5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Главные признаки задержки развития речи у ребенка

Задержка развития речи у ребенка может быть вызвана различными причинами и может проявляться разными способами

Вот несколько главных признаков, на которые стоит обратить внимание:. 1

Отсутствие речи в определенном возрасте. Если ребенок не произносит первые слова к 12 месяцам или не образует простые предложения к 2 годам, это может быть признаком задержки развития речи

1. Отсутствие речи в определенном возрасте. Если ребенок не произносит первые слова к 12 месяцам или не образует простые предложения к 2 годам, это может быть признаком задержки развития речи.

2. Ограниченный словарный запас. Если ребенок имеет ограниченный набор слов и не увеличивает его со временем, это также может свидетельствовать о задержке развития речи. Он может испытывать трудности с запоминанием новых слов и использованием их в контексте.

3. Неправильное произношение звуков. Если ребенок не произносит определенные звуки или заменяет их другими звуками, это может указывать на проблемы с артикуляцией. Например, он может заменять звук «р» на «л» или «с» на «ш».

4. Несвязная речь. Если ребенок произносит слова в неправильном порядке или не связывает их в грамматически правильные предложения, это может быть признаком задержки развития речи. Он может также испытывать трудности с пониманием и использованием грамматических правил.

5. Трудности с пониманием речи. Если ребенок испытывает трудности с пониманием речи окружающих его людей, это может свидетельствовать о задержке развития речи. Он может не понимать инструкции или не отвечать на вопросы правильно.

6. Отставание в коммуникации со сверстниками. Если ребенок не может эффективно общаться со сверстниками, играть в совместные игры или участвовать в разговорах, это может быть признаком задержки развития речи.

Если вы заметили эти признаки у своего ребенка, рекомендуется обратиться к врачу или специалисту по развитию речи для проведения диагностики и определения необходимых мер по поддержке и стимуляции развития ребенка.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса

Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу

Отсутствие речи при аутизме и другие типы задержки речи

Во время типичного развития у ребенка, он быстро понимает, что коммуникация с другими людьми – это способ получить то, что ты хочешь. Задолго до появления первых слов малыши устанавливают контакт глазами, тянут взрослых за рукава, лепечут, указывают пальцем или иначе стараются донести до других людей то, что они хотят. С течением времени дети с типичным развитием начинают использовать устную речь, потому что она позволяет им добиться наиболее быстрых и эффективных результатов. Кроме того, младенцы и маленькие дети с типичным развитием:

– Стремятся получить социальные реакции других людей, например, улыбки и объятия, для них это очень сильная мотивация.

– Естественно и спонтанно имитируют действия окружающих людей.

– Чаще всего они больше наблюдают за другими людьми, чем за неодушевленными предметами.

– Стремятся к компании взрослых и других детей, чувствуют скуку и одиночество, если их надолго оставляют одних.

Однако при аутизме есть нарушения социальной коммуникации, которые могут затруднять любые формы социального взаимодействия. Хотя дети с высокофункциональным аутизмом чаще стремятся к общению, чем дети с более тяжелыми формами аутизма, это верно для детей во всем спектре аутизма. Например, маленький ребенок с аутизмом:

– Мало заинтересован в получении социальных реакций, его больше мотивируют его интенсивные интересы.

– Никогда или редко имитирует действия других людей.

– Может быть больше заинтересован в неодушевленных предметах, чем в людях.

– Может быть доволен, когда его надолго оставляют в одиночестве, при условии, если у него есть доступ к интересующим его предметам.

Все эти отличия ведут к формированию отличий в поведении, желаниях и развитии речи. Дети с аутизмом редко используют невербальную коммуникацию (указательный жест, потянуть за руку, улыбнуться и так далее) и плохо ее понимают. Они также проявляют меньше интереса к общению ради самого общения.

Симптомы задержки речи у аутистов

Разницу между задержкой речи аутистов и другими задержками довольно легко заметить. Если вы узнаете своего ребенка в Бобби, возможно, стоит подумать о том, чтобы его обследовали на РАС.

Джонни вообще не разговаривает в возрасте 2 лет. Но пока он еще не использует слова, он использует бормочущие звуки и язык тела для общения с окружающими его людьми. Он указывает, подталкивает людей к тому, чего хочет, и взаимодействует с другими людьми. Ему очень нравится играть со своими родителями, братьями и сестрами, и он расстраивается, когда его оставляют одного, чтобы вздремнуть.

Бобби ровесник Джонни. У Бобби есть несколько слов, но он не использует их для общения. Вместо этого он повторяет их про себя снова и снова. Бобби еще не понял, как использовать жесты, звуки или слова, чтобы просить о том, чего он хочет

Его родители считают, что почти невозможно удерживать его внимание дольше нескольких секунд

У Джонни может быть задержка речи, что требует вмешательства на ранней стадии; Возможные варианты включают (но не ограничиваются) потерю слуха, апраксию речи и когнитивные проблемы. Бобби, однако, несмотря на то, что он использует несколько слов, возможно, проявляет первые признаки аутизма.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие. Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией. При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к , чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание). Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
  • псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
  • экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
  • мозжечковая — «скандированная» речь;
  • полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.

Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.

Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха

У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:

  • степени нарушения слуха;
  • времени возникновения дефекта;
  • педагогических усилий;
  • индивидуальных особенностей ребенка.

Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом

В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим

Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.

Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.

Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.

Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей

Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.

Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.

Коррекционно-развивающие занятия

Признаки аутизма, связанные с развитием речи

Помимо задержки речи на аутизм может указывать ряд других речевых особенностей. Особенности развития речи, которые часто присутствуют у детей с аутизмом:

– Они совсем не реагируют или редко отзываются на свое имя и другие вербальные попытки привлечь их внимание. – У них отсутствует или с задержкой развивается коммуникация с помощью жестикуляций, например, указательный жест и демонстрация предметов другим людям

– У них отсутствует или с задержкой развивается коммуникация с помощью жестикуляций, например, указательный жест и демонстрация предметов другим людям.

– Даже если гуление и лепет присутствовали у них в течение первого года жизни, впоследствии они прекращаются.
– Развитие речи происходит в замедленном темпе.

– Они повторяют слова и фразы за другими людьми – эта особенность называется «эхолалия».

– Они произносят отдельные слова или целые фразы снова и снова, не для взаимодействия с другими людьми.

– Могут использовать ранее услышанную фразу целиком, но испытывают сложности с самостоятельным объединением отдельных слов в осмысленные предложения.

– Использование слов кажется странным, неуместным, или оно понятно только тем, кто хорошо знает ребенка.

Классификация

Дисфункции импрессивной и экспрессивной речи делятся на несколько типов в зависимости от симптоматики патологии. Самые распространенные виды нарушения речи:

  1. Дислалия. Характеризуется появлением проблем с произношением. При этом у пациента нормально работает артикуляционный аппарат, нет проблем со слухом или интеллектом.
  2. Тахилалия. Человек очень быстро говорит, проглатывая звуки и делая неуместные паузы в предложениях. Подобное отклонение считается одним из симптомов олигофрении и иных психических патологий.
  3. Афония. Пациент всегда говорит только шепотом. Произносить слова в полную силу не может из-за заболеваний гортани или перенесенного стресса.
  4. Заикание. Нарушение речевого ритма и темпа. Некоторые слова пациент не может произнести без запинок. Основные причины: генетика и сильнейший испуг.
  5. Дизартрия. Искаженное воспроизведение звуков и отклонения в речевой моторике. Патология развивается при неправильном развитии артикуляционного аппарата или при повреждении головного мозга.
  6. Афазия. Нарушение или полное отсутствие сформированной речи. 
  7. Алалия. Речевая функция не развита. Причины: врожденный аутизм или ЧМТ. При этом больной хорошо понимает собеседника, но ответить ему не может. Обычно пациент общается с помощью жестов или мимики.
  8. Ринолалия. Больной неправильно произносит звуки из-за аномального строения артикуляционного аппарата, например, заячья губа или волчья пасть. Речь такого человека очень сложно разобрать, т.к. обычно она невнятная.

Помещение в стационар при психических отклонениях требуется не всем пациентам. Некоторые отклонения можно лечить дома, главное соблюдать все рекомендации врача. 

Диагностика ЗРР

Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.

При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.

Логопед также оценит:

  • то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
  • то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
  • если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
  • развитие звука и ясность речи.
  • орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)

Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.

Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.

Осложнения болезни

Прогноз и возможные осложнения нарушения речи зависят от типа патологии:

  1. Хорошо поддается коррекции дизартрия. Патологию можно устранить полностью, без каких-либо последствий. В тяжелых случаях наблюдается частичное улучшение произношения.
  2. Самая главная опасность заикания – нарушение социализации. Человек начинает избегать общения, высок риск развития комплекса неполноценности. Пациент может стать раздражительным.
  3. Дислалия, выявленная на начальном этапе и в раннем возрасте, хорошо поддается лечению. 
  4. Избавиться от афазии без осложнений можно в том случае, если терапия начата в детском возрасте. В запущенных случаях заболевание может привести к полной потери речи.

При обнаружении проблем с речью некоторые пациенты пытаются избавиться от отклонения собственными силами, ищут разнообразные методики борьбы с нарушением в интернете. Однако самостоятельно устранить патологию невозможно, т.к. в некоторых ситуация требуется подбор лекарственных средств или терапия у узконаправленных специалистов, например, у психиатра или логопеда.

Также нельзя лечить дисфункцию речевого аппарата народными методами. Разнообразные заговоры и отвары не принесут ожидаемого результата. Для восстановления речи требуется применение профессиональных методик, проверенных на практике годами.

Профилактика

Профилактика нарушений речи начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Она включает в себя благоприятное протекание беременности, заботу о психическом и физическом здоровье женщины, ранее выявление факторов риска развития отклонений и их устранение. Будущей матери нужно ответственно подойти к вопросу зачатия ребенка: вылечить хронические патологии и отказаться от вредных привычек

Во время вынашивания малыша важно укреплять иммунную систему и беречься от любых недугов. 

Для взрослых людей специалисты также дают ряд рекомендаций, которые минимизируют риск развития отклонения

Крайне важно выполнять профилактику против инсульта: следить за давлением, регулярно принимать средства от гипертензии (при необходимости), избавиться от избыточного веса. Также рекомендуется регулярно проходить профилактические осмотры у онколога. 

Литература:

Недостаточное использование слов и фраз

Недостаточное использование слов и фраз может проявляться в том, что ребенок молчит или использует очень ограниченный словарный запас. Он может избегать разговоров или предпочитать использовать немые жесты или простые звуковые сигналы для общения.

Этот признак задержки развития речи требует особого внимания и своевременной реакции со стороны родителей и врачей. Если ребенок недостаточно использует слова и фразы для выражения своих мыслей и потребностей, это может привести к социальной изоляции и психологическим проблемам в будущем.

Рекомендуется проводить специальные упражнения и игры, направленные на активизацию речевой активности ребенка. Родители могут поощрять его использовать слова и фразы в повседневных ситуациях, задавая вопросы, показывая интерес к его высказываниям и поддерживая его коммуникацию.

Памятка:

Наблюдайте за речевой активностью ребенка и обратите внимание на то, как он использует слова и фразы. Поощряйте ребенка использовать речь для коммуникации и выражения своих мыслей и потребностей

Играйте с ребенком в игры, которые способствуют развитию его речи и активизации речевой активности. Обратитесь к специалисту, если вы заметили признаки задержки развития речи у ребенка.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка есть признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Работаем с проблемой

Если в 2-3 года кроха совсем не разговаривает, родителям не стоит выжидать, когда он заговорит нормально. Лучшее, что можно предпринять, это в 2-3 года отвести его к неврологу и логопеду. Они оценят его общую развитость и его разговорный уровень, и если необходимо, порекомендуют специальные занятия. Занятия с логопедом позволят сократить отставание в развивании всех психических функций. Работа над улучшением способностей общаться и передавать свои мысли, особенно своевременная, – важнейшее условие становления полноценной психики и личности крохи.

Кроме занятий и наблюдения специалистов в период роста важную роль играет общение родителей с их чадом, игры, которые требуют взаимодействия на основе словесного общения и которое нельзя заменить гаджетами. Подобная коммуникация способствует формированию эмоционально-волевой, интеллектуальной, речевой и социальной сфер воспитания крохи, то есть создают прочный фундамент для его дальнейшей взрослой жизни.

Куда обращаться при первых симптомах задержки речи?

Первичное обследование если у ребенка задержка развития речи лучше всего пройти сразу у трех специалистов: психиатра, логопеда и детского невролога, это поможет поставить правильный диагноз и качественно пройти лечение. В первую очередь необходимо выявить причину, в чем она состоит. В этих целях проводится беседа с родителями: как проходила беременность, если не было осложнений во время родов, как малыш развивался первые месяцы жизни.

После разговора с родителями будет проводиться диагностика ребенка, состоящая из нескольких тестов, для выявления соответствия развития малыша его возрасту. Если причина задержки является неврологической, связанная с дисфункцией головного мозга, тогда будет назначено медикаментозное лечение. Ребенку пропишут препараты для повышения и улучшения мозговой активности.

Если причина в недостатке общения, в этом случае родителям укажут на это, и помогут с предложениями и рекомендациями для применения их в ходе дальнейшего воспитания своего малыша, и конечно в обязательном порядке посещение логопеда

Специалист подойдет к этому вопросу комплексно, и наряду с развитием у ребенка речи будет вестись работа по развитию над его мышлением, внимание, памятью и воображению. Все эти функции взаимосвязаны между собой, способные привести к активизации друг друга

Наряду с этим логопед проведет занятия для развития фонематического слуха, то есть восприятие звука при разговоре. Дети часто путают похожие при произношении согласные такие как, в и ф, т и д, из- за этого речь искажается, а если над этим не работать тогда она такой и останется.

Налаживания структуры правильного произношения слов и моторики — если малыш при разговоре путает местами, переставляет в словах слоги, тоже логопед сможет помочь.

Также будет уделено внимание пополнению словарного запаса малыша, расширению его кругозора, формированию речевых навыков и артикуляции. Для этого существует ряд занятий и упражнений, разработанные специалистами, которые при комплексном применении приведут к хорошим результатам

Причины отсутствия речи у ребёнка

При нормальном речевом развитии ребёнок в возрасте 2-2,5 лет начинает активно общаться с окружающими людьми. Он запоминает имена, названия вещей и может рассказывать небольшие истории. Однако в некоторых случаях у детей в 2-2,5 года речь отсутствует. Они не произносят слова или выговаривают их с большим трудом.

Отсутствие речи у ребёнка может быть обусловлено тремя причинами:

  1. Физиологическими. К ним относятся:
  • снижение слуха;
  • врождённые патологии языка, губ и нёба;
  • слабость лицевых и ротовых мышц;
  • поражения центральной нервной системы;
  • наследственные заболевания;
  • аутизм;
  • заболевания психики.

Психологическими. Речь может отсутствовать из-за:

  • сильного испуга;
  • скандалов и ссор в семье;
  • психологической травмы (потери одного из родителей, асоциального поведения родных и пр.).

Социальными. Задержки в развитии речи могут быть обусловлены:

педагогической запущенностью, недостаточным вниманием со стороны родителей, которые не развивали речь малыша;
чрезмерным увлечением телевизором, компьютером или телефоном;
повышенной опекой, когда родители договаривают за ребёнком слова и понимают его по жестам, не давая ему возможности развивать речь;
строгим воспитанием и попытками заставить малыша говорить в слишком раннем возрасте.

Нервные патологии, вызывающие проблемы с речевым развитием

К общему недоразвитию речи (ОНР) относятся следующие диагнозы:

  • дизартрии. Дефект может быть в тяжёлой, средней и стёртой формах. Он характеризуется нарушением звукопроизношения, ритма дыхания, лёгкой гнусавостью. Тяжелая дизартрия также проявляется в чрезмерном или недостаточном тонусе мышц лица. У ребёнка страдает не только речь, но и моторика. Наблюдаются сложности с удержанием равновесия, рисованием, лепкой и вырезанием. Дизартрия возникает из-за родовых травм, резус-конфликта, черепно-мозговых травм и заболеваний ЦНС;
  • афазии. Патология характеризуется резким распадом начавшей развиваться речи. Ребёнок может говорить нормально, а затем замолчать. Речь при афазии теряется полностью или частично. При этом слух и органы артикуляции развиты нормально. Афазия может привести к задержке в интеллекте. Патология возникает из-за черепно-мозговых травм, воспалений и опухолей мозга;
  • моторной алалии. Речевой дефект, который может вызвать как незначительные проблемы со звукопроизношением, так и полное отсутствие речи. При тяжелых формах патологии, развития ребёнка хватает, чтобы понять сказанное. Однако сам он проговорить ничего не может. Патология также характеризуется нарушениями в артикуляции, мелкой моторике, равновесии, памяти. Моторная алалия возникает вследствие повреждения отдела головного мозга, отвечающего за речь. К этому может привести травма при родах, инфекционное заболевание, токсины;
  • сенсорной алалии. В этом случае дети не понимают смысла речи. При этом они могут знать значения отдельных слов. Но связать их между собой у ребёнка не получается. Часто вместе с сенсорной алалией у малышей развивается логоррея (дети бессмысленно повторяют отдельные слова). Патологию речи сопровождают задержки в интеллектуальном развитии и нервные расстройства (нарушения моторики, агрессивное поведение).

Если отсутствует речь у ребёнка, то важно провести тщательное обследование. Важно отличать тяжёлые патологии ОНР от темповых задержек речевого развития

Нередко ЗРР возникают из-за недостаточного внимания к речи ребенка со стороны родителей или наследственных факторов. Самодиагностикой и самолечением лучше не заниматься. При отсутствии речи у вашего ребёнка необходимо обследоваться у невролога, психиатра, логопеда и психолога.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога

Чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы.

Причины задержки речевого развития

Вызвать задержку в развитии речи могут биологические факторы (органические нарушения) и психологические (педагогическая запущенность).

Рассмотрим несколько основных биологических причин :

Задержка речи у нормально развивающегося ребенка иногда может быть вызвана нарушениями слуха (тугоухость)

Слух очень важен для правильного развития малыша, поэтому важно, если вы заметили какие то подозрения на сниженный слух у ребёнка, проверить у специалиста.

ППЦНС (перенаталтное поражение центральной нервной системы). Это может быть связано с гипоксией во время беременности, родовые травмы, недоношеннсть.

Инфекционные заболевания в раннем возрасте: черепно — мозговые травмы, ядерная желтуха у новорождённых, частые инфекции, которые ослабили имуннитет ребёнка.

Наследственнный фактор также играет роль: если кто то из родителей начал поздно говорить, то может и ребёнок поздно заговорить.

Часто ЗРР появляется после заболеваний связанных с мозговыми оболочками. Также как прошли роды, не было ли асфикии, родовых травм.

Социальные факторы — это психологические причины задержки речевого развития:

  • Педагогическая запущенность — с ребёнком с рождения мало разговаривают, уделяют недостаточно внимания и воспитания, не занимаются ребёнком.
  • Тяжёлая психическая травма в раннем возрасте, постоянные стресссовые ситуации
  • Невостребованность речи — ребёнка слишком опекают, и угадывают все его желания наперёд, зачем ему стараться говорить, если мама и так знает что ему нужно.
  • Билингвизм — если семья двуязычная, то ребёнку трудно освоить сразу два языка, из за чего возникает задержка речи.

Также отмечаются сочетание, сразу нескольких факторов различного происхождения в задержки развития речи у детей.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Диагностика и лечение

Диагностика нарушения речи заключается в обследовании артикуляционного аппарата. Врач проверяет рефлексы пациента, выявляет отклонения психологического характера. При необходимости дополнительно назначаются МРТ или КТ мозга. Для постановки точного диагноза проводятся нейропсихологические тесты. На основе полученных результатов назначается терапевтический курс.

Лечение подбирается в соответствии с обнаруженным отклонением. Например, при заикании требуются занятия с логопедом. Упражнения можно выполнять в клинике под присмотром врача и повторять дома для закрепления результата. Также дополнительно нужно заниматься специальной дыхательной гимнастикой.

Если патология обнаружена в результате иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности языка, то лечение нарушения речи включает в себя, помимо занятий со специалистом, прием лекарственных средств для нормализации мозгового кровообращения и метаболизма в ЦНС, а также, улучшения памяти. Также пациенту назначают физиопроцедуры, лечебные ванны, иглоукалывание. 

При выявлении экспрессивных отклонений хорошие результаты дает транскраниальная микрополяризация. Методика позволяет устранить нервную возбудимость и улучшить работу речевого аппарата. 

Занятия с психотерапевтом также являются частью терапевтического курса. Они помогают избавиться от разнообразных комплексов и мыслей о собственном несовершенстве, обрести внутреннюю гармонию и уверенность. При лечении нужно помнить о том, что коррекция речи – это длительный процесс

Для закрепления работы со специалистом, важно повторять дома все упражнения и тренировать правильную постановку языка.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий