Синдром гиперактивности — мнение медиков
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Симптомы СДВГ: ребенок гиперактивный, невнимательный, импульсивный.
Существует перечень проявлений данных симптомов у ребенка согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) и американской классификации психических патологий (DSM-V).
Дефицит внимания | Гиперактивность и импульсивность |
Часто теряет вещи | Совершает импульсивные движения руками или ногами |
Избегает задач, требующих умственного напряжения | Не может ждать своей очереди |
Ребенок забывчивый | Вмешивается в разговор или деятельность других |
Часто переключается с одного занятия на другое | Отвечает прежде, чем был закончен вопрос |
Не может выполнить задание до конца | Совершает шумные выходки, выкрики |
Не слушает | Не может играть тихо, спокойно |
Не выполняет инструкции, не работает самостоятельно | Действует как будто «заведенный» |
Легко отвлекается | Чрезмерно много бегает |
Часто встает с места |
При наличии минимум 6 проявлений из 9, наблюдающихся в разных социальных средах (дом, класс, секция) в течение не менее 6 месяцев, врачи подозревают у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром гиперактивности — мнение педагогов
Мы показали данный перечень воспитателям детского сада и педагогам начальной школы. Они отметили, что не меньше 20 % всех детей в 2-3 года (при поступлении в садик) и около 15 % ребят в возрасте 6-8 лет (при поступлении в школу) имеют некоторые из этих симптомов.
Чаще всего встречались следующие характеристики:
малыш активнее других детей;
ребенок проявляет нетерпеливость, может вскакивать с места, выкрикивать ответ в классе или на занятии в детском саду;
совершает беспокойные движения руками и/или ногами (например: барабанит пальцами, стучит ногой);
не может спокойно сидеть на одном месте, вертится, крутится, ерзает, извивается;
находится в постоянном движении, куда-то лезет, карабкается, бегает, прыгает;
ребенок шумный и болтливый, не может играть тихо и спокойно.
Значит ли это, что синдром гиперактивности встречается у каждого пятого ребенка?
Сложность постановки диагноза
- Прежде чем говорить о синдроме гиперактивности у ребенка, медики предлагают сначала убедиться в том, что импульсивность, чрезмерная активность и отвлекаемость не являются реакцией ребенка на сложную жизненную ситуацию в семье, садике, школе (переезд, семейные неурядицы, конфликты). Однако в современной жизни сложно «поместить» ребенка в идеальную ситуацию, чтобы сказать, что симптомы никак не связаны с влиянием психотравмирующих факторов.
- Не существует лабораторных и радиологических тестов, подтверждающих данное заболевание.
- Критерии диагностирования синдрома гиперактивности недостаточно ясные, часто изменяются.
Лечение, предлагаемое гиперактивному ребенку, длительное и не всегда эффективное, 100-процентное излечение невозможно.
Все это затрудняет диагностирование и ставит под сомнение необходимость медицинского вмешательства при синдроме гиперактивности.
Некоторые медики (включая психиатров), психологи, учителя, родители считают синдром дефицита внимания и гиперактивности несуществующим заболеванием (среди них специалисты с мировым именем — Томас Сас, Мишель Фуко).
Комитет по правам ребенка ООН даже выпустил рекомендации, в которых выразил озабоченность ошибочным диагностированием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдрома дефицита внимания (СДВ).
Итак, не все врачи имеют 100-процентную уверенность в необходимости назначения лечения гиперактивному ребенку.
Многие медики, психологи, педагоги склоняются к мнению, что если у ребенка не выявлены органические нарушения центральной нервной системы (ЦНС), то с проявлениями синдрома гиперактивности можно справиться немедикаментозными методами.
Пути коррекции | Ответственный за помощь ребенку |
Психокоррекционная работа | Психолог |
Коррекционная педагогика | Воспитатель в доу, учитель в школе |
Улучшение микроклимата в семье ребенка | Родители |
Правильное воспитание | Родители |
Большое значение в коррекции поведения ребенка с признаками синдрома гиперактивности имеет самочувствие ребенка в семье и его правильное воспитание.
Родители могут создать условия для развития ребенка, научить его использовать свою энергию в нужном русле. Для этого нужно понять особенности психики гиперактивного ребенка. Эти знания даются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Покажем основные моменты, которые просто необходимо знать родителям о своем шустром ребенке.
Советы психологов
- Если вы хотите чего-то добиться от ребёнка индиго, то не приказывайте, а просите. Не просто наставляйте, а обосновывайте.
- Не обращайтесь со своим радужным карапузом, как с маленьким. Не сюсюкайте и не заигрывайте. Ваше уважительное отношение, восприятие его на равных он обязательно примет и оценит.
- Всегда поступайте с малышом по справедливости. Это чувство у него развито всегда не по годам. Говорите ему только правду, не юлите и не изворачивайтесь. Иначе потеряете уважение и доверие к себе.
- Приучайте кроху к самостоятельности с самого раннего детства. Но будьте готовы к тому, что понятия порядка и беспорядка у вас и у маленького индиго могут резко отличаться. И с этим тоже надо считаться.
- Уважайте свободу выбора вашего ребёнка. С теми, кто спокойно принимает его таким, каков он есть, малыш будет вести себя совершенно по-другому. Без излишней демонстративности.
- Приготовьтесь к тому, что у вашего крохи всегда будет необычный подход к самым обычным вещам. Не воспринимайте его новаторство в штыки. Если малыш что-то делает не так, как все, это ведь не значит, что он это делает на корню неправильно.
Творческие наклонности индиго требуют воплощения. Ваша задача – не дать угаснуть интересу к тому виду творчества, который ребёнок для себя избрал. Донесите до малыша истину, что у каждого занятия имеется потенциал, глубина, динамика. И любым делом можно заниматься всю жизнь, находя в нём новые нюансы и варианты развития.
- Внутренний мир индиго богат, разнообразен, загадочен, но закрыт для посторонних. Они по натуре отшельники. В большинстве своём потому, что редко встречают себе подобных. А понимание в обществе им снискать довольно трудно. Вот и предпочитают радужные дети одиночество. Тем важнее для родителей – не потерять связь со своим чадом, постоянно заинтересовывая его общением с собой. А это труд, и нелёгкий. Ведь вы сами, по своему интеллектуальному развитию, должны будете соответствовать высоким критериям собственного ребёнка. А значит, постоянно самообразовываться и повышать свой IQ.
- Относитесь с уважением к необычности своего ребёнка. Не скупитесь на выражения своей к нему любви. Он нуждается в вашей любви в той же мере, в коей сам несёт её в этот мир.
- Не сравнивайте своего малыша с остальными детьми. Индиго развиваются как бы в ускоренном темпе. Поэтому критерии оценки их достижений должны быть другими. И программы обучения могут быть индивидуальными. Без консультации специалистов родителям трудно будет сориентироваться во всех тонкостях воспитания ребёнка индиго. Обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу. Он подскажет вам, как выстроить линию поведения, чтобы ваш радужный карапуз рос здоровым и счастливым. Гармонично вписался в социум и реализовал свой богатый интеллектуальный потенциал.
Любите своего радужного карапуза. Ведь любовь и есть — смысл его существования
Воспитывая своего маленького индиго, чётко уясните для себя, что в вашей семье растёт человек новой эпохи
Человек, который в будущем вполне может стать выдающимся, сделать что-то важное и значимое для человечества. А что именно это будет – мы увидим чуть позже…
ПОЧЕМУ «синих» ДЕТЕЙ — 90 %?
Так почему же «индиго» начали называть чуть ли не каждого ребенка? Столкнувшись с проблемами стихийного бедствия районного масштаба, родители хватаются за голову. А им говорят, что их дети сверходаренные «индиго», и указывают признаки, очень похожие на СДВГ.
После этого родитель решает, что его ребенок — гений, а окружающие в силу своей серости этого не понимают. Это куда проще, нежели признать, что у пусть даже одаренного ребенка есть проблемы и начать лечение. Особенно если в нем кроме педагогической корректировки присутствуют медикаменты. Откуда же такой страх перед таблетками?
Дети индиго — термин, впервые использованный американским экстрасенсом и синестетиком Нэнси Энн Тэпп в 1982 году в книге «Как разобраться в жизни с помощью цвета». Тэпп утверждает, что способна видеть ауру вокруг человека и, приблизительно в конце 70-х, начала замечать множество детей с аурой цвета индиго. На сегодняшний день, по ее мнению, это 97% детей до 10 лет и 70 % в возрасте от 15 до 25. Широкое распространение термин получил в 1999 после финансового успеха книги Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер The Indigo Children: The New Kids Have Arrived. Кэрролл утверждает, что подобная тема стала следствием общения с «носителем ангельской энергии», которого он именует Крайон.
Детей индиго с точки зрения академической науки не существует. Точнее, черты, которые отличают их от остальных, в некоторой степени присущи (были присущи) каждой личности на определенном этапе ее развития, кроме одной — «цвета ауры». Однако ни в одном научном сообществе мира не был зарегистрирован тип измерительного устройства, который измерял бы «длину волны ауры» человека.«Википедия» от 01.11.07.
О! Это долгая история, восходящая к так называемой риталиновой истерике.
Есть такой препарат, риталин, потрясающе повышающий внимание, но, как все сильнодействующие средства, обладающий рядом побочных эффектов, включающих в себя и летальный исход. Последние случаи единичны, но маме единичного погибшего ребенка от этого не легче. Этот препарат, мягко говоря, неполезный во многих отношениях
Но кроме него сегодня существует огромное количество и других, более мягких средств, корректирующих и невнимательность, и гиперактивность. Ведь СДВГ (СДВ) мешает:
Этот препарат, мягко говоря, неполезный во многих отношениях. Но кроме него сегодня существует огромное количество и других, более мягких средств, корректирующих и невнимательность, и гиперактивность. Ведь СДВГ (СДВ) мешает:
- формированию речи;
- учебной деятельности;
- развитию социальных и многих других навыков.
Я пытаюсь устоять на ребре монеты. На одной ее стороне — школа «индиго», на другой — психоневрологи, психологи, логопеды и прочие врачи.
Балансируя, пытаюсь сравнить то, что предлагают с одной и с другой стороны. Итак, у нас есть два минуса: дефицит внимания (невнимательность), гиперактивность (шустрый ребеночек, прошибающий лбом стены и не сидящий на месте пяти минут) и один плюс — частая сверходаренность таких детей.
Не навешивайте ярлыки, а действуйте!
Вы можете считать ребёнка каким угодно, однако знайте, что вам обязательно нужно показать его психоневрологу, если имеются:
- сложности в общении со сверстниками (трудности социализации);
- проблемы с усвоением школьного материала (постулат, что ребёнка не понимают учителя, не принимается. В этом случае вы обязаны подобрать ребёнку подходящее учебное заведение и сделать всё, чтобы он получил хорошее образование);
- плохой аппетит;
- частые заболевания (каждый месяц и чаще);
- повышенная двигательная активность;
- беспричинные вспышки агрессии и злости.
Врачи считают, что все дети нуждаются в повышенном внимании со стороны родителей
Но это не то внимание, когда ребёнка таскают по развивающим занятиям и покупают сладости с вещами. Внимание — это совместно проведённое время, адекватное общение и своевременная помощь для решения конфликтных ситуаций и социализации ребёнка. Но как же показать ребенку свою любовь, заботу и внимание? «Я думаю о тебе, ты мне важен, я люблю тебя, ты самый лучший на свете!» Когда любовь переполняет, мы легко и с удовольствием делимся ею!
Но как же показать ребенку свою любовь, заботу и внимание? «Я думаю о тебе, ты мне важен, я люблю тебя, ты самый лучший на свете!» Когда любовь переполняет, мы легко и с удовольствием делимся ею!
Если ваша фантазия заканчивается на устных признаниях, дарим еще 20 способов, как показать малышу, что вы любите его! Какие – то, наверняка, давно и часто практикуете, что – то станет новеньким! Скачайте чек-лист “20 способов показать детям свою любовь”
Воображаемые друзья
Некоторые люди считают, что духи обитают рядом с нами, и волшебные дети взаимодействуют с ними. У вашего ребенка есть воображаемые друзья, которые появляются во сне и наяву? Не игнорируйте этот факт и побеседуйте с ребенком на эту тему. Духи распознают наиболее чувствительных людей, чтобы передать через них свое послание или выполнить свое предназначение. Дети не могут объяснить родителям появление духов, поэтому они обычно называют эти встречи визитами друзей.
Ванесса Паради и Вайнона Райдер готовятся к даче показаний по делу Джонни Деппа
В Краснодарском крае аномальная жара: из-за засухи обмелели озера
Дом из бамбука на Бали, у которого нет 4-х стен: но именно так и задумано (фото)
Признаки с рождения
Сразу после появления ребёнка на свет вам наверняка никто не скажет, наделён он какими-то феноменальными способностями или нет. Разве что экстрасенс способен распознать ауру сине-фиолетового цвета. А вот годам к двум-трём уже можно будет заметить некоторые особенности, отличающие детей индиго от остальных малышей.
Наделены очень высоким уровнем интеллекта
Дети индиго наделены очень высоким уровнем интеллекта. Причём их таланты раскрываются в довольно раннем возрасте. Они в своём умственном развитии намного опережают сверстников. Рано начинают читать, обладают ярко выраженными математическими способностями. Могут интересоваться определённой сферой знаний, будучи совершенно равнодушными к остальным. Из всех занятий предпочитают творчество в любых его проявлениях. Они рассудительны. Умеют определять причинно-следственные связи и мыслить логически. Имеют свой взгляд на мир. И он, обычно, кардинально отличается от того, что думают и рассказывают обычные малыши.
Они не задают простых вопросов. Да и ответы на них, зачастую, пытаются найти самостоятельно. Наблюдая, слушая, делая выводы. А чрезвычайно развитая интуиция помогает им в выборе правильных решений.
У таких детей очень хорошо развита речь и большой словарный запас. Свои мысли они излагают без труда, поражая красноречием самых заядлых ораторов.
Дети индиго всегда прекрасно понимают, что они делают и зачем. И подвигнуть их на какие-то действия можно только путём убеждения и разъяснения. Приказы и распоряжения здесь не помогут. Правила и запреты не для них.
В них развито чувство личности. Они уверены в своей индивидуальности и неповторимости. Для них не существует ни авторитетов, ни кумиров. Самооценка детей индиго находится на довольно высоком уровне, но не преувеличена. Прекрасно осознавая свои особенности, они не стесняются о них говорить. Но если встречают непонимание и неприятие, становятся замкнутыми и высокомерными.
Подчиняться чужой воле таким карапузам очень трудно. Авторитарный стиль воспитания здесь никак не уместен.
Плохо уживаются в коллективе. Взаимопонимания со сверстниками им достигнуть очень тяжело. Предпочитают общество взрослых.
Чрезмерно активны и очень рассеянны
Не могут надолго концентрировать своё внимание на одном виде деятельности. Быстро теряют интерес к тому, что уже изучено ими и понято.
Хорошо владеют как правой рукой, так и левой
Это происходит из-за одинаковой активности полушарий мозга, которая является отличительной особенностью детей индиго. По той же причине они могут, иногда, при обучении письму, писать буквы и цифры в зеркальном их отражении.
Очень часто имеют фобии (страх высоты, темноты, смерти и т.п.) и плохо спят. Могут жаловаться, что им снятся странные сны или кошмары. У многих наблюдается склонность к суициду.
Признаки детей индиго
Различные авторы дают свои рекомендации, как распознать ребёнка индиго. В чём-то эти рекомендации разнятся, но есть у них нечто общее. Основные внешние признаки детей индиго:
1. Таких детей легко отличить по поведению. В коллективе они ведут себя самоуверенно и даже царственно. В психологии это называется нарциссизмом и плохим воспитанием.
2. Дети индиго не признают никаких авторитетов и правил, которых не понимают. Они сами знают, что нужно делать и сами создают для себя правила. Это создаёт определённые проблемы с социализацией детей в обществе. Они не признают религии (церкви), так как изначально ощущают себя детьми Бога. Так зачем им нужны посредники, в виде служителей церкви?
3. Как правило, дети индиго частые посетители травмпунктов. Они не учатся на чужих ошибках и предпочитают познавать мир эмпирическим путём.
4. Дети индиго не в состоянии обучаться по плану, составленному для среднестатистических детей. У них своя методика. Они учатся не ради достижения каких-либо конкретных целей, им важен сам процесс обучения.
5. Зачастую это гиперактивные дети, которым нужно минимум еды и сна. Они способны без устали заниматься любимым делом, но быстро утомляются от рутины. Их практически невозможно заставить учиться. Несмотря на то что показатель IQ у них достаточно высокий, учатся они ниже среднего уровня. Им просто неинтересно решать скучные, однотипные задачи.
6. Это творческие, увлекающиеся дети. Они не могут решить простенькую задачку за третий класс, но способны собрать сложнейший прибор, до принципа работы которого не додумаются и профессора.
7. Дети индиго легко справляются с любой проблемой. Их сложно поставить в тупик, и они всегда найдут нестандартный выход из любой ситуации.
Астропсихологи утверждают, что дети индиго стали рождаться из-за парада планет, который произошёл в 1982 г. Это было достаточно редкое явление, когда все 9 планет солнечной системы выстроились в одну линию. Астрологи предсказывали землетрясения, политическую нестабильность, кризис, войны и революции, так как небесные тела оказывают на Землю своё влияние. Каждый подобный парад провоцировал солнечную активность, что в свою очередь, влияло на людей. Однако, этот парад привёл к появлению детей индиго.
Астропсихологи и биоэнергетики условно разделяют детей индиго на три категории:
- Первая волна рождения необычных детей пришлась на 1983 г. – 1995 г. Это дети-экстрим. Сложные дети, с неуёмной энергией, обладающие разрушительной силой и всё время испытывающие себя на прочность. Они хотят изменить мир, чего бы им это ни стоило.
- Примерно с 1998 г. начали рождаться дети индиго «учителя». В них заключаются все знания, накопленные человечеством за всю свою историю. Это философы, вечно в поисках истины и гармонии. Они чувствуют себя единым целым со всем миром. Остро чувствуют боль людей, животных, растений, и могут расплакаться от сорванного просто так листочка.
- С 2003 г. начали рождаться индиго «посвящённые». Это дети-гении, которые совершают технические революции и прорывы. Для них не существует загадок, которые они не могли бы решить. В школе по обычной программе они учиться не могут и чаще всего, родители выбирают для них домашнее обучение, или спец. школы.
Согласно астрологии, в разные периоды на Землю влияли определённые планеты, этим и объясняются различные способности у детей индиго.
Большинство индиго страдает от ночной бессонницы. Именно в ночное время у них обостряются все их таланты, и повышается продуктивность работы.
Эффект Форера, чтобы обмануть неосведомленных
Описание типологии ребенка индиго достаточно широко у различных гуру New Age. Сторонники этого религиозно‑мистического учения заявляют, что талантливых и нестандартных (то есть индиго) детей с каждым годом становится всё больше.
Ньюэйджеры уверены, что появление таких вундеркиндов предзнаменует скорое наступление новой эпохи и приход новой расы.
По их мнению, индиго нуждаются в другом обращении и образовании, чем другие дети, более чувствительны к «духовному плану» реальности и приносят послание миру из таинственных и нематериальных слоев. Каждый из этих детей-это что-то вроде прорыва нового грядущего мира, наполненного миром и любовью, первые признаки смены парадигм и так далее.
Из-за псевдонаучной основы понятия «дети индиго» вряд ли можно сказать, что это теория или гипотеза. Это, во всяком случае, еще одна из спекуляций, которые не могут быть проверены, поскольку в объяснениях лишком приближены к духовным элементам.
Наука о детях индиго — нет никаких доказательств их паранормальных способностей
Учёные ещё со времён Ньютона доказательства существования духовной энергии, которую можно чувствовать и передавать. Но все их старания оказались тщетными. Например, попытки объяснить сверхчувствительность «рационально» с помощью квантовых или торсионных полей только вызывали недоумение и негодование физиков.
Телепатия и экстрасенсорика, перерождение душ и энергия жизни остаются выдумками. Как и паранормальные способности детей индиго.
По сути, это лишь способы заработка на доверчивости людей. Так рекламируют и продают книги, фильмы, тренинги и услуги специальных центров.
Дети индиго не такие уж уникальные. В целом описания их способностей очень расплывчаты, поэтому под характеристики может подойти любой ребёнок. Да и люди с нетипичным характером и типом мышления были всегда. Замкнутость или нонконформизм — это просто черты личности. А раннее или ускоренное развитие вовсе не гарантирует, что в будущем ребёнок станет гением.
Однако и отдельные особенные черты, которые приписываются детям индиго, давно известны психологам и психиатрам. Так, все малыши до трёх лет, а иногда и старше, проявляют эгоцентризм и могут считать себя исключительными. Неправильное воспитание же будет только подстёгивать у таких детей чувство собственного превосходства над всеми остальными.
Другие личностные признаки, которые приписывают детям индиго, могут говорить о расстройстве аутистического спектра. Например, нетипичный образ мыслей, холодность с окружающими или отсутствие привязанностей. Некоторые родители принимают эти особенности за признаки экстрасенсорного дара и даже пытаться его развивать. В результате дети вовремя не получают необходимой помощи.
Дети с повышенной чувствительностью более подвержены проблемам с привязанностью
СРСИ дана человеку, чтобы ограждать мозг от лишней информации и таким образом защищать от чрезмерной стимуляции. Но что случается, если СРСИ слабая или дисфункциональная? Она не выполняет свою защитную функцию, и мозг ребенка оказывается «затоплен», и возникает сенсорная-моторная-эмоциональная перегрузка. Это «эффект домино», когда неполадки в одной системе рушат все остальное. И тогда мозгу не остается ничего другого, как начать искать другие варианты для собственной защиты от сенсорной перегрузки. И он их находит.
Именно дисфункция в работе СРСИ влечет за собой далеко идущие последствия для развития ребенка. И в первую очередь для развития отношений, для возникновения и углубления привязанности. Как пишет Джул Эпп в своей статье «Аутизм и эмоции»:
И еще цитата: «В самом своём истоке аутизм связан с тем, что больше всего нами «движет»: с разделением. В аутизме мы видим эмоцию, которая делает то, что ей и положено: пытается исправить проблему сепарации».
Чтобы «исправить проблему сепарации», мозг активирует защиты привязанности. Да, эти защиты есть у каждого из нас. Эволюционно они предназначены для того, чтобы защищать нас от непереносимой уязвимости при столкновении с разделением.
Но при гиперчувствительности они активируются по другим причинам и выполняют другие функции. Вот эти защиты привязанности при гиперчувствительности: — деперсонализация, — защитная альфа,— защитное отчуждение.
Cистема регулирования сенсорной информации
Наш мозг устроен таким образом, что способен принять только 3-5% сигналов из внешнего мира. И бо́льшая часть работы мозга приходится на то, чтобы отсеять эти 95-97% входящей информации
Мы часто думаем, что для решения какой-то задачи нам нужно сосредоточиться на ней, сконцентрироваться, обратить внимание. На самом деле, главная задача мозга – не пустить лишнее. Это похоже на настройку приемника: для того, чтобы поймать нужную волну, нужно устранить все помехи
«Отстройка» служит настройке
Это похоже на настройку приемника: для того, чтобы поймать нужную волну, нужно устранить все помехи. «Отстройка» служит настройке.
И для этого у мозга есть специальная система фильтров – система регулирования сенсорной информации (СРСИ). Она очень сложная, управляется лимбической системой (эмоциональным мозгом). И именно эта система «решает», какую информацию и в каком количестве следует пропустить в мозг. Она, как страж у ворот, является первой линией защиты мозга.
Но СРСИ может быть слабой или дисфункциональной. Как сито может быть с мелкими и частыми ячейками, может быть с крупными, а может и вовсе быть дырявым решетом. В таком случае в мозг поступает больше сигналов или гораздо больше, чем нужно и чем он в состоянии обработать. Но так как мозг эволюционно не создан для этого, он оказывается перегружен сенсорными сигналами, что в свою очередь вызывает моторную и эмоциональную перегрузку.
Вот как описывала Джул Эпп своего сына в статье «Аутизм и эмоции»: «С другой стороны, я бы не сказала, что выходить из дома было приятно. Лай собаки. Плач другого ребёнка. Звук транспорта. Его будоражило всё. Даже в нашем безопасном доме любой неожиданный звук: чихание, кашель или звонок телефона – вызывал у него сильный испуг и заканчивался паническим криком. Про пылесос даже не стоило и заикаться. Визиты гостей – особенно мам с их собственными детьми, спонтанно издающими разные звуки, – были кошмаром. Идиллические планы сходить с ребёнком на курс массажа или уроки плавания быстро перекочевали в область немыслимого.
В чём же было дело? Задолго до того, как моему сыну был поставлен диагноз «аутизм», я знала, что он был чувствительным. Крайне чувствительным. Задолго до того, как я поняла природу аутизма, я знала, что у моего сына не было фильтров, – мир как будто напрямую проникал в него и переполнял сверх всякой меры».