5 мифов о тревожных детях

Содержание

Люди по-прежнему считают некоторые мифы о тревоге действительными. Однако те, кто живет с этим демоном, не получают от них никакой пользы. Беспокойство пожирает наше спокойствие и баланс в жизни. Никто не выбирает, от какого расстройства или болезни страдать. Тревога – это черная дыра, из которой трудно выбраться, если у человека нет хорошей системы поддержки. Эта задача становится еще труднее, когда люди по-прежнему имеют ошибочные и разрушительные представления о ней.

В настоящее время, когда постоянно возникают социальные движения, требующие прав или придающие видимость реальностям, которые до недавнего времени были отнесены к краю молчания и репрессий, возникло другое движение. Под заголовком«Я не выбирал свою болезнь»,он проливает свет на опыт тех, кто имеет дело с депрессией, биполярным расстройством, посттравматическим стрессовым расстройством, тревожными расстройствами и т. д. Этих людей часто обвиняют или считают ответственными за то, что они не могут контролировать.

«Беспокойство является частью человеческой природы, но оно заставляет нас осторожничать, когда возможность вступает в конфликт с реальностью, и когда настоящее становится одержимым будущим».

-Кьеркегор-

Важно сделать движение видимым и озвучить его. С одной стороны, потому чтозначительная часть населения все еще живет в водах полного невежества о том, что такое психические расстройства и болезни

Стигма и предрассудки также являются частью этого невежества.

Ничто из этого не помогает человеку, который пытается понять, что с ним происходит. Фактически, это создает препятствия, которые мешают им обращаться за помощью из-за страха перед тем, что скажут другие. Это может сделать это состояние хроническим, пока оно не станет полностью изнурительным. Все это недопустимо и неприемлемо. Простые вещи, такие как дополнительные знания, уточнение терминологии и более наглядное представление таких реалий, помогают создать более благоприятную среду.

Тревога или невроз?

«Первый год жизни ребенка у всех бывает тревожным. Потом все приходит в норму». Так мне сказала моя мама, но что-то по себе я этого не чувствую. По моим ощущениям, чем старше, тем больше проблем и переживаний. Сыну сейчас три года. Что с того, что он пошел в садик? Я же все время думаю о том, как он там. Может, не успел поесть, а воспитательница не заметила? Может, поскользнулся в туалете, ударился и побоялся сказать? Может… Да мало ли что может случиться! Сегодня вот по телевизору показывали, что в одном садике ребенок в снежную горку провалился. Хорошо, что заметили».

Конечно, наши тревоги сейчас — это не просто проявления заботы о детях. Современные условия жизни сами по себе являются источником беспокойства. Большие города и постоянная миграция населения, растущее количество транспорта, эпидемии неизвестных ранее заболеваний, терроризм, наркомания — это реальность, в которой живет современный человек. Это то, чем он расплачивается за прогресс.

2 вида тревоги

Здоровая тревога в примере с мамой может быть такой. Ситуация: ребёнок подходит близко к огню и мама начинает тревожиться чтобы ребёнок не обжёгся.

Нездоровая тревога это так называемая по научному, невротическая тревога. Это когда у мамы какая-то психотравма. Невроз вообще это и есть психическая травма. Как правило это появляется в детском периоде жизни человека.

И в чём тут проблема?

Трансляция картины мира

Мама начинает транслировать свою картину мира ребёнку. В том числе транслировать свою психотравму. Точнее сказать она показывает и обучает ребёнка, своей искажённой картине мира, из-за своей психотравмы.

Не даром говорится: все мы родом из детства. И большинство наших психологических проблем, также идут из детства.

У тревожной матери зачастую картина мира: она жертва, а мир это очень агрессивное и опасное место. Мир агрессор, она жертва. Мир на неё давит со всех сторон. Болезни разные, микробы, самолёты падают, войны, и тому подобное. Тревожная мама воспринимает мир как место, которое постоянно таит для неё угрозу. И получается также таит угрозу для её ребёнка, как она думает.

В позиции жертвы у мамы низкая самооценка. Она ощущает себя: слабой и беззащитной. И начинает это всё транслировать на своего ребёнка.

Гиперопека и гиперконтроль

Ребёнок делает малейший чих. Тревожная мама начинает его укутывать, пеленать в 10 одежд, 5 одеял. С ложечки его кормит, как только он чихнул или кашлянул. Сразу начинает его лечить, даже залечивать. Элементарно не даёт такими действиями, чтобы ребёнок сам вырабатывал свой иммунитет к окружающей среде.

Мама “трясётся” над своим дитя. Это может проявляться в таких вещах.

Например, ребёнку до 3-го класса будут попу вытирать (возможно боится, что ребёнок заразиться вытирая сам свои испражнения). Или до 16 лет носки одевать утром в школу. Он ещё спит, она его не будит, пусть поспит вроде как. Это конечно тоже любовь своего рода, но сильно искажённая. А может до 5-го класса кипятить ему чай, и заливать его в термос. Когда уходит на работу. Чтобы он сам не зажигал газ. Потому что не может, точнее не хочет его научить самому это делать. Ведь вдруг что-то неприятное произойдёт. Ведь это газ, а газ опасен!

5 мифов о тревоге

В настоящее время у нас есть инструменты, которые легко доступны, чтобы определить, что произойдет с нами, если мы окажемся в аномальной ситуации, которая вызывает у нас беспокойство. Тем не менее, этот прогресс не был отражен в степени знаний, которые популярны об этом психологическом явлении. В следующих строках мы увидим наиболее повторяющиеся моменты, когда думаем о неправильном пути в тревоге.

1. Беспокойство не так нормально

Мы всегда преуменьшаем моменты стресса и беспокойства. «Это пройдет, немного почитайте, выйдите и займитесь спортом». Это самые частые советы, которые мы взаимно даем друг другу. Серьезная ошибка, мы не должны попадать в нормализацию этой проблемы. В одиночку в Соединенных Штатах, почти 20% населения страдает от беспокойства, и это оказывает явное влияние на систему здравоохранения..

2. Это не представляет серьезной проблемы

В Колумбийском университете, США, профессора психиатров и специалисты по поведению людей советуют не преуменьшать это явление, поскольку может привести к беспорядкам. Тревога не путешествует сама по себе и заключается в том, что она может трансформироваться в расстройства здоровья, такие как зависимость от вредных веществ, таких как состояние длительной депрессии..

Может быть, вы заинтересованы: “Типы тревожных расстройств и их характеристики”

3. Люди с тревогой слабы и боятся

Тревожное расстройство обычно связано с чувством страха. Это серьезная ошибка, считают специалисты.

Это правда, что многие из экстрасенсорных картин раскрывают некоторая степень страха, вызывающая беспокойство, но это не условие, которое должно быть дано обязательным образом или связано только с низкой самооценкой. Также люди сильного менталитета и личности страдают от беспокойства.

4. Время лечит все

Исследователи из Колумбийского университета объясняют советы, которым нужно следовать, когда они сталкиваются с ситуацией друга или родственника, у которого есть симптомы тревоги; Любопытно, что люди прибегают к временной помощи, чтобы вылечить этот тип расстройства, но это не работает. Что нужно сделать в этих случаях проявлять сочувствие, понимание. Очень успокаивает пациентов в консультации.

5. Травма как причина беспокойства

Конечно, люди с беспокойством утверждают, что это происходит из-за травмы или прошлой стопы, а также из-за неудачного опыта. Есть очевидные случаи этого, поскольку дети, которые растут во враждебной среде, и взрослые проявляют то, с чем они не могли бороться. Но реальность такова, что очень часто эта проблема основана на генетической предрасположенности и анксиогенной среде в котором то, что работает плохо, делает это в течение длительных периодов, а не в определенных случаях.

Манипуляция: распознать и обезвредить

Если мы не говорим о клинических и серьезных случаях, то всевозможные «попить /поесть/туалет» перед сном могут быть манипуляциями ребенка, который просто не хочет спать. Потому что остаться с родителями или своими игрушками вечером намного веселее, чем лежать в кровати и пытаться заснуть.

Ребенок хочет внимания, проверяет границы дозволенного, рамки, в которых родители готовы удерживаться. Дети потрясающие манипуляторы, они делают это настолько умело, что родители не всегда могут сразу распознать провокацию.

– Важно перепроверить, у всех ли в семье одни и те же правила и все ли их соблюдают. Например, запрет на просмотр телевизора перед сном должен касаться и взрослых, и детей

Иначе послушания вам не добиться.

Бороться с манипуляциями не так сложно: нужно понимать и озвучивать, чего на самом деле хочет ребенок. Вот пример фразы: «Похоже, ты не голоден, хоть и просишь еще один бутерброд. Мне кажется, ты просто не хочешь спать, а больше хочешь поиграть с новой игрушкой / посмотреть любимый мультик / провести время со мной. Но сейчас время сна и тебе придется пойти в кровать. А завтра мы обязательно вместе поиграем. Я тебя очень люблю и буду ждать нашей встречи утром».


– Самое главное правило в борьбе с манипуляциями – взрослый должен чувствовать свою правоту и оставаться спокойным. Не давайте ребенку продавить вас или вывести из себя. Тогда он поймет, что у него нет вариантов, кроте как пойти спать.

Вообще манипуляция – это ценный сигнал для родителей. Она возникает тогда, когда ребенок не чувствует границ, когда есть несогласованность между взрослыми или установленные правила не выполняются:

  • когда ему нельзя играть в планшет перед сном, но при этом мама или папа сидят за компьютером или телефоном;
  • когда родители не разрешают сладости на ночь, а бабушка дает конфетку, чтобы слаще спалось.

Ребенок не понимает, можно или нельзя, и вместо того, чтобы спросить, начинает требовать то, что ему выгодно.

Если вам удастся найти и устранить несогласованность среди взрослых, манипуляция потеряет смысл. В случае с бабушками и другими взрослыми, которые не живут с вами постоянно и с которыми сложно договориться, можно пользоваться подобной фразой: «Я знаю, что бабуля разрешает тебе конфетку перед сном. Но она меня не спрашивала и не знала, что я не разрешаю. Я с ней поговорю об этом, потому что у нас в семье другие правила».

Самое главное – относитесь к ребенку, его страхам и тревогам с должным уважением, будьте терпеливыми и последовательными. И тогда все получится. Спокойных ночей вам и вашим детям!

Когда же это, наконец, закончится?

Бывают дни, настолько мучительные и изматывающие, что родитель задается вопросом: когда же это, наконец, закончится? Когда станет легче? И станет ли когда-нибудь? Сложно дать однозначный прогноз, но, исходя из общих соображений психологии развития детей, можно сказать: к 4–4,5 годам море детских эмоций должно значительно уменьшиться.

Дело в том, что у большинства малышей именно в этом возрасте начинает созревать способность к самостоятельному регулированию эмоций. До этого возраста собственные переживания и чувства для ребенка — это «кран», который не он открывает. И он не имеет возможности его «перекрыть». В большинстве случаев ребенок не «не хочет» перестать кричать и плакать, а просто не в состоянии этого сделать. С ним это «происходит», а не он «делает это».

Усталость от взаимодействия с эмоциональным малышом может накапливаться постепенно, и тогда у мамы есть шанс заметить свое состояние и попытаться что-то с ним сделать

Лучше всего в такой ситуации взять тайм-аут, прервать контакт с малышом хотя бы на 5–10 минут, переключить внимание. Если в этот момент рядом нет других взрослых (а чаще всего в современной городской семье это именно так), можно пробовать заняться хозяйством или сделать несколько физических упражнений

Возможно, это прозвучит банально, но для предотвращения собственного эмоционального взрыва многие средства хороши. Для человека верующего помощью может быть молитва. Но, к сожалению, даже у людей, которые ходят в церковь много лет, не хватает спокойствия, чтобы совладать с эмоциями. И проще переключиться на внешнее действие, а не на внутреннее.

У каждой мамы и каждого папы вполне могут возникнуть свои изобретения по восстановлению и стабилизации эмоционального состояния. Но чаще бывает, что усталость и эмоциональное истощение накатывают на маму внезапно, и собственные реакции становятся для нее неожиданностью.

Если вы знаете за собой определенную вспыльчивость, если ваши эмоции подвижны и вам непросто отследить момент их смены, пробуйте договориться с самой собой о том, что́ вы станете делать, когда усталость от эмоциональной непредсказуемости малыша, его требований и криков зашкалит. Должен быть «план экстренного спасения» для мамы: подруга, с которой можно поговорить прямо сейчас, которая понимает специфику вашего состояния, не осудит и не станет поучать, а просто выслушает. Возможно, хороший способ для вашей семьи — звонок на работу второму родителю, СМС или письмо со словом «SOS».

Но если никого нет на связи или вы все же считаете, что обращаться за поддержкой в такой момент недостойно, имейте под рукой что-то, что утешит и переключит ваше внимание наверняка: любимая книжка, музыка, чашка чая. Как написано в одной замечательной книжке для родителей: «Если вы думаете о том, есть у вашего малыша колики или нет, значит, их у него нет точно»

Так же и с упрямством и негативизмом

Как написано в одной замечательной книжке для родителей: «Если вы думаете о том, есть у вашего малыша колики или нет, значит, их у него нет точно». Так же и с упрямством и негативизмом.

Если вам незнакомо то, о чем мы сейчас вели разговор, значит, темперамент, возраст или ситуация развития вашего малыша несколько иная и вы с подобными особенностями не сталкиваетесь. И тогда, возможно, вы сможете лучше понять других родителей, чьи детки периодически переходят на крик, а ваш взгляд из осуждающего («недорабатывают!», «не так делают!») станет более сочувствующим и понимающим. 

Многое в родительстве, да и в семейной жизни вообще, мы не выбираем. И чтобы дом наш был мирным, а отношения — гармоничными, хотя бы относительно, стоит постараться принять так называемую психофизическую данность своих ближних.

Причины возникновения

Однозначного ответа на вопрос: «Что является причиной тревожности?», но большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:

  • неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребенка

  • повышенной тревожностью самих родителей

  • непоследовательностью родителей при воспитании ребенка

  • предъявлением ребенку противоречивых требований

  • чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей

  • стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей

  • авторитарным стилем воспитания в семье

  • гиперсоциальностью родителей – стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.

  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ

В психологии под тревожностью понимается
«устойчивое личностное образование,
сохраняющееся на протяжении длительного
времени», переживание эмоционального
дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан
А.М.). Чувство тревоги может возникать в
конкретных ситуациях («частная» тревожность), но
может и являться некоторым фоном жизни ребенка
(«общая» тревожность).
Наиболее остро дети реагируют на травмирующие
обстоятельства (например, попадание в больницу,
развод родителей, смерть кого-то из близких) или
хронические психотравмирующие воздействия
(неправильное воспитание в семье, негативное
отношение со стороны одноклассников или
педагога). В этих ситуациях понятно
происхождение состояния тревоги и бесспорно, что
ребенку необходима помощь.
Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но
не менее велико влияние на развитие детской
личности повседневных, зачастую повторяющихся
событий, так называемого «стресса обыденной
жизни» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).
Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в
жизни каждого человека, но дети сталкиваются с
ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому
кажется привычным и естественным, может вызвать
у ребенка беспокойство, тревогу и страх» (Никольская
И.М., Грановская Р.М.).
Постоянная тревога скорее негативно сказывается
на качестве обучения и общения ребенка, но в
некоторых случаях она может оказывать и
мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой
действия по другим мотивам и потребностям» (Прихожан
А.М.).
Ежедневное преодоление трудностей, с одной
стороны, позволяет ребенку накопить бесценный
жизненный опыт, но с другой — травмирует и
невротизирует его, если принятое решение ведет к
осложнениям и конфликтам.
Существует ряд методик, направленных на
выявление тревожности у детей в возрасте от 5 до 13
лет (см. приложение).
Для первичной диагностики тревожности я
пользуюсь наблюдением, беседой и результатами
корректурной пробы

Именно групповой тест на
внимание помогает выявить тревожных детей.
Тревожный ребенок либо неправильно выполняет
задание, либо успевает сделать очень мало, но без
ошибок. Он по нескольку раз обводит линии, сильно
нажимает на ручку или карандаш; если сам находит
у себя ошибки, то жирно замазывает их.
Согласно данным разработчиков рисуночных тестов
(рисунок человека, рисунок семьи и т.д.),
признаками тревожности являются: штриховка,
маленькие фигурки, неверные, скачущие линии,
смещение изображения вниз и вбок на листе, отказ
от выполнения задания

Беспокойство — это просто химический дисбаланс.

По сей день все еще Есть много специалистов в области здравоохранения, которые придерживаются идеи, что тревога «исключительно» отвечает за простой химический дисбаланс. нашего мозга. Надо сказать, что это полуправда или, скорее, неполный подход, который мы не можем считать действительным.

Причина? Мы знаем, что предложение пациенту фармакологического лечения, при котором регулирование выработки серотонина приносит человеку благополучие. тем не мение, само по себе лекарство не приводит к полному или длительному выздоровлению. Во многих случаях симптомы проходят только тогда, когда продолжается прием лекарств.

Мысль о том, что тревога решается только с помощью химии, не всегда верна. Нам нужно больше стратегий, дополняющих лечение.

Одно только глубокое расслабление может решить мое тревожное расстройство.

Вы не можете разгадывать тревожные расстройства, как головоломки. Вы должны лечить их.Слово «лечение» имеет несколько значений:

Это активная работа психолога и, прежде всего, пациента.
Пациенту необходимо изучить некоторые стратегии, которые он будет применять всегда, не только до тех пор, пока не почувствует улучшение

Им необходимо закрепить это состояние восстановления, чтобы оно длилось.
Также,Важно понимать, что лечение тревожности означает использование нескольких подходов.Поскольку лечение также подразумевает поиск, оно означает сочетание различных стратегий: глубокое расслабление, психотерапия, изменение поведения, медитация, спорт, новые увлечения…. В итоге,помогает глубокое расслабление, но для полного и постоянного выздоровления необходимо использовать и другие ресурсы.Можно сказать, что нам понадобится больше стратегий на пути к поиску того, что нам действительно помогает

Мы должны найти то, что действительно позволяет нам чувствовать себя лучше и справляться со своими страхами

В итоге,помогает глубокое расслабление, но для полного и постоянного выздоровления необходимо использовать и другие ресурсы.Можно сказать, что нам понадобится больше стратегий на пути к поиску того, что нам действительно помогает. Мы должны найти то, что действительно позволяет нам чувствовать себя лучше и справляться со своими страхами.

Итак, мифы о тревоге искажают реальность. Это заболевание, которое можно успешно лечить. Не забываем этотревога считается эпидемией, от которой страдают многие молодые люди. Вот почему необходимо принимать превентивные меры и задействовать стратегии, которые помогут нам понять, что наш разум не должен летать.

УСЛОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Я бы условно разделила тревожных детей на
четыре вида.

«Невротики». Дети с соматическими
проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). На мой
взгляд, это наиболее сложная категория для
работы с ними в школе, так как проблема выходит за
чисто психологические рамки. Кроме того, в работе
с психосоматическими проявлениями тревожности
требуется терпение и уверенность в себе, чего
обычно не хватает школьному психологу.
Например, Слава (7 лет), очень общительный,
приветливый мальчик с большим количеством
страхов и периодически возникающим тиком
(подергивание головой), с удовольствием ходил ко
мне на занятия, охотно говорил о том, что его
пугает, рисовал свои страхи. Но во время этих
бесед его тик усиливался. Это очень пугало меня,
пока знакомый клинический психолог не
подтвердил, что обычно так и бывает при работе с
тиками.
Таким детям часто необходима консультация
невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению,
современные родители так пугаются слова
«психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему
на прием. Хорошо, если вы можете порекомендовать
им специалиста, которому доверяете сами.
Работая с этим типом тревожных детей, я прежде
всего даю им возможность выговориться,
почувствовать мое расположение к ним и интерес к
их страхам

Необходимо также успокоить
родителей, попросить их не заострять внимание на
соматических проявлениях. Задача психолога состоит в том, чтобы создать для
ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и
свести к минимуму травмирующий фактор

Таким
детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое
проявление активности, например «лупить»
подушки, обниматься с мягкими игрушками. «Расторможенные». Это очень активные,
эмоционально возбудимые дети с глубоко
спрятанными страхами. Поначалу они очень
стараются хорошо учиться, но у них не получается.
Тогда они становятся нарушителями дисциплины.
Могут специально изображать из себя посмешище
для класса, так как очень боятся на самом деле
стать таковыми из-за своей неуспешности.
Создается ощущение, что повышенной активностью
они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения,
которые мешают успешной учебе (проблемы с
памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное
отношение окружающих, поддержка со стороны
учителя и одноклассников. Надо создать у них
ощущение успеха, помочь им поверить в
собственные силы. На занятиях надо давать выход
их активности.«Застенчивые». Обычно это тихие,
обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не
поднимают руку, не проявляют инициативы, не
вступают в контакт со сверстниками, очень
старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то
спросить учителя, очень пугаются, если он
повышает голос (не обязательно на них).
Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут
из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно
замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не
сделают все, что задано. Охотно общаются с
психологом, рассказывают о себе, выполняют
задания.
Таким детям поможет группа сверстников,
подобранная по интересам. Взрослые должны
оказывать им поддержку, в случае затруднения
спокойно предлагать выход из положения,
признавать за ребенком право на ошибку, больше
хвалить.«Замкнутые». Мрачные, неприветливые
дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со
взрослым стараются не вступать, избегают шумных
игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в
учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и
включенности в процесс. Такое ощущение, что они
постоянно от всех ожидают подвоха.
С Алешей (8 лет) никак не удавалось установить
контакт, все задания он выполнял формально, лишь
бы я от него отстала. Но мне удалось выяснить, что
он очень интересуется динозаврами. На очередную
встречу я принесла книжку про динозавров,
попросила его посмотреть и высказать свое
мнение. Сидя боком на стуле, он небрежно
пролистал ее и сказал, что это несерьезная книга.
Я спросила, что он читал и какая книга, на его
взгляд, является серьезной. Мы наконец-то
разговорились, и дело постепенно пошло на лад.
Алеша даже стал приветливее в классе, перестал
дичиться учителей и одноклассников.
В работе с такими детьми необходимо
отталкиваться от их интересов, проявлять участие
и доброжелательность. Им тоже полезно
выговориться, а потом включиться в группу
сверстников со схожими интересами.

Миф 3. Если кто-то тревожится, нужно попытаться успокоить его.

kellepics / Pixabay

Конечно, неприятно, когда близкий человек испытывает тревогу. Появляется импульс воскликнуть: «Успокойся, все будет хорошо!». К сожалению, это бессмысленно по ряду причин.

Во-первых, собеседник вряд ли почувствует, что вы услышали и поняли его. Этот комментарий может оцениваться как пренебрежительный и обесценивающий масштаб проблемы.

Во-вторых, трудно успокоиться по команде. Будь это легко, собеседник уже сделал бы это. В конце концов, беспокойство – не самое приятное чувство.

В-третьих, не стоит спрашивать: «Ты пробовал заняться йогой?» или советовать: «Тебе следует научиться медитировать». Хотя йога и медитация помогли многим, тревожные люди часто сталкиваются с трудностями. Установка «отпустить все мысли» или «сосредоточиться на дыхании» без профессионального руководства может ухудшить их состояние и даже заставить потерять контроль над собой.

Чем сопровождается?

Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, они болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонны обвинять себя во всех неудачах, боятся браться за новое сложное задание. Обычно попав в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций от взрослого: что можно делать, чего нельзя. Многие дети молчат, плохо идут на контакт с другими и чувствуют себя неуверенно.

Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети любят покритиковать других.

Миф 1. Всегда заметно, когда кто-то беспокоится.

На самом деле люди, сходящие с ума от волнения, могут выглядеть совершенно спокойными. Образ тревожного человека, который переживает приступ паники и дышит в бумажный пакет, не всегда соответствует реальности.

Многие симптомы тревожности переживаются глубоко внутри, никак не проявляя себя. Например, учащенное сердцебиение и стеснение в груди – угрожающие симптомы, не всегда заметные даже опытному наблюдателю. То же самое относится к другим признакам беспокойства, например, боли в животе или головокружению.

Конечно, есть заметные симптомы, в частности, потливость, дрожание рук или покраснение лица, но они необязательно вызываются тревогой. Основная часть беспокойства может включать мысли: «Я скоро умру», «Я сойду с ума» или «Я выгляжу дураком». Если эти мысли не озвучиваются, вы не имеете понятия, что они приходят человеку в голову.

Три оборонительных приема против тревоги

Тревога — нормальное эмоциональное состояние. Все мы время от времени испытываем тревогу. Однако она порождает проблемы в жизни ребенка, если лишает его способности спать в собственной постели.

Тревога — могучий противник сна. Когда ваш ребенок слышит или видит нечто пугающее либо думает о чем-то страшном, его организм вырабатывает гормоны стресса адреналин и кортизол, чтобы подготовиться к реакции «бей, беги или замри», при которой все имеющиеся силы направляются на устранение опасности. Если у ребенка включается эта реакция, сердце его начинает учащенно биться, усиленно качая кровь. Повышенный приток крови необходим, например, для работы мышц, чтобы человек мог бежать или бить, то есть спасаться или защищаться. Легкие тоже потребляют больше кислорода, чтобы насытить им кровь, которая доставит его мышцам. Физиологический ответ тела на опасность появляется, даже если реальной опасности нет.

Представьте себе спокойный день. Вы находитесь на рабочем совещании. Руководитель говорит о грядущих переменах в организации. Внезапно у одного из коллег звонит телефон. Он шепотом отвечает на вызов: «Я на совещании. Перезвоню позже». Возможно, вы много раз наблюдали нечто подобное. Но на этот раз руководитель подходит к вашему коллеге, забирает его телефон и ударяет им по столу — снова и снова.

Как отреагирует ваше тело на столь тревожащее и неожиданное событие? Участится ли пульс? Возможно, вы почувствуете желание замереть, стать невидимкой, даже не понимая почему? Вы поспешите при возможности покинуть комнату?

Это пример того, как работает наш организм.

Многие люди в состоянии испуга, вызванного внезапным проявлением чужой ярости, могут застыть или ощутить неспособность двигаться (замри). Некоторые

в подобной ситуации хотят поскорее скрыться (беги). А кто-то, наоборот, чувствует приступ гнева (в приведенном примере рассердиться может владелец телефона) и готов вступить в перепалку (бей). Здесь следует отметить, что приведенный сценарий является вариантом эксперимента «Классная комната», который ежегодно проводит с ничего не подозревающими студентами эксперт в области сна, преподаватель биопсихологии, профессор Лон Лэк (Университет Флиндерса, Австралия). Конечно, студент, который якобы отвечает на звонок, всегда подсадной.

Все эти поведенческие модели являются реакцией на тревожащее событие. А само событие однозначно: оно неожиданное и несет в себе агрессию. Однако, когда мы говорим о ребенке, событие, встревожившее его, может быть не таким очевидным. Мы часто слышим от детей с проблемами сна, что в темноте их пугают разные звуки. Взрослые могут без труда определить источники звуков, но дети не всегда на это способны, они начинают придумывать нечто ужасное (например, вторжение монстров). Это «событие» запускает один из трех приемов преодоления опасности. Реакция «замри» заставляет ребенка лежать очень тихо, но мешает ему заснуть. Реакция «беги» побуждает его мчаться в спальню родителей в поисках утешения и защиты. Реакция «бей» может выражаться в том, что ребенок кричит на взрослых, протестует против возвращения в детскую комнату, где ему страшно.

У некоторых детей эти три реакции могут стать ответом на укладывание в постель, — это для них и есть то самое «событие». Если они боятся монстров или злодеев, думают о недавно услышанной страшной истории, беспокоятся за себя или за всю семью, опасаются расстаться с родителями, то сам факт, что пора спать, запускает один из трех приемов обороны. Именно в своей кровати ребенок боится остаться в одиночестве, там он воображает всякие ужасы, прислушивается к посторонним звукам. Обычно для таких детей сама мысль о постели означает, что пора бить (протестовать, спорить с родителями) или бежать (уходить из своей постели).

Для того чтобы понять, как влияют на сон порождаемые тревожностью реакции, надо учитывать, что они вызывают настороженность и повышенную бодрость. Настороженность означает, что человек ожидает нападения, постоянно оценивает обстановку, ищет угрозы и находит малейшие признаки, подтверждающие его страхи. Безусловно, такое состояние никак не даст расслабиться и уснуть.

Сон и тревожность у детей связаны между собой следующим образом.

  1. Они выступают как противники.
  2. Когда ребенок долго лежит в постели без сна, он испытывает тревогу. Если ему не придется долго лежать в кровати в ожидании сна, уровень тревоги снижается, и ребенок привыкнет, что в постели можно спокойно и безопасно засыпать.

Делимся методикой из книги, которая поможет к этому прийти.

Я тревожный человек, тревога — часть меня, и я не могу ее изменить.

Это, несомненно, еще один из самых распространенных мифов о тревоге. Некоторые люди думают, что тревога — это часть их собственной личности. и поэтому нечего делать, не будет никакой терапии или лечения, которое могло бы это исправить. Думаю, это так, и точка. Определите тревогу как часть вашего существа, как эмоцию, имманентную вашей личности.

Давайте сменим фокус и взглянем на тревожность и любой другой тип расстройства более реалистично, логично и оптимистично

Мы все можем интегрировать новые стили мышления, лучше управлять своими эмоциями., изменить поведение, привычки и даже перепрограммировать наш мозг, чтобы он успокоился, улучшил его внимание

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий