Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Осложнения и последствия девиантного поведения

Подростковый период очень важен для формирования личности. От того, как подросток проживет эти годы, во многом зависит его будущее. Например, будет ли он страдать от алкогольной или табачной зависимости, вспышек гнева, проблем с законом, сложностей с самостоятельной жизнью.

Как мы заботимся о телесном здоровье наших детей — водим к врачам, лечим зубы, покупаем лекарства — точно также стоит позаботиться и об их психологическом здоровье. Своевременная коррекция девиантного поведения у подростка поможет избежать возможных проблем в будущем.

Конечно, проявления даже большинства из перечисленных девиаций не означает, что подросток обязательно вырастет в пропащего взрослого, но ему будет гораздо проще и приятнее жить, если вы поможете максимально мягко пройти через этот сложный период.

Симптом №2. Застенчивость или аутизм?

В 21 веке считается, что человек должен быть открытым и общительным, коммуникабельным, чтобы добиться успеха в карьере и личной жизни. Если малыш предпочитает спокойные игры в одиночестве, мало контактирует со сверстниками в песочнице, родители воспринимают в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм

Важно понимать, что характеры и темпераменты у всех разные. Желание побыть одному может быть и психологическим «свойством», в котором нет ничего страшного. Когда начинать беспокоиться?

Когда начинать беспокоиться?

Родители должны забить тревогу, если их ребенок вообще не стремится общаться с кем-либо: не участвует в шумных играх, не выходит из комнаты даже к тем гостям, которые принесли ему подарки, игнорирует знакомых детей и в целом контактирует лишь с некоторыми членами семьи

Чтобы исключить аутизм, важно проследить, становится ли малыш менее застенчивым, когда общение длится уже некоторое время. Если, например, к концу детского праздника или доброжелательного разговора он «оттаивает», то речь идет об обычной замкнутости. В противном случае необходимо сводить его к психологу

В противном случае необходимо сводить его к психологу.

Причины отставания и способы коррекции

Самой благоприятной с точки зрения прогноза формой отставания в развитии является педагогическая запущенность, при которой оно обусловлено только условиями жизни и воспитания ребенка. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка, тем не менее при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.

Задержка психического развития, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями (Власова Т. А., 1971; Певзнер М. С, 1966; Ульенкова У. В., 1990).

В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стойкость зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм); низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.

Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в.том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в первый класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть инфицированная помощь, полученная детьми в дошкольном воз-Касте (Ульенкова У. В., 1990).

Умственная отсталость в отличие от задержки психического раз-«тия носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психического развития в дальнейшем преодолеваются (Рубинштейн С. Я., 1979; Лебединский В. В., 1985).

Таким образом, очевидно, что своевременно начатая коррекцион-ная и развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпа психического развития, оказывается весьма плодотворной, причем чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат.

Что делать родителям тревожных малышей?:

     o Не предъявляйте высоких требований к ребенку;
     o Убеждайте кроху в своей безграничной и искренней любви;
     o Сообщайте об успехах малыша всем членам семьи;
     o Не употребляйте слова, унижающие достоинство малыша;
     o Не заставляйте малыша извиняться за проступки, а попросите его объяснить их причину;
     o Сведите к минимуму число замечаний;
     o Не пугайте малыша невыполнимыми наказаниями;
     o Больше общайтесь с малышом;
     o Используйте ласковые прикосновения;
     o Родители должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
     o Родителям тревожных малышей рекомендуется выполнение комплекса упражнений на релаксацию;
     o Выясняйте причины страхов и повышенной тревожности у ребенка;
     o Интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего малыша;
     o Сведите к минимуму количество тревожных ситуаций;
     o Не решайте все жизненные проблемы за ребенка;
     o Всегда предлагайте ребенку свою помощь;
     o Заранее готовьте малыша к сложной ситуации;
     o Рассказывайте ребенку о своих детских страхах и нынешних проблемах;
     o Сравнивайте достижения ребенка;
     o Не скупитесь на ласковые слова и телесный контакт.
     
     Успехов в воспитании счастливых малышей!

Симптом №1. Агрессивность

Взрослому человеку любое проявление агрессии со стороны ребенка кажется немотивированным. Чтобы удостовериться в этом, нужно постараться поставить себя на место малыша. К примеру, при желании покачаться на качелях ребенок может толкнуть того, кто уже на них сидит. Физическая агрессия — это самое простое решение, ведь просить и договариваться гораздо сложнее. Если малыш еще плохо разговаривает, то тем более он не сможет четко выразить свое желание, как это сделал бы любой взрослый.

Когда начинать беспокоиться?

Если родители целый год не ругают малыша, общаются с ним доброжелательно, объясняют правила поведения, но он продолжает агрессивно вести себя с окружающими, возможно, у него есть проблемы с развитием. Беспокойство у родителей должна вызвать и аутоагрессия — стремление ребенка специально кусать, царапать себя, ударяться головой о стену. Такими способами малыш вымещает злобу и обиды, делая это непроизвольно.

Насторожить родителей должно и то, что малыш одинаково ведет себя с близкими и чужими людьми. Обычно дети позволяют себе вольности только наедине с мамой, папой, бабушкой. С воспитательницей в детском саду или няней они держатся более сдержанно.

Что такое тревога

Тревога — расплывчатое и длительное переживание по поводу будущего, состоящее из ощущения неопределённости, ожидания неприятных событий и трудноопределимых предчувствий. Отличие тревоги от страха в том, что первая не имеет под собой объективных оснований. Например, страх — это чувство кома в горле, когда вы идёте по тёмной улице, а позади вас пьяный человек; тревога — ощущение, что в вашу закрытую прочную дверь в доме с консьержем ворвётся грабитель, хотя на лестничной площадке никого нет.  

Тревога за ребёнка обоснованна и естественна, особенно когда вокруг поток негативной информации. Биологически тревога нужна родителю, чтобы вырастить здоровое и крепкое потомство. Она заставляет человека предсказывать вероятные варианты развития событий. Существует рациональная и иррациональная тревога. 

Рациональная тревога помогает предвосхитить возможные проблемы и адаптироваться к ситуации. Например, ваш ребёнок только что ушёл в школу, а вы заметили, что он забыл взять с собой обед. У вас возникает тревога: вы понимаете, что ему будет нечего поесть в течение дня, поэтому звоните и просите вернуться. 

Иррациональная тревога не приносит пользы, потому что человек переживает о событиях, которые не произойдут или на которые невозможно повлиять. Например, родитель вернул ребёнка домой за оставленным обедом, но потом весь день переживает, поел ли его малыш. Родителя мучают мысли: «А вдруг он не пообедал и упал в обморок от голода?» Он звонит классному руководителю или друзьям ребёнка, чтобы убедиться, что тот действительно поел.

Провоцировать тревожность могут психические и физиологические факторы:

  • Психический уровень: особенности темперамента — лабильная психика, имеющая склонность к негативным эмоциям или перфекционизму; частый стресс; психологическая травма, пережитая ранее человеком; неблагоприятные условия для жизни.
  • ‍Физиологический уровень: генетическая предрасположенность; нарушение работы эндокринной железы; соматические заболевания; нарушение баланса нейромедиаторов; злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру. При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу. При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Как с этим бороться?

Когда отношения современных молодых людей с такими родителями не складываются или же когда школьники вырастают и их ценности меняются, у молодежи сразу возникает вопрос: «Как изменить родителя? Как объяснить ему? Как его исправить?»

Давайте сразу дадим четкий и ясный ответ: никак. Не нужно никого менять и исправлять только потому, что вы не можете найти общий язык. Взрослые поколения «сэндвич» привыкли так жить, и их такая жизнь вполне устраивает. Они именно так видят мир, и не нужно рушить их картину, пытаясь навязать свою.

Во-первых, работайте над собой: развивайтесь, прорабатывайте свои страхи и неуверенность, улучшайте самооценку. Избавляйтесь от установки о том, что ваша ценность зависит от похвалы родителей и окружающих людей. Не нужно зависеть от родителей и их взгляда на жизнь. У вас своя жизнь, у них — своя.

Во-вторых, работайте над отношениями с родителями. Вопрос «Как изменить родителя?» лучше заменить на вопрос «Как понять родителя? Как принять его? Как наладить с ним взаимоотношения?» Поймите, что они любят вас и ценят вас, но по-другому проявлять свои чувства они не умеют. 

К какому бы поколению вы ни относились, перестаньте пытаться исправить других людей. Возьмите на себя ответственность за развитие ваших взаимоотношений в настоящем, постарайтесь понять друг друга, принять и полюбить друг друга такими, какие вы есть.

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость — это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.

Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.

Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого

Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждение

ТОП-4 проблем, с которыми сталкиваются родители

Проявление агрессии

Физическая реакция на внешние раздражители является самой примитивной и доступной маленькому человечку, поэтому он и использует ее. Малышу гораздо легче просто забрать у другого ребенка игрушку, чем попросить владельца вожделенной вещи дать ему ее поиграть. Это в принципе вполне нормально, особенно если малыш еще плохо разговаривает и проявления агрессии бывают в редких случаях.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок регулярно проявляет агрессию как по отношению к родственникам, так и к посторонним людям. Беспокойство должно вызвать и проявление аутогрессии – стремление к членовредительству (малыш себя кусает, бьет, царапает и т.д.).

Чрезмерная застенчивость

Большинство современных детей отличаются повышенной коммуникабельность и активностью. И это нормально. Если же ваш малыш подвижным играм со сверстниками предпочитает спокойные занятия в одиночестве, но при этом не против общения с другими детьми, то это еще не повод беспокоиться. Просто у него такой характер и темперамент.

Тревожиться нужно начинать в том случае, если ребенок вообще не хочет общаться с другими людьми, не выходит к гостям, принесшим ему подарок, и категорически отказывается играть со сверстниками.

Невнимательность

Отсутствие концентрации внимания у ребенка очень часто вызывает беспокойство со стороны родителей. На самом деле в этом ничего страшного нет, если ваш малыш способен заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут (именно столько времени у дошкольника сохраняется высокий уровень работоспособности).

А вот если ребенок не может усидеть на одном месте больше 5 минут, то родителям стоит более внимательно к нему присмотреться. В случае если малыш не может сконцентрироваться только на определенных видах деятельности (например, быстро теряет интерес к рисованию, но при этом может часами собирать конструктор), то родителям нужно просто предлагать ему другие занятия. Если же ребенок не проявляет интереса ни к одному виду деятельности, и больше всего любит бессмысленно ходить по дому – то это повод обратиться к специалисту.

Гиперактивность

Дети по своей природе являются непоседами. Они познают мир, поэтому им так хочется все потрогать и попробовать, везде залезть и все узнать. Это нормально, если его действия носят целенаправленный и продуктивный характер (например, малыш лезет в шкаф, чтобы найти спрятанные мамой конфеты или “покоряет” тумбочку для обуви, представляя себя альпинистом).

Насторожиться следует в том случае, если действия ребенка могут нанести вред его здоровью и жизни. Например, если ребенок пытается выйти погулять на улицу через окно, или идет знакомиться с большими собаками, несмотря на запрет родителей, которые рассказали об опасностях такого действия.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

Общие принципы психологической работы с
тревожными детьми

Рекомендации для родителей

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он
имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит
создать условия, в которых ему будет не так
страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте,
пусть засыпает при свете, если боится спросить
дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким
образом вы показываете ему, как можно решать
тревожащие его ситуации.
Делайте вместе с ребенком, но не вместо
него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в
прошедшем времени. Боялся, но потом удалось
сделать то-то и то-то.
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать,
что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги,
но она является знанием границ своих
возможностей.
Если не удается разговорить ребенка, но вы
подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с
ним. Спросите, например, чего боятся солдатики
или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за
выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по
принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в
контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что
тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение
для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться,
представить что-то приятное. На приеме у зубного
врача можно подумать о том, что будет, когда все
закончится: пойдем домой, купим мороженого, все
будет позади.

Марина КРАВЦОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики для выявления
тревожных детей

1. Беседа с родителями, учителями, ребенком и
наблюдение за его взаимодействием с окружающими
— сбор информации.
2. Тест тревожности, разработанный американскими
психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает
определить общий уровень тревожности ребенка и
отследить травмирующие ситуации в его
повседневной жизни.
3. Тест А.М. Прихожан «Диагностика школьной
тревожности (младший школьный возраст)» помогает
определить, какая сфера школьной жизни является
наиболее травмирующей для ребенка.
4. Тест CМAS («Детская шкала проявлений
тревожности») позволяет не только выявить
наличие и уровень тревожности, но и вычленить ряд
соматических проявлений тревожности (анализ
конкретных ответов).
5. Методики определения самооценки позволяют
отметить и обсудить не только уровень, на который
себя ставит ребенок, но и то, где он хотел бы
находиться, как оценивают его родные и учителя. С
помощью развернутой самооценки удается выявить
неуверенность в себе и позицию окружающих, какой
она представляется ребенку.
6. Адаптированный вариант детского личностного
опросника Р. Кэттелла позволяет понять природу и
происхождение тревожности.
7. Рисунок семьи дает возможность посмотреть на
семейную ситуацию глазами ребенка.
8. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.
Розенцвейга помогает отследить стратегии
поведения ребенка и тип реагирования на
травмирующие ситуации.

Публикация статьи произведена при поддержке онлайн-журнала для женщин Вумен-Джорнал. На страницах интернет-журнала для молодых мам Women-journal.com собрано большое количество полезных и интересных статей, которые расскажут о беременности и родах, способах укрепления иммунитета ребенка и распространенных детских заболеваниях, воспитании, правильном питании и многом другом, а различные сервисы помогут рассчитать норму веса и роста ребенка и составить интерактивный календарь беременности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н.
Адаптированный модифицированный вариант
детского личностного опросника Р. Кэттелла.
Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1995.
2. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной
фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский
городской психолого-медико-социальный центр, 1997.
3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям
избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
5. Никольская И.М., Грановская Р.М.
Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.:
Независимая фирма «Класс», 1997.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и
подростков: Психологическая природа и
возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000.
8. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности.
М., 1992.

Повышение самооценки

Работа психолога с тревожным ребенком включает три составляющих:

  1. Повышение самооценки чада.
  2. Развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием.
  3. Упражнения для снижения мышечного тонуса.

Вполне естественно, что быстро поднять самооценку ребенка невозможно

Важно ежедневно проводить соответствующие мероприятия. Обращаться к малышу по имени, хвалить за малейшие достижения наедине и в присутствии других детей. При этом одобрение должно быть искренним, поскольку каждый ребенок чувствует и болезненно реагирует на фальшь

Следует обязательно говорить, за что его поощряют

При этом одобрение должно быть искренним, поскольку каждый ребенок чувствует и болезненно реагирует на фальшь. Следует обязательно говорить, за что его поощряют.

Рассмотрим остальные элементы далее подробней.

Причины возникновения тревожности

Первая причина

– это противоречивые требования к ребенку от двух значимых взрослых: от двух родителей, от родителя и воспитателя в саду, или родителя и учителя.

Например, в школе ругают за оценки, а дома мама говорит: «Да не беспокойся, все нормально». Вроде бы все правильно. Мама как бы смягчает, однако не объясняет, как ребенку реагировать в школе. Но намного хуже ситуация, когда и дома давление за оценки.

Как ребенку справляться с давление на него в школе, а возможно и дома?

Ребенок не знает, как ему реагировать на сердитую учительницу и иногда прилюдные разбирательства. Если ему не объяснять как нужно действовать, то у него нет инструмента, чтобы справиться со своими переживаниями и, например, возможного понижения социального статуса в школе.

Точно так же влияет на него противоречие в словах папы и мамы. Папа транслирует одно, а мама – совершенно противоположное. Ребенок слышит абсолютно две разные точки зрения и не может понять, какая для него верная.

Ему сложно выбирать между такими дорогими для него людьми.

Вторая причина

– это завышенные ожидания и требования.

Когда родители решают, что в данном возрасте ребенок уже должен что-то делать, а он пока не может. Да, по всем возрастным параметрам вроде бы как должен, но конкретно этот ребенок — не может.

Когда завышенные ожидания транслируются ребенку постоянно, он может начать все время стараться им соответствовать. У него может это не получаться.

В итоге, возникает состояние внутренней нестабильности, потому что «я не могу быть собой и не могу быть таким, как мама с папой хотят».

В итоге, ребенок словно сам не свой, постоянно “ерзает” и переживает.

Вместе с этим ребенок старается не проявлять свои какие-то личные качества, которые “не подходят” родителям. В результате он часто находится в “пограничном” состоянии, когда любая ситуация вызывает взрыв самокритики или страха.

Третья причина

– это родительская манипуляция. Когда ребенка ставят в зависимое положение словами.

Например, когда мама говорит ребенку: «Будешь себя плохо вести, я расскажу папе, а уж он разберется! Веди себя хорошо».

Вроде чего такого…

Но ребенок не всегда умеет справляться со своими эмоциями, а значит не в состоянии управлять своим поведением. Получается, он не может не делать того, за что накажут.

В итоге ребенок живет в постоянном страхе, ведь что ни сделаешь, все будет не так. При всем желании ребенка не справляется.

А потом учится манипулировать в ответ, защищаясь, из страха, начинает управлять другими, чтобы не пытались управлять им.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий