8 мифов о педагогическом виде прикорма

Что такое педагогический прикорм

Термин подразумевает, в первую очередь, обучение — правилам питания, поведению за столом, умению получать удовольствие от приема пищи и ценить ее. Фактор насыщения остается на втором месте.

Концепция педприкорма основана на убеждении, что малыш должен «созреть» для получения взрослой еды: научиться сидеть, проявлять живой интерес к рациону родителей, расстаться с рефлексом выталкивания.

Маме не нужно готовить для ребенка или уговаривать его съесть пюре из баночки. Малыш получает ту же пищу, что и вся семья. Еду слегка разминают или дают небольшими кусочками, формируя навык жевания и постепенно знакомя младенца с рационом близких.

Педагогический, или естественный прикорм гармонично дополняет основное вскармливание и создает все условия для усвоения взрослой еды.

Педагогический или педиатрический. Что выбрать?

Деткам на искусственном вскармливании педпиркорм не подходит, поскольку задача методики – поддержание грудного вскармливания до 1-1,5 лет. Таким образом малютка получает из материнского молока ценные вещества и витамины, а также необходимые ферменты для полноценного усваивания новых продуктов питания. В адаптированных смесях таких ферментов нет. Поэтому малышам-искусственникам рекомендуется исключительно педиатрический прикорм, при котором новые продукты вводятся в детский рацион согласно возрастных норм.

Кроме того, такая методика не должно применяться у ослабленных детей, детей-аллергиков и имеющих проблемы с пищеварением. Такие детки прикармливаются согласно рекомендациям врачей.

Таблица прикорма поможет вам при введении новых продуктов в рацион крохи

Что такое педагогический прикорм

Педагогический прикорм предусматривает употребление ребенком «взрослой» пищи в небольших количествах. Ребенок при этом сидит за общим столом.

Научного обоснования этот метод не имеет. Это скорее дань историческим традициям, когда в многодетном семействе детей с раннего детства приучали употреблять пищу с общего семейного стола. Клинических наблюдений, подтверждающих преимущества такого метода введения прикорма, тоже нет.

Педприкорм рекомендуют начинать при наличии у малыша:

  1. Физической готовности:
  • грудничок умеет держать ложку в руке и способен подносить ее ко рту;
  • ребенок может совершать жевательные движения челюстями;
  • дитя не выталкивает языком попавшую в рот пищу.
  1. Пищевого интереса: малыш интересуется едой членов семьи и столовыми приборами.
  2. Физиологической готовности пищеварительного тракта: после пробы продукта не возникает ни рвота, ни жидкий стул.

Педприкорм предполагает своей целью познакомить малыша с новыми вкусовыми ощущениями путем апробирования пищи, употребляемой родителями. Для этого малыша, достигшего 6-месячного возраста и умеющего сидеть, мама усаживает к себе на колени во время семейной трапезы, и члены семьи показывают ребенку, чем и как питаются они сами.

Это должно вызвать интерес у ребенка к таким продуктам и желание попробовать их, так как должен сработать рефлекс подражания. Если малыш заинтересовался взрослой пищей, то попробует ее из маминой тарелки. Разумеется, у матери не должно быть кариозных зубов в полости рта, признаков простудных заболеваний.

Все члены семьи при таком подходе к введению прикорма должны перейти на здоровое питание: отдавать предпочтение потреблению круп, овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбы и мяса, исключить или свести к минимуму употребление сосисок и колбас, газированных напитков, пирожных и конфет. На столе не должно быть острых, жирных, жареных блюд, копчений.

При проявлении интереса к питанию взрослых мама осторожно вкладывает в ротик малыша мизерный кусочек твердой пищи размером со спичечную головку. Ребенок может ее подавить деснами (как бы пожевать) и проглотить, а может и выплюнуть

Педприкорм не преследует цель накормить малыша, а просто дать ему ощутить вкус другой пищи, понять, что еда бывает не только жидкой, как мамино молоко.

Если малыш не проявляет интереса к продуктам взрослых, значит, он еще не созрел для введения прикорма, с ним нужно повременить. Насильно заставлять пробовать новые продукты нельзя.  Если ребенок потянется к новой пище раньше 6 месяцев, то тоже нужно подождать, чтобы избежать нарушения пищеварения.

Переваривать новую пищу помогут ферменты из маминого молока, поэтому если ребенок получает искусственное вскармливание, педприкорм вводить не стоит – это приведет к расстройству пищеварения.

Мнения специалистов по поводу пищи в маминой тарелке расходятся: одни утверждают, что ее нужно все-таки измельчать, другие же считают, что в этом нет нужды, просто отщипывать микродозу. Одни рекомендуют сразу же приучать дитя пользоваться чайной ложкой, а другие говорят, что ребенок может брать руками пищу из маминой тарелки.

Первыми продуктами, которые будет пробовать малыш, могут быть каша, творог, йогурт, овощи или  фрукты. Главное, следует соблюдать микродозы. На протяжении месяца ребенок может попробовать несколько видов продуктов. Понравившуюся еду не стоит давать чаще 3 раз в неделю, чтобы грудничок не потерял интерес к другой пище.

В течение недели дать попробовать малышу можно не более 3 новых продуктов. Педприкорм не только не отменяет грудное вскармливание, а даже направлен на его сохранение в качестве основного источника питания до года. Давать пробовать пищу взрослых можно и до, и во время, и после грудного кормления. Нельзя только насильно заставлять дитя кушать.

Если ребенку еда понравилась, то на первый раз можно дать еще 2 раза такую же порцию продукта, а в последующие дни дозу постепенно увеличивать. К 8-9 месяцам доза уже составляет 50 г, пищу ребенок ест уже со своей тарелки, а не с маминой. И усаживают малыша уже не на колени к матери, а на отдельный стульчик.

Если ребенок интересовался пищей взрослых и с удовольствием пробовал ее, а потом вдруг стал отказываться от этой еды, то рекомендуется сделать перерыв и несколько дней не брать кроху за общий стол. Возобновить совместные трапезы можно только при проявлении интереса у малыша к пище. Другие члены семьи должны показывать, что им очень нравится еда, кушать ее с аппетитом.

Когда вводить прикорм ребенку

Первый и, пожалуй, самый главный вопрос, касающийся прикорма, – когда? Когда можно начинать предлагать малышу что-либо, кроме грудного молока или адаптированной смеси. На этот счет можно услышать разные мнения с разбежкой в несколько месяцев (как правило, это возраст от 4 до 6 месяцев). Хотя, порой, от представителей старшего поколения можно услышать предложения давать малышу по капельке сок, начиная с двух-трех месяцев. Только вот возникает закономерный вопрос: зачем?

Еще лет 50 назад эту рекомендацию можно было адекватно воспринимать: не каждая кормящая мама могла позволить себе полноценное питание, а качественных адаптированных детских смесей практически не было, поэтому, если у мамы не было молока, ребенка кормили коровьим или донорским, которое приходилось кипятить, разрушая, тем самым, большинство витаминов. То есть можно предположить, что крохе попросту не хватало витаминов или микроэлементов и восполнить их можно было ранним прикормом. Сегодня говорить об этом уже не приходится. Нужно четко запомнить, что организм ребенка первого полугодия жизни не приспособлен к усвоению взрослой пищи.

В пищеварительной системе недостаточно нужных ферментов, присутствует выталкивающий рефлекс, незрелая нервно-мышечная координация и, как правило, отсутствие зубов. Именно поэтому раннее введение прикорма может быть чревато расстройствами стула, болями в животе, проявлением аллергии и другими неприятными последствиями. Поэтому, согласно рекомендациями  Всемирной Организации Здравоохранения, идеальный возраст для введения прикорма – 6 месяцев. Разумеется, бывают и особые ситуации, к примеру,  ребенок страдает рахитом или анемией. В этом случае, посоветовавшись с педиатром, можно ввести прикорм немного раньше, но не ранее 4 месяцев (до наступления этого возраста пищеварительные ферменты не в состоянии справиться со «взрослой» пищей).

Зачем нужен педагогический прикорм?

При грудном вскармливании ребенок привыкает к тому, что кушать можно только из маминой груди. Процесс кормления грудничка – важная часть его жизни не только потому, что ребенок так ест. Эмоциональная связь крохи и родительницы в это время особенно сильная. А поскольку с возрастом мама все реже рядом, эти моменты для ребенка становятся особенно ценными

Мама ведь именно сейчас так близко, уделяет внимание только мне, так хорошо, так тепло, вкусно и сыто. Кормление становится не только физиологической, но и психологической потребностью

И если вместо груди дают другой продукт, значит, этих моментов станет меньше.

В среднем пищевой интерес возникает у грудничка в промежутке между четвертым и седьмым месяцами жизни

И уже сейчас важно его поддерживать, это залог того, что в будущем у крохи будет хороший аппетит и желание кушать самостоятельно. Именно это и привлекает молодых мам – в свое время в разы проще решится вопрос того, как отучить ребенка от грудного вскармливания

Человечек не будет воспринимать взрослую пищу как замену мамы и молока, он будет воспринимать ее как вкусное и интересное дополнение. Плюс он сразу привыкнет к тому, что ест вся семья, вам не понадобится учить малышку есть не пюре, а кусочки. Да и перетирание деснами маленьких доз еды – прекрасный массаж для них, очень может быть, что малыш это будет делать с удовольствием. Особенно, когда десна начнут зудеть при прорезывании первых молочных зубиков.

Непростая задача! Что выбрать: педагогический или педиатрический прикорм?

Современным мамам довольно сложно определиться с выбором прикорма. Почему?

Во-первых, мы все выросли на педиатрическом прикорме, и разрабатывался он специалистами (умными людьми), знающими толк в вопросах здоровья.

Во-вторых, доля умного смысла в теории педагогического прикорма есть, ведь именно эволюция привела человечество к той черте, на которой мы сейчас стоим. И как ни крути, люди, живущие в те времена, были значительно здоровее нас. А иммунитет и основы здоровья как раз закладываются в детстве.

Плюсы и минусы есть в обоих видах знакомства с пищей. Так, к примеру, естественное знакомство с применением педагогического метода может вызвать аллергию или даже атопический дерматит у ребенка. И мама не будет знать, отчего приключилась такая беда. Узнать симптомы аллергических реакций можете из статьи: “Как проявляется аллергия у детей?”. В свою очередь, педиатрический прикорм может привести к полному отказу от определенных продуктов питания или вызвать панкреатит в здоровом организме. Про его симптомы можете прочесть в статье: ” Симптомы панкреатита у детей и методы лечения”.

Утверждать, что педагогический прикорм хуже педиатрического, наверное, может взяться лишь педиатр, с устоявшимися принципами, не доверяющий не проверенным нововведениям в воспитании культуры питания. Мамам же приходится самостоятельно выбрать путь, по которому она поведет своего кроху в мир гастрономических открытий, новых вкусов и впечатлений.

Автор публикации: Ростислав Беляков

Прикорм для детей-аллергиков

При проявлении пищевой аллергии у деток вводить педприкорм нужно очень осторожно. Мать сама должна строго соблюдать гипоаллергенную диету. Знакомить дитя с новой пищей следует тоже начинать с продуктов, не вызывающих аллергии: овощи и фрукты с яркой окраской, молочные продукты не давать

Знакомить дитя с новой пищей следует тоже начинать с продуктов, не вызывающих аллергии: овощи и фрукты с яркой окраской, молочные продукты не давать.

В один день можно давать пробовать малышу только один продукт, а потом в течение 3 дней отслеживать реакцию на него. Другую пищу можно пробовать крохе только спустя 3-4 дня. Для  таких деток не следует спешить с прикормом.

При проявлении аллергии в виде покраснения щечек можно после консультации с педиатром продолжать давать этот продукт в микродозе, как бы приучать организм к нему. Постепенно таким путем можно избавиться от проявления аллергии на этот продукт.

Но такую тактику можно применить только после согласования с педиатром, с учетом выраженности аллергической реакции. Если же аллергия резко проявляется, нужно прекратить давать эту еду и избегать проб других аллергенных продуктов.

Основные принципы естественного прикорма

Педагогический прикорм не подразумевает следование схемам и последовательности введения продуктов в рацион ребенка, как это бывает при педиатрической системе. Начинать можно с любого продукта, даже нескольких за один раз. Прежде всего, малыша надо заинтересовать. Для этого один из родителей усаживает ребенка с собой за стол во время еды. Ребенку нужно приготовить свою тарелочку, желательно пластмассовую, и несколько ложечек.

Сначала внимание малыша будет направлено на тарелку и столовые приборы. Он будет изучать их, брать в руки, сравнивать с мамиными, стучать, скидывать на пол

Тарелка мамы должна стоять так, чтобы ребенок не дотянулся до нее, иначе содержимое рискует также оказаться на полу. Опасно и то, что малыш может схватить большой кусок и засунуть его в рот.

Мама начинает с аппетитом есть то, что у нее в тарелке. Например, блинчик с творогом на завтрак, рис с говядиной на обед и прочие полезные блюда. Есть при ребенке копчености и другую неполезную пищу не стоит, ведь при педприкорме запрещать ребенку пробовать то, что находится у родителей в тарелке, нельзя, он должен получить все, что его заинтересовало.

Как только ребенок протянул руки к еде, которую употребляет мама, можно дать ему немного попробовать. Например, отщипнуть микродозу от блинчика, дать несколько крупинок творога, пару рисинок. Микродоза – это условное понятие, подразумевающее кусочек пищи, помещающийся между подушечками пальцев взрослого человека. Некоторые определяют это понятие как кусочек, равный размеру горошины. Для жидких продуктов микродозой следует считать один глоток ребенка.

Разрешается попробовать до трех микродоз понравившегося малышу продукта за один раз. С каждым днем доза увеличивается, и если ребенок в течение 5-7 дней все так же проявляет интерес к данному продукту, то к концу недели микродоза увеличивается до 1 чайной ложки.

Спустя время полноценной едой заменяется один прием пищи – завтрак или обед. Запивать малыш будет маминым молоком, не стоит отучать его от этого: оно помогает выработаться ферментам, способным переварить взрослую пищу.

Важно: Необходимо поддерживать интерес малыша к еде, к тому, что он хочет пробовать разные блюда. Ребенок не должен переедать, иначе интерес к данному виду продукта у него пропадет

Поэтому если после 3-4 чайных ложек малыш не наелся и просит еще, можно дать ему попробовать что-то другое.

Уже с раннего возраста ребенок приучается к твердой пище: кусочкам моркови, яблока, кабачка. Некоторые родители дают малышу баранки, корочки хлеба. При этом нужно следить, чтобы кроха не подавился, если ему вдруг удастся откусить слишком большой для него кусочек.

Если за столом ребенок не проявляет интереса к еде, а занят только изучением столовых приборов или другими интересными ему делами, это означает, что пищевого интереса у него пока нет, а значит, вводить прикорм ему рано. Не стоит торопить события. Можно продолжать брать ребенка с собой за стол или подождать недельку-другую и попробовать снова.

И другие вопросы о педприкорме

Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь

Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать

Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2776

Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель —  мягкая адаптация.

Можно ли давать вчерашнюю еду?

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Можно ли начинать педприкорм позже?

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

Нет, нельзя

Нужно переключить внимание на другой продукт

Нужно давать только кусочки?

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

На фотографиях: 1. Яночка (мама nade20), 2. Алиса (мама Клюква), 3. Дима (мама Мяу…), 4. Костя (мама Ириша86), 5. Дуся (мама Leda).

Думаешь, с какой каши начать? Манка – лучший выбор!

Один из самых распространенных мифов введения прикорма. Можно сказать, что все люди делятся на две категории: тех, кто обожает эту кашу, и тех, кто терпеть ее не может. В любом случае наши детские воспоминания о завтраках связаны наверняка именно с ней.

Среди преимуществ манной каши бабушки наверняка назовут тебе ее калорийность и способность обволакивать стенки желудка, защищая его от коликов и раздражений.

Однако обрати внимание и на недостатки этой крупы: в ней мало клетчатки, недостаточно витаминов, однако присутствует фитин,  который препятствует всасыванию кальция, витамина D и железа

Зачем ты спешишь с прикормом? Жди первый зуб!

По правилам прикорма МОЗ начинать приучать ребенка ко взрослой пище следует с 6 месяцев. И если зубы еще не появились, просто подумай о том, что сначала ты все равно будешь пюрировать пищу, а измельчать ее малыш сможет деснами и языком.

Читай также: Особенности введения прикорма ребенку от 6 до 8 месяцев

Еще не пробовали желток? Это ведь самое полезное!

Еще 20-30 лет назад мамы чуть ли с не с 2-х месяцев растирали и предлагали малышам желтки куриных яиц, чтобы повысить гемоглобин.

Современные исследования однозначны: при высоком содержании железа в яйцах его биологическая доступность низкая, усваивается оно плохо.

Вспомни о том, что современное питание кур на птицефабриках нельзя назвать правильным для организма ребенка: это пищевые добавки, усилители роста и пр.

К тому же ранее введение в прикорм яиц может спровоцировать появление аллергии.

А как же куриный бульончик? Его даже больным прописывают!

Мясной бульон представляет собой экстракт, который раздражает желудок и кишечник ребенка. Не стоит спешить с его введением в рацион малыша минимум  до 3 лет.

Какие специи? Посолила – и хватит!

Не всем детям нравится натуральный вкус овощей или круп. С 9 месяцев вкус уже можно скорректировать зеленью или листочком лаврового листа.

А вот соль до года действительно лучше исключить.

Читай также: Какие специи и приправы можно давать маленькому ребенку?

Ленишься готовить сама? В магазинных банках сплошные ароматизаторы!

Законодательство запрещает использовать химические консерванты в продуктах для грудничков. Кроме того, такие пюре производители дополнительно насыщают витаминами.

Если приобретать проверенные торговые марки и соблюдать сроки хранения, баночные блюда могут хорошо выручить в условиях нехватки времени.

Уверены, теперь ты точно во всем разобралась. Приятного аппетита твоему малышу!

Основные принципы педагогического прикорма

При введении педагогического прикорма рекомендуется придерживаться несложных правил:

  • Посадите ребенка себе на руки. Когда малыш уже хорошо сидит самостоятельно, можно посадить его в стульчик. Главное, чтобы ребенок видел еду на столе и то, как едят взрослые.
  • Не уговаривайте малыша поесть. Важна его собственная инициатива. Предлагайте ребенку продукт только в том случае, если он сам к нему потянется.

Никакую специальную отдельную еду не готовят. Для прикорма предлагается сразу обычная пища, как у всех, но очень-очень маленькими кусочками (буквально размером с рисовое зернышко), которые будут безопасными для малыша и не травмируют его ЖКТ.

  • При педагогическом прикорме никакого специального порядка введения тех или иных продуктов нет, но все-таки лучше, если малыш сначала попробует что-то более мягкое: кашу, йогурт, творог.
  • В первый день дайте ребенку попробовать что-то одно. Можно подождать несколько дней, чтобы убедиться в отсутствии аллергии. Если все хорошо, в следующий раз уже можно предложить 2-3 продукта за один раз. Постепенно объем пищи можно увеличивать.
  • Со временем предложите малышу самому держать в руках кусочек пищи (яблоко, мясо, печенье).
  • Не кормите ребенка насильно и не перекармливайте.
  • При введении педагогического прикорма малышу разрешается вести себя за столом свободно: трогать еду руками, изучая ее. Постарайтесь отнестись к этому с пониманием. Мягко и спокойно направляйте ребенка: покажите столовые приборы, салфетки; расскажите зачем они нужны и дайте подержать их в руках.

Важно! Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с едой. Это может быть опасно для жизни малыша

Помните, что педприкорм – это еще не полноценная еда, а только первый шаг к плавному переходу на взрослое питание.

Педагогический прикорм можно вводить при грудном вскармливании. При этом объем и количество кормлений должны сохраняться в полной мере и не уменьшаться

Плюсы педагогического прикорма:

  • ребенка не отделяют от общего для всей семьи приема пищи;
  • детский ЖКТ продолжает поддерживаться ферментами из грудного молока;
  • кусочки пищи могут не перевариваться полностью, но они будут стимулировать выработку нужных ферментов;
  • ребенок сразу учится жевать небольшие кусочки еды, пользоваться ложкой и вести себя за столом;
  • у малыша не возникает проблем с аппетитом;
  • после 9 месяцев ребенка уже можно будет оставить на целый день с кем-то из взрослых и он сможет есть то, что и все.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий