Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества и другое.

Обычно организовывается одним или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Как справиться с последствиями травли

Дети, особенно подростки, предпочитают ориентироваться на мнение сверстников или тех, кто немного старше. А еще они любят сами искать информацию, смотреть видео в интернете. Так что лучший вариант – предоставить ребенку список полезных ресурсов. Это могут быть книги, рассказывающие о буллинге, сайты и телефоны доверия, сюжеты блогеров или звезд об их опыте преодоления буллинга.

Можно купить ребенку книгу Айджи Майрок «Почему я?». В ней автор рассказывает о собственном опыте преодоления буллинга и его последствий. Например, она советует каждый день заниматься любимым делом, думать о будущем и составлять план по его достижению, ежедневно делать маленькие шаги на пути к счастливому будущему.

В заключение осталось осветить вопрос профилактики травли в школе. Итак, как не стать жертвой буллинга? Родители должны придерживаться демократического стиля воспитания, уважать личность ребенка. Необходимо поощрять самостоятельность сына или дочери, рассказывать ему о чувстве собственного достоинства и самоценности.

И главное – объяснить ребенку, что нападают те, кто сами слабые. Поэтому не нужно их бояться. Как правило, достаточно один раз дать стойкий отпор, и агрессоры отстают

Важно научить ребенка выстраивать и отстаивать личные границы. Но для этого сами родители должны их иметь и уважать границы своего ребенка

Виды буллинга

Школьный буллинг – явление разностороннее, поскольку издевательства над жертвой бывают самыми разными. Рассмотрим основные формы подобного поведения.

  • Физическое насилие. Буллер воздействует на свою жертву в физическом планет – это пинки, толчки, дёргание за волосы. В особо тяжёлых случаях – побои. Такие издевательства легче всего пресечь, потому что и родители, и учителя сразу замечают их последствия.
  • Психологическое насилие. Менее очевидная, хотя и более распространённая форма буллинга. Агрессия здесь выражается в унизительных комментариях, насмешках, угрозах. Эмоциональные «насильники» дают жертве обидную кличку, стигматизируют его: «жиробас», «бомж» и пр.
  • Экономическое насилие. Тут всё просто. У школьника постоянно вымогают карманные деньги, могут просто отбирать ценные вещи: смартфоны, одежду, другие предметы. Иногда буллеры специально портят одежду (рвут, выбрасывают, пачкают в краске и пр.), рюкзаки, тетрадки и т.д.
  • Кибербуллинг. Несколько лет назад возник и получил распространение особый вид школьной травли – кибербуллин. Он подразумевает давление на жертву с помощью средств коммуникации. Агрессоры распространяют порочащую информацию в соцсетях, угрожают в мессенджерах и по электронной почте, снимают и распространяют видеоролики с издевательствами.

Что делать

Рассмотрим план действий с двух позиций: агрессоры–ученики и агрессоры–учителя.

Агрессоры – ученики

Как защитить ребенка от травли в школе:

Обратитесь к учителю. Работать нужно со всем классом и на уровне взрослых.
Подключите школьного психолога или обратитесь к частному психологу. Предложите ему поучаствовать во встрече конфликтующих сторон.
Если учитель не видит проблемы или отмахивается от нее, то идите дальше. Обратитесь к директору. Если нужно, дойдите до администрации.
Подключите родителей агрессора и родителей других детей. Объясните им, что свидетели буллинга тоже получают психологическую травму.
Если дело дошло до побоев, то снимайте их и пишите заявление. При любом типе буллинга собирайте максимум доказательств. Например, сохраняйте скриншоты переписок, если речь идет об угрозах в Сети.
Научите ребенка давать отпор

Важно объяснить, что о буллинге нельзя молчать. Нужно всегда давать отпор (спокойно и решительно), подключать учителей и родителей

Расскажите о последствиях буллинга, чтобы у ребенка не осталось сомнений.
Поддерживайте ребенка. Никаких «Ты сам виноват», «Хватит их провоцировать», «Не обращай внимания». И ни в коем случае не выставляйте ребенка еще большей жертвой: «Да что ж вы, ироды, с ним делаете».
Не бегите от проблем и не переводите ребенка в другую школу.

Все взрослые участники разбирательств должны дать понять детям – то, что они делают не весело. Это преступление. Не пренебрегайте законами, особенно если речь идет о травли подростков.

Агрессоры – учителя

Проблему травли ребенка учителем на себе испытала журналистка и психолог Ольга Золотков. Ей удалось разрешить ситуацию, на основе которой Ольга составила план действий:

  1. Звонить во все колокола. Обратитесь к самому педагогу, завучу или директору школы. Если нужно, дойдите до администрации. Хуже вы уже не сделаете, вашему ребенку и так плохо.
  2. Записывайте каждую мелочь. Собирайте как можно больше доказательств буллинга, тогда вас не смогут обвинить в клевете и предвзятости.
  3. Четко определите, чего хотите добиться: увольнения учителя, смены классного руководителя, публичных извинений. Это позволит не отвлекаться от сути, не реагировать на отговорки.
  4. Договаривайтесь о встречах. Лучше всего если на встречу с педагогом придут оба родителя. Для решения конфликта можно подключить медиатора.
  5. Ни за что и ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь эмоциям. Будьте с ребенком единой командой, не позволяйте вас рассорить. Держите ребенка в курсе событий, но избавьте его от негатива и активных разбирательств.
  6. Не надейтесь на поддержку со стороны других родителей, но не отказывайтесь от нее. Идите до конца, максимально придавайте инцидент огласке. Однако помните о том, что остановиться можно в любой момент, если учитель найдет в себе силы и мудрость пойти в сторону компромисса.

Если мирные пути не помогают, остается только одно – подача заявления в полицию и министерство образования

В нем важно подробно и с отсылкой к законам РФ обосновать свои претензии. Основные помощники: Конституция РФ, Закон об образовании и УК РФ

​Буллинг в начальной школе

Самый большой процент травли отмечается в возрасте с 8 до 15. К сожалению, дети в начальной школе также подвержены воздействию буллинга со сторон сверстников.

Во многих школах первоклашек набирают «случайным» образом. Дети приходят в новый коллектив, где формируются группы по интересам. А в таком возрасте первоклашки жаждут общения, действия и игры. И в таких коллективах возникают идеи дружить и действовать против кого-то, ведь это тоже объединяет.

Увидеть буллинг в начальной школе проще чем в подростковом периоде – один учитель следит за группой детей на протяжении учебного дня. После выявления факта агрессии учитель должен донести эту проблему родителям и психологу.

Буллинг в начальной школе не имеет каких-либо специфических особенностей

Важно, чтобы классный руководитель обращал внимание на поведение детей на уроке и во время перемены. Взрослые должны позаботиться о психологическом состоянии ребенка и обезопасить его, в случае нападения или непринятия коллективом

Если вы заметили, что ребенок резко скатился по учебе, или собирается в школу с истериками или с большим нежеланием – поговорите с ним. Возможно причина кроется в конфликте с одноклассниками, или в травле вашего ребенка.

Как бороться с буллингом в школе?

Буллинг является проблемой, которая остро стоит в подростковой и школьной жизни. Усугубляется она тем, что жертвы зачастую замалчивают факт издевательства. Хуже, когда родители знают о произошедшем и не предпринимают попыток помочь ребенку выйти из этого состояния.

Да, ребенок должен постараться справиться с обидчиком сам. Но родители должны поддержать и дать понять «Чтобы не случилось, мы рядом». Когда подросток чувствует поддержку, справиться с проблемами ему намного легче.

Буллинг – это постоянные нападки. Чтобы ребенок мог их остановить, нужно придерживаться следующих правил:

  • Понимать, что проблема есть и ее нужно решать.
  • Обратиться за помощью к человеку, которому доверяешь.
  • Не обращать внимания на нападки булля. Агрессор ждет от вас реакции на свои поступки. Нет реакции – значит он уйдет искать ее дальше.
  • Не давайте себя в обиду. Научитесь давать сдачи. На физическую силу нужно ответить тем же.
  • Найдите группу поддержки – совместными усилиями проще бороться с проблемой.
  • Полюбите себя – нельзя даваться себя в обиду.
  • Поработайте над своей самоуверенностью.
  • Научитесь противостоять манипуляциям.
  • Подумайте, из-за чего началась травля? Вы можете это исправить? Нет? Значит примите себя таким. И не стоит винить себя за несовершенства. Если агрессор это не принимает – это его проблемы, а не ваши.
  • Подумайте о смене коллектива. Примите это как заботу о себе, а не попытку к бегству.

Для решения проблемы необходимо знать причину возникновения буллинга в школе среди подростков. Порой помощь психолога нужна всем участникам конфликта – не пренебрегайте общением со специалистами.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Можно ли простить обидчиков во взрослом возрасте

Фото: pexels.com/ru-ru/@fauxels

Детские обиды не прощают, их прорабатывают: отыгрывают, разряжают эмоцию через психологические техники. Обиду рисуют, раскрашивают, увеличивают, уменьшают, усиливают. Смотрят, какие вторничные выгоды были у человека с помощью этой обиды.

И когда во взрослом возрасте мы разговариваем про обидчиков, мы рассматриваем ситуацию целиком: горюем, плачем, рвем бумагу, – как-то проживаем ту эмоцию, ситуацию из прошлого. Но нужно смотреть всю семейную систему целиком и систему отношений в обществе: откуда пошла эта ситуация, чего не хватило человеку, чтобы он тогда мог за себя постоять, и как сейчас это скомпенсировано во взрослом возрасте. А если не скомпенсировано, то как это можно исправить.

Что делать с буллингом учителям

Учителю очень важно понимать, что такое буллинг в школе и какие чудовищные последствия он может иметь. Понятно, что за всем не уследить и иногда проблемные ситуации хорошо скрываются

Но если вы знаете о факте травле и не делаете ничего, чтобы справиться с ней, то становитесь ее соучастником.

Есть несколько вероятных решений подобного вопроса:

Проведите откровенный разговор с детьми. Нужно делать это в спокойной обстановке и постараться донести до присутствующих насколько плохим поступком становится травля и какой вред она способна нанести. Не нужно кричать или проявлять агрессию

Очень важно работать на упреждение – даже если в классе нет случаев буллинга, расскажите, как важно замечать такие случаи и рассказывать о них.

Проведите встречу с родителями. Они часто не знают, что над ребенком издеваются, потому подобный разговор способен раскрыть им глаза

Пригласите на разговор и родителей обидчиков. Во многих случаях это позволяет решить проблему.

Сделайте ситуацию публичной. О том, что подобная проблема есть, должен знать руководящий состав школы, учителя и классный руководитель. Нужно также плотно работать со школьным психологом.

Помните о том, что ребенку очень важно понимать, что вы находитесь на его стороне, готовы поддержать и показать, что есть решение проблемы, замыкаться в себе не стоит, всегда можно найти выход

Что (не) делать учителю, если дети травят ученика в классе

Эти 3 вещи учителю не стоит делать категорически

В буллинге в классе есть то, что еще хуже, чем игнорирование, и, как ни странно, эти модели поведения очень распространены в наших школах. 

1) Сводить проблему к формальностям. Участников конфликта заставляют извиниться друг перед другом, помириться, бывает, даже пожать друг другу руки, и делают вид, что это должно помочь. На самом деле, это только злит и еще сильнее провоцирует агрессоров.

2) Отказываться решать проблему самостоятельно. Учитель сразу ведет детей к завучу или директору, показывая свое бессилие — сам-то он ничего сделать не может. Этим он теряет свой авторитет в глазах детей и все его призывы жить дружно становятся бессмысленными.

3) Быть необъективным. Учитель принимает сторону одного из участников конфликта и откровенно защищает его. Ну, не может быть полезным человек, лишенный объективности.

Невозможное возможно — 4 вещи, которые стоит делать учителю

Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые, на первый взгляд, вещи. На практике они требуют очень серьезного отношения, последовательной систематической работы. 

1) Помните, что главный лидер в классе — учитель. Он не подавляет лидерские качества детей, просто он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети всегда готовы пойти за ним. Это очень сложная работа. Со стороны может показаться, что это просто человек такой. На самом деле, это титанический труд. 

2) Проводите систематические беседы с детьми. Но не о том, как плохо обижать других (хотя и такие нужны), а о том, какие мы все разные. Этому миру нужны мы разные. Шустрые — те, кто быстро реагирует и легко приспосабливается к новому. Спокойные — те, кто позволяет этому миру сохранять стабильность и равновесие. Каждый со своими особенностями. И мы должны научить детей говорить об этих особенностях, видеть их в себе и в других и принимать людей такими, какие они есть. Такие разговоры не превратятся в формальность, если учитель сам заинтересован в них.

3) Объясняйте ученикам, что не все так однозначно. Детские конфликты — это деление на черное и белое, это самый простой способ восприятия: я — хороший, он — плохой. И задача учителя — усложнить это восприятие, создать условия, в которых придется размышлять и делать выводы. Тогда времени и сил на буллинг в классе просто не останется. 

4) Будьте внимательны. Нужно постоянно контролировать «горячие точки» школы, где, как правило, учителя бывают редко, и агрессорам очень удобно поджидать свою жертву:

  • узкие темные коридоры;
  • подвал;
  • раздевалка;
  • и другие неприметные уголки.

Как противостоять детскому буллингу и помочь ребенку, которого травят

Толстый, жирный, поезд пассажирный; у кого четыре глаза тот похож на водолаза; жадина-говядина соленый огурец – дразнилки в 20-х годах прошлого века были выделены советским филологом Георгием Виноградовым в отдельную область народной словесности – детский фольклор. И многие взрослые считают, что в них нет ничего страшного. Вполне возможно, что эти люди либо никогда не становились жертвами дразнилок, либо благополучно об этом забыли.

Когда дразнят — это обидно. Дразнилки вызывают чувство тревоги, снижают самооценку, пугают. Даже самый уверенный в себе ребенок, живущий в любящей и понимающей семье, начинает думать, что с ним что-то нет так и его есть за что обзывать. Дети младших классов часто поддразнивают друг друга, включая элемент насмешек в свои игры. Это допустимо, пока смешно всем участникам. Но когда поддевки становятся систематическими и направлены только на одного ребенка – детский фольклор переходит в статус буллинга.

Что такое буллинг?

Буллинг (с англ. bullying) означает запугивание, травля, издевательство, дедовщина. Это психологическое, порой физическое давление на ребенка со стороны агрессора. Нападающим может быть одноклассник, старшеклассник или любой человек из окружения. Порой в роли агрессора выступает не один человек, а группа лиц, которых объединяет ненависть и издевательство над одним подростком.

Что такое буллинг простыми словами:

Буллер (агрессор) чувствует свое превосходство над пострадавшим, поэтому позволяет себе терроризировать жертву в разных проявлениях: унижает морально, задевает физически. Такие выходки чаще всего преднамеренные, запланированные и регулярные.

Своим поведением нападающий хочет показать превосходство над сверстниками. Для самоутверждения выбирает человека, заведомо слабее, чем сам буллер.

Что позволяет себе буллер:

  • Глупо шутить
  • Обсуждать и осуждать внешний вид
  • Сплетни
  • Забирать личные вещи (сумка, деньги, гаджеты)
  • Физическая сила: толкать, бить.
  • Унижать способности и достижения

Многие могут осуждать такое поведение агрессора, но при этом никак не воздействуют на него, боясь, что такое поведение может преследовать их самих. Поэтому большая часть коллектива молча наблюдает за издевательствами, а некоторые подростки присоединяются к лидеру.

Что делать с буллингом ребенку

Печально, но практика показывает – в подобной ситуации у ребенка остается очень мало возможностей по реальному разрешению ситуации. В ряде ситуаций, можно попробовать поговорить с обидчиком один на один и понять, что именно его задевает

Важно быть откровенным и рассказать о том, что его действия обижают вас. Это помогает разрешить недопонимания, которые иногда возникают в классах, но не решает проблем с хулиганами

Ребенку нужно помнить три важных правила:

Молчать нельзя. Превращать свою жизнь в пытку из-за мнимых представлений о чести и извечном «ябедничать не хорошо» не стоит

Агрессоры уже опускаются значительно ниже, зачем проявлять к ним какую-то снисходительность и джентльменство? Важно помнить, что травля часто становится только хуже и хуже, ее нужно давить в зародыше.

Чем больше людей знает – тем лучше. Требуется рассказать родителям и учителям

Нельзя позволять отмахиваться от своей проблемы. Если есть какие-либо дополнительные доказательства буллинга, пусть даже нелицеприятные, их стоит обязательно сохранить и показать.

Психолог всегда на вашей стороне. Очень многие пренебрегают школьным психологом. Но даже если он не смог сработать так, как от него ожидали, ставить крест на всей профессии не стоит. Обязательно нужно найти профильного специалиста, который поможет решить проблему.

Огласка, внимание к проблеме, спокойствие и рассудительность – вот что помогает найти выход из сложной ситуации. Помните, что терпение и замалчивание подобных случаев не принесет никому ничего хорошего

Социальная структура буллинга и действующие лица

В 2019 году агентство «Михайлов и партнеры. Аналитика» провело исследование, в ходе которого выяснилось, что 52% опрошенных подростков сталкивались с агрессией в школе. «В первую очередь учащиеся жалуются на психологическую агрессию сверстников (32%) и на ее физические проявления (26,6%) — толчки, побои и другое», – цитирует агенство РБК.

У агрессора наблюдается:

  • низкая самооценка, поднять которую он пытается с помощью унижения и оскорбления других людей
  • нарцисстические черты – желание любой ценой быть в центре внимания
  • склонность к доминированию, манипуляциям, интригам

У агрессора есть помощники, которые объединяются вокруг булли и активно травят жертву. Оставшийся школьный коллектив делится на свидетелей, одобряющих преследование и равнодушных наблюдателей, которые не вмешиваются в процесс травли. Если у жертвы появляется защитник – его тоже подвергают агрессивному преследованию и либо перетягивают на свою сторону, либо делают вторым объектом насилия.

За что могут травить? По большому счет, за все: лишний вес, цвет волос, наличие очков, застенчивость, успеваемость, эмоциональные проявления. Преследуют детей с неврологическими заболеваниями – нервным тиком и заиканием.

Как понять, что ребенка травят

Мы уже рассмотрели частные признаки буллинга для отдельных видов. Теперь поговорим об общих признаках травли в школе:

  • самоизоляция, замкнутость, отдаление от детей и взрослых;
  • упрямство и негативизм при обсуждении школы, отношений со сверстниками, темы буллинга как таковой;
  • вспышки агрессии и раздражительность;
  • тревожность и напряженность, усиливающиеся в присутствии конкретных людей или в определенных условиях;
  • скачки настроения и обидчивость или, наоборот, чрезмерная сдержанность;
  • нежелание ходить в школу, придумывание «отмазок»;
  • вялое и подавленное состояние;
  • частые простуды и жалобы на ухудшение самочувствия.

Главный признак – резкие изменения в поведении, настроении, мышлении, реакциях, предпочтениях ребенка. Дети реагируют на травлю по-разному, многое зависит от первичных особенностей личности.

Чем опасен школьный буллинг

Распространенная ошибка многих родителей – восприятие школы как места, в котором личность ребенка должна закаляться в трудностях. Часто встречается мнение о том, что проходя через травлю, человек становится сильнее и выносливее психологически. Это ошибочное утверждение.

Школа – это место, где человек получает новые знания и социализируется. А значит, все помехи для этого должны быть устранены. Буллинг относится к списку таких помех и не обращать на него внимания попросту нельзя.

Есть сразу несколько негативных последствий буллинга:

  • Доведение до самоубийства. Часто ребенок просто не видит выхода из ситуации, его жизнь превращается в ад. На фоне гормональной перестройки в период взросления это становится особенно опасным. Травля часто становится причиной суицида.
  • Психологические проблемы. Так как личность в школе только формируется, попадание в ситуацию буллинга может нанести травму на всю жизнь. Процесс социализации нарушается, человек просто не может встроиться в общество.
  • Ухудшение успеваемости. В школе нужно думать об учебе. Но как этот делать, если ребенок понимает, что на перемене, по пути домой или внутри класса его ждет угроза? Здесь крайне сложно сосредоточиться на усваивании материала.

Последствия травли

Издевательства негативно сказываются на психическом и соматическом здоровье, социальном благополучии участников буллинга. Узнаем, с чем именно они сталкиваются.

Психологические последствия

Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.

Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2019 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет). Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.

Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.

Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.

Прочитайте нашу статью о том, как распознать суицидальное поведение. В ней мы анализируем причины суицида главной героини сериала «13 причин почему» — школьницы Ханны Бейкер. Одна из них — буллинг.

Последствия для здоровья

По данным ВОЗ, пострадавшие сталкиваются со следующими проблемами:

  • зависимости (алкоголизм, наркомания);
  • проблемы в сексуальной сфере;
  • психические расстройства;
  • трудности с поиском и сохранением работы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • агрессия и аутоагрессия (нанесение самоповреждений, негативное и грубое отношение к себе).

Среди соматических проблем встречаются плохой аппетит, головные боли, нарушения сна, боли в животе, усталость, частые простудные заболевания.

Социальные последствия

Согласно другому исследованию, и пострадавшие, и буллеры с трудом адаптируются в обществе. Первые чувствуют себя одинокими, им сложно заводить друзей. Вторые и те, кто побывал в обеих ролях, чувствуют себя изолированными от общества. Кроме этого, пострадавшие отличаются социальной незрелостью. Они словно застревают в роли школьника / школьницы, боятся людей.

Пострадавшие от моббинга страдают ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессией, тревожным расстройством, проблемами с адаптацией и сном. ПТСР проявляется навязчивыми воспоминаниями о травле, избеганием ситуаций, напоминающих ее (например, столкновение с новым коллективом), хроническим напряжением и возбуждением. С точки зрения работы компании моббинг приводит к текучке кадров, снижению эффективности сотрудников, невыходам на работу.

Чем опасна травля в школе

Слово «травля» недаром родственно глаголу «отравлять». Ведь итоги подобного явления могут быть самыми серьёзными. И при этом, как ни странно, негативный опыт приобретают все участники издевательств: буллер, жертва и свидетели. Агрессивный ребёнок превращается в деструктивную личность, свидетели живут с чувством вины. Но больше всего страдает и наиболее тяжёлые травмы получает именно объект травли.

Среди самых распространённых последствий для жертвы буллинга можно выделить следующие проблемы.

  • Сложности в учёбе, плохие отметки.
  • Пропуски уроков, потому что нет желания идти в школу.
  • Психосоматика, то есть заболевания, обусловленные продолжительным стрессом.
  • Пониженная самооценка, невозможность поверить в собственные силы. Некоторые дети винят себя в том, что с ними происходит.
  • Тревожные и депрессивные расстройства психики, вплоть до самых тяжёлых форм.
  • Невротические состояния, проблемы с нахождением в обществе. Даже будучи взрослым человеком, жертва буллинга старается избегать компаний и коллективов.
  • Физические травмы и даже увечья.

В особо тяжёлых случаях эмоционально неустойчивые подростки могут попытаться покончить с собой. Согласно психологическим исследованиям, у жертв школьной травли суицидальные мысли и даже поведение наблюдается в 5 раз чаще, чем у их более благополучных ровесников. Это огромная цифра.

Как ребенку вести себя в ответ на оскорбления друга?

Научите быть выше ситуации. Так называемый «друг» обозвал тебя глупым, безмозглым? Ответить: «Ты сейчас меня оскорбляешь. Меня оскорблять не надо. Если еще раз повторится, я не смогу с тобой дружить». Если не помогло и травля продолжилась – разрывать контакт. Друг – это не тот, кто угрожает, оскорбляет, манипулирует, ворует вещи. Учите ребенка любить себя и правильно выбирать себе окружение.

А что с начинающейся физической агрессией? Если, к примеру, один мальчик спустил моего сына с лестницы? Мой вернулся весь в синяках. Списываться с родителями и угрожать полицией, если еще раз повторится?

Знаю историю, где мальчик проявлял агрессию по отношению к другим детям: бил их, сталкивал с лестницы, одной девочке раздавил очки, оставив на лице царапины. Родители только возмущались в чате и один раз сходили к директору. Ничего не помогало.

Есть такой психологический феномен. Пока вы прощаете, зло процветает. Никаких полумер не должно быть. Получил ребенок телесное повреждение – сообщаете директору школы (лучше письменно), тут же едете в травмпункт, фиксируете травму и пишете заявление в  подразделение по делам несовершеннолетних

Также важно сохранять и другие доказательства: делать скрины переписок, записывать на диктофон разговоры, делать фото испорченных вещей. Все это может стать доказательной базой при подаче заявления

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий