9 советов как приучить ребенка помогать по дому

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Как организовать помощь детей по дому

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Труд на пользу общества

После первоначальной подготовки можно переходить к более сложным заданиям. По мере взросления увеличиваются возможности ребенка. Около 4-5 лет его движения становятся более координированными, а восприятие — совершенствуется. Он уже может выполнить поручение более сложного характера, например: «принеси яблоко и положи, пожалуйста, в корзину». Он вполне может запомнить и выполнить такую инструкцию.

Важно дать понять, что помощь окружающим — неотъемлемая часть жизни человека. Можно предложить помочь маме с уборкой

Выдайте ребенку влажную тряпочку, и пусть он вместе с вами протирает пыль. Отлично будет, если в уборке примет участие вся семья. Это станет наглядной демонстрацией необходимости труда для общей пользы. Но важно правильно координировать всех участников процесса. После уборки стоит сказать: «Посмотри, как стало чисто и красиво».

Как мотивировать ребенка на домашние дела?

Любая семья на определенном этапе сталкивалась с тем, что дети не помогают родителям. Что делать в подобном случае?

Заставить ребенка силой родительского авторитета и каких-либо наказаний можно, и на какое-то время этого хватит, чтобы дела выполнялись. Но очень вероятно, что из-за чувства противоречия и нелюбви к принуждениям чадо прекратит делать то, что требуется, сразу, как только увидит, что его не проверяют или не наказывают.

Да, таким образом вы не получите чистюлю-аккуратиста. Но ребенок (подросток тоже) должен прощупать рамки своей вседозволенности в социуме, и понять, чем вызваны родительские принуждения: отчего фактически становится плохо, если никто никому не помогает.

Родительский пример — лучшая мотивация для труда

Может статься, что ребенок и не ощутит дискомфорта – возможно, его не смущает беспорядок или отсутствие какой-либо еды, кроме чипсов. Опять же, продемонстрируйте то, что от бездеятельности пострадают так или иначе все – он не поможет поддержать приемлемый для всех порядок, ему не помогут сохранять его «домашнее мироустройство». Не дадут заработанные не им карманные деньги, не купят краски, не постирают любимую футболку, не помоют любимую чашку, не найдут чистую пару носков, и т.д. Ругать и стыдить не надо – но никакой ответной помощи!

А еще очень нужно рассказать про удобство разделения труда в ячейке общества, и предложить ребенку выбрать, что бы он мог и хотел делать для всех, а от чего взамен мог бы отстраниться. Можно даже собраться всей семьей и разделить занятия, а всеми нелюбимые дела распределить голосованием или жребием. Видя, что все в его окружении готовы мирно договариваться о помощи друг другу, ребенок наверняка захочет влиться в эту семейную атмосферу.

Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Дарья Блинова. Подробнее про авторов сайта.

Должен ли ребенок ребенок помогать по дому?

Обязанности подростка в семье – это негласный или установленный ранее ряд действий, который должен выполняться подростком «дома» в качестве вклада в общее семейное дело.

Вклад – это и убрать за собой, и поддерживать чистоту в комнате, и гулять с собакой, и забирать младшего ребенка из садика. В общем, есть вещи, которые делать НАДО. Кто-то в семье должен взять их на себя – тогда он освобождает других от этой нагрузки. Вот это и есть “вклад в общее семейное дело”.

Как определиться, должны ли у подростка быть такие обязанности? Довольно просто. Если вы считаете, что У ВАС они есть – они могут и должны быть и у подростка. В общем, если вы сейчас задумались: “А как их может не быть-то?! У всех есть обязанности…” – это ваш случай.

Это правда важно – чтобы на подростка распространялись те правила, по которым живет семья. Есть семьи, в которых люди делают только то, что им приятно, важно в моменте и нравится в целом

Никого не напрягают клубы пыли размером с хорошую болонку, люди бросят все дела, чтобы посмотреть на закат и поговорить об этом. И это – вопрос ценностей и приоритетов. Ребенок из такой семьи может сильно удивиться, когда попадет, скажем, в коллектив, где все расписано, есть дисциплина, обязанности и т.п. Вполне вероятно, родители подберут ему атмосферную школу, похожую на их семью. А потом он сам решит, как ему удобнее жить. Может, наоборот, потянется к дисциплине и понятным правилам игры. А может, продолжит семейную традицию.

Если же в вашей семье взрослые берут на себя обязательства и есть понятные правила – освобождать от этого подростка не стоит. Во-первых, это прямой путь к тому, чтобы избаловать. Ведь избалованность – это не когда много конфет, а когда думаешь, что тебе положено больше, чем другим. Причем, просто так, а не по заслугам. А во-вторых, ребенок будет бояться взрослеть. Ведь взрослый мир – это вот эти все противные обязанности в семье и прочие жертвы. Кто же захочет добровольно променять на такое все прелести маминой заботы?

Когда приучать ребенка к труду?

Начать обучение трудовым навыкам можно еще в раннем возрасте. Ребенок 2-3 лет уже вполне способен выполнять простые односложные инструкции взрослого. Первый этап обучения будет заключаться в воспитании стремления к самостоятельности. Около двух лет малыш начинает осознавать себя, как отдельный от мира субъект. Поэтому он сам будет проявлять тенденцию к самостоятельности

Важно только поощрять инициативу и не делать все за него

Кроме того, ребенок способен выполнять элементарные поручения. Можно попросить его что-то принести. Многие родители боятся этого («он ведь не прислуга!»). Но это может стать важным шагом к желанию трудиться, если он увидит, какую радость приносит маме своими действиями. Также дети часто подражают труду взрослых в своих играх. Станьте примером для своего чада!

В помощь помощнику: книги, наклейки и другие методы приучения порядку

Отличным подспорьем в деле приобщения ребенка к семейным ценностям, в числе которых и порядок в доме, могут стать книжки. К счастью, в наше время необязательно опираться на «Федорино горе» с «Мойдодыром». Кроме них, существует множество других детских изданий, которые в мягкой и красивой форме учат детей правильному поведению: серии книг «Каю», «Беренстейновские медвежата», «Тося-Бося», «Лучший друг – Конни».

Еще один мотивационный прием, который нравится многим родителям дошкольников и младшеклассников, – это поощрительные наклейки и карточки. Вы можете просто выдавать их ребенку за каждое проявление помощи (пусть копит, как Том Сойер, чтобы потом обменять на ценный приз) или вклеивать в специальную таблицу помощника, где расписаны добрые дела.

Некоторым детям очень помогает таймер, который можно установить на умной колонке, смарт-часах или телефоне. Пусть он напоминает о необходимости собрать игрушки, помыть посуду или начистить картошку для общего ужина.

Главное – помните, что дети вырастут, мелкие конфликты забудутся, а добрые отношения останутся навсегда.

Чем может помочь ребенок?

Как уже говорилось выше, малыш может немного помочь с уборкой. Также следует регулярно предлагать ему самостоятельную уборку своих игрушек. После 5 лет ребенок вполне может заправить свою кровать. Показав несколько раз, как это делается, предложите ребенку застелить ее самому. Приучайте его аккуратно складывать на стульчик или вешать на крючок снятые с себя вещи.

Прекрасным способом приучения к труду может стать уход за животными и растениями. Разумеется, ребенок не может полностью самостоятельно ухаживать за ними. Но вполне может помогать маме, особенно, если он сам попросил завести черепашку или попугайчика. Купите маленькую леечку для полива комнатных растений, научите малыша аккуратно рыхлить землю в горшочках и наблюдать за динамикой роста и состояния.

Ребёнок не хочет помогать по дому

«Не хочу», «Не умею», «Пусть взрослые делают» — такие фразы знакомы многим родителям. Но почему детям не хочется помогать по дому и как мотивировать их это делать, особенно если они настойчиво отказываются?

Детский психолог Надежда Плотникова объясняет, почему детям нет дела до домашних обязанностей: 

— родители не приучили ребёнка к ответственности с раннего возраста;

— детей слишком опекают и делают всё за них;

— родители используют наказания, чтобы заставить ребёнка помогать по дому;

— родители сами выполняют домашние обязанности нерегулярно или не выполняют совсем; 

— ребёнок боится сделать неправильно или испортить что-то и понести за это наказание; 

— ребёнок не уверен в своих навыках или не знает, как правильно решить задачу;

— ребёнка не хвалят за выполненные дела. 

Как научить ребёнка помогать по дому

Вот несколько рекомендаций от Надежды Плотниковой, которые помогут приобщить детей к домашним обязанностям: 

— Будьте примером: если  хотите, чтобы дети помогали по дому, обратите внимание на то, как вы сами выполняете домашние обязанности. Если вы приходите домой и кидаете вещи на кровать, а не убираете в шкаф, то и ребёнок  будет делать так же. . — Не ругайте за ошибки: ни у кого не получается сделать идеально с первого раза

Разбитые чашки и тарелки — вполне вероятный итог детской помощи. Поэтому, если дети делают что-то не так, не критикуйте и не наказывайте их за это. Ошибки позволяют нам получать опыт и расти. 

— Не ругайте за ошибки: ни у кого не получается сделать идеально с первого раза. Разбитые чашки и тарелки — вполне вероятный итог детской помощи. Поэтому, если дети делают что-то не так, не критикуйте и не наказывайте их за это. Ошибки позволяют нам получать опыт и расти. 

— Не просите делать всё на свете: начните с простых задач, которые ребёнок может выполнить, и постепенно добавляйте новые.

— Будьте последовательными в своих требованиях: не позволяйте ребёнку отлынивать от  работы, но и не забывайте хвалить его за то, что он делает.

— Сделайте уборку интересной: дети охотнее будут помогать по дому, если это будет весело и увлекательно. Например, разнообразьте уборку какой-нибудь игрой. 

— Объясните, зачем нужно выполнять обязанности по дому и что это значит для вас: воспользуйтесь методом ненасильственного общения, чтобы экологично выразить свои чувства и потребности. 

— Не наказывайте домашними обязанностями : так помощь по дому в глазах ребёнка станет чем-то негативным, расплатой за плохое поведение. 

— Не платите за работу: по мнению детского психолога Марины Мишиной, невозможно совмещать семейные и товарно-рыночные отношения. В семейных отношениях главное —  доверие и уважение. В них не платят члену семьи за то, что он делает из заботы о любимом человеке.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу.Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности.Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать.Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Как проконтролировать жизнь детей во второй половине дня

Неизвестно почему, но факт остается фактом: ребенок не умеет «чувствовать» время и не всегда способен определить, когда он голоден или замерз. Приходя из школы, он предается восхитительному ничегонеделанию, изредка прерываемому попытками сделать уроки.

Постарайтесь приучить ребенка жить по плану: «Вот ты приходишь из школы, в твоем распоряжении есть 5 часов. Смотри: сначала ты обедаешь и немного отдыхаешь, потом делаешь уроки и выполняешь обязанности по дому, все оставшееся время – в твоем распоряжении».

На выполнение заданных на дом упражнений и поручений родителей у ребенка должно уходить около 50% времени, 40% – занимать отдых, согласованный с родителями, 10% – оставаться на свободное время, когда школьник сам выбирает, чем ему заняться.

Обратите внимание: отдых и свободное время – разные вещи. Во втором случае речь идет о занятиях, позволяющих «забыть» про одно дело и перейти к выполнению другого

Даже если вы не оставите в расписании времени для безделья, оно все равно появится, только при этом вы будете нервничать, что ребенок никак не усядется за уроки.

Имейте в виду, что поначалу школьник будет выполнять лишь десятую часть из запланированного, а значит, его обязанности по дому должны быть небольшими. И еще: без стимула могут заниматься делом только высокоорганизованные от рождения дети! Ребенку должно быть выгодно помогать взрослым по дому и делать уроки до прихода родителей. Поэтому придумайте какое-нибудь поощрение за выполнение детских обязанностей.

Наверняка многие родители возразят: «Мы каждый день делаем уроки до глубокой ночи, а здесь речь идет еще о каких-то домашних обязанностях». Если на выполнение упражнений, заданных на дом, уходит больше двух часов, это может свидетельствовать о том, что ребенок устал, испытывает стресс (часто дети тратят на выполнение простых упражнений много времени, так как волнуются, что не успеют выполнить все задания), не может сосредоточиться из-за постороннего шума либо же не овладел образовательным материалом.

Иногда родители жалуются, что ребенок не обедает и ходит в школьной форме до самого вечера. С этим придется смириться. Дети не считают уход за одеждой своей обязанностью, поэтому просто забывают переодеться – это раз. Пока ребенок не осознает, что питаться всухомятку вредно, он не будет нормально обедать – это два. Сколько среди взрослых тех, кто вспомнит, как в детстве они разогревали суп, а потом выливали его, чтобы мама думала, что они нормально поели? К сожалению, чрезмерный контроль провоцирует вранье.

Важно: дистанционно контролировать ребенка, как правило, не получается. Телефонные разговоры на повышенных тонах приводят к непониманию между родителями и детьми: взрослые раздражаются, а школьники привыкают к тому, что на них кричат, и перестают слушать, что им говорят

Звонить оставшемуся одному дома чаду, конечно же, целесообразно: с целью уточнить, все ли дома в порядке, напомнить о чем-то. Однако не пытайтесь по телефону заставить сына или дочь делать что-0то из того, что он категорически отказывается делать.

Вечером, придя домой, обязательно поговорите с детьми и проверьте, как они провели день, справились ли с уроками и вашими поручениями. Если результат вам понравится, поощрите ребенка, и он будет стараться повторить свой успех.

Обязательным элементом поведения родителя является компенсация отнятого у малыша времени. Самая частая причина разногласий между детьми, остающимися одни дома, и родителями заключается в том, что последние, приходя домой с полной головой проблем, не уделяют первым достаточного внимания.

Не вините себя в том, что обстоятельства заставляют вас оставлять ребенка одного дома. Главное, чтобы он не чувствовал себя брошенным. На самом деле существуют разные способы поддержания контакта с детьми: от прогулок и звонков до записок и оставления чего-нибудь вкусненького на столе.

Никто из взрослых не может контролировать своего ребенка круглосуточно. Рано или поздно придет время, когда он начнет оставаться дома один. Как приучить ребенка к самостоятельности, вы теперь знаете. Не торопите события, и ваше чадо научиться правильно организовывать свое время.

С какого возраста ребёнок может помогать родителям

Помните, что ваш ребёнок — это маленькая, но уже личность. Его сознание и мировосприятие формируется с самого рождения. От того, что он делает, видит и слышит, будет зависеть то, каким он вырастет в будущем.

Желание помочь родителям начинает проявляться в двухлетнем возрасте. Ребёнок видит, как мама моет полы, например, и тоже хватается за тряпку, чтобы помочь ей. Он хочет показать маме, что может делать также, как она, что он самостоятельный (и взрослый =) ) человечек.

Не стоит кидаться отбирать тряпочку у ребёнка. Пусть как может, сделает своё дело. Покажите ему, как это правильно делать. А затем, когда малыш не видит, перемойте полы по-своему. Да, это займёт у вас немного больше времени. Но зато вы покажите чаду, что его забота и помощь очень важны для вас.

Также вы сами можете просить ребёнка о помощи — что-то принести или подать, убрать в шкаф, повесить на крючок. Главное, чтобы эти вещи и дела были безопасны для ребёнка.

Когда ребёнок стремится научиться одеваться и раздеваться самостоятельно, не препятствуйте ему. Подскажите, как делать правильно, но вовсе запрещать не стоит. Сразу объясните малышу, как и куда складывать вещи, чтобы не было бардака.

В период, когда ребёнок начинает посещать более старшие группы детского сада (с четырёх до шести лет), поощряйте и приучайте его складывать игрушки и вещи на полку или в корзину. В этом возрасте детям по силам менять корм и воду у домашних питомцев, раскладывать продукты в холодильник и накрывать на стол. Распределите обязанности по дому на всех членов семьи, где обязанностью ребёнка будет — вытирать пыль и складывать разбросанные вещи по местам.

Когда ребёнок пошёл в школу, помощи по дому у него значительно прибавится. Теперь введите в его обязанность ежедневную уборку и помощь.

А именно:

  • заправление постели;
  • уборка игрушек и вещей по своим местам;
  • уход за комнатными растениями;
  • сбор портфеля в школу;
  • уход и выгул домашних питомцев.

Не забывайте проявлять любовь и заботу по отношению к ребёнку. Показывайте чаду, что его помощь — неоценима для вас, что вы благодарны ему и цените эту поддержку.

Когда ребёнок приучен помогать родителям с малых лет, в подростковом возрасте он не будет воспринимать это, как нечто экстраординарное. А наоборот, с лёгкостью помоет посуду или пропылесосит в квартире.

Что посильно дошкольнику в домашних делах

Обязанности детей по дому должны соответствовать их возрасту. Возможности трехлетнего малыша отличаются от того, что должен уметь ребенок 6-7 лет.

На первых этапах дошкольник только оказывает помощь взрослому, выполняя работу вместе с ним или рядом с ним. Впоследствии, имея определенные навыки, он может иметь конкретные обязанности по дому. Задача мамы и папы поддерживать и подбадривать ребенка, а также контролировать выполнение и качество.

Приобщение 3-летних малышей

Приобщение трехлетних дошколят к оказанию посильной помощи начинается с естественных потребностей поддерживать порядок в доме

Если взрослые будут обращать внимание ребенка на чистоту и аккуратность вокруг, он будет с удовольствием выполнять поручения в наведении порядка, посильные его возрасту. Например:

  • убрать свою тарелку, ложку и чашку после принятия пищи;
  • сложить свои игрушки в коробку;
  • убрать книги, карандаши, бумагу в специальное место;
  • вместе с мамой полить комнатные цветы;
  • покормить домашнее животное;
  • раздеваясь, аккуратно сложить свои вещи на стульчик.

Включение малыша в выполнение таких обязанностей очень своевременно. В 3 года развитие личности ребенка переходит на новый этап, когда он начинает себя осознавать как «Я действующий». Посильный труд – самый подходящий способ принять участие в полезной деятельности и увидеть собственные достижения.

Первые обязанности в 4-5 лет

В 4-5 лет ярко выражается стремление детей жить такой же жизнью, как и взрослые. Дошкольник уже не только хочет поучаствовать в действии, а стремится достигнуть похвального результата. Не просто сложил вещи, а «сложил аккуратно», не просто вымыл тарелку, а «вымыл чисто» и пр.

Соответственно, перечень обязанностей, с которыми может справиться ребенок, расширяется. Дошкольник может помочь:

  • сервировать стол под присмотром взрослого;
  • счищать остатки пищи с грязной посуды и загружать ее в посудомоечную машину;
  • вытирать пыль;
  • убирать за собой игрушки и материал для самостоятельных занятий;
  • поливать цветы и растения на огороде;
  • участвовать в украшении комнаты к празднику;
  • развешивать свои вещи после стирки на сушилке;
  • выполнять посильные одноразовые поручения с понятной задачей (принести, сложить, рассортировать по коробкам и пр.).

Взрослым важно знать, что до 5 лет ребенок воспринимает различное участие в делах не как трудовую деятельность, а как некую игру, но особенную. Соответственно, отказ от выполнения поручения говорит не о том, что у ребенка как-то неверно формируется ответственное отношение. Как правило, имеют место другие факторы: настроение малыша, самочувствие, интерес к другому занятию

Как правило, имеют место другие факторы: настроение малыша, самочувствие, интерес к другому занятию.

Что может делать ребенок по дому в 6 лет

Дошкольник в 6 лет разделяет труд и игру. Он знает, что, потрудившись, принесет пользу, может оказать значительную помощь своим родителям. У него уже могут быть постоянные ежедневные обязанности:

  • помогать маме с уборкой;
  • убирать свою одежду в шкаф;
  • расстилать и заправлять свою кровать;
  • помогать развешивать выстиранное белье;
  • накрывать самостоятельно на стол для себя и всех членов семьи;
  • помогать ухаживать за младшим братом или сестренкой;
  • выгуливать домашних животных;
  • нести покупки из магазина (в соответствии с весом).

Что должен делать дошкольник в 7 лет

В этом возрасте помощь родителям по дому довольно обширна. Во-первых, ребенок уже достаточно хорошо владеет навыками самообслуживания; во-вторых, знает, что такое помощь взрослым и ответственен за определенные обязанности по дому. В перечень того, что может и должен делать ребенок 7-ми лет по дому, входит:

  • Содержать в чистоте и порядке свою комнату или уголок.
  • Делать простые покупки (хлеб, молоко).
  • Готовить простые блюда (омлет, кашу из фасованных пакетов).
  • Нарезать овощи для борща или салатов.
  • Убрать со стола и помочь помыть посуду.
  • Вытереть посуду.
  • Вынести мусор.
  • Следить за порядком в одежде. Убирать свою разбросанную одежду в шкаф.
  • Ухаживать за домашним питомцем.
  • Выполнять необходимые поручения при подготовке к приему гостей.
  • Помогать на даче или огороде (полив растений, сбор урожая).
  • Собирать свой рюкзачок в детский сад или на занятия развивающей студии.

Продуктивный подход – распределение обязанностей в семье. Например, ребенок убирает посуду со стола, мама моет посуду, а папа ее вытирает. Еще один вариант: во время уборки дома у дошкольника конкретная обязанность – вытирать пыль и пылесосить.

Дети от 1 до 3 лет: раскладывание игрушек и вещей по своим местам

Это самый лучший возраст, чтобы начать приучение ребенка к уборке и помощи старшим.

Человек до трех лет воспринимает весь мир как одну большую игру и не догадывается, что мытье полов и вытирание пыли – на самом деле довольно скучное занятие. Да, такой малыш едва ли способен хорошо выполнить серьезное дело, зато он максимально открыт усвоению и подражанию. Он действительно хочет помогать старшим, полностью копировать их поведение, пробовать новое. А за одно – получать похвалу и подтверждение своей «правильности», «хорошести», значимости для семьи. Так что вручить тряпочку даже годовалому ребенку – отличная идея. Разумеется, без малейших ожиданий продуктивного результата. На первом этапе все, что вы получите, это дополнительный беспорядок (главное – не признавайтесь в этом малышу).

К сожалению, не у всех родителей есть ресурс на устранение этого дополнительного беспорядка, и тут многие совершают ошибку: словами «Ты еще не дорос» они полностью отказывают малышу в праве на помощь.

Как надо

На данном этапе мы формируем у ребенка не навыки аккуратности, а эмоциональную связку «я помогаю – взрослые радуются». Поэтому находим любые комфортные для вас формы такой помощи. Пусть это будет мелочь, но позволяющая малышу ощутить единение с семьей. Дайте ему хорошо отжатую тряпочку для пыли, предложите собрать мелкое белье с сушилки, позвольте перенести небьющуюся посуду с обеденного стола на кухонный. Все что угодно, лишь бы ребенок почувствовал, что он – помощник.

Для самых маленьких по возможности сделайте такую практику регулярной, но без малейших проявлений давления и назидания. С трех лет вводите для ребенка посильные постоянные обязанности: поставить ботинки на полку, собрать игрушки, положить одежду в отведенное для нее место и т. п.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий