в рукава, пытается попасть ножками в штанины, пробует самостоятельно обуться или разуться.

В год многие карапузы знакомятся с гигиеническими процедурами — подставляют ручки под воду, а затем вытирают их полотенцем, учатся пользоваться горшком.

Интеллектуальное развитие

Годовалые малыши начинают интересоваться сюжетными играми, учатся в них играть (например, покормить мишку и уложить его спать). Карапузы с удовольствием собирают пирамидки, строят из кубиков башенки, разрушают свои постройки, разбрасывают и собирают игрушки, бросают и катают мячики. Многие малыши неравнодушны к музыке — с удовольствием подпевают или пританцовывают. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий